Автопортрет, паоло веронезе, 1528

Паоло Веронезе

Паоло Веронезе родился в Вероне в 1528 году в районе Сан Паоло  в семье резчика по камню и скульптора Габриэле Кальяри и Катерины. Паоло был младшим из пяти детей.

В церковных приходских книгах в 1529 году он указан как Paulo di Gabriele в возрасте одного года, а в 1541 году как 14-летний ученик художника Антонио Бадиле.

Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне.

Горбун работы отца Паоло Габриэле Кальяри 1495г.

Габриэле Кальяри, отец Паоло, автор прекрасной скульптуры, купели для святой воды в церкви Сант Анастасии в Вероне. Горбун с трудом держит на спине купель, украшенную гирляндами фруктов, и привлекает внимание сразу при входе в церковь.

Как было принято, с детства сыновья Габриэле работают в боттеге отца, и  маленький Паоло отличается способностью к рисованию. Отец отдал его в мастерскую художника Антонио Бадиле, который старше Паоло Кальяри всего на двенадцать лет.

  Боттега Бадиле была расположена в центральном районе Санта Цецилия, между площадью Эрбе и церквью Сант Анастасия.

Паоло учился очень быстро, схватывал на лету приёмы, копировал статуи и барельефы  древних, отличался упорством и хорошей памятью, изучал эстампы Дюрера и Пармиджанино и рисовал с натуры портреты и виды.

Паж — 12-летний Паоло на картине Антонио Бадиле

Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Его маэстро Антонио Бадиле написал Паоло, своего молодого ученика в возрасте 12 лет на полотне для церкви Св.

Назария, где наверняка работала вся его боттега, включая Паоло, в 1540 году.

Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне, и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.

Пала Бевильаква 1548г. Музей Кастельвеккио

В Вероне быстро распространилась слава о способном ученике, и знатная семья Бевильаква-Лацизе заказала работу в 1548 году Паоло Кальяри для семейной капеллы в церкви Святых Фермо и Рустико в Вероне- Мадонну с младенцем и Святыми, которую называют Пала Бевильаква-Лацизе. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. 20-летний Паоло Кальяри изобразил традиционную композицию с бюстами заказчиков Бевильаква — Лацизе  на переднем плане картины, а вот непринуждённые позы персонажей были новшеством для Вероны в то время.

Фреска из виллы Соранцо Минерва среди Геометрии и Арифметики, 1551г.

В 1551 году архитектор Микеле Санмикели приглашает Паоло Кальяри и Джанбаттиста Дзелотти, двух молодых художников Вероны, для росписи фресками виллы Соранца в Кастельфранко.

Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих  «Санмикели любил их как своих детей», и на вилле Соранцо художники  проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.

Виллу Соранца снесли в 1817 году веке, а её украшения спасли, сняв со стен более ста фрагментов фресок. Некоторые находятся  в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже.

Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.

Искушение Св.Антонио Аббата, 1552г, Веронезе

В 1552 г. Паоло в числе четырёх самых значительных художников Вероны того времени (Фаринати, Брусасорци и Баттиста дель Моро) работает по заказу Кардинала Гонзага для Домского Собора Мантуи. Его произведение Искушение Св.Антонио Аббата теперь находится во Франции.

Преображение, 1555 Дуомо Монтаньяры

С 1553-54гг. Паоло Веронезе переезжает в Венецию, где начинает цикл грандиозных фресок для Зала Большого Совета Дворца Дожей. Уже с 1555г. на образе Преображение, созданном для Кафедрального Собора Монтаньяны появляется впервые подпись с указанием: «Мессир Паоло Кальяро веронезе (т.е.

веронский), проживающий в Венеции». Со временем прилагательное веронский заменит его фамилию Кальяри, и все его будут знать как Паоло Веронезе. В Венеции он работает со своей боттегой – это подмастерья, братья, в том числе Антонио, двоюрдные братья и потом сыновья.

Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников.

Аллегория Музыки, 1556г. в Библиотеке Марчиана Венеции

Вместе с шестью важнейшими хкдожниками, которые в этот период живут в Венеции, Паоло Веронезе пишет три работы для Библиотеки — Либрерии Марчиана на площади Сан Марко, построенной по проекту Сансовино. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=6150

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана: “Видение святой Елены” Веронезе

Все билеты на выставку-блокбастер Roma Aeterna (кто подзабыл название переводится с латыни как Вечный Рим) уже распроданы. Кто не попадет или кто собирается пойти предлагаю познакомиться с шедевром Веронезе из коллекции ватиканского музея, который экспонируется в залах Третьяковской галереи.

Автор – Паоло Веронезе (1528-1588)

Картина: “Видение святой Елены”

Размеры: 166х134 см

Время создания: около 1575-1580

Постоянно в экспозиции: музей Пинакотека (Ватикан)

Паоло Веронезе. “Видение святой Елены”. Выставка Roma Aeterna, Третьяковская галерея

Картина была приобретена папой Бенедиктом XIV у семьи Пио ди Капри и с 1820 года находится в музее Ватикана.

В последний раз на нашем сайте была подробно описана знаменитая фреска музицирующего ангела “Ангел, играющий на лютне” Мелоццо да Форли. Ссылка на статью расположена здесь.

Знакомство с шедеврами Пинакотеки Ватикана также проходило на примере шедевра Гвидо Рени «Апостол Матфей и ангел», ссылка на статью расположена здесь.

Статья об яркой картине Карло Кривелли «Пьета» расположена здесь.

Продолжим знакомство с экспозицией выставки на примере безусловного шедевра выставки Roma Aeterna в Третьяковской галереи – “Видение святой Елены” кисти Паоло Веронезе.

Паоло Веронезе. “Видение святой Елены” (фрагмент).

Выставка Roma Aeterna, Третьяковская галерея

На этой крупной по размерам картине изображена святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Согласно легенде, святая Елена имела видение, где ей было повелено отправиться в Иерусалим на поиски креста Господа.

Не смотря на то, что Елена совершила путешествие в Иерусалим в почтенном возрасте, героиня Веронезе молода и красива.

По этой причине специалисты сходятся во мнении, что картина была частным заказом (и возможно на картине изображен заказанный портрет в сюжете) или же на картине изображена молодая супруга Веронезе, которую также звали Елена.

Паоло Веронезе. “Видение святой Елены” (фрагмент).

Выставка Roma Aeterna, Третьяковская галерея

Художник женился на Елене в 1566 году, когда ему было 38 лет, а невесте 24 года. Портрет женщины на картине вполне можно предположить примерно 25 лет, что соответствует возрасту супруги на момент свадьбы.

Святая Елена сидит в кресле у стены, завешенной портьерой из испанской кожи с золотым тесненным узором. Святая одета в платье из белого дамаскина с цветочным узором. Драгоценная корона на ее голове венчает покрытую вуалью голову, а бархатная мантия скреплена на груди камеей с купидоном.

Паоло Веронезе. “Видение святой Елены” (фрагмент).

Выставка Roma Aeterna, Третьяковская галерея

Видение святой представлено на первом плане справа картины в виде ангела, который держит крест Христа и тем самым указывает ей путь в Святую землю на поиски креста.

Похожая картина Веронезе на тот же сюжет находится в Национальной галерее Лондона (но на ней крест держат два ангела). На картине лондонской галереи скромно одетая святая задумчиво смотрит в окно.

Паоло Веронезе. Видение святой Елены.

Национальная галерея Лондона

Паоло Веронезе (Веронезе – прозвище, поскольку его родной город Верона) первоначально начал заниматься архитектурой, как его отец, однако живопись увлекла его и он был популярным монументальным живописцем. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Он был удостоен чести украшать знаменитый Дворец дожей в Венеции, а так же расписать плафоны в библиотеке Сан Марко.

Подпись Веронезе на картинах

До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после снова получил неоднократно заказы в Венеции и подолгу жил в этом городе. В Венеции им была расписана церковь Святого Себастьяна. В конце 50-х Веронезе попробовал писать портреты, и эта затея увенчалась успехом.

Паоло Веронезе. Автопортрет. Эрмитаж.

Санкт-Петербург

В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции в ереси, мало святости нашли инквизиторы в Тайной Вечери, наполненной персонажами, где рядом с Христом и Апостолами изображены солдаты, а шуты и карлики развлекают общество.

Дело обошлось малой кровью, после уплаты штрафа Веронезе поменял название полотна, и Тайная Вечеря превратилась в Ужин в доме Леви. В результате к венецианскому банкиру Леви на ужин оказались приглашёнными Христос с Апостолами.

Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких. Художник был похоронен в церкви Святого Себастьяна, которую сам же расписывал.

Церковь святого Себастьяна в Венеции, которую расписывал Паоло Веронезе, где он был похоронен

Деятельность Веронезе произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.

Выставка-блокбастер Roma Aeterna отгремит и бесценные картины вернутся в залы музея Пинакотека Ватикана. Однако, не стоит расстраиваться, потому как картины великого Веронезе представлены в российский музеях, особенно в Эрмитаже. Так какие же картины Веронезе есть в России? 1 картина Веронезе присутствуют в постоянной экспозиции ГМИИ Пушкина (Москва) и 6 картин в Эрмитаже.

  1. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 1 небольшое полотно

Источник: https://wanderings.online/roma-aeterna-videnie-svyatoj-eleny-veroneze/

Картины Паоло Веронезе, творчество художника

Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese), один из лучших творцов венецианской школы, родился в Вероне в 1528 году. Настоящая фамилия художника — Кальяри, а название родного города было впоследствии выбрано живописцем в качестве псевдонима.

Паоло был пятым из сыновей скульптора и каменотеса Габриэля Кальяри.

Творческие способности в той или иной степени была присущи многим представителям семьи: живописи будущий художник учился у своего дяди Антонио Бадиле. Тот не был значительным мастером своего времени, однако смог привить мальчику любовь к искусству и помог ему раскрыть в себе талант художника.

Дочь Антонио, Елена, в 1566 году вышла за Веронезе замуж.

Работы в жанре монументально-декоративной росписи, в котором Паоло творил смолоду и до конца жизни, принесли ему известность уже в возрасте 25 лет. Произведения живописца отличает легкость исполнения и колорит, характерный для живописной школы Вероны.

Кроме того, следует отметить, что образы, создаваемые художником Веронезе для картин на евангельские темы, были достаточно смелы для своего времени. Из-за своего свободомыслия Паоло даже подвергся суду инквизиции, однако был оправдан.

Его всего лишь обязали исправить несколько спорных по содержанию картин. Семейная жизнь Паоло сложилась хорошо: он был счастливо женат и окружен детьми. В 1583 году талантливый живописец, устав от забот и трудов, приобрел имение, в котором планировал провести тихую и спокойную старость.

Однако всего через несколько лет тяжелая болезнь свела его в могилу. Умер он от воспаления легких в 1588 году в Венеции.

Особенности творчества художника Веронезе: в произведениях художника удачно сочетается все лучшее, что можно было вынести из влияния веронской и рафаэлевской школ живописи.

Великолепный колорит, свобода идей и смелое воплощение творческих замыслов, изящность и легкость рисунка — все это характерно для произведений Паоло. Интересно то, что в картинах библейской тематики Веронезе использовал своеобразный прием.

Герои его полотен предстают на фоне современных для художника Веронезе интерьеров, одетые в костюмы того времени. Новаторством живописца в техническом плане можно назвать то, что при росписи, к примеру, потолков Паоло учитывал визуальное искажение объектов.

Он умело применял в работе неожиданные ракурсы и пространственные сокращения для правильного восприятия изображения зрителями. Прием создавал иллюзию парящих в воздухе фигур: впоследствии он широко использовался мастерами барочной живописи.

Читайте также:  Картина "петр i", серов, 1907

Известные картины Паоло Веронезе: «Отдохновение на пути в Египет», «Марс и Венера», «Пир в доме Левия» и «Брак в Кане Галилейской». Работы во Дворце дожей, церкви Сан Себастьяно и библиотеке Сан Марко произвели фурор в свое время и принесли художнику славу в самых широких кругах.

Конец 60-х годов XVI века — расцвет мастерства живописца. К этому времени он приобрел известность не только в Венеции, но и за ее пределами. Крупные заказы поступали в огромном количестве. Творчество Веронезе как блестящего декоратора достигло своих вершин: его часто приглашают расписывать дворцы и виллы. Во многом его популярность объясняется тем, что Паоло был первым художником, который задумался о соответствии своих произведений архитектурным особенностям зданий. Работая в технике фрески, он с большим вкусом и знанием дела помещал свои картины в интерьер. Благодаря этому, живопись и архитектура великолепно дополняли друг друга и выглядели, как единое целое.

Практически все картины Паоло Веронезе, даже те, которые были написаны по мотивам евангельских сюжетов, носили подчеркнуто светский характер.

На картинах художника отражено все великолепие и пышность современной ему Венеции: роскошь пиров, нарядов, пристрастие венецианцев к праздникам и веселью.

Однако искренняя симпатия живописца ко всему этому и его жизнелюбивый талант чуть было не стоили ему жизни.

Значительная часть заказов поступала художнику от различных религиозных организаций. Он расписывал церковь Святого Себастьяна, монастырь Сан Джорджо Маджоре. Его работа украшала трапезную монастыря Санта Мария деи Серви.

В 1573 году Веронезе получил заказ от церкви Санти Джованни э Паоло — одного из самых известных и больших соборов Венеции. Двумя годами раньше там случился пожар, в котором погибла «Тайная вечеря» кисти Тициана.

Веронезе было поручено написать полотно с аналогичным названием и сюжетом.

Вольное переложение истории — изображение на картине воинов, детей, карликов и животных — возмутило церковь. Через несколько месяцев после передачи картины Паоло Веронезе монахам живописца вызвали в трибунал, требуя объяснений.

Паоло удалось избежать суда только благодаря своему остроумию и обещанию исправить скандальное произведение в соответствии с Евангелием.

Однако полотно не было подвержено значительным переделкам: художник всего лишь изменил название и добавил несколько пояснительных фраз на холсте.

Сейчас картина, вызвавшая некогда такой серьезный переполох, находится в галерее Венецианской академии. В XVIII веке она была сильно испорчена во время пожара, а полноценно отреставрирована только в 1827 году.

В последние годы своей жизни художник отошел от создания пышных декоративных полотен. На смену нарядным картинам, посвященным праздничным пирам и жизни богатых горожан, приходят сдержанные по настроению и даже трагичные по сюжету произведения. Перемену в творчестве отчасти объясняют произошедшие в середине 70-х годов трагические события, произошедшие в Венеции: пожары и эпидемия чумы. За несколько лет Паоло Веронезе потерял близких ему людей, среди которых были Тициан, Палладио и Даниэле Барбаро. Кроме того, в конце XVI века искусство переживало упадок. Венецианские художники дольше других сопротивлялись идеям маньеризма, распространившегося повсеместно, однако и в их творчестве стали проявляться черты этого направления.

В это время живописец написал ряд картин религиозного содержания, среди которых «Оплакивание Христа», «Распятие» и «Воскрешение». Многочисленные работы этого периода, описывающие жизнь святых, были хорошо приняты церковью: с ее стороны живописцу оказывалась всяческая поддержка. В поздних работах Веронезе сквозит меланхолия и затаенная тревога, скорбь и разочарование.

Однако не все работы мастера, созданные в 80-х годах, так печальны. В 1585 году Паоло Веронезе создал одно из своих самых грандиозных и торжественных произведений: «Триумф Венеции». Роспись плафона во Дворце дожей, полная аллегорий и символов, поражает зрителей своей пышностью, красотой и холодной возвышенностью образов.

Источник: https://artchive.ru/artists/1285~Paolo_Veroneze

Ренессанс

Главная => Художники РенессансаАвтопортрет

Паоло Веронезе (Veronese, настоящее имя Кальяри) (1528-88), итальянский живописец Позднего Возрождения. Предст. венецианской школы.

Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольни в Мазере, ок.

1561, «Брак в Кане», 1563).

Биография

Учился в Вероне у А. Бадиле; работал главным образом в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Падуе. Художественная манера Веронезе воплощает лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, изощренный рисунок, пластичность формы, изысканная цветовая гамма, основанная на сложном сочетании чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

Веронезе много писал на библейские сюжеты («Брак в Кане «,1563; «Поклонение волхвов», 1571; «Пир в доме Левия», 1573;»Нахождение Моисея»,1580, «Оплакивание Христа», между 1576 и 1582, «Сотворение Евы»,1575-80). Веронезе смело вводил в эти произведения жанровые мотивы, жизненные наблюдения, портреты современников, за что инквизиция обвинила его в излишне светской трактовке религиозных тем.

В поздних работах художника праздничная приподнятость, ликующие краски, смелые ракурсы уступают место настроениям смутной тревоги, скорби, меланхолии, характерным для конца эпохи Возрождения.

Главная сфера деятельности Веронезе — монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики.

Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575-77, «Триумф Венеции», 1578-1585, — все во Дворце дожей, Венеция; «Триумф Мардохея» и др.

, 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В.

фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, Веронезе развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения.

Излюбленный вид станковой картины Веронезе — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж; «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон; цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религиозных тем. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция).

Немногочисленным портретам Веронезе свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж; «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).

Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В работах Веронезе 1580-х гг.

появляются холодная парадность и внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция; «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг.

, Художественно-исторический музей, Вена; «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Среди учеников Веронезе — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле.

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/artist_15.shtml

Паоло Веронезе [Паоло Кальяри] (1528 — 1588)

14.07.2008

Публикации

Прозвище «Веронезе» («веронец») живописец Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики.

В Вероне он учился у живописца Антонио Бадиле, но подлинной школой были поездки в Мантую для изучения фресок ученика Рафаэля Джулио Романо и росписей Мантеньи в Камера дельи Спози огромного дворца мантуанских герцогов.

Таким образом, уже в юности Веронезе, наделенный от природы необычайно гармоничным душевным складом и тонким чувством красоты цвета и согласия красочных тонов, свободно владел сложным языком полных экспрессии движений, поз, ракурсов, разработанным мастерами Флоренции и Рима.

Похищение Европы

Вскоре после переезда в Венецию Веронезе получил ответственный государственный заказ на роспись плафонов заново отделанных залов Совета Десяти в Дворце Дожей.

В бравурности композиции написанного Веронезе огромного центрального плафона «Юпитер изгоняет Пороки» (Париж, Лувр), увезенного Наполеоном в Париж и замененного в зале копией XIX века, еще сказывается влияние мантуанских работ Джулио Романо, но в одном из угловых овальных плафонов — аллегорической композиции «Старость и Юность» (Венеция и Нептун), дарование Веронезе-живописца и прирожденного декоратора, уже раскрывается во всем своем блеске.

Поклонение волхвов

Плафоны Веронезе произвели в Венеции такое сильное впечатление, что едва успев их закончить, он получил новый, еще более масштабный заказ на росписи монастырской церкви Сан Себастьяно. Проработав над живописным декором церкви около десяти лет, Веронезе настолько сроднился с ней, что пожелал быть похороненным здесь; его воля была исполнена монахами обители Сан Себастьяно и родными художника.

Триумф Мардохея. 1555—1556

Сам факт создания столь обширного живописного декора церковного здания необычен для Венеции, где церковные интерьеры обычно украшали немногочисленные алтарные картины.

В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.

Ей посвящено и «Коронование Марии в сакристии» (одним из символов Марии была церковь), и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.

Вилла Мазер. Роспись плафона Зала Олимпа. Ок. 1560

Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Составитель программы живописного декора залов Совета Десяти Даниэле Барбаро пригласил художника расписать только что построенную для него и его брата Маркантонио Барбаро виллу в местечке Мазер.

Вилла, построенная Андреа Палладио, по своей планировке существенно отличалась от других вилл этого великого зодчего. Ее основу составляет огромный зал, представляющий в плане латинский крест, к которому примыкают пять меньших по размерам помещений. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.

Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами.

Тонко продумана и эффектна роспись огромного крестообразного зала, выполняющего роль колоссального величественного вестибюля и своеобразного моста, соединяющего реальность с миром семьи Барбаро.

Вилла Мазер. Джустиниана Джустиниани с кормилицей

В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания. В центре перекрывающего зал пологого коробового свода иллюзорные мраморные тяги образуют большой восьмиугольник.

В нем, в потоке яркого, почти физически ощутимого света является восседающая на драконе величественная женщина — Божественное Провидение, — окруженная богами Олимпа, символизирующими семь планет.

По внешнему периметру этого восьмиугольника в облаках парят величественные мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре стихии.

И, наконец, в нижних частях свода эта величественная иерархия Мироздания завершается изображениями самих обитателей виллы — в нижней части свода на балконе с большими винтообразными колоннами перед нами предстает статная молодая дама в серебристо-голубом платье. Это хозяйка виллы — Джустиниана Джустиниани-Барбаро, являющаяся нам в сопровождении кормилицы и младшего сына.

В четырех боковых залах аллегорические композиции, посвященные темам, связанным с жизнью и благоденствием семьи Барбаро — совершающемуся на небесах бракосочетанию, торжеству Добродетелей над Пороками, процветанию принадлежавших семье земельных угодий, — украшают коробовые своды, а стены украшают иллюзорные колонны, статуи, пейзажи.

Читайте также:  Политехнический музей в москве, россия

Брак в Кане. 1562—1563

Важнейшее место в творческом наследии Веронезе занимает написанная им в 1560-х — начале 1570-х годов серия Пиров, сюжеты которых восходят к евангельским текстам, упоминающим Трапезы Господни. Сам склад искусства мастера, изначально светского, лишенного религиозного пафоса предопределил характер этих полотен.

Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.

Не говоря уже о том, что здесь никогда еще не писали столь колоссальных полотен, столь многолюдных и праздничных композиций, впервые одна из Трапез Господних предстала перед венецианцами как грандиозный общественный пир.

Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками; монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня.

Все пространство площади занимает огромный стол, за которым сидят гости, столь многочисленные, что зритель не сразу обнаруживает сидящих в центре Марию и Христа, выделенных нимбами вокруг их голов.

Трапеза Господня, видимо, не случайно трактована Веронезе как общественный пир, входивший в ритуал необычайно пышно отмечавшихся государственных праздников Венеции; политики этого времени считали их символом единения венецианского общества.

Пир в доме Левия. 1573

Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Заказанная монахами церкви Санти Джованни э Паоло, картина должна была изображать Тайную Вечерю.

Когда картина была закончена, она вызвала чье-то неудовольствие светской трактовкой евангельского события; об этом сообщили трем Государственным инквизиторам, которые вызвали Веронезе для объяснений.

Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.

Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу; наконец, инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.

«Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе; по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.

В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект.

Реальная стена монастырской трапезной исчезает, уступая место колоссальной трехарочной мраморной лоджии, написанной столь иллюзорно, что кажется реальной, тем более что колоссальные коринфские колонны из светлого, идеально отполированного мрамора поддерживают настоящий карниз.

Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из «Трапез» Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов; впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.

Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.

Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.

В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).

Здесь плитки, которыми вымощен пол, сокращаются так стремительно, что пространство приобретает протяженность, а группа апостолов, окруживших Христа, предстает как бы в ином пространстве, чем в боковых частях композиции, на фоне неба и прекрасных белых зданий, в сиянии серебристого света. Здесь, пока Христос тихо беседует с юным Иоанном, свершается сакральное действие, символизирующее добровольную жертву Христа, — седобородый Петр расчленяет тушку ягненка.

Семейство Дария перед Александром Македонским. Ок. 1565—1570

Середина 1560-х — начало 1570-х годов было временем самой интенсивной и плодотворной творческой деятельности Веронезе. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок.

1565—1570, Лондон, Национальная галерея).

Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.

Мадонна семьи Куччина. Ок. 1571

Гораздо более содержателен и серьезен состоящий из четырех больших горизонтальных панно «Цикл семьи Куччина» (ок. 1571—1573, Дрезден, Картинная галерея).

С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения, и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок.

1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет, и объединенная сюжетным началом вотивная картина. Перед Мадонной, окруженной святыми, склоняется отделенная от Богоматери двумя колоннами из цветного мрамора многочисленная венецианская семья, сопровождаемая тремя прекрасными женщинами — Верой, Надеждой, Милосердием.

В центре композиции, преклонив колена, предстает величавая коленопреклоненная женщина — Дзуана Куччина в окружении своих семерых детей. За ней, на втором плане изображены ее супруг и один из братьев Куччина: по венецианской традиции именно женщина была хозяйкой в доме и хранительницей семьи.

Другой из братьев Куччина, видимо тот, в память о котором написана картина, присутствует на первом плане — его поддерживают за руку Вера, к нему склоняются две прекрасные женщины, символизирующие Надежду и Милосердие. Блестящий мастер многофигурных композиций, Веронезе превращает традиционный вотивный групповой портрет в полную жизни, праздничности, декоративного великолепия картину.

Два десятка персонажей Веронезе — Мадонну и окружающих ее святых, фигуры Веры, Надежды и Милосердия, взрослых членов семьи Куччина и восьмерых детей объединяет плавный волнообразный ритм; терракотово-красные тона великолепного платья Дзуаны Куччина, ослепительно-белые одежды Веры, мшисто-зеленые и розово-лиловые тона одежд Надежды и Милосердия образуют изысканный красочный аккорд, подчеркнутый темными тонами одежд мужчин. Полная достоинства и величия Дзуана Куччина является не только композиционным, но и образным центром композиции, в торжественность которой вносят живую ноту, особую теплоту и естественность полные непринужденности дети.

Мистическое обручение Святой Екатерины. Ок. 1578

В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков.

Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. 1475, Венеция, Галерея Академии). Но особенно изысканны его небольшие картины, написанные мелкими, как бы вибрирующими мазками, создающими волшебное мерцание красок.

Таково прекрасное «Нахождение Моисея» (1570-е, Мадрид, Прадо).

Нахождение Моисея. 1570-е

Триумф Венеции. 1575

Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.

Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.

Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных.

Но в XVIII веке Венеция переживает новый, последний расцвет, становится одним из самых блистательных центров итальянской культуры.

Именно в это время наследие Веронезе становится предметом пристального изучения для венецианских историков и одним из главных источников вдохновения для крупнейшего в Европе XVIII века мастера монументальной живописи — венецианца Джамбаттиста Тьеполо.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=543

М. Гордеева(редактор) — Лувр

Леонардо да Винчи (1452–1519) Мона Лиза (Джоконда) 1503–1505. Дерево, масло. 77×53

В записях великого Леонардо да Винчи, гения Ренессанса, нет ни одного упоминания о работе над портретом. Существует много версий того, кто изображен на этом произведении.

Среди прочих мнений выказывались и такие, что Мона Лиза — и автопортрет самого Леонардо, и портрет его ученика, и портрет матери или просто идеальный собирательный женский образ.

Согласно «официальному» мнению, на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини.

На губах Моны Лизы застыла знаменитая едва уловимая улыбка, придающая ее лицу загадку и очарование. Не зритель смотрит на нее, а она сама наблюдает за ним глубоким, все понимающим взглядом.

Картина выполнена почти прозрачными, необычайно тонкими слоями. Кажется, что Мона Лиза не написана красками, а совсем «живая».

Мазки настолько мелкие, что ни микроскоп, ни лучи рентгена не обнаруживают следов работы мастера и не определяют количество живописных слоев. «Джоконда» необычайно воздушна. Воздух получился настоящим, как и сама Джоконда — тоже «настоящая».

Пространство картины наполнено легкой дымкой, пропускающей рассеянный свет, — «сфумато», по определению самого художника.

Джулио Романо (1492/1499-1546) Триумф Тита и Веспасиана Около 1537. Дерево, масло. 120×170

Картина живописца и архитектора, талантливого ученика Рафаэля, одного из первых представителей маньеризма Джулио Романо повествует о далеких временах римской истории.

В ознаменование победы над Иудеей император Веспасиан и его сын и наследник Тит устроили пышное триумфальное шествие, которое и стало сюжетом произведения.

На колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в специально воздвигнутую для этого случая триумфальную арку въезжают Тит и Веспасиан, увенчанные лавровыми венками победителей и сопровождаемые летящей фигурой богини победы Ники.

Композиция картины разворачивается по принципу фриза. Создается впечатление бесконечного движения, поскольку ни начала, ни завершения торжественной процессии не видно. Шествие исчезает под сводом арки, архитектура которой тщательно выписана художником, бывшим придворным архитектором при дворе Гонзага.

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) Увенчание терновым венцом Около 1542. Дерево, масло. 303×180

Одну из сцен страстей Христа Тициан, величайший мастер эпохи Высокого Возрождения, изобразил на фоне арки под мраморным бюстом императора Тиберия.

Коронование терновым венцом в знак того, что Иисус называл себя Царем Иудейским, происходит словно в безмолвном присутствии последнего римского императора, в годы правления которого случилось это событие.

Мраморный двойник всеми почитаемого владыки похож на бессильного идола, а Тот, кто может врачевать людские души, унижен, оскорблен и осужден на смерть. Остервенелые и ослепленные ненавистью воины набросились на Него, словно лютые звери, и палками возложили терновый венец. Лик Христа искажен страданием.

Паоло Веронезе (1528–1588) Брак в Кане Галилейской 1562–1563. Холст, масло. 666×990

Паоло Веронезе — один из виднейших живописцев венецианской школы.

На полотне «Брак в Кане Галилейской» изображен Христос на брачном пиру в галилейском поселении Кана в момент совершения своего первого чуда: когда закончилось вино, Он по просьбе Матери превратил в него воду. Среди гостей были и несколько учеников.

Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562. Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Свободно интерпретируя библейский сюжет, Веронезе превратил его в праздник венецианской свадьбы. Новозаветное событие представлено в роскошных архитектурных «декорациях», каких не могло быть в галилейской деревушке на заре христианской эры.

Читайте также:  Танец жизни, эдвард мунк, 1899

Они напоминают постройки Андреа Палладио, архитектора позднего Ренессанса. Некоторые фигуры облачены в исторические одежды, тогда как костюмы других поражают роскошью и великолепием совсем иной эпохи. Библейские герои окружены современниками художника.

По легенде, музыкант в белой одежде на переднем плане картины — это сам мастер.

Джузеппе Арчимбольдо (1527–1588) Лето 1573. Холст, масло. 76×63,5

Творчество Джузеппе Арчимбольдо, представителя маньеризма, весьма необычно. Он создавал портреты современников, но так, как этого никто до него не делал.

Лица людей удивительным образом составлялись, подобно мозаике, из различных фруктов, овощей, цветов, птичьих перьев (а иногда и целых птиц), рыб, раковин и прочих даров моря, а также других предметов и их частей.

Все они по тем или иным признакам ассоциировались художником с конкретным создаваемым образом. Каждый раз ему удавалось придать своему «творению» неповторимую внешность и даже немного раскрыть его характер.

«Лето» — пример такой метаморфозной картины из цикла «Времена года», символизирующего развитие человеческой жизни. «Лето» — молодость. На полотне торжествуют яркие краски, лицо «выложено» из сезонных фруктов и овощей.

Якопо Тинторетто (1518/1519-1594) Автопортрет Около 1588. Холст, масло. 62×52

Итальянский живописец позднего Ренессанса Якопо Тинторетто был учеником великого Тициана.

«Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление. Колористическая гамма практически сведена к монохромности, увеличивающей силу его психологического воздействия на зрителя.

Из непроглядного мрака условного фона выступает обрамленное седой бородой лицо уставшего и изможденного старика. Оно говорит о переживаниях, разочарованиях и горьких размышлениях человека, прожившего долгую жизнь, полную забот и трудов. Глубокие мудрые глаза художника обращены на зрителя, который не может противиться их магнетизму и старается проникнуть в тайну, в самую суть души героя.

Аннибале Карраччи (1560–1609) Охота 1585–1588. Холст, масло. 136×253

Аннибале Карраччи, вдохновлявшийся произведениями Высокого Возрождения, в своих работах старался достичь чистоты и гармонии живописи этого периода, утраченных в искусстве маньеризма.

Вместе со своими братьями художник создал в Болонье Академию, где преподавал, закладывая основы академического искусства.

Он писал композиции на религиозные и мифологические сюжеты, а также пейзажи, игнорировавшиеся художниками эпохи маньеризма.

Полотно «Охота» представляет собой несколько жанровых сцен, объединенных сюжетом, на фоне прекрасного пейзажа.

Слева охотник в красном несет на палке свежую тушку убитого животного, в правом нижнем углу картины персонажи занимаются необходимыми приготовлениями, чуть ниже на склоне холма (на втором плане холста) молодой человек, глядя вдаль, на что-то указывает пальцем, ниже неспешно едут на лошадях и ведут разговор еще два персонажа полотна, а на дальнем плане в долине идет настоящая охота с несущимися собаками и всадниками.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) Смерть Марии 1605–1606. Холст, масло. 369×245

В этой картине, написанной для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала в Траставере, Караваджо, художник-реформатор, дает свое истолкование традиционного сюжета успения Богоматери.

Традиционно уход из жизни Девы Марии не расценивался трагедией, поскольку дожившая до старости Богоматерь после смерти вознеслась на небеса и воссоединилась навеки с горячо любимым Ею Сыном.

Караваджо же увидел в этом сюжете именно трагедию, погрузившую в глубокую скорбь апостолов. Изображение усопшей Девы слишком красноречиво говорит о пережитых страданиях и смертельных муках.

Ее тело написано с той степенью реалистичности, к которой не были готовы заказчики работы, к тому же моделью для Пречистой Девы послужила близкая знакомая художника — девица легкого поведения. Это послужило причиной отказа заказчика от готовой картины.

Источник: https://profilib.org/chtenie/67116/m-gordeeva-redaktor-luvr-4.php

Паоло Кальяри Веронезе.

studiaprizОригинал взят у bolivar_s в Художник Паоло Кальяри Веронезе..

Паоло Веронезе Автопортрет 1558-63 г.г.

По лёгкости письма и свежести колорита фрески на вилле Мазер предвещают импрессионистов

Пир в доме Левия, 1573

Веронезе. Музицирующие женщины

Веронезе. Сусанна и старцы

Веронезе. Венера, Марс и Амур с конём

Веронезе. Марс и Венера, связанные Амуром

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

Картина написана в 1562-1563 гг. для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
С 1798 — в Лувре

Паоло Веронезе. Святой Антоний Падуанский проповедует рабам

Веронезе. Битва при Лепанто

«Минерва прогоняет Марса прочь от Мира и Процветания» (1576-77)

«Марс и Нептун» (1575-78)

«Церера выражает почтение Венеции» (1575)

«Венера и Вулкан» (1560-61)

«Немесида» (1560-61)

«Фортуна» (1560-61)

Вакх и Церера 1560-61 гг.

Вакх, Вертумн и Сатурн» (1560-61)

«Музыка, Астрономия и Обман» (1556-57)

«Гименей, Юнона и Венера» (1560-61)»Сатурн (Время) и История» (1560-61)»Юнона одаривает подарками Венецию» (1554-56)»Юпитер, мечущий молнии в пороки» (1554-56)»Муза с лирой» (1560-61)»Муза с тамбурином» (1560-61)»Венера и Адонис » (1562)»Юстиция и Пакс перед троном Венеции» (1575-77)»Кузница Вулкана» (1576-77)»Меркурий и грации» (1576-77)»Минерва прогоняет Марса прочь от Мира и Процветания» (1576-77)»Марс, раздевающий Венеру» (1570-е)»Марс и Венера с Купидоном и лошадью» (1570-е)»Похищение Европы» (1580)»Венера и Адонис » (1580-82)

Леда и лебедь. (1560). Musee Fesch-Ajaccio
Аллегория любви I. Неверность (ок.1570). National Gallery-London
Аллегория любви II. Презрение (ок.1570). National Gallery-London
Аллегория любви III. Уважение (ок.1570). National Gallery-London
Аллегория любви IV. Счастливый союз (ок.1570). National Gallery-London
Лукреция (ок.1585). Kunsthistorisches Museum
Портрет женщины в образе Св. Агнессы (1580-1588). Museum of Fine Arts-Houston
кушение святого Антония1553. Музей изящных искусств, Канн.

Умерщвление святого Георгия

1564. Монастырь Сан Джорджо, Верона.  
Портрет Даниеле Барбаро1569. Палаццо Питти, Флоренция

Граф де Порто с сыном Адриано1554-1556. Собрание Контини-Бонакосси, Флоренция

Честь1556-1557. Национальная библиотека, Венеция

Музыка1556-1557. Национальная библиотека, Венеция

Распятие1582. МузейЛувр,Париж

Воскрешение Христа1570-е. Картинная галерея, Дрезден                  

Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588).

Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Учился у малозначительного веронского живописца Антонио Бадиле, которому приходился племянником. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно.

Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х).

По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей.

Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. После этого продолжал работать главным образом в Венеции, а также исполнял заказы в Падуе, Вероне, Мантуе и Виченце.

Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически — изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.). Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе.                                              В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (“Триумф Мардохея”, 1556, в церкви Сан-Себастьяно; “Триумф Венеции”, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.                                                                                                                                                          В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Часто живописец обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (“Поклонение волхвов”, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В знаменитой картине “Брак в Кане”, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.                  Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Поклонение волхвов”, около 1571, Картинная галерея, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (“Обручение святой Екатерины”, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: “Пир у Симона Фарисея” (1570, Милан, галерея Брера), “Пир в доме Левия” (1573, Венеция, Галерея Академии) и др.
Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность (“Граф де Порто с сыном Адриано”, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – “Триумф Венеции”, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами. В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия.
Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
                                         

Источники: http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post284385646/   http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post102409378/ http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/5535151/ http://smallbay.ru/veronese.html

Источник: https://to-priz.livejournal.com/66915.html

Ссылка на основную публикацию