Гуляки, ян стен, около 1660

Символы в картинах «Малых голландцев»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Символы в картинах «Малых голландцев»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Символы в творчестве «Малых голландцев» Выполнил: Кабина Лариса Анатольевна МБУДО ХШ№1

2 слайд Описание слайда:

Основное понятие Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») — художественная школа голландской живописи XVII в.

, в которую условно объединяются мастера пейзажной, портретной и бытовой жанровой картины, а также натюрмортов.

Интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты. Небольшой, «кабинетный» формат картин.

3 слайд 4 слайд Описание слайда:

Гуляки (около 1660 г) Символы: Догоревшая почти до конца свеча – совместная жизнь, подошедшая к концу, потом пути супругов разойдутся.

Фонарь – буйство, невежество, нерадение, кончина Гвоздь – нужда, необходимость; курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений «Гуляки» Стена – типичная для художника жанровая картина, где он пишет Маргариту ван Гойен в образе охмелевшей женщины, а себя в любимой роли саркастического комментатора, на этот раз – собственной жизни.

Эпатаж, вызов общепринятому пониманию священного института брака и дома воплощены в этом полотне, имеющем несомненные ассоциации с нелёгкой и не слишком обеспеченной в действительности семейной жизнью Стена.

На холсте художник держит в одной руке бокал с вином, в другой трубку, иронично предлагая зрителю взглянуть на сцену своей жизни: неказистое простое жилье, где в углу за небольшим четырехугольным столом с флягой вина задержались они с женой. Супруга сползает с добротного и красивого стула (своей украшенной головками львов спинкой он напоминает трон – приличествующее хозяйке дома почетное место), она уронила голову на локоть руки и сладко спит, прислонясь к плечу супруга.

5 слайд Описание слайда:

Бутылка — символ греха пьянства.

гвоздь (в 17 веке) – знак нужды, необходимости; вбитый гвоздь – распятие Христа; вино/виноград – символ крови Христовой; курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений; Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов; музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств; попугай – человек (из-за умения подражать человеческому голосу); собака – верность; на надгробии – верность, побеждающая смерть

6 слайд Описание слайда:

Питер Клас (1597/1598 – 01.01.1661) голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта; один из лучших мастеров гарлемского и вообще голландского натюрморта первой половины XVII века; его натюрморты сдержанны, по колориту гармоничны, строгие и простые по композиции.

7 слайд Описание слайда:

«Завтраки» и «банкеты» Питер Клас – Трубки на столе (1630) Прекрасным образцом зрелого творчества художника является натюрморт «Трубки на столе» (1636), хранящийся в Ленинградском Эрмитаже.

Мотив этот, правда, весьма необычен для Питера Класа, но сама манера исполнения достаточно характерна. Натюрморт решен строго и сдержанно, целен по цвету. Его скромность носит, можно сказать, программный характер.

Эта особая камерность, соразмерность с живым, конкретным человеком — большое достоинство Класа.

8 слайд Описание слайда:

Vanitas Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.

Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»)

9 слайд Описание слайда:

Франс Халс (1582/1583 – 26.08.1666) В 1585 году семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь; учился у Карела ван Мандера (маньерист); В 1610 году становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Ранней манере свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы В 1644 стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта. В старости перестал получать заказы и впал в нищету.

Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

10 слайд Описание слайда:

Портрет Виллема Хейтхейссена Символы: Шпага – власть; Роза – тщеславие, быстротечность жизни Изображение в полный рост Шарж: нескладна постановка фигуры, локоть слишком выпячен, далеко отставлена шпага, складки декоративного занавеса падают без должного благородного эффекта. Кажется, что всё с чужого плеча — антураж дисгармонирует с фигурой «мещанина во дворянстве». Единственный портрет кисти Франса Халса в полный рост

11 слайд Описание слайда:

Символы: Открытое окно – жизненный путь, оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу; нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

Кроме того, это скрытое изображение мужской силы; жертвы, принесение жертвы Воодушевление и пространственная свежесть – наклон поз, большие диагонали в построении композиции и иногда смелые и мощные мазки.

Так в его картинах появляется не посредственность поз и экспрессий

12 слайд Описание слайда:

Ян ван Гойен по праву считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века любил писать морские пейзажи и берега рек, помещая линию горизонта очень низко, придавал огромное значение небу и освещению

13 слайд 14 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/simvoli-v-kartinah-malih-gollandcev-1471300.html

Ян Стен-самый жизнерадостный и остроумный живописец Голландии.17век, (возможно кутила и пьяница) | Волшебная сила искусства

       Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.  Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.

     Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.

Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью  он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором . 

      Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы .
Риторики в окне 1662-1665

     Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте.

В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.

Жители Делфта, 1655

Рейксмузеум, Амстердам

Пекарь Аствард и его жена Катарина
1658, Рейксмузеум, Амстердам

Веселое общество 1660

Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага

Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага

Туалет женщины, 1660
Рейксмузеум, Амстердам

Беспутный дом 1661-1664

Больная и врач 1660-е

Веселье в семье художника 1663-1665

Школьный учитель 1663

                Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.

Ян Стен. Автопортрет.

(Судя по этому автопортрету,я склонна верить старинным биографам Стена.Видимо всё же он был кутила и пьяница)

Пьяницы.1660г.

 В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.

        Перечисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.

 
           Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

Аргумент в карточной игре,1660-е

Празднование крестин 1664

Мнимая больная девушка, 1665

Течение жизни 1665-1667

Веселая компания 1668

Клетка с попугаем 1670

Встреча с гуляками 1679

Игроки в трик-трак 1667

Гулянка в день рождения принца Вильгельма III

   Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

         У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1793923

Великий рассказчик Ян Стен

Девушка с устрицами

Слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Вальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».

Так голландцы  называют семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

«Гуляки». 1660 г. Ян Стен. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким  пьяницей и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало.

И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «пьяных автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Читайте также:  Арльские дамы (воспоминание о саде в эттене), ван гог, 1888

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?

Мужчина, предлагающий устрицы даме

Например, полотна «Девушка с устрицами» или «Мужчина», предлагающий устрицы даме вовсе не кажутся нам неприличными, хотя в свое время они, вероятно, заставили покраснеть не одну добродетельную матрону. Устрицы в XVII веке считались самым сильным средством для повышения потенции. Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто другое.

А Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган. Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ — городские жанровые сцены. Их герои обычно относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

Танец яиц (ок.1674г.) — Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть её состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его. Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места.

Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами «гостиница с номерами». Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) — щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает её. Дама колеблется, и мы не можем с уверенностью определить, войдет она в эту «обитель греха» или так и не отважится сделать это.

Сцена в кабачке

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.

Игра в трик-трак

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти.

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин.

А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» свои картины «на ходу».

Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком». То, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин. 

Пивовар, хозяин таверны, многодетный отец и художник в свободное время

Автопортрет, около 1670. Государственный музей (Амстердам)

Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Его темы — жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои — живые люди с их достоинствами и недостатками.

 Он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.

Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.

Позже он работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена (Jan van Goyen), на дочери которого он женился. В 1654 году Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.

С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 — в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи. Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670 году Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до самой смерти.

Черездва года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.

***

Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.

Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн,— дочерью муниципального служащего.

Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете.

Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630–40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.

В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).

Университетского курса он, надо думать, так и не одолел. Некоторые историки искусства высказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).

Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — сказать трудно. Мнения биографов на этот счет расходятся.

Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку 3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена.

А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают.

Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.

В 1652–54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.

Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами».

12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта).

Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.

В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя «бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет. 

«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь.

В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу попросил городские власти взять на себя опеку над его детьми.

Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить её своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.

В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами.

В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках.

О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.

После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя.

Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню.

Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив, что пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного дохода не приносят.

В скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город. 

Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные посты.

Это дает нам основания говорить о том,что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений.

А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.

Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время»

В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной.

Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — её муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт.

В 1674 году у четы родился сын и, следовательно, жить им стало еще труднее.

Точная дата смерти художника неизвестна…

Из: vakin.livejournal

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/velikiy-rasskazchik-yan-sten

Герард Доу. Автопортрет. Фрагмент. 1635—1640 гг

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 31Следующая ⇒

Риксмузей, Амстердам.

Ян Стен. Гуляки. Около 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Стен. Игра в трик-трак. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан ван Остаде. Крестьянское общество. 1671 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан ван Остаде. Скрипач возле крестьянского дома. 1673 г. Музей Маурицхейс, Гаага.

Герард Терборх. Бокал лимонада. Около 1664 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Вермер. Девушка с письмом. Около 1657 г. Картинная галерея, Дрезден.

Паулюс Поттер.

Ферма. 1649 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

В 40-х гг. XVII в. в Делфте жил художник-анималист Паулюс Поттер (1625—1654). Его живописная манера замечательна великолепным чувством формы и свежестью насыщенных красок. Созданные им «портреты» домашних животных очень выразительны.

Рембрандта. Склонность к смелым творческим экспериментам прояви­лась в его картине «Продавец музы­кальных инструментов» (1652 г.). Зрителя поражают необычное изо­бражение пространства, странное соотношение величин: на первом плане — огромная виолончель, лежа­щая на прилавке; в удалении — ма­ленькая фигурка торговца. Фоном служит вполне конкретный, не изме­нившийся и сегодня уголок Делфта.

Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632— 1675), уроженец города. Его отец за­нимался шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позднее стал владельцем гостиницы. Торгов­лю картинами и гостиницу он пере­дал по наследству сыну. В 1653 г. Вермер вступил в городскую гильдию Святого Луки, где впоследствии неод­нократно избирался на почётные должности.

Читайте также:  «буфет», жан батист симеон шарден — описание картины

Художник написал около сорока картин. Как правило, он не датиро­вал свои произведения, и хроноло­гия его творчества может быть уста­новлена лишь приблизительно.

На полотне «Военный и смею­щаяся девушка» (около 1657 г.) свет весеннего дня, льющийся из приот­крытого окна в глубине компози­ции, как бы вторит смеху молодой кокетки. Офицер и девушка сидят за одним столом, но кажутся далёкими друг от друга — так резко противо­поставлены фигуры маленькой на­смешницы и её огромного, смущён­но молчащего кавалера.

В композиции «Девушка с пись­мом» (около 1657 г.) художник изо­бразил ту же модель, что и на пре­дыдущей картине, но теперь её не узнать: она серьёзна и строга. Почти неуловимые движения рес­ниц и губ выдают скрытое беспо­койство. Хрупкий точёный профиль девушки особенно красив в потоках вечернего света, на фоне белой сте­ны, по которой пробегают лёгкие перламутровые тени.

На картине «Служанка с кувши­ном молока» (около 1658 г.) молодая женщина с непримечательным, но свежим лицом — не единственная

героиня. Густое молоко, сбегающее тонкой струйкой из глиняного кув­шина, ноздреватый каравай в плетё­ной корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой выразительностью.

На рубеже 50~60-х гг. Вермер создал несколько удивительных пей­зажей. Картина «Уличка» (около 1658 г.) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную по­стройку — приют для престарелых. Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук.

Песок тротуара заботливо выме­тен и разглажен граблями; вымо­щенное плиткой низкое крылечко тщательно вымыто; фасады снизу выбелены извёсткой и увиты ди­ким виноградом.

Художник смотрит на жизнь без праздной скуки: он лю­буется цветом каждого кирпича, под­мечает красочное богатство пасмур­ного неба.

Город на полотне «Вид Делфта» (около 1660 г.), изображённый по­сле дождя, освещён первыми солнечными лучами. Дома и башни го­родского центра, отделённые от зрителя сверкающей лентой реки, чётко вырисовываются на фоне влажного светлеющего неба.

Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а завершал работу лёгкими, почти незаметными касаниями кис­ти, которые придавали неповтори­мую живость резким линиям и чёт­ким формам его произведений.

Цвета у Вермера сильные, насыщен­ные; на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различ­ных оттенков.

Художник понимал: чтобы небо на картине стало таким же синим, как за окном, одного си­него тона мало.

Порой композиции Вермера до­вольно сложны. Так, на полотне «Лю­бовное письмо» (около 1667 г.) на первом плане в полутьме стоят до­машние туфли и половая щётка, а действие разворачивается на втором

Ян Вермер.

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-137138.html

Художник из Голландии. Ян Стен

Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Вскоре после этого, Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге. 3 октября 1649 Стен женился на дочери ван Гойена Маргрит, которая впоследствии родила ему восемь детей. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности, к какому жанру следует отнести живопись художника — к портрету или бытовому жанру.
Пекарь Аствард и его жена КатаринаПосле Делфта Стен жил с 1656 по 1660 в Вармонде, к северу от Лейдена, и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка.
Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену, и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов.
Гуляки
Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. В этой ироничной картине «Гуляки» Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Картина проникнута благодушным настроением и тонкой беззлобной иронией, свойственным многим работам художника. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины — заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей.Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей.

Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи.

Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.

Туалет женщины
В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет.

Живописец Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника.

Ян Стен был плодовитым художником, создав приблизительно 800 картин, из которых примерно 350 дошли до наших дней. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена.

Семейный праздник
Стен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором.

В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т.д.

Больная и врач
Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л.А Кроза де Тьера в 1772 году. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом.

Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Но у католика Стена, одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, есть и множество других положительных качеств.

Помимо картин бытового жанра, он писал портреты, исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта.

Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.

Беспутный дом
Стен работал в различных городах — Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею.

Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, расточителем и мотом, но нет никаких известных и достоверных фактов в городских архивах, чтобы подтвердить такую репутацию.

На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья, но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника.

Риторики в окне
Кроме картин бытового жанра, «низкого» по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности.

Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист.

Его плавная обработка красного, словно мясо лосося, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.

Веселье в семье художника
Эту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно.

На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей.

От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.

Аргумент в карточной игре
В свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую иронию для достижения назидательно-нравственной цели.

Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т.п.

В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами.

По сути , Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, заинтересовывающее зрителя, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из повседневной жизни.

Школьный учитель
Ян Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это полотно из ирландской национальной галереи, в котором художнику удалось запечатлеть очень характерные выражения детских лиц. Здесь и боль, и отчаяние, и потаённая подленькая детская радость, и озабоченность, и равнодушие.

Празднование крестин
Гордый отец держит на руках своего новорожденного ребенка, а друзья и родные собрались вокруг, чтобы посудачить, полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, которое готовят три женщины справа у очага.

Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц — общеизвестный символ бренности.

Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.

Читайте также:  Шоколадный домик в киеве - описание музея, украина

Мнимая больная девушка
Эта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, значит,  у него были свои причины сделать это. Вполне вероятно, что Стен изобразил достоверный случай, историю о мнимой больной из жизни гаагских бюргеров (в этом городе в то время жил и работал художник).

Течение жизни
Эта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника совсем не очень крупных размеров.

Но удивляет, как тщательно прописаны Яном Стеном мельчайшие детали повседневного бюргерского бытия, начиная от приготовления устриц молоденькой служанкой и игры маленького мальчика с кошкой до выпивох в дальнем углу зала и рисунка персидского ковра.

Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца; «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической и библейской тематики, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, изображающие представителей зажиточного среднего класса, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска.Кошкины танцы 1679В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всехголландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степениоригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловнойправильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый игармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд ичеловеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны порисунку и суховаты по письму. Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и

тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

В таверне

Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯнСтен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцемГолландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаряюмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплойсердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художникрассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиеживописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3

февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Встреча с гуляками 1679
Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5037835.html

Хозяйка и служанка. Около 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

БЫТОВОЙ ЖАНР

С начала XVII столетия в голландской живописи раз­вивалось новое направление — бытовой жанр. Люби­мой темой художников стали сиены из жизни «весё­лого общества».

Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей — дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные истины бюргерской морали.

Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, сим­волизирует умеренность; обезьянка — дьявола, под­стерегающего беззаботных гуляк.

Географическая карта на стене придаёт домашней сценке «всемирный» масштаб.

В 40—60-х гг., в пору расцвета творчества Рем­брандта, самым знаменитым живописцем в Голландии был его ученик Герард Доу (1613—1675) из Лейдена. В отличие от своего учителя он умел и любил нравить­ся публике. Всё его наследие состоит из однотипных, безукоризненно написанных сценок, обычно открыва­ющихся зрителю в проёме большого окна.

Земляком Рембрандта был и Ян Стен (около 1626— 1679), помимо занятий живописью содержавший трак­тир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством предметов, как будто художник боит­ся пустоты.

Весьма популярный художник Адриан ван Остаде (1610—1685) из Харлема, ученик Франса Халса, раз­рабатывал «крестьянский жанр». Он изображал мир де­ревни с благодушной чувствительностью заезжего го­рожанина.

Этому настроению соответствует и колорит его картин: пёстрые, мягкие краски словно прогреты приветливым майским солнцем. Характерная для это­го живописца работа — «Скрипач возле крестьянско­го дома» (1673 г.).

Если в начале XVII в. бытовые картины тради­ционно были многофигурными, пронизанными дейст­вием, то со временем художников стали привлекать более скромные сюжеты. Они старались прочувст­вовать поэзию повседневности в любом неброском эпизоде. Таковы произведения Габриеля Метсю (1629—1667).

Творчество Герарда Терборха (1617—1681) отлича­ется особой изысканностью. Его мир — аристократи­ческие салоны с занавешенными окнами, а герои — бледные, церемонные кавалеры и нежные дамы в атлас­ных нарядах, как в картине «Бокал лимонада» (около 1664 г.). Они пишут и читают письма, музицируют, муж­чины учтиво ухаживают за дамами.

Герард Доу. Автопортрет. Фрагмент. 1635—1640 гг.

Риксмузей, Амстердам.

Ян Стен. Гуляки. Около 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Стен. Игра в трик-трак. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан ван Остаде. Крестьянское общество. 1671 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан ван Остаде. Скрипач возле крестьянского дома. 1673 г. Музей Маурицхейс, Гаага.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1079.html

Л. Пуликова — Государственный Эрмитаж

Виллем Калф (1619–1693) Десерт 1653–1654. Холст, масло. 105×87,5

«Десерт» голландского художника Виллема Калфа — прекрасный пример богатого, нарядного и красочного натюрморта, в котором отобразилось стремление разбогатевшего бюргерского класса к роскоши и помпезности. В картине чувствуется незримое присутствие человека — хозяина изображенных вещей.

Композиция «Десерта» достаточно традиционна: на столе стоят два бокала, небольшой кувшин и фаянсовая тарелка со свежими фруктами. Стол застелен дорогим бархатным ковром, золоченый кубок на нем — тонко проработанное произведение ювелирного искусства. Калф мастерски передает тонкость стекла бокала и блики на серебряной тарелке.

С любовью написаны фрукты, выделена фактура глянцевой неровной корочки разрезанного лимона, его сочная мякоть. Яркие цвета и оттенки фруктов придают полотну красочное звучание, обособляя его среди других произведений.

Калф благодаря своим уникальным изобразительным способностям значительно расширил иллюзионные возможности натюрмортной живописи и отобразил вкусы аристократии второй половины XVII века.

Виллем Класс Хеда (Около 1594-около 1682) Завтрак с крабом 1648. Холст, масло. 118×118

Виллем Хеда — один из первых мастеров голландского натюрморта XVII века, чьи работы весьма ценились современниками. Особой популярностью в Голландии пользовался такой вид полотен, как «завтрак». Они создавались на любой вкус: от богатых до более скромных.

Картину «Завтрак с крабом» выделяет нехарактерный для голландского натюрморта большой размер. Общая гамма произведения холодная, серебристо-серая с немногочисленными розоватыми и коричневыми пятнами.

Хеда изысканно изобразил сервированный стол, на котором в тщательно продуманном беспорядке расположены предметы, составляющие завтрак. На блюде лежит краб, выписанный со всеми особенностями, рядом желтеет лимон, изящно срезанная корка которого, закручиваясь, свисает вниз.

Справа лежат зеленые оливки и аппетитная булочка с золотистой корочкой. Стеклянные и металлические сосуды добавляют натюрморту основательности, их цвет почти сливается с общей гаммой.

Фердинанд Бол (1616–1680) Портрет ученого Около 1650. Холст, масло. 122×98

Фердинанд Бол — голландский художник и график, ученик Рембрандта, прекрасно усвоивший приемы его живописной манеры, в результате чего многие работы Бола ошибочно приписывались мастеру. Об обстоятельствах жизни Боля почти ничего не известно. Он прославился благодаря портретному жанру и по праву занимает одно из первых мест в ряду выдающихся портретистов голландской школы.

«Портрет ученого» выделяется уютной теплой коричневой гаммой, напоминающей камни янтаря. Пожилой мужчина с бородой в задумчивости подпирает голову рукой. Позади него на столе располагаются атрибуты исследователя — глобус и книги в толстых переплетах. Ученый, облик которого напоминает русского боярина, погружен в свои мысли, обдумывает будущие открытия.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Портрет старика в красном 1654. Холст, масло. 108×86

В искусстве знаменитого голландского живописца Рембрандта в 1650-е центральное место занимал новый, ранее неизвестный в европейской живописи тип портрета-биографии. Моделями художника часто служили пожилые люди, воплощавшие жизненную мудрость, на чью долю выпали горестные испытания.

Это десятилетие стало вершиной мастерства Рембрандта как портретиста. Через величавое спокойствие художник передает психологическое состояние пожилого человека, его переживания и раздумья.

Особый живописный рембрандтовский свет и мягкий полумрак позволяют ощутить его развивающимся во временном потоке, который связывает прошлое, настоящее и будущее.

Лицо и руки старика, форму которым художник придавал не только кистью, но и своими пальцами, кажутся озаренными неким духовным внутренним светом. Образ, созданный мастером, стал олицетворением стойкости и принятия своей участи.

Франс Халс (Между 1581 и 1585–1666) Мужской портрет. До 1660. Холст, масло. 84,5×67

Франс Халс являлся одним из самых известных живописцев голландского золотого века. Мастер портретного жанра создал более 900 работ, в которых представил детей, бедняков и аристократов, гвардейцев и собутыльников из различных кабачков.

«Мужской портрет» относится к серии портретов, схожих по постановке модели: она представлена вполоборота на темном фоне, из которого яркими контрастными пятнами выступают лицо и элементы гардероба — перчатки, белый воротник.

Возможно, изображенный на портрете мужчина — офицер, на это намекает его правая рука, лежащая на том месте, где обычно находится рукоять шпаги. Халс работает в новой свободной манере с широким осязаемым мазком, хорошо моделирующим форму.

Спустя два столетия новаторская живописная манера Халса вдохновит целое объединение художников-импрессионистов.

Герард Терборх (1617–1681) Бокал лимонада 1660-е. Холст, масло. 67×54

Вероятно, «Бокал лимонада» — это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. Произведения художников были небольшого размера и предназначались для украшения квартир обеспеченных горожан.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.

Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы.

Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное. Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

Рембрандт Харменс ван Рейн 1606–1669 Возвращение блудного сына. Около 1668. Холст, масло. 262×205

Одной из вершин творчества великого нидерландского художника считается картина «Возвращение блудного сына». Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование.

До этого Рембрандт неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им когда-то отцу.

Живописная поверхность полотна буквально излучает тепло рембрандтовской палитры, мерцающая светотень подчеркивает фигуры главных героев. В образах склонившегося старика и его коленопреклоненного сына живописец выражает сложнейшую гамму чувств: раскаяние и милосердие, безграничную любовь к своему ребенку и горечь позднего прозрения.

В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.

Ян Стен (Около 1626–1679) Гуляки Около 1660. Дерево, масло. 39×30

Ян Стен — один из ярких мастеров голландской бытовой живописи XVII века. Тема веселья, развлечений и веселых пирушек Стену, владельцу кабачка, была знакома, как никому другому. Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев.

Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя.

Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сил переменить неудобное положение.

Повсюду господствует беспорядок, придающий дополнительный комизм ситуации: на полу валяются черепки разбитой трубки, на переднем плане — большая туфля, слетевшая с ноги хозяйки. Вся сцена до мельчайших деталей показана с большой теплотой и юмором.

Источник: https://profilib.org/chtenie/36631/l-pulikova-gosudarstvennyy-ermitazh-10.php

Ссылка на основную публикацию