Апофеоз войны, верещагин василий васильевич — описание картины

«Апофеоз войны» Верещагина: история картины

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».

Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства; бессмысленная жестокость и варварство; тяжелые полевые условия.

Бескомпромиссно честный в деталях и фактах Верещагин постоянно слышал в свой адрес обвинения в клевете на русскую армию. Сам же художник хотел сказать совершенное иное.

_>>_ «Греческое чудо» Перикла

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

>> Блеск и нищета чансань и одалисок

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная.

Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора.

Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути.

Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты.

Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман.

Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене.

Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна.

Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт.

Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец.

Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы.

Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а „умные люди“ уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38906936-apofeoz-voyny-vereschagina-istoriya-kartiny/

«Апофеоз войны» Верещагина оказался любимой картиной директора николаевского музея

09апрель2014Прочитали: 4426

Не так давно стало известно, что две картины выдающегося русского живописца Василия Верещагина — «Жемчужная мечеть в Агре» и «Портик церкви XVII века в Ярославле» выставлены на аукцион лондонского торгового дома Christie's.

Оценочная стоимость первой картины достигла 2 миллионов долларов, а второй — 750 тысяч долларов. Так, директор николаевского музея имени Верещагина, Сергей Росляков, в комментарии NL отметил, что картины живописца по высоким ценам продаются не только там.

Более того, музейщик рассказал, каким творением Верещагина восхищается он сам.

Прежде всего, Росляков, услышав от корреспондента NL, что в Лондоне картины Верещагина продаются почти за 3 миллиона долларов, поспешил добавить, что его полотна пользуются популярностью и дорого оцениваются не только там.

— Картины Верещагина не только в Лондоне продаются. Например, она продавались года два назад в Нью-Йорке. Очень дорого стоили – 1,5 миллиона. Правда, там была очень большая работа. Из палестинской серии. А сейчас, цены еще больше растут. Да, цены на такие вещи со временем поднимаются. Причем это далеко не предел, — улыбнулся он.

Помимо этого, музейщик рассказал о своей любимой картине Верещагина.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (1871). Оригинал творения хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — это протест Верещагина против войн, насилия и душегубства.

— Называется она «Апофеоз войны». Это черепа. Черепа людей, убитых на войне. Это самая трагическая картина, но самая, на мой взгляд, у него знаковая.

Она меня ничем не привлекает, но очень глубокую идею выражает: война – это смерть. Вот это страшно. И война кроме смерти ничего не несет. Он (прим.

NL – Верещагин) был пацифистом, он был человеком, настроенным против всех войн, — признался Росляков.

Сам директор музея считает, что противостояние России и Украины, которое сейчас у всех на устах, в любом случае закончится миром.

— Тут гадать на кофейной гуще я не буду. Думаю, что не закончится ничем, потому что все-таки в последний момент должны вспомнить, что мы народы родственные. Поэтому воевать друг с другом – это уже, по-моему, что-то близкое к паранойе, — добавил он. 

Напомним о том, как на презентации картины в музее Верещагина не обошлось без ЧП и крови. 

Источник: http://niklife.com.ua/focus/42756

Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны: Описание произведения

Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст – он собирался назвать ее «Торжество Тамерлана».

Читайте также:  Три музыканта, пабло пикассо, 1921

Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды.

Склонный к сарказму, Верещагин нередко снабжал свои полотна посвящениями, названиями или аннотациями, которые нервировали записных патриотов сильнее, чем сами полотна.

Можно предположить, что картина, живописующая последствия кровопролитного штурма Плевны, была бы встречена царской семьей куда более благосклонно, если бы художник не собирался назвать ее «Царскими именинами». А триптих, изображающий замерзающего часового, не вызвал бы столь бурной реакции, если бы Верещагин не дал ему едкое название «На Шипке все спокойно».

«Апофеоз войны» не стал исключением: чтобы избежать недопонимания, художник сделал на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца, – писал об этой картине критик Владимир Стасов. – Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

И как художник, и как «судья человечества» Верещагин всегда стремился к объективности, всегда старался показать обе стороны медали. Если он писал картину с названием «После удачи», то непременно уравновешивал ее полотном, которое называл «После неудачи», если рисовал «Победителей», то обязательно находил время для «Побежденных».

От большинства «военных» картин Верещагина «Апофеоз войны» отличается определенностью авторской позиции: тут нет ни другого дна, ни обратной стороны. Гора иссеченных саблями черепов, разверстые в немом крике мертвые рты, падальщики, пирующие посреди бесплодной пустыни, – вот суть всякой войны, ее подлинный облик и единственный итог.

«Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мертвая природа», — говорил о своей картине сам Верещагин.

Сегодня «Апофеоз войны» — объект многочисленных подражаний и пародий, визуальный мем, не знающий ни временных, ни географических границ. Родившиеся в СССР помнят его еще по школьным учебникам, те, кто помоложе сталкиваются с его отголосками, например в кинематографе – от «Терминатора» до недавнего «Выжившего».

Впрочем, эффективность Василия Верещагина в качестве «судьи человечества» была понятна уже его современникам.

Будучи в США по приглашению Чикагского института искусств, художник писал оттуда в письме: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно». Едва ли Верещагин – первый в истории номинант на Нобелевскую премию мира – мог рассчитывать на лучший комплимент.

Источник: https://artchive.ru/artists/172~Vasilij_Vasilevich_Vereschagin/works/25401~Apofeoz_vojny

Сочинение по картине Верещагина «Апофеоз войны»

Василий Васильевич Верещагин — известный художник-баталист XIX века. Его картины существенно отличаются от полотен других живописцев, творивших в этом жанре. Среди работ В.В. Верещагина не найти картин, прославляющих блестящие победы. И это не случайно.

Художник, не раз принимавший участие в тяжёлых боях, отлично знал обратную сторону войны. Он видел страдания, кровь, смерть и с достоверной точностью изображал их.

Особое место в его творчестве занимает картина «Апофеоз войны», написанная 1871 году.

Изначально она носила название «Торжество Тамерлана». Известно, что великий полководец Тимур не раз отдавал приказ о возведении пирамид из голов побеждённых им народов и воинов, проявивших трусость. Такие сооружения вызывали у людей страх и отвращение.

В новое время эта традиция была продолжена ханами Средней Азии.

Согласно другой версии, полотно было создано художником под влиянием впечатлений от событий, очевидцем которых он стал во время поездки в Китай. В 1869 году войска богдыхана безжалостно расправлялись с поднявшими мятеж дунганами.

В это время деспот одного из городских уездов казнил европейского путешественника, а его голову поместил на вершину пирамиды, состоящей из черепов других убитых. Рассказ об этом случае произвёл на В.В.

Верещагина неизгладимое впечатление и вдохновил на написание картины.

Однако несмотря на то, что идея создания полотна навеяна конкретными историческими событиями, замысел художника гораздо шире. Картина символизирует смерть, уничтожение и разрушение. В.В. Верещагин изобразил пирамиду из черепов на безжизненной земле, выжженной солнцем и войной.

Со всех сторон ее окружают черные вороны — символ смерти. В раскинувшейся перед зрителем панораме преобладает жёлтый цвет. Сухая трава, почерневшие стволы деревьев, виднеющиеся вдали руины города — всё это делает пейзаж еще более угнетающим. Картина освещена ярким безжалостным солнцем.

Холодное голубое небо также выглядит равнодушным и безжизненным. Особое значение имеют детали картины. Следы от пуль и ударов сабель на черепах еще ярче выражают идею полотна.

Возможно, это останки мирных жителей и защитников, оборонявших находящийся на заднем плане полуразрушенный город.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Война сметает всё на своём пути. Она уносит человеческие жизни, стирает с лица земли поселения и уничтожает природу. Символична надпись, сделанная на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Эти слова — намёк правителям государств на последствия, к которым приводит самовозвеличивание.

При жизни В.В. Верещагина его работы получили неоднозначную оценку. Некоторые современники даже обвиняли художника в антипатриотизме. Однако значение его творчества для потомков трудно переоценить. Все картины, написанные В.В.

Верещагиным, объединены одной идеей: в войне не бывает победителей. Изображённая на картине «Апофеоз войны» гора черепов — вечное напоминание о том, насколько высока цена за власть и новые территории.

Но разве может быть что-то дороже человеческой жизни?

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-vereshhagina-apofeoz-vojny.html

«Апофеоз войны» — центральное полотно Туркестанской серии художника Верещагина :

«Апофеоз войны» — не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

Читайте также:  «конец». последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии, кукрыниксы

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид.

Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем.

Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость.

Не многим гениям удается передать все это в одном произведении.И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно.

Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники – воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов.

Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин.

«Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»).

Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества.

Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»).

Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма – Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

Источник: https://www.syl.ru/article/178434/new_apofeoz-voynyi—tsentralnoe-polotno-turkestanskoy-serii-hudojnika-vereschagina

Василий Верещагин: Апофеоз войны

Василий Верещагин за мольбертом. 1902 г

«Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» (Василий Верещагин, русский живописец-баталист).

Штыком и кистью

Отец Верещагина был человеком оригинальных взглядов и отличался суровым характером. Он искренне считал, что настоящий мужчина должен выбирать карьеру военного. А потому и сам Василий, и все его братья (так как их мнение о своём будущем родителя интересовало меньше всего) были с раннего детства без разговоров определены в военные училища.

Но если двоим младшим братьям, Сергею и Александру, офицерский чин пришёлся по душе, то Василия хватило лишь на то, чтобы просто окончить с грехом пополам кадетский корпус. Не отслужив после учёбы и месяца, Верещагин подал в отставку и отправился поступать в Петербургскую академию художеств. Это была, пожалуй, самая короткая офицерская карьера в мире.

Обучившись живописи в Петербурге и Париже, художник отправился на Восток. Он писал свои картины с натуры в Ташкенте, Самарканде и киргизских степях. Однако летом 1868 года в Туркестане вспыхнуло восстание. Верещагину пришлось вспомнить, что он является офицером, отложить кисти и взяться за ружьё.

В Самарканде он получил своё первое боевое крещение: «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон.

Когда 3 июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и, кинувшись на орудия, успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим ге

Василий Верещагин. «Апофеоз войны». Дата создания 1871 г.

Пирамиды Тамерлана

Затем художник предпринял путешествие в Западный Китай, где тоже полыхали восстания. Именно оттуда Верещагин привёз сюжет своей наиболее знаменитой и ужасающей картины — «Апофеоз войны». Есть две версии происхождения сюжета.

Читайте также:  Преображение, рафаэль санти

Согласно первой, художник изначально назвал полотно «Торжество Тамерлана», так как именно войска Тамерлана оставляли за собой пирамиды черепов.

По другой версии, картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара (города, расположенного на Великом шёлковом пути) без вины казнил европейца и положил его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

Мастерская В.В.Верещагина в Нижних Котлах

Смерть под Порт-Артуром

Картины туркестанской серии, украшавшие европейские и российские выставки, производили сильное впечатление на посетителей. Сильное, но неоднозначное.

К примеру, Александр II обвинил художника в отсутствии патриотизма, а великий князь Александр Александрович так выразил своё мнение: «Либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек…».

Как ни обещал себе художник уйти от батальных сцен, ему это не удавалось вплоть до самой смерти. Погиб Василий Васильевич Верещагин в разгар Русско-японской войны на подорванном японцами броненосце «Петропавловск».

Источник: http://on-planet.ru/raznoe/1491-vasiliy-vereschagin-apofeoz-voyny.html

Апофеоз войны

Василий Верещагин. «Апофеоз войны» (1871).
Холст, масло. 127×197 см.»Туркестанская серия».
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов.

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгар — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Чем была война в сознании большинства людей тех времён? Стреляют пушки, кричат воины, указующе машут руками великие полководцы. Война — это место для геройских поступков, побед, а также и поражений, но которые должны привести к победе в следующий раз. Верещагин точно дал подзаголовок к своей работе «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Василий Верещагин погиб в русско-японскую войну в Порт-Артуре. Он был баталистом: поехал на войну работать и погиб при взрыве броненосца на японской мине.

Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Картина «Апофеоз войны», написанная русским художником Василием Верещагиным в 1871 году, уже более ста лет не теряет своей актуальности и производит сильное впечатление не только на ценителей искусства, но и на простых обывателей. Ни один художник не смог так емко передать конечный итог любых военных действий, как это сделал Василий Васильевич.

Центральное место на этом полотне занимает гора выбеленных солнцем и ветром черепов, а война таращится на зрителя из их пустых глазниц. О разрушительности военных действий напоминает и бесплодная земля, которая еще не скоро оправится от нанесенного ущерба.

Природа вокруг и разрушенный город вдалеке ясно показывают, что все живое здесь уничтожено яростью войны и еще не скоро возродится.

Обожженные почерневшие деревья уже не тянут свои ветви к небу, а слетающиеся к пирамиде из черепов вороны хоть и являются единственным живым элементом этой картины, но лишь усиливают впечатление опустошения.

Изначально картина называлась «Торжество Тамерлана» и изображала обычай воинства этого великого воина и предводителя оставлять пирамиды из отрубленных голов пленников, пойманных дезертиров, убитых вражеских солдат. Но позже художник не стал привязывать свое полотно к конкретному полководцу, оставив напоминание в виде надписи на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Василий Верещагин не придал войне романтики в своей картине, не оставил на ней ни единого намека на надежду.

Композиция, цветовая гамма и, конечно же, само изображение должны вызывать у созерцателей отвращение к битвам, понимание неправильности происходящего.

Ведь апофеоз (итог, венец) войны – это не слава, богатство и покоренные земли, а прежде всего смерть, горы убитых, отнятые и искалеченные жизни. 

«Апофеоз войны»Василий Васильевич ВерещагинСоздание: 1871 г.Холст, Масло. 127 × 197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Апофеоз войны» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. Картина «Апофеоз войны» написана в 1871 году, холст, масло, 127 × 197 см.

На раме сделана надпись:

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим.»

В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Описание

На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Изначальное название картины «Торжество Тамерлана». «Торжество Тамерлана» или «Апофеоз войны» входит в туркестанскую серию картин художника, которую он создал во время путешествия по Туркестану, где видел множество смертей и самых ужасных событий.

Эти переживания с подвигли его на создание работы, которая в яркой символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе и разрушение.

История создания

Существует три версии того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной версии, своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.

По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и изменах. Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести голову мужей развратников, в итоге которых скопилось семь пирамид.

Третьей же версией считается то, что на художника произвел сильное впечатление рассказ, о том, что один из деспотов Кашгара приказал казнить европейского путешественника. Головой несчастного он велел «увенчать» пирамиду из черепов казненных им людей.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная Верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества..

Источник: https://t.me/w0rLd_Art

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Apofeoz_voynyi/

Ссылка на основную публикацию