Дети-сироты на кладбище, перов, 1864

Униженные и оскорбленные на картинах и рисунках Василия Перова

Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник-передвижник, чьи картины на социальную тематику оказались в центре общественных дискуссий середины и второй половины 60-х годов XIX века наряду с романами Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», вышедшими в эти же годы.

Начав с сатирического живописного жанра, Перов по возвращении в Москву после нескольких лет учебы в Германии и Париже, решил писать картины, героями которых стали простые люди, ведущие убогое существование, страдающие от холода, голода, болезней и непосильного труда, но терпеливо сносящие невзгоды до самой смерти. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Эти произведения наряду с картинами, показывающими горе матерей, теряющих детей, и семей, потерявших кормильца, вошли в классику русской живописи, а созданные Перовым образы остаются узнаваемыми и через полтора столетия.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дети-сироты на кладбище. 1864. Холст, масло. 48х34,8 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мальчик-мастеровой. 1865.

Дерево, масло. 30,6х21,3 см. Ульяновский областной музей, Ульяновск.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Очередная у бассейна. 1865. Холст, масло. 49,5х61 см.

Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Проводы покойника. 1865. Холст, масло. 45,3х57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Утопленница. 1867. Холст, масло. 68х106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. 51,1х65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Спящие дети. 1870. Холст, масло. 53х61 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Ночью в избе. Эскиз к картине «Спящие дети». Бумага на картоне, масло. 14,4х20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дедушка и внучек. 1871. Холст, масло. 78х62 см. Центральный художественный музей, Ташкент.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. 42х37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879. Холст, масло. 56,5х41,7 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мать с больным ребенком. 1878. Рисунок. 29,9х22,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х. Картон, масло. 36х56,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Источник: http://eaculture.ru/gallery/2955

Кладбище забытых детей — МК

В России сироты никому не нужны и после смерти

25.01.2007 в 00:00, просмотров: 1709   Детей из детдомов в России хоронят, как бездомных псов. В нескольких километрах от подмосковной Лобни находится ничем не примечательное Луговское кладбище. Все чин чином — могилы, ограды, надгробья. И только далеко на отшибе, за унылым мелколесьем, находится участок, где нет ни памятников, ни венков, ни даже простеньких крестов. Там, как выяснили репортеры “МК”, вместе с неопознанными бомжами и безродными алкоголиками находят свой последний приют дети из местного дома ребенка.     Найти эту могилу практически невозможно. Даже из местных жителей мало кто знает, что на отшибе Луговского кладбища уже много лет зарывают так называемые бесхозные тела. Это альтернативное захоронение спрятано от посторонних глаз.     Проблуждав с полчаса по колено в грязи вдоль ограды, я наткнулась на роющего яму могильщика.     — Я ищу безродное кладбище, там похоронен ребенок из Краснополянского дома ребенка, его Женя зовут, умер в апреле прошлого года, — обратилась я к нему за помощью.     От сильного ветра мои глаза слезились. Всю дорогу, пока мы пробирались по размякшей глине к могилам безродных, могильщик пристально разглядывал меня.     — Это ваш ребенок? — спросил он.

     — Нет… — от этого вопроса у меня пробежал холодок по коже. Дальше мы шли молча.

* * *

     Женя Давранов не прожил на свете и года. Обычная история: когда мать мальчика Наргиза Давранова, приезжая из Узбекистана, забеременела, будущий отец сразу исчез с горизонта. Никому не нужный ребенок после рождения несколько месяцев пролежал в больнице, а затем попал в Краснополянский дом ребенка, что неподалеку от Лобни.

Здесь, не дожив двух дней до своего первого дня рождения, мальчик умер.      После смерти тело Жени долго лежало в морге — ради одного трупика гнать машину на кладбище не выгодно. Затем маленький гробик зарыли в общей траншее между неизвестным мужчиной под кодовым номером 225 и алкоголиком-самоубийцей, известным в деревне под кличкой Рыло.

Кроме деревянной таблички с фамилией, датой смерти и надписью “ребенок”, Женя ничего не заслужил. Ни креста, ни оградки.     — Детский дом не принимает участия в похоронах своих воспитанников, — рассказала мне директор Краснополянского дома ребенка Наталья Яснецова.

— Если у нас кто-то умирает, то мы вызываем “скорую”, и тело отвозят на вскрытие, которое происходит в моем присутствии. После этого труп поступает в морг, а похоронами занимается ритуальное агентство. Мы лишь привозим одежду ребенка, в которой его можно похоронить. На похоронах Жени Давранова никто из наших сотрудников не присутствовал.

     В последний путь мальчика провожал только тракторист, который рыл его могилу. На этом никому не нужном холмике земли никогда не было ни одного цветочка.

* * *

     С виду участок для бесхозных трупов напоминает большую свежевскопанную грядку. По неофициальным данным, здесь похоронено около 1500 человек. Но сейчас на “грядках” можно насчитать лишь около сотни табличек.     — Так сгнивают же дощечки, через год уже не определишь, кто где похоронен, — разоткровенничался со мной могильщик.

— Сейчас это захоронение хоть в порядок привели. Несколько месяцев назад “бесхозов” хоронили среди травы и деревьев, так что уже через неделю нельзя было понять, куда гроб зарыли. А потом телевидение местное сняло это безобразие, вот директор кладбища и подсуетился, велел лес вырубить, землю трактором вскопать и таблички аккуратно в ряд расставить.

Когда шумиха утихнет — все опять зарастет. Бесхозные кладбища специально подальше от обычных могил делают, их ведь не убирают годами.     Процедура захоронения ничейных трупов проста. В грузовике привозят собранную за несколько недель партию “новобранцев”.

Затем трактором, нанятым в ближайшей деревне, разрывают траншею, опускают туда гробы и засыпают землей. Говорят, что и таблички не всегда ставят в нужное место, проверять-то вряд ли кто будет.

     Сарра Нежельская, директор благотворительного фонда, который регулярно помогает Краснополянскому дому ребенка вещами и продуктами, была шокирована тем, как хоронят брошенных детей.     — Я была уверена, что всем православным после смерти положен хотя бы крест на могиле. Я уж не говорю об отпевании… Ведь Женю Давранова крестили.

В прошлом году в Дом ребенка приглашали священника, чтобы окрестить детей, среди них был и маленький Женя. Хотя чему удивляться… Недавно мне рассказали, что тела ВИЧ-инфицированных детей после смерти пересыпают хлоркой и закапывают в цинковых гробах.

А ведь те, кто знает о том, что такое СПИД, прекрасно понимают, что никакой необходимости в этих мерах предосторожности нет.     …Я вспомнила вопрос могильщика: “Это ваш ребенок?” И содрогнулась при мысли, что родственники брошенных детей иногда способны одуматься. Начать искать их. Но если ребенка уже нет в живых, родным даже не смогут показать его могилу…     

     А КАК У НИХ

     В Канаде “бесхозных” покойников в обязательном порядке хоронят на общем кладбище. На погребении всегда присутствует священник. На содержание только одной могилы ежегодно выделяется 90 долларов.     В Австрии за “бесхозными” могилами обязана присматривать церковь. Ежегодно местная церковная община устраивает на кладбище “субботники”. За неухоженную могилу городской муниципалитет может наложить внушительный штраф.Светлана ЦИКУЛИНА, Сергей КАНЕВ

Новая возлюбленная ДиКаприо оказалась приемной дочерью Аль ПачиноУмер Николай Караченцов: звездные образы актера в фотоУ Светланы Лободы обнаружили серьезные проблемы со здоровьем: поклонники шокированыКерчь, фото погибших в колледже: галерея памятиПогибла КВНщица Марина Поплавская: роли и образы харизматичной юмористкиСветлана Аллилуева: жизнь в фотографиях, мужья и судьбаСамая сексуальная мотогонщица Москвы погибла в ДТП: последние фото Ольги ПетровойУбийство в Керчи: фото погибшихКерчь простилась с жертвами бойни в колледже: скорбные кадры

Популярно в соцсетях

Николай Караченцов исполняет знаменитую арию из рок-оперы «Юнона и Авось»Жуткое наводнение практически смыло Туапсе: кадры апокалипсисаРоссийские болельщики пострадали в метро Рима: видео со сломавшегося эскалатораСК опубликовал шокирующие кадры из колледжа в КерчиПосле взрыва в Керчи к колледжу стянули военную техникуРаненых вывозят из взорванного колледжа в Керчи: видеоВ Керчи прогремел взрыв в колледже, 10 погибших: кадры с места«Владислав Росляков массово вешал котов»: рассказ соседки из КерчиМосквичи цветами и свечами почтили память жертв бойни в КерчиБолтон рассказал, чем Россия взбесила США: «Терпеть это невозможно» Дмитрий МузалевскийНазвана главная мишень «керченского стрелка» Артем КошеленкоКто стоит за «керченским стрелком» Герман Пятов, хирург , координатор проекта помощи сиротам Мурзик.руЖене Гогена Солнцева грозит паралич лица и потеря речи Артем Кошеленко«Нас спасла шутка с портфелем»: новые детали керченской бойни Ирина БоброваЖизнь в СИЗО Мамаева и Кокорина: моют отхожие места по очереди Ева МеркачеваСтрашнее диагноза «рак»: Рыбина и Сенчукову одолел вирус нелюбви Татьяна ФедоткинаВ Москве задержан высокопоставленный сотрудник МВД: воровал ради жены Станислав ЮрьевБабушка керченского стрелка: приходил с другом в синей форме Дмитрий МузалевскийКураев объяснил, почему россияне, вопреки Путину, не попадут в рай Екатерина СажневаНовый премьер-министр ДНР ликвидирует преступный синдикат Захарченко Артур Аваков, Дмитрий Трофименко«Дьявол, больше ничего»: отец керченского стрелка рассказал о сыне Лиза ДубровскаяВрач, выдавший Рослякову справку об оружии, объяснил мотивы Светлана Самоделова«Решила зайти в морг и опознала сына»: жертвы керченской бойни Екатерина СвешниковаМосква отказалась пропустить корабли НАТО в Азовское море Егор ГавриловЭксперт рассказал об оружии «керченского стрелка» Рослякова: одноразовое турецкое ружье Дмитрий ПоповВ колледже Керчи погибли учительница математики и ее дочь Ирина БоброваПоявилось фото подозреваемого, устроившего теракт в Керчи MK.RUОсобенного сына Эвелины Бледанс госпитализировали в Москве Артем КошеленкоТеракт и взрыв в колледже Керчи: онлайн MK.RUЖенившийся на 50-летней россиянке нигерийский принц скончался MK.RUЖена Гогена Солнцева бросила его после пластики Артем КошеленкоДоллар по 500: отказ от американской валюты ударит по россиянам Николай МакеевСтала известна зарплата уволенного министра, советовавшей бедным есть макароны Артур Аваков, Дарья ЗеленскаяБлог Лидии Сычевой: Год Антарктиды и «восьмой флот»Блог Ерлана Журабаева: Ящик, похожий на гроб с шарманкойРостов-на-Дону Пропавшую Маргариту из ЖК «Суворовский» нашли мертвой в РостовеУфа Криминальный авторитет Галим попался на вымогательстве в уфимском ресторане «Морошка»Уфа Назначение Хабирова главой Башкирии стало сюрпризом для кремлевских кураторов ХамитоваЧелябинск Школьник, убивший сестру в Челябинске и изуродовавший ей лицо, был фанатом рэпера ОксимиронаЕкатеринбург Кризис доверия в Алапаевске: городская дума отправляет главу Сергея Беспалова в отставкуКрым Керчь прощается….

Читайте также:  Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/01/25/159267-kladbische-zabyityih-detey.html

Как русские сироты пользовались царской милостью и до чего это их доводило

Детские дома в нашей стране имеют практически 1000-летнюю историю. Сироты были во все времена и «усыновить» всех под силу только государству.

Тема найденных на помойках или подкинутых на различные пороги младенцев является одной из самых обсуждаемых. При этом любят добавлять, что вот, мол, раньше такого не было, люди были милосерднее. На самом деле это не так. Teleprogramma.pro копнула тысячелетнюю историю и выяснила, как в действительности жили русские сироты.

Живой товар

Если осиротевшим детям везло, то их в свою семью принимали родственники. Но их «везение» во многом зависело от отношения родни.

Часто они оказывались на положении прислуги, крестьянские дети-сироты порой были вынуждены добывать себе еду и одежду, прося подаяние.

Если же родители или приемные семьи понимали, что они не могут покормить столько «ртов», то могли дать свое согласие на постриг детей в монашество или отдать их в холопы – по сути, в рабство к барину или богатому соседу.

Первый сиротский дом появился на Руси в XI веке. Училище, в котором 300 юношей получали образование и воспитание, было основано при участии Ярослава Мудрого.

При Иване IV Грозном подобные заведения стали создаваться под патронатом Патриаршего приказа.

А в 1682 году, уже при царе Фёдоре Алексеевиче, вышел «Указ об открытии специальных учреждений для безродных сирот».

Документ предписывал учить детей грамоте и ремёслам. Очень много сирот жило и воспитывалось при монастырях. Парадоксально, но одновременно процветала торговля людьми, в первую очередь сиротами, который часто продавали в холопы – а потом перепродавали от одного владельца к другому– об этом писал еще историк Николай Костомаров.

Дети-сироты на кладбище, Василий Перов

 «Зазорные» младенцы

В 1706 году Новгородский митрополит Иов на собственные средства построил при Холмово-Успенском монастыре дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». А следом открыл ещё 10 приютов, в которых содержалось до трех тысяч незаконнорожденных детей, оставленных матерями.

Видя положительный пример Иова, Пётр I в 1715 году издал Указ о создании в Москве и других городах «гошпиталей для зазорных младенцев». В эти заведения было разрешено тайно приносить младенцев. Таким образом, сиротские дома не только давали нежеланным малышам кров и еду, но и зачастую спасали жизнь, а матерей ограждали от греха детоубийства.

Конечно, очень сытой жизнь воспитанников сиротских домов назвать было нельзя: в трудные годы, во времена войн и эпидемий, когда количество сирот резко увеличивалось, они часто жили впроголодь.

Дети-нищие, Фирс Журавлев, 1860-е

Благодетели и облагодетельствованные

Устройство жизни детей-сирот продолжилось и при Екатерине II, которую многие называют благодетельницей сирот. Она поручила профессору Московского университета Антону Барсову и своему секретарю Ивану Бецкову организовать Московский воспитательный дом, который был открыт в 1764 году, а в 1770-м отворил двери Санкт-Петербургский.

Потом Воспитательные дома были открыты в Воронеже, Новгороде, Смоленске, Ярославле и других городах. Кроме того, открывались родовспомогательные отделения, где горе-мамашам разрешалось не сообщать свои личные данные.

При сиротских домах воспитанников готовили и к жизни вне учреждения, их обучали в фельдшерских, земледельческих и прочих школах. После сироты могли поступить в Московский университет.

А мастерские московского Воспитательного дома к концу XIX века были преобразованы в Императорское техническое училище с 9-летним курсом обучения.

Сейчас это учебное заведение известно, как МВТУ имени Баумана.

Урок гимнастики в Сиротском институте. Санкт-Петербург. 1900-е годы. Источник: wikimedia.org

В 1837 году на базе Санкт-Петербургского Воспитательного дома был организован Сиротский женский институт.

Девочкам давали педагогическое образование, они могли устроиться учительницами музыки, гимнастики или французского языка.

Этот опыт позже использовался при открытии Императорского Женского педагогического института в 1903 году.

По всей стране

В 1797 году Павел I назначил императрицу Марию Федоровну попечительницей Общества благородных девиц, а позднее и всех воспитательных учреждений.

При её содействии было организовано около 500 подобных заведений. После ее смерти всю сеть назвали «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К началу ХХ века это было 140 учебных заведений, 376 приютов.

При Марии Фёдоровне, как и ранее, устройство сирот не ограничивалось их содержанием в казённых учреждениях.

Грудное отделение Воспитательного дома Санкт-Петербурга, дореволюционное фото. Источник: wikimedia.org

Детей со слабым здоровьем отдавали в деревенские семьи и сельские общины, в монастыри, где сироты содержались до семи лет. После их отправляли в школы, девочек готовили в прислуги, мальчиков – в рабочие.

При Екатерине II семьи, бравшие детей на воспитание, получали деньги на содержание приемных детей и даже плату, в зависимости от возраста сироты. Кроме того, Воспитательный дом приписывал к такой семье врача и куратора, для оказания необходимой помощи.

Дисциплина в подобных учреждениях была строжайшая, с подъемом в шесть утра и большим перечнем наказаний за провинности. Детей, особенно девочек, приучали обходиться малым – это касалось и еды (многие за все годы учебы так ни разу и не могли наесться хоть раз досыта), и одежды.

Читальня Сиротского дома, Санкт-Петербург, 1900-е. Источник: wikimedia.org

К 1864 году надзор за сиротами в крупных городах осуществляло Ведомство императрицы, а в регионах – земство.

В земских учреждениях не было единообразной структуры, в некоторых местах приюты не учреждались, а детей отсылали в деревню. Там, где была развита промышленность, создавали заведения для подкидышей и сирот фабричных рабочих.

К 1913 году в российской глубинке существовало 921 сиротское учреждение.

Столовая Сиротского института Николая I, начало ХХ века. Источник: wikimedia.org

Частные благотворители

Часть приютов меценаты создавали и содержали на собственные средства. Так, Московское общество попечения к концу XIX века открыло 86 небольших приютов для детей 3-10 лет.

Сеть сиротских заведений содержал Пётр Ольденбургский.

Другие воспитательные дома спонсировали такие известные меценаты, как Бахрушины, Демидовы и барон Штиглиц.

Приют принца Ольденбургского. Источник: wikimedia.org

После революции и Гражданской войны советская власть создала свои детские дома, о которых мы знаем по фильму «Республика ШКИД» и другим. Но это была уже другая история.

Источник: https://teleprogramma.pro/style/sudd/375258/

Как жилось сиротам в царской России

Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились?

Сиротская доля незавидна в любом случае. И пусть в наше время о судьбе беспризорников заботится государство и ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение — это право ему гарантирует Конституция. Однако совсем иначе обстояли дела с сиротами в царской России.

Божедом и скудельница

Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

Читайте также:  Портрет роберта батчера из уолтемстоу, т. гейнсборо, 1765

«Дети-сироты на кладбище», худ. Василий Перов, 1864 г.

В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице.

Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом.

Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

«Беспризорник», худ. Николай Фешин, 1890-е годы

Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

«В церкви», худ. Николай Богданов-Бельский, 1939 г.

Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты

В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

Он утверждал: «Были и такие, которые поступали в холопы насильно: еще до воспрещения перехода крестьянам помещик нередко обращал их в холопов.

В XVII веке служилые люди торговали самым возмутительным образом женским полом в Сибири.

Они насильно брали беспомощных сирот-девиц, иногда сманивали у своих товарищей жен, делали на них фальшивые крепостные акты и потом передавали из рук в руки, как вещь».

Борис Годунов и Василий Шуйский предпринимали меры для обеспечения неимущих, в том числе и сирот, хлебом и другим продовольствием. К сожалению, эта благотворительность часто не приносила плодов, поскольку те, кто заведовал раздачей, включали в списки своих родных и знакомых.

Раздача хлеба при Борисе Годунове, нач. XVII века

При Алексее Тишайшем в 1650 году была перепечатана Кормчая книга. В нее были внесены и правила православной церкви, которые относились к сиротам.

А в 1682 году, в царствование Федора III, царским указом беспризорники выделялись в особую категорию, забота о которой переходила от частных лиц и духовенства к государству.

Тогда же было решено строить специальные детские учреждения. В них детей обучали навыкам и специальностям, способным их прокормить.

Первая «сиропитательница» была построена митрополитом Иовом. До этого сироты в монастырях жили вместе со взрослыми. Кстати, семьям было очень выгодно «призревать» сирот, поскольку они становились холопами — бесплатной рабочей силой. То есть поступали в рабство.

Опека и патронаж при Петре I

При Петре Алексеевиче вопросы надзора за беспризорными детьми были полностью отданы в ведомство магистратов. Именно светской, а не духовной власти было дано право решать дальнейшую судьбу ребенка, оставшегося без родителей. Детям назначали опекунов из числа родственников или отдавали их под патронат тех, кто изъявил желание заботиться о сиротах.

Петр I отдал приказ при госпиталях открывать детские комнаты и принимать туда детей. Это были первые государственные учреждения «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются».

«Крестьянка с ребенком (Погорельцы)», худ. Фелисите Бодэн

Такие госпитали должны были быть оборудованы специальными окнами, через которые можно было положить ребенка, но при этом лица женщины не было видно.

Финансировались эти учреждения частично из городской казны, частично — из церковных подаяний и целевой благотворительности. К сожалению, подобных заведений было слишком мало.

Поэтому церковь при этом не была полностью «отлучена» от заботы о сиротах. Так, к примеру, в Москве беспризорников отправляли в Новодевичий монастырь.

Екатерина II — благодетельница сирот

При Екатерине II по проекту личного секретаря императрицы Ивана Бецкого в Москве был учрежден Воспитательный дом. Его строительство велось на деньги от пожертвований, штрафов, а также от первого в России государственного ломбарда.

Кроме того, во все церкви были разосланы воззвания, в которых предлагалось обустраивать приюты и «сиропитательницы». Эти воззвания должны были зачитываться прихожанам после церковной службы.

Сама царица пожертвовала на нужды Воспитательного дома около 1 000 000 рублей.

Иван Иванович Бецкой (1704—1795)

К сожалению, наплыв детей в эти дома был слишком велик. Из-за эпидемий смертность в них порой достигала 82%. Поэтому грудных младенцев стали отдавать первоначально в деревни опекунам до достижения 9-месячного возраста, а позже — до 5 лет. Людям, взявшим на себя заботу о ребенке, платили 2 рубля в месяц на его содержание.

«Дети-нищие». Худ. Фирс Журавлёв, 1860-е годы

Если ребенок по достижении пятилетнего возраста не мог попасть в Воспитательный дом по причине отсутствия свободных мест, то он продолжал жить в крестьянской семье до 17 лет. Затем мальчики становились казенными крестьянами, то есть не принадлежавшими определенному хозяину. Им выделялся участок земли. Девочек выдавали замуж.

В отличие от предыдущих правителей, во время правления Екатерины Великой сироты, направленные в Воспитательные дома, поступали под опеку государства. Раньше они по умолчанию становились крепостными тех помещиков, на землях которых были обнаружены (речь идет о подкидышах), либо тех людей, которые взяли на себя заботу о беспризорниках.

Бывали случаи, когда создать приют или Воспитательный дом не представлялось возможным. Тогда за небольшую плату специально организованный орган местного самоуправления, который назывался Приказ неимущих сирот, мог отдавать детей на усыновление или воспитание любому порядочному гражданину. Однако в этом случае Приказ обязан был следить за судьбой ребенка вплоть до его совершеннолетия.

Сельские дети на картине Владимира Маковского

XIX век — расцвет приютов

Первым частным, то есть не государственным и не монастырским, детским домом в России стал Демидовский приют, который был построен вместо детских комнат в Доме призрения.

Изначально в нем воспитывалось 6 мальчиков и вдвое больше девочек, но за год число детей выросло до 112. Покровительство над этим учреждением взяла на себя императрица Александра Федоровна. Этот приют был назван «Образцовым».

В нем учили смотрительниц и их помощниц, которых затем направляли на работу в другие подобные учреждения.

Среди богатых людей было принято принимать «в дети» или под опеку сирот. Например, графиня Юлия Самойлова растила двух малышек. Правда, обе девочки были итальянками.

«Всадница», худ. Карл Брюллов, 1832 год. Портрет приемных дочерей графини Самойловой — Джованнины и Амацилии

К 1889 году только в одной Москве насчитывалось 42 детских сиротских учреждения. С 1895 по 1917 год в России была организована система детских семейных приютов трудолюбия.

В честь рождения княгини Ольги они получили название Ольгинские. В них принимали сирот вне зависимости от сословия и вероисповедания, что было инновационным решением в области государственной опеки.

После Октябрьской Революции эти учреждения были ликвидированы и на смену им пришли детские дома.

источник

26.12.2017

Источник: http://topirl.ru/kak-zhilos-sirotam-v-tsarskoj-rossii/

Маковский В.Е. «9 Января 1905 года на Васильевском острове». 1905 г.

Владимиров И.А. «Кровавое воскресенье».

Репин И.Е. «Бурлаки на Волге». 1870—1873 гг.

Репин И.Е. » 1883 г.

Описание картины. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей.

За ними — толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону.

Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Читайте также:  Видео экскурсия по музею прадо » музеи мира и картины известных художников

Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.

Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику.

В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.

Серов В.А. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» 1905 г.

Перов В.Г. «Проводы покойника». 1865 г.

Описание картины. Небольшая семья везёт на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слёз, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека в последний путь, тихо, отрешённо и смиренно.

Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию – она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.

Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребёнок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся её фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими тёмными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.

Перов В.Г. «Проповедь в селе». 1861 г.

Описание картины. «Проповедь в селе» появилась в том самом 1861 году, когда было отменено крепостное право. Композиция картины многофигурная и сложная. Зритель как будто наблюдает её втихаря, из какого-то укрытия – такое впечатление создаёт арка вверху картины.

Перед нами открывается часть церкви, где сельский поп ведёт свою проповедь. Одна рука его поднята вверх, вторая указывает на спящего барина. Несмотря на громкие речи, нетрудно заметить, что они мало волнуют присутствующих. Парочка на переднем плане занята собой – юноша напропалую кокетничает со своей протеже, держащей в руке крошечный молитвенник.

За спиной у влюблённых торговец пытается сбыть ковёр, обсуждая его со старухой в платке. Слева от проповедника крестьяне: один из них почесывает голову, другой смотрит вперёд невидящим взглядом – их мысли далеко отсюда.

Сложно представить, о чём они думают – может о нелёгкой доле, а может о том, как распределить работу, в любом случае, проповедь их интересует мало.

Среди всего этого многолюдья лишь один человек внимательно слушает попа – маленькая девочка в грязно-голубом платье. Её белое лицо повёрнуто к проповедующему, а глаза широко открыты – она ловит каждое слово. Среди всей пёстрой толпы у священника нашёлся лишь один слушатель.

Картину Василия Перова можно считать красноречивой иллюстрацией человеческого неверия и невежества, а может и усталости от несправедливости и тяжёлой жизни.

Перов В.Г. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». 1866 г.

Описание картины. На картине изображены трое ребятишек, тянущих бочку с водой по обледенелой дороге. Их поза, усталый изможденный вид – все напоминает тройку лошадей, тянущих груз.

Холодный пронизывающий ветер дует прямо в лицо детям, ветхая одежонка не спасает от холода. Одинокий прохожий, такой же несчастный и изможденный, пытается помочь ребятам, подталкивая бочку сзади.

Лица детей совсем недетские, их глаза устремлены к единственной цели – дому, куда требуется доставить воду. Сосредоточенность, подчинение собственной доле лежит на их лицах.

Ребята словно идут навстречу зрителю, что позволяет лучше разглядеть их. Средний мальчик целеустремлен, шагает увереннее, в то время как его товарищ совсем выбился из сил.

Нежные черты лица девчушки также исказило напряжение, ее взгляд опущен вниз, подавлен.

Безысходность и мрачность картины подчеркивает сплошная городская стена, расположенная на заднем плане. Композиция выполнена в серо-белых, грязных оттенках, что усиливает ощущение бездомности, безысходности и отчаяния.

В свое время картина вызвала мощный резонанс. Ведь В. Г. Перову удалось реалистично изобразить быт эпохи. Он правдиво возвестил мир о том, что дети, отдаваемые в подмастерья, по сути, попадали в рабство своих хозяев, вынося непосильные условия, тяжелый труд и побои.

Перов В.Г. «Дети-сироты на кладбище» 1864 г.

 

Перов В.Г. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» 1862 г.

Описание картины. Перед зрителем предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, настоятель, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь.

Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится.

О многом могут рассказать ордена на изношенной шинели солдата, оборванная рубашка мальчика, красное лоснящееся лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монастырского послушника на заднем плане, раскрытый саквояж важного гостя, готовый принять гостинцы, и многое другое.

Картина явно сатирического плана, хотя писалась она по заказу Мытищинской городской управы. Впрочем, заказчик столь откровенно антиклерикальную работу так и не принял. Работа выдержана в невыразительных тонах. Здесь Перов отказывается от богатой палитры. Серо-зеленоватые тона призваны показать обычность ситуации, ее жизненность.

Интересна композиция картины. Мастер привлекает внимание зрителя к противопоставленным элементам: сытость монаха и истощенность инвалида, зеркальная чистота дорогих сапог и ободранная рубашка. Наконец, рука, протянутая за подаянием, оказывается протянутой в пустоту.

Обличая ханжество, обжорство, духовную пустоту церковников, автор целиком на стороне несчастных и обиженных. В этой работе художнику отлично удалось передать атмосферу неловкости, возникшей в этой ситуации. Отлично видно, что служанка, обслуживающая гостя, старается смотреть в сторону, испытывает неловкость и просто стыдится.

Композиционно художник создает некое подобие народного лубка, композиция списана в круг, образуемый деревьями сада. В ракурсах фигур, в манере письма есть ощущение злой иронии автора, сарказма и сатиры. Совсем не случайно в этот творческий период у автора было множество неприятностей, связанных с реакцией Священного синода на целый ряд работ антиклерикальной направленности. Но прогрессивно настроенная общественность так дружно встала на защиту художника, что претензии Церкви прекратились.

Перов В.Г. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.

Описание картины. Как только эта работа стала доступна публике, вокруг нее не утихают споры. Одни считают, что автор гениально показал реальную жизнь церкви в русском селе, другие обвиняли художника в предвзятости и попытке унизить Православие. Равнодушными эта работа художника не оставила никого.

Перед нами «пьяный» крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо «угоститься».

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении. Алкоголь уничтожил в нем человека. Лицо лишено всякого выражения, глаз практически не видно на «испитом» лице.
Под стать своему «пастырю» и сама паства. Молодая крестьянка, громко запевшая молитву, словно собралась идти в противоположную сторону.

Оборванный старик рядом с ней держит икону ликом вниз, не обращая на это никакого внимания.
На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде. Двое из них пьяны, третий, который виден только со спины, трезв.

Удивительно, как удалось художнику, показав спину своего персонажа, сделать так, что всякий зритель уверен в негативном отношении этого персонажа к происходящему.
Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. Под ногами участников мартовская грязь и лужи, над ними облачное, желтоватое и такое же грязное небо.

Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Нетрудно представить во что превратится процессия у церковных ворот.
С другой стороны, автор старательно упрощает все детали, связанные с культом. Не все разглядят крест в руках у священника, образа примитизированы, они не отображают ликов.

Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера.

Касаткин Н.А. «

Чистяков П.П. «Нищие дети». 1861 г.

Полотно Павла «Нищие дети» (написано в 1861 году, в саду его дома в Красных Холмах) прекрасно показывает нам жизнь и быт того времени. Мы видим двух прекрасных, но грустных, и вероятно голодных, малышей, которые одеты во все, что у них есть. Младшему ребенку велики его одеяния. Они стоят в дверях, вероятно ожидая пока им дадут поесть. Дети очень несчастны, они ходят от дома к дому, выпрашивая себе на пропитание. Вид нищих малышей вызывает у зрителя чувство сострадания, желание помочь им.

Источник: http://vfeu.ucoz.ru/news/odna_kartina_stoit_tysjachi_slov/2017-11-07-887

Ссылка на основную публикацию