Фра беато анджелико: картины и биография

Беато АнджеликоКартины и биография

Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле.

Впоследствии живописец был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло близ Флоренции. Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.

Мадонна Фьезоле, 1428–1430

Монастырь Сан Доменико, Фьезоле

Благовещение, около 1437–1446

Музей Сан Марко, Флоренция

История святого Николая, 1437

Пинакотека Ватикана, Рим

Как художник Фра Беато Анджелико сложился в 1420–х годов под воздействием живописи эпохи поздней готики, в дальнейшем отчасти использовал новаторские достижения Мазаччо.

Наивному, проникнутому глубоким религиозным чувством искусству Анджелико свойственны светлый лиризм и мягкая поэтичность, тонкая гармония чистых цветовых тонов (фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1437–1446, ныне Музей Сан-Марко, он же Музей Анджелико; “Коронование Марии”, около 1434–1435, Лувр, Париж).

Помимо Флоренции и других городов Тосканы, Анджелико работал в Риме (1445–1448, исполнил фрески капеллы папы Николая V в Ватикане, и 1452–1455) и Орвието (1447).

Цикл фресок в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции, сцена: Благовещение со святым Домиником. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божьего. Покой, порядок и простота составляют характерные особенности этого произведения.

Мария преклоняет колени и склоняет голову, смиренно принимая весть, принесенную Гавриилом. Фреска написана на стене кельи в монастыре Сан Марко, где Анджелико был монахом. Слева святой мученик Доминик молится, наблюдая эту сцену; он включен в композицию, чтобы побудить зрителя по его примеру созерцать Благовещение.

Весомые, упрощенные формы и чуткая трактовка света и цвета у Фра Анджелико свидетельствуют о новых достижениях флорентийского искусства.

Прославленный уже при жизни как религиозный художник, он заслужил прозвище Анджелико (Ангельский) за свои исполненные мечтательности и гармонии картины на самые различные христианские темы. Фра Беато Анджелико работал над росписями в храмах по всей Италии.

В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане. В 1447 году Анжелико со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието.

Другим его учеником был Антониаццо Романо – важная фигура итальянской живописи 15 века. Умер Фра Беато Анджелико в 1455 году, в Риме, расписывая капеллу в Ватикане. Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени.

Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота.

Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью. Он стремился не к воссозданию целостной картины мира, но к личному религиозному созерцанию, окрашенному в светлые тона.

Фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438–1445) отличает строгость и простота композиции.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/frabeato.html

Фра Анджелико биография

Фра Анджелико (1400–1455) – флорентийский художник, родился в Виккио, Тоскана.

В своей биографии Анджелико Фра также известен под именем Гвидо (получено при крещении) или Гвидолино, ди Пьетро, Джованни да Фьезоле. После смерти он был назван Блаженным Братом Анджелико, не смотря на то, что он был причислен к лику блаженных лишь в 1982 году Папой Иоанном Павлом Вторым.

Стиль Анджелико отличается чистотой линий, цветов, а также духовной мощью. Он дал обет в 1425 году в Доминиканском монастыре. Первая картина датируется Анджелико 1433 годом («Madonna of the Linen Guild», музей Святого Марка, Флоренция). Полагается, что его художественная деятельность была начата десятью годами ранее.

Также наиболее вероятно, что Фра первым нарисовал миниатюры, небольшие картины, такие как «St. Jerome Penitent».

К другим предполагаемым работам того периода (1423–33) относятся: «Virgin and Child Enthroned with Twelve Angels (Франкфурт), «Virgin and Child with Angels» (Национальная галерея, Лондон), «Madonna of the Star», «Naming of the Baptist» (монастырь Св.

Марка). На работы Анджелино, вероятно, оказало влияние творчество Фабриано, а затем он принял взгляды пространственной концепции Мазаччо.

Ученые определяют к 1430-м годам такие работы: «Annunciation» (Кортона), «Coronation of the Virgin» (Лувр), «Deposition», «Last Judgment» (монастырь Св. Марка). В 1436 году, находясь под протекцией Козимо Медичи, некоторые монахи Фьезоле переехали в монастырь Святого Марка во Флоренции. Анджелико Фра контролировал фресковое убранство здания.

К некоторым из работ, которые приписывают руке великого художника, относят: «Crucifixion with St. Dominic», «Crucifixion», «Noli mi Tangere», «Annunciation», «Transfiguration», «Mocking of Christ», «Presentation in the Temple», «Virgin and Child with Saints».

В 1445 году Анджелико был вызван в Рим папой Евгением Третьим для оформления капеллы в Ватикане. В 1447 году в биографии Фра Анджелино был посещен город Орвието.

Там, вместе со своим учеником Беноццо Гонццоли, он написал «Christ as Judge», «Prophets» для капеллы Нуова. Вернувшись в Рим, Фра в течение нескольких лет написал величайшие, наиболее комплексные сцены – эпизоды из жизни нескольких святых.

Тем не менее, выполнение данных работ, вероятнее всего, в большей степени совершалось его учениками.

Анджелико всегда приходилось приспосабливаться к художественным инновациям своего времени. Например, к таким, как скульптурная ясность форм, пространственная глубина. Фра интерпретировал их в терминах духовности.

Анджелико обеспечил эти новые формы своим собственным несравнимым чувством цвета и единства. В США представлены некоторые его работы: «Crucifixion» (Кембридж), «Assumption and Dormition of the Virgin» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), «Temptation of St.

Anthony Abbot» (Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас), «Crucifixion», «Nativity» (музей “Метрополитен”).

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/a/andzheliko-fra-angelico-fra

Фра Анджелико: жизнь и творчество художника

Фра Анджелико (Анжелико)(1400—18 февраля 1455) — итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах.

Содержание

Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло (близ Флоренции). Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году.

Учитель неизвестен.

Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 году. В 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.

Умер в 1455 году, в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени.

На его саркофаге можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос.

Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье».

Память блаженного Фра Анджелико празднуется 18 февраля.

Творчество Фра Анджелико

Вазари назвал художника «Ангельским»; благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико.

Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году, и он стал считаться небесным покровителем всех художников.

Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428 — 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь.

В 1445 году Анджелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне несуществующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447—1450 годах — стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане.

Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Анджелико всегда приходилось приспосабливаться к художественным инновациям своего времени. Например, к таким, как скульптурная ясность форм, пространственная глубина. Фра интерпретировал их в терминах духовности. Анджелико обеспечил эти новые формы своим собственным несравнимым чувством цвета и единства. В США представлены некоторые его работы:

Работы художника

  • «Благовещение», 1430—1432, Прадо
  • «Благовещение» (фрагмент с «Изгнанием из рая»), 1430—1432, Прадо
  • «Коронование Марии», 1434—1435, Уффици
  • «Noli me tangere», ок. 1437—1446, Музей св.Марка, Флоренция
  • «Crucifixion» (Кембридж),
  • «Assumption and Dormition of the Virgin» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон),
  • «Temptation of St. Anthony Abbot» (Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас),
  • «Nativity» (музей «Метрополитен»).

Библиография

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , all-biography.ru

Фра Анджелико: картины художника

Фра Анджелико — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фра Анджелико: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/fra-andzheliko.html

Произведения Фра Анджелико

Фра Анджелико (около 1395, Викочоди Муджелло под Флоренцией — 1455, Рим), настоящее имя Гвидо ди Пьеро, называемый также Беато Анджелико, — крупный мастер этапа перехода от поздней готики к раннему Возрождению. Уже будучи художником, в двадцатилетием возрасте стал монахом доминиканского монастыря во Фьезоле.

В 1436 вместе с братством переехал в монастырь Сан Марко во Флоренции, переданный ордену Козимой Медичи (1389–1464). В 1447/48, а затем с 1452 выполнял заказы Ватикана. Наряду с этим работал в Орвьето. В своих фресках и иконах художник разрабатывал новые приемы, свойственные эпохе Возрождения.

Его стиль интересен ритмическим единством форм, выразительной пластикой фигур.

Известные работы

Благовещение, около 1450. Фреска, 230*297 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Простота композиции фрески символизирует целомудренную жизнь Христа.

Сидящая на табурете Дева Мария смиренно внимает благой вести, принесенной ангелом. Сад, окруженный забором, говорит о чистоте и непорочности Девы, которой суждено стать матерью Иисуса.

Грациозные фигуры, отсутствие световых контрастов и скромность убранства помещения создают поэтическое и возвышенное настроение.

Мадонна с младенцем и святыми, 1424–1430. Дерево, темпера, 212*237 см. Сан Доменико, Фьезоле.
Это произведение знаменует переход от полиптиха к новому типу композиции в теме Мадонны со святыми — Святому собеседованию.

На смену полиптихам, разделенным тяжелыми резными рамами, пришла алтарная картина, композиция которой подчинена единому внутреннему ритму. В центре мы видим трон, на котором сидит Мадонна, в арках стоят святые Фома, Варнава, Доминик и Петр Мученик.

Читайте также:  Тиранский музей камикадзе, япония

Золотой фон заменен пейзажем на дальнем плане.

Страшный суд, около 1433. Дерево, темпера, 105*210 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Картина предназначалась для украшения кафедры священника. В ней прослеживается влияние Мазаччо.

Художник стремился к четкости композиции и передаче пространственности: уходящее вдаль кладбище делит произведение на две части. Слева изображены праведники в раю, справа — грешники, гонимые в ад, в центре — Христос в образе Судьи.

Вокруг Него мы видим ангелов, Деву Марию, Иоанна Крестителя и пророков.

Положение во гроб, около 1440. Дерево, темпера, 38*46 см. Старая пинакотека, Мюнхен.

Первоначально икона находилась в соборе Сан Марко под изображением сцены Распятия, и символизирует Евхаристию, так как ранние христиане отождествляли Гроб Господень с сосудом, в котором готовится Святое причастие. То же значение имеет тело Христа.

Строгость композиции не лишает икону искреннего живого чувства, что обусловлено легкой асимметричностью и благоговейными жестами Девы Марии и апостола Иоанна.

Мадонна с младенцем, ангелами и святыми, около 1440. Дерево, масло, 220*227 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Икона написана для верхнего алтаря собора Сан Марко и посвящена как заказчику произведения — Козьмо Медичи (1389–1464), так и монахам-доминиканцам, которым принадлежал собор. На ней также изображены все небесные покровители семейства Медичи. Открытое Евангелие от Марка свидетельствует об обете бедности, приносимом членами ордена. Необычен прямоугольный формат полотна, благодаря которому стал возможен отказ от алтарной композиции, состоящей из многих частей, а также центральная перспектива. Коронование Марии, около 1433. Дерево, темпера, 209*206 см Лувр, Париж.
В итальянском искусстве XIV–XVI века этот сюжет был довольно распространен и чаще всего украшал центральные иконы алтарей. Дева Мария стоит на коленях перед Христом. Помимо идеи прославления Богоматери, здесь присутствует мотив ее заступничества пред Всевышним за род человеческий. Это одно из первых произведений, в котором фигуры на переднем плане обращены к зрителю спиной, словно вовлекая его в происходящее. Преображение, около 1441. Фреска, 181*152 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
В наше время фреска находится в одной из келий монастыря и свидетельствует как о высокой духовности Фра Анджелико, так и о самобытности его стиля. Глазам пораженных апостолов в сияющем ореоле предстает Спаситель с пророками Моисеем и Илией. На фреске изображены только их лица. Выразительные жесты апостолов оживляют строгую композицию. Библейская тема расширена присутствием двух святых. Снятие с креста, около 1430–1440. Дерево, темпера, 185*176 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Работа над иконой, заказанной семейством Строцци для церкви Санта Тринита во Флоренции, была начата Лоренцо Монако, который успел расписать поля фронтонов, и завершена Фра Анджелико. Оформление дальнего плана свидетельствует о том, что он был одним из выдающихся пейзажистов XV века. Благодаря реалистичному изображению пространства и упрощенным архитектурным формам, икона может по праву считаться одним из ключевых произведений раннего Возрождения. Табернакль, 1433. Дерево, темпера, 233*133 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Живописная часть табернакля (дароносицы) была выполнена Фра Анджелико для гильдии торговцев льном, мраморный корпус был сделан Лоренцо Гиберти (около 1380–1433). Золотой фон позади Девы Марии и младенца Христа олицетворяет свет истины, идущий от Бога. Ниспадающий занавес является новаторским элементом и, по-видимому, символизирует Святое Писание — самое сокровенное в христианстве. На боковых иконах изображены святые Марк и Иоанн Креститель.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/proizvedeniya-fra-andzheliko.html

Фра Беато Анжелико. Часть 1

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2012-03-22 00:48:00gorbutovich
gorbutovich
2012-03-22 00:48:00Хотела написать, что Фра Анжелико один из моих любимейших мастеров Возрождения, но поняла, что это не точное определение.

Фра Анжелико — не только любимый, он особый, не просто гениальный, а просветленно -гениальный, если такой высокий слог прилично употребить.
Фра Беато Андже́лико / Анжелико / Fra Beato Angelico (1400—1455), что значит «брат Блаженный Ангельский» — художник кватроченто, причисленный к лику блаженных.

Его настоящее имя Гвидо ди Пьетро / Guido di Pietro, имя в постриге Джованни да Фьезоле, монах-доминиканец.
Алтарь «Благовещение», 1430-е
Николай Гумилёв

Фра Беато Анджелико

В стране, где гиппогриф веселый льваКрылатого зовет играть в лазури,Где выпускает ночь из рукаваХрустальных нимф и венценосных фурий;В стране, где тихи гробы мертвецов,Но где жива их воля, власть и сила,Средь многих знаменитых мастеров,Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,Любимец бога скал, Буонаротти,Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,В Буонаротти страшно совершенство,И хмель да Винчи душу замутит,Ту душу, что поверила в блаженствоНа Фьезоле, средь тонких тополей,Когда горят в траве зеленой маки,И в глубине готических церквей,Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печатьЛюбви земной и простоты смиренной.О да, не все умел он рисовать,Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —Куда он едет, в церковь иль к невесте?Горит заря на городской стене,Идут стада по улицам предместий;Мария держит Сына Своего,Кудрявого, с румянцем благородным,Такие дети в ночь под РождествоНаверно снятся женщинам бесплодным;И так нестрашен связанным святымПалач, в рубашку синюю одетый,Им хорошо под нимбом золотым:И здесь есть свет, и там — иные светы.А краски, краски — ярки и чисты,Они родились с ним и с ним погасли.Преданье есть: он растворял цветыВ епископами освященном масле.И есть еще преданье: серафимСлетал к нему, смеющийся и ясный,И кисти брал и состязался с нимВ его искусстве дивном… но напрасно.Есть Бог, есть мир, они живут вовек,А жизнь людей мгновенна и убога,Но все в себе вмещает человек,Который любит мир и верит в Бога.

1912 год

Линайуольская Дарохранительница, 1433История свв. Косьмы и Дамиана (1438-40)Страшный Суд, 1450Жаль что от Андрея Рублева не дошло столько творений ))). Монах Андрей Рублев лет на 20-30 старше монаха Джованни да Фьезоле, а Дионисий лет на 40 младше итальянского живописца. Все-таки 15 век — удивительное время.

Ответом на стихотворение Гумилева стало вот это поэтическое произведение:

Сергей Городецкий

Фра Беато Анджелико

Ты хочешь знать, кого я ненавижу?Конечно, Фра Беато Анджелико.Я в нем не гения блаженства вижу,А мертвеца гробницы невеликой.Нет, он не в рост Адаму-акмеисту!Он только карлик кукольных комедий,Составленных из вечной и пречистойМистерии, из жертвенных трагедий.

Ужель он рассказал тебе хоть малоИз пламенной легенды христианской,Когда в свой сурик и в свое сусалоВсе красил с простотою негритянской?Ты только посмотри на ту фигуру,Что в Deposizione della CroceРазводит ручками! Ужель натуруТы видывал тупее и короче?О, неужель художество такое,Виденья плотоядного монаха,Ответ на все, к чему рвались с тоскоюМы, акмеисты, вставшие из праха?Нет, ты не прав, взалкавший откровенья!Не от Беато ждать явления Адама.Мне жалко строгих строф стихотворенья,В которых славил ты его упрямо.

6 июля 1912 года

Материалы о живописце и его работы можно посмотреть, например, здесь (eng) The California State University IMAGE Project или здесь (рус) http://c-rover.narod.ru/, в том числе главу из Вазари «Жизнеописание фра Джованни да Фьезоле ордена братьев-проповедников живописца».

Я изображения взяла у a_pollaiolo в Гений и Святость, который брал их на http://c-rover.narod.ru/ang/angelico0000.htm, где представлены все работы мастера.

Как хорошо, что в интернете всегда есть кто-то кто уже сделал ту работу, которую ты хочешь сделать ))). Давно собилась опубликовать пост про Фра Анжелико, но закачивать картинки большая работа. Спасибо, a_pollaiolo и c-rover.narod.ru.

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/4525.html

Анджелико, Фра Беато

Анджелико, фра Беато

Анджелико, фра Беато (Фра Джованни да Фьезоле) (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole) (ок. 1400–1455), итальянский живописец флорентийской школы. В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса.

Как пишет Вазари, Фра Анджелико оставил о себе память не только как художник, но и как святой. Он молился перед тем как взять в руки кисть, и не мог писать Распятие без слез. После смерти художника его стали называть Беато (Блаженный), несмотря на то, что этот статус не был официально признан за ним церковью.

Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero), родился в местечке Виккьо в Тоскане около 1400. В документе, относящемся к 1417, он уже упоминается как художник; известно также, что до 1423 во Фьезоле он вступил в доминиканский орден, получив имя фра Джованни да Фьезоле, а впоследствии был настоятелем монастыря Сан Марко во Флоренции.

Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико, теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций.

Одна из первых крупных работ художника – триптих Линайуоли из монастыря Сан Марко во Флоренции (1433–1435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых.

Фигура Богоматери показана традиционно, а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи Мазаччо, с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц.

Изображение драпировок еще несколько абстрактно и условно и выполнено в соответствии с канонами готического искусства, однако под ними уже различимы формы тела, что является чертой живописи новой эпохи. Сцены в нижней части алтаря построены без учета законов перспективы с единой точкой схода, но мастер находит свой подход к решению проблемы передачи трехмерного пространства.

В 1430–1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения, – sacra conversazione (святое собеседование).

Ранние алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых. Все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления.

В композиции sacra conversazione какое-либо разделение отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы и молитвы.

Один из наиболее интересных алтарей такого типа, выполненный Фра Анджелико, был написан им для монастыря Сан Марко во Флоренции (1438–1440; находится там же). Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща.

Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к нам святые – Косьма и Дамиан, покровители семейства Медичи – своими позами и жестами как будто приглашают зрителя поклониться представшему их очам видению. Если судить по этому произведению, Фра Анджелико ставил перед собой цель передать ощущение физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства.

Читайте также:  Лютнист, микеланджело меризи да караваджо

Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной ок.

1434–1435, возможно, вместе с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения.

Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как физическое явление.

С 1438 по 1445 художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи.

Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особо почитаемыми святыми. Примером могут служить фрески клуатра (Мертвый Христос; Христос в образе странника, которого принимают два доминиканских монаха; Св.

Петр Мученик (главный святой доминиканцев); Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).

В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.

Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу – мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским. Каждая келья тоже была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии, например композиция Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота и спокойная сдержанность живописи.

Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу папы Николая V (1445–1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы.

В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески.

Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/300688/andzheliko-fra-beato

Фра Беато Анджелико (Анжелико, итал. Fra Beato Angelico,1400—1455)

Вазари назвал художника «Ангельским» итал. Angelico); благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико.

Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году.

Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло (Vicchio nell Mugello, близ Флоренции). Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году.

 Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь. В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447—1450 годах стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Умер в 1455 году, в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Материал взят : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0_%C1%E5%E0%F2%EE_%C0%ED%E4%E6%E5%EB%E8%EA%EE Википедия.

Николай Гумелев «Фра Беато Анджелико»

В стране, где гиппогриф веселый льва
Крылатого зовет играть в лазури,
Где выпускает ночь из рукава

Хрустальных нимф и венценосных фурий;

В стране, где тихи гробы мертвецов,

Но где жива их воля, власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,

Любимец бога скал, Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,

В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство

На Фьезоле, средь тонких тополей,

Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печать

Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —

Куда он едет, в церковь иль к невесте?
Горит заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына Своего,

Кудрявого, с румянцем благородным,
Такие дети в ночь под Рождество
Наверно снятся женщинам бесплодным;

И так нестрашен связанным святым

Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым:
И здесь есть свет, и там — иные светы.

А краски, краски — ярки и чисты,

Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле.

И есть еще преданье: серафим

Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Источник: https://tanjand.livejournal.com/103217.html

Тосканский пейзаж в начале кватрочентоII — Анжелико Беато

Том 1
История живописи

Партнёрские ссылки:

Что же касается до поэзии замысла, до вложенного в картины чувства, то, действительно, во всей истории искусства не найдется художника, который мог бы сравниться с этим святым живописцем.

Чистая, глубоко религиозная поэзия сказывается и в пейзаже Анджелико; прелестные пейзажные схемы встречаем мы у дон Лоренцо Монако, но у Беато они получают иное развитее, превращаются в идеальные и очень разнообразные «типы», в целый мир божественного спокойствия и нежного умиления.

В них, как и в пейзажах Жегана Фуке (бывшего, к тому же, во многом как бы последователем фра Беато), средневековое чувство природы достигает изумительного выражения. И это вполне понятно; для этих художников, как бы принявших мир из рук св.

Франциска4, природа уже не дьявольское прельщение, а творение Божье, исполненное славословления Создателя, мир светлый и детски чистый, «братский» мир, каким он понят св. Франциском.

Окружавшая художника жизнь была тогда не менее жестока, нежели в другие времена, и в сознании многих выдающихся умов начинало уже зреть отчаяние в «благополучии всего» на свете, и в частности — в исчерпывающе-спасительном значении церкви. Но им фра Беато противопоставляет не «глупую» ребяческую веру, но глубокое мистическое познание сути вещей. Ребячество фра Беато только кажущееся; под ним кроется нечто уходящее за пределы человеческого рассудка. Все искусство фра Беато пропитано подлинными, идущим свыше, вдохновением. Картины его — не детские сказки, а настоящие откровения.

Фра Беато Анджелико. Чудо свтого Николая с житом. Ватиканская Пинакотека.

Внутренней строгостью, глубиной познания самого важного объясняется также сдержанный характер творчества фра Беато, с особой ясностью сказывающийся в пейзажах его картин.

В то время, когда несколько суетные, жизнерадостные художники севера — «придворные» живописцы братья ван Эйк, а также любимцы бюргеров Флемаль и Роже, испещряли свои композиции всевозможными подробностями, часто к делу совсем не относящимися, фра Беато ограничивался всегда только необходимым — тем, что нужно для ясного и простого выражения данного настроения. Он предпочитает всему гладкие стены, которые он ставит одна к другой под разными углами и освещает определенным ровным светом, дающим мягкие, но отчетливые тени. При этом он уже в совершенстве владеет пластикой светотени.

Чувство пространства достигает у Беато чрезвычайной выразительности.

Это особенно сказывается в тех случаях, когда он представляет свои сцены происходящими среди колоннад или колонных павильонов (все варианты «Благовещения» в Кортоне, Мадриде, Сан Марко, сцены в предэлле луврского «Коронования», в сцене «Встречи» в предэлле мадридского образа).

С каким-то исключительным тактом дает он всему почти «осязательную» рельефность (во фресковом образе коридора Сан Марко он даже доходит до полного trompe l'оеil) и в то же время умеет сглаживать эту выпуклость благородной скромностью общего эффекта и мягкостью красок.

Фра Беато — большой любитель растительного царства. Никто, как он, не умел передать прелесть райских садов, лужаек, испещренных нежными цветками, красоту вырисовывающихся на светлом горизонте деревьев. Правда, и он еще пользуется готовыми схемами. Листва у него лишена жизни, очертания слишком резки, иногда прямо схематичны.

Но ведь теми же схемами художники продолжали пользоваться до самого конца XV века (до Перуджино), и, во всяком случае, фра Беато пользовался ими с большим пониманием природы и большим вкусом, чем его сверстники и последователи.

Что может быть очаровательнее темного сада за стеной в глубине сцены «Бракосочетания Марии» в мадридской предэлле, или цветочного ковра, устилающего улицу между розовыми домами, посреди которой св.

Николай держит проповедь (Ватикан), или еще сада во фреске «Noli me tangere» в Сан Марко, рощи кипарисов и плодовых деревьев, через которую открывается дальний вид на поля (пострадавший ретабль в музее Флорентийской академии из церкви Сан Марко), или, наконец, маленького дворика с аллеей, видимой через открытую дверь в картинке «Благовещение» (Флорентийская академия)?

Горы и скалы фра Анджелико часто имеют еще вид вырезанных из какой-то розовой массы (сцена у моря в Ватиканской Пинакотеке); однако и в этой области он не только не отстает от своих современников, но скорее идет впереди них. Как-никак, но при помощи этих скал он достигает иллюзии грандиозности и простора.

Опять-таки, что может быть более выразительно, нежели только что упомянутый странный пейзаж в Ватиканской Пинакотеке, далекая горная пустыня с рассеянными по ней городами и селами, стелющаяся в глубине сцены «Раздевания Христа на Голгофе» (Флорентийская академия), приморские горы в картине мученичества святых Козьмы и Дамиана в Мюнхене, или суровый, совсем уже a la Мантенья, пейзаж во фреске «Поклонение волхвов» в монастыре Сан Марко? Как хороша еще та изумительная мрачная декорация, состоящая из низкой, точно придавленной горы с черным граненым отверстием Гроба Господня, с рощей низких деревьев под печально вечереющим небом, которая дает такую грандиозно патетическую ноту картине Пинакотеки «Тело Христово»!

Читайте также:  «заботливая няня», жан батист симеон шарден — описание картины

Примечания

4 Воздействию учения св. Франциска на искусство фра Беато Анджелико нисколько не противоречит то обстоятельство, что монах-художник принадлежал к доминиканскому ордену.

За два века своего существования «Вера Франциска» успела проникнуть всюду, и, напротив того, скорее сами францисканцы обнаруживали себя менее достойными последователями серафического святого. Сам Беато Анджелико находился под влиянием ученика Джованни Доменичи (реформатора ордена св.

Доминика) — блаженного Лоренцо Рипафретта и своего сотоварища по годам послушничества — Антонина, впоследствии канонизированного в святые.

Источник: http://www.benua-history.ru/beato-style.html

Фра Беато Анжелико — Полное собрание работ (c-rover)

Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания.

Хотя он и мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы при помощи тех искусств, которыми прекрасно владел еще в детстве, он тем не менее пожелал для своего удовлетворения и покоя, будучи от природы уравновешенным и добрым, а также главным образом для спасения своей души принять на себя послушание в ордене братьев-проповедников. Действительно, хотя можно служить Богу во всех состояниях, однако некоторым представляется, что лучше спасаться в монастырях, чем в миру. Насколько это счастливо удается добрым, настолько, наоборот, из этого получается нечто поистине жалкое и несчастное для всякого, кто идет в монастырь с иными целями.

Рукою брата Джованни исполнено в его монастыре Сан Марко во Флоренции несколько лицевых богослужебных книг, до такой степени прекрасных, что невозможно и выразить; им же подобны кое-какие другие, невероятно старательные работы, оставленные им в церкви Сан Доменико во Фьезоле

Козимо деи Медичи так любил брата Джованни за его достоинства, что когда построил церковь и монастырь Сан Марко, то поручил ему написать на одной из стен залы капитула все Страсти Христовы: с одной стороны у подножия креста изображены в печали и слезах все святые, которые были главами и основателями монашеских орденов, а с другой — св.

Марк Евангелист около матери сына Божьего, лишившейся чувств при виде распятого Спасителя мира; ее окружают Марии, которые в глубокой горести ее поддерживают, и святые Козьма и Дамиан. Говорят, что в образе св. Козьмы брат Джованни изобразил с натуры друга своего, скульптора Нанни д'Антонио ди Банко.

Под этим произведением он написал в виде фриза, над спинкой скамьи, родословное древо доминиканского ордена со св. Домиником у его основания, а в круглых медальонах, окруженных ветками, — всех пап, кардиналов, епископов, святых и магистров богословия, которые до того времени входили в его орден братьев-проповедников.

Пользуясь помощью своих братьев, которых он посылал в разные места, он многих из этих отцов написал с натуры. Там изображены: посредине — св.

Доминик, держащий ветви древа, справа — папа Иннокентий V, француз; блаженный Уго, первый кардинал ордена; блаженный Павел, патриарх флорентинский; святой Антоний, архиепископ флорентинский; немец Иорданий, второй генерал ордена; блаженный Николай; блаженный Ремигий, флорентинец; мученик Бонинсеньо, флорентинец; а слева — Бенедикт XI, тревизанец; Джандоменико, кардинал флорентинский; Петр Палудийский, патриарх иерусалимский; Альберт Великий, немец; блаженный Раймонд Каталонский, третий генерал ордена; блаженный Клар, флорентинец, римский провинциал; св. Викентий из Валенсии и блаженный Бернард, флорентинец. Все эти головы исполнены поистине изящно и очень красиво. Затем им написан фреской в первом монастырском дворе целый ряд прекрасных фигур в полукружиях, а также весьма прославленное Распятие со св. Домиником у его подножия, а в общежитии, не говоря о многих других вещах, исполненных им в кельях и на наружных стенах, он написал историю из Нового завета, которая превыше всяких похвал

Также и в капелле флорентинской Аннунциаты, построенной Пьеро деи Медичи, он расписал дверцы шкафа для хранения серебра маленькими фигурками, исполненными с большим старанием

Высокочтимый дон Винченцио Боргини, настоятель Воспитательного дома, владеет маленькой великолепнейшей Богоматерью кисти брата Джованни, а Бартоломео Гонди, который в качестве любителя этого искусства не уступит никакому другому дворянину, обладает двумя картинами, большой и маленькой, а также распятием, написанными им же

Когда благодаря этим работам слава брата Джованни распространилась по всей Италии, папа Николай V послал за ним и заказал ему в Риме роспись дворцовой капеллы, в которой папа служит мессу, с изображением снятия со креста и нескольких сцен из жизни св.

Лаврентия; то и другое — прекраснейшие произведения, как равно прекрасны и заказанные ему папой же миниатюрные украшения нескольких книг.

В церкви Минервы он исполнил на дереве образ главного алтаря и Благовещение, которое в настоящее время висит на стене около большой капеллы

Он умер шестидесяти восьми лет, в 1445 году, и оставил после себя учеников: Беноцци-флорентинца

Non mihi sit laudi, quod eram velit alter Apelles,

Sed quod lucra tuis omnia, Christe, dabam:

Altera nam terris opera extant, altera coelo.

Urbs me Joannem, flos tulit Etruriae

Рукой брата Джованни исполнены в соборе Санта Мариа дель Фьоре две огромные книги, украшенные божественно написанными миниатюрами; содержатся они с большим почетом и в богатейшем убранстве и показываются лишь в самые торжественные дни

В те же времена, что и брат Джованни, жил прославленный и знаменитый миниатюрист, некий флорентинец Аттаванте

На другой странице — портрет папы Николая V в лилово-красной переливчатой мантии, сплошь расшитой золотом. Он без бороды, в полном профиле и смотрит на начало рукописи на противоположном листе, указуя на него правой рукой и словно удивляясь. Ниша зеленая, белая и красная.

В обрамлении разбросаны полуфигурки, вкомпонованные в узор, состоящий из овалов и кружков, и разные другие вещи, в том числе бесчисленное множество птичек и детишек, настолько хорошо сделанных, что лучшего и не пожелаешь.

Далее в той же манере изображены Ганнон-карфагенянин, Газдрубал, Лелий Массинисса, Кай Салинатор, Нерон, Семпроний, Марк Марцелл, Квинт Рабий, другой Сципион и Вибий. В конце книги можно увидеть Марса на античной повозке, запряженной двумя красными конями.

На голове у Марса красный золоченый шлем с двумя крылышками, в левой вытянутой вперед руке — античный щит, а в правой — обнаженный меч. Стоит он на левой ноге, приподняв правую. На нем античный панцирь сплошь красный с золотом, и таковы же чулки и башмаки. Хламида — голубая сверху и изнутри совсем зеленая с золотым шитьем.

Повозка покрыта красным вышитым золотом пологом с горностаевой опушкой и изображена на фоне лугов цветущих и зеленеющих, но окруженных скалами и камнями, а вдали видны пейзажи и города, тонущие в превосходно написанном голубом воздухе.

На другом листе — молодой Нептун, одетый в некое подобие длинной простой рубашки, но отороченной шитьем цвета зеленой земли. Тело его по цвету очень бледное. В правой руке он держит крохотный трезубец, а левой подхватывает свою одежду. Обеими ногами он стоит на маленькой повозке, покрытой красным пологом, расшитым золотом и с соболиной опушкой.

Эта повозка имеет четыре колеса, как и у Марса, но запряжена четырьмя дельфинами. На этом же листе изображены еще три морские нимфы, два путта и бесчисленное множество рыб, и все они великолепно написаны акварелью, напоминающей зеленую землю, и изображены парящими в воздухе.

Далее мы видим женскую фигуру, олицетворяющую город Карфаген, стоящую в отчаянии с распущенными волосами. Верхняя одежда у нее зеленая, распахнувшаяся от колена до пят и подшитая красной с золотом подкладкой, а под ней видна другая одежда, но тонкая и переливающаяся из лилового в белое.

Рукава красные с золотом, собранные фонариками под развевающейся верхней одеждой. Левой рукой она указует на фигуру Рима, изображенную на противоположной странице, словно говоря: «Что тебе надо? Я сумею тебе ответить». А в правой руке она как бы вне себя от ярости держит обнаженный меч.

Обувь у нее голубая, и стоит она на скале посреди моря, окутанного великолепно написанной дымкой. Рим — девушка такой красоты, какую только человек способен вообразить, с распущенными волосами, отдельные пряди которых нарисованы с бесконечной грацией. На ней красная одежда, обшитая внизу одной-единственной золотой каймой.

Подкладка этой одежды желтая, а нижняя одежда, видимая там, где распахнута верхняя, переливается из лилового в белое. Обувь зеленая. В правой руке у нее скипетр, а в левой — держава, и стоит она опять-таки на скале, окруженной воздухом, который лучше изобразить невозможно.

Хотя я и старался, как умел, показать, насколько искусно эти фигуры сработаны рукой Аттаванте, однако пусть никто не подумает, что я выразил хотя бы часть всего того, что можно сказать об их красоте, ибо среди вещей того времени никак нельзя увидеть миниатюру, исполненную с большей изобретательностью, с большим вкусом и с лучшим рисунком, а главное, нельзя увидеть лучших красок, распределенных по своим местам с большей тонкостью и с изяществом более чем изящным.

Был я, а то, что весь труд отдал тебе, о Христос!

Живы у нас творенья иные, иные на небе.

Город, Этрурии цвет, ты Иоанна родил».

(Перевод А. Дживелегова)

Источник: http://www.c-rover.narod.ru/ang/angelico0006.htm

Ссылка на основную публикацию