«дон кихот», оноре домье — описание картины

Художник Оноре Домье: графика, карикатуры, биография

Оноре Домье (Daumier) (1808 — 1879), — французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии.

Для творчества Оноре Домье характерны острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (например, литография — «Законодательное чрево», 1834, серия «Добрые буржуа», 1846 — 49). В живописи и скульптуре Оноре Домье сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», около 1868).

 

 Биография Оноре Домье

 30-е годы XIX века во Франции — это годы июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии, «царство денежных мешков».

Время это было трудным и сложным: накал революции 1830 года еще не остыл, реакционная политика короля Луи-Филиппа вызывала возмущение обманутого народа, борьба за республику одушевляла демократически настроенные слои населения.

Вспышки народных волнений следовали одна за другой — восстание лионских ткачей, баррикады на улицах Парижа в 1832 году, заговор 1835 года, восстание 1834 года. «Революцию сразу не оборвать,— писал Виктор Гюго,— она всегда неизбежно вздымается несколько раз, прежде чем ей прийти к состоянию спокойствия».

В эту кризисную эпоху, в эпоху мятежей развилось творчество крупнейшего сатирика XIX века Домье. Оно неразрывно связано с социальной борьбой того времени. Оноре-Викторьен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж.

Ему пришлось рано начать зарабатывать на жизнь: он был рассыльным в суде, продавцом в книжном магазине. Одновременно он начинает учиться живописи, берет уроки, много рисует в Лувре и просто на улице. Париж был его настоящей школой — кипучая жизнь города, любопытные типы стали материалом первых литографий Оноре Домье.

Талант молодого рисовальщика привлек внимание Филипона — издателя журнала «Карикатюр», и вскоре Домье становится одним из ведущих художников этого оппозиционного журнала, посвященного исключительно политической карикатуре. Литографии Оноре Домье (а в то время все газетные рисунки печатались в этой технике) пользовались большим успехом.

Они были острыми и язвительными, более того — убийственными. Яростно, с темпераментом Микеланджело (с которым очень метко сравнил художника Бальзак), Домье беспощадно обнажает самую суть июльской монархии — жестокость и лицемерие ее политики, коррупцию власть имущих, последовательное удушение демократии.

Луи-Филипп — главный объект его сатиры — предстает то в виде «скромного» буржуа с зонтиком под мышкой, то в виде палача, то в виде тюремного врача, с нетерпением ожидающего смерти узника — участника баррикадных боев. Лучшие литографии Домье выпускались в виде отдельных листов — большого формата, на плотной бумаге — и выставлялись в витринах как своего рода политические плакаты. Они обладали огромной взрывной силой, их боялись — недаром за одну из первых своих карикатур Оноре Домье был посажен на полгода в тюрьму.

Наиболее прославлены три больших листа 30-х годов — «Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и «Свобода печати».

«Законодательное чрево» — это сатирическое изображение министерских скамей французского парламента.

Домье нашел своеобразный способ работы над образами: каждый персонаж был сначала выполнен в скульптуре, затем в отдельных литографиях-портретах — и только потом все найденные «герои» были объединены в общую композицию.

Художник удивительно точно передал характерные портретные черты их облика и в то же время сумел подчеркнуть тупость, животную жадность, хитрость. Собрание физических и нравственных уродов — таков буржуазный парламент в изображении Домье. Столь сложный, многоступенчатый метод работы вообще-то не был характерным для творчества художника.

Как правило, он работал быстро, сразу рисуя прямо на камне и опираясь на свою поразительную наблюдательность и зрительную память. Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания.

Отряд правительственных войск ворвался в жилище рабочего и истребил всю семью, не щадя ни детей, ни стариков. Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста. «Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и продиктованная благородным негодованием» — так назвал ее Филипон.

Диапазон политической графики Домье 30-х годов очень широк — от сатиры до трагедии и взволнованного революционного пафоса. Героическая фигура рабочего-печатника в литографии «Свобода печати» воспринимается как символ восставшего народа, поднявшегося на защиту своих прав.

Журнал «Карикатюр» просуществовал недолго: сентябрьские законы 1834 года запретили вообще всякую политическую сатиру. Домье пришлось перейти к «сатире нравов» — бытовой карикатуре. Его литографии в газете «Шаривари» главным образом посвящены буржуа.

С необыкновенным богатством фантазии, наблюдательностью, юмором — то добродушным («В ложе»), то язвительным — создает, художник бесконечную галерею образов лавочников, рантье, судейских чиновников. Домье исследует психологию буржуа, его привычки, раскрывает его самодовольство и ограниченность.

Домье создал более трех тысяч литографий, множество ксилографии (в основном книжных иллюстраций) — и по праву считается одним из крупнейших мастеров мировой графики. Его живопись менее известна, хотя в живописи он не менее велик, чем в графике. Домье занимался живописью для себя, мало кому показывал свои картины и не особенно рассчитывал на признание современников.

Он далеко опередил свое время, и при жизни его живописное творчество ценили лишь немногие друзья — в том числе Коро. Единственная выставка картин Оноре Домье, устроенная стараниями друзей, состоялась тогда, когда больной, полуослепший художник уже не мог на ней присутствовать. Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения.

Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба. Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи.

Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты. Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального образа.

Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.

Статья  из книги «Сто памятных дат. Художественный календарь 1983»

Картины Оноре Домье

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/813-daumier.html

Домье Оноре ВикторьенКартины и биография

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля 1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820–х годов брал уроки живописи и рисунка.

овладевал искусством литографии.

После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.

Якобы инвалид, 1857

Эрмитаж, Санкт-петербург

Собиратели гравюр, 1859

Лувр, Париж

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях (журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872).

Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36 скульптур).

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму.

В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).

Бремя, 1850-1853

Эрмитаж, Санкт-петербург

Певцы, 1860

Рейксмузеум, Амстердам

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838).

В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля.

Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры.

Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций.

В живописи Домье, новаторски переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики и световых контрастов.

В 1850–60–е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым пятном и энергичным сочным мазком.

Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в “Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около 1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты (“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”. Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками.

Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника, которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера.

Были хорошо известны и воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также комментарии к актуальным событиям дня. Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был также превосходным живописцем и скульптором.

Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией. Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.

Творчество Оноре Домье →

Источник: http://smallbay.ru/artfrance/daumier_honore.html

Оноре Домье (1808 — 1879)

24.08.2008

Публикации

Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях — 1830, 1848 и 1870 года — нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство.

В остроумных карикатурах Домье бесстрашно обнажал подлость, продажность, алчность людей, правящих страной и обирающих свой народ. Эти литографии, тысячами расходившиеся по Франции прославили имя художника при жизни.

Но была другая область творчества, которой мастер посвящал свободное время — живопись. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем.

Обращение к живописи не случайно — даже в графике оттенки темного и светлого создавали у Домье ощущение цвета. «Его рисунок по самой природе красочен. Его литографии и гравюры на дереве вызывают представление о цвете» (Бодлер).

Если в карикатурах художник обличал зло — короли, министры, главные прокуроры представали в образе отвратительных монстров, предателей, убийц, то в живописи раскрывалась иная сторона личности мастера — человечность, дар любви и сострадания. Искусство Домье возвышалось до отражения морального облика нации в его многогранности.

На берегу. Ок. 1847

В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса.

Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов.

Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады.

Республика. 1848

Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком; композиция подобна стреле, пронзающей мрак («Восстание», ок. 1848, Прага, Национальная галерея). По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного.

Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.

1860-х, Прага, Национальная галерея); убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему «Республика», которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

У продавца эстампов. Ок. 1862

Сильная сторона таланта Домье — умение видеть и наблюдать. «У него чудесная, просто божественная память; она служит ему моделью» (Бодлер). Известно, что Домье действительно не работал с натуры, запоминая все, что его интересовало.

Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство; переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности.

Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни, и с их помощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств.

В «Бесплатном спектакле» (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.

Вагон 3-го класса. 1863—1865

Особенность живописи Домье в ее эмоциональности. Он тонкий и проницательный наблюдатель, его картины насыщены чувством — в этом он близок романтизму. Но в то же время он один из мастеров реалистической школы середины XIX века.

Читайте также:  «вечер», исаак ильич левитан — описание картины

В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

Криспен и Скапен. Ок. 1858—1860

Ряд картин посвящен бродячим комедиантам (1860-е); в них запечатлена усталость, покорность судьбе людей, жизнь которых зависит от того, соберется ли народ на представление, хватит ли собранных денег на еду и кров. И так день за днем. Персонажи народного театра предстают в полотне «Криспен и Скапен» (ок. 1858—1860, Париж, Музей Орсэ), одном из самых совершенных по живописи творений мастера.

Прачка. Ок. 1869

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную.

Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. 1863, Париж, Музей Орсэ). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». При кажущейся простоте композиция строго продумана.

Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.

Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов.

Два врача и смерть

Начиная с 1870-х годов Домье начинает слепнуть, заказов становится меньше, материальное положение ухудшается, и «тачку толкать все тяжелее» признается художник. А тут еще хозяин домика, который он арендует в Вальмондуа, грозит выселить его за неуплату.

Неожиданно Домье узнает, что он является владельцем собственного дома. Это Коро, его друг, приобрел для него жилище: «Мне так надоел твой хозяин, что я решил избавить тебя от него».

— «Ты единственный, — ответил Домье, — от кого я могу принять это, не чувствуя унижения».

Дон Кихот. 1868—1870

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе.

Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.

Особенно трагична одна из последних композиций, изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).

Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти.

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, — это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим занимался он всю жизнь.

Собиратели гравюр. Ок. 1878

Вероника Стародубова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=628

Новая Пинакотека

Новая Пинакотека (нем. Neue Pinakothek) — картинная галерея с работами художников XIX-XX веков. В 22 залах и 10 кабинетах представлено более 550 полотен и 50 скульптур разных стилей, начиная с рококо и заканчивая немецким модерном. В запасниках хранится ещё 3000 картин и 300 скульптур.

История создания Новой Пинакотеки

Новую Пинакотеку основал в 1853 году баварский король Людвиг I, который мечтал приобщить к высокому искусству простой народ и горожан.

Напомним, что к этому времени баварский правитель уже успешно осуществил первую часть поставленной цели, открыв Старую Пинакотеку в 1836.

Необычное название «пинакотека» позаимствовали у древних греков, которые этим термином обозначали помещение, где хранились предметы с живописным изображением или росписью.

Вторая Мировая война уготовила для достопримечательности суровое испытание — здание, где размещались художественные произведения, было полностью разрушено и не подлежало восстановлению.

Строительство нового сооружения затянулось на три десятилетия и было завершено лишь в 1981.

Необычное современное здание с эркерами и полуциркульными арками окон вызвало неоднозначное мнение и общественные споры, однако его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение.

Избранные полотна Новой Пинакотеки

«Ваза с подсолнухами», Винсент Ван Гог, 1888 год

Винсент Ван Гог писал о себе: «Я чувствую потребность стать другим, начать всё заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью». Подсолнух — «ребёнок солнца». Этот цветок является символом оптимизма и творческих людей. Возможно, поэтому мастер хотел «извиниться и поблагодарить» именно таким способом, даря зрителю кусочек солнечной энергии.

Для художника подсолнух являлся каким-то символом, неким талисманом. В письме своему брату он написал: «Подсолнух, в некотором смысле, — мой». Поэтому с 1987 года подсолнухи заполнили 11 полотен Винсента Ван Гога.

Видно, что при написании картины художника переполняли эмоции. Масляные краски нанесены на полотно очень густо, отрывистыми мазками. Создается ощущение, что каждый мазок — это горечь и счастье. Когда смотришь на цветы, то кажется, что можно дотронуться до подсолнуха, потрогать его, почувствовать его форму.

Для Винсента Ван Гога было очень важно передать всю палитру лепестков подсолнуха. На картине отражены как увядающие подсолнухи, так и очень свежие цветки. Так автор передаёт солнечную энергию в своём любимом жёлтом цвете.

Сердцевина цветка наполнена магией. Небесно-голубой фон создаёт невероятную нежность и передаёт энергию синевы неба.

Картина вызывает удивительное чувство утренней лёгкости, палящего солнечного зноя и неизбежного увядания цветка, который отдал всю положительную энергию зрителю.

Особенностью Винсента Ван Гога было виденье души там, где её быть не может. Он видел душу в деревьях, очевидно, что душа подсолнуха была ему созвучна. «Гогену очень понравились мои подсолнухи, когда он хорошенько их рассмотрел» (Винсент Ван Гог).

«Бедный поэт», Карл Шпицвег, 1839 год

Картина Новой Пинакотеки не оставит равнодушным никого, потому что вызывает непроизвольную улыбку от обстановки и причудливого вида главного героя. Трогательный и одинокий поэт, который так увлечён процессом создания нового произведения, что не замечает весь беспорядок вокруг себя.

В маленькой комнатке напрочь отсутствует порядок. Сквозь грязное окно пытается проникнуть солнечный свет, небрежно висит верёвка для белья, на печи стоит тазик и пустая бутылка, где-то валяется ботинок. Местным газетам не нашли лучшего применения, поэтому скоро их постигнет участь быть сожжёнными в печи.

Возле поэта лежат книги, коробки и другие вещи, создающие атмосферу хаоса. Сам поэт удобно расположился на матрасе. Тонкий плед, две подушки и ночной колпак — вот творческое место главного героя. Под потолком парит сломанный зонтик, но поэта совсем не смущает вся эта обстановка. Он счастлив и живёт процессом, а порядок…

порядок пусть подождёт.

«После штормовой ночи», Юхан Кристиан Клаусен Даль, 1819 год

Как признался сам живописец, картина «После штормовой ночи» является лучшим его творением, хотя на создание шедевра и ушло всего 8 дней. Юхан Даль оказался настоящим бойцом, поскольку вначале его творение подверглось очень жёсткой критике среди современников, которую он выдержал, не теряя веры. Он верил, что зритель оценит и поймёт в полной мере красоту и замысел в будущем.

Мимо данной картины очень сложно пройти. Взгляд захватывает сюжет, и в душе зрителя воссоздаются трагические события минувшей ночи. Здесь всё пропитано крушением, но в тоже время чувствуется возрождение.

Изумительное небо сочетает в себе оттенки ночи и горя в виде туч, а также свет возрождения, как надежду на нечто хорошее. Море пугает своей темнотой, но одновременно пена у берега как бы сочувствует герою, давая надежду. Скалы являются утешением и силой героя.

Маленький пёс символизирует душевную боль утраты.

«Мелодрама», Оноре Домье, 1860 год

Картина Новой Пинакотеки пропитана эмоциональностью, игрой театра. На зрителей, наблюдающими за сценой, хочется постоянно смотреть, хочется оказаться среди этой толпы, чтобы почувствовать энергетику зала, прожить весь спектакль от начала и до конца.

Всё время не покидает ощущение, что вот-вот начнётся продолжение спектакля. Это ощущение одновременно держит и заставляет искать продолжение. Картина оживает в сердце, завораживает действием и игрой актёров. Актёры безлики, но как невероятно точно передана атмосфера их внутреннего состояния.

«Дон Кихот», Оноре Домье, 1868 год

Картина сочетает в себе одновременно радость и пессимизм. На первый взгляд она кажется яркой и оптимистичной. Ярчайшее небо выглядит, как чистое «море надежд», и только пустыня и каменное величие дороги, уходящей ввысь, вносят трагическую ноту отчаяния. В картине «Дон Кихот» не зря был выбран именно пустынный пейзаж, как главный символ  одиночества.

Главный герой изображен безликим. Его неповторимая стать, стремление движения вперёд, отчаянное рвение к новым победам отражено энергичными и широкими мазками. Художник мастерски передал характер Дон Кихота тремя цветами. Усталый конь, со склонённой головой, преданно служит своему хозяину, и делает шаг за шагом на пути к новым испытаниям.

«Натюрморт с яблоками», Гюстав Курбе, 1871 год

Картина наполнена пессимизмом. Хмурое небо и раскинувшееся дерево наводят на зрителя грусть и только яркое пятно на картине вселяет надежду на то, что она (грусть) пройдёт, и наступит яркий солнечный день.

Использование сочных, ярких цветов для отражения всей прелести яблок завораживает. Кажется, что обычный предмет — яблоко, открывает целый мир.

Зритель забывает о мрачном фоне, весь его взгляд устремлён к сочным красным наливным яблокам.

Чуть позже, на картине становятся заметны несколько гранатов, лежащих в стороне, и спелая груша, но пока взор пленён красотой формы и переливами яблочной композиции.

«Пейзаж на Майне», Ганс Тома, 1875 год

Отличительной особенностью Ганса Тома является написание реалистичных, «народных», «простых» пейзажей. Такое ощущение складывается только первые несколько секунд, после открывается «внутренний» мир картины, который хотел показать и донести в душу зрителя Ганс Тома.

Художник необыкновенно точно изобразил благословение неба и красоту солнечных лучей с воздушной невесомостью облаков. Полотно вызывает чувство успокоения, гармонии, отсутствие привычной жизненной суеты и просто наслаждение прекрасным пейзажем и солнечным днем. При  пристальном рассмотрении зритель наполняется особым божественным светом, который удивительным образом удалось передать автору.

«Детский сад», Йохан Шперль, 1884 год

Картина пропитана атмосферой праздника и детства. Поражает всеобщая гармония. Йохан Шперль удивительным образом отобразил красоту тёплого весеннего дня.

На полотне нет ни одного грустного ребёнка, каждый занят своим делом: кто-то собирает цветы, кто-то помогает воспитателям, кто-то прячется за деревом. Прекрасная пора детства прослеживается даже в яркой детской одежде.

Воспитатели с материнской заботой выполняют работу по хозяйству. Трогательность картине придаёт утка с маленькими утятами, которые вышли на прогулку.

Источник: http://tisamsebegid.ru/munchen/novaya-pinakoteka

Оноре Домье «Дон Кихот и Санчо Панса»

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина»

Исторический факультет

Проект по дисциплине «История мировой культуры»

на тему: Оноре Домье «Дон Кихот и Санчо Панса»

Выполнил: Мацулевич А.Н.

студент V курса

специальности Мировая

отечественная культура.

Брест 2012

Домье, Оноре Викторен (Daumier, Honore Victorin) (1808-1879)

«Мудрецом» и «насмешником»  однажды назвал Оноре Домье  его друг Шарль Бодлер в  стихотворной подписи к портрету  художника, сделанной для книги  искусствоведа Шанфлери. Действительно,  во Франции 1830-1860-х гг.

имя Домье  было неразрывно связано с  жанром политической, социальной  карикатуры; ежедневная публикация  литографий Домье, посвященных  самым острым темам, составила  славу одноименного журнала «Карикатюр», а затем знаменитого «Шаривари».

Художник ставил первоочередной  целью обличение пороков власть  имущих, высмеивание глупых буржуа, тупых судей и адвокатов, надменных  законодателей. Карикатурист-Домье  в XIX в. не знал себе равных.

Многие придуманные им персонажи  обрели второе рождение в литературе  того времени, ожили на сценических  подмостках; их прозвища и характерные  черты получили широкую известность.  Несомненно находясь под впечатлением  от литографий Домье, Артюр  Рембо (кстати, горячий поклонник  творчества художника) написал  свою знаменитую «Парижскую военную  песню» (1871). Строки:

Весна настала без сомненья,

Поскольку, как весенний дар,

Из зеленеющих Имений

Тьер вылетает и Пикар. –

как две капли воды похожи на те небольшие, но очень злые фразы, которыми издатель «Шаривари» Ш. Филипон  сопровождал в течение десятков лет публикации рисунков Домье.

Перед  талантом художника преклонялся  поэт и критик Теодор де Банвиль, его  дружбой дорожил Бодлер; король Луи-Филипп и император Наполеон III были излюбленными его героями.

Домье прожил жизнь, постоянно находясь под угрозой  нищеты, пробивал себе дорогу в живописи, доказывал, что и самоучка (а именно самоучкой он был) может выставляться в салонах наравне с художниками, получившими академическое образование.

Он сидел в тюрьме, видел собственными глазами и отразил в своем  творчестве две революции (1830, 1848) и  переворот 1851 года. Его биография  могла бы стать показательной  биографией «человека искусства» в эпоху бурных исторических событий. Без преувеличения скажу: титул «мастера» Домье заслужил и оправдал.

Оноре Домье родился в  Марселе, в семье реставратора и  дочери жестянщика, 26 февраля 1808 г.

Его  отец был личностью незаурядной: дружил с людьми искусства, зачастую занимался реставрацией не только картинных  рам (на этом специализировалась его  мастерская), но и самих полотен  старых художников, продававшихся за бесценок, особенно в эпоху Великой  Революции.

В начале 1800-х Жан Батист Домье почувствовал в себе талант поэта и отправился покорять столицу. Там он издал несколько сборников  стихов. Они имели некоторый успех. Домье-отец даже был представлен будущему монарху — Карлу X. Находясь на пике литературной славы, он вызвал в Париж жену с ребенком. В 1816 г. маленький Оноре оказался в столице.

Его отдали в ученики к  судебному исполнителю. Но это быстро наскучило мальчику. Тогда отец устроил  его писцом в книжный магазин  Делоне. Там Оноре нравилось больше, однако и такое времяпрепровождение  не было для него идеальным. Он начинает много, хотя и неумело, рисовать.

Рисунки  Домье навели его отца на мысль, что  Оноре необходимо учиться. И он отвел  его сначала к Александру Ленуару, известному живописцу и архитектору, затем в мастерскую `академия Сюиса`, где учили рисовать с натуры. В  это же время, в начале 1820-х гг.

Читайте также:  Шоколадный домик в киеве - описание музея, украина

, Домье часто бывает в Лувре, изучая живопись прошлых веков.

В 1825 г. Оноре пришел в  мастерскую литографа Ш. Рамле с  просьбой взять его на работу. Рамле  согласился, показал молодому Домье  несколько основных приемов работы с камнем и стал отдавать ему мелкие заказы.

В течение пяти последующих  лет Домье день за днем, шаг за шагом упорно совершенствовал свои художественные навыки. В 1830 г., перед «трехдневной» июльской революцией, Домье начал  сотрудничать с журналом «Силуэт». В следующем, 1831 г.

, он переходит в  журнал «Карикатюр», в котором  была напечатана его первая знаменитая литография «Гаргантюа».

В образе великана, придуманного Рабле, художник изобразил короля Луи-Филиппа, глотающего мешки с золотом. Власть, понятно, не могла смолчать в ответ  на подобную дерзкую выходку. Домье  на полгода заключили в тюрьму Сен-Пелажи, где, если верить источникам, он завоевал популярность у других заключенных, рисуя их портреты и карикатуры на представителей правящей элиты.

Выйдя на свободу, Домье продолжает создавать литографии. В 1834 он рисует лучшую из них — так было признано всеми  современниками — «Улицу Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г.). Она изображает комнату в  доме на улице Транснонен, в которой  жила семья рабочего. После жестокой резни все члены семьи погибли. Их мертвые тела в беспорядке лежат  на полу.

Над ними витают спокойствие  и полумрак. Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь. Домье, как и многие его современники-художники, героизировал борьбу за свободу, однако, в отличие, например, от своего кумира Делакруа, Домье показывал ее оборотную  сторону. Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет.

  В 1835 году редактор Шарль Филипон был вынужден (отчасти благодаря рисункам Домье) закрыть «Карикатюр». Однако он почти сразу же объявил о рождении нового журнала с ничего не значившим, бессмысленным названием `Шаривари`. Предполагалось (для официальных кругов), что журнал будет публиковать статьи и карикатуры на легкие, фривольные темы, не затрагивая политики и не касаясь властей.

На деле все обстояло иначе. Весь последующий год Домье, приглашенный сотрудничать в `Шаривари`, упражнялся в работе над литографиями, которые показывали власть абсолютно ничтожной, ее сторонников сверхсамодовольными и жестокими, ее противников — мучениками и жертвами. Однако художник вскоре заметил, что, рисуя различных героев, он невольно повторяет их отдельные черты.

Поразмышляв, он решил придумать единого героя, которого можно было бы поместить в любую ситуацию, самую нелепую или трагичную. Такой образ был найден. Домье назвал его Робер Макэр в честь злодея из популярной в то время театральной пьесы. Два года подряд (1836-38) художник рисовал карикатуры с участием Робера Макэра для «Шаривари». Всего он сделал 101 литографию.

Тогда же Домье впервые попробовал писать маслом на холсте. Однако долгие годы он скрывал от всех свои холсты, будучи уверен, что они слабы и неудачны. Впервые он решился выставить одну из них, `Прачку`, лишь в 1862 г.  В 1840-е гг. Домье не прекращал сотрудничество с «Шаривари», посещал литературно-живописный кружок, куда входили Делакруа, художники Добиньи, Буассар.

Участвовал в собраниях кружка и Бодлер.  В 1848 г., после очередной революции, Домье принял участие в конкурсе на лучшее изображение Республики и выиграл его. Вскоре он получил государственный заказ на картину «Республика».  В 1850-е Домье познакомился с Курбе, Милле, Т. Руссо. По приглашению Коро он часто ездил с женой в Барбизон, где подолгу любовался природой.

Однако испытывая истинное наслаждение от увиденных полей, речушек и лугов, Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. 

В 1860-м г. «Шаривари» впервые за много лет не продлил контракт с Домье на публикацию его новых литографий. Причиной стало усиление государственной цензуры. Художник остался без средств к существованию. Он перебрался в небольшую комнату на Монмартре, дешевую и скромную, где продолжал заниматься живописью.

Теперь он, словно наверстывая упущенное, писал исключительно маслом. «Прачка», серия картин «Вагоны», «Дон-Кихот» и др. известные полотна Домье создал, живя на Монмартре. В 1863 г. «Шаривари» признал свою неправоту в отношении художника и вновь пригласил его на работу. Домье согласился.

Гонорары позволили ему снять домик в сельской местности, недалеко от городка Вальмондуа. Там он прожил пять лет. Там же с ним случилась беда. Из-за болезни глаз Домье пришлось отказаться от занятий живописью. Врач, поклонник таланта художника, разрешил последнему лишь изредка делать литографии. Домье старел, тосковал и вновь оказался на пороге нищеты.

Деньги закончились, арендовать дом стало невозможно. На помощь Домье пришел Коро. Он выкупил домик в Вальмондуа и подарил его другу. Стараниями генерального инспектора искусств А. Араго Домье стал получать от государства небольшую пенсию, на которую кое-как существовал. В 1870-71 гг.

Домье создал последнюю серию литографий `Осада`, посвященную франко-прусской войне. В марте 1871 г. он был избран в комитет Федерации художников. После подавления Коммуны окончательно перестал творить.

 В 1878 г. в галерее  Дюран-Рюэля, в Париже, открылась  первая большая выставка работ  Оноре Домье. Его талант был  признан всеми. Несмотря на  то, что в этот период споры  в живописи шли вокруг импрессионизма, картинам Домье уделили внимание  многие художники Франции. Домье  наконец-то мог быть счастлив. Буквально через год, в 1879-м, он скончался.

Наиболее зоркие современники видели в Домье не только художника-сатирика, чьи карикатуры были известны нескольким поколениям парижан; они смотрели глубже: Домье для них был мечтателем, романтиком, отверженным, посвятившим  себя вечному искусству.

Картина: Дон Кихот и Санчо Панса

Страна написания картины:Франция

Галерея: Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия.

Художественная  школа:

Дата  начала: c.1865

Дата  завершения картины:C.1870

Художественный  стиль: импрессионизм

Серия: Дон Кихот

Жанр исполнения: литературная живопись

Техника исполнения: масло

Материал: холст

Размеры полотна: 51 x 32 см

Средства художественного  выражения: контражур, при котором полумрак заднего плана как будто рассеивается к переднему; цветовой контраст; крупные мазки; эскизность.

Колорит, композиция, идеи картины: В своем творчестве Домье не раз обращался к образу человека трагической судьбы и создал целую серию картин, посвященных романтической теме Дон Кихота, живущего в мечтах, в отрыве от действительности. Роман Сервантеса был настольной книгой художника, и он неоднократно, в разные периоды жизни возвращался к рыцарю печального образа, и его оруженосцу.

Но, в противоположность  банальным иллюстраторам Сервантеса, Домье пленялся не забавными приключениями  Дон Кихота, не анекдотической, а  скорее психологической стороной этой темы. Среди угрюмого холмистого пейзажа  едут две фигуры и, мнится, никогда  не перестанут ехать, пока существует свет.

Изможденный, невероятно высокий  и напряженно-прямой Дон Кихот, в  постоянной боевой готовности на своем  чудовищно костлявом, похожем на готическую химеру, Россинанте; а за ним на осле вечно отстающий, круглый, тяжелый и трусливый Санчо  Панса . Таков лейтмотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет  тему о Дон Кихоте.

Здесь нет  ни мельниц, ни потасовок — здесь все  упрощено до максимума, сведено к  изначальным психологическим контрастам.

В ритмах неуклонного донкихотовского  устремления вперед и постоянного  ленивого отставания Санчо Панса  как бы динамически символизированы  два противоположных полюса человеческого  духа.

Рассматриваемая картина  наиболее поздняя в серии.

На ней как и прежде Дон Кихот изображен в сопровождении верного Санчо Панса, который, правда, отстал как никогда, его силуэт еле различим в дали на горизонте и практически сливается с пейзажем, поэтому с первого взгляда может показаться что рыцарь едет верхом один. Фигуры Дон Кихота и Россинанта написаны широкими энергичными мазками на фоне монументального пустынного пейзажа, исполненного эскизно – всего лишь несколькими цветовыми плоскостями.

В отличие от других картин серии, здесь у всадника абсолютно  отсутствуют черты лица, а цветовая гамма более яркая и контрастная.

Эстетические  категории, с помощью которых можно охарактеризовать произведение искусства: красота, выразительность, глубина, необычность, загадочность, бесконечность, вечность, трагизм, безысходность, одиночество.

Индивидуальное  восприятие картины: данная картина – одно из моих любимых произведений в живописи. Она пленяет своей загадочностью, необычностью, красотой и глубиной.

Глядя на эту картину невольно задумываешься о месте человека в мире, о его абсолютном одиночестве на своем пути, и от этого одиночества не спасает общество верного оруженосца, который к тому же постоянно отстает.

Картина глубоко меланхолична, здесь можно увидеть и утраченные иллюзии, и разочарование и безысходность.

Но несмотря на это в ней есть нечто жизнеутверждающее, ведь даже отсутствие лица у рыцаря не мешает увидеть то бесстрашие и решительность с которой он идет вперед.

И я согласен с теми людьми которые безликий, типизированный образ «рыцаря печального образа» расценивают как исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за свои идеалы, веру, ценности время которых прошло а возможно еще не наступило, ведь не у многих Домье находил понимания.

Выразительные средства, за счет которых произведение способно вызывать данные эстетические чувства: абстрактность, контрастная цветовая гамма, композиционные акценты расставлены с помощью света, который идет прямой полосой, пустынность пейзажа, преобладание темных тонов, печаль чувствуется в каждом мазке, в каждой линии и изгибе.

Отвечает ли, на ваш взгляд, произведение искусства  представлениям об эстетическом идеале эпохи, во время которой возникло? Данное произведение искусства не отвечает эстетическим идеалам эпохи, так как подобный образ отрешенного от мира, утратившего иллюзии человека считался вульгарным. Техника исполнения близка к импрессионизму, который на то время был не в почете, предпочтение отдавалось классической живописи. Да и романтический реализм Домье не сильно радовал публику и критиков.

Какие мировоззренческие  позиции, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? Домье почти всю жизни посвятил борьбе и высмеиванию пороков современного ему общества. Большинство его работ это сатира, ирония, шутка. Но данная работа серьезна.

Своей картиной Домье попытался открыть нам свою душу, показать свои переживания по поводу человеческой судьбы, одиночества, разочарованности.

Он как бы показал себя одинокого и не понятого большинством, но все равно, не взирая на невзгоды и нехватку сил, а при написании работы художнику перевалило за шестьдесят, и болезнь глаз прогрессировала, не унывающего и упрямо идущего вперед.

Что мог испытывать, по-вашему, художник, создавая данное произведение искусства? На сколько Ваше переживание  схоже с его? (предположительно): литографии Домье были очень популярны в отличие от самого Домье. Ко времени написания картины он был практически нищим, еще не состоявшимся в живописи старым полуслепым художником.

Его республиканские идеалы рушились. Кроме таких друзей как Бодлер и Коро у него практически ни кого не было. Я думаю работая над картиной художник испытывал чувство разочаравания и утраты чего-то важного, но он не был сломлен, ведь рыцарь твердо держит в руке копье и отважно идет вперед, а Санчо Панса все отстает и отстает.

Термины:

  • Реализм — в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества..
  • Пленэр — живопись на открытом воздухе, передающая рефлексы, цветовые переходы, наблюдаемые на открытом воздухе.
  • Жанр — род произведений, в области какого – либо искусства, характеризующегося теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
  • Стиль — совокупность основных идейно – художественных черт, особенностей, свойственных тому или иному художнику.
  • Контражур – изобразительный прием при котором на светлом фоне затемняется первый план, либо наоборот.
  • Литературная живопись – род живописи, сюжетная основа которой черпается из произведений литературы.

Литература:

    1. Геллер, К. Французская живопись XIX века. Пер. Каргинов, Герман. — «Эдетеми», Будапешт 1988, 97с.
    2. Тугендхольд, Я. Оноре домье и его живопись.Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tugendholxd_j_a/text_0040.shtml
    3. Продан, А. Оноре Домье. Режим доступа: http://farocor.org/onore_dome.html

Источник: http://referat911.ru/Istoriya/onore-dome-don-kihot-i/58187-1504753-place1.html

Дон Кихот Оноре Домье

Он разочаровывается в искусстве, которое, по его словам, служит «для забавы буржуазии», увлекается математикой. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем).

Дон Кихот считает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Как и Делакруа, Рюд не боялся сочетать фантастику и реальное: изображая события 1792 г.

, он облек воинов в античные одежды. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой.

Здесь всё пропитано крушением, но в тоже время чувствуется возрождение. Трогательность картине придаёт утка с маленькими утятами, которые вышли на прогулку. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом Домье Оноре Викторьен

– С радостью, – ответил художник. – спросил Домье. Санчо Панса, наоборот, карикатурно прозаичен.

Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».

В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Маленький пёс символизирует душевную боль утраты. 3.

Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).

Прекрасная пора детства прослеживается даже в яркой детской одежде. Уже мы видели, что Домье посвятил революции свои произведения, полные героического пафоса. Резкий свет падает полосой на фигуру женщины, делая ее пластически выразительной, а темный силуэт ребенка выделяется на светлом парапете.

  • «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
  • Санчо Панса и Дон Кихот в горах
  • Оноре Домье — великий французский художник-график
  • Всеобщая История Искусств, том 5, книга 1 – 1964
  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно

Женщина представляется отрешенной от всего обыденного. Но теперь он все настойчивее изображает старость, уродство, как, например, в сериях «Старые лоретки» (1852), «Инвалиды чувств», «Маски и лица». Маленький пёс символизирует душевную боль утраты.

А когда Дон Кихот увидел только сельских девушек перед собой, то Санчо уверял Дона Кихота, что он подвергся жестокому проклятие, не позволяет ему видеть правду. Домье не любил многие новшества.

В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них – яркую, приятную и привлекающую клиентов. При кажущейся простоте композиция строго продумана.

Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Воспитатели с материнской заботой выполняют работу по хозяйству.

После 1850 мастер, который был известен публике в основном как карикатурист, посвятил свои графические и живописные работы испанскому роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».

Читайте также:  Художник константин егорович маковский: картины и биография

Оба отказались. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик.

Как впоследствии писал Роден, Рюд уловил «тайну жестов, передаваемых искусством». В силу этого герой попадает в смешные ситуации и неприятные переделки. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Поражает всеобщая гармония.

  1. Художник революции: 7 интересных историй из жизни Оноре Домье
  2. Описание картины Оноре Домье «Законодательное чрево»
  3. Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
  4. Все Картины Оноре Домье по алфавиту
  5. Художник Оноре Домье картины и карикатуры
  6. История создания Новой Пинакотеки
  7. Бесплатные достопримечательности Мюнхена

Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Скалы являются утешением и силой героя. Он – мечтатель.

Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Тонкий плед, две подушки и ночной колпак — вот творческое место главного героя.

Стремление создать помпезный и нарядный облик «столицы мира» ясно ощутимо в перепланировке Парижа, предпринятой префектом Оссманом. В этом смысле очень интересен памятник Нею (1852—1853)на площади Обсерватории в Париже.

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Зачем еще кому-то об этом знать. 6.

  1. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
  2. Дон Кихот – вечный образ в литературе
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Здание братства черноголовых – Таллинн

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили.

– Зачем.

Роман заканчивается полным отречением Доном Кихотом иллюзий. Одни пустыми взглядами уставились в потолок, другие травят друг другу развлекательные байки, третьи откровенно ковыряются в носу.

Композиция полотна также свидетельствует об отвлеченности происходящего. Постепенно к концу 19 — началу 20 в.

критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит.

1863, Париж, Музей Орсэ). Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Призвание героя — сражаться с этими волшебниками. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье.

Мейссонье создает картину («Баррикады 1848», Лувр) изображая улицу Парижа, усеянную трупами, ужасную по своей обнаженной правде, как сказал Делакруа, увидев рисунок к этой картине. – Радуйтесь. Даже Санчо был вынужден обмануть его.

Мечты идальго объект оскорбительных и жестоких розыгрышей в романе.

Все это Домье раскрывает с помощью крайне простых средств — двух-трех фигур, символизирующих лживую законность, с необычайно выразительными жестами и мимикой, черными пятнами мрачно выделяющихся на фоне классических колонн, как в картине «Два адвоката».

Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Под потолком парит сломанный зонтик, но поэта совсем не смущает вся эта обстановка. Домье обрадовался.

Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение. Более того, Дон Кихот не уверен, существует ли на самом деле Дульсинея Тобосская или же он придумал ее. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М.

Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.

Перед зрителем в очень суженном пространстве только холмы и крупные фигуры героев.

1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Дон Кихот отправился в путь рано утром и заночевал в постоялом дворе, казался ему замком. Он просит владельца, которого принял за повелителя замка, посвящение в рыцари.

С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке имел пристрастие к алкоголю. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице.

Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета («Выход из школы», ок.

Он сам был живым участником борьбы. 5.

Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Поступки героя часто приводят к обратному результату. 1853—1855, собрание Дабер один из вариантов «Вагона третьего класса», ок. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.

Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В противоположность ранним рисункам эти листы проникнуты пессимистическим настроением.

Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Сумрачный холодный пейзаж усиливает ощущение драматизма и беспокойства. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.

Здесь всё пропитано крушением, но в тоже время чувствуется возрождение. Поездка в Лондон и затем в Шотландию изменяет и сам характер Гаварни.

После победы капитализма главной социальной силой, заинтересованной в ограничении, а затем и в подавлении реалистических и последовательно демократических тенденций искусства, становится достигшая господства крупная буржуазия. 1848, Прага, Национальная галерея).

Когда подходишь к арке и окидываешь взглядом рельеф и до сознания еще только доходят образы мужественных воинов и парящей над ними женщины, уже слышишь ритмичную поступь марша и громкий призыв Свободы: «К оружию, граждане.

» Зритель захвачен героическим пафосом произведения. Они как бы подготовляют движение центральных фигур. Картина пропитана атмосферой праздника и детства.

Но на какие бы сюжеты (исторические, мифологические, религиозные) ни были выполнены работы Рюда, в основе его творчества всегда лежит глубокое изучение натуры.

Ветер дует им в лицо, а потому еще труднее идти и тяжелее кажется ноша. Взгляд захватывает сюжет и в душе зрителя воссоздаются трагические события минувшей ночи. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.

Это можно видеть в картине «Ноша» (существует несколько вариантов). Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества.

Дряхлые судьи, отупевшие, глухие и сонные, вершат неправый суд.

К этой теме обращается и Альфред Леле (1818—1885), в своей картине «Пароль» он изображает один из эпизодов революции.

Безликий, типизированный образ «рыцаря печального образа» многие расценивают как личную исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за веру и мораль ушедшей эпохи. Сам поэт удобно расположился на матрасе.

Скульптор изобразил маршала призывающим к атаке. Дон Кихот видит опасность и врага там, где их на самом деле нет, а выражение «бороться с ветряными мельницами» стало синонимом бессмысленных и нелепых действий. 1860 США, частное собрание).

Домье же свой отказ никак не пояснил. Круг иллюстрируемых авторов необычайно обширен. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Так странствующий рыцарь назвал девушку из соседней фермы.

Возле поэта лежат книги, коробки и другие вещи, создающие атмосферу хаоса.

Трактовка образа женщины не только противоречит классическим канонам, но и изображению человеческой красоты у романтиков согбенная под тяжелой ношей, фигура женщины предельно Экспрессивна и глубоко реалистична.

Мечты Дона Кихота стали объектом жестоких насмешек. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

На полотне нет ни одного грустного ребёнка, каждый занят своим делом: кто-то собирает цветы, кто-то помогает воспитателям, кто-то прячется за деревом.

Демократическая линия в искусстве, стремящаяся раскрыть роль народа как движущей силы истории и утвердить этические и эстетические ценности народно-демократической культуры своей нации, проходит через два этапа своего развития. Свою лучшую литографию «Законодательное чрево» Оноре Домье создает в 1834 году.

Художник выбирал земельные оттенки, он пользуется только коричневым и охристым. Сам поэт удобно расположился на матрасе. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства и с точки зрения содержания.

Можно было раздуть целую бурю из этого. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе.

1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

Между прочим, по этой планировке уничтожались оставшиеся еще от средневековья узкие кривые улочки, удобные для баррикад и заменялись широкими проспектами, непригодными для «обычной тактики местных восстаний», как выразился сам Оссман.

7. Картина привлекает своей композицией и сдержанной цветовой гаммой. – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Доре создает интересные образы, когда иллюстрирует басни Лафонтена, сказки Перро, «Дон Кихота» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. Образ Дон Кихота меняется на протяжении романа.

Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Йохан Шперль удивительным образом отобразил красоту тёплого весеннего дня.

Таковы, например, картины «Перед купанием» (ок. Наоборот, воины, стоящие справа, спокойны. Мимо данной картины очень сложно пройти. Он даже прибирался у него бесплатно.

Внешний облик героя (худой и бледный господин в старых доспехах на тощем Россинанте), который удивительным образом контрастирует с наружностью толстого балагура Санчо, а также странное поведение и невероятные поступки Дон Кихота вызывают смех у окружающих и приносят ему славу сумасшедшего.

Фигуры Дон Кихота и коня написаны широкими энергичными мазками. Этот жанровый мотив, однако, перевоплощен почти в героический. В некоторых высказываниях героя («я не знаю, кто я») угадывается осознание им своей роли. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.

– И как его зовут. Взгляд захватывает сюжет и в душе зрителя воссоздаются трагические события минувшей ночи. 4. Тень от обеих фигур сливается в одно причудливое пятно.

Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Он показывает психологию зрителей возбужденных представлением («Мелодрама», 1856—1860Мюнхен, Новая пинакотека) или актеров с ярко выраженной мимикой («Криспен и Скапен», 1858—1860, Лувр).

1852 Глазго, Галлерея искусств), «Любопытствующие у витрины» (ок. том VI). После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет.

Однако не все в его творчестве было равноценно. А вы.

В иллюстрациях к «Лондону» (1872) порой с протокольной точностью, но чаще создавая выразительные образы, он запечатлел контрасты большого города.

У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. 2. Недаром одной из его гравюр впоследствии вдохновилсяВан-Гог (см. Он счастлив и живёт процессом, а порядок.

Однако возвращение в Париж, дружба с Гонкурами вновь возвращают его к искусству.

Я считаю, нужно ему помочь. В маленькой комнатке напрочь отсутствует порядок. — это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. А. В.

Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М.

Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.

– Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. порядок пусть подождёт. Порой его произведения звучат фальшиво (например, памятник Наполеону в парке около Дижона). Возле поэта лежат книги, коробки и другие вещи, создающие атмосферу хаоса.

Реакционная, враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции была связана с идеологией старого, феодально-крепостнического строя.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/don-kihot-onore-dome/

Ссылка на основную публикацию