Вилла фарнезина в риме, италия

Вилла Фарнезина в Риме: история, описание, часы работы

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

В одном из самых колоритных районов Рима, Трастевере, находится настоящее сокровище Эпохи Возрождения.

Вилла Фарнезина, спроектированная Бальдассарре Перуцци, стала прототипом римской загородной резиденции, а ее строительство в свое время произвело широчайший резонанс.

Над воплощением мечты папского банкира Агостино Киджи, по заказу которого она и была построена, работали величайшие мастера того периода: упомянутый выше Перуцци, Себастьяно дэлль Пьомбо, Содома и Рафаэль Санти вместе со своими учениками.

Не сегодняшний день вилла Фарнезина не слишком популярна среди туристов. Мало кто знает о ее существовании и о том, что скрывается за ее стенами. В данной статье мы подробно расскажем об истории данного сооружения, и почему стоит ее посетить.

История виллы Фарнезина

В начале XVI века известный банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, заказал молодому Бальдассаре Перуцци строительство роскошной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была стать его загородной резиденцией. Здание было построено в 1512 году и изначально так и называлось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

Агостино Киджи

Переехав в Рим, Агостино Киджи проживал в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой супругой Маргаритой Сарачини, преждевременно скончавшейся в 1508 году, не оставив банкиру наследника. Еще до смерти супруги Киджи завел отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски, с которой познакомился во время своего делового визита в Венецию.

После смерти Маргариты, Франческа официально вошла в дом банкира, став его фактической супругой и подарив ему пятерых детей. В августе 1519 года, незадолго до своей смерти, Агостино взял в жены мать своих детей. Свадебный обряд был проведен Папой Львом X.

Последние годы жизни банкир провел на своей новой вилле, устраивая светские и творческие вечера, приглашая известных личностей тех времен, поэтов и даже кардиналов.

Советуем почитать:

Капелла Киджи в Риме

В 1580 году виллу Киджи приобрел кардинал Александр Фарнезе младший, внук Папы Павла III Александра Фарнезе.

Начиная с 1626 года, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, вилла использовалась исключительно для приема и размещения важных гостей, среди которых был кардинал Ришельё — первый министр Франции при Людовике XIII, немецкий кардинал Фридрих Гессен-Дармштадтский, королева Швеции Кристина и многие послы французского монарха Людовика XIV.

В первой половине XVIII века вилла, находясь в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, превратившись в резиденцию дипломатов. Позже виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему серию работ по реставрации (1866 г.).

В 1927 году здание приобрело государство.

Вскоре здесь разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, просуществовавшей в период с 1929 по 1944 года, направленной на развитие и координацию итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. На сегодняшний день вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei) – старейшей научной итальянской академии.

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

Вскоре после покупки земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработать проект усадьбы.

На территории виллы, помимо жилого здания, располагалась конюшня, спроектированная Рафаэлем и разрушенная в 1808 году после продолжительного периода запустения, а также лоджия, выходившая на набережную Тибра (была демонтирована во время работ по прокладке проезжей части) и роскошный сад в итальянском стиле.

Вилла Киджи в значительной степени отличалась от архитектуры того времени.

Очевидным является отсутствие на фасаде рустичной облицовки, арок, обрамляющих оконные проемы, колонн и мраморных выступающих элементов, присущих дворцам Эпохи Возрождения.

Основной декоративной отделкой экстерьера виллы стали росписи, от которых на сегодняшний день, к сожалению, ничего не осталось, а также барельефы в верхней части здания, располагающиеся между окнами аттика.

Двухэтажное здание в плане представляет собой форму подковы, ориентированную в сторону сада. Два крыла виллы соединены лоджией, состоящей из пяти арок, которые в целях сохранности фресок были застеклены.

Сама по себе лоджия, украшенная росписями с ярко выраженными растительными мотивами, по задумке архитектора должна была стать порталом, связывающим мир природы и архитектуры.

Лоджия Психеи, названная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, изначально использовалась в качестве сцены для театральных постановок и других выступлений, организовывавшихся владельцем виллы.

Сад, устроенный в итальянском стиле, являлся неотъемлемой частью виллы и ее органическим завершением. С течением времени парк претерпел значительные изменения и сегодня выглядит совершенно иначе, нежели в далекую Эпоху Возрождения.

Спустя два года после начала строительных работ, Перуцци приступил к художественной росписи одного из залов виллы, получившей название Станца дель Фрэджо, а спустя еще три года Агостино Киджи уже переехал в свой новый дом и имел возможность демонстрировать гостям все прелести своей роскошной усадьбы.

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Станца дель Фрэджо (Stanza del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.

В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.

В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.

Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».

После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах.

Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.

В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – места, которое должно было стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.

В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франчкской.

Советуем почитать:

Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова

Вилла Фарнезина: что посмотреть

Изначально вход на виллу располагался с северной стороны здания. Попасть внутрь помещения можно было, пройдя через лоджию Амура и Психеи. Сегодня же, вход для публики находится с противоположной стороны виллы, поскольку лоджия в целях сохранности ценнейших фресок, была застеклена.
Посетителям предоставляется возможность увидеть следующие помещения виллы:

  • Станца дель Фрэджо, декоративное убранство которой принадлежит кисти Перуцци;
  • Лоджия Амура и Психеи, свод которой украшает потрясающая работа Рафаэля и его учениками;
  • Лоджия Галатеи, над росписями которой работали Бальдассаре Перуции, Рафаэль Санти, Сабастьяно дель Пьомбо;
  • Зал Перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци и его учеников;
  • Станца делле Ноцце, над фресками которой работал Содома.

Вилла Фарнезина: Станца дель Фреджо

Одним из первых помещений, в котором была выполнена художественная роспись, стала комната, использовавшаяся в качестве зала ожиданий или приемного кабинета – Станца дель Фреджо. Стены, украшенные изначально гобеленами, были расписаны лишь в верхней части.

На узкой полоске, обрамляющей помещение по периметру, Бальдассаре Перуцци изобразил сцены из древнегреческой мифологии, заимствованные из поэмы Овидия «Метаморфозы». Это одна из первых художественных работ Перуцци в Риме, в ее стиле еще прослеживается сиенская школа.

Данные фрески были написаны в 1508 году (по другим сведениям в 1511г.)

Лоджия Амура и Психеи

Парадным входом на виллу банкира служила широкая лоджия, названная по основному сюжету украшающих ее фресок – Лоджия Амура и Психеи. Гармоничное во всех отношениях пространство, свежее и открытое, создал Рафаэль, работая над его реализацией вместе со своими талантливыми учениками.

Помимо своего первостепенного предназначения, лоджия использовалась и для проведения всевозможных выступления и театральных постановок, которые Киджи любил устраивать для своих частых гостей.

Для придания лоджии праздничного, торжественного и одновременно воздушного и не обременяющего вида, Рафаэль пустил в ход всю свою креативность, не ограничивая собственного воображения. В результате художник добился визуальной трансформации помещения, создав нечто, напоминающее перголу – садового навеса, обвитого растениями.

Советуем почитать:

Работы Рафаэля в Риме: где искать знаменитые шедевры

В центральной части свода лоджии натянуты два полотна, похожие на дорогие гобилены. На одном из них изображен сюжет «Пиршество Богов», где несправедливо преследуемая Психея была приобщена к сонму богов. На втором – «Свадебное пиршество Амура и Психеи» — кульминационный сюжет мифа и цикла художественных росписей лоджии.

Не смотря на то, что идея создания данного произведения принадлежит Рафаэлю, над ее реализацией трудились работники его мастерской — ученики гения, а именно: Раффаэллино дель Колле, Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине.

Последний был занят созданием растительных орнаментов, представляющих собой настоящую ботаническую энциклопедию.

Если присмотреться к фестонам, то можно заметить огромное количество фруктов и овощей, которых, согласно заключениям исследователей, на фреске насчитывается порядка 170 разновидностей.

Работа над декоративным убранством помещения была завершена в 1518 году, накануне свадьбы Агостино Киджи и Франчески.

Зал Галатеи

Рядом с Лоджией Амура и Психеи расположено помещение, называемое «Зал Галатеи» поскольку именно здесь находится известная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи», написанная в 1512 году.

На фреске изображена сцена, взятая из греческой мифологии и повествующая о любви прекрасной нимфы Галатеи, дочери морского бога Нерея, к пастуху по имени Акид.

Когда Галатея отвергла возжелавшего ее Полифея, циклоп раздавил юношу Акида прямо на глазах у его возлюбленной. Тогда Галатея превратила Акида в реку.

Рядом с «Триумфом Галатеи», работы Рафаэлем, находится фигура Полифея, написанная венецианским художником Себастьяно дель Пьомбо. Его же кисти принадлежат росписи девяти люнетов, где изображены следующие сюжеты:

  • Терей, Филомела и Прокна
  • Аглавра и Герса
  • Дедал и Икар
  • Юнона
  • Скилла, остригающая волосы у Ниса
  • Падение Пердикса
  • Борей и Орифия
  • Зефир и Хлорида

В десятом люнете можно заметить монохромное портретное изображение юноши. Принято считать, что его написал Бальдассаре Перуцци, однако достоверных сведений, подтверждающих данный факт, не имеется. С этим изображением связано одна очень интересная история.

В начале XVI века наиболее влиятельными художниками в Риме считались Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль, работая над тем или иным проектом, не позволял никому смотреть на его неоконченное творение.

Согласно легенде, Микеланджело, не устояв перед порывами собственного любопытства, дабы увидеть процесс создания росписей молодого художника, притворившись простым торговцем, отвлек стражников и проник на виллу, когда на ней не было ни Рафаэля, ни его учеников.

Не устояв перед собственной художественной страстью, взял уголь и в одном из люнетов набросал голову юноши. Санти, вернувшись к рабочему процессу и увидев рисунок, понял, что его мог создать лишь великий Микеланджело.

Это монохромное изображение, отличающееся исключительным совершенством исполнения, Рафаэль не только не смог уничтожить, но и повелел остальным не делать этого.

Росписи свода Зала Галатеи были созданы выдающимся Бальдассаре Перуцци и представляют сюжеты мифологической тематики. В центральной части полотка помещен герб фамилии Киджи, по обе стороны которого располагаются две крупные прямоугольные фрески.

На одной из них представлена Фама, древнегреческая богиня молвы, провозглашающая земную славу банкира. Рядом с ней расположена фигура Персея, убивающего Медузу. На другой фреске изображена Каллисто – повелительница звезд, которую Зевс вознес на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы.

Читайте также:  Жак луи давид, картины и биография

Данный сюжет интерпретирован как напоминание о том, что все земные почести зависят от благосклонности звезд.

В парусах свода, чередующихся с шестиугольными медальонами, в которые помещены фигуры различных божеств, представлены мифологические персонажи.

Пространство между данными декоративными элементами, в форме треугольников, заполнено монохромными изображениями ангелочков, восседающих на фантастических животных.

Работы по реставрации росписей Зала Галатеи виллы Фарнезе были проведены в 1863 и в 1969-1973 годах.

Зал Перспектив

Просторное помещение на втором этаже виллы Фарнезина, где 28 августа 1519 года прошел праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и Франчески Ордеаски, содержит ценнейший образец изобразительного искусства. Фрески, выполненные Бальдассаре Перуцци в 1519 году, представляют собой один из первых примеров монументальной художественной перспективы.

По обеим сторонам зала Перуции изобразил две открытые лоджии с колоннами и декоративными нишами. С одной из их открывается завораживающий вид на Рим, а с другой – на живописные пригородные пейзажи.

В нишах над дверными и оконными проемами помещены изображения древнегреческих божеств, а над каминным порталом – Кузница Вулкана, покровителя огня и кузнечного ремесла. Широкий фриз, опоясывающий помещение в верхней части, украшен сценами древнегреческой мифологии.

Источник: http://39rim.ru/villa-farnezina-v-rime-shedevr-epohi-vozrozhdeniya.html

Вилла Фарнезина в Риме: фрески Рафаэля, как выглядел дом богатой римской семьи в 16 веке

Вилла Фарнезина (Villa Farnesina) – это музей, посетить который будет интересно как знатокам эпохи Ренессанса, так и простым туристам. Здесь можно увидеть, как выглядел жилой дом богатой римской семьи в 16 веке. Вилла украшена фресками Рафаэля (Raffaello Santi) и других знаменитых художников.

История

В самом начале 16 века (1506-1510 гг.) над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).

Здание называлось «Дворец Киджи». Этот богач выдавал кредиты Папам Римским – Юлию II и Льву Х, также его клиентами были представители семей Медичи и Борджиа. Киджи покровительствовал Рафаэлю (Rafael), который принял участие в оформлении здания.


В 1577 году виллу приобрел Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese), имя которого она носит до сих пор. Он был кардиналом, а также прославился как меценат и коллекционер. Семья Фарнезе имела планы соединить виллу мостом со своим дворцом, находящимся на противоположном берегу реки.

Но эта идея не воплотилась. В 18 веке хозяевами виллы стали Бурбоны.
В наши дни вилла Фарнезина принадлежит Национальной академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei). Большая часть здания отведена под Музей архитектуры и живописи.

На верхнем этаже, куда не пускают обычную публику, находится Институт графики, а также Национальный кабинет эстампов.

Что посмотреть?

Здание виллы Фарнезина отличается от типичных построек своего времени. Тогда дома обычно имели форму прямоугольный блоков. А здесь фасад не плоский, крылья дома выступают вперед. Перед входом расположен фонтан, войти внутрь дома можно через лоджию. В саду виллы растут фруктовые деревья, знатоки рекомендую посещать это место в пору цветения.

На первом этаже здания расположены три зала:

  1. Комната Фризов. Тут находятся фрески, рассказывающие мифы Древней Греции.
  2. Лоджия Галатеи. Она получила название по фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», изображающей одну из сцен «Метаморфоз» Овидия.

    Также здесь можно увидеть фрагмент росписи — голову юноши — кисти Микеланджело. По легенде, он зашел к Рафаэлю, который трудился над росписью виллы, но не застал его. Вместо записки Микеланджело оставил рисунок, который Рафаэль решил сохранить.

  3. Лоджия Амура и Психеи. Здесь посетителей встречают фрески, которые созданы по сочинениям Апулея.

В каминном зале на втором этаже можно оценить «обманную» роспись, которую сделал Бальдассаре Перуцци.

Он нарисовал оформленный колоннами выход в сад, который создает иллюзию отсутствия стены. В нарисованном проеме виден Рим с узнаваемыми достопримечательностями – Колизеем, рекой Тибр, церквями.

Комната, служившая спальней бывшим хозяевам дома, теперь называется Свадебный зал. Название дала фреска с изображением свадьбы Александра Македонского.

Сцены из его жизни рассказывают и другие фрески. Например, тут есть Укрощение Буцефала. Своенравного коня Александр Великий, по преданию, сумел укротить, будучи еще 10-летним мальчиком.

Полезная информация

Стоимость билетов

  • Обычный билет для посетителя виллы стоит 6 евро. Именно столько придется заплатить гостям в возрасте от 18 до 65 лет.
  • Дети до 10 лет с родителями могут пройти бесплатно.
  • За ребенка с 10 до 14 лет – 3 евро, за подростка с 14 до 18 лет – 5 евро.
  • Также 5 евро стоит билет для пожилых людей старше 65 лет.

На вилле разрешено фотографировать, но только без вспышки.

Расписание работы

  • Вилла Фарнезина открыта для посещений с понедельника по субботу, с 9 до 14 часов. Закрыта она по воскресениям и в праздничные дни.
  • Дополнительно музей работает во второе воскресение каждого месяца с 9 до 17 часов, но в это время здесь идут только организованные экскурсии.

Местонахождение

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/villa-farnesina.html

Вилла Фарнезина – территория необъятной красоты и вдохновения

Адрес: Италия, Рим
Начало строительства: 1506 год
Окончание строительства: 1510 год
Архитектор: Бальдассаре Перуцци
Координаты: 41°53'37.2″N 12°28'02.3″E

Вилла Фарнезина (Villa Farnesina) является одним из наиболее значимых объектов наследия итальянского Ренессанса. Этот великолепный памятник итальянской архитектуры и живописи эпохи Возрождения, давно ставший одним из самых популярных римских музеев, уютно расположился на левом (западном) берегу Тибра в одном из весьма колоритных и очень романтичных римских районов – Трастевере.

Район пользуется немалой популярностью у жителей и гостей города, поскольку смог сохранить до сегодняшних дней свою самобытность и средневековый дух. А расположенный рядом с виллой сад из апельсиновых и мандариновых деревьев в период цветения наполняет воздух непередаваемыми ароматами, дополняя царящую здесь атмосферу своим очарованием.

История создания и архитектурные особенности виллы

Вилла, позже ставшая известной под именем Фарнезина, была построена в самом начале XVI века (1506-1510 годы) по проекту итальянского архитектора Бальдассаре Перуцци, творения которого вошли в число классических образцов ренессансного стиля.

Ее построили по заказу богатого и жизнелюбивого сиенского банкира Агостино Киджи, пиры и празднества в особняке которого обрастали в те времена многочисленными легендами.

Она стала первой в этом городе виллой павильонного типа, совершенно открытой в направлении сада и реки, не имевшей ни внутреннего двора, ни парадного зала или комнаты для аудиенций.

Возведенная по образцу сельской или загородной виллы, Фарнезина имеет несколько углубленный фасад, выступающие вперед крылья здания и вход через застекленную лоджию (прежде – через северную, теперь – через южную).

Ее внешний дизайн сразу выделил виллу среди типичных городских палаццо эпохи Ренессанса, которые строились с выходом на улицу и представляли собой прямоугольные блоки. Интерьер виллы включает несколько залов различной величины с уникальнейшими фресками, выполненными лучшими художниками эпохи Возрождения по известным историческим и мифологическим сюжетам. Во дворе виллы разбит живописный фруктовый сад с аллеями и фонтанами.

Внутренний двор виллы

В те времена данное строение было известно, как Дворец Киджи, Фарнезиной виллу стали называть только после того, как в конце XVI века (в 1577 году) ее купил кардинал Алессандро Фарнезе, известный коллекционер и меценат. Под его, собственно, именем, вилла и вошла в историю.

Художественная ценность виллы Фарнезина

Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком.

В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина.

Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа.

Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.

Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики.

По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности.

Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.

В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты.

Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения.

За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).

Фасад виллы

В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название.

На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы.

Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.

Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.

Самая популярная легенда, связанная с виллой Фарнезина

Согласно одной очень популярной в Италии легенде, с виллой Фарнезина связана весьма романтичная история: рассказывают, что именно здесь встретил свою единственную любовь гениальнейший художник Рафаэль. По одной версии это произошло в парке самой виллы, по другой – он увидел ее причесывающей волосы в окне дома №20 по via di Santa Dorotea, находящегося поблизости от виллы Фарнезина, где он тогда работал.

Каминный зал

Рафаэлю было 33 года, дочери булочника Маргарите Лути, позднее ставшей известной как римская куртизанка Форнарина, в момент их встречи было 17. Маргарита (Форнарина) стала возлюбленной Рафаэля и оставалась ею на протяжении целых 12 лет, вплоть до ухода художника из жизни, хотя верностью ему, как отмечали современники, она не отличалась.

Рафаэль запечатлел свою возлюбленную на двух, ставших знаменитыми, картинах: «Донна Велата» и «Форнарина». Кроме того, вдохновение, подаренное Рафаэлю его музой, пополнило мировое искусство такими шедеврами, как «Сикстинская Мадонна», «Мадонна делла Седия», «Фригийская сивилла», и некоторыми другими женскими портретами, прообразом для которых послужила эта прелестная девушка.

Современная история: вилла Фарнезина сегодня

Сейчас вилла Фарнезина принадлежит итальянской Национальной Академии деи Линчеи, членом которой некогда являлся сам Галилей, и которая призвана всемерно способствовать развитию в Италии искусства, литературы и науки. На верхнем этаже виллы, закрытом для доступа широкой публике, размещены Национальный кабинет эстампов и Институт графики.

Лоджия Амура и Психеи

Но главное, чем интересна и привлекательная для людей со всего света эта вилла, – расположенный здесь Музей архитектуры и живописи.

Съезжающиеся в Италию туристы из разных стран называют его самым приятным, полным непередаваемого очарования музеем Рима, радующим и удивляющим не только работами великих мастеров эпохи Возрождения, но и многочисленными тайнами, мифами и легендами, связанными с виллой, ее первым владельцем и создателями. Такое сопровождение делает получаемые от экскурсий впечатления максимально объемными и особенно притягательными.

Кроме того, здесь отличное освещение, фрески радуют глаз яркими насыщенными красками и официально разрешено проводить съемку без вспышки – то есть можно увезти с собой не только свое восхищение, но и запечатленную на фото частицу вечного искусства и истории. И плюс ко всему, на вилле регулярно проводятся концерты музыки эпохи Возрождения на старинных инструментах, буквально окунающие слушателей в атмосферу тех времен.

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» в лоджии Галатеи

Вилла Фарнезина – место, которое действительно стоит включить в свою экскурсионную программу, если хотите прочувствовать атмосферу Рима эпохи Возрождения. Без него ваше впечатление о Вечном городе будет неполным.

Рейтинг достопримечательности

Вилла Фарнезина на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/255-villa-farnezina

Вилла Фарнезина в Риме, Италия. » Карта путешественника

Контакты

Адрес: Via della Lungara, 230, 00165 Roma, Италия

Телефон: +39 06 6802 7268

Часы работы: с 09:00 до 14:00, Воскресенье — выходной

Стоимость: 6€, до 10 лет бесплатно

Официальный сайт: www.villafarnesina.it

Как добраться

Трамваи: остановка Belli (№8)

Автобусы: остановка Partigiani (№280, 271, 125, 23)

Почти все достопримечательности Рима прекрасны и всегда неожиданны. Да-да, именно неожиданны, так как никогда не знаешь, кукую легенду, расскажет экскурсовод, или что новенькое прочитаешь о знакомых и не очень туристических объектах, расположенных в столице Италии.

Кажется, что тебе уже все известно, а потом раз и совсем по-другому начинаешь смотреть на предмет воздыхания приезжих и местных жителей. А иногда открываешь для себя такое место, о существовании которого ранее не подозревал и потом оказывается, что без посещения его можно считать, что не знаешь город.

Так вот и с Виллой Фарнезина. Многие туристы не догадываются, что в пресловутом квартале Трастевере, прямо напротив Дворца Корзини, расположено здание эпохи Ренессанса, способное рассказать, как жили знатные люди в далеком XVI веке, о чем они мечтали и как украшали свои далеко не скромные жилища.

Вилла Фарнезина — немного истории

Здание, известное сегодня как Вилла Фарнезина (Villa Farnesi na), появилось между 1506 и 1510 годами. Ее строили для финансиста из Сиены по имени Агостино Киджи.

Мужчина славился веселым нравом и в доме нередко проходили разнообразные празднества. Хотя и существует еще одна версия относительно первого владельца виллы: вроде бы здание возвели для папы Льва X, — мы, как и многие специалисты, склонны верить первой.

В строительстве дворца брал участие местный архитектор Бальдассаре Перуцци.

Название «Villa Farnesina» появилось после 1577 года. Именно тогда дворец Киджи приобрел Алессандро Фарнезе, кардинал, который занимался благотворительностью и коллекционированием.

С 1603 по 1630 г. и с 1795 по 1947 г. в стенах виллы действовала Национальная Академия Линчеи. В XVIII веке имение принадлежало неаполитанским Бурбонам. С 1908 года там было французское посольство, а 1927 года вилла снова стала римской собственностью. В 80-х годах XX века Фарнезина была отреставрирована.

В наши времена зданием владеет итальянская Национальная Академия деи Линчеи. Там располагаются Музей архитектуры и живописи, Институт графики и Национальный кабинет эстампов.

Вилла Фарнезина в Риме — описание

Кроме того, что в Вилле Фарнезина находится один из наиболее посещаемых музеев Рима, само здание достойно пристального внимания туристов и людей, которые профессионально занимаются историей архитектуры.

Стиль постройки – ренессансный. Вилла построена в форме павильона (именно это отличало ее от всех остальных сооружений того времени, которые существовали в Риме). Она изначально не имела внутреннего двора и выходила в сад и к реке, была похожа на здания, которые строились в сельской местности. Там не было большого зала и комнаты для приема посетителей.

Внешне вилла также достаточно необычна. Крылья здания выступаю вперед, попасть туда можно через стеклянную лоджию, а фасад постройки немного уходит внутрь. Кроме того, вокруг дома растет фруктовый сад.

Когда в нем цветут мандарины и апельсины, божественный аромат распространяется по всей округе. А еще, в саду расположены красивые фонтаны и среди всей этой красоты можно побродить по извилистым аллеям.

Но, настоящим достоянием является интерьер Виллы Фарнезина. Ее внутренние росписи выполняли такие художники, как Рафаэль, Иль Содома, Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо и, возможно, даже Микеланджело.

Известно, что во время работы над созданием фресок в доме Киджи, 33-летний Рафаэль познакомился с проживающей поблизости Маргаритой Лути. Эта женщина стала музой художника, с нее он рисовал женские образы картин «Форнарина», «Донна Велата», «Фригийская сивилла», «Мадонна делла Седия» и «Сикстинская Мадонна».

На первом этаже виллы находится три зала: лоджии Амура и Психеи, Галатеи и комната Фриза, — на втором – каминный зал и спальня. Все они украшены работами известных мастеров эпохи Возрождения — фресками.

Тематика произведений – мифологические сюжеты и история. Среди всех рисунков особенно ценными являются те, которые принадлежат кисти Рафаэля. А.

Киджи был основным заказчиком знаменитого художника и в его доме большинство росписей были сделаны именно этим талантливым человеком.

=»165″ height=»124″ class=»alignleft size-post-small wp-image-36440″ />Справа от входа, на первом этаже, расположена самая известная фреска — «Триумф Галатеи». На ней изображена нимфа на раковине-колеснице. Работы Рафаэля также украшают лоджию галереи, которая ведет в сад. На них нарисованы Психея и Амур, а также необычные для Италии овощи, которые были завезены из Америки (кукуруза, помидоры и тыква).

В том же зале, где находится «Триумф Галатеи» (Зала Галатеи), расположен рисунок, на котором изображена голова юноши. С фреской связана легенда. Говорят, что таким образом Микеланджело дал знать Рафаэлю о том, что заходил туда в период его отсутствия на вилле.

Те искусствоведы, которые упрямо не верят в эту историю, утверждают, что работа принадлежит другому автору, художнику Себастьяно дель Пьомбо. Он вроде бы разрисовывал верхнюю часть упомянутой выше лоджии, которая ведет в сад, и изобразил там циклопа Полифема.

Сцены охоты, расположенные в Комнате Фризов, созвездия на потолке Зала Галатеи и «обманные» росписи в Салоне Перспективы нарисованы создателем виллы, архитектором Бальдассаре Перуцци. То, что можно увидеть за колоннадами, в Салоне Перспективы является визуальным обманом.

Войдя в комнату, сразу же начинаешь верить в то, что с террасы открывается вид на достопримечательности Рима, но со временем становится понятно, что римские соборы, Колизей, местная река и сама вилла Фарнезина – это искусно выполненная работа художника.

Иль Содоме принадлежат фрески с Александром Македонским, которые находятся в спальне супругов, именуемой Свадебным Залом. Такое название комната получила благодаря изображению свадьбы великого полководца с Роксаной.

Существует мнение, что изначально в этом помещении находилась огромная кровать, украшенная драгоценными камнями, золотом и слоновой костью. Она была настолько дорогой, что превышала по стоимости строительство всейвиллы.

Как уже говорилось, среди всей этой красоты сегодня находится Музей архитектуры и живописи. Туристы любят это место. И не только из-за того, что там можно увидеть непревзойденные образцы искусства эпохи Возрождения.

В музее разрешают делать фотографии, а благодаря отличному освещению они получаются достаточно качественными даже без вспышки, пользоваться которой запрещено. А еще приезжим нравятся местные концерты старинной музыки.

Ее исполняют на инструментах эпохи Ренессанса.

Институт графики и Национальный кабинет эстампов находятся на втором этаже здания.

Где находится Вилла Фарнезина и как до нее добраться

Вилла Фарнезина расположена в одном из самых тихих районов Рима, в Трастевере, на левом берегу реки Тибр, под холмом Джаниколо. Адрес достопримечательности: Via della Lungara, 230. Форум и Колизей находятся на противоположном берегу.

Чтобы добраться в эту часть города, надо ехать:

  • одним из автобусов под номерами 280, 271, 125, 23 (автобусная остановка называется Partigiani)
  • или на трамвае № 8 (остановка Belli).

Время работы музея:

  • понедельник-суббота — 9.00-14.00.
  • В воскресенье и по праздникам музей закрыт, но во второе воскресенье месяца объект открывают до 17.00.

Экскурсии в Вилле Фарнезина:

  • Экскурсии на итальянском проводятся в понедельник, пятницу и субботу, начало в 12.30.
  • На английском языке — по субботам в 10 часов.
  • Во второе воскресенье месяца экскурсии начинаются в 12.30 (живой концерт музыки эпохи Возрождения, вход по предварительному заказу), 15.00 и 16.00.

Посетители не могут находится в музее более двух часов.

Стоимость посещения:

  • Стоимость полного билета – 6 евро.
  • Льготный билет для детей от 10 до 14 лет, учителей, пенсионеров после 65 лет и владельцев ICOM обойдется в 5 евро,
  • для школьников – 3 евро.
  • За посещение садов придется отдать еще 2 евро.
  • Простая экскурсия стоит 2 евро,
  • а экскурсия с музыкой – 12 евро.
  • Для туристов, которые приобретают билет в музеи Ватикана, Вилла Фарнезина предоставляет скидку.
  • Для детей в возрасте до 10 лет, журналистов с идентификационной картой, инвалидов и гидов вход бесплатный.

Групповые экскурсии:
За отдельную плату не позже чем за 15 дней до предполагаемой даты можно заказать групповую экскурсию с 14.00 до 17.00 (с 17.00 до 19.00 во второе воскресенье месяца).

  • С группы из 30 человек надо будет заплатить 360 евро, Если вас будет больше, сверх того придется отдать по 12 евро за человека.
  • В воскресенье и праздничные дни – 450 евро и 15 евро соответственно.
  • В сады можно будет попасть за 100 евро.

За отдельную плату в вилле предоставляются напитки и выпечка. Кроме того, в музее можно купить памятные книги, аудиозаписи и плакаты. На экскурсии по заказу после 14.00 скидки не распространяются.

Источник: http://travelermap.ru/villa-farnezina-v-rime-italiya/

Вилла Фарнезина в Риме

Вилла Фарнезина(ит. Villa Farnesina) в Риме, один из самых благородных образцов итальянского Возрождения, известна далеко за пределами Италии благодаря красивейшим фрескам Рафаэля, сохранившимся в ее интерьерах.

Строительство этого старинного особняка на берегу Тибра в начале XVI века архитектору Бальдассаре Перуцци поручил Агостино Киджи, банкир папы Юлия II.

Он потратил на сооружение виллы огромнейшие средства, заполнил залы и лоджии изысканными предметами искусства и поручил Рафаэлю расписать стены и потолки классическими сценами из мифической жизни богов древнего Рима и Греции.

Но художник был слишком занят(в этот период он посвящал все свое свободное время своей возлюбленной Маргарите, дочери местного пекаря из района Трастевере), поэтому часть работы решил поручить ученикам.

Наиболее выразительными изображениями, вышедшими из-под кисти Рафаэля, стали картины на стенах в лоджии Психеи — гирлянды из фруктов и цветов, которыми ее украсил художник, включают даже некоторые виды, в то время только недавно прибывшие из Нового Света(Америки)… Кроме Рафаэля, в росписи виллы принимали участие Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Джованни Бацци, Джулио Романо и Жан Франческо Пенни.

В 1577 году семья Киджи, которой принадлежала вилла, к сожалению, обанкротилась и огромный особняк с садом был продан клану Фарнезе. Так родилось нынешнее название виллы — Фарнезина. В настоящее время помещения виллы используются престижной научно-культурной Академией Линчеи(ит. Accademia dei Lincei).

Экспозиции виллы Фарнезина в Риме

Цокольный этаж

Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.

Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.

Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .

Первый этаж

Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.

Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену.

Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома.

Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.

  • Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
  • Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
  • Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник-суббота, 9.00 — 14.00(по субботам в 10.00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12.30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9.00 — 17.00, экскурсия в 12.30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15.00 и 16.00 — экскурсии без предварительного резервирования).
  • Цена: взрослые — €6; дети 14-18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.

Помощник путешественника рекомендует: 1. Окрестности Рима   2. Что посмотреть в Риме    3. Рестораны Рима

Источник: http://fellowtraveler.ru/rim/villa-farnezina

Вилла Фарнезина, Рим (Villa Farnesina, Roma)

?Рома Спрато (spratto) wrote,
2014-07-17 08:13:00Рома Спрато
spratto
2014-07-17 08:13:00Рим — это город, в который сколько раз ни приезжай, каждый раз найдешь для себя что-то новое и интересное. Одним из таких открытий стала небольшая вилла Фарнезина, расположенная в районе Трастевере, на правом берегу Тибра. И вот её история.

В начале XVI-го века  богатейший сиенский банкир Агостино Киджи решил возвести для себя загородную резиденцию в Риме, прикупив для этого место на левом берегу Тибра поближе к Ватикану. Личные связи между папами и  банкиром  были довольно близкими и взаимовыгодными — ссужая  римских пап деньгами, банкир получал от них самые прибыльные контракты.

Строительство виллы он  поручил своему земляку  — архитектору  и художнику Бальдассаре Перуцци.  Денег на её строительство, банкир не жалел —  в декоративной отделке виллы Киджи, помимо Перуцци,  принимали участие самые известные художники того времени — Рафаэль, Джулио Романо, Содома, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине и Джованфранческо Пенни.

 В результате каждая комната виллы была украшена  потрясающими по красоте фресками.О богатстве банкира говорит такая легенда.

На первом банкете организованном 30 апреля 1518 года, по случаю крещения своего первенца Лоренцо-Леоне, в богато украшенных специально для этого конюшнях виллы, где присутствовал сам папа и 14 кардиналов, было организовано настоящее шоу.

Для того, чтобы показать свое неимоверное богатство  и поразить гостей, Агостино приказал сбрасывать из окон конюшни в Тибр  все золотые и серебряные столовые  приборы, после каждой смены блюд. По слухам того времени, прислуга была готова к такому повороту события и в тайне от гостей заранее установила сети, растянутые в реке под окнами конюшни.

План виллы.

Первый из впечатляющих залов виллы, в который попадаешь — лоджия «Триумф Галатеи», расписанный разными художниками. На нижних панелях представлены пейзажи римской школы XVII-го века.

Одна из самых значимых здесь фресок  — «Похищение Галатеи», написанная Рафаэлем, от которой и пошло название этой залы.

Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были им написаны. Согласно мифу, Галатея была прекрасной морской нимфой.

Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «похищение Галатеи».

В 1511 году Бальдассаре Перуцци расписал свод залы фресками, представляющими собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе Агостино Киджи, родившегося 1 декабря 1466 года.Зимой 1511-1512 гг. в зале работал другой художник —  Себастьяно дель Пьомбо, украсивший его сцены на мифологические сюжеты.

Следующая потрясающая зала — лоджия Амура и Психеи.Будучи женатым на молоденькой Маргарите Сарацини, от которой у Киджи не было детей и которая умерла в 1508 году, он заводит себе в любовницы красивую и довольно известную в Риме куртизанку Империю, подарившую ему дочь Лукренцию. Затем  неудачно пытался заключить брак с  Маргаритой Гонзага.

А в 1511 году, отправившись в Венецию, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, знакомится там с девушкой сомнительной репутации и низкого сословия — Франческой Ордичи. Через несколько месяцев, Франческа появляется в вилле Фарнезина уже в качестве неформальной «первой леди».

Чтобы отпраздновать это событие, Агостино Киджи заказывает Рафаэлю расписать открытую лоджию на первом этаже виллы. Основной темой фресок с мифологическими сюжетами стала история Амура и Психеи, описанная в «Метаморфозах» Луция Апулея.

Самая яркая часть этого романа — история небесной и земной любви, о том, как сам бог любви Амур влюбился в смертную красавицу Психею и в результате она становится  женой  бога.

Сохранилось множество рисунков, выполненных Рафаэлем в процессе подготовки к росписи лоджии, однако непосредственной реализацией проекта по эскизам мастера, в основном, занимались его ученики — Джулио Романо, Джованфранческо Пенни,  Рафаэле Колле и Джованни да Удине.

В орнаменте лоджии, помимо различных сцен, с удивительной достоверностью изображены многочисленные гирлянды с дарами природы, среди которых можно увидеть экзотические для того времени  овощи, произраставшие в Америке — тыкву, помидоры, кукурузу, баклажаны.  Автор этого природного многообразия  Джованни да Удине.

На плафоне зала размещены две большие фрески, работы Рафаэля. На одной из них изображен свадебный пир Амура и Психеи, а вторая представляет богов, которые принимают Психею на Олимпе.
После нескольких лет отношения в качестве мужа и жены, 28 августа 1519 года Агостин женился на Франческе, которая к тому времени подарила ему несколько детей.

Это был, поистине, революционный брак для того времени, благословленный папой Львом X. Женщина, скромного происхождения, выходит замуж за одного из самых влиятельных людей того времени!

Расписывая лоджию, в парке виллы 33-летний Рафаэль встречает свою первую любовь — семнадцатилетнюю дочь булочника Маргариту Лути. Влюбившись с первого взгляда, он заплатил  отцу  Маргариты 50 золотых монет, наняв её как натурщицу. По слухам того времени, корыстная девушка вела двойную жизнь, изменяя художнику с его заказчиком и покровителем, не обходя вниманием и учеников художника.

А после  смерти 37-летнего Рафаэля, получив достаточно приличное состояние по завещанию, стала одной из знаменитых куртизанок Рима.  Правда, есть и другая версия —  после смерти Рафаэля она была принудительно отправлена в монастырь  Святой Аполлонии в Трастевери, где вскоре и умерла.

Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.Лоджия выходит в сад с цитрусовыми деревьями и фонтанами, где устраивались прогулки и увеселительные мероприятия.

А если подняться по лестнице можно попасть на второй этаж, где располагается «Зал перспективы», расписанный Перуцци.
На стенах салона, за нарисованной мраморной колоннадой, просматриваются виды на Рим. Здесь можно увидеть реку Тибр, Колизей, церковные колокольни и, собственно, виллу Фарнезина со стороны.

Верх стены по всему периметру занимает широкий фриз с мифологическими сценами,на котором изображены эпизоды, почерпнутые из «Метаморфоз» Овидия и связанные с темой любви богов.

Фотографию зала пришлось утащить из недр интернета, ибо руки мои дрогнули от волнения, при виде всей этой красоты, испортив при этом мой собственный снимок:-)В иллюзорных нишах над дверными порталами и окнами Перуцци поместил богов Олимпа, влияющих на жизнь людей — Юпитера, Марса, Нептуна, Юнону, Цереру, Диану, Минерву, Венеру, Аполлона, Сатурна и Меркурия.

 На северной стене установлен большой камин на котором изображена кузница Вулкана.
Другая изумительная комната виллы — Свадебная зала, расписанная художником  Содомой и служившая для супругов Киджи спальней.

 Как утверждают, именно здесь находилась позолоченная кровать, инкрустированная слоновой костью и украшенная драгоценными камнями, стоившая банкиру дороже, чем стоимость самой виллы.На фресках этой залы изображены сюжеты бракосочетания Александра Великого с Роксаной, укрощения Буцефала и встречи Александра с вдовой Дария.

В 1520 году Агостино Киджи умирает, пережив его всего на семь месяцев умирает и молодая супруга. Ходили слухи, что её смерть не была случайной — не пережив разлуки с любимым, она отравилась.

После этих смертей, вилла приходит в запустение, а вся мебель и произведения искусств украшавшие залы были растащены или уничтожены в период между  1527 и 1528 годами во время вторжения в Рим войсками Карла V.

Остановившиеся на вилле немецкие наёмники-ландскнехты, учинявшие в городе грабежи и убийства, сильно для этого постарались, оставив после себя на одной из стен «Зала перспектив» надпись типа «здесь был Ганс». Надпись сохранили как память о тех варварствах и по сей день, а что реально на ней написано распознать я не смог.

В 1577 году  виллу приобрел  кардинал Алессандро Фарнезе, после чего она стала именоваться вилла Фарнезина. В это же время Микеланджело поручается задача соединить мостом виллу с дворцом Фарнезе, расположенном на другой стороне Тибра, но начатый проект так и остался незавершенным.

 Была построена лишь арка с балюстрадой на верху, по которой планировалось совершать переход от дворца к вилле. Её можно увидеть с  тыльной стороны дворца Фарнезе.После смерти внука кардинала, Одоардо Фарнезе, которому вилла перешла в наследство, она пришла в запустение.

Правда, на протяжение следующих лет  в ней на какое-то время останавливались довольно известные личности, такие как кардинал Ришелье, кардинал Фридрих Гессен-Дармштадт, Кристина, королева Швеции, а также послы Людовика XIV-го.В 1714 году, после брака Изабеллы Фарнезе и Филиппа V-го, короля Испании, вилла перешла в собственность неаполитанских Бурбонов.

Затем она была отдана в долгосрочную аренду испанскому послу — герцогу Бермудез де Кастро, выкупившем её впоследствии. Итальянское государство приобрело виллу Фарнезина у наследников герцога в 1927 году и она стала штаб-квартирой для «Королевской итальянской академии».

Заявленная цель академии была «в поощрении и координации итальянской интеллектуальной деятельности в области науки и  искусства, а также  сохранения целостности национального духа». Ну а политически, Академия служила зарождающемуся фашизму в Италии и все её члены должны были присягать фашиствующему режиму Италии.

К окончанию Второй Мировой войны эта Академия, естественно, перестала существовать и вилла была передана в собственность одной из старейших итальянских академий — «Академии рысеглазых», основанной аж в 1603 году. Академия, чьим членом когда-то был Галилео Галилей, с давних пор способствовала развитию в Италии искусству, литературы и науки.

С конца 60-х годов прошлого века в вилле были проведены реставрационные работы, после чего основные залы стали открыты для посетителей.К сожалению, большая часть сада виллы и некоторые постройки на её территории, были снесены во время укрепления берегов Тибра в начале XIX-го века.

Исчезли  конюшни и многие декоративные постройки, в частности вот эта беседка у берега реки, изображенная на акварели Этторе Розлер Франца.Узнав о решении властей Рима о модернизации города в соответствии с современными санитарными и архитектурными нормами, Этторе создал серию эскизов, акварелей и фотографий зданий, которые предполагалось снести.

Многие его работы из серии  «Исчезнувший Рим»  можно увидеть  в музее Рима в Трастевере.Теперь возле виллы расположен небольшой скромный сад, засаженный разнообразными цитрусовыми деревьями и украшенный фонтанами, похоже, сохранившимися от былой роскоши.
Стоит потратиться на 6 евро, чтобы посетить эту небольшую, но очень интересную виллу.До неё можно доехать на одном из автобусов под номерами 280, 271, 125, 23, выход на остановке Partigiani. На трамвае  № 8 нужно ехать до остановки Belli. Вилла открыта ежедневно с 9:00 до 14:00 за исключением воскресенья.Сайт виллы — http://www.villafarnesina.it/

Текст, фотографии — © SPRATO

Источник: https://spratto.livejournal.com/6610.html

Ссылка на основную публикацию