Кабачок, эдуард мане, 1879

Эдуар Мане Кабачок: Описание произведения

В Российских музеях очень мало картин Эдуара Мане, можно пересчитать по пальцам. И картина «Кабачок», на которую можно посмотреть в ГМИИ им. Пушкина, пожалуй, одна из самых ценных и показательных для Мане.

Главные российские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов увлеклись французским искусством, когда Эдуара Мане уже не было в живых.

После его смерти все картины были распроданы на аукционе в отеле Друо и разошлись по частным коллекциям и галереям арт-дилеров. Некоторые были выкуплены сыном и женой Мане, некоторые — его старыми почитателями и друзьями. Когда русские коллекционеры добрались до французского искусства, Мане уже стал классикой.

Его «Олимпия» и «Завтрак на траве» готовились занять свои места в Лувре.

«Кабачок» — из поздних смелых ресторанных картин Мане, написанных быстро с натуры. Этюд, оставшийся без воплощения. Блестящая зарисовка с крупными длинными мазками, которая и не требует доработки и изобретает для Мане новую манеру. Он все еще мечтает о Салоне и Ордене, но уже ощущает, что для этого не придется жертвовать своим способом виденья. Какого черта, — решает Мане.

— Я буду писать то, что вижу. В 1878 году он наблюдает за посетителями модных кафешантанов, кабаре и баров у подножия Монмартра. Проститутки скучая ждут клиентов, усталые мужчины из-за столиков наблюдают за танцовщицами на сцене, задумчивые женщины забывают о тлеющей сигарете, официантки (совсем недавнее парижское новшество, принятое всего в нескольких заведениях) разносят пиво.

Критики саркастически отмечали, что Мане хорошо удаются натюрморты — потому он и лепит их по поводу и без на жанровые сцены и портреты, не заботясь о логике расположения предметов на одном столе, о сервировке и о кулинарных тонкостях сочетания продуктов.

Его волнует только одно: как все эти элементы сочетаются по цвету и как преломляется свет в стекле. И теперь натюрморты удаются ему все лучше — даже когда они складываются всего из пары бутылок, а те в свою очередь — из пары красок разных оттенков.

Этот стакан в пять мазков и в два цвета на переднем плане в «Кабачке», этот бокал перед склонившимся мужчиной — отважнее, чем у Ренуара в «Завтраке гребцов» и у Дега в «Абсенте». И это Мане, который отмахивается от своих младших последователей-импрессионистов с их идеями схваченного момента, состояния, движения.

Мане, который наотрез отказывается участвовать в их бредовых выставках и уговаривает одуматься самих импрессионистов.

При этом он сам по-японски перерезает композицию в «Кабачке» стволом дерева — сверху донизу по переднему плану.

Этот трюк, вдохновленный японской гравюрой укиё-э, использует Дега в картинах, посвященных скачкам, для эффекта случайно захваченной картинки, мгновенного снимка.

Но Моне задействует пространственные искажения и такие лобовые эффекты с другой целью: он приближает зрителя к сидящему за столиком мужчине вплотную и буквально втягивает нас в пространство картины.

Источник: https://artchive.ru/artists/831~Eduar_Mane/works/515305~Kabachok

Эдуард Мане. 5 шедевров мастера с колумбовской кровью — Дневник живописи

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?

1. Завтрак на траве. 1863 г

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

3. Балкон. 1868 г

Эдуард Мане. Балкон. 1868 г. Музей д’Орсе, Париж

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г

Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в Пушкинском музее в Москве. Самая известная из них – Кабачок.

Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Silver.ru

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Если Вы очарованы картинами Мане, то качественную репродукцию его «Балкона» или «Аржантея» Вы можете заказать вот здесь.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/eduard-mane-kartiny/

Пушкинский музей скрестил передвижников с импрессионистами • ARTANDHOUSES

С 30 ноября по 29 декабря в ГМИИ имени А. С. Пушкина будет проходить традиционный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Его обязательной частью ежегодно становится выставка, выстраивающая связи между русским и западным искусством.

В этом сезоне такой экспозицией в музее станет «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век», а ее куратором выступит президент музея Ирина Антонова. Выставка посвящена последней четверти XIX века, времени зарождения импрессионизма в Париже, развитию направления и его влиянию на художественную среду Европы, в том числе и России.

Среди участников — Клод Моне и Эдуард Мане, Ренуар и Сислей, Ван Гог и Сезанн, Маковский и Репин, Коровин и Серов, Саврасов и Врубель. На выставке их произведения будут разбиты на тематические пары — для демонстрации взглядов на объект и живописных приемов русской и французской сторон.

Читайте также:  Китайский дворец-музей в ораниенбауме, санкт-петербург

Клод Моне
«Завтрак на траве» 1866


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари» 1877

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Эдуард Мане
«Кабачок»1878–1879


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Владимир Маковский«В ресторане» 1897–1914

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Винсент ван Гог«Прогулка заключенных»февраль 1890


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Илья Репин«Перед исповедью» 1879–1885

Государственная Третьяковская галерея

Камиль Писсаро
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро» 1898


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Константин Коровин
«Париж» 1912


Государственная Третьяковская галерея


Пабло Пикассо
«Комедианты»эскиз к картине «Les Bateleurs» 1905


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Константин Менье
«Завтрак служанки» 1880-е


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Абрам Архипов«Прачки» конец 1890-х

Государственная Третьяковская галерея

Добавить событие в календарь

Читайте также

Источник: http://art-and-houses.ru/2017/11/28/pushkinskij-muzej-skrestil-peredvizhnikov-s-impressionistami/

10 неизвестных: Эдуард Мане – между традицией и скандалом

Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.

ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок.

Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

Эдуард Мане «Олимпия»

23 января исполнилось 185 лет со дня рождения французского художника Эдуарда Мане (1832–1883), одного из первых импрессионистов, великого провокатора и последователя Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики «10 неизвестных».

Эдуард Мане «Барка Данте», 1854

  • Эдуард Мане "Барка Данте", 1854

Эдуарда Мане принято считать одним из главных революционеров в искусстве и живописи XIX века. Но если разобраться, его главная заслуга заключалась не в изобретении чего-то нового, а в умении интерпретировать хорошо забытое старое.

Одна из первых крупных работ художника – копия картины Эжена Делакруа. Сюжет полотна «Барка Данте» служит иллюстрацией к одной из песен «Божественной комедии» итальянского поэта, в которой герой и его проводник Вергилий путешествуют по Аду и переплывают реку Стикс.

Мане сохраняет композицию и цвета оригинальной картины. Интересно, что и для Делакруа эта работа была первым крупным произведением.С другой стороны, Мане никогда не испытывал особого интереса к академическим традициям.

Посещая лекции живописи, он рисовал портреты своих товарищей вместо гипсовых бюстов, а из мастерской художника Тома Кутюра он, вообще, сбежал. Настоящей школой для него стал Лувр и путешествие в Италию, где Мане познакомился с шедеврами Возрождения, а также живописью Веласкеса, Гойи, Шардена и Ватто.

Так или иначе, именно произведения этих художников, живописных «революционеров» своих эпох, оказали на него сильнейшее влияния.

Эдуард Мане «Молодая женщина в испанском костюме», 1863

  • Эдуард Мане "Молодая женщина в испанском костюме", 1863

Уже современники отмечали, что Мане хотя и «истинный живописец» и самый что ни на есть французский художник, но «подделывается» под Веласкеса и Гойю. Критик Теофиль Торе писал, что «господин Мане не стесняется брать свое добро там, где находит».

Испанская живопись была близка Мане не только образностью, но и тематикой: там, где Мане не копирует композицию, он обращается к жанру и изображает тореадоров и юношей в национальных костюмах.

Двойной женский портрет Гойи – «Маха обнаженная» и «Маха одетая» лег в основу картин «Молодая женщина в испанском костюме» и знаменитой «Олимпии». Обе картины созданы в 1863 году, что подчеркивает увлеченность Мане произведениями испанца.

Но если в «одетом» варианте французский художник практически копирует композицию, то в «обнаженном» он действует свободнее, что, вероятно, и обеспечило немалую долю славы этой картины.

Эдуард Мане

  • Эдуард Мане "Олимпия", 1863

Вероятно, если бы Мане просто скопировал женский образ, то ему бы не удалось заслужить скандальную славу возмутителя общественности. Образ возлежащей обнаженной (или даже спящей) можно найти в любую живописную эпоху.

Венеру, богиню любви, изображать в таком виде было самым обычным делом.

Что же вызвало такую критику со стороны современников Мане? Во-первых,то, насколько нагло и самоуверенно эта голая женщина (совсем уже не богиня) смотрит на зрителя, а во-вторых, то, что после выхода романа Дюма «Дама с камелиями» имя «Олимпия» стало нарицательным и ассоциировалось прежде всего с проститутками. Некоторые детали, которые художник добавил к образу – например, современные туфли, или лента на шее – очевидно, привели посетителей Парижского салона 1865 года в неистовство.

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863

  • Эдуард Мане "Завтрак на траве", 1863

Вероятно, Мане осознавал то, как общественность отреагирует на его работы, и создал еще одну картину в духе «Олимпии» – знаменитый «Завтрак на траве».

Композицию он взял с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» созданной в 1510–1520 годах: если присмотреться к эстампу Раймонди, то в правом нижнем углу можно заметить группу фигур, сидящих в таких же позах, как на картине Мане.

Разница, как и в предыдущем случае с «Венерой» – «Олимпией», заключается в том, что у французского провокатора сюжет совсем уже не мифологический, а вполне себе светский и современный.

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер», 1863

  • Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер", 1863

В этот же исторический для Мане 1863 год, он пишет картину «Бар в Фоли-Бержер». Он не копирует чью-то картину, но пользуется определнными приемами и обращается к испанским предшественникам.

Играя с отражениями в зеркалах и оптическими иллюзиями, Мане отдает дань уважения «Менинам» Веласкеса.

При этом, если приглядеться, отражение в зеркале за спиной у барменши не соответствует тому, что мы видим на переднем плане, а зритель оказывается в зеркале «в теле» бородатого мужчины в шляпе.

Эдуард Мане «Портрет молодой дамы в розовом башмачке» («Портрет Берты Моризо»), 1868

Спустя пять лет Мане вновь обращается к картинам Гойи. «Портрет молодой дамы в розовом башмачке» наследует черты сразу нескольких портретов кисти испанца.

Но даже для Мане эта картина особенная: он, конечно, был предшественником и одним из родоначальников импрессионизма.

Но в данном случае свободная манера письма отдельными мазками сильно отличается от того, что мы видим на других полотнах того же периода.

Эдуард Мане «Расстрел императора Максимилиана в Мексике», 1968

  • Эдуард Мане "Расстрел императора Максимилиана в Мексике", 1968

Мане никогда не был в Мексике, но однажды путешествовал в Бразилию: отец даже мечтал отдать его в Морскую школу, но вовремя уверовал в живописный талант сына.

Ему было всего 16 и эта поездка оказала на него огромное влияние как в художественном плане (из путешествия он привез множество эскизов и рисунков), так и в плане социально-политического мировоззрения. Расстрел Максимилиана Габсбурга в Мексике в 1967 году стал потрясением для всей Европы и широко обсуждался в прессе.

Для Мане эти события послужили живописным мотивом для новой картины, композицию для которой он позаимствовал у Гойи.

Эдуард Мане «Портрет Антонена Пруста», 1877

Эдуард Мане «Портрет Антонена Пруста», 1877

К сожалению, в России в постоянных экспозициях музеев находится всего лишь три картины этого французского художника. Две из них – в собрании ГМИИ им.

Пушкина: «Портрет Антонена Пруста» и «Кабачок» можно увидеть в Галерее искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков. Антонен Пруст был близким другом детства Мане.

Несмотря на резкое осуждение за ряд статей о революции, написанных в 1860-е годы, в 1880-е Пруст стал первым министром культуры во Франции.

Эдуард Мане «Кабачок», 1878

Эдуард Мане «Кабачок», 1878

Интересно сравнивать живописную манеру Мане, когда он пишет портреты, например, своих друзей (как в случае с портретом Пруста) и когда он экспериментирует со свободным сюжетом, как в картине «Кабачок».

На ней изображены две фигуры – усатый мужчина с трубкой (изображен в профиль) и еще одна фигура повернута к зрителю спиной, но именно курильщик становится тут главным действующим персонажем.

Эскизная манера письма, как у импрессионистов, позволила исследователям творчества художника говорить о картине, как о подготовительном рисунке к другому полотну. Тем не менее, ниаких доказательств о планах художника на этот счет не сохранилось.

Эдуард Мане «Портрет мадмуазель Изабель Лемонье», 1879

Эдуард Мане «Портрет мадмуазель Изабель Лемонье», 1879

Источник: http://wi-fi.ru/desktop/news/4/1550233

Эпоха Импрессионизма

Импрессиони́зм (фр.

impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Впечатление.

Восход солнца, Клод Моне, 1872

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.

Женщины в саду, Клод Моне, 1866

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Как и искусство ренессанса, импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур.

Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались.

Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму.

С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах.

Голубые танцовщицы, Эдгар Дега, 1897

Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876В кабачке папаши Латюиля, Эдуард Мане, 1879

Читайте также:  «на горах», михаил васильевич нестеров — описание картины

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда.

Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести.

Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность.

К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

  • Голубой — Оранжевый
  • Красный — Зелёный
  • Жёлтый — Фиолетовый

Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Лягушатник, Огюст Ренуар

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности.

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».

Стога сена, Моне

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

Источник: Wikipedia

Eggheado — это сообщество людей, расширяющий свой кругозор ежедневно.

Присоединяйтесь к Eggheado и получайте познавательную статью к завтраку.

Источник: https://medium.com/eggheado-art/44a305816749

NeWestMuseum Музей нового западного искусства

Мане родился в Париже в семье советника суда. Его отец был против того, чтобы сын стал художником. Получив классическое образование в коллеже Роллена, юноша не стал поступать в университет. Решив стать моряком, он в 1848 году безуспешно пытался сдать вступительные экзамены в мореходную школу.

Тем не менее его на шесть месяцев взяли юнгой на торговое судно. Мане побывал в Гваделупе и Рио-де-Жанейро. Вернувшись во Францию, он снова подал документы в мореходную школу, но потерпел неудачу и на этот раз.

Наконец почувствовав свое истинное призвание, Мане поступил в мастерскую известного тогда художника Тома Кутюра, у которого обучался в течение шести лет (1850–1856). Одновременно посещал Академию Сюиса, копировал картины старых мастеров в Лувре, особенно испанцев.

В 1852–1853 годах совершил путешествия в Голландию, Германию, Италию и Австрию. В 1859 году Мане попытался представить в Салоне картину «Любитель абсента», которую жюри сочло вызовом официальному искусству.

В 1863 году в художественной жизни Парижа произошли существенные перемены: с позволения Наполеона III был организован Салон отверженных — выставка работ, не принятых в официальный Салон.

Именно на этой выставке была показана картина Мане «Завтрак на траве», вызвавшая возмущение не понимавшей новаторства публики, посчитавшей сюжет скабрезным, а исполнение вульгарным.

Мане приобрел репутацию ниспровергателя моральных устоев и основ высокого искусства, которую подтвердил скандал, разразившийся вокруг картины «Олимпия», выставленной в Салоне 1865 года. Эмиль Золя опубликовал в газете Evenement («Событие») восторженный отзыв о работе.

 Тогда же вокруг Мане начал формироваться круг почитателей, состоявший из наиболее прогрессивных художников и критиков искусства Антонена Пруста, Захария Астрюка и других.

В том же году Мане совершил путешествие в Испанию, где под впечатлением от увиденных в музеях произведений Веласкеса и Риберы окончательно сложилась его индивидуальная манера.

В 1867 году, подобно другому отвергнутому художнику Гюставу Курбе, Мане организовал на свои средства персональную выставку из пятидесяти картин, которая проходила во время работы Всемирной выставки.

Мане не только дружил с импрессионистами, оказывая им материальную поддержку, но и перенимал их новаторские приемы, в частности высветленную палитру и раздельный мазок. По примеру Клода Моне он в середине 1870-х начал работать на пленэре («В лодке», «Аржантей», «Клод Моне за работой в своей плавучей мастерской»).

Не участвуя в выставках импрессионистов, Мане оказал большое влияние на формирование этого направления. Не только пейзажи художника, но и жанровые картины — «Разносчица пива», «Бар в Фоли-Бержер» (1882, Институт Курто) — стали блестящими образцами новой живописи.

Широкое признание пришло к художнику лишь за год до смерти. Мане удостоился ордена Почетного легиона. Запоздалая награда не принесла ему особого удовлетворения. Уже во время работы над картиной «Бар в «Фоли-Бержер» мастер был болен атаксией, его ноги были парализованы. После ампутации ноги, вызванной воспалением вен и начавшейся гангреной, художник скончался.

Источник: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/manet_e/index.php

Эдуард Мане: жизнь и творчество художника

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Содержание

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь.

В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами.

Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали.

В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Творчество Мане

С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.

Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.

Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.

Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.

В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.

За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».

The Luncheon on the GrassOlympiaA Bar at the Folies-Bergere

В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.

Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя.

Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати.

Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.

В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.

Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.

В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х—80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.

В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.

Работы художника

  • Олимпия
  • Сливы
  • Скачки в Булонском лесу
  • Испанский певец
  • Натюрморт с лососем
  • Белые пионы
  • Концерт в Тюильри
  • Мадам Мишель-Леви
  • Женский портрет
  • Лола из Валенсии
  • Эмиль Золя
  • Клематис в хрустальной вазе
  • Бар в Фоли-Бержер
  • Сирень и розы
  • Букет сирени
  • Дом в Рюйе
  • Завтрак на траве
  • Бегство Рошфора
  • Булонский порт при лунном свете
  • Жанна

Библиография

  • Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
  • Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
  • Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
  • Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.wikipedia.

Читайте также:  Музей тропиков в амстердаме, голландия

org, eduardmane.ru

Эдуард Мане: картины художника

Эдуард Мане — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эдуард Мане: жизнь и творчество художника

3.8 (75%) 4 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/mane-jeduard.html

Эдуард Мане (Manet), галерея картин

Галерея живописи Эдуарда Мане

Эдуард Мане (1832-1883, Manet, Édouard), ­–  всемирноизвестный французский художник: живописец и график.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны. Огромная галерея — возможны задержки

Эдуард Мане и импрессионисты

Эдуард Мане счита­ется одним из зачинателей импрессионизма.

 Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время  расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.  Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально  подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре,  всю картину целиком, иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Особенности творчества Эдуарда Мане

В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремиться наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)

 Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами.

 Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия.  Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.

 В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.

 Са­мые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана»,  «Букет сирени», «Кабачок».

Фотография Эдуарда Мане

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард  Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома  Кутюра.

Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард  Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии,  Германии и Австрии.

Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи.

В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).

 Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард  Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени.

Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862).

Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины  «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами.

Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

 Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей.

Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения.

Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого.

Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.  В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере.

Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».

 Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом.

Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной».

Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с  образами в  поэзии Бодлера.

Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника.

В ее утонченной и смелой цветовой гармонии проявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое.

Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

 Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни».

«Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.

Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.

Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.

Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы  в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».

 Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета.

Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.

Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную  загадочную глубину человеческой личности.

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

 Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.

Олимпия. 1863

Завтрак на траве. 1863.

У папаши Латюиля

Нана

Бал в Фоли-Бержер

Портрет родителей.

Портрет Жанны Дюваль

В лодке

Флейтист.

Гитарреро

Кружка пива

Уголок кафешантана

Железная дорога

Клод Моне в лодке

В оранжерее

дама с веерами

Портрет Эмиля Золя

Бал-маскарад в Опере

Скачки в Лоншане

Отдых. Портрет Берты Моризо

Балкон

Завтрак в Мастерсокй

Уличная певица

Бой быков в Мадриде

В саду

Лола из Валенсии

Викторина Меран в костюме эспады

Музыка в Тюильри

Викторина Меран

Дорожные рабочие на улице Монье

Мыльные пузыри

Большой канал в Венеции

Ласточки

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/432-eduard-mane.html

Ссылка на основную публикацию