Воз сена, иероним босх, 1516

Иероним Босх Воз сена: Описание произведения

«Воз сена» – триптих Иеронима Босха, трёхстворчатый складень, наподобие алтарных, но предназначенный скорее для индивидуальных медитаций, чем для церковного употребления. Некоторые исследователи считают «Воз сена» первым триптихом из написанных Босхом (и датируют его 1502-м годом). На сегодняшний день «Воз сена» известен в двух версиях, и обе хранятся в Испании.

Одна из них представлена в монастыре Сан-Лоренсо в Эль-Эскориале (1, 2), другая (описываемая здесь) – в музее Прадо в Мадриде. Вероятно, обе принадлежали королю Филиппу II. Прадо датирует свой «Воз сена» 1515-м годом. А «Воз сена» из дворца-монастыря Эль-Эскориал, возможно, был написан не Босхом, а одним из его последователей, в 1510-1520 гг.

Внешние створки.

Странник (Путник, Блудный сын)

Внешние створки триптиха «Воз сена» представляют собой картину безрадостную, но отнюдь не фантастическую. Здесь нет ничего инфернального – только обыденное. Высокий и тощий странник бредёт без ясно обозначенной цели. Его одежда прохудилась, тело измождено, а чело покрыто морщинами.

Каждый шаг путника убеждает его в том, что «мир лежит во зле». Голодный шелудивый пёс с торчащими рёбрами скалит на него зубы. Рядом белеют обглоданные кости и лошадиный череп, на них слетается вороньё. Пригорок вдали венчает виселица.

На ближнем холме разбойники потрошат вещи прохожего – возможно, такого же странника, а его самого привязали к дереву. Чуть поодаль крестьянин и крестьянка в окружении стада барашков бездумно отплясывают под волынку: им нет никакого дела до происходящего рядом.

Даже мост, на который вот-вот ступит странник, не предвещает ничего доброго: он изъеден трещинами и в любой момент может обрушиться.

Всем, кто хорошо знаком с работами Босха, лицо путника может показаться смутно знакомым. Действительно, этот мудрый печальный взгляд и узнаваемые черты повторяются из картины в картину.

Многие убеждены (хотя этому и нет документальных подтверждений), что перед нами автопортрет Босха.

«Его нос нельзя приписать никому другому», – утверждает ученый Николас Бом (на основе его исследований компания ВВС сняла документальный фильм «Загадки Иеронима Босха»).

В музее Бойсманса ван Бёнингена (Роттердам) хранится восьмиугольная картина Босха «Блудный сын», центральным персонажем которой является тот же странник с внешних створок триптиха «Воз сена».

Левая створка. Грехопадение (Изгнание Адама и Евы из рая)

Итак, жизнь – это дорога, дальнее странствие, полное искушений и опасностей. На эту мысль настраивает зрителя путник с внешней стороны триптиха. Посмотрим теперь, чем она подкрепляется изнутри, когда триптих предстаёт в открытом виде. Три внутренних створки называются «Изгнание из рая», «Воз сена» и «Ад».

Средневековая живопись часто совмещает в одном пространстве разные временные планы. Этому принципу следует и Босх. На левой створке у него находят место сразу три важнейших эпизода истории Адама и Евы.

Вверху показано, как Бог-отец сотворил Еву из ребра спящего Адама, в средней части змей искушает первых людей попробовать плод с древа познания, на переднем плане – финал райской жизни Адама и Евы: ангел с огненным мечом прогоняет их от скалистых ворот рая.

А над Эдемским садом происходит невероятное по силе впечатления зрелище: ангелы, превращаясь в насекомых, сыплются с неба. Оказывается, не только люди повинны в грехе гордыни. Ангелы тоже возгордились, восстали и за это были низвергнуты архангелом Михаилом, предводителем небесного воинства.

Босх изображает чудовищную метаморфозу – то, как ангелы меняют свою сущность: на самом верху, в облаках, во время последней битвы это всё ещё ангелы, но, по мере падения, трансформируются в насекомых. Из ангельских атрибутов у них остаются лишь крылья. Но и они не спасут: жужжащий рой поодиночке осыпается в море на горизонте и гибнет.

Босх оказался первым художником в истории мировой живописи, которому в голову пришло увязать два события – изгнание восставших ангелов с небес и изгнание первых людей из рая.Эдем в интерпретации социального пессимиста Босха оказывается не таким уж райским местом, ведь даже там нет ни покоя, ни благодати.

Центральная часть. Воз с сеном 

Между раем (слева) и адом (справа) располагается центральная часть, давшая название всему триптиху – «Воз сена». Это образ земного мира. Картина мироустройства по Босху.

Почему для изображения существующего миропорядка Босх избрал именно такую аллегорию – воз с сеном? Истоки следует искать в нидердандском фольклоре, где существует пословица «Мир – это воз с сеном, и каждый старается отхватить от него клочок побольше». Похожий образ сохранился и в народных песнях.

Одна из них повествует о том, что Бог сложил все земные блага в одну кучу, подобно тому, как поселяне сгребают всё сено в стог. Эта куча предназначается всем и должна быть по справедливости разделена на всех.

Однако каждый, со свойственной человеку алчностью, толкается локтями, пытаясь урвать от стога побольше. В погоне за земными благами люди не отдают себе отчета в том, как они ничтожны. Ведь сено – дешёвый товар. Во фламандском языке слово «hooi» одновременно обозначало и «сено» и «ничто».

Припев песни обыгрывает этот каламбур, пессимистически сообщая: «в конечном счете всё обернётся «hooi».

Но героев Босха это не останавливает. Они наперебой рвутся к заветному сену. Расталкивают друг друга. Подставляют лестницы, тянут рогатины. Кто-то гибнет под колёсами повозки. Кто-то готов вспороть ближнему горло.

Исследователи считают, что в этом триптихе число драк, изображаемых Босхом, больше, чем на какой-либо другой из его картин.

Алчность (жадность, ненасытность, корысть) оказывается матерью всех пороков. Она не разделяет мир на бедных и богатых.

В «Возе сена» у Босха представлены все социальные срезы: ремесленники и крестьяне, солдаты и монахи, ученые и неученые, мужчины и женщины. За повозкой следует кавалькада сильных мира сего – император и даже Папа (босховед Вальтер Бозинг утверждает, что в нём можно узнать конкретную личность – Папу Александра VI).

Они не принимают участия в общей давке лишь потому, что им и так принадлежит большая часть земных благ. Однако и император, и Папа одинаково бездумно и слепо следуют за колесницей, направляющейся прямиком в ад.

Вверху стога веселятся счастливые любовники. Внизу люди вершат свои мелкие делишки: грабят и обманывают, предаются обжорству и пьянству, мошенничают и прелюбодействуют. И никому нет дела до того, что мерзкие монстры в крысином, рыбьем и жабьем обличье увлекают повозку с сеном в преисподнюю.

В повседневной греховной суете люди утратили перспективу. Они не осознают ни себя, ни направления своего движения. Лишь ангел на верхушке воза с сеном молится видимому в небе Христу, но упитанный демон явно «перевешивает».

Вывод Босха неутешителен: влияние на людей злого начала гораздо более ощутимо и действенно, чем принципы Божьих заповедей.

Правая створка. Ад

Адское пламя полыхает на горизонте багровыми отсветами. По небу носятся ведьмы. А на переднем плане кипит работа: здесь черти «утилизирую» грешников. Босх делает довольно смелую трактовку происходящего в аду: оказывается, там всё подчинено строительству дьявольской башни.

Возможно, это пародия на знаменитую Вавилонскую башню – символ возгордившегося человечества и неизбежно следующих за гордыней поражения и раздора. Но есть и другая версия.

Святой Григорий писал о том, что дома в раю строятся из золотых кирпичей, каждый из которых – это добрый поступок.

Возможно, богословски образованный Босх даёт зеркальный вариант подобного строительства: башня в аду складывается из человеческих грехов, или, как писал монах Хосе де Сигуэнса (историк Эскориаля и один из первых интерпретаторов Босха), башня состоит из «навеки погубленных душ».

Заключение

Источник: https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/372658~Voz_sena

Босх — живописец уродства

 Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. 

О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного.

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) — таково его настоящее имя — происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.

Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.

Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел.

Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери — религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита.

Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.

Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.

Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг. 

Сатира — одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной.

В центре композиции — Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть.

Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).

В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

«Воз сена» — другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир — это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может».

В середине композиции — воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины — гордыня и демон с трубой — слава.

Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.

— Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, — писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.

Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.

Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» — только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх — единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.

Искушение святого Антония (центр.часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. 

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.

Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.

Читайте также:  Рисунок "витрувианский человек", леонардо да винчи - описание

Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии.

Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха — спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой — рай, последние три дня творения мира; на центральной — сам Сад наслаждений; на левой — ад. Спорна центральная часть.

Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды.

Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова — символ искушения и обмана, удод — знак нечистоты, бабочка — олицетворение ветреного желания, единорог — указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.

Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг. 

Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, — это ад Босха, где господствует хаос.

Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней — ад реален.

«Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.

Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», — писал исследователь Босха Барнс, живший в ХХ веке.

Какой ад изображал Иероним Босх — свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях — это преисподняя его души.

Изображая ее, художник от нее спасался.

А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.

Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.

Репродукции картин Иеронима Босха можно увидеть здесь http://nearyou.ru/bosch/01bosch.html

[i] Алтарем в католичестве называется Святой Престол, а также живописное изображение над Престолом, обычно складень с тремя или более створками.

Впервые опубликовано 15 октября 2008 года

Источник: http://www.taday.ru/text/138076.html

Иероним Босх: картины, биография

Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которого принято называть Иероним Босх, жил и работал в северонидерландском городе Хертогенбосе. Он происходил из семьи профессиональных художников.

Художественные интересы его были многообразны: он был довольно плодовитым живописцем (два десятка сохранившихся до наших дней произведений — лишь часть созданного им), проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь.

В течение нескольких столетий Босха воспринимали как шутника и фантазера, изображавшего забавные и страшные дьявольские сценки. Углубленное изучение творчества этого художника началось только в 20 столетии.

Его произведения связывали со средневековой литературой, проповедями, легендами и поверьями, истолковывали их в связи с алхимией и астрологией, применяли к ним методы психоанализа. Самого Босха считали то правоверным католиком, то еретиком. Споры о Босхе нескончаемы. Но ряд положений сейчас уже очевиден.

Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энциклопедическими познаниями в самых разных областях: теологии и науке, литературе и медицине.

Все творчество художника пронизывает одна общая тема — борьба добра и зла, божественных и адских сил.

Ранняя картина Босха «Корабль дураков» — почти жанровое произведение, и только иносказательный смысл отличает ее от того, что принято называть бытовой живописью. По житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет: все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, — предаются разгулу.

Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Композицию картины Босх строит таким образом, что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, и бессмысленность происходящего. Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски.

Создавая это произведение, Босх опирался на фольклор — стихи, песни, представления бродячих актеров. Со времен средневековья существовали понятия «корабль Господа» и «корабль дьявола» — они олицетворяли доброе и злое начало. В картине много голубого, а голубой цвет в фольклорной традиции считался цветом обмана и глупости.

В Нидерландах была даже шутовская гильдия «Голубой корабль».

Босх мог также опираться и на литературные источники. В конце 15 века увидела свет поэма немецкого гуманиста С.Бранта «Корабль дураков» — сатира на пороки мира. С произведением Бранта, с вышедшей уже в начале 16 века знаменитой «Похвалой глупости» Эразма Роттердамского картину Босха объединяет ее религиозно-этическая направленность.

Свое представление о мире и человечестве художник выразил в больших триптихах. Одним из них является «Воз сена». В основу его замысла легли традиционные изображения сцен Страшного суда. Но тема нова: Босх перенес из фольклора в живопись аллегорию сена — олицетворение жизненных благ, предмет человеческих вожделений и раздоров.

Изображенное рассматривается слева направо. Левая створка алтаря — рай. Здесь бог создает Адама и Еву. Здесь же представлены сцены грехопадения и изгнания из рая.

Но зло, вошедшее в мир, — это не только согрешившие прародители. Босх изобразил падших ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. Распускающиеся в райских садах цветы — это цветы зла.

Птицы разносят повсюду их отравленные семена.

Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми — ангел и дьявол. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути.

А вокруг воза царит страшная суета. «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может» — гласит фламандская пословица. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза.

Живший в эпоху предреформации Босх вводит в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод: мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи.

Погрязшее в грехах человечество заслуженное наказание обретает в правой створке алтаря, изображающей ад. Здесь Босх смог полностью продемонстрировать свою необыкновенную фантазию и изобретательность. Жители ада — черти — трактованы как причудливые соединения человека и животного, насекомого, растения. Босх был всегда знаменит прежде всего своими изображениями ада и его обитателей.

Однако во всей этой дьявольщине есть своеобразный порядок. Здесь за определенный грех следует и вполне определенное наказание.

Человек, въезжающий в ад на быке, наказывается за кражу в церкви; тот, кого раздирают собаки, — за зависть; проглатываемый чудовищем — за обжорство; тот, кого тащат черти, — за гнев.

На среднем плане черти строят башню тщеславия, на которой сидит зимородок — символ этого греха. Страшные картины ада освещаются отблесками пламени, горящего у горизонта города.

На внешней стороне боковых створок триптиха Босх поместил бродягу с коробом. Слева от него разбойники убивают путника, справа — танцующие под виселицей крестьяне.

На бродягу, который вот-вот вступит на надломленный мостик, нападает собака — символ зависти. Ничто хорошее не ждет человека в греховном и глупом мире — такова мысль живописца.

Круглый формат изображения придает сцене общечеловеческий смысл.

Триптих «Воз сена» привлекает не только своей сюжетной занимательностью. Он — великолепное по мастерству исполнения произведение искусства. Рисунок Босха уверенный, беглый и выразительный. Живописная манера необыкновенно легка и виртуозна. Краски нарядные, сияющие. Правая створка примечательна тем, что там Босх впервые сумел передать эффект ночного пожара.

Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями. Подобно средневековым художникам, в своих произведениях он стремился дать всеобъемлющую картину мира. Ведь «Воз сена» — это целый космос.

Он вмещает в себя рай, землю и ад, отражает — в соответствии с тогдашними представлениями — всю историю человечества, от создания первых людей до Страшного суда.

Вместе с тем, в отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское здесь не отделены друг от друга непереходимыми гранями, но теснейшим образом переплетаются и борются между собой. Порождения ада проникают всюду.

Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира и человека. До него нидерландским живописцам 15 века мир представал царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то, что прежде считалось недостойным изображения, внес в познание мира скепсис и отрицание.

«Сад земных наслаждений» — один их самых известных триптихов Иеронима Босха, получивший своё название по теме, изображенной на центральной части, она посвящёна греху сладострастия . Следует сказать, что оригинальное название этой работы Босха неизвестно доподлинно. «Садом земных наслаждений» работу назвали исследователи.

Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих «Поклонение волхвов». Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной.

Однако в дверном проеме хижины появляются непонятные фигуры — возможно, демонические двойники волхвов. Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города.

Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен: то грабители нападают на мирных жителей, то волчица с окровавленной пастью бросается на женщину, то вспыхивает сражение между всадниками. Зло в мире есть, и художник его по-прежнему изображает.

Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и правдивого изображения реального мира.

Босху принадлежит важнейшее место в истории нидерландского искусства. Его подражатели работали на протяжении всего 16 столетия. Начатки же бытового жанра и самостоятельного пейзажа впоследствии развились в совершенно независимые жанры.

О.Сугробова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/3137-bosh.html

Памяти Иеронима Босха (1450-1516)

 <\p>

Иероним Босх. Автопортрет

500 лет назад ушёл из жизни великий и неординарный Иероним Босх. В честь этого события организован международный проект «Босх 500», который предполагает серию арт-мероприятий, в том числе, масштабных выставок Иеронима Босха.

   Выставка «Видения гения», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 13 февраля — 8 мая 2016 года. Масштабная выставка в рамках проекта «Босх 500» откроется в родном городе художника – Хертогенбосе. На эту выставку будут свезены работы из ведущих музеев мира.

Из Лувра приедет «Корабль дураков», из музея Прадо в Мадриде триптих «Воз сена», также будут экспонироваться произведения Босха из Метрополитен Музея, Вашингтонской Национальной галереи искусств, Палаццо Гримани в Венеции и Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

 

«Воз сена», центральная часть триптиха, 1500-1502 годы 

   Всего на выставке в Хертогенбосе будет представлено 20 картин и 19 рисунков Босха, из них четыре триптиха и четыре полотна, расписанных с обеих сторон. Также будет экспонироваться 7 полотен, созданных его мастерской и наиболее выдающимися учениками.

  Работы Босха, созданные в Хертогенбосе, впервые за 500 лет в таком большом количестве возвращаются на свою родину – на время проведения выставки.

«Босх. Выставка столетия», Музей Прадо, Мадрид, 31 мая – 11 сентября 2016

Читайте также:  Музей информатики, франция, париж

   Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера.

В экспозиции выставки, кроме произведений Босха, которыми владеет Музей Прадо, будут представлены работы из Альбертины в Вене, Музея древнего искусства в Лиссабоне, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен Музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

   Из Музея древнего искусства в Лиссабоне на эту выставку привезут триптих «Искушение святого Антония», считающийся одной из лучших работ зрелого Босха.

   Фрагмент третьей картины триптиха «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

 Выставка Начо Карбонеллы, Stedelijk Museum, Хертогенбос, 18 июня – 11 сентября 2016.

   Испанский дизайнер Начо Карбонелл  создаёт необычные мебель и предметы интерьера, которые похожи на живых существ. Произведения Карбонеллы скорее декоративны и красивы, чем практичны. Вдохновителем творчества Карбонеллы является Иероним Босх.

 Выставка Яна Фабра «Босх в Конго», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 11 июня-18 сентября 2016

   На выставке «Босх в Конго» будут представлены монументальные мозаичные панно из серии «Дань Иерониму Босху в Конго» (2011−2013). Бельгийский художник Ян Фабр рассказывает о жестокости и жадности колонизаторов, от которых сильно потерпела бывшая колония Бельгии — Конго.

   9-метровая статуя совы, проект «Bosch Beest», сентябрь 2015 — декабрь 2016

В городской кузнице Хертогенбоса продолжают отливать 9-метровую статую совы. Всем желающим предлагают стать участником этого процесса и внести свою лепту в создание нового символа города.

Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова на картинах Босха служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность.

Фрагмент картины триптиха «Сад земных наслаждений»

     В Хертогенбосе также пройдёт серия фестивалей, детских программ, цирковых представлений и других мероприятий, посвящённых празднованию года Босха, подробности здесь.

 «Семь смертных грехов: Гурт Сваненберг и Питер Брейгель», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 29 октября 2016 – 29 января 2017

    Гурт Сваненберг – художник, который мастерски расписывает скелеты животных. Источником вдохновения для Сваненберга служат «Семь смертных грехов» Босха. Вместе с работами Сваненберга на этой выставке будут представлены гравюры Питера Брейгеля, которого также вдохновляла эта тема.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 1475-1480.

http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evr…vok-i-artproektov.aspx?ID=3167

    Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в  картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

  Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его  «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени…

воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

«Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты.

Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет». Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени. 

  В Босхе видели предшественника сюрреализма, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом.

Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения…

Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин.         
  Удивителен подход художника к решению пространственных задач.

В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.

Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. 

    Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

  Иероним родился в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву.

Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.    Затем Босх учился в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где он познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества.

В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем.    В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им.

  Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

   Картины «Операция глупости» и «Фокусник» высмеивают людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

  Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

   Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

«Корабль дураков». 1495-1500.

  Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.  Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.

Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.    Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества.

Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Вместо мачты — дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой — веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино.

 

  Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.

    Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
  Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — симолы зла и ереси.

Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потеря самообладания от вина.

   Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?    Дураки на корабле — не безбожники, так как среди них — монах и монахиня, но они все живут «в глупости». Босх смеётся , но это — грустный смех.  Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле».

Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.    Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашего внутреннего мира. 

  «Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас.

Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Иероним Босх. Поклонение волхвов.

Иероним Босх: тайна за семью печатями

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post381220092

Источник: https://to-priz.livejournal.com/135471.html

Иероним Босх (1450 – 1516)

Иероним Босх – один из известнейших и выдающихся художников Северного Возрождения, родом из Нидерландов. Он родился в маленьком голландском городке Хертогенбосом, находившемся неподалеку от бельгийской границы, одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Настоящее же имя художника было Иероен Ван Акен, а его псевдоним Босх возник от окончания его родного города.

Босх родился около 1460 года в семье художников – его дед Ян ван Акен и его брат, отец Антонис ван Акен и брат Гооссен, оба его дяди – все занимались живописью, а мать Иеронима была из семьи резчика по дереву.

Неудивительно, что с самого детства Босх, окруженный творческой атмосферой продолжил свое обучение в Харлеме и Делфте, а в 1480 году он вернулся в свой родной Хертогенбос уже полноправным художником.

За время своего обучения живописи, он открыл для себя таких мастеров, как Рогир Ван дер Вейден, Гертген тот Синт Янс и Дирк Боутс, чье влияние можно наблюдать в работах Иеронима Босха в разные периоды его творчества.

Стилистически его работы принято делить на три периода: ранний (1475–1480 г.), средний (1480–1510 г.) и поздний (с 1510 года). Он писал в детализированной живописной манере старых нидерландских художников. Его картины были насыщены грубоватым, черным юмором, едкой сатирой, темной символикой и несли нравоучительный смысл о человечестве, «погрязшего во всяческой скверне».

Главные шедевры Иеронима Босха, принесшие ему известность по всему миру и славу, это большие алтарные триптихи, самым ранним из которых является «Воз сена» (Музей Прадо, Мадрид, Испания), в котором обыгрывается старая пословица: «Мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может», а так же цикл картин о святых подвижниках и, наконец, самый известный и большой триптих художника «Сад наслаждений»

«Воз сена»

«Сад наслаждений»

Иероним был женат на Алейд Гойфртс Ван дер Меервенне – девушкой из очень богатой и почитаемой семьи. Этот брак не принес Босху счастья – у них с супругой не было детей, но принес материальное благополучие вместе, высокое положение в обществе и независимость, что позволило ему самому писать его картины так, как этого хочет он, даже если он выполнял чьи-то заказы.

Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Его считали предшественником сюрреализма, Сальвадором Дали эпохи Возрождения, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; художники видели в нем психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом.

Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»).

Он прекратил писать изображения монстров преисподней и ада, но заменил их на реальные образы палачей и свидетелей трагедий – злобных, равнодушных, жестоких. Это в какой-то степени оказалось даже страшнее его фантазий из более раннего творчества.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

«Поклонение волхвов»

«Увенчание терновым венцом»

«Христос, несущий крест»

Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/51570-ieronim-bosh-1450-1516

Иероним Босх: жизнь и творчество

Йероен ван Акен, прозванный Босхом, родился в Хертогенбосе около 1450 года в семье художников. Его отец и дед, Антониус и Ян ван Акены, также были живописцами. В городском архиве до сих пор хранится большое число заключенных с ними договоров на изготовление росписей и картин для различных храмов и монастырей.

Иероним Босх

По-видимому, учителями Босха были не только его отец, но и приезжавший в город и подолгу живший в нем известный голландский художник Д. Боутс. Иероним впервые упоминается в 1480 году в качестве члена религиозного «Братства Богородицы», которое спустя несколько лет он возглавил.

В 1489 году ему поручили исполнить две створки алтаря для капеллы его братства в соборе Св. Иоанна. Известно, что эта работа получила высокую оценку Филиппа Красивого, будущего короля Кастилии.

Современный Хертогенбос

Примерно в то же время Босх выполнил и эскизы витража-капеллы. На протяжении этого периода он участвовал в оформлении шествий и таинств, что не прошло бесследно для его творчества – Иероним Босх стал известен еще при жизни.

Читайте также:  Картина "сирин и алконост", васнецов, 1896

После женитьбы Босх поселился в небольшой пригородной деревне Оерошорт, где получил в приданое за своей женой дом и обширный участок земли. Известно, что он никогда не покидал ближайших окрестностей своего города, хотя был человеком общительным и любознательным.

«Фокусник», Иероним Босх

Босх был знаком и на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого часто встречаются на его картинах.

В настоящее время с уверенностью Босху приписывают всего сорок произведений, при том что содержание их часто остается загадкой для историков искусства, поскольку не существует прямых источников, способных его прояснить.

Босх никогда не подписывал и не датировал свои работы. Поэтому традиционно принятый подход к изучению его творчества практически невозможен.

Правда, по договорным грамотам и церковным приходным книгам исследователи смогли достаточно точно датировать его основные работы.

Так, известно, что сразу после свадьбы Босх пишет картину «Семь смертных грехов», в которой запечатлевает окружающую его жизнь.

Триптих «Страшный суд»

Обычно Босх работал в технике «алла прима», то есть писал картину сразу, без предварительных прорисовок и эскизов. Художник был не только живописцем, но и неплохим кузнецом. Известно, что для главного собора города он сделал большую картину на стекле, для которой собственноручно изготовил металлическую раму.

Как и все образованные люди своего времени, Босх увлекался алхимией и был знаком со средневековой демонологией. Одним из его друзей был известный голландский богослов Дионисий ван Рейкель, который основал неподалеку от Хертогенбоса монастырь. Позже он был подвергнут преследованию и наказан инквизицией по обвинению в колдовстве. Но Босх не отрекся от друга и продолжал видеться с ним.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Навеянные демонологической литературой образы можно увидеть на многих картинах Босха. Так, на триптихе «Искушение святого Антония» весь задний план занимают ведьмы, летящие на шабаш, а на полотне «Страшный суд» запечатлено несколько эпизодов из черной мессы.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, – большие алтарные триптихи. В наиболее значительных работах художника – «Садах земных наслаждений» и «Возе сена» – преобладают чудовищные существа. В «Саде наслаждений» – Босх создает яркий образ греховной жизни людей.

На другой картине, «Воз сена», изображены неверующие на пути в ад, который также находится на земле.

Триптих «Воз сена», Иероним Босх

Иероним Босх стал свидетелем утраты Нидерландами своей независимости. Богатая, цветущая страна попала под власть австрийских Габсбургов.

Особенностью его времени стали ожесточенные теологические дискуссии, напряженная религиозная борьба, вылившаяся в движение Реформации.

Горькая, ироничная, а иногда и саркастичная фантазия Босха отражает нравы его времени. Художник в своем творчестве стремился подчеркнуть глупость духовенства, погрязшего в грехе, далекого от какого бы то ни было раскаяния и ведущего прихожан к гибели.

«Операция глупости»

К таким «назидательным» картинам относятся «Операция глупости», «Фокусник» и «Корабль дураков». Критическое отношение к духовенству в картинах художника не помешало верному католику королю Филиппу II Испанскому собирать картины Босха «для своего благородного развлечения».

В поздних произведениях Босх обращается к теме одиночества: «Святой Иероним во время молитвы» и «Иоанн Креститель». Трагизм и сложность духовного бытия людей переломного времени отразило творчество великого нидерландского художника. Появляется знаменитая картина «Блудный сын».

«Блудный сын»

Она почти списана с натуры – во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им.

Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.

«Корабль дураков»

«Иоанн Креститель»

Кроме живописи Босх занимался изготовлением гравюр. Их оттиски распространялись в разных городах. Его картины находились при многих королевских дворах Европы, хотя многие современники воспринимали их скорее как своего рода курьез.

Умер Босх 9 августа 1516 года в своем родном Хертогенбосе. Но мир причудливых образов Босха до сих пор питает фантастически-романтические искания людей искусства.

Источник:

«100 великих художников», Самин Д.К. (перепечатано с сокращениями)

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/05/blog-post_15.html

Босх, Иероним (1450 — 1516)

19.07.2014

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи.

Исследователи творчества нидерландского художника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности.

И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний.

К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью.

Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии.

Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным.

Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников.

В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха.

Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный художником прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление.

Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может».

 В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа.

Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям. В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности.

Он напоминает гигантскую строительную площадку. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью.

А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.

В картинах святой жизни возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.

У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев. В последнем живописном цикле Босха »Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку.

 Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека.

Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель. Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира.

Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта.

Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/165/

Ссылка на основную публикацию