Девушка перед зеркалом, пабло пикассо — описание картины

Пикассо и Женщины (и немного про зеркала) (Part II)

+> Part I

Для меня эта фотография Пикассо – квинтэссенция его новой ситуации в жизни (официальное название – Pablo Picasso et Olga Khokhlov au bal du Comte de Beaumont, Пикассо и Ольга Хохлова на балу у графа Бомона в Париже, 1924 года). Точнее, это конечно мой собственный римейк (на оригинальную версию Ман Рея можно посмотреть здесь, и там же почитать про то, как Пикассо докатился до жизни такой).

“Докатился” – это моё ёрничание, конечно, многим тогда (и самому Пикассо какое-то время) казалось, что он наоборот “взлетел до самых высот признания и успеха”.

 Всё началось ещё в последние годы войны, когда Пикассо получил заказ на оформление одного из балетов группы Дягилева, знаменитого авангардного Парада, написанного Кокто на музыку Сати (Eric Satie).

Но Пикассо не был, разумеется, простым “оформителем”, он стал настоящим соавтором, и его декорации и костюмы во многом и определили “лицо” этой постановки (а занавес стал самой большой “картиной”, когда-либо написанной Пикассо):

Во время сотрудничества с Дягилевым Пикассо встретил Ольгу Хохлову, одну из балерин его труппы, которая летом 1918 года стала его первой женой. Вместе с ней Пикассо стал активно участвовать в светской жизни, это время комфорта и не просто благополучия, а даже роскоши. У них рождается сын, которого в честь отца тоже назовут Паоло.

Живопись Пикассо меняется абсолютно, такое ощущение, что он “наигрался” во все эти новые -измы, и вернулся к проверенному веками классицизму, чуть ли не в академических его формах. Он пишет много портретов и Ольги тоже, но та не переносит его “странные” картины и настаивает, чтобы её портреты были “похожими”:

Portrait of Olga (1923)

То же самое касается и их сына, Ольга требует, чтобы он получался на портретах “милым мальчиком” (а не набором цветовых пятен):

Paul as Harliquein (1925)

Возможно, что этот сдвиг связан и с длительным сотрудничеством с Дягилевым, и с балетом вообще – при всём авангардизме Парада, большинство других постановок были довольно классическими. Так, в это же время Пикассо написал и множество своих Больших Женщин (выражение Гертруды Стейн), которые просматривается не классицизм, а просто таки архаика:

Я нашёл очень мало работ этого периода с зеркалами – два небольших рисунка и только одну картину.

Вот небольшой набросок, возможно, как раз такой вот очередной Большой Женщины:

Nu assis au Miroir (Seated Woman with a Mirror) (1922-23)

И ещё один, во многом сходный уже бывшему сюжету матери и ребёнка (на этот раз безо всяких Венер):

Femme et Enfant (1923)

Возможно, что Поль был моделью и для этого мальчика-арлекина с зеркалом,

Harlequin with a mirror (1923)

Какое-то время всё это, включая и роскошную жизнь, Пикассо очень нравилось, но затем он всё больше и больше стал тяготиться новыми правилами игры. Я думаю, самым болезненной была для него реакция его “референтной группы”, так сказать – арт-критика объявила его “мёртвым художником”. 

Начиная с середины 1920-х он начинает всё больше и больше уходить от своей “классики” к некоему новому стилю; в Париже начитает становиться всё более популярным сюрреализм, и в литературе, и в живописи. Пикассо, конечно, трудно назвать “сюрреалистом” (а точнее, у него всё и всегда было довольно сюрное), но какое-то влияние вся эта движуха вокруг влияние на него оказала, конечно.

Тогда появляются вот такие Купальщицы (Baigneuse, 1928)

Или Акробаты:

И множество других, конечно.

Всё это совпало ещё и с разрывом с Ольгой, очень неприятным и болезненным для всех; такое ощущение, что Пикассо выдирал себя из ставшего ему уже привычным стиля, причём, выдирал с мясом и кровью (не всегда только своей).

Считается, что свои ухудшающиеся отношения с Ольгой Пикассо выразил в этом портрете (в котором есть и зеркало); он написан в манере, которая ей никогда не нравилась:

Large nude in red armchair (1929)

Но мне встречалась и датировка этой работы 1933 годом, что наполняет её совсем другим смыслом – и вот почему:

Примерно в это же время, в 1926-27 году, Пикассо встретил свою следующую возлюбленную, Марию-Терезу Вальтер; такое чувство, что Пикассо искал почти полной противоположности тому, что имел в тот момент – он встретил её на улице, сказал, что он знаменитый художник, что хочет писать её портрет, что итп.

Но девушка (ей было всего 17 лет тогда) никогда про него не слышала, и вообще мало интересовалась искусством. Если верить рассказам, Пикассо потащил её в книжный магазин, где показал книжку про себя, после чего Мария согласилась позировать ему – и чуть ли и не жить с ним тоже после этой же первой встречи.

Они встречали тайком, но вскоре Пикассо снял ей квартиру чуть ли не напротив своего дома, и их связь стала широко известной – всем, кроме Ольги, которая не знала про неё, или не хотела знать. Мария была представлена как натурщица, она даже сопровождала их в некоторых поездках, например, на курорты (Пикассо снимал её квартиру недалеко от своих апартаментов).

Читайте также:  Огюст роден: скульптуры, их фото и описание

Пикассо написал огромное количество её работ – больше, чем кого бы то ни было ещё; причём, это как на подбор такие работы, которые сейчас “символ женской красоты” & “шедевры мирового искусства” одновременно, как этот Сон (1932), например.

Мария позировала и для самой знаменитой зеркальной работы Пикассо, которая по совместительству является и одной из самых лучших “зеркальных” работ в искусстве в целом:

Девушка перед зеркалом  (Jeune fille devant le miroir, 1932)

Это потрясающе красивая и интересная работа, и есть смысл написать про неё отдельно; сейчас же я пока снова поскачу галопом по всему остальному зеркальному у Пикассо. Он написал ещё несколько зеркальных работ с Марией, не таких супер-красивых, а просто красивых:

The mirror (1932)

Sleeping girl at the mirror (1934)

Nude with irises and mirror (1934)

Видно, что это очень разные по стилю работы, и зеркала на них изображены тоже очень разные; общим их делает (помимо модели) то, что зеркала в них никак не используются (я имею в виду только последние работы, не жар-птицевую Девушку перед зеркалом).

У Пикассо есть целая серия работ, где отношения с зеркалом совсем другое, более активное и более игровое, что ли. Одна из них названа просто Девушка перед зеркалом,  другая – Девушка, рисующая себя в зеркале, а одна – просто Муза. 

Fille dessinant à l’intérieur {Interior with a girl drawing} (1935)

Woman painting at the mirror (A Muse) (1935)

Они все написаны примерно в одно время, в 1936-37 годах.  Это сложный для Пикассо период, с одной стороны у него появился ещё один ребёнок – Мария родила их дочь, Майю. Но ребёнок останется внебрачным, поскольку официально он по-прежнему женат на Ольге Хохловой.

Та, узнав про ребёнка, требует развода, но Пикассо отказывается его давать, поскольку в своё время он пообещал Ольге половину  всего, что имеет, включая и картины, и теперь боится, что потеряет их.

Ольга будет потом преследовать его много лет, даже будучи больной, а от потом даже не навестит её в больнице, и не появится на её похоронах, когда он умрёт в 1955 году; неприятная какая-то история.

Его отношения с Марией будут совсем другим, даже когда вскоре после рождения их дочери уйдёт от них и станет жить со следующей своей любовницей, Дорой Маар, он никогда не забудет Марию, полностью обеспечит её и её дочь, и будет еженедельно их навещать много лет подряд.

Например, последний портрет из серии Муз с Марией Пикассо напишет уже тогда, когда будет жить с Дорой (и он потом напишет несколько портретов Майи тоже).

Дора Маар (Dora Maar) – это снова полный качок маятника. Она сама художник, фотограф, вращается в кругу сюрреалистов (её познакомил с Пикассо Поль Элюар), и её интерес к Пикассо практически профессиональные. Но она также интересная, привлекательная женщина, и Пикассо проживёт с ней почти десять лет. 

Это, кстати, уже фото “после”, после того, как они расстались, из-за чего Дора попала с психиатрическую клинику (её будет консультировать сам Лакан).

Но пока всё это у будущем, а сейчас Пикассо продолжает несусветно много писать, в том числе, и много портретов своей новой музы, Доры.  У этого периода его творчества нет какого-то закреплённого названия, я бы определили его как “Самый Настоящий Пикассо” – в это время созданы самые “его” работы (например, Герника, процесс создания который, кстати, Дора очень тщательно засняла).       

Пока мне попалось только два портрета с Дорой и зеркалами:

Femme à la montre (1936) – Женщина с часами

Источник: https://specularum.wordpress.com/2014/01/05/1310/

Сальвадор Дали, «Фигура у окна» | Капля света

Главная » История одной картины » Сальвадор Дали, «Фигура у окна»

Рубрика «История одной картины»

Холст , масло. 103 на 75 см

Из всех многочисленных поражающих воображение картин Сальвадора Дали мне больше всех близка довольно простая, «Фигура у окна». Её также называют часто «Девушка у окна» или «Девушка, стоящая у окна».

Покой, свобода, аскетизм – вот, на мой взгляд, слова, сходные с её основным содержанием, но только в связке с «памятью», «тревогой», «хрупкостью», «загадочностью» они полностью описывают картину… Девушка стоит, облокотившись на подоконник, смотрит на пейзаж снаружи; сиротливое окно – окно в доме Дали в Кадакесе*.

Незамысловатость, но в то же время присутствие загадочной составляющей в картине. Этим напоминает магический реализм**. Если проанализировать некоторые другие картины Дали, и художников, которые были для него авторитетными, можно увидеть интересную историю.

Впрочем, с картинами всегда, наверное, так? Они не могут существовать вне всего остального творчества мастера…

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году (напомню, что родился Дали в 1904). Она заметно выделяется на фоне других ранних его работ. Впрочем, не она одна.

В том же 1925 году Сальвадор пишет ещё одну похожую картину, с той же девушкой: «Девушка со спины», а также в 1926 году – миниатюру «Спина девушки».

Я не спроста упоминаю их здесь, в истории картины «Фигура у окна». Они тесно связаны. На всех трёх произведениях модель повернута к нам спиной, мы не видим её лица.

Художник направляет наш взгляд за взглядом девушки: впереди на картинах пейзаж Кадакеса.

«Девушка со спины»

Читайте также:  Выставка "обнаженные мужчины" в музее орсэ

В этих картинах, на мой взгляд, зародилась загадочная часть последующего творчества Дали.

На картине «Фигура у окна» сильно ощущается неподвижность, тягучесть времени, памяти – тому способствуют холодные голубовато-розовые цвета, прозрачность занавесок, белая ткань, необычно лежащая на подоконнике.

В картине нет динамики, есть – монументальность. И только потом, в 1939, Сальвадор напишет свою знаменитую работу «Постоянство памяти», в которой присутствуют аналогичные чувства…

В ранний период Дали испытывает влияние творчества других художников на своё собственное. Между «Фигурой у окна» Сальвадора и «Женщиной у окна» Фридриха Каспара Давида*** можно провести некоторые параллели в плане композиционного решения:

«Женщина у окна», Фридрих Каспар Давид

А волосы девушек, тщательно прописанные, привлекающие внимание, заставляют вспомнить голландца Яна Вермеера, творчеством которым Дали восхищался и не раз использовал его образ и образы из некоторых его картин в своих работах.

Для всех этих трёх картин позировала Дали его сестра, Ана Мария (имя девушки пишется с одной «н»). После смерти матери, она была для него очень близким человеком. Ана являлась единственной моделью и музой, пока в жизни брата не появилась его будущая жена, Гала.

В 1926 году эта картина, как и «Девушка со спины», были выставлены в галерее Далмау. Они получили положительные отзывы критиков, художников, в том числе Пабло Пикассо.

В обеих картинах, как я уже отмечала, тщательно прописаны волосы, на всех их ровно три пряди. Но особо искусно они изображены на миниатюре (12,5 на 10 и ¾ см.) «Спина девушки». Здесь они являются центром композиции, главной её частью. Сальвадор Дали подверг их доскональному изучению, что в его духе.

«Спина девушки»

Позже в его творчестве не раз будут просматриваться основные черты картин 1925 года: изображение со спины, не видно лица, локоны-ракушки, поза Аны Марии полубоком, с оголённым плечом. Это и портрет Галы 1936 года, и «Знак тревоги», и «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», и «Обнажённая со спины».

С 1949 года история картины продолжается. Так можно сказать. В этот год появилась книга «Сальвдор Дали глазами сестры», воспоминания Аны о брате.

Это были довольно прозаичные воспоминания, в них Ана не превозносила брата, не восхваляла его гений, не соглашалась с его уникальностью и исключительность… Она писала, что становится больно, когда любимый человек надевает маску, и маска всё сильнее прирастает к душе.

Ещё в 1926 году их отношения испортились: на выставке появилась картина Дали с его надписью: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие» (к тому времени мать уже умерла).

Как истолковать эти слова? И есть ли в них другой смысл, кроме очевидного? Или это ещё один способ выделиться, привлечь к себе внимания, даже переступив через мораль? Близкие Дали не приняли этого. Отец выгнал сына из дома.

Окончательно связь с сестрой (духовная) исчезала после появления Галы.

Книгу сестры Сальвадор воспринят негативно, резко. Она посмела утверждать, что сюрреализм испортил ему жизнь, что это зло, разрушившее их семью. Многие считают, что она была предвзята, что ревновала брата к Гале, что завидовала, в конце концов. Я не знаю, как было на самом деле. Но книга интересна, и её стоит прочесть.

Кстати, после книги, в 1954 году Дали написал необычную картину «Юная девственница, самосодомизирующая рогами собственного целомудрия»:

Сколько в ней общих черт с картиной «Фигура у окна»! Поза девушки, положение стоп, локоны, цвета… Можно предположить, что так Дали «отомстил» сестре — слишком большое сходство, и слишком много он говорил в своих интервью отрицательного про книгу Аны Марии…

*Кадакес — город в Испании, провинция Жирон. **Магический реализм — художественное направление в литературе, живописи, кино, включающее в себя наряду с реальностью магические (нереальные) элементы. Наиболее известные представители: Гарсия Маркес, Франц Кафка, Хорхе Луис Борхес, Марк Шагал, Карел Виллинк, Акира Куросава.

***Фридрих Каспар Давид (1774 — 1840г.г.) — немецкий художник, романист. Любил рисовать пейзажи.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Источник: http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/salvador-dali-figura-u-okna.html

ТОП-10 Самые известные картины Пабло Пикассо

О Пабло Пикассо слышали все. Это не только известный испанский художник, но и скульптор, график, керамист, театральный художник, поэт и драматург. Его имя, данное при крещении, состоит из 23 слов — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис Клито Пикассо.

Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. За свою жизнь Пабло Пикассо написал много шедевров, которые до сих пор заставляют мир благоговеть.

Читайте также:  Музей леси украинки в ялте, украина

В нашем списке мы перечислили самые знаменитые.

10

Старый гитарист

Картина была написана в 1903 году после того, как друг Пикассо, Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Это полотно было создано в Мадриде, и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко.

Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины.

Не только фактически, но и символически гитара заполняет все пространство вокруг старика, который, кажется, не обращая внимания на слепоту и бедность, полностью отдался музыке.

9

Девушка перед зеркалом

На написанной в марте 1932 года картине мы видим образ французской любовницы Пикассо, Марии Терезы Вальтер. Стиль этой картины называется кубизм.

Идея кубизма — взять объект, разбить его на более простые части, а затем, исходя из нескольких точек зрения, воссоздать те самые части на холсте. В «Девушке перед зеркалом» можно рассмотреть образ тщеславия.

Картина на первый взгляд кажется довольно простой, но если присмотреться, то можно найти различные глубокие символы на всех частях картины.

8

Герника

Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Здесь художник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании.

Картина размером 3,5 м в высоту и 7,8 м в длину представляет собой мощный обвинительный акт против войны. Используемый стиль живописи представляет собой сочетание в черно-белых тонах пасторали и эпоса.

«Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей.

7

Три музыканта

Название картины заключает в себе название серии, которая была завершена Пикассо в 1921 году в Фонтенбло недалеко от Парижа. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Здесь используется синтетический стиль кубизма, который превращает художественное произведение в последовательность плоскостей, линий и дуг.

На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Считается, что этими тремя символическими героями являются сам Пикассо, Гийом Аполлинер и Макс Жакоб, соответственно. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов.

Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано».

6

Сидящая женщина. Мария Тереза Вальтер

Как и «Герника», это произведение искусства тоже создано в 1937 году. Музой Пикассо была Мария Тереза Вальтер, и он создал множество ее спокойных образов. Многие считают, что эта картина напоминает королеву из колоды игральных карт – такую образность часто проектируют с помощью полос. Работа также выполнена в стиле кубизм наряду с поляризацией красного и зеленого цветов.

5

Дора Маар с кошкой

На картине, которая была написана Пикассо в 1941 году, его хорватская любовница изображена сидящей на стуле с маленькой кошкой на плече. За время отношений с Дорой Маар, которые длились десять лет, Пикассо рисовал ее портреты много раз.

Сама Дора была фотографом-сюрреалистом. Эта картина считается одним из наименее агрессивных изображений Доры Маар, а также одной из самых дорогих картин в мире.

В композиции Пикассо проявил исключительное внимание к деталям, многие из которых символичны.

4

Голубая обнаженная

«Голубая обнаженная» является одним из самых ранних шедевров Пикассо. Она была написана в 1902 г. Эта картина из голубого периода Пикассо.

В это время Пикассо использовал бледный, холодный синий цвет в качестве доминирующего цвета в его картинах и эскизах. В большинство его картин во время голубого периода с помощью одного цвета отражены сильные эмоции.

«Голубая обнаженная» сидит к нам спиной в позе эмбриона. Картина не предлагает никакого подтекста, и ее эмоции не ясны.

3

Авиньонские девицы

Этот шедевр написан в 1907 году и является одним из наиболее типичных примеров кубизма в живописи. Картина выходит за рамки традиционной композиции и подачи.

Пикассо инновационно использует искаженные женские тела и геометрические формы. Ни одна из фигуры не изображена с традиционной женственностью, и женщины кажутся слегка угрожающими.

Пикассо потребовалось девять месяцев, чтобы завершить это полотно. Эта картина также отражает влияние африканского искусства.

2

Обнаженная, зеленые листья и бюст

Написанная в 1932 году, картина опять изображает любовницу Пикассо, Марию Терезу Вальтер. Полотно размером около полутора метров в длину и высоту было завершено в течение одного дня. Эта картина считается одним из самых больших достижений Пикассо в межвоенный период. Она порождает иллюзии и считается весьма сексуальной.

1

Плачущая женщина

Холст, написанный маслом, «Плачущая женщина» создан Пикассо в 1937 г. Считается, что эта картина является продолжением темы трагедии, которая изображена в Гернике.

Рисуя плачущую женщину, Пикассо непосредственно сосредоточился на человеческом аспекте страдания и создал уникальный универсальный образ. Эта картина завершала серию, которую Пикассо нарисовал в знак протеста.

Моделью для картины (как и для всей серии) была Дора Маар, которая работала профессиональным фотографом.

Это были самые известные картины Пабло Пикассо. Спасибо за внимание.

Источник: http://TopSweet.ru/top-10-samye-izvestnye-kartiny-pablo-pikasso/

Ссылка на основную публикацию