Диана и каллисто, себастьяно риччи

Богиня Диана в греческой и римской мифологии

Мифология архаичных времен привлекает своей таинственностью и множеством интересных персон богов и богинь, каждый из которых заведует определенной областью сфер жизни или явления. Богиня Диана – прекрасная охотница и любимица древних людей, чем же снискала она себе уважение и любовь?

Кто такая богиня Диана?

Изучая корни происхождения имени Диана, историки пришли к выводу, что слово имеет индоевропейское происхождение и происходит от «дэв» или «див» — что значит бог. Римляне и греки почитали богиню под разными именами.

Диана богиня Луны и охоты часто изображалась древними художниками и скульпторами в серебристой струящейся тунике с аккуратно собранными сзади в узел длинными волосами.

Другие символы и атрибуты богини-охотницы, говорящие о том, кто она:

  • колчан со стрелами;
  • золотой лук;
  • свора собак;
  • щит;
  • факел;
  • эмблема полумесяца на голове – как символ лунной богини.

Среди исследователей культа есть разногласия по поводу: какой цветок связан с богиней Дианой? Два прекрасных растения принадлежат богине:

  1. Гвоздика – цветок выращенный Зевсом из крови юного пастушка в ответ на просьбу раскаявшейся Дианы, в порыве гнева убившая юношу, за то что тот своей игрой на рожке распугал всю дичь и помешал охоте.
  2. Ландыш – по легенде, богиня Диана преследуемая на охоте фавнами, спасаясь бегством, роняла капли пота на землю и те трансформировались в прекрасные белые душистые цветы.

Богиня Диана в греческой мифологии

Первоначально, культ богини зародился в Древней Греции. Греческая богиня Диана — это Артемида, дочь верховного владыки Олимпа – Зевса и богини Лето, ее брат сам лучезарный Аполлон.

Известна также под именами Селены, Тривии и Гекаты.

Здесь прослеживается больше лунный культ богини, так как греки отводили значительное место циклам луны и мистериям, поэтому косвенно, Артемида отвечает и за все процессы, связанные с плодородием. Другие функции Артемиды-Селены:

  • помощница в родах;
  • покровительница охотников;
  • утешительница скорбящих, и облегчающая уход умирающим;
  • отвечает за рождение и смерть;
  • богиня мрака.

Богиня Диана в римской мифологии

Диана, богиня охоты, несла в себе те же функции, что и Артемида у древних греков. Культ быстро прижился и римляне с таким же трепетом, что и эллинский народ относились к божественной сущности.

Богиня Луны Диана слыла целомудренной девой и покровительствовала девственницам. Щит, с которым часто изображается Диана, предназначен отбиваться от стрел Амура.

Старая викканская традиция и итальянская Стрегерия (оккультная мистерия) почитают Диану как предводительницу ведьм. Кому еще покровительствовала Диана:

  • обездоленные и рабы находились под ее защитой;
  • животный мир;
  • властительница трех миров: небо, земля, подземное царство.

Миф «Диана и Каллисто»

Диана в мифологии предстает нравственной и чистой девой, лишенной грез о мужчинах. От своих нимф она требует такой же невинности.

Миф о Диане и Каллисто повествует о том, что Юпитера (Зевса) привлекла красота юной Каллисто и понимая, что та очень преданна Диане, решил использовать хитрость для того, чтобы соблазнить нимфу.

Юпитер принял облик Дианы и принялся целовать Каллисто, которой было приятно внезапное внимание богини.

Спустя некоторое время, купаясь в источнике целомудренности Дианы, другие нимфы обнажили округлившийся живот Каллисто перед изумленной Дианой. Нимфа с позором была изгнана из окружения богини.

На этом страдания Каллисто не закончились. Юнона, супруга Юпитера превратила несчастную в медведицу, которая была вынуждена скитаться по лесу.

Юпитер пожалел Каллисто и превратил ее вместе с сыном в созвездия Большой и Малой Медведиц.

Миф «Диана и Актеон»

Диана в греческой мифологии — Артемида, стремительная как лань, изображается в основном, занятая своим любимым делом – охотой. В свободное время любит вместе с нимфами резвиться и купаться в источниках вод, ей посвященных.

Однажды молодой охотник Актеон имел несчастье приблизиться к ручью в котором купалась обнаженная Диана (Артемида). Нимфы попытались прикрыть богиню. С гневом обрушила Диана брызги воды на голову Актеона, превратив его в оленя.

Увидев свое отражение в воде, охотник поспешил скрыться в лесу, но был окружен и растерзан собственными собаками.

Источник: https://womanadvice.ru/boginya-diana-v-grecheskoy-i-rimskoy-mifologii

Риччи Себастьяно. Картины и биография. Ricci Sebastiano

Риччи Себастьяно Картины и биография Себастьяно РиччиРиччи (Ricci) Себастьяно (1659, Беллуно — 1734, Венеция), итальянский живописец.

Учился в Венеции у Себастьяно Маццони и Федерико Червелли, последователя Джордано Лука, затем в Болонье — у Джан Джузеппе дель Соле, подражавшего манере Веронезе.

Работал в Болонье (до 1686), Парме, Риме (1686-1695), Милане (1700-1707), Венеции, Вене (1701-1705), Флоренции (1706-1717), Бергамо, а также в Лондоне, Париже и Голландии.

Изучал живопись болонцев, мастеров Венеции эпохи Возрождения, в Риме — Карраччи, Пьетро да Кортона, Маратти; в Милане — живопись Маньяско.

Несмотря на такой обширный круг мастеров живописи, творчеством которых он интересовался, Риччи был самобытным, талантливым мастером, одним из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы», за быстроту работы и мастерство.

Художник писал картины на мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи. Значительной ранней работой Риччи явился фресковый цикл во флорентийском палаццо Маручелли (1707), исполненный для герцога Фердинанда Тосканского. Холодные тона росписи в потоке света кажутся исключительно интенсивными по цвету.

В этих сценах проявилось умение художника передать ситуации мифологических историй и легенд в конкретной, не лишенной бытовых деталей манере.

В духе рококо Риччи постепенно перерабатывает традиционный стиль болонской и римской барочной живописи в своих последующих крупных работах — фреске «Аллегория доблести» (1708) в венецианской церкви Сан Стае и росписи купола капеллы (1708) венецианской церкви Санта Мария дель Кармине. Во Флоренции Риччи знакомится с живописью Луки Джордано и работами Маньяско. Манера последнего оказала на него наибольшее влияние. В сюжетах Риччи появляются сцены с монахами, бродягами, солдатами в таинственном лунном освещении («Пейзаж», Удине, Городской музей). Преодолевая приемы сильной светотеневой моделировки фигур, воспринятой от мастеров Венеции академического направления 17 века (т. н.

tenebrosi), Риччи обращается в поискахСемейство кентавров, 1680 Палаццо Лавиния Таверна, РимНептун и Амфитрита, 1690-е Музей Тиссен-Борнемиса, МадридЛукреция и Коллатин, 1685 Оспедале дельи Эспости, ПармаНимфа и сатиры, 1712-1716 Музей Лувр, ПарижАвраам и три ангела, 1693 Эрмитаж, Санкт-ПетербургВакханка и сатиры, 1709 Эрмитаж, Санкт-Петербург Индивидуальной манеры к живописи Веронезе, становясь провозвестником т. н. неоверонезовского стиля. В живописи художника, как и в работах, подражавших его манере мастеров-виртуозов Венеции, доминирует ощущение чувственного праздничного великолепия жизни, любви к ничем не омраченному наслаждению ее радостями.

Риччи превращает миф и историю то в галантные сцены костюмированных празднеств, то в полные безмятежной грации «поэзии» в духе Чинквеченто. Алтарный образ «Мадонна со святыми» (1708, Венеция, Сан Джорджо Маджоре) написан легким плывущим мазком в светлом колорите.

Яркие, разнообразные по цвету пятна одежд святых, расположившихся вокруг сидящей на возвышении Мадонны, образуют праздничную цветовую гамму. Картина Риччи близка произведениям венецианских мастеров 16 столетия, с их созерцательностью и поэтичностью в выражении эмоционального состояния персонажей.

Читайте также:  «дочери художника, бегущие за бабочкой», томас гейнсборо — описание картины

Падение Фаэтона 1703Смерть апостола Павла 1700-1710Аллегория Тосканы 1706Битва лапифов с кентаврами, 1704-1706Детство царя Кира 1707Младенчество Ромула И Рема, 1708Персей обращает Финея В камень, 1700-1710Иеффай и его дочь Около 1710Явление Христа с ангелами, 1707-1708Вручение младенца Моисея, 1710 В 1710-е годы Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, воскрешая в них в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе («Купание Вирсавии», «Венера и сатир» — оба — Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Диана и Каллисто», Венеция, Галереи Академии; «Венера и Адонис», Орлеан, Музей изящных искусств).

Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано. Прием широкой сценической компоновки, характерной для Веронезе, часто присутствует в произведениях художника. Легкие, прозрачные тона палитры отвечают вкусам рококо.

Полотно Риччи «Триумф наук» (1717-1718, Лувр, Париж) стало примером новой светской аллегории века Просвещения. Оно было исполнено по заказу Французской Академии в Риме, художник прославил в нем создание Академии как покровительницы искусства.

Известность пришла к Риччи после его путешествия по Италии, исполнения работ в Австрии, Франции, Англии, где он исполнил много росписей (вилла в Чизвике; дворец лорда Берлингтона на Пикадилли в Лондоне) и алтарных картин (Вена, Карлскирхе).

Венера и Амур 1712Сусанна и старцы 1713Встреча Вакха и Ариадны Около 1713Вакханалия в обществе Пана, 1716Аллегория Франции в образе Мудрости, 1717 После возвращения в 1717 из Англии и Франции Риччи работал в основном для венецианских церквей.

В алтарных картинах «Святой Петр, освобождаемый из тюрьмы» (1722, Сан Стае), «Святая Елена, находящая крест» (1730, Сан Рокко), «Пий V и святые» (1732, деи Джезуати), «Торжество Евхаристии» (1732, Сан Стае) светлые чистые красочные тона золотятся в потоке заполняющего пространство света.

Живая мимика персонажей, радостная палитра художника придают сценам религиозного содержания характер то таинственной сказки-фьябы, то венецианского праздничного зрелища.

В поздние годы творчества колорит Риччи несколько утрачивает свое разнообразие, композиционное решение становится более логически выверенным, но сцены не утрачивают очарования волшебной сказочности («Царь Соломон, поклоняющийся идолам», 1724, Турин, Галерея Сабауда).

Освобождение апостола Петра ангелом, 1710Геркулес на распутье 1710-1720Мемориал адмирала ШовеллаВирсавия в купальне 1720-еПий V, святые Петр и Фома АквинскийЧудо святого Франциска 1733Купание Вирсавии 1724Жервоприношение Полиссены, около 1730Спящая нимфа и два сатира, 1716Успение 1734 Роль Риччи была значительной и в создании камерного портрета 18 века, который получил развитие в Венеции раньше, чем в других областях Италии в 18 столетии. Риччи одним из первых после путешествия в Англию стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков («Портрет неизвестной», частное собрание), писать портреты в духе английских «сцен собеседования» (conversation pieces), изображая портретируемых в интерьере или в парках («Английские кавалеры у клавесина», 1730-е годы, частное собрание). В его портретах нашел выражение культ естественной природы, палладианские увлечения и тот дух театрализации образа, который будет присущ европейскому портрету века Просвещения («Певец Фаринелли», Лондон, Королевский Музыкальный колледж). Риччи одним из первых мастеров Италии познакомил Европу в 18 столетии с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве 18 века.

Его живопись оказала влияние на Амигони, Пеллегрини, Питтони, Гварди, Тьеполо и других художников. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2.

Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Источник: http://www.nitpa.org/richchi-sebastyano-kartiny-i-biografiya-ricci-sebastiano/

Диана

Диана (греч. — Артемида). Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева-богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия — это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной к функций которой было покровительствовать дикой природы (но не разрушать ее).

Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны — Луной (Селеной), которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекат (подземному миру).

Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецам! Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. У нее Лук и Колчан или дротик (Копье), е сопровождают Собаки и Олень. Ее колесницу (со временем античности) везут олени.

Ее атрибутом, как богини лунь является месяц нарождающейся Луны, который висит у не над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, котору] везут лошади или нимфы.

Как персонификация Целомудрие она может иметь Щит, который защищает ее от стрел любв1 Целомудрие против Распутства — аллегорический поединок изображаемый в витражах готических церквей, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости. Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы (с ее атрибутами).

              1. Диана – богиня охоты. Греческая скульптура IV века д н.э., вдохновлявшая художников Возрождения, демонстрируй Диану, одетую в короткую (до колен) тунику, подпоясанную на талии, и обутую в высокие сандалии со шнуровкой.

одной руке у нее лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу изколчана, висящего у нее за спиной. Ее сопровождает олень («Версальская Диана», Лувр). Эта тема трактовалась очень разнообразно.

Диана изображается со своими охотничьим собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками.

Или она возвращается с охоты, неся свою добычу – птиц  и животных и даже корзины, наполненные фруктам] После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множеств убитой дичи.

Иллюстрации:

Мастер школы Фонтенбло. Диана-Охотница. 1550 – 1560. Париж. Лувр.

               2. Купание Дианы. Полуобнаженная богиня сидит у купальни в тенистом гроте или на лесной прогалине, в то время как нимфы снимают с нее одежды, развязывают ее сандалии или обмывают ее ноги. Их луки и колчаны лежат здесь же рядом на земле. Диана украшена своим полумесяцем.

              3. Диана и Лктеон. Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138—253), как юный принц Актеон, охотившийся в лесу, случайно натолкнулся на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы.

Дабы наказать его за тайное созерцание божествен­ной наготы, богиня превратила его в оленя. Его собственные охотничьи собаки набросились на него, принявшего такой облик, и разорвали на куски.

Встречаются две сцены: (1) Актеон обнаруживает Диану: он стоит со своими собаками, его руки воздеты, и жест выражает изумление. Нимфы в беспоряд­ке разбегаются, стараясь в то же время укрыть свою повели­тельницу от взглядов юноши.

(2) У Актеона вырастает оленья голова или по крайней мере прорастают оленьи рога. Он отшатывается назад в тот момент, когда его собственные собаки набрасываются на него. Диана бывает одета и вооруже­на как богиня охоты.

Читайте также:  Явление, гюстав моро - описание картины

              4. Диана и нимфы, напуганные сатиром. Простая аллегория Целомудрия, побежденного Распутством, в которой компания веселых похотливых сатиров, этих козлоногих спутников Баху­са, отдается своему любимому времяпрепровождению.

Они неожиданно набрасываются на ничего не подозревающих по­луобнаженных нимф, хватают их в обьятия, срывают с них одежды. Девушки в ужасе отбиваются, пытаясь избавиться от них, и убегают в лес.

Диана поднимает свое копье, намерева­ясь защититься; ее собаки рычат на нападающих.

              5. Диана и Каллисто; Юпитер и Каллисто («Мет.», 2:442— 453; «Фасты», 2:155—192). Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней.

Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо [превратив ее в созвездие, названное Большой Медведи­цей. — A.M.].

В живописи встречаются две темы: (1) Юпитер в облике Дианы склоняется над обнаженной лежащей ни­мфой, возможно, он ласкает ее. Весь вид его выражает страсть, ее — подозрительность. На заднем плане на высоком месте сидит орел Юпитера, в его когтях могут быть молнии.

(2) Диана в своем гроте, перед нею Каллисто, она порицательно указывает нимфе (одежды Каллисто сняты нимфами, дабы ее беременность была очевидна). Каллисто вся в смущении съежилась. На лицах нимф написано недоумение и осуждение. Другой вариант: следующий момент истории — Каллисто превращается в медведицу.

Иллюстрации:

Себастьяно Риччи. Диана и Каллисто. 1706 – 1708. Флоренция. Палаццо Питти.

              6. Диана и Эндимион (Лукиан, «Разговоры богов»). Красавец юноша Эндимион, погруженный в вечный сон, привлекал воображение поэтов и художников как символ вечной красо­ты, то есть «радости человека». В данном случае у Дианы необычная роль любовницы — хотя и целомудренной.

Эта история первоначально была связана с более расположенной к любви богиней луны Луной, или Селеной, с которой в конце концов стали отождествлять Диану. Эндимиона, отосланного Юпитером навечно спать (тем самым ему гарантировалась вечная юность), по ночам посещала богиня.

Она изображается обнимающей лежащую фигуру, спящую в покрытой листвой беседке, иногда здесь же спят животные. Или ее присутствие обозначено символически — лунным светом, который окуты­вает его. Могут присутствовать Купидон или амуры.

По другой версии, Эндимион бодрствует; он на коленях приветствует приход богини луны, в то время как ее брат — бог-солнце — только начинает свой путь по небосклону в своей золотой колеснице (см. Аполлон, 1).

              7. Диана и Пан. Вергилий в «Героиках» (3:391—393) расска­зывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны, препод­неся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передаю­щим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.

              8. Жертвоприношение Диане. На переднем плане алтарь с горящим священным огнем. Женщина приносит в жертву животных. Позади храм, и в нем статуя богини. (См. Жертвоприношение.)

Источник: http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/85ff3119-e28b-431c-85c1-a45e3f033914/D40.htm

Примейзодофобия Артемиды

Купающаяся ДианаУорд Джеймс. 1830

Yale Center for British Art

Артемида — дочь Зевса и Лето, сестра-двойняшка Аполлона.

Еще в трехлетнем возрасте малютка Аремида обратилась к Зевсу со следующей неожиданной для ее возраста просьбой (я дословно цитирую Роберта Грейвса):

Зевс пообещал и выполнил с лихвой. О некоторых лихвах Грейвс рассказал, а об одной, касающейся именно девственности, не упомянул: всякий смертный, увидевший Артемиду обнаженной, должен будет умереть. Это повлекло определенные последствия, интересные для нас.

Кроме того, Артемида, оставаясь непорочной, требовала того же и от своих товарок, и приходила в неистовство, когда природа брала свое. Таким образом, она преследовала своих провинившихся спутниц и их любовников, поставляя на небеса новых и новых героев.

Начнем с несчастного Актеона.

Актеон

Эжен Делакруа, 1856-1863
Диана обнаруживает Актеона

М. А. Зенкевич. «О, не сияй так, Луна!»

Страстный охотник, Актеон то ли просто во время охоты случайно увидел купающуюся Артемиду, то ли не только увидел, но еще и этим от большого ума похвалялся, то ли по неведению попытался овладеть богиней-девственницей после купания.

Был превращен ею в оленя, пытался бежать в чащу леса, но был настигнут и разорван собственными собаками. Артемида превратила охотника в травоядное, накинув на него оленью шкуру.

Было ли это особым магическим актом или просто такая фигура поэтической речи, дескать, «превратила в оленя», не ясно.

На звездное небо попал не сам Актеон, а его собака. В виде Большого Пса, или, может быть, Малого. Или же пара собак — в виде обоих Псов.

Широко известна история с нимфой Каллисто.

Каллисто

Диана и КаллистоГаэтано Гандольфи, 1780

частная коллекция

Наперсница богини-девственницы Артемиды, Каллисто была соблазнена Зевсом. Каллисто потом оправдывалась, что, де, Зевс принял облик ее патронессы, и она не поняла, что происходит. Сложно поверить, но может, так оно и было. В любом случае, что-то было точно.

Гневливая богиня-охотница обнаружила это уже довольно поздно, когда нимфа была изрядно беременна на последних месяцах беременности, во время купания увидев ее подозрительно увеличившийся живот.

Богиня, не теряя времени, превратила нимфу в свое тотемное животное медведицу и затравила бы ее, как принято, собаками, если бы Зевс, ухватив медведицу за хвост, не поднял ее на небо — в виде созвездия.

Впрочем, может быть, Артемида сначала ни чего не знала, а Зевс сам превратил Каллисто в медведицу — на время, чтобы скрыть свои похождения от ревнивой Геры. Но супруга громовержца, конечно, дозналась до истины и настучала Артемиде про недостойное поведение членов свиты — а уж Артемида немедленно взвилась… Далее по сценарию выше: собаки — хвост — созвездие.

Зная, что Артемида ведет себя круто в определенных ситуациях, нимфы артемидовой свиты всегда готовы были обратиться к ее помощи. Напомню историю с Плеядами.

Плеяды

ПлеядыИлайхью Веддер, 1885

Метрополитен-музей

Плеяды — Алкиона, Келено, Электра, Тайгета, Майа, Стеропа и Меропа — дочери Атланта и Плейоны и спутницы Артемиды.

Вообще-то из достоверных источников известно….

….что, в нарушение правила девственности артемидовых товарок, две из Плеяд имели связь с Зевсом, две — с Посейдоном, две — с Аресом, а последняя стала женой смертного Сизифа. Но видимо, все это произошло позднее, когда они покинули свиту богини.

Произошло вот что. Однажды беотийский могучий красавец, охотник Орион напившись неразбавленного вина, увидел Плеяд (или только одну из них, Плейону), и это пленительное зрелище возбудило в нем самые недвусмысленные намерения.

Читайте также:  Музей пегги гуггенхайм, венеция

Он погнался за девушками с явными целями овладеть ими то вместе, то поврозь, а то попеременно. Самые отчаянные мифотворцы уверяют, что он гонялся за Плеядами семь лет, те кто поскромнее, сообщают о пяти месяцах, потому что именно пять месяцев созвездие Орион видно на ночном небе.

Я думаю, не стоит верить этим явно фантастическим цифрам: гонялся и гонялся, а сколько именно — не важно.

Испуганные Плеяды взмолились Аретмиде, и их покровительница послала чудовищного Скорпиона в атаку на Ориона. Скорпион укусил Ориона, тот умер, был оживлен Асклепием и так далее (детали на странице Ориониады). Плеяды зафиксированы на небе в созвездии Тельца.

Но есть и совершенно другая, версия истории с Орионом, неожиданная в свете артемидовых комплексов.

Кажется, все отношения Артемиды со смертными мужчинами ограничивались совместной охотой. Однако вот неканонический и романтически-трагичный миф об Орионе, в которой сердце Артемиды дрогнуло. Он противоречит версии изложенной выше и, тем не менее, я его, конечно, расскажу. В этой версии нет никаких злосчастных Плеяд, но она мне кажется изящнее общеизвестной.

Орион

Диана у тела ОрионаDaniel Seiter, 1685, Лувр(Диана — римский аналог Артемиды;

тут же — Асклепий)

Артемида и Орион познакомились на почве охоты (что естественно в виду их пристрастий) и продолжали охотиться регулярно вместе. Затем они стали охотиться только вместе и, похоже, стали испытывать друг к другу чувства, не ограничивающиеся коллегиальными. Как развивались бы события дальше, не известно, но в дело вмешался брат Артемиды Аполлон.

Что-то ему в этой ситуации не понравилось (может быть, нелестная репутация Ориона?), и он решил покончить с беотийцем. Он спровоцировал Гею наслать на него хтоническое чудовище — неуязвимого Скорпиона. Орион пытался застрелить Скорпиона из лука, убить его копьем, но оружие отскакивало от хитинового покрова, не нанося вреда противнику.

Тогда Орион решил спастись бегством. Он бросился в море и поплыл к острову Делос, под защиту титаниды Эос, с которой был, кстати говоря, в близких отношениях ранее.

А злоковарный Аполлон, восседая с сестрой на Олимпе, обратил внимание Артемиды — что это черненькое плывет по морю в направлении Делоса, к Эос? Поди, ее новый любовник! Спорим, не попадешь? Артемида снисходительно взглянула на брата, натянула тетиву и легко поразила Ориона в затылок. Обнаружив ошибку, она упросила Асклепия оживить Ориона.

Ну, и в результате Орион — на небе!

Артемида была не только нетерпима к своим жрицам, вступающим в интимные отношения с мужчинами, но и вообще опасалась быть замешанной в любые ситуации, подозрительные с нравственной точки зрения. Один из примеров — скандальные супружеские отношения Кефала и Прокриды.

Кефал и Прокрида

Кефал и Прокрида
Томас Бенджамин Кеннингтон, 1897

Кефал и Прокрида то изменяли друг другу, то вновь сходились, при этом Прокрида, падкая на подарки, меняла любовников, выманивая у них подношения. Это-то и оказалось причиной трагедии.

Однажды Прокрида, страстная охотница, получила в подарок от критского царя Миноса охотничью собаку Лелап, ни когда не теряющую след, и копье, всегда летящее в цель. Но и сам Минос получил их от Артемиды-охотницы! А когда Прокрида решила вернуться к мужу, вновь используя артемидов дар для подкупа, терпение богини лопнуло, и она устроила неверной жене несчастный случай на охоте.

На небе оказалась всего лишь собака за заслуги, не связанные с нравственностью ее хозяев.

Впрочем, не нужно как-то особо безнравственно себя проявить, чтобы попасть под горячую руку Артемиды. Можно быть вполне себе замужней матроной, но прошлое в свите богини- девственницы слишком ко многому обязывает (не всем везет так, как Плеядам).

Мероп и Эхемея

Несладко пришлось супруге Меропа нимфе Ефимии (или Эхемеи, если придерживаться правильного эразмового произношения)!

Она входила в свиту нашей героини Артемиды, но, наохотившись, оставила прежние забавы и вышла замуж за царя острова Коса Меропа. Она стала заботливой женой и родила ему дочь.

Вообще-то, остров Кос тогда еще не был Косом, потому что назван он был так позже именно по имени дочери царской четы, а жители его были наречены меропами.

Вот такая царила взаимная любовь между гражданами и их правителями.

По тому ли, из завести или из ревности, но Артемида воспылала запоздалым гневом на Ефимию и начала разить ее своими знаменитыми стрелами. Так и убила ее или, по ее мольбе, Прозерпина низвела Ефимию живой в царство Аида.

Мероп был безутешен — он так любил супругу! Он рыдал ночи и дни, вспоминая ее и скорбя о ее участи, до тех пор пока сама Гера, растроганная горем царя, не превратила его в орла и не поместила среди звезд одноименным созвездием. Хотя причем тут орел — совершенно не понятно…

Вот видя такие несправедливости, Тея вот даже согласилась стать кобылой, лишь бы скрыть свою беременность. В этом состоянии она успешно ожеребилась, а потом ей был возвращен прежний облик. Ни отец, ни богиня-покровительница ни чего не узнали.

Тея

Эол — или бог ветров (свойство ветров оплодотворять жеребиц всем хорошо известна: достаточно развернуться кормой к ветру и поднять хвост) или его тезка, сын Эллина, внук Девкалиона, правнук Прометея — соблазнил дочь кентавра Хирона, пророчицу Тею.

Тея, даром что дочь кентавра, была вполне человек, но что-то кобылье, как покажут дальнейшие события, в ней все-таки содержалось. Была она спутницей Артемиды на ее охотах, а Артемида, богиня-девственница, весьма строго относилась к нравственности своих товарок.

Тея опасалась гнева отца, но и боялась обратиться за покровительством к богине.

Более того она боялась, как бы это не кончилось для нее совсем плохо. с Аремидой не шути!

Эола и Тею выручил Посейдон, временно превративший Тею в лошадь. (Символическая связь Посейдона с лошадиным миром тоже не тайна.) Когда та ожеребилась Меланиппой, он превратил жеребицу в девочку, а мать поместил на небо в виде созвездия Малый Крнь. Меланиппу, переименованную в Арну, взял на воспитание некий Десмонт. Хирон так и остался в неведении.

Фактически представлены изображения Дианы, римской богини, частично соответствующей греческой Артемиде. Диана часто изображается с лунным серпом, что указывает также на ее второй греческий прототип — Селену. Однако, греческая Селена и греческая Артемида — совершенно разные богини.

Диана-охотница
Школа Фонтенбло, 1550Диана-охотница
Бартоломео Пассароти,
вторая половина XVI в.
Джузеппе Чезари, 1601Портрет Дианы
Жак Стелла, начало XVII в.Диана-охотница
Рубенс, 1617Диана
Симон Вуэ, 1637Диана
Гверчино, 1658Диана и ее собака
Себастьяно Риччи, 1700Купание Дианы
Антуан Ватто, 1721Купание Дианы
Джеймс Уорд, 1830Диана
Friedrich Sturm, 1863
Жюль-Эли Делоне, 1872Диана-охотница
Жюль Жозеф Лефевр, 1879
Levy, 1883Диана
Шарль де Лафосс, 1889Диана-охотница
Гастон Казимир Сэйнт Пирр, 1890

  • Ориониада
  • Любовные утехи Зевса

Источник: http://www.astromyth.ru/Myths/Androphobia.htm

Ссылка на основную публикацию