Вид коллиура, анри матисс — описание картины

Яркость Матисса : Мир искусства

Февраль 26, 2013

К числу наиболее значительных собраний музея, характеризующих искусство одного из выдающихся мастеров, принадлежит эрмитажная коллекция (залы 343–345), включающая 37 картин Анри Матисса (1869–1954).

Этот художник, изучавший классическое искусство Европы и современные ему течения, знакомившийся с образцами культуры Востока и постоянно бывший внимательным и чутким наблюдателем жизни, создал произведения, появление которых ознаменовало новую ступень в развитии живописи Франции.

Его картины доносят до зрителя все богатство ярких красок жизни, хотя построены они не на основе буквального копирования натуры.

Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, живописец достигает невиданной до того силы его звучания, используя чистые, локальные цвета, прибегая к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения цветов, применения светотени и мелкой детализации.

Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.

«Красная комната» Матисса

В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт, интерьер, человек,– мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Подзаголовок картины – «Десерт. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название.

Не сюжет, не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, а мир красок, их звучные сопоставления, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Матисс не сразу нашел верное решение.

Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном».

Для усиления впечатления Матисс трансформирует традиционные элементы построения картины или вовсе отказывается от них – у него нет глубины пространства, воздушной среды, света и теней, он упрощает и схематизирует формы, что сближает композицию с декоративным панно.

Узоры скатерти свободно перенесены со стола на стену, обобщенно написанные ярким цветом и ничем не моделированные фрукты, графины, вазы воспринимаются как яркие пятна орнамента. А линии контура фигуры женщины, сервирующей стол, оказались созвучными изгибу сине-голубых узоров и наклону ветвей деревьев.

Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.

Художник, никогда не, ставивший знак равенства между миром реальным и миром, изображенным в картине, оказался предельно правдив и в данном случае именно потому, что, поразившись необычному контрасту снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних цветов,– но при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев ритм, соответствующий узорам картины.

«Танец» и «Музыка» Матисса

Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в.) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.

Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов).

Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века.

Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, зеленого и синего,– одновременно способствовал выявлению движения, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур.

Танец

Всегда стремившийся к лаконичности решения, Матисс, работая над панно «Музыка», отказался от первоначального варианта с более подвижными фигурами, изображением собаки, лежащей на холме, и растущих в траве цветов и частично переписал картину, придав ей нынешний, обобщающий смысл.

Музыка

Коллекция картин Матисса в Эрмитаже, почти целиком состоящая из произведений, исполненных до 1914 года, содержит первоклассные образцы натюрмортов, жанровых композиций, панно, портретов, изображений обнаженного тела, что дает представление о разнообразии жанров, в которых работал этот великий живописец.

В компании «Тринити» можно приобрести недорого Supermicro конфигуратор.

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=1202

Картины Матисса, их названия и описание :: SYL.ru

Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам.

Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами.

Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни.

Творческая лаборатория живописца

В самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Вместе с ними он создает стиль, именуемый фовизм («дикий»).

В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Мы дадим краткую характеристику последнему произведению.

«Натюрморт»

В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин.

Художник с любовью относится к изображению предметов. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру.

Какие произведения Матисса находятся в России

Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Это отчасти собрание Щукина, отчасти дар секретаря и менеджера художника Лидии Деректорской.

Многие из них являются подлинными вершинами, на которые поднялся Матисс. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа.

Читайте также:  Вилла фарнезина в риме, италия

Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве.

«Танец»: картина Матисса

Этот знаменитый огромный холст размером 2,6 х 3,9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Когда работа была создана (1910 г.), то С. Щукин поразился смелости художника и не решился выкупить панно. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает.

Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, «Русские сезоны» Дягилева и, конечно, фарандола.

Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Больше ничего нет. Ни одной лишней детали.

Все внимание приковано к пластике движений, к изгибам женских фигур, которые подчинены энергичным, буйным звукам музыки.

Тела женщин не прорисованы, у них нет даже лиц. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями».

Алжир и творчество художника

Знакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Зато он вывез из страны коллекцию керамики и тканей, которые затем служили ему фоном для работы.

Яркий свет натуры, яркая декоративная роспись, арабески повлияли на дальнейшее развитие его творчества. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г.), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца.

Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина.

«Красная комната», Эрмитаж

Плоское пространство комнаты заливает алый цвет. Очертания стола с трудом угадываются. Он является продолжением ковра на стене.

Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. Помогает определиться в пространстве также окно.

За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами.

Работы Матисса узнаваемы. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/305913/kartinyi-matissa-ih-nazvaniya-i-opisanie

Известные картины Анри Матисса

Самые известные и скандальные работы знаменитого мастера современного изобразительного искусства.

Французский живописец Анри Матисс (1869–1954) работал в различных направлениях искусства, в том числе, в скульптуре, но самые известные произведения он создал именно в качестве художника.

Наряду с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном он считается одним из самых влиятельных деятелей современного искусства, а его работы произвели революцию в мире живописи.

Выдающийся колорист, Матисс также известен своими трудами в области фовизма — движения, в котором он стал ведущей фигурой.

Женщина в фиолетовом пальто

Дата создания: 1937
Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса. Лидия изображена в экзотическом марокканском костюме, в окружении экзотичных цветом и абстрактного интерьера. Эта картина демонстрирует декларативность авторского стиля.

Открытое окно

Дата создания: 1905
Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения — фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов. Классической иллюстрацией работы этого направления является картина «Открытое окно», изображающая вид из квартиры художника в Коллиуре, на южном побережье Франции. Произведение считается знаковым для раннего модернизма.

Золотая рыбка и палитра

Дата создания: 1914
Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.

В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо, интерпретируемый как автопортрет.

Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Роскошь, Спокойствие и Наслаждение

Дата создания: 1905
Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.

Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.

Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

Женщина в шляпе

Дата создания: 1905
Выставленная в 1905 году на Осеннем Салоне (выставке в Париже), «Женщина в шляпе» оказалась в центре внимания. Портрет жены Матисса, Амели Парейр, поразил как зрителей, так и критиков за счет свободной манеры письма, незавершенности, яркости и неестественности в цветовых решениях, став одним из известнейших шедевров живописца.

Купальщицы у реки

Дата создания: 1905
Сам автор считал данную картину «Купальщицы» одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет, дорабатывая детали, отражая интерес к кубизму. Сдержанная цветовая палитра и строгие формы поразительно отличают картину от большинства других произведений Матисса.

Голубая обнаженная

Дата создания: 1907
Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы в его карьере.

Впервые представленная на Салоне Независимых, скульптура «Голубая обнаженная» потрясла французскую публику, а позже произвела сенсацию и в других странах.

Эта работа вдохновила Пабло Пикассо на создание не менее спорных Авиньонских девиц.

Красная студия

Дата создания: 1907
Картина изображает мастерскую Матисса: беспорядочно разбросанные по всей студии картины, скульптуры, посуда. Стены и пол равномерно покрыты красной краской. «Красная студия» считается ключевой работой в истории искусств, а в 2004 году, по результатам опроса экспертов, заняла пятое место из 500 в списке наиболее влиятельных произведений современного искусства.

Радость жизни

Дата создания: 1906
Прорывная для Матисса работа изображает нескольких обнаженных женщин и мужчин на фоне, наполненном яркими цветами. Вдалеке можно увидеть танцующие фигуры. Пример работы в стиле фовизм, как и многие другие картины автора, вызвал ряд возмущений в дни показа.

Танец

Дата создания: 1910
Источающая «примитивную» энергию, картина намеренно была окрашена несколько по-детски. Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведением Анри Матисса.

Капелла Четок/Chapelle du Rosaire в городе Ванс (Франция)

Дата создания: построена в 1949–1951 по проекту Анри Матисса

Сам автор считал Капеллу Четок на Лазурном берегу Франции своим лучшим творением. Он вдохновился на ее создание под влиянием бесед, которые художник вел с ухаживающей за ним во время болезни монахиней.

На обращение художника к теме христианства повлияла личная трагедия Матисса: в 1944 году за участие во французском сопротивлении в гестапо попали его жена и дочь. После пыток их поместили в концлагерь Равенсбрюк. Им пришлось пройти через страшные для женщин унижения. Жена Матисса не выжила, а дочь осталась калекой после освобождения.

Автор предельно сдержан в создании интерьера капеллы, но тем удивительней эффект, который вызывают графичные черные силуэты на белых стенах.

Необычная роспись стен по керамической плитке при внешней сдержанности необычайно экспрессивна и создает яркие и полные выразительной силы образы.

Сохранились свидетельства о долгой и кропотливой работе Матисса над эскизами стенной росписи. Контрастом нейтральному белому фону стен капеллы служат яркие витражи.

Читайте также:  Портрет мадемуазель ривьер, жан огюст доминик энгр

 Загрузка …

Источник: https://artrue.ru/style/abstract/izvestnye-kartiny-anri-matissa.html

Анри Матисс (1869-1954)

Матисс принадлежит к числу крупнейших французских художников XX века. Его творчество оказало большое воздействие на все западноевропейское искусство.

Матисс родился в 1869 году на севере Франции, в Като. Он обратился к живописи сравнительно поздно, его первые работы относятся к 1890 году. Переехав в Париж, Матисс недолго обучался в частной академии Жюлиана, затем в школе искусств, где в мастерской Густава Моро встречался с Мангеном, Камуэном,

Пюи и другими молодыми живописцами. Вначале Матисс работал в строго традиционной манере, много копировал старых мастеров в Лувре.

Но в 1897 году в его творчестве наступил перелом: он обращается к импрессионизму, а затем к искусству постимпрессионистов, по-своему перерабатывая творческий опыт дивизионистов, Ван Гога, Гогена и, прежде всего, Сезанна.

Картина «Посуда на столе» близка работам Сезанна строгой конструктивностью композиции, пластичностью и лаконизмом форм. Воздействие Ван Гога заметно в бурной, динамичной манере натюрморта «Посуда и фрукты».

Но Матисс более решителен в своих новаторских стремлениях, что проявляется главным образом в колорите. Яркие рефлексы на белой посуде в натюрморте «Посуда на столе», так же как и окраска предметов в картине «Посуда и фрукты», достигают такой насыщенности и силы, какой не знали живописцы предшествующих поколений.

В 1905 году Матисс возглавил группу художников, получивших прозвище «фовистов». т. е. «диких» (от французского слова «fаuve», что значит дикий зверь). В эту группу входили бывшие соученики Матисса по мастерской Густава Моро, а также Дерен и Вламинк.

Отбросив традиционные методы моделировки предметов и перспективного построения картины, эти художники начали писать ярким открытым цветом, упрощая и схематизируя форму, вызывая ощущение глубины пространства сопоставлением интенсивных красочных пятен. Именно так написан «Пейзаж в Коллиуре».

Ощущения слепящего солнца, заливающего южный ландшафт, художник добился не светотеневыми эффектами или цветными рефлексами, как это делали импрессионисты, а переливами чистых оранжевых, малиновых, красных тонов, оттененных яркими пятнами зелени и холодной синевой воды.

Матисс стремится здесь не столько передать цвета натуры, сколько воплотить свое переживание, свое, как он говорил, чувство природы. Отсюда такая повышенная эмоциональность его колорита. К 1908 году группа фовистов распалась.

Матисс, творчество которого достигло к этому времени полной зрелости, выходит на самостоятельный путь, стремясь, по его словам, свободно воплотить свою индивидуальность.

Он пересмотрел все конструктивные элементы живописи: композицию, рисунок, цвет, стремясь, чтобы в картине «полностью раскрылись характерные возможности, присущие каждому такому элементу в отдельности».

Матисс строит композицию более плоскостно и четко расчленяет ее; цвет становится предельно ярким, а обобщенный рисунок — выразительным. Художник устраняет все ненужные подробности, считая, что «детализация нарушает цельность чувства».

Он оперирует самыми простыми, самыми действенными средствами, из которых наиболее эффективным является прием контрастных сопоставлений. «Лавина цвета сама по себе беспомощна», — писал Матисс, считая, что «в цвете важнее всего соотношения».

«Цвет и линия — это силы, и в игре этих сил, в их равновесии — скрыта тайна творения». На тонко и точно разработанных красочных и ритмических контрастах построены лучшие произведения Матисса, в которых он словно заново открывает и утверждает красочное великолепие материального мира.

Красно-коралловая поверхность в декоративном панно «Красная комната» приобретает особую яркость, оттененная зеленью пейзажа в окне, причем это основное сопоставление обогащено не только синевой вьющегося орнамента, но и Динамикой его контуров, подчеркивающих гладкую неподвижность фона.

В «Натюрморте с голубой скатертью» арабески декоративной ткани кажутся еще крупнее при сравнении с небольшими предметами, а рыжая медь кофейника и желто-красные яблоки акцентируют общую сине-зеленую тональность картины.

Невероятна интенсивный розовый цвет фона «Севильского натюрморта» словно излучает сияние, контрастируя с сине-зелеными восточными шалями. При всей целостности и стойкости выработанных живописных средств, Матисс, однако, никогда не придерживался какой-либо раз навсегда установленной системы.

В противоположность плоскостности таких композиций, как «Натюрморт с голубой скатертью» или «Красная комната», в натюрморте с панно «Танец» он прибегает

к сложному скрещению пространственных планов. Мягкая гармония бледно-сиреневых, розовых, лимонных тонов лишена ослепляющей яркости. Но строго выверенные цветовые соотношения, плотность красочного слоя придают картине ту же силу живописного воздействия.

Благодаря концентрации, лаконизму всех средств выражения, энергии цвета, обобщенности форм, искусство Матисса приобретает новый, по сравнению с искусством XIX века, монументальный масштаб. Тем самым он раскрывает и новые возможности в области декоративной живописи.

Захватывающая выразительность такого произведения, как большое панно «Танец», написанного специально для украшения интерьера (лестницы в доме московского коллекционера С. И. Щукина, являвшегося одно время главным заказчиком Матисса), заключается, прежде всего, в немногочисленности примененных в нем средств.

Красочная гамма сведена к трем цветам: зеленому, синему, кирпично-красному, если не считать темных контуров, обрисовывающих плоскостно трактованные тела. Ради усиления экспрессии движения Матисс удлиняет пропорции, утрирует жесты и обретает гармонию целого, подчиняя все эти изгибающиеся в стремительной пляске фигуры единому ритму вращающегося хоровода.

По-иному разрешает Матисс задачу большой декоративной композиции в картине «Семейный портрет». На первый взгляд она производит впечатление восточного ковра, щедро затканного орнаментом. Художник неистощим в изобретении самых разнообразных по цвету и ритму узоров, заполняющих холст. Но Матисс никогда не утрачивает реального смысла того, что изображает.

При всей плоскостности построения картины создается полное впечатление пространства комнаты. При помощи ярких пятен одежд художник утверждает доминирующую роль фигур в этой композиции, не теряющей монументальности, несмотря на детализацию.

Матисс постоянно искал новые источники вдохновения, которые позволяли ему расширять рамки западноевропейской художественной традиции. Огромное впечатление на него произвела поездка в октябре 1911 года в Россию, где он испытал обаяние древнерусского искусства. Но наибольшую роль в формировании Матисса сыграло восточное искусство. По-настоящему он соприкоснулся

с Востоком в 1911 и 1912 годах, когда провел в Марокко зимние месяцы. Если раньше художник заполнял многие свои произведения предметами восточного обихода, то теперь Матисс окунулся в «атмосферу» Востока, сблизился с его людьми, бытом, природой.

В искусство Матисса влились свежие силы и в нем появилась какая-то новая приближенность к натуре. Написанный, видимо, сразу по приезде в Марокко натюрморт «Ирисы в вазе», с его динамичными контурами и правдивостью цвета, воспринимается как с натуры написанный этюд.

В некоторых марокканских работах краски Матисса словно впитали энергию африканского солнца. Цветовая гамма картины «Стоящая Зора» своей интенсивностью превосходит даже невероятно яркие композиции 1908 —1910 годов.

И снова тональность Матисса резко меняется, когда он пишет «Арабскую кофейню», в которой, не утрачивая силы цвета, тонко передает прохладный сумрак помещения, где выделяются лаконичные силуэты словно погруженных в сонное оцепенение людей.

Выработанные Матиссом лаконизм и обобщенность своеобразно проявляются в его портретных произведениях, придавая изображенным особую значительность и даже величие. Это чувствуется и в воинственном облике стоящего марокканца («Марокканец в зеленой одежде»), и в «Портрете жены» — одной из лучших работ художника в этом жанре.

Матисс прожил долгую жизнь, продолжая работать до последнего дня. Он умер в 1954 году в возрасте 85 лет. И на протяжении всех лет его творчество было проникнуто глубокой любовью к жизни, умением увидеть во всем — будь то человек, пейзаж, цветок — красоту, дающую людям радость.

Он не терял жизнеутверждающей силы своего творчества ни в дни тяжелых испытаний, через которые проходила его страна, ни в трудные годы личной жизни, неизменно сохраняя надежду на победу справедливости и добра. Сила искусства Матисса — в его неразрывной связи с окружающим миром. «Произведение искусства, — говорил художник, — одарено тем же трепетом жизни, той же умудряющей красотой, которые свойственны произведениям природы».

Читайте также:  Люди ничего не узнают, макс эрнст - описание картины

А. Н. Изергина

Натюрморт с голубой скатертью. 1909 г. Холст, масло. 88х118. ГЭ — Государственный Эрмитаж
Красная комната. 1908 г. Холст, масло. 180х220. ГЭ
Венеция. Вид с террасы. 1907 г. Холст, масло 65х80,5. ГЭ
Посуда на столе. 1900 г.

Холст, масло 97х82. ГЭ
Подсолнечники в вазе. 1890-е гг. Холст, масло. 46х38. ГЭ
Букет. 1907 г. Холст, масло. 74х61. ГЭ
Вид Коллиура. 1905 или 1906 г. Холст, масло. 59,5х73. ГЭ
Посуда и фрукты. Холст, масло. 51х61,5. ГЭ.

Другие работы художника:

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/08/1869-1954.html

Картины Матисса. Французский художник Анри Матисс

Искусство и развлечения 10 июня 2015

Знаменитый французский художник Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.

Юность

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики.

Хотя, согласно традиции, именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного.

Первые шаги в искусстве

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода.

Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски, и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником.

Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.

Видео по теме

Учеба в Париже

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем — в Школе изящных искусств у Г. Моро.

Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов.

В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве.

Импрессионистский период

С 1896 года картины Матисса начинают выставляться в знаменитых салонах Парижа, и он приобретает определенную известность среди парижских любителей живописи.

В этот период художник находится под сильным влиянием импрессионистов и их последователей.

Более того, очень часто, рассказывая о творениях постимпрессионистов, специалисты приводят в пример и некоторые произведения, которые создал Матисс: натюрморты “Бутылка схидама”, “Фрукты и кофейник”, “Десерт”, “Посуда и фрукты”.

В последующие несколько лет художник начинает также заниматься скульптурой и работать в технике дивизионизма, предполагающей использование раздельных точечных мазков. В 1905-м большие споры вызывает манера письма картины Матисса ”Роскошь, покой и сладострастие”, в которой он сочетает декоративизм модерна с пуантилизмом.

Фовизм

Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Речь идет о фовизме. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно “Женщина в зеленой шляпе”.

Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией, и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.

«Академия Матисса»

В 1908 году в Париже художник основал частную школу живописи. Она получила название «Академия Матисса», и за время, когда он там преподавал, ее успели окончить 100 студентов из Франции и других стран Европы. Обучение в школе было бесплатным, так как художник не преследовал коммерческих целей и желал только передать свое видение искусства молодому поколению.

Параллельно с преподавательской деятельностью Матисс писал картины. Так, он создал три декоративных панно для московского дома известного российского коллекционера С. И. Щукина. В частности, его произведение “Танец”, которое сегодня можно увидеть в Эрмитаже, считается одной из самых знаменитых работ живописца.

Творчество между двумя мировыми войнами

В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета “Соловей” И. Стравинского и пишет цикл “Одалиски” в подражание Ренуару.

Картины Матисса этого периода, в частности “Компотница и цветы”, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно, изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии.

В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Тогда же он знакомится со своей главной музой — Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.

Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира, их можно увидеть и в России.

Жизнь в годы оккупации

Вторая мировая война стала тяжким испытанием для Матисса. Волей судьбы он остается в Ницце совсем один, вдали от детей, и его единственным утешением является Лидия Делекторская. К счастью, освобождение Франции союзниками спасает от гибели дочь и бывшую супругу художника, которые были задержаны гестапо за антифашистскую деятельность.

“Капелла четок”

В 1948-1953 гг. художник работает над оформлением интерьера часовни Розер в Вансе. Она сегодня известна как “Капелла четок”. В этой своей последней работе мастер синтезировал все лучшее, что было в его творчестве в предыдущие годы.

Стены часовни покрыты глазурованными плитами белого цвета, на которых изображены святой Доминик в виде фигуры без лица высотой 4,5 м и Святая Дева с младенцем Иисусом. Также можно увидеть сцены Страшного суда, выполненные одной только черной краской, а венчает капеллу изображение неба, над которым парит ажурный крест.

Особенности творчества

Картины Матисса обычно писались сериями, так как художник, стремясь к совершенству, создавал сразу несколько вариантов одного и того же произведения. Основными темами работ являются танцы, пасторали, музыкальные инструменты, красивые вазы с сочными плодами, экзотические сосуды, ковры и пестрые ткани, а также виды из окна.

Передать наслаждение от цвета и красоты внешних форм — вот главная цель, которую преследует Матисс. Картины, с названиями которых вы уже знакомы, сегодня являются украшениями частных коллекций и музеев по всему миру, а также бьют ценовые рекорды на аукционах.

Произведения, выставленные в музеях нашей страны

Вас интересует техника, в которой писал Матисс? Картины (с названиями, естественно) можно увидеть и в России. В частности, несколько полотен этого художника, такие как “Синий горшок и лимон”, “Посуда на столе”, “Вид Коллиура” и др., выставляются в Эрмитаже. Кроме того, в Музее им. Пушкина хранятся такие произведения, как “Красные рыбы” и “Синий кувшин”.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/127529/

Ссылка на основную публикацию