Геркулес и гидра, антонио поллайоло, 1460

Братья Поллайоло (Antonio del Pollaiolo, Piero del Pollaiolo)

Два брата Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (около 1431/1432–1498, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи) и Пьеро дель Поллайоло (1443–1496, Piero del Pollaiolo, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи) флорентийскийские живописцы, представители флорентийской школы позднего кватроченто. Братья владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции.

Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком — и живописцем, и гравером и ювелиром. Пьеро же, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата. Единственная дошедшая до нас подписанная работа Пьеро – «Коронование Марии» (1483).

Коронование Марии. 1483г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Сан-Джиминьяно.Его же кисти приписывают аллегорические изображения «Веры» и «Умеренности» — две из главных светских добродетелей (ныне в галерее Уффици — там «в компанию» к ним идет еще «Сила», исполненная уже Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
Вера. 1470 г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.Вера часто изображалась женщиной с крестом, чашей или свечой — крест и чашу, намекающих на Страсти Христовы. мы как раз и можем видеть на этой картинe.
Умеренность. 1470 г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.В эпоху средневековья — а также в эпоху Ренессанса — Умеренность означала преимущественно отказ от спиртного, от разгульной жизни и часто изображается женщиной, переливающей жидкость из одного сосуда в другой — разбавление вина водой.

Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке, был Пьеро.

Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи кватроченто в жанре портрета.

Правда, одной этой путаницы — путаницы между братьями — оказалось недостаточно- эти два портрета — миланский и берлинский — приписывали в том числе и кисти Доменико Венециано, но авторство Венециано — дополнительный сложный вопрос — у него, как упоминалось, всего две подписанных работы.

Предположение, что автором «Портрета» является Доменико Венециано, высказал в свое время Вильгельм Боде. До того, как он приобрел картину, ее относили еще и к Пьеро делла Франческа. Более поздние исследования, однако, показали, что это все же работа Антонио дель Поллайоло.

Эти портреты, действительно, столь примечательные, знаковые и удивительные, что стоит показать их еще раз. Хорошо видно насколько манера Антонио более тонкая и нежная, более психологичная, настроенческая, легкая, чем манера брата.

Какое внимание Антонио уделяет самым мелким деталям — булавкам в прическе, прядям волос, узорам на ткани — и насколько прямолинейна и даже слегка грубовата приземленная манера брата.Вот «берлинский», «миланский» (от Антонио) и «флорентийский» и «нью-йоркский» (от Пьеро) женские портреты — для сравнения.
Портрет молодой женщины. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло.

Масло и темпера. Государственные музеи, Берлин.
Портрет молодой женщины. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло.. Масло и темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Портрет молодой женщины. Деталь. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло. Масло и темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Портрет молодой женщины. 1475г.

Пьеро дель Поллайоло. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.
Портрет молодой женщины. 1475г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера по дереву. Metropolitan Museum of Art, New York

«…

побуждаемый скорее самолюбием, чем выгодой, он (Антонио) в немногие месяцы приобрел опыт писать красками и стал мастером превосходным, и в полном единении с Пьеро он выполнил совместно с ним много живописных работ, в числе которых они для кардинала Португальского написали маслом образ в Сан Миньято аль Монте за Флоренцией, в котором они проявили свою большую любовь к колориту и который был поставлен на алтарь капеллы кардинала, где они изобразили св. Иакова (его символ — паломническая шляпа — das_gift), апостола, св. Евстахия и св. Викентия (его символ — виноградная ветвь –das_gift) фигуры, получившие большое одобрение. (Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).

Алтарь со святыми Викентием, Иаковом и Евстахием. 1468 г.Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
Ангел. Деталь. 1467г. Антонио дель Поллайоло. Фреска. Сан Миньято аль Монте, Флоренция Для Антонио дель Поллайоло — как для подлинно ренессансного мастера — человеческое тело стало мерилом пропорционального и гармоничного построения мира. Он – один из первых художников Возрождения, занимавшихся в анатомическом театре изучением мускульной системы человеческого тела. Вазари пишет об этом так: » Обнаженные тела он понимает более по-новому, чем другие мастера, работавшие до него, и он снимал кожу со многих людей, чтобы под ней разглядеть их анатомию, и был первым, показавшим, как нужно находить мускулы, чтобы определить их форму и расположение в человеческой фигуре; и именно таковы фигуры всех тех скованных одной цепью мужчин, сражение которых он выгравировал на меди, после чего он сделал другие гравюры гораздо лучшей резьбы, чем это делали другие мастера, жившие до него.»

Здесь явно идет речь о знаменитейшем произведении кватроченто, подлинном шедевре итальянского искусства раннего Возрождения, гравюре — мастер работал и в технике гравюры! — «Битва десяти обнаженных» (или «Битва нагих гладиаторов»), которая появилась около 1475 года.

В этой единственной дошедшей до нашего времени гравюре Поллайоло большую роль сыграл его опыт работы как ювелира. Напряженная динамика композиции, выразительная сила контура, игра света и тени передана зигзагообразными и параллельными линиями.

Тон не сплошной (как в ранних гравюрах ниелло— техника обработки металла — состоит в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебра, золота, бронзы, латуни), покрывается порошком сернистого серебра с добавкой олова и буры, затем пластина обжигается на огне, отчего расплавленная масса заполняет штрихи, шлифовка окончательно выявляет изображение), а серебристый, изображены растительные мотивы, акцентирован динамический черный контур, подчеркивающий разнообразные движения фигур, ритм их упорядоченного построения. Есть еще одно название этой гравюры — «Битва за пояс (ожерелье) Гармонии» — это отсылка к древнегреческому мифу фиванского цикла (Фиванский цикл мифов повествует об основании города Фив в древнегреческой области Беотии, о судьбе царя фиванского Эдипа и его потомков)

Ожерелье Гармонии — драгоценное украшение, приносившее несчастье всем его обладателям. Изготовленное Гефестом, по воле этого бога оно обрекало на несчастье всех потомков его неверной жены Афродиты. Это ожерелье было подарено Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, на свадьбе.

Оно стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и других благородных людей.
Битва десяти обнаженных. 1470-е гг. Антонио дель Поллайоло. Гравюра. Галерея Уффици, Флоренция.

Эта гравюра, по слухам, привлекла к себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела. Гравюры прославили Антонио дель Поллайоло не меньше, чем скульптура и живопись.

Они оказали влияние на таких известных художников, как итальянец Андреа Мантенья (1431–1506) и на знаменитого немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471–1528).

Как скульптор он создавал небольшие композиции в технике бронзы («Геракл и Антей», 1475–1480, бронзовая статуэтка из музея Барджелло), как и в живописи пытаясь варьировать тему борьбы двух фигур («Геракл и Антей», около 1475, «Геракл и Гидра», около 1475) в яростной схватке. В пластике человеческого тела, в самих его формах, он искал источник движения, старался передать развитие и эмоциональную реакцию человека в момент высшего напряжения сил. Цикл картин с изображением подвигов Геракла предназначался для палаццо Медичи на виа Ларга во Флоренции.

Геркулес и Антей. 1470-е гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Museo Nazionale del Bargello, Флоренция. «Во дворце Синьории во Флоренции он написал около двери делла Катена св. Иоанна Крестителя, а в доме Медичи для Лоренцо Старшего – трех Геркулесов в трех картинах, по пять локтей каждая, один из которых, душащий Антея, – фигура прекраснейшая, в коей явно видно, с какой силой он сжимает Антея и как напряжены все его мускулы и жилы, чтобы его задушить, а на лице этого Геркулеса мы видим, как он стиснул зубы в соответствии с остальными частями тела, которые вплоть до пальцев ног вздуваются от напряжения. Не меньшую наблюдательность проявил он и в Антее, который, стиснутый руками Геркулеса, слабеет и теряет всякую силу и, открыв рот, испускает дух. Другой, убивая льва, упирается ему в грудь левым коленом и разрывает львиную пасть обеими руками; стиснув зубы и раздвигая руки, он изо всех сил раскрывает ее и не дает ей закрыться, несмотря на то, что зверь, защищаясь когтями, жестоко раздирает ему руки. Третий, убивающий гидру, – вещь поистине чудеснейшая, и в особенности змея, окраску которой он схватил так живо и удачно, что живее сделать невозможно. Там и яд, и пламя, ярость и гнев настолько живые, что он заслуживает и прославления, и того, чтобы хорошие мастера всячески ему подражали.»(Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).
Геркулес и Гидра. 1475 г. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
Геркулес и Антей. 1478 г.Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.

Антонио стремился как можно точнее передать пластические формы, движение, движение в момент времени — это достаточно хорошо заметно на примере картин «Аполлон и Дафна», очевидно, написанной до 1470 г. и «Мученичество св. Себастьяна» (ок. 1475). В картине «Мученичество св. Себастьяна» на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки.

Аполлон и Дафна. до 1470 г. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Национальная галерея, Лондон.Аполлон и Дафна — известный этиологический миф, миф-превращение, миф-метаморфоза — Аполлон воспылал страстью к Дафне, нимфе-орестиаде, дочери Неи и речного бога Пенея. Но Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде и Аполлон вызывал у нее ужас — она побежала отнего. Аполлон пытался ее догнать и уже почти догнал, но девушка взмолилась своему отцу Пенею. Боги улышали ее мольбы и превратили девушку в лавровое дерево. Аполлон сделал лавр своим любимым и священным растением и украсил голову венком из лавровых ветвей. Самый момент превращения — динамичный момент — еще секунду назад Дафна была девушкой и вот уже ее руки превратились в ветви — и запечатлел художник. Примечателен порыв Аполлона , еще не до конца им понятая неотвратимость происходящего.
Мученичество святого Себастьяна. 1473-75гг. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Национальная галерея, Лондон.Один из самых популярных в живописи святых св.Себастьян — юный и прекрасный святой — был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.Эта картина особенно отличается рассудочностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи. Стоит обратить внимание и на то, как выделен Себастьян — ему отдано большое пространство, пространство вверху картины, другие фигуры его не заслоняют, он вознесен над остальными, и динамизм лучников, заряжающих свои луки стрелами — картина как будто поделена на два пространства — вечное и суетное.

Не обошел вниманием художник и популярную на тот момент историю про Товия и Ангела — здесь можно прочитать легенду вкратце и задно сравнить художественное решение этого сюжета Андреа дель Вероккьо.

Товия и Ангел. 1460 г. Антонио дель Поллайоло. Галерея Сабауда, Турин. В 1493—1498 годах Антонио Поллайоло исполнил две великолепные бронзовые гробницы для пап Сикста IV (именно по имени этого папы названы знаменитейшая Сикстинская капелла) и Иннокентия VIII (Ватикан, собор св. Петра). Первая из них, необычная по форме, изображает лежащую на саркофаге фигуру умершего папы в полном облачении и высокой тиаре, украшенной богатым орнаментом. Лицо с выразительным профилем передано в реалистической и энергичной манере. По краям саркофага — аллегорические изображения искусств и наук, виртуозно исполненные в рельефах.» …По этим причинам он и прославился среди художников, и, когда умер папа Сикст IV, он его преемником Иннокентием был приглашен в Рим, где выполнил из металла установленную в соборе св. Петра гробницу названного Иннокентия, на которой он изобразил его с натуры сидящим в той позе, в которой он благословлял, а также гробницу названного папы Сикста, на отделку которой были потрачены огромные средства и которая была поставлена в капеллу, названную по имени этого первосвященника; она богато украшена и стоит совершенно отдельно, а на ней лежит этот папа, великолепно сделанный. Гробница же Иннокентия находится в соборе св. Петра возле капеллы, где хранится копье, прободившее Христа. Говорят, что он же составил проект Бельведерского дворца для названного папы Иннокентия, осуществленный, однако, другими, ибо большим опытом в строительстве он не обладал».(Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).Иннокентий VIII же предстает сидящим на фоне стены с рельефами, прославляющими добродетели Папы, и увенчанным аркой. Композиции обоих надгробий достаточно традиционны, но как скульптор он продемонстрировал в них великолепное мастерство в работе с бронзой, умение передавать разные нюансы освещения в этом чувствительном к свету материале.
Памятник Сиксту IV. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.
Памятник Сиксту IV. Деталь. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.
Памятник Сиксту IV. Деталь. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.
Гробница папы Иннокентия VIII. 1492-98 гг. Антонио дель Поллайоло. Позолоченная бронза. Собор св. Петра, Ватикан.»В конце концов, разбогатев, умерли братья, один вскоре после другого, оба в 1498 году, и родные их воздвигли им гробницу в церкви Сан Пьеро ин Винкула; и в память о них возле средних дверей, по левую руку, как войдешь в церковь, оба они были изображены в двух мраморных тондо со следующей эпитафией: Antonius Pullarius patria Florentinus, picior insignis, gai duor. pont. Xisti et Innocentii aerea monument, miro opific. expressit, re famil composita ex test, hic se cum Petro fratre condм voluit. Vixit ann. LXXII. Obiit an. Sal. MIID. (Антониус Пуллариус, флорентинец, знаменитый живописец, создавший бронзовые памятники двум первосвященникам – Сиксту и Иннокентию, согласно желанию, выраженному в завещании, пожелал быть здесь погребенным вместе с братом Петром. Жил он семьдесят два года, скончался в 1498 году). …Антонио умер семидесяти двух лет, а Пьеро – шестидесяти пяти. Он оставил много учеников и среди прочих Андреа Сансовино. Жизнь он прожил счастливейшую, ибо при нем папы были богатыми, а город его достиг той вершины, на которой ценятся таланты, потому и его высоко ценили, а если бы времена были иными, то и деятельность его, возможно, не была бы столь плодотворной, ибо смута – враг тех наук, которые служат людям занятием и отрадой.» (Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).Замечательные слова!

Читайте также:  Автопортрет с желтым христом, поль гоген, 1890

Выбор сегодняшнего дня — картина «Геркулес и Гидра». На самом деле она очень маленькая, 17х12 см, но очень экспрессивная. Но и эта экспрессия ее удивительная — подвижная и неподвижная одновременно — движение схвачено, но словно зафиксировано в вечности. Невнушительные размеры и — загадка. Там есть внутренне пространство, внутри — течет особенное время.

Лицо Геракла словно сливается — просто консонанс с головой шкуры немейского льва — сильного победил сильнейший, а вот и новый трофей! — развевающаяся шкура так же вступает с союз с разъяренной гидрой — в картине как бы два раздувшихся пузыря — справа и слева. Вода, потеки крови, бегущие облака — движение только усиливается и одновременно — замирает.

das_gift

Источник: https://das-gift.livejournal.com/27492.html

Братья Поллайоло (Pollaiolo), XV век. Италия

Сегодня я хочу вернуться к эпохе раннего Возрождения. Страница посвящена двум братьям Поллайоло. Их совместная деятельность так тесно переплелась, что искусствоведы не в состоянии отделить произведения одного от другого, а, если и делают это, то аргументы их звучат надуманно и не убедительно. Вот и я все произведения, которые приписываются им, дал в одной теме без сортировки по именам.

Два брата Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи; около 1431/1432–1498) и Пьеро дель Поллайоло (Piero del Pollaiolo, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи; 1443–1496) – флорентийскийские живописцы, представители флорентийской школы позднего кватроченто. 

Архангел Михаил и дракон (Saint Michael and the Dragon) (приписывается)_ок.1465_д.,м._Флоренция, Музей Бардини

Братья владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции.

Серия Добродетели (Virtues)_Благоразумие (Prudence)_1469-1470_167 х 88_дерево, темпера_Флоренция, Уффици

Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком — и живописцем, и гравером и ювелиром. Пьеро же, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата.

Его кисти приписывают аллегорические изображения добродетелей, находящихся ныне в галерее Уффици во Флоренции.

Серия Добродетели (Virtues)_Вера (Faith)_1469-1470_168 х 90.5_дерево, темпера_Флоренция, Уффици

Вера часто изображалась женщиной с крестом, чашей или свечой. Крест и чашу, намекающих на Страсти Христовы, мы как раз и можем видеть на этой картине.

Серия Добродетели (Virtues)_Милосердие (Charity)_1469-1470_167 х 88_дерево, темпера_Флоренция, Уффици

Серия Добродетели (Virtues)_Умеренность (Temperance)_1469-1470_168 х 90.5_дерево, темпера_Флоренция, Уффици

В эпоху средневековья, а также в эпоху Ренессанса умеренность означала преимущественно отказ от спиртного, от разгульной жизни и часто изображается женщиной, переливающей жидкость из одного сосуда в другой — разбавление вина водой.

Давид — победитель (David Victorious)_ок.1472_48.2 х 35_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров

Аполлон и Дафна (Apollo and Daphne)_1470-1480_29.5 х 20_д.,м._Лондон, Национальная галерея

Аполлон и Дафна – известный этиологический миф, миф-превращение, миф-метаморфоза – Аполлон воспылал страстью к Дафне, нимфе-орестиаде, дочери Неи и речного бога Пенея. Но Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде и Аполлон вызывал у нее ужас – она побежала от него. Аполлон пытался ее догнать и уже почти догнал, но девушка взмолилась своему отцу Пенею. Боги улышали ее мольбы и превратили девушку в лавровое дерево. Аполлон сделал лавр своим любимым и священным растением и украсил голову венком из лавровых ветвей.

Аполлон и Дафна (Apollo and Daphne)_1470-1480_29.5 х 20_д.,м._Лондон, Национальная галерея_деталь

Самый акт превращения – динамичный момент. Еще секунду назад Дафна была девушкой, и вот, уже ее руки превратились в ветви. Примечателен порыв Аполлона, еще не до конца осознавшего неотвратимость происходящего.

Вознесение Марии Магдалины (Ascension of Mary Magdalene)_ок.1460_209.5 х 166.2_дерево, темпера и масло_Стаджия, Palazzo Alle Mura

Christofano Robetta, 1462-1535_Геркулес и Антей (по Антонио дель Поллайоло) (Hercules and Antaeus, after Antonio del Polla)_ок.1500_26.7 х 19.9_гравюра

В пластике человеческого тела, в самих его формах Антонио дель Поллайоло искал источник движения, старался передать развитие и эмоциональную реакцию человека в момент высшего напряжения сил. Цикл картин с изображением подвигов Геракла предназначался для палаццо Медичи на виа Ларга во Флоренции.

«Во дворце Синьории во Флоренции он написал около двери делла Катена св. Иоанна Крестителя, а в доме Медичи для Лоренцо Старшего – трех Геркулесов в трех картинах, по пять локтей каждая, один из которых, душащий Антея, – фигура прекраснейшая, в коей явно видно, с какой силой он сжимает Антея и как напряжены все его мускулы и жилы, чтобы его задушить, а на лице этого Геркулеса мы видим, как он стиснул зубы в соответствии с остальными частями тела, которые вплоть до пальцев ног вздуваются от напряжения. Не меньшую наблюдательность проявил он и в Антее, который, стиснутый руками Геркулеса, слабеет и теряет всякую силу и, открыв рот, испускает дух…

Геркулес и гидра (Hercules and the Hydra)_ок.1475_17 х 12_дерево, темпера_Флоренция, Уффици

…Третий, убивающий гидру, – вещь поистине чудеснейшая, и в особенности змея, окраску которой он схватил так живо и удачно, что живее сделать невозможно. Там и яд, и пламя, ярость и гнев настолько живые, что он заслуживает и прославления, и того, чтобы хорошие мастера всячески ему подражали».(Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).

Геркулес и Деянира (Hercules and Deianira)_1475-1480_54.6 х 79.2_дерево переведенное на холст, масло_Нью-Хейвен, Йельский университет, Художественный музей

Геркулес и Деянира (Hercules and Deianira)_1475-1480_54.6 х 79.2_дерево переведенное на холст, масло_Нью-Хейвен, Йельский университет, Художественный музей_деталь

Мученичество святого Себастьяна (The Martyrdom of Saint Sebastian)_окончено в 1475_291.5 х 202.6_д.,м._Лондон, Национальная галлерея

Одним из самых популярных в живописи святых был святой Себастьян – юный и прекрасный юноша-воин. Он был арестован по доносу и допрошен, действительно ли он исповедует христианство. Получив утвердительный ответ, император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами, что и было в точности исполнено. Думая, что мученик мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов, по-видимому, не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.

Мученичество святого Себастьяна (The Martyrdom of Saint Sebastian)_окончено в 1475_291.5 х 202.6_д.,м._Лондон, Национальная галлерея_деталь

Эта картина особенно отличается продуманностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи. Стоит обратить внимание и на то, как выделен Себастьян. Ему отдано большое пространство вверху картины, другие фигуры его не заслоняют, он возвышается над остальными, как бы вознесен над суетой.

Мученичество святого Себастьяна (The Martyrdom of Saint Sebastian)_окончено в 1475_291.5 х 202.6_д.,м._Лондон, Национальная галлерея_деталь

В нижней части картины атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией.

Мученичество святого Себастьяна (The Martyrdom of Saint Sebastian)_окончено в 1475_291.5 х 202.6_д.,м._Лондон, Национальная галлерея_деталь

Удивителен и реалистический пейзаж, изображенный за святым Себастьяном, изображенный по всем правилам перспективы с множеством мелких деталей.

Портрет дамы (Portrait of a lady)_1470_45.5 х 32.7_дерево, темпера_Милан, Музей Польди-Пеццоли

Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции, Нью-Йорке и Бостоне был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи кватроченто в жанре портрета. Правда, два портрета, находящихся в Милане и Берлине, одно время приписывали кисти Доменико Венециано. Это предположение высказал Вильгельм Боде. До того, как он приобрел картину, ее относили к Пьеро делла Франческа. Более поздние исследования, однако, показали, что это все же работа Антонио дель Поллайоло.

Портрет молодой женщины в профиль (Profile Portrait of a Young Lady)_ок.1465_52.6 х 36.5_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров

Портрет женщины с жемчужным ожерельем (Portrait of a Woman)_ок.1480_48.9 х 35.2_дерево, темпера_Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Портрет молодой женщины (Portrait of a young woman)_ок.1475_55 х 34_дерево, темпера_Флоренция, Галерея Уффици

Портрет женщины в профиль (Profile Portrait of a Woman)_58 х 38_дерево, темпера_Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

Товия и ангел (Tobias and the Angel)_ок.1460_187 х 118_д.,м._Турин, Галлерея Сабауда

Битва обнаженных (Battle of the Nudes)_1470-1475_39 х 58.5_гравюра

Для Антонио дель Поллайоло, как подлинно ренессансного мастера, человеческое тело стало предметом пристального внимания. Он был одним из первых художников Возрождения, занимавшихся в анатомическом театре изучением мускульной системы человеческого тела.

Вазари пишет об этом так: «Обнаженные тела он понимает более по-новому, чем другие мастера, работавшие до него, и он снимал кожу со многих людей, чтобы под ней разглядеть их анатомию, и был первым, показавшим, как нужно находить мускулы, чтобы определить их форму и расположение в человеческой фигуре; и именно таковы фигуры всех тех скованных одной цепью мужчин, сражение которых он выгравировал на меди, после чего он сделал другие гравюры гораздо лучшей резьбы, чем это делали другие мастера, жившие до него».

Здесь явно идет речь о знаменитейшем произведении кватроченто, подлинном шедевре итальянского искусства раннего Возрождения, гравюре «Битва десяти обнаженных» (или «Битва нагих гладиаторов»), которая появилась около 1475 года.

Битва обнаженных (Battle of the Nudes)_1470-1475_39 х 58.5_гравюра_деталь

В этой единственной дошедшей до нашего времени гравюре Поллайоло большую роль сыграл его опыт работы как ювелира. Напряженная динамика композиции, выразительная сила контура, игра света и тени передана зигзагообразными и параллельными линиями.

Читайте также:  Фра беато анджелико: картины и биография

В ранних гравюрах «ниелло» техника обработки металла состояла в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебра, золота, бронзы, латуни), покрывалось порошком сернистого серебра с добавкой олова и буры, затем пластина обжигалась на огне, отчего расплавленная масса заполняла штрихи, шлифовка окончательно выявляла изображение.

Битва обнаженных (Battle of the Nudes)_1470-1475_39 х 58.5_гравюра_деталь

Есть еще одно название этой гравюры – «Битва за пояс (ожерелье) Гармонии» – это отсылка к древнегреческому мифу фиванского цикла (Фиванский цикл мифов повествует об основании города Фив в древнегреческой области Беотии, о судьбе царя фиванского Эдипа и его потомков)

Ожерелье Гармонии — драгоценное украшение, приносившее несчастье всем его обладателям. Изготовленное Гефестом, по воле этого бога оно обрекало на несчастье всех потомков его неверной жены Афродиты.

Это ожерелье было подарено Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, на свадьбе. Оно стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и других благородных людей.

Эта гравюра, по слухам, привлекла к себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела.

Гравюры прославили Антонио дель Поллайоло не меньше, чем скульптура и живопись. Они оказали влияние на таких известных художников, как итальянец Андреа Мантенья (1431–1506) и на знаменитого немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471–1528).

Портрет молодого человека (Portrait Of A Young Man, Head And Shoulders, Wearing A Cap) (приписывается)_36 х 22.8_перо коричневым тоном и черный мел_Частное собрание

«В конце концов, разбогатев, умерли братья, один вскоре после другого, оба в 1498 году, и родные их воздвигли им гробницу в церкви Сан Пьеро ин Винкула; и в память о них возле средних дверей, по левую руку, как войдешь в церковь, оба они были изображены в двух мраморных тондо со следующей эпитафией: Antonius Pullarius patria Florentinus, picior insignis, gai duor. pont. Xisti et Innocentii aerea monument, miro opific. expressit, re famil composita ex test, hic se cum Petro fratre condм voluit. Vixit ann. LXXII. Obiit an. Sal. MIID. (Антониус Пуллариус, флорентинец, знаменитый живописец, создавший бронзовые памятники двум первосвященникам – Сиксту и Иннокентию, согласно желанию, выраженному в завещании, пожелал быть здесь погребенным вместе с братом Петром. Жил он семьдесят два года, скончался в 1498 году). …Антонио умер семидесяти двух лет, а Пьеро – шестидесяти пяти. Он оставил много учеников и среди прочих Андреа Сансовино. Жизнь он прожил счастливейшую, ибо при нем папы были богатыми, а город его достиг той вершины, на которой ценятся таланты, потому и его высоко ценили, а если бы времена были иными, то и деятельность его, возможно, не была бы столь плодотворной, ибо смута – враг тех наук, которые служат людям занятием и отрадой». (Д.Вазари. «Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов»).

Основные сведения взяты отсюда: https://das-gift.livejournal.com/27492.html

Флорентийская школа (Florentine School), последняя четверть XV века_Портрет молодой женщины в профиль (Profile Portrait of a Young Lady)_45.1 х 33.3_д.,м_Частное собрание

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2017/12/pollaiolo-xv.html?_escaped_fragment_

Антонио дель ПоллайолоСкульптуры и биография

Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (1433–1498)
Итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Бенчи (Benci).

Учился, вероятно, у Андреа дель Кастаньо, испытал влияние Донателло; работал во Флоренции, в 1469 и с 1484 – в Риме.

Антонио Поллайоло и его брат Пьеро были крупными флорентийскими скульпторами, живописцами и ювелирами, они исполняли заказы города и собора, а также знатных флорентийских семей. таких как Медичи.

Антонио также известен своими гравюрами, особенно гравюрой “Битва Обнаженных”, в которой Антонио Поллайоло изобразил человеческое тело в разнообразных позах. В своем увлечении анатомией Поллайоло был одним из первых художников, использовавших для штудий человеческие трупы, чтобы понять внутреннюю структуру тела.

Аполлон и Дафна, около 1470

Национальная галерея, Лондон

Геракл и Антей, около 1465

Музей Барджелло, Флоренция

На картине изображена Дафна в тот момент, когда она превращается в лавровое дерево, чтобы избежать преследований очарованного ею Аполлона. В память о ней Аполлон будет носить лавровый венок.

Эта маленькая картина исполнена в утонченной, ювелирной манере.

В эпоху Возрождения во Флоренции часто украшали сундуки или шкафы подобными композициями на мифологические сюжеты Антонио дель Поллайоло и других художников, однако не ясно, предназначалась ли для этого данная картина.

Антонио Поллайоло работал также в Риме по заказу папской курии. Техника ювелирного мастерства наложила свой отпечаток не только на его скульптуру, но и на графику и живопись. Он написал ряд картин, из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея» и «Св. Себастьян».

Последняя особенно отличается рассудочностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи.

Не удивительно, что его картина наряду с «Геркулесом» привлекала многочисленных копиистов и подражателей среди современных ему мастеров, а гравюра на меди с изображением «Битвы десяти обнаженных» остановила на себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела.

В 1493–1498 годах Антонио Поллайоло исполнил две великолепные бронзовые гробницы для пап Сикста IV и Иннокентия VIII (Рим, собор св. Петра).

Первая из них, необычная по форме, изображает лежащую на саркофаге фигуру умершего папы в полном облачении и высокой тиаре, украшенной богатым орнаментом. Лицо с выразительным профилем передано в реалистической и энергичной манере.

По краям саркофага – аллегорические изображения искусств и наук, виртуозно исполненные в рельефах.

В произведениях Поллайоло резкая, подчеркнутая экспрессивность соединяется с рационалистическим пафосом познания мира, культом твердой, уверенной линии и ясной пластической формы, характерными как для его скульптурных работ (гробница папы Сикста IV в гротах Ватикана, бронза, 1489–1493), так и для живописных композиций, свидетельствующих об интересе художника к анатомии, перспективе и пейзажу (“Геракл и Антей”, около 1465, Уффици). Теми же чертами отмечены резцовые гравюры на меди Поллайоло (“Битва Обнаженных”, 1470), одни из первых в итальянском искусстве.

Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио Поллайоло интереса к скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно стремление к точной передаче пластических форм.

Эта тенденция может быть проиллюстрирована на примере картин “Аполлон и Дафна”, очевидно, написанной до 1470, и “Мученичество святого Себастьяна” (1475, обе в Лондонской Национальной галерее).

В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости.

В картине Поллайоло “Мученичество святого Себастьяна” на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло “Геракл и Антей” (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475–1480) имеют общий сюжет.

Антонио Поллайоло очень часто сотрудничал со своим братом – Пьетро дель Поллайоло (1443–1496). По странному стечению обстоятельств оба брата умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе святого Петра.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/pollaiolo.html

Объект Зал № 9 Антонио и Пьеро Поллайоло

Розовый мрамор Санта Мария дель Фьоре особенно нежен в утренних лучах солнца, и белое каменное кружево кажется еще тоньше, еще изящнее.

Восхитившись стройности шедевра Джотто, переместимся в мировую сокровищницу, Уффици: плотность шедевров на квадратный метр здесь явно перекрывает все разумные значения.

Взбодриться чашкой ристретто тут же, в кафе галереи, и переместиться к Арно, где на Понте Веккьо подробно изучить предложения ювелиров с лучшим в мире вкусом. Не забыть о сочнейшей фьорентине под прекрасное брунелло. Флоренция!

Продолжительная экскурсия познакомит с шедеврами мировой живописи. Основной акцент сделан на итальянских мастерах, творивших в разные периоды и в разных стилях: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пармиджанино. Экскурсия состоит из 34 эпизодов. Общая продолжительность звучания около 102 минут Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 3 часов

Сайт достопримечательности

www.polomuseale.firenze.it/musei/uffizi (итальянский, английский)

Технические подробности

1560 – начало строительства галереи, архитектор Джорджо Вазари 1591 – открытие галереи для посещения по запросу при Фердинанде Первом Медичи 1769 – открытие галереи для широкой публики

Интересные легенды и факты

Почти до 19 века основной интерес для посетителей галереи представляли римские копии древнегреческий статуй. Акцент на живопись сместился лишь в 19 веке.

Местоположение и как добраться

Palazzo degli Uffizi; Piazza della Signoria Автобус 3, 13, 14, 15, 18, 19, 23, 31, 32.

Режим работы

Вторник-воскресенье: 08-15 – 18-45 Закрыто по понедельникам

Стоимость посещения

Полный билет: 10,00 EUR Льготный билет (граждане ЕС в возрасте от 18 до 25 лет): 5,00 EUR Бесплатно: граждане ЕС до 18 лет и старше 65 лет

Особенности посещения

В галерее запрещена фото- и видеосъемка. Также запрещено дотрагиваться до экспонатов, громко разговаривать, проносить еду и напитки, зонты, рюкзаки и объемные сумки (имеется гардероб). Требуется отключить мобильные телефоны.

ДРЕСС-КОД

Нет

Полезная информация

Имеется возможность он-лайн бронирования билетов. Крайне рекомендуется! В случае приобретения билетов без бронирования длина очереди, как правило, не менее 2 часов.

Наличие родных аудиогидов

Имеется аудиогид на итальянском, английском, немецком, испанском, русском, китайском языках. Аудиогид имеет форму небольшого основного устройства и наушников. Можно повесить на шею. Информация представлена интересно; но не хватает инструкций по ориентации. Стоимость 1 гида – 5,50 EUR, двух -8,00 EUR Наша оценка – 4

Рекомендации по осмотру

Галерея расположена на третьем этаже дворца. Экспозиция организована в хронологическом порядке, что значительно упрощает ориентацию. Просто следуйте маршруту пронумерованных залов.

Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство Под управлением iOS не ниже 5.1.1

или Android не ниже 4.0.1.

Источник: https://www.yourguide.biz/excursions/Italy/Florence/audiogid:_florentsiya_-_galereya_uffitsi%2835%29/zal__9_antonio_i_pero_pollayolo%28254%29

Гераклиада

Пьяный Геракл1 в. до н.э. — 1 в. н.э.

Геркуланум, Италия

Как известно всем, главным героем Греции был богоравный Геракл.

Геракл! Сын Зевса и смертной Алкмены, гонимый ревнивой Герой, непобедимый воин, бесстрашный губитель чудовищ, сходивший живым в Аид и взятый после смерти на Олимп — кому не известны его двенадцать подвигов?

Порядок и даже состав подвигов различен в разных источниках. Не исключено, что Геракл должен был совершить только десять подвигов, но ему не были засчитаны два.

Это уборка в Авгиевых конюшнях (потому что это не подвиг воина!) и убийство Лернейской гидры (потому что там Гераклу помогали).

Зато охальники добавляют тринадцатый подвиг, — а по порядку следования он нулевой, — но я не буду здесь на нем останавливаться.

  • 1 подвиг — Геракл убивает Немейского льва
  • 2 подвиг — Геракл убивает Лернейскую гидру
  • 3 подвиг — Геракл разгоняет Стимфалийских птиц
  • 4 подвиг — Геракл ловит Керинейскую лань
  • 5 подвиг — Геракл ловит Эриманфского вепря
  • 6 подвиг — Геракл чистит авгиевы конюшни
  • 7 подвиг — Геракл укрощает Критского быка
  • 8 подвиг — Геракл ловит кобылиц Диомеда
  • 9 подвиг — Геракл добывает пояс Ипполиты
  • 10 подвиг — Геракл похищает коров Гериона
  • 11 подвиг — Геракл достает яблоки Гесперид
  • 12 подвиг — Геракл выводит из Аида Кербера

Подвиги Геракла в одной таблице

Подвиги Геракла

Что?Где?Что-то еще?СозвездиеПримечания1 подвиг — Немейский лев

2 подвиг — Лернейская гидра

3 подвиг — Стимфалийские птицы

4 подвиг — Керинейская лань

5 подвиг — Эриманфский вепрь

6 подвиг — авгиевы конюшни

7 подвиг — Критский бык

8 подвиг — кобылицы Диомеда

9 подвиг — пояс Ипполиты

10 подвиг — коровы Гериона

11 подвиг — яблоки Гесперид

12 подвиг — Кербер

Немейя, Арголида, северо-восток Пелопоннеса близ Микен Добывает шкуру Лев
Лерна, Арголида, восток Пелопоннеса недалеко от Микен Отравляет стрелы Гибра, Рак не засчитан
Симфал, Аркадия, центральная часть Пелопоннеса Лебедь, Орел, Лира
Аркадия, Пелопоннес
Эриманф, Аркадия, Пелопоннес Разогоняет диких кентавров, убивает дружественного кентавра Хирона (или Фола)
Элида, северо-запад Пелопоннеса не засчитан
Крит Телец
Фракия Скармливает Диомеда его же коням
Фемискира, Понт: южное побережье Черного моря Спасает Гесиону
о. Герион в западном (Атлантическом) Океане Убивает Орфа, Эвритиона и Гериона, убивает Кака на берегах Тибра (совр. Рим)
на краю земли за западным Океаном (?) Возводит Геркулесовы столпы, открывает Гибралтарский пролив в Атлантический океан, держит небо, убивает Антея, расковывает Прометея
подземное царство Освобождает Тесея

(Упоминаемый ниже в текстах Пьер Пиобб — французский оккультист первой половины XX века.)

Подвиг первый

Геракл убивает Немейского льва.Франсиско де Сурбаран.

Музей Прадо, Испания

Немейский лев — живший в горах Немейи чудовищный лев с необычайно прочной шкурой, которую не могло пробить никакое оружие. Убит Гераклом. Оказался на небе в виде созвездия Лев.

Читайте также:  Музей атенеум, финляндия, хельсинки

Подвиг второй

Антонио дель Поллайоло.Геркулес и гидра. 1475

Галлерея Уффицы, Флоренция

Г. Р. Державин. «Орел»

Лернейская гидра — непонятно что многоголовое, обладающее способностью мгновенной регенерации, чадо Тифона и Эхидны. Обитало в болоте около города Лера (или местности Лерна, километрах в десяти южнее Аргоса). Убита Гераклом. На небе в виде созвездия Гидра, дополненного Раком. Дальше я расскажу, почему.

Подвиг третий

Альбрехт ДюрерГеркулес и Стимфалийские птицы.1520.

Германский национальный музей, Нюрнберг, Германия

Стимфалийские птицы — священные птицы Ареса, жившие на берегах Стимфальского озера (ныне Заракское). С медными клювами, когтями и перьями. Опустошали поля, губили урожай, выклёвывали мозг местных жителяй. Использовали перья как метательные орудия.

Геракл напугал их трещоткой-кроталом (или, по указанию Афины, выкованными Гефестом медными тимпанами), многих перестрелял и разогнал вплоть до Тавриды.

Есть версия, увязывающая этот подвиг с комплексом созвездий, находящихся на небе недалеко друг от друга. Возможно и придумана она была именно с целью мнемонического запоминания небесных ориентиров.

По этой версии созвездия Лебедь, Орел и, может быть, Лира-Коршун — это стимфалийские птицы, Стрела — это символическое изображение стрел Геракла, а сам Геракл предстает здесь в виде созвездия Стрелец.

Подвиг четвертый

Лукас Кранах Старший.
Геркулес и лань из Аркадии (после 1537)

Керинейская лань — священное животное Артемиды, обитала в Ойное на скале Кериней; где именно находится Ойноя мне выяснить не удалось, возможно в Аркадии.

Лань была неутомима в беге, обладала золотыми рогами и медными ногами и ненасытно опустошала местные поля. Кажется, я даже слышал, что она была плотоядная лань и не брезговала человечиной.

Как утверждает александрийский энциклопедист Каллимах, ростом была с быка.

Не желая, по подсказке кого-то из благоволящих богов, связываться с богиней-охотницей Артемидой, Геракл не стал прибегать к оружию в охоте на лань и, непрерывно преследуя в её течении года, загнал зверя до изнеможения и взял голыми руками.

Иногда считают, что ранил неотравленной стрелой. Произошло уже где-то в гиперборее, то есть на подступах к Северному Ледовитому океану, когда лань развернулась и побежала снова на юг.

Геракл решил, что с него хватит, Артемида далеко, и применил лук.

Подвиг пятый

Геркулес и Эриманфский вепрь Франсиско де Сурбаран, 1634

(Музей Прадо, Испания)

Эриманфский вепрь жил неподалёку от Эриманфа и нехорошо славился дурным характером. Геракл должен был избавить от него местность и её обитателей. Геракл справился с задачей бескровно: он загнал вепря в снег и связал его.

Вепрь вепрем, но пятый подвиг печально известен скорее тем, что по дороге Геракл уничтожил табун диких кентавров, напавших на него вопреки закону гостеприимства.

Печаль же вот в чем: отбиваясь от наседающих противников, Геракл смертельно ранил отравленной стрелой любезного кентавра Фола, принявшего героя в пещере; или же преследуя остатки табуна, случайно поразил своего друга Хирона, в чьей пещере пытались схорониться кентавры.

Кентавр (Стрелец или Центавр) и оказался на небе, а не вепрь.

Подвиг шестой

Геракл перегородил реку Алфей. Франсиско де Сурбаран, 1634

(Музей Прадо, Испания)

Авгий, царь элеев в Пелопонесской Элиде, попросил помощи у Геракла: его скотный двор, который царь важно называл конюшнями, так зарос навозом тучных стад, что работники царя справиться с расчисткой не могли. (Кстати говоря, сельскохозяйственная ценность навоза не сразу была осознана древними греками.) Геракл должен был расчистить конюшни за один день, за что Авгий пообещал ему одну десятую скота.

Геракл справился с задачей, запрудив реки Алфей и Пеней и пустив потоки через на двор.

Подвиг седьмой

Геракл и критский бык.
Эмиль Фриан

Белоснежный бык, посланный Посейдоном, вышел на берег Крита из моря. (Возможно, его послал Зевс, но это маловероятно.) Царь Крита Минос должен был принести красавца в жертву Посейдону, но лукаво уклонился, выбрав быка из своего стада в надежде, что Посейдон не обратит внимания на подмену.

Вот, пока Минос занимался сокрытием улик, его супруга Пасифая занималась любовью с быком: обиженный, но необманутый бог наслал на нее зоофилическое безумие. Пасифая забеременела и впоследствии родила Минотавра, антропоморфное существо с головой быка. (Впрочем, нет полной уверенности, что бык-отец был именно наш бык.)

Но точно известно, что Посейдон наслал настоящее безумие на своего белого быка. Бык носился по Криту туда и сюда вдоль реки Тефрины, вытаптывал посевы и дурно шалил. Может быть, искал Пасифаю.

По согласию с встревоженным Миносом, Геракл взялся изловить быка. Бык был пойман и взнуздан Гераклом, бросился в море, доплыл до Пелопоннеса, выбрался на берег и продолжил носиться и вытаптывать посевы уже на материке. Убит Тесеем и принесен в жертву Афине. Про другой версии, на твердой земле безумие покинуло его, и он был так принесен в жертву по назначению Посейдону.

Критский бык, по общей очевидности — Телец.

Подвиг восьмой

Диомед, пожираемый его конями.
Гюстав Моро, 1865

Диомед — царь бистонов, обитавших во Фракии. Держал кобылиц, прекрасных, но с нравственным изъяном: они питались человеческим мясом. А может, это были и жеребцы, четыре жеребца, но равно людоеды

Геракл по поручению Эврисфея угнал табун, но Диомед с войском настиг похитителя, когда тот уже загрузил товар на борт. Пока Геракл громил Диомеда и его войско, разнервничавшиеся лошадки съели гераклового возлюбленного Абдера, который охранял их на корабле. Геракл в отместку скормил им и их бывшего хозяина, взятого героем в плен.

Получив желаемое, Эврисфей отпустил жеребиц на волю, не слишком беспокоясь их вкусовыми предпочтениями. Нервные кобылицы бежали в горы, где их сожрали дикие звери. Кобылицы ели только человечину, а диких зверей они не ели. Кремлёвская диета им на пользу не пошла.

Подвиг девятый

Геракл заватывает пояс Ипполиты.
Николаус Кнюпфер, первая половина XVII в.

Ипполита — царица амазонок, живших на южном берегу Черного моря (тогда Понта Аксинского), на нынешней территории Турции (там сохранился даже топоним Амасья, впрочем связь его с амазонками далеко не беспорна).

Пояс был подарен ей богом войны Аресом, и, поговаривают, пока он опоясывает вождя — войско непобедимо. И если этому верить, пояс не был получен в бою — а видимо, хитростью. И на этот счет есть всякие версии, которые я не буду излагать.

Подвиг десятый

Геракл поражает гиганта Какуса и возвращает стадо Гериона.
Giovan Battista Langetti

Дело не в красавицах красных коровах, пасшихся на острове Эрифия на крайнем западе Ойкумены, они чудовищами не были, коровы и коровы.

Проблема была в охранявшем их двуглавом псе Орфе (возможно, лев первого подвига Геракла его потомок) — отродье Тифона и Эхидны, в великане-пастухе Эвритионе и в самом Герионе, как считалось, самом сильном человеке на земле — тоже великане с тремя телами.

Все были убиты Гераклом.

На обратном пути недалеко от берегов Тибра (и как это его туда занесло?) Геракл расправляется с великаном Каком (или, если угодно, Какусом, братом, извините, Каки и сыном Гефеста), укравшим нескольких коров: В гроте спрятал их Как, задом таща наперед, свидетельствует Овидий в «Элегиях». А грот, кстати, находился на Аветинском холме, одном из семи, на которых позже был возведен город Рим. Вот такое неприятное место там было.

По утверждению Гигина, ссылающегося на Эсхила (я ссылку не подтверждаю, не нашел), и Грейвса: когда Геракл гнал стадо мимо Лигурийского мыса, на него напали местные жители-лигурийцы.

Их было так много, что даже Геракл утомился и у него кончились стрелы — он пал на одно колено, изнеможенный, и шарил руками вокруг в поисках хоть какого-то оружия, но — тщетно. Тогда Зевс наслал тучу, разразившуюся каменным дождем — этими-то камнями и поразил Геракл своих врагов.

Так вот, именно этот момент, отражен в созвездии Геркулес, которое часто называли просто Коленопреклоненный.

Подвиг одиннадцатый

Сад Гесперид.
Фредерик Лейтон, 1892

Геспериды, дочери титана Атланта, держателя неба, хранили в своем саду дерево Геры, плодоносящее золотыми яблоками, которые, вроде бы, наделяли вечной молодостью. Хранили так долго, что стали уже считать своим.

Говорят, даже начали подворовывать, и может быть поэтому Гера поставила к дереву стража — дракона. Дракон Ладон-сто-голов. (Молодильные яблочки, однако.

Какими ветрами занесло в холодные славянские леса этот миф?) По малоизвестной версии мифа, яблоки были не яблоки, а овцы с золотым руном.

(Я решил компенсировать брутальность нашего героя сладкой картинкой. Это Геспериды в своем саду. Дракон не мешает им предаваться неге.)

Геракл добрался до края света (по дороге раздвинув скалы, названные в результате Геркулесовыми столпами, и создав пролив из Средиземного моря в Океан — если только он не сделал это подвигом раньше) и нашел сад Гесперид в Атласских горах. Он не стал сам добывать яблоки. Он попросил Атланта сделать это, пока небо будет покоиться на его мощных плечах. И вот, пока Геракл держал небо, Атлант по-бырому сгонял отправился за яблоками.

Может быть, Геракл, обратился к Атланту просто по тому, что побоялся Ладона, но доброхоты утверждают, что он сначала убил дракона стрелой и даже ногой его попрал, а уж потом пошел к Атланту с просьбой.

Считают даже, что именно момент попирания и отображен в позе созвездия Геркулес. А попранный дракон — кандидат на прототип одноименного созвездия.

Почему же Геракл сам яблоки не сорвал? Я полагаю, Геракл не хотел кражей яблок Геры подавать ей повод к прямой мести. Хотя Гере вполне было достаточно косвенной.

Стоит здесь упомянуть, что на обратном пути Геракл освобождает прикованного титана Прометея, убив орла-стервятника, ежедневно прилетавшего клевать его печень. Именно эта стрела героя была помещена на небо в виде созвездия Стрела, а стервятник — в виде Орла. Не спрашивайте меня, как Геракл проложил обратный путь от Гибралтара в Грецию через Кавказ, я не вам отвечу.

Символически подвиг восходит к Скорпиону. Пиобб говорит о Водолее, но имеет в виду он сам подвиг или освобождение Прометея, я не знаю. А создание Геркулесовых столпов он однозначно относит к Близнецам. Потому что столбов два и они похожи как близнецы. Отдельное Созвездие Ветвь Яблони было предложено английским астрономом Джоном Сенексом: его держал в руке Геркулес. Не прижилось.

Подвиг двенадцатый

Геркулес выводит Цербера из преисподней
Келер-Вилианди Иван Петрович, 1855

Пес Кербер — исчадие подземного царства Аида: три головы, клубок змей гривой вокруг шеи и голова дракона на длинной шее вместо хвоста. Есть более и страшные портреты. Сын Тифона и Эхидны, брат выше упомянутого Орфа. Любимчик Гадеса.

Очищенный и подготовленной в Элевсинских мистериях самой Корой-Песефоной, Геракл спустился в Аид, с разрешения Гадеса и условием не обижать, укротил Кербера и вывел его на поверхность земли. Здесь Кербера вырвало, что отчасти можно понять. Выполнив требование Эврисфея, Геракл отпустил пса на подземную родину.

Двенадцатый подвиг связан с Весами. А вот Пиобб этот подвиг пропустил.

Кербер появляется в качестве отдельного созвездия у Яна Гевелия в «Уранографии»; ныне это созвездие не используется.

Геракл совершил еще неимоверное количество подвигов — как до, так и после, и вовремя службы у Эврисфея и свершения основных двенадцати. Их называют «парерга», если они связаны с битвами и идут как дополнение к двенадцати, и «труды» — все остальные.

Например, прямо в колыбели: еще младенцем он задушил двух змей, посланных Герой задушить его. Возможно, созвездие Змееносец иллюстрирует эту ситуацию.

В Лидии на берегу реки Сангарии он застрелил огромного змея, уничтожавшего урожай и пожиравшего окрестных жителей. Возможно, созвездие Змееносец было зажжено на небе Зевсом по этому поводу.

Геракл планировал принять участие в походе Аргонавтов, отправился с ними, но был отвлечен с пути богами на другие важные дела, так что в Аргонавтике он тоже немного задействован.

В Девятом подвиге Геракл был обманут Лаомедонтом, царем Трои. Позже, после выполнения всех двенадцати подвигов, герой отомстил обидчику, взяв Трою. (Это было еще до гомеровской троянской войны.) Пиобб ассоциирует это достижение с Весами. Интересно, почему?

Но это все, конечно, маргинальные версии.

Римская мозаика из Лиерии, 3 в. Национальный археологический музей, Мадрид, Испания.

Цикл о Геракле, 1634. Музей Прадо, Испания.

1 подвиг
2 подвиг
5 подвиг
6 подвиг
7 подвиг
10 подвигГеракл отделяет горы Кальпе и Абила
11 подвиг
11 подвиг
12 подвигСмерть Геркулеса

Источник: http://www.astromyth.ru/Myths/Heracliada.htm

Ссылка на основную публикацию