Автопортрет с женой, андрей матвеевич матвеев, 1729

Художник Матвеев Андрей Матвеевич: биография, творчество

Достоверные сведения о ранних годах жизни русского художника-портретиста Матвеева Андрея Матвеевича найти сложно. Почти всегда в описании его биографии упоминается имя императора Петра I, который увидел талантливого мальчика и дал ему, что называется, путёвку в творчество. Так это было или нет, однако Петр Великий, бесспорно, сыграл в судьбе художника значительную роль.

Венценосный реформатор охотно учился у западных мастеров, он овладел четырнадцатью ремёслами и надеялся на подобное рвение со стороны молодых русских талантов. Петр ввел обучение в Европе  кораблестроению, астрономии, инженерии и другим техническим наукам за счет государственного «пенсиона». Не стало исключением и художественное направление.

Император руководствовался практическими задачами, стоящими перед страной: художники нужны были как участники преобразования государства, помощники в научных трудах и продвижении технического развития империи.

Россия нуждалась в специалистах, которые могли иллюстрировать книги, трактаты, делать чертежи и планы, фиксировать любой объект: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей».

Эстетическая сторона вопроса поначалу не стояла или не была на первом месте. Но всё же Петр I стремился быть не хуже европейских государей во всех отношениях.

Он хотел, чтобы появилось поколение отечественных мастеров и в художественном деле. Первыми пенсионерами Петра по живописному профилю стали Иван Никитин и Андрей Матвеев. Андрея для получения образования направили в Голландию.

На тот момент ему было 15 лет. Затем он учился во Фландрии. 

В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года.

Для императрицы Матвеев и на смерть Петра I в 1725 году написал и прислал свою работу «Аллегория живописи», тем самым показав достижения в учебе и, видимо, желая продлить свое пенсионерство. Екатерина ему благоволила, и Андрею Матвееву удалось проучиться в Европе ещё два года.

Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

Андрей Матвеев. Аллегория живописи.

8 августа 1727 года Александр Данилович Меншиков дает распоряжение Канцелярии от строений принять на службу Андрея Матвеева, а освидетельствовать его поручает живописцу Каравакку.

Вчерашний пенсионер успешно проходит экзамен и поступает на службу в Канцелярию. Это учреждение занималось реставрацией, живописными и декоративными работами в Петербурге и его окрестностях.

Так в 1730 году на одном из фасадов Петропавловского собора была установлена картина«Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

В 1731 году после того, как архитекторы Михаил Земцов и Доменико Трезини подтверждают, что Матвеев «в рисунках гораздо искусен», он получает чин «живописного мастера» и становится первым русским главой Канцелярии от строений.

. Под началом Андрея Матвеевича в «живописной команде» собрались даровитые художники и способные ученики, и, по сути, она превратилась в художественную школу, которая повлияла на развитие национального искусства XVIII века.

До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных.

Андрей Матвеев. Портрет врача И.А. Ацаретти.

Андрей Матвеев. Портрет князя Ивана Алексеевича Голицына в латах, 1728 г.

Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной, 1728 г.

Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины.

В ней многое — новшество: это первый автопортрет в русской живописи и одновременно первый двойной и семейный. К тому же, художник откровенно показал любовь и трогательно изобразил нежные чувства пары. Женщину показал равной мужчине, достойной уважения и дружбы, что в обществе XVIII века не было принято.

Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.

При недолгом правлении малолетнего Петра II, а затем императрицы Анны Иоановны кипучая деятельность эпохи Петра Великого ушла в прошлое. У Андрея Матвеева убавилось количество заказов на работы, а за те, что выполнялись, оплата была невелика, да и задерживалась. Когда весной 1739 года художник умер, у его вдовы не было средств на погребение мужа.

Источники:

  • Русский музей
  • Музей истории Петербурга

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-954371-hudozhnik-matveev-andrey-matveevich-biografiya-tvorchestvo—

Тайна знатной дамы

Когда посетители Государственного Русского Музея останавливаются у «Автопортрета с женой», который в 1729 году написал Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739), у большинства не возникает никаких сомнений в том, что избранницей художника была одна из придворных дам.

Гордый, слегка даже горделивый взгляд, модная прическа, холеные руки, нежная кожа, а главное, изящно украшенное кружевами платье из дорогого материала, с почти откровенным вырезом, роза – всё свидетельствует о благородном её происхождении.

А между тем, жена Андрея Матвеевича Ирина Степанова была… дочерью кузнечных дел мастера.

Это, кстати, первый в истории русского искусства автопортрет с женой. Андрей Матвеев написал  его сразу по возвращении из Голландии. И как здесь не вспомнить, написанный столетием ранее «Автопортрет с Саскией на коленях», выдающегося голландского художника Рембрандта Ван Рейна?!

 Ведь он тоже владел тайной изображенияреальности нереального, любил одевать своих героев в богатые одежды.

Но для русского искусства «Автопортрет с женой» Андрея Матвеева – это еще и новый, революционный взгляд на женщину как на равную мужчине по сердцу и разуму.

Образ женщины, чистый, светлый, возвышенный, той, что способна во имя любви на самоотверженные поступки.

Особенно впечатляют женские портреты кисти русских мастеров. И едва ли не самым первым решился изобразить свою любимую Андрей Матвеев.

После возвращения из Голландии художник сразу женился. Но если в петровские времена талантливые люди жили в достатке, после смерти царя реформатора жизнь переменилась. Андрей Матвеев, женившись, очевидно, по большой любви, на девушке из простой семьи, не смог обеспечить семью всем необходимым. Они жили в нужде до последних дней.

Великая сила искусства в том, что талантливый художник может оставить безысходность обыденности за рамой. Так и сделал Андрей Матвеев. Он был счастлив, женившись на любимой девушке, и постарался передать своё чувство на полотне.

В реальности художник не мог купить своей жене дорогое, как у знатной дамы,  платье. Но сколько нарядов он написал на заказных портретах! Вот и решил подарить дорогое, с тонкими кружевами платье своей любимой. Хотя бы на картине.

А как трепетно, нежно обнимает Андрей Матвеев свою жену! Как ласково прикасается к её пальчикам! И жена, и он сам, просто излучают счастье.

Эта картина осталась, к сожалению, недописанной. Но в недосказанности и есть тайна поэзии.

Как считают многие, именно это полотно предвосхищает поэзию Василия Жуковского, и в частности, эти его строки:

Беру перо – им начертать

Могу лишь имя незабвенной;

Одну тебя лишь прославлять

Могу на лире восхищенной…

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2014/06/blog-post_3726.html

Матвеев Андрей Матвеевич

Основоположник светской живописи в России. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой.

Считалось, например, что талантливого мальчика, рисующего в соборе во время обедни набросок портрета Петра I, приехавшего в Новгород и заметил царь, направил на обучение в Европу, откуда юноша уже вернулся известным русским художником. Если говорить о фактах, то Пётр Великий не был в Новгороде во времена юношества Андрея Матвеева.

Известно же, что дарование мальчика было замечено императрицей Екатериной, когда тот с отцом подьячим Матвеевым был призван в Петербург из старых новгородских земель, из Кексгольмского уезда. Андрей был отправлен в Голландию.

Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию зимой 1717 года в амстердамскую мастерскую Арнольда Боонена, портретиста, написавшего портрет царской четы.

С 16 лет за 100 гульденов  в год Андрей обучается как царский протеже. Он был достойным учеником и получал стипендию Екатерины.

Андрей Матвеев не дворянского происхождения, но в годы учёбы он не знал нужды, которую испытывали другие пенсионеры в Петровскую эпоху.

Отчёты Андрея Матвеева государыне Екатерине: «Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно — портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.».

Из чего следует, что художник обучался вначале рисованию с оригиналов, копированию.

Затем он пишет самостоятельно – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекуна петровских пенсионеров. Среди них и живописцы, и граверы, и столяра, и даже корабельные мастера.

Читайте также:  Портрет роберта батчера из уолтемстоу, т. гейнсборо, 1765

Из Амстердама Андрей Матвеев переезжает в Ротердам, затем в Саардам, в Гаэгу (здесь он обучается у Карла Моора) здесь он выполнил копию портрета Моорского Петра I.

Первый шаг по новому пути — портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров — живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета. В антверпенской Академии его награждают.

Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится гофмалером государыни Екатерины. В XVIII веке два придворных художника: И.Н. Никитин и А. Матвеев.

После смерти государыни Екатерины окончилась и благополучная жизнь русского художника. Все ученики возвращены в Санкт-Петербург, в Россию.

Андрей Матвеев рекомендован Меншиковым в Канцелярию от строений. Художник Лул Каравакк даёт задание написать портрет. Он говорит о том, что Андрей Матвеев имеет «большую силу в красках, а не в рисунках».

Только после свидетельства Трезини и Земцова, известных архитекторов, признано, что «и в рисунках гораздо искусен». Благодаря чему в 1731 году Матвеев получает звание «живописного мастера».

Матвеев приступает к руководству  живописной командой Канцелярии от строений.

Но всё же любимым жанром А.М. Матвеева остаётся портрет. В 1728  году им написан портет А.П. Голицыной.

Близкий художнику тип человека, запечатлён на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Лёгкая и изысканная живопись художника, свободная и непринуждённая.

В 1729 г. Андрей Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения – «Автопортрета с женой».

Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Первый в русской живописи парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами.

В Петровскую эпоху этот портрет стал символом всего доброго, что она принесла.

Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе, его картины отражают теплоту, серьёзность, сдержанность. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века.

Педагогический труд русского художника заложил основы новой русской художественной школы.

  • Портрет Ивана Алексеевича Голицина
  • Портрет врача И.А. Ацаретти

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-02-09-31-30.html

Андрей (Матвеевич?) Матвеев (1702 — 1739)

Поиск Лекций

Mатвеев Андрей (Матвеевич?) —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петергбургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.) Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.

Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял на выучку к иностранцам. И если изначально его интересовали

ремесла и науки, то в 1716 г.это стремление распространилось и на все искусства. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена.

Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины.

«А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха». 6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер.

Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг.

мало располагала к творчеству. Царствующие особы, часто сменявшиеся на престоле, не интересовались русским искусством, а тем более судьбой молодого художника. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков.

Так, место начальника Петербургской Канцелярии от строений занял бывший парикмахер А. Кармедон. С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г.), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой.

Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания, в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком.

Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Особенно это характерно для портретов, для которых Матвеев еще сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию.

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Он был написан в год женитьбы (1729 г.) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.

Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство.

Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.

Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость, — так проникновенно говорит о картине искусствовед В.Г.Андреева. Остается только сожалеть о том, как мало Матвееву было отпущено таких счастливых мгновений. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г.

Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия».

Никитин Иван Никитич

(ок. 1690 — 1741).

О жизни Ивана Никитина известно очень мало.

Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался «счетной премудрости», одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве.

Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру I. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г. Таннауеру, который приехал в

Россию в 1711 году и, как все иностранцы, дал обязательство обучать «русских людей всему, что сам умеет». У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы. Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек.

28 сентября 1714 года датирован подписанный Никитинымпортрет Прасковьи Ивановны — племянницы Петра 1 (ГРМ). Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду.

Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием.Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника.

В 1716 году среди двадцати человек, имевших способности к искусству, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом.

О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры».

«Портрет канцлера Головкина»

Читайте также:  Вид дворцовой набережной от петропавловской крепости, ф. я. алексеев, 1794 » музеи мира и картины известных художников

Портрет «свата», о котором упоминает в письме Петр, Никитин написал позднее (1720-е, ГТГ). Речь идет о канцлере Г. И. Головкине, который был сватом на свадьбе племянницы Петра I Екатерины Ивановны.

В изображении Головкина сочетается индивидуальная характеристика с раскрытием значительности этой личности как государственного деятеля, заключившего на своем веку (как гласит надпись на обратной стороне портрета) 72 «трактата» с иностранными правительствами.

По прибытии Никитина в Италию русский посол П. И. Беклемишев помог ему поступить в Венецианскую Академию художеств. Большое влияние на художественное образование Никитина оказало знакомство с произведениями великих итальянских мастеров. В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург имея при себе письма и грамоты с лестными отзывами об успехах в учении.

Петр тепло встретил своего «пенсионера». Он присвоил ему звание «двора его величества персонных дел мастера», подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И. Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника.

Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три.Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра

Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума.

Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре (1725, ГРМ).

Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.

Подлинным шедевром русской портретной живописи являетсяпортрет «Напольного гетмана»(1720-е, ГРМ). Художник создает здесь обаятельный в своей человечности облик неизвестного сподвижника Петра. Он суров и мужествен.

Годы и испытания наложили печать на его лицо. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит — под стать облику модели.

Никитин арестован по обвинению в государственном заговоре. Из Москвы их отправили в Петербург, в Тайную канцелярию, а затем поместили в Петропавловскую крепость. Следствие длилось более пяти лет.

Несмотря на то, что вина Никитина была мала, в ноябре 1737 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества).

После смерти Анны Иоанновны дело Никитиных было пересмотрено, и по указу Анны Леопольдовны в 1741 году братья получили разрешение вернуться. По дороге тяжелобольной художник скончался.

Источник: https://poisk-ru.ru/s14998t1.html

Андрей Матвеев (автопортрет с женой)

Вторая половина XVIII века — период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Крупнейшими портретистами XVIII века были Федор Рокотов (портрет Екатерины II, Павла I, портрет Струйской),

Портреты (Ф.С. Рокотова) Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, интимностью, тонкостью и психологизмом, высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты.

Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства.

(портрет А.П. Струйской).

Сумароков Санти Долгорукая Бутурлина

Суровцева Новосильцева Екатерина II ГолицынаВ.И.Майков (поэт)

п-т неизвестной в розовом платьепортрет неизвестного в треуголке

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими. Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета.

«В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал». И.Э.Грабарь.

Затем взошло и созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста — семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова — наука, Борщова — театр, Алымова — музыка и т. дПортрет Е. И. Нелидовой (1773).

Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах.

Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа», её удачному выступлению в этой роли вместе с Борщовой (Пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова[11]. Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.

Портрет Е. Н. Хрущовой[9] и Е. Н. Хованской[10] (1773). Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».

Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.

«Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты. «Смолянки» Хрущева и Хованская

Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой[8] (1772).

Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.

Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.

Портрет Е. И. Молчановой (1776). Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

Эти три полотна (Молчанова, Борщова и Алымова), судя по всему, экспонировались в интерьере как триптих.Портрет Н. С. Борщовой (1776). Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца.

Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка)[13].

Портрет Г. И. Алымовой (1776). Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки.

Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами.

Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого[14].

Видимо, роль свою он осознавал весьма отчетливо. Его называют художником екатерининской поры — определение верное во всех отношениях: портрет для этой поры, что видно теперь весьма отчетливо,— важнейшее искусство. Как удачно заметил Дягилев: «Всякий портрет Левицкого больше похож, чем сама модель, то есть, он говорит нам больше, чем лицо этой модели».

«Ничего не может быть горестнее, чем слышать от товарищей он портретной».

Предательское, хитрое время, вечно меняющее свои оценки, знало бы ты! Из старых документов скупо выбиваются пунктирные черты пристрастий Левицкого, то, на что направлял он своих учеников,— они штудировали Ван Дейка и Рембрандта.

Рембрандтовский свет сильно волновал Левицкого, и отблески тех красноватых зарниц пали на великолепный портрет Г.К.Левицкого, написанный им в 1779 году.

первый портрет Львова (ок.1770г.)Львов Николай Александрович (1751-1803) — «страстный почитатель гражданина женевского» (Дидро), архитектор, рисовальщик, поэт и музыкант, член российской академии с ее основании,

В спокойном достоинстве является нам и прелестная жена Львова — уверенная в себе и знающая свои обязанности хозяйка известного литературного салона, мать добропорядочного семейства, спутница и советчик влиятельнейшего и блестящего человека.

Читайте также:  Одесский археологический музей - описание, украина

«Разве не поэт Левицкий? Какие и как у него переданы женщины!» — восклицал Константин Коровин.

портрет Урсулы Мнишек. Согласимся, переданы пламенно и виртуозно: изумительная Урсула Мнишек — это серебро пудры и атласа, это прекрасное лицо с горящим румянцем, надменные дуги бровей и удивительные глаза, умные н глубокие, но не допускающие в душу.

Но более всего привлекали художника, образованнейшеro человека и гуманиста, люди, в ком видел он единство благородной цели и общественно полезного действия, которые верили, что жизнь дана затем, чтобы светить этой жизнью.

Дидро…. Левицкий рисует Дидро наедине с рождающейся мыслью. Дидро дома. Он снял парик и облачился в халат. «Небрежно открытой шеей гордо вознесена большелобая голова.

Неспокоен его ум, одновременно пожирающий и животворящий», портрет Дени Дидро, написанный в 1773—1774 годах во время приезда знаменитого французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Портрет, очевидно, писался в доме князя С. Н.

Нарышкина в Петербурге, где почетный гость жил в течение всего своего визита в северную столицу. Князь Нарышкин, надо полагать, и познакомил Левицкого с Дидро. В настоящее время портрет находится в музее города Женевы в Швейцарии.

Сам Дидро скептически относился к своим изображениям и подчас едко их высмеивал. Теоретик искусства, он понимал всю сложность создания портрета, адекватного изображения личности. «В течение дня, — писал Дидро, — я имел сто разных физиономий. У меня лицо, которое обманывает художника».

То обстоятельство, однако, что Дидро при жизни хранил портрет у себя и завещал его своей семье, свидетельствует об одобрении им работы Левицкого.

Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII — XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах

портрет Лопухинойпортрет Филипповой

портрет Долгорукойпортрет Арсеньевой

ЕкатеринаII на прогулке

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805).

Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына,статуя «Екатерины- законодательницы», бюст Ломоносова.

Был представителем Романтического направления.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/27738.html

Ответы@Mail.Ru: Можете найти пару?)

Грабарь И. Э. , Автопортрет с женой. 1923.Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) — живописец и искусствовед. Народный художник СССР. Член объединения «Мир искусства» . Этот «Автопортрет с женой» Грабарь написал в 1923 году.

В 1922 году у супругов родилась дочь, в 1925-м — сын. А спустя несколько лет В. М. Грабарь (девичья фамилия Мещерина) ушла из семьи. Воспитанием детей занялась ее младшая сестра Мария. Она же «унаследовала» и Грабаря, выйдя за него замуж.

_______

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич,
Автопортрет с женой и дочерью. 1933.

Козьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) — один из самых крупных и оригинальных русских художников первых десятилетий XX века. В его искусстве были стянуты в крепкий узел, казалось, далекие друг от друга художественные тенденции. Семейный портрет К. С.

Петрова-Водкина изображает художника с женой Марией Федоровной и дочерью Еленой (род. в 1922 г. ) . Написанный в 1933 г. , портрет по-своему отражает время. Вместе с тем, несмотря на идилличность сцены, некий тревожный импульс исходит от картины, словно сама жестокая эпоха стоит за плечами этой семьи.

___________

Андрей Матвеевич Матвеев
Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729.

Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства. Эта работа является единственной картиной этого жанра в русском искусстве первой половины ХVIII века. Ирина Матвеева пленяет своей молодой свежестью и нежным румянцем. Лицо ее мужа замечательно смелым, энергичным, умным выражением, которое кажется воплощением светлых сторон Петровской эпохи. ____________

Голике Василий Александрович (Вильгельм Август) ,
Автопортрет с женой и детьми, 1836

Василий Александрович (Вильгельм-Август) Голике начинал свой путь в живописи, как начинали его большинство средневековых художников, учеником-исполнителем в мастерской английского портретиста Дж.

Доу, приглашенного для создания в Зимнем дворце галереи портретов генералов — участников войны 1812 года.

Непринужденно расположив фигуры жены и двух детей с собакой на фоне сельского пейзажа, художник помещает себя в центре, с большим альбомом для эскизов – прогулка не отвлекает его от работы. ____________

Кончаловский Петр Петрович,
Автопортрет с женой, 1923

В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского — одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно — как пиршество красок — и едва ли не олицетворял собой само это искусство.

Мэтр советской живописи Пётр Петрович Кончаловский, прошедший огонь, воду и медные трубы, сохранивший независимость в сталинские времена, между тем, дома беспрекословно слушался супругу Ольгу Васильевну Сурикову.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/91960099

Матвеев Андрей Матвеевич

Вернувшись в 1729 году из-за границы, где он учился живописи, Андрей Матвеев вскоре женился на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера, двоюродной сестры известного живописца.

Милая, непосредственная, совсем девочка, (ведь ей было всего четырнадцать лет) но полная уже женской прелести, она очаровала двадцатисемилетнего Андрея Матвеева.

В это время он пишет свою самую известную картину «Автопортрет с женой».

«Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины.

С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.

Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», — пишет искусствовед В.Г.Андреева.

Работа осталась незавершенной. После смерти живописца вдова вышла замуж вторично — за купца В. И. Тургенева. У младшего сына А.

Матвеева, Василия, в качестве единственного наследства от отца остался этот неоконченный двойной портрет.

Незадолго до смерти, в 1808 году, он передал его в дар Академии художеств, откуда портрет уже в советское время был распределен в Русский музей.

Немного о художнике.

Родился Андрей Матвеев в 1701 году, место рождения неустановленно. Говорят, что Петр Великий увидел пятнадцатилетнего Андрея в новгородском Софийском соборе и, заметив талант юного художника, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии. Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщал, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.
После смерти Петра Великого, часто сменявшиеся правители совсем не интересовались искусством, но мастеров не хватало, поэтому Матвеев был всегда востребован. Он пишет иконы, делают росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, занимается реставрацией. В 1731 году становится руководителем Живописной команды Канцелярии от строений. Опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком. Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Но многие работы его погибли во время пожаров или по другим причинам.
По-настоящему интересны написанные им портреты. Законы академической школы суровы, модели должны быть написаны в парадной одежде, художник обязан показать их величие. Но Матвееву удаётся показать, несмотря на это живые человеческие характеры.
Хороши портреты супругов Голицыных, сразу видны различия их характеров. Анастасия Петровна, первая статс-дама при Екатерине Первой, прожила насыщенную жизнь при дворе, видно, что она обладает сильным характером, но при этом в лице заметна усталость, недаром через год после написания портрета Анастасия Петровна ушла из жизни. Супруг, в отличие от дражайшей половины характера спокойного, мягкого, через год он уйдёт в монастырь.

Голицына Анастасия Петровна

Голицын Иван Алексеевич

Прекрасен портрет Петра Великого, виден человек неординарный, умный и волевой. А ещё это просто красивый мужчина, недаром он считался в Европе одним из самых красивых правителей.

Портрет итальянского доктора И. А. Ацаретти

И ещё одна картина, написанная в манере классической академической школы

Аллегория живописи

Использованы следующие ссылки:

http://territa.ru/photo/954…,
https://ru.wikipedia.org/wi…

http://smallbay.ru/artrussi…

http://artclassic.edu.ru/ca…= 18061

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43678253864

Ссылка на основную публикацию