Бобовый король, якоб йорданс, около 1638

Бобовый король

 Бобовый король. По старой нидерландской традиции 6 января — день празднования национального праздника «трех волхвов» или «трех королей»

Период с 25 декабря по 5 января известен как 12 дней Рождества. Последняя, Двенадцатая ночь приходилась на ночь 6 января.
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения).

Однако постепенно празднование Рождества стало популярным в народе и, можно предположить, что обряды его празднования, и даже сами даты были скопированы с римских Сатурналий.Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния.

Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как «лучшее время»: правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках.В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей.

Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий (он же Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король), который правил в период с 25 декабря до 6 января.

Рождество впоследствии стали праздновать в тот же временной период.Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены, и народ вернулся из церкви.

Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем».

На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута.  Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке  подобные пиры затягивались за полночь.

Большим успехом пользовались произведения со сценами этих застолий Якоба Йорданса.

Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (Ок. 1638 г., Эрмитаж, С.-Петербург)Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах. Ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.
Йорданс Якоб (1593—1678). Бобовый король. (Около 1655, Музей истории искусств, Вена)Застолье с Бобовым королем устраивалось повсеместно, оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, так и у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей.В силу этого, впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (!) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Йорданс Якоб (1593—1678). Король пьет (Музей старинного искусства, Брюссель)
Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане – сам художник.

Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (1635-55, Staatliche Museen, Kassel)При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения. Интересно рассматривать, как он перемещает своего Бобового короля – король в центре, король справа, король слева. И не всегда король даже и главная фигура. Вот, например, картина 1640 года, еще один заход Йорданса на тему, на этот раз ледиз фёст. В центре, в кругу света – дамы, Бобовый король – слева, в тени:
Йорданс Якоб (1593-1678). Король пьет. Celebration of the Feast of the Epiphany (1638-40, Лувр, Париж)И, как всегда, дети и домашние животные принимают активное участие в весельи взрослых. Очевидно, воспитательный момент фламандцев 17 века волновал не особенно, их веселая попойка – эквивалент сегодняшнего просмотра семейного кино. Однако это не сугубо йордансовское, дети – участники пиров взрослых – вполне в традициях европейской живописи. Все картины вакханалий всегда переполнены детьми и ангелочками.
Йорданс Якоб (1593-1678). The King Drinks (1638, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels)Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно.

http://blogovine.ru/bobovyj-korol-i…yakoba-jordansa

Йорданс Якоб (1593-1678). Эти сцены застолий с Бобовым королем запечетлены и на полотнах многих других голландских и фламандских художников.

Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь

 В некоторых местах, по древнему обычаю, на полу комнаты устраивали частокол из высоких свечей, через который прыгали дети. 

Стен Ян (ок.1626-1679) Двенадцатая ночь (1662, Museum of Fine Arts, United States)
Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь (1668, Staatliche Museen, Germany)

Выбранные Бобовые короли с прикрепленными бумажными звездами и высокими свечками в руках, шествовали в сопровождении кортежа детей, увенчанных корзинами, дурацкими колпаками и разряженных в невообразимые шутовские наряды.

Процессия распевала старые песни, рассказывавшие об Ироде и волхвах, и направлялась в кабак, где по такому случаю угощали пирогами на растительном масле.

 

Из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»

Тенирс Давид Младший (1610-1690) Крестьяне, празднующие двенадцатую ночь (1635, National Gallery of Art, Washington)Тенирс Давид Младший (1610-1690) The Twelfth-night (The King Drinks) (1634-40, Museo del Prado, Madrid)
Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Король пьет (1636-37, Liechtenstein Museum, Vienna)Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Двенадцатая ночь
Метсю Габриель (1629-ок.1668). The Feast of the Bean King (Alte Pinakothek, Munich)
Рейкард Давид Младший (1612-1661) Schmausende Gesellschaft. Anlass scheint das Bohnenfest am Tag der Heiligen Drei Könige zu sein. (Бобовый король) (1650, Saxony State Museum)Рейкард Давид Младший (1612-1661) Das Bohnenfest. (The bean feast.) (гравюра с картины 1837-1842) 
Marten Van Cleve. The King Drinks 

Читайте также:  «пророк елисей», джорджо вазари — описание картины

Ссылки:

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?…9f-b39f136b4b13
http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht…ns/1/index.html
http://www.allposters.com/-sp/The-K…inks%26type%3D2
http://www.poezia.ru/article.php?sid=62423
http://thiswas.ru/drevnij-mir/razve…rozhdestvo.html                        http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post199441408/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43504617816/prev

Якоб Йорданс — Биография художника, известные произведения, выставки

фламандский художник. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта. В 1616 г. женился на его дочери. Всю свою жизнь прожил во Фландрии, только в 1641 г. работал недолго в Англии. Его картины можно найти в любой церкви Антверпена.

Даже после его обращения к кальвинизму в 1645 г. католическая церковь продолжала заказывать ему работы.

Йорданс считается, особенно после смерти Рубенса, оказавшего на него большое влияние, одним из выдающихся представителей фламандского барокко.

Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его многогранного творчества. Однако и утончённому ван Дейку, и простодушному, грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса.

Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Антверпена, в 1607 г. поступил в ученики к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован гильдией Святого Луки как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи.

Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии. Будучи протестантом, он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в близлежащий голландский форт.

Художник познакомился с северо-нидерландской жанровой живописью и проникся обаянием её стиля.

В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г.).

Почтенный бюргер, отец семейства может стать королём на время праздника, если найдёт в своём куске пирога запечённый боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерландского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.), «Король пьёт» (около 1656 г.) и др.

Любопытная сторона творчества Йорданса — его портреты. Обычно он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-х гг. XVII в.), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей.

Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в кресле. Радом устроился на жёрдочке попугай — неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующий бюргерское тщеславие.

Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около 1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Большое полотно изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность. Между горами снеди — почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия — сутулая, измождённая фигура старика.

Он движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны. Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени ЧеловекЙорданс был плодовитым и преуспевающим мастером. К нему обращались с заказами короли Англии и Швеции.

Однако признание явно не пошло ему на пользу как художнику — в последние десятилетия жизни из-под его кисти выходили однообразные, почти ремесленного уровня картины.

Источник: https://artchive.ru/artists/203~Jakob_Jordans

Якоб Йорданс Бобовый Король

Якоб Йорданс запечатлел в картине Бобовый король нидерландский праздник трех волхвов или трех королей. Картина Якоба Йорданса «Бобовый король» представляет собой жанровую сцену народного фламандского быта.

Бобовый король, Якоб Йорданс, около 1638

Стихия царит в картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж существует еще несколько вариантов) с их разнузданным весельем и грубоватым юмором.

По правилам праздника бобовый король выбирал себе королеву и свиту – от министра до шута. Страна раскололась на две части.

Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения.

(холст, масло). Но все происходит наоборот.

Картина «Бобовый король» Якоб Йорданс

Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Возглавлял живописную мастерскую. Браувер органически связывает фигуры с окружающей средой.

Уже к 40-м годам он становится самым популярным художником во Фландрии.

Но, вероятно, больше всего они боялись стихийной силы народных празднеств. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках. Трудно сказать, какие обстоятельства заставили Хоббему совершить такой поступок.

Одной из традиций, связанных с этим событием, является запекание в праздничный пирог боба. Йорданс Якоб (Jordaens), фламандский художник. Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Не зависимой от Рейсдаля выглядит и живописная манера художника. Якобу Йордансу удалось передать красоту обычной жизни, счастье от обычных земных радостей.

В настоящее время представлена в Эрмитаже, Санкт-Петербург (поступила в 1922 году). Картина «Сатир в гостях у крестьянина» (ок.

Описание картины Якоба Йорданса «Бобовый король»

Картины к этому времени меняют колорит. В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников.

Это вживание в природу, слияние с нею и есть основной пафос творчества Мейндерта Хоббемы. А. С. Он единственный работает в «большом стиле». Йорданс изобразил момент пиршества, когда веселье достигло своего апогея. Тем не менее он сразу же был вовлечен в орбиту влияния великого мастера.

В музей – без поводка / Якоб Йорданс «Бобовый король»

Йорданс теснее других был связан с миром национальной культуры.

(Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»5. Крупным мастером монументально-декоративного натюрморта был друг Рубенса Франс Снейдерс (1579 —1657). Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи.

Ян Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) (1632–1675), голландский художник, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Йорданс учился у Адама ван Норта (в прошлом учителя Рубенса) и женился на его дочери. Он стремится всегда создать уравновешенную, по возможности симметричную композицию.

У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Якоб Йорданс (1593-1678) родился и жил в противоречивое для его родины время. Описывая творческий путь художника Н.

Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Размеры: 160 x 213 см.

Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, — все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам.

Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году. Йорданса часто называют самым «фламандским» художником. При этом Хоббема никогда не изображает дикой природы. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг.

Читайте также:  Святой георгий, андреа мантенья

Описание картины «Бобовый король»

Можно даже предположить, что еще до учебы у Рейсдаля Хоббема уже имел другую профессию. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Судьба Хоббемы была очень типичной для Голландии XVII века.

В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину Улочка (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками Вид города Делфта (Маурицхёйс, Гаага).

1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг.

Даже, казалось бы, чисто бытовой, совсем не галантный жанр (Молочница, Рейксмузеум, Амстердам Кружевница, Музей Лувр) полон в полотнах Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в картине «Искусство живописи» (также «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Музей истории искусства, Вена). Художник буквально заставляет зрителя последовать за собой, почувствовать себя в окружении этого красивого пейзажа, вдохнуть живительный воздух, посмотреть на огромное голубое небо и плывущие по нему облака. По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб. Это период полной зрелости мастера. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери. Он был великолепным мастером, талантливым живописцем, но не был профессионалом в полном смысле этого слова.

ЙОРДАНС ЯКОБ Бобовый король Празднование дня благословения

В этот день к столу подавали пирог, в который запекали боб.

Одна из самых помпезных работ такого рода — цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йордансом совместно с Г.

ван Тульденом. Пространство заполнено грузными фигурами, ярок и красноречив каждый персонаж. 1622, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.

В своём творчестве сохранял связи с традициями нидерландского искусства XVI в.

Ранним произведениям, родственным караваджизму (Семейный портрет, около 1615, ГЭ), свойственны подчёркнуто простонародный характер образов, тесно сгруппированных на переднем плане, осязаемая материальность предметов, контрасты света и тени.

Картина эта замечательна не только своим бытовым сюжетом, но и самой техникой. Картина представляет собой жанровую сцену во время праздника «Трёх волхвов». Среди излюбленных сюжетов — праздник «бобового короля», отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине «Бобовый король» (ок.

(Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»1. Они становятся серебристо-голубыми, как огромное многофигурное пафосное торжественное полотно «Триумф принца Фредерика Оранского», куда помимо людей введены и львы и кони. Они сгорели во время пожара. Рядом видны деревенские постройки, будь то мельница или сарай. В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (Девушка с жемчужной сережкой, Маурицхейс, Гаага).

Якоб Йорданс «Бобовый король» (около 1638)

Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Йорданс не работал в мастерской Рубенса и стал его помощником значительно позже. Зритель смотрит по диагонали слева направо и первый взгляд падает на белокурую девчушку, которая, прислонившись к матери, держит корзинку.

Картина «Бобовый король» была написана Якобом Йордансом в 1637-38 гг. На переднем плане он помещает обычно огромное раскидистое дерево, крона которого занимает полнеба. Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался бобовым королем.

Но в слепой ярости часто проступает активность, бурный темперамент, предприимчивость. Его искусство в значительной мере однопланово.

Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (Христос у Марфы и Марии, Национальная галерея, Эдинбург «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655). Размеры: 160 x 213 см.

К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат Дама и два кавалера (Музей Антона Ульриха, Брауншвейг), Офицер и веселая девушка (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Девушка, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин-Далем), Дама в голубом, читающая письмо (Рейксмузеум, Амстердам), Девушка с кувшином воды (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально. В случае же с Хоббемой не удалось найти ни одного конкретного места (за исключением двух пейзажей), с которых написаны картины мастера.

  1. Настроение дня: шедевр Эрмитажа
  2. Якоб Йорданс – певец полнокровной жизни
  3. Фламандский художник Якоб Йорданс
  4. Сообщество «Сообщество любителей литературы»
  5. Напишите отзыв о статье Йорданс, Якоб
  6. Отрывок, характеризующий Йорданс, Якоб
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эта традиция, где все присутствующие, уже под хмельным весельем, окружили короля и послужила основой для написания картины. У него заказывают полотна для английского короля Карла I и его жены. Боб символизировал Вифлиемскую звезду, которая привела волхвов к младенцу Христу.

В донесении испанского наместника королю Филиппу IV сообщалось: «все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо без этого не обходится тут ни один праздник» Испанцев возмущало расточительство их фламандских подданных, да и название «пьяница» в Испании XVII века было равносильно грубому оскорблению.

Фламандский художник был вдохновлён живописью Питера Пауля Рубенса. В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (Любовное письмо, Рейксмузеум, Амстердам и др. ).

Он был более трезво глядящим на мир, менее романтичным, но гораздо более интимным по характеру пейзажистом.

Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (Девушка с письмом, Картинная галерея, Дрезден Служанка с кувшином молока, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина», написанной на сюжет басни Эзопа. В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия».

Читайте также:  Охота, аннибале карраччи

Герои ранних работ Браувера — люди озлобленные, задавленные нуждой, они безудержны в проявлении низменных страстей («Драка за картами», Мюнхен, Старая пинакотека). Хоббема один из первых делает природу непосредственно близкой человеку.

(холст, масло). Среди них теряются фигуры людей и животных.

Возможно, что Хоббема больше нигде и не продолжал своего обучения. Обычно справа и слева от него открывается лесная поляна или уходящая вдаль дорога. Его натюрморты — это изобилие различной снеди. У Якоба Рейсдаля он учился всего один год (1656-1657), хотя поддерживал с ним дружеские отношения всю жизнь.

Некоторые из них близки к его картинам («Семейный портрет», ок. Своеобразие симметричной композиции делает ее во многом схожей с пейзажами следующего столетия, в которые очень важен элемент декоративного восприятия природы. Картина датирована самим мастером, однако дата может читаться по-разному: 1669 или 1689.

На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Влияние караваджизма сказалось в его ранних работах, в которых преобладают ночные сцены, простонародные типы, плотная манера живописи. Признание скоро пришло к молодому художнику.

Ученик, напротив, воспринимает природу в ее обыденности, особенно выделяя ее лиризм.

Однако с этого момента его художническая деятельность или значительно сокращается или прекращается совсем. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами. Во всяком случае датированных работ Хоббемы после 1669 года мы не знаем.

Описывая творческий путь художника Н.

Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Для Оранской династии также пишет Якоб Йорданс. Якоб Рейодаль и Мейндерт Хоббема более всего отличаются мировосприятием. Пушкина) написана на сюжет басни Эзопа. но эти работы не сохранились.

Его первые датированные картины относятся к 1658- 1659 годам. По преданию, три царя-волхва пришли поклониться родившемуся Младенцу Христу. Снейдерс. Разнообразие красок и оттенков создают настоящую симфонию живописи.

Его пейзажи притягивают зрителя, манят своим уютом и обжитостью. Жена художника изысканно одетая в темно-синее бархатное платье с белыми кружевными манжетами и воротником, непринужденно сидит в кресле.

Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (Кружевница и Астроном, обе картины в музее Лувра, Париж Географ, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).

Пирог разрезается на равные части между всеми присутствующими и тот, кому достанется кусок с бобом, провозглашается королем праздника. Изображенная им природа буднична, прозаична. Они тесно сгрудились вокруг стола их тяжелые тела, краснощекие лица, босые пятки ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью.

В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Так, в одном из пейзажей, написанных около 1660 года («Пейзаж с хижиной», Будапешт, Музей изобразительных искусств), Хоббема повторяет элементы рейсдалевских композиций, но в итоге создает абсолютно независимый образ.

По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб.

В произведении «Бобовый король» показан существующий до сих пор праздник «грех царей».

Тот, кто обнаружит его в своем куске, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, на него возлагается корона, он выбирает себе королеву, остальные участвующие — его придворные.

Освещение распределено так, что все фигуры и их лица светятся золотом, за ними глубокие насыщенные тени из которых все фигуры рельефно выступают. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/yakob-yordans-bobovyy-korol/

Фламандский живописец Якоб Йорданс: картины, биография

Якоб Йорданс (Иорданс) (нидерл. Jacob Jordaens, 19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский живописец, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, работал в бытовом и портретном жанрах.

На творчество Йорданса большое влияние оказал Питер Пауль Рубенс, который привлекал Якоба Йорданса к своим работам, а также такие выдающиеся художники как Стен и Снейдерс.

В творчестве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в искусстве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.

 Биография Йорданса и особенности творчества

Выдающийся фламандский живописец первой половины XVII века Якоб Йорданс родился в Антверпене в семье торговца тканями. Основы профессионального образования он получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем Рубенса. Начал Иорданс с декоративных росписей для шпалер.

К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датиро­вано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане.

20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король».

Могучий жиз­нелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.

Сюжетом картины «Сатир в гостях у крестьянина» послужила известная басня Эзопа о дружбе человека со сказочным обитателем лесов и о наивном разочаровании последнего в людской породе. Сатир усмотрел двуличие в том, что, дуя с морозу на руки, крестьянин согревал их, а, дуя на варево, охлаждал его.

В картине Якоба Йорданса встреча крестьянской семьи с лесным гостем показана совершенно реалистично, как обычное, несколько забавное событие.

Энергичная лепка крупных фигур, грубоватые простонародные типы, резкие светотеневые контрасты, глубокий золотисто-коричневый с огненными от­блесками колорит полностью отвечают этому замыслу.

Жестикуляция и мимика крестьян, силящихся понять Сатира и растолковать ему свой обычай, чрезвычайно выразительны.

Еще более жизнерадостна картина «Бобовый король», или «Король пьет!», как ее иногда называют. Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке.

Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева — и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Иорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события.

Отлично написан натюрморт.

Иорданс несколько раз варьировал композиции этих двух прославленных полотен. Близко к ним стоит картина «Диоген. ищущий человека», написанная около 1643 года.

Но в это время художник уже начинает терять особое чувство непосредственности, отличавшее его лучшие работы.

Портреты и композиции Йорданса становятся асе более парадными и эффектными («Триумф Фридриха Генриха Оранского». «Время, изгоняющее клевету и порок». 50-е годы).

Картины Йорданса

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/937-jordaens.html

Ссылка на основную публикацию