Картина «американская готика», грант вуд — описание

Картина «Американская готика»

Дата создания: 1930 год. Исполнитель: Грант Вуд (1892–1942). Тип: картина маслом. Жанр: портретное искусство.

Местонахождение: Художественный институт Чикаго.

Американская готика

Среди наиболее влиятельных художников Америки двадцатого века стоит отметить Гранта Вуда, известного своим уникальным вкладом в регионализм — направление, возникшее в результате реакции американского искусства на европейский стиль живописи.  Работы в этом стиле отражают старомодные и традиционные ценности, обнаруженные в небольших американских городках.

Об авторе

Грант Вуд родился на ферме в Айове, где провел большую часть своей жизни, преподавая изобразительное искусство в городке Сидар-Рапидс.

Во время визитов в Европу (1920 и 1926) художник столкнулся с работами нидерландской и фламандской школы, а также произведениями немецкого Возрождения, что и повлияло на становление Вуда как живописца.

 Своеобразный стиль стал причиной того, что за художником закрепилось прозвище «Ганса Мемлинга на Среднем Западе».

Американская готика, несомненно, шедевр Вуда, входящий в число лучших портретов своего времени. Как Мона Лиза, она остается загадочной композицией. Картина стала иконой американского искусства 20-го века, а также самой значимой на Среднем Западе.

Анализ работы

Модели и картина

На рисунке изображена пара средних лет (как правило, интерпретируемая как пара фермеров, реже, как отец с дочерью) стоящих перед своим деревянным домом, построенным в архитектурном стиле 1890-х годов.

Прототипом дома служит здание, которое Вуд увидел в городке Айова. Небольшой объем фона связан с тем, что фигуры изображены достаточно близко к зрителю.

В качестве модели для женщины художник использовал сестру Нан, а для мужчины своего стоматолога, Брайна МакКиби.

Стереотипный образ сельских людей, в купе с вилами, комбинезоном и пейзажем, привел к тому, что критики интерпретировали работу как сатирическую и высмеивающую местечковую культуру. В обществе картина вызвало ряд негодований, ведь типичный американец изображался как угрюмый пуританин.

На самом деле, Вуд, создавая работу, пытался положительно высказаться об американских ценностях.

Действительно, пара стоит на фоне хорошо спроектированного дома, готова к трудной работе и наполненной силой духа и гордости, несмотря на Великую Депрессию (предположительно, события разворачиваются в 1930 году).

Символизм

Сено, вилы и спецодежда мужчины повествуют о ручном труде, в то время как фартук в колониальном стиле символизирует Америку 19-го века. О внутреннем хозяйстве также говорят цветы и растения на веранде.

Трудности, вызванные непростым временем, находят отражение в стоических и довольно безрадостных выражениях лиц героев.

Картина имеет четкую и строгую планировку. Фигуры и фон составляют сложную матрицу вертикальных и горизонтальных линий, вкупе с округлыми формами фартука, очков, пуговиц и деревьев. Зубья вил параллельны окнам и полосам на одежде мужчины. Аналогично белому воротничку женщины, крыша имеет форму перевернутой «V».

Влияние

Работа породила массу пародий и была обыграна в различных фильмах.

Пародия с героями фильма «Сияние»Картина «Американская готика» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/kartina-amerikanskaya-gotika.html

Американская готика

Американская готика

   «Американская готика» (American gothic) — знаменитая картина американского художника Гранта Вуда (Grant DeVolson Wood), созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и «Криком» Эдварда Мунка, и, по совместительству, объект колоссального количества пародий и проекций, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. В России, как ни странно, не так популярен, как во всем мире.

Сюжет картины и история создания

На картине изображены фермеры, мужчина и девушка, на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики (раняя неоготика). В руке у фермера вилы, которые он держит в сжатом кулаке как оружие. У него также плотно сжатые губы и тяжелый взгляд, швы на одежде повторяют контрур вил, тот же контур можно увидеть и в окнах дома на заднем плане.

Его локоть выставлен перед девушкой — возможно, женой, но, скорее, дочерью, голова которой повернута в сторону отца, а на хмуром лице застыло выражение обиды и возмущения. Очень непривлекательная парочка, в непоколебимости и пуританской сдержанности которой угадывается скрытая угроза и драматичность отношений.

Картина была написана в 1930 году в городе Элдон штата Айова — Вуд однажды заметил маленький белый домик и захотел изобразить его и людей, которые могли бы в нём жить. Моделью для дочери фермера послужила сестра художника Нэн, а «фермер» — зубной врач Вуда, Байрон МакКиби (Byron McKeeby).

Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Нэн и Байрон МакКиби

Картину вскоре приобрел Вуд Чикагский Институт Искусств (там она храниться и по сей день), а после появления репродукции в газете последовала негативная реакция общественности. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо.

Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Одна из первых пародий, работа фотографа Гордона Паркса

Фотожабы

Произведение талантливое, многогранное и неоднозначное, по числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре с «Американская готика» может мало что сравниться.

Гранту Вуду не понравилась оригинальная композиция «Американской готики».

такие дела…

Источник: http://skifiabook.blogspot.com/2012/10/blog-post_3792.html

Американская готика: Знаменитый и неизвестный Грант Вуд

Александр Генис: Марина Ефимова познакомит наших слушателей с автором самой знаменитой картины в Америке, которой сейчас любуются ньюйоркцы.

Марина Ефимова: В Нью-Йорке, в музее Уитни проходит выставка художника Гранта Вуда, жившего и творившего в первой половине 20-го века.

Грант Вуд – не самый известный американский художник.

Более того, его искусство до сих пор остается спорным – во всяком случае, по мнениям критиков и историков искусства, – и его репутация вот уже почти столетие перемещается то на дно американской живописи, то на ее вершину.

Полагаю, что многие наши слушатели не знают работ Вуда, но одну его картину видели все. Она называется «Американская готика», и на ней изображена фермерская немолодая пара с вилами на фоне типичного американского дома с готической башенкой.

Картина написана в 1930 году, и с тех пор только «Джоконду» репродуцировали, копировали, пародировали и обыгрывали чаще, чем эту картину. Она даже была изображена на марке в Арабских Эмиратах. Журналист Джеффри О’Брайен пишет в статье «Полиморфный рай» в «Нью-йоркском книжном обозрении»:

«Американская готика». Грант Вуд

Диктор: «Картина “Американская готика “изображена на мемориальной стеле штата Айова, превращена в скульптуру для калифорнийского Музея восковых фигур и сделана заставкой к фильму ужасов 1988 года (с тем же названием).

А интернет – бездонный кладезь пародий на нее, реклам и карикатур: пару фермеров подменяли собаками, кошками, Микки и Минни Маусами, куклами Барби и Кеном, президентскими парами Клинтонов и Обамы, однополыми парами, парами нищих стариков, зомби, психов и тысячами других персонажей».

Марина Ефимова: «Американская готика» стала неофициальным символом Америки, для одних – пуритански серьезным, для других – любовно насмешливым, для третьих – обидно саркастическим.

Практически все картины Вуда – это пейзажи его родного штата Айова и портреты его друзей и соседей (на картине «Американская готика», например, изображены сестра художника и его дантист).

Если говорить упрощенно, то стиль Гранта Вуда близок к примитивистам, но это сравнение касается только формы предметов на его картинах: кроны деревьев – шарики, холмы – полукруги, подчеркнуто геометрическими линиями изображены борозды на полях, стога сена, дороги, горизонт.

Но если говорить о красках, то тут простая техника примитивистов уступает место скрупулезной, мастерской технике немецких художников конца 15-го – начала 16-го веков: Мемлинга и Дюрера. И это неожиданное сочетание завораживает – как волшебство.

Биография Гранта Вуда не дает объяснения этому удивительному и редкостному художественному симбиозу, но дает хронологию его возникновения. Вуд родился и вырос в Айове.

С мальчишеских лет он был известным местным ремесленником и художником (вполне реалистичным): он оформлял дома и ресторанчики своего родного городка Сидер-Рэпидса и получал за свои картины и поделки призы на осенних штатных ярмарках.

Он был человеком со странностями – с трудом смотрел людям в глаза, не мог спокойно стоять на месте и всегда раскачивался из стороны в сторону, а говорил с трудом – как школьник, который читает по слогам. Но при этом он был деятелен и целеустремлен в одном своем рвении – учиться живописи у мастеров.

Однажды во время школьных каникул он уехал в Миннеаполис с 15 долларами в кармане, зная лишь имя учителя, у которого хотел заниматься. И нашел его. Правда, денег хватило на неделю занятий. В начале 1920-х годов, когда Гранту было уже под 30, он на таких же птичьих правах отправился в Париж. Об этом рассказывает в интервью историк искусств Сью Тэйлор:

Диктор: «Он был изобретательным бедняком. Вдвоем с другом – художником Коуном — они ночевали в общежитиях, зарабатывали чем придется, питались чем бог пошлет, словом, жили так, как живут студенты в Париже.

Там он писал, подражая импрессионистам, однако настолько профессионально, что добился персональной выставки в маленькой, но престижной парижской галерее. Правда, успеха не имел.

Его парижские работы сейчас находятся в частных коллекциях».

После Парижа Грант Вуд неузнаваемо преобразился: он стал смотреть в глаза собеседникам и свободнее говорить. Его студия над гаражом превратилась в клуб, где собирались местные художники и бизнесмены, коллекционеры и актеры городского театра. Но об уроках Парижа сам художник писал:

Диктор: «Я, было, поддался идее молодых французов: сидеть в «Ротонде» и ждать вдохновения. Но потом признался себе, что мне лучшие идеи приходили тогда, когда я доил коров. И я вернулся в Айову».

Марина Ефимова: Вернулся в прямом и переносном смысле: парижский импрессионизм с Айовой Гранта Вуда не вязался. Пожалуй, главное, что Грант вывез из Парижа, – широта взгляда, способность посмотреть на свой родной мир со стороны. В его сыновней любви к Айове появилась ирония, но он еще не нашел способ ее выразить.

Преображение началось (даже, лучше сказать, случилось) за 13 лет до смерти художника – когда ему было 37 лет. Власти городка Сидер-Рэпидс заказали Вуду витраж для Сити-холла, и изготавливать его художник в 1929 году поехал в Мюнхен, где работали лучшие мастера. И там, в Старой Пинакотеке он увидел картины Дюрера и Мемлинга. Биограф Вуда Даррел Гервуд писал в книге «Художник из Айовы»:

Диктор: «Он увидел то, чего годами мечтал добиться сам: картины, созданные не под влиянием взрыва эмоций, а задуманные и терпеливо выписанные осторожными, неторопливыми мастерами, наносящими мелкими кистями бесконечные слои почти прозрачных красок, мастерами, влюбленными в детали не меньше, чем в общую идею.

В Германии Вуд открыл для себя и современных немцев, прежде всего Отто Дикса с его четкой детализированной живописью, ушедшей от драматической небрежности экспрессионизма. Он часами наблюдал за работой художников-копиистов, использовавших технику мастеров Ренессанса, и, как губка, впитывал в себя оба стиля – старых и современных немецких мастеров.

Это был сильнейший толчок для развития его собственного стиля».

Марина Ефимова: Первой была картина «Стоун-Сити». В ней уже видны круглые холмы; четкие, словно на моделях, домики; шарики деревьев, ровные, как по линейке, ряды посадок, лекала дорог и при этом – фантастической интенсивности и глубины цвет, особенно зеленый. Такое преображение живописи Вуда было для его обычных зрителей и покупателей – не в коня корм. Биограф пишет:

Диктор: «На выставке в Айова-Сити посетители реагировали неуверенно. Вуд подошел к фермеру, который долго стоял, качая головой, перед картиной «Молодая кукуруза». Тот повернулся к художнику и сказал укоризненно: «Разве кукуруза вырастет на таком крутом склоне? За этот участок я бы не дал и 35 центов за акр».

«Ночная скачка Поля Ревира»

Марина Ефимова: Художник Грант Вуд, каким мы его теперь знаем, появился в короткий период между 1930-м и 1935-м годами. 1930-й – год создания «Американской готики». Она была выставлена в главном чикагском музее – «Институте искусств» и, как говорится, в одну ночь сделала Вуда знаменитостью.

В 1931 году появилась вторая по популярности его картина – «Ночная скачка Поля Ревира» (гонца, проскакавшего галопом в ночь на 18 апреля 1775 года от Бостона до Лексингтона, предупреждая всех о приближении англичан). На картине Вуда Ревир мчится на лошадке, списанной с деревянной игрушки.

Домики, из которых выскакивают люди в ночных рубашках, театрально освещены… белая лента дороги вьется, как на иллюстрации к детской сказке. Да и все настроение картины – тревожно сказочное. Вуд отыскал свой секрет – он наполнил эмоциями геометрию. Но большинство критиков отнеслись к работам Вуда свысока.

Читайте также:  Дух самуила, призванный к саулу волшебницей из аэндора, сальваторе роза, 1668

По словам профессора Тэйлор:

Диктор: «Одни критики отнесли его к так называемым художникам-регионалистам с их домашней, по преимуществу реалистической, по преимуществу патриотической, чугунно-серьезной живописью.

Эти критики упрекали Вуда в отсутствии в его картинах реализма и отражения правды жизни, то есть Великой депрессии. Критики университетские отдавали предпочтение авангарду и абстракционизму.

Для них Вуд был деревенщиной, чьи картины хороши только для провинциальных антикварных лавок».

Марина Ефимова: У Вуда даже появился личный враг – профессор Хэрстон Джонсон, написавший в статье 1942 года, что прилизанный национализм Вуда напоминает стиль, одобренный нацистами. Смерть от рака поджелудочной железы, унесшая Вуда в том же 1942 году, спасла его от многих унижений.

Только в 1980-х годах, когда увлечение авангардом увяло, вспомнили странного «художника из Айовы» – благодаря работам искусствоведа Ванды Корн. Но нынешняя выставка в музее Уитни в Нью-Йорке снова вызвала споры. Автор статьи об этой выставке – Джеффри О’Брайен – честно признается:

Диктор: «Я не знаю, как воспринимать и куда отнести «Американскую готику». И думаю, что я не одинок.

Что за люди эти двое? Что подразумевал автор? В 1930 году картина покорила зрителей неожиданностью плаката, но критики и тогда настолько по-разному ее воспринимали, что даже впадали в крайности. Да и остальные работы Вуда никогда не рождали единодушия.

В 1983 году Хилтон Крэймер написал, что стога сена на картинах Вуда «безупречны, как марципаны». Клемент Гринберг назвал Вуда «одним из самых заметных вульгаризаторов нашего времени».

Питер Шилдал в рецензии на нынешнюю выставку в Уитни предлагает использовать картины Вуда в качестве задников для диснеевских фильмов. «Их никак нельзя принять за натуральные пейзажи, – пишет критик, – но они излучают радостное ощущение. Это какой-то полиморфный рай, растительность иных планет».

Марина Ефимова: Действительно, на картинах Вуда – некий идеальный, но и тревожный мир – скорее, не мечта, а странный, непредсказуемый сон.

В этих пейзажах нет примет его времени – тракторов и машин, только лошади, плуги – видение 19-го века. Лишь на одной картине изображены автомобили. Она называется «Смерть на Ридж-Роуд».

Безлюдная сцена после аварии: ярко-зеленое поле, черный, вставший на дыбы грузовик, красный легковой автомобиль с выпученными фарами – совершенно трагическая вещь.

«Январь». Грант Вуд

Грант Вуд умер на пороге нового этапа творчества. В 1940–41-м годах он сделал 4 зимних пейзажа. Два из них незабываемы (оба черно-белые): «Январь» – с рядами занесенных снегом скирд кукурузной соломы, смутно напоминающих японскую живопись. И «Февраль» – литография на камне: по ночному снегу к колючей проволоке ограды приближаются три черных лошади – трагические, как сама смерть.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29259337.html

«Американская готика» и другие шедевры Гранта Вуда

НЬЮ-ЙОРК — Чопорные, суровые, консервативные, напряженные, аскетичные… Подходящие эпитеты можно подбирать еще долго. Запечатленная на картине «Американская готика» каноническая пара фермеров, жителей Среднего Запада, уже давно стала всемирным символом Americana.

Знаковая картина художника Гранта Вуда совершила в эти дни редкое для нее путешествие из Художественного института Чикаго (The Art Institute of Chicago), где она является гордостью постоянной экспозиции, в Нью-Йорк, в Музей американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art).

Вместе с ней на выставку «Грант Вуд: Американская готика и другие истории» (Grant Wood: American Gothic and Other Fables) прибыли несколько десятков других работ Вуда, правда, не из Чикаго, а преимущественно из Сидар-Рапидс, второго по величине города штата Айова, где он жил много лет.

Это первая выставка работ Гранта Вуда в Нью-Йорке с 1983 года и только третья за пределами штатов Среднего Запада с 1935 года.

«Существует устойчивое заблуждение, что Грант Вуд – мастер одной картины, что он больше ничего достойного не сделал, — сказала на пресс-превью главный куратор выставки Барбара Хаскелл (Barbara Haskell). Это не так, и данная экспозиция уверенно этот тезис опровергает».

Вилы консерватизма

Закончив «Американскую готику» в 1930 году, Вуд представил ее на ежегодную выставку-конкурс живописи и скульптуры в Художественный институт Чикаго. Там она стала сенсацией, заняла третье место, и ее автору вручили чек на 300 долларов (для того времени это была значительная сумма).

Это своего рода парадный портрет фермера средних лет и его спутницы, несколько его моложе. Одетые явно в лучшую свою одежду, в которой они, вероятно, ходили на воскресную службу в церковь, они застыли в напряженной, статичной позе на фоне дома с мезонином. Окно мезонина, выполненное в стиле неоготики, видимо, и дало название картине.

«Стоун-Сити». 1930. Photo: Oleg Sulkin

Несмотря на яркую палитру, картина будто излучает отчуждение и одиночество. Хотя фермер и его спутница стоят рядом, между ними не ощущается никакой «химии».

Более того, от мужчины исходит несколько приглушенное ощущение угрозы, и крепко зажатые в руке вилы существенно усиливают этот нарратив. Мужчина смотрит пристально в глаза зрителю картины. Взгляд женщины несколько рассеян.

И этот взгляд, несколько опасливый, и почтительная поза женщины, чуть отступившей назад, намекают на ее второстепенный статус в этом альянсе.

Кстати, до сих пор не решен спор: кто эта женщина? Согласно одной версии, она – жена фермера, согласно другой – дочь. В качесте моделей Вуду позировали его дантист Байрон Маккиби и сестра художника Нэн. Кстати, она очень обижалась, когда женщину на картине называли женой фермера, а не его дочерью.

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о предположительной религиозной принадлежности героев картины, Барбара Хаскелл сказала: «Они, безусловно, глубоко верующие люди, но об остальном нам приходится только догадываться. Евангелисты? Возможно».

Восхваление или сатира?

Картину считают иконой американского массового сознания и символом американского национального характера. Вместе с тем с 30-х годов не утихает спор относительно позитивного и негативного прочтения ее мессиджа.

Американская писательница и теоретик искусства Гертруда Стайн считала эти образы сатирой. «Всем нужно опасаться Гранта Вуда, — говорила она, — Каждый художник и каждая школа искусства должны бояться его, его разрушительной сатиры».

О культовом статусе «Американской готики» говорит и то, что ее множество раз пародировали, — от журнала «Тайм» до мультсериала «Симпсоны».

Сам же Вуд проявлял двойственное отношение к своей самой знаменитой картине. Как отметила Хаскелл, иногда он признавал легкую насмешливость и ироничность двойного портрета, но чаще настаивал на том, что главные свойства этой пуританской пары – трудолюбие и самодостаточность настоящих американцев, ценящих свободу, достоинство личности и готовых защитить свой высокоморальный уклад жизни.

Как бы то ни было, небольшая по формату живописная работа сделала из Гранта Вуда популярную, почти мистическую фигуру лидера регионализма – движения изобразительного искусства, доминировавшего в США в годы Великой Депрессии.

Художник в комбинезоне

Грант Вуд родился в маленьком фермерском поселке в Айове в 1891 году. Как рассказала Барбара Хаскелл, он был кротким, пухлым и близоруким мальчиком, который большую часть времени проводил за рисованием.

«Собственно, он олицетворял все то, что так не любил его консервативный отец-квакер, — заметила куратор. – Даже когда отец умер и мать с семьей переехала в Сидар-Рапидс, он остался нелюдимым одиночкой, над которым насмехались одноклассники. Его застенчивость и замкнутость усилил тщательно скрываемый от всех гомосексуализм».

Вуд учился в Школе искусств Чикагского университета, занимался изготовлением ювелирных изделий из серебра и предметов быта в Миннеаполисе и Парк-Ридже, пригороде Чикаго. Так, в первом зале выставки можно увидеть оригинальную люстру его дизайна, в которой главным декоративным элементом служат муляжи кукурузных початков.

«Американская готика» (1930). Photo: Oleg Sulkin

Но большого коммерческого успеха эти попытки не принесли, и в 1916 году он вернулся в Сидар-Рапидс. Вуд стал позиционировать себя как «фермер-художник», запечатлевающий жизнь трудового народа Среднего Запада. Для поддержания «регионального» имиджа он охотно позировал фотографам в рабочем комбинезоне.

Но при этом Вуд не чурался больших художественных впечатлений. Побывал в Европе четыре раза, в общей сложности провел там 23 месяца, изучая искусство, классическое и современное. Его первая любовь – французские импрессионисты и постимпрессионисты. Первые два десятилетия карьеры он им откровенно подражал.

Позднее он взял на вооружение графические, колористические и и композиционные принципы живописи таких великих мастеров раннего итальянского Возрождения, как Джотто и Фра Анджелико, и более поздних гениев северного Возрождения Дюрера и Мемлинга.

Вуд преподавал живопись в Школе искусств Айовского университета с 1934 по 1941. Он курировал проекты настенных росписей, консультировал студентов, одновременно продолжая создавать собственные произведения. 12 февраля 1942, за два часа до своего 51-летия, Вуд скончался в университетском госпитале от рака поджелудочной железы.

Честный мальчик Джордж

Одна из известных его работ, «Дочери революции» (1932), в гораздо большей степени, чем «Американская готика», имеет сатирический подтекст. Три пожилые дамы, не блещущие красотой,воинственно, насмешливо и несколько снисходительно взирают с полотна.

Другая важная работа Вуда – «Басня Парсона Вимса» (1939) изображает крупную фигуру самого Вимса, историка-популяризатора начала 19-го века, который, словно в театре, многозначительно открывает занавес.

Вуд буквально иллюстрирует известную басню Вимса о том, как юный Джордж Вашингтон, случайно сломавший во время игр со сверстниками вишневое дерево, признался в этом своему отцу, и тот его простил, поощрив тем самым его честность.

Любопытно, что мальчику Джорджу художник «приставил» лицо взрослого Вашингтона с известного портрета работы Гилберта Стюарта, знакомого нам по однодолларовой купюре.

Вообще, в этой картине налицо главные элементы видения зрелого Вуда – ренессансная перспектива, круглящиеся природные формы, любовь к чистым, когда насыщенным, когда блеклым краскам, театрализованность, декоративность изображения.

«Сегодня ясно, что магическая сила его картин, — отметила Барбара Хаскелл, — проистекает из завораживающей психологической двусмысленности архетипов Среднего Запада. В них царят какая-то неестественная тишина, внутренняя зловещая напряженность».

На многих его живописных полотнах изображены холмистые ландшафты, возделанные пашни и сады, леса и перелески, церкви с острыми шпилями, буколические, уютные домики, мирно пасущиеся домашние животные.

Детали тщательно прописаны, художник явно увлечен геометрической округлостью форм, завораживающей повторяемостью отдельных структурных элементов.

Это неожиданно сближает реалистическую эстетику Вуда с метафизическим сюрреализмом де Кирико и Магритта.

В экспозиции также широко представлены работы Вуда в монументальных формах. Он очень любил, как и другой видный «регионалист» и соратник Томас Бентон, изображать людей труда за работой и в минуты отдыха. На одной из жанровых картин мы видим группу сельскохозяйственных рабочих за трапезой, и в композиции ее ощутима перекличка с росписью Леонардо «Тайная вечеря».

Эти же принципы «воспевания» каждодневного трудового подвига простых американцев ощутимы в двух его больших настенных росписях в штатном университете Айовы в Эймсе. В экспозиции представлена видеопроекция росписей.

Выставка открылась в пятницу, 2 марта, и продлится до 10 июня.

Источник: https://www.golos-ameriki.ru/a/grand-wood-american-ghotic/4279156.html

«Американская Готика» Вуда — картина, которая уже более 80 лет является мишенью для едких шуток и пародий

Знаменитая картина Гранта Вуда и пародия на нее.

В России картина «Американская Готика» практически неизвестна, а между тем в Америке она является поистине национальной достопримечательностью.

Написанная в 1930 году художником Грантом Вудом, она до сих пор будоражит умы и является объектом многочисленных пародий. А началось все с маленького домика и необычного окошка в готическом стиле…

Художник Грант Вуд. Автопортрет

Американский художник Грант Вуд родился и вырос в штате Айова, писал он реалистичные, местами утрированные, портреты и пейзажи, посвященные простым американцам, сельским жителям Среднего Запада, выполненные с невероятной точностью до мельчайших деталей.

А началось все с маленького белого сельского домика, с остроконечной крышей и готическим окном, в котором, судя по всему, проживала семья небогатых фермеров.

Этот простой домик в городе Элдон, на Юге Айовы, настолько впечатлил художника и напомнил ему детские годы, что он решил нарисовать его, а заодно и тех американцев, которые, по его представлениям, могли в нем жить.

Читайте также:  Мужской портрет, франс халс

Картина «Американская Готика»

Сама картина совершенно незамысловата. На переднем плане на фоне дома изображены пожилой фермер с вилами и его дочь в строгом пуританском платье, в качестве моделей художник выбрал знакомого 62-летнего зубного врача Байрона МакКиби и свою 30-летнюю дочь Нэн. Для Вуда это картина была воспоминанием о детстве, тоже проведенном на ферме, поэтому некоторые личные вещи своих персонажей (очки, передник и брошь) он намеренно изобразил старомодными, такими, какими помнил их с детства.

Совершенно неожиданно для автора картина выиграла на конкурсе в Чикаго, и после того, как ее опубликовали в газетах, Грант Вуд сразу стал знаменитым, но не в хорошем смысле слова, а наоборот. Его картина не оставила равнодушным ни одного человека, который ее увидел, и реакция у всех была крайне негативной и возмущенной. Виной тому были главные герои картины, олицетворявшие, по замыслу художника, простых сельских жителей американской глубинки. Слишком уж грубыми и непривлекательными выглядели угрожающего вида фермер с тяжелым взглядом и его дочь, полная обиды и возмущения.

«Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы, — иронизировала в письме в газету жена одного из фермеров. — От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко». 

Детей же эта картина по-настоящему пугала, они боялись страшного дедушку с жуткими вилами, полагая, что на чердаке своего дома он спрятал труп.

Вуд не раз говорил, что в его картине нет ни насмешки, ни сатиры, ни зловещего подтекста, а вилы просто символизируют тяжелый фермерский труд. Зачем было ему, выросшему в сельской глубинке, любящему ее природу и людей, смеяться над ее жителями?

Но, несмотря на бесконечную критику и негативное отношение, картина Вуда становилась все популярнее. А в годы Великой депрессии она даже стала символизировать национальный непоколебимый дух и мужественность.

Модели, изображенные Грантом Вудом, фотографируются у картины

А домик, изображенный на картине, сделал знаменитым небольшой городок Элдон, в котором проживает всего около тысячи человек. Взглянуть и сфотографироваться около него приезжают туристы со всего света.

Знаменитый дом

Памятник «Американской готике» в Чикаго

В конце 20 — начале 21 века вновь резко возрос интерес к этой картине, породивший огромное количество пародий на нее. Здесь и насмешки с использованием черного юмора, и пародии на известных персонажей с подменой главных героев картины, их одежды или заднего плана, на фоне которого они изображены.

Вот лишь некоторые из них:

Эволюция американского общества

Стоит сказать, что пародии весьма популярны в среде художников.
В том числе и такие, как юмористичный пин-ап в духе соцреализма

Источник

Источник: http://divo-ra.blogspot.com/2017/07/kartina-granta-vuda-amerikanskaya-gotika.html

Картина Американская готика (Вуд Грант)

Многие гении и творцы в области искусства бывают не признаны критиками и обществом при жизни. Спустя годы их начинают понимать и чувствовать, твердо веря, что художник или поэт имел свой особый взгляд на вещи.

Вот тогда то ими начинают восхищаться, причисляя к невероятно талантливым людям своей эпохи. Именно так случилось с Вудом Грантом, который почти сто лет назад изобразил свое видение жизненного уклада жителей Нового света в картине «Американская готика».

Он был достаточно сложным художником, со своим характером и почерком.

Пара слов о детстве художника

Многие критики и эксперты в области искусства считают, что прежде чем анализировать картину, тем более ту, что вызвала огромный общественный резонанс, необходимо немного изучить самого создателя шедевра.

Это нужно сделать лишь для того, чтобы понять мотивы или посыл художника.

Говоря о Вуде Гранте, картина «Американская готика» которого до сих пор вызывает споры и определенные разногласия среди экспертов мира, стоит сказать, что ранние годы его были ничем не примечательны.

Все дело в деталях

Проанализировать полотно можно только если его детально описать. Итак, на первом плане изображены два человека: женщина и мужчина, который по всей видимости значительно старше ее. Вуд Грант неоднократно говорил, что пытался показать отца с дочерью, однако доподлинно известно, что он изобразил свою родную сестру и дантиста Байрона МакКиби.

По словам художника, последний отличался достаточно веселым нравом. Правда, на картине «Американская готика» он предстает сдержанным человеком, если не сказать суровым. Его взгляд направлен прямо в глаза смотрящему на холст человеку, и невозможно понять, что произойдет дальше: то ли он улыбнется, то ли разозлится.

Его лицо прорисовано настолько детально, что можно разобрать каждую морщинку, которых на нем предостаточно.

Взгляд женщины направлен вбок, куда то за пределы картины. Мужчина и его дочь стоят в центре, причем женщина держит под руку пожилого человека. У него в руках вилы, направленные своими остриями вверх, которые он держит достаточно сильной хваткой. Создается впечатление, будто изображенные Вудом Грантом люди пытаются защитить свой дом, на фоне которого они нарисованы.

Дом представляет собой старое строение в американском стиле. Еще один нюанс, который обнаруживается при детальном рассмотрении: на картине все сделано руками людей: рубашка мужчины, передник женщины, да, впрочем, и мансардная крыша.

Если обратить внимание за задний план картины «Американская готика», то создается впечатление, будто Грант Вуд не уделил ему должного внимания.

Деревья представлены в виде геометрических фигур и они абсолютно не прорисованы, обобщены.

Кстати, если присмотреться, то на картине очень много геометрии: треугольная крыша, прямые линии окон, вилы, которые перекликаются с кантом на рубашке мужчины.

Тона, в которых написано полотно, можно охарактеризовать как достаточно спокойные. Пожалуй, это все описание картины «Американская готика», из которого становится понятно, почему многие американцы видели в ней себя: такие дома были практически у всех семей, живущих как на западном, так и на восточном побережье материка.

Оценка общества

Картина «Американская готика» произвела фурор. Кто то был в восторге, но были и недовольные. Жители штата Айова посчитали такое изображение их уклада жизни насмешкой художника, а одна дама даже пригрозила физической расправой над Грантом Вудом. Она обещала откусить ему ухо.

Многие люди обвиняли художника в антипатии ко всему новому, обзывая его консерватором и ханжой, ведь он изобразил старинный домик на пороге новой цивилизации. Сам художник как то сказал о своей картине: «Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал.

..».

Спустя век

Стоит отметить, что спустя время картина все еще остается на пике популярности. На нее делают пародии, ею восхищаются, ее не понимают. Но все это нисколько не помешало «Американской готике» стать своеобразным символом уклада жизни тех лет.

Спустя почти столетие критики смогли рассмотреть в ней непоколебимый дух американских первопроходцев.

Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть: Грант Вуд смог «зацепить» огромное количество людей своим шедевром, заставляя общественность обсуждать, спорить о картине «Американскую готику».

Источник: https://autogear.ru/article/321/416/kartina-amerikanskaya-gotika-vud-grant/

13 символов, зашифрованных в картине Американская готика

Что хотел сказать художник Грант Деволсон Вуд?

Мы расскажем:

1 Мужчина. Вуд писал его со своего дантиста Байрона Маккиби, вовсе не мрачного человека. Врачу тогда было 62 года. «Мне нравится ваше лицо, — как-то сказал ему Вуд.

— Оно все как бы состоит из длинных прямых линий». Маккиби согласился позировать при условии, что его не будут узнавать на этом портрете.

Вуд не сдержал обещание и сделал персонажа очень похожим на модель, по словам художника, не намеренно.

2 Женщина. На картине изображены отец и дочь, на этом особенно настаивала модель, сестра художника Нэн Вуд Грэхем, хотя многие журналисты принимали персонажей за супругов.

Яркая и жизнелюбивая Нэн позировала для образа угрюмой старой девы, но все равно огорчилась, что выглядит на картине намного старше своих 30 лет. Она также утверждала, что Вуд присмотрел в Сидар-Рапидсе гораздо более подходящую модель, но не решился предложить ей позировать.

«Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы, — иронизировала в письме в газету Des Moines Register жена фермера миссис Эрл Робинсон. — От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко». «Я бы хотела, чтобы эта завистливая дама (автор письма.

— Прим. «Вокруг света») прислала мне свою фотографию, — не осталась в долгу Нэн. — Уж я-то знаю, куда ее повешу…»

3 Вилы. На карандашном эскизе в качестве символа сельскохозяйственных работ мужчина держал грабли, но Вуд хотел, чтобы орудие в руке персонажа ассоциировалось не с садоводством, а с уборкой сена в старые времена (что возмутило некоторых технически продвинутых фермеров). К тому же вертикальные линии зубцов соотносятся с другими вертикалями картины.

4 «Трезубец». Отстрочка на джинсовом комбинезоне мужчины и полосы на рубашке, как и рамы окон и террасы, и растение на заднем плане, и крыша сарая копируют очертания вил. Вуд любил включать в композицию картин повторяющиеся геометрические мотивы.

5 Очки. Доктор Байрон Маккиби, послуживший моделью, носил очки с линзами восьмиугольной формы, а круглые были у отца художника. Вуд хранил их в память о нем, а когда вернулся из Мюнхена, заказал себе такие же. Детские воспоминания о провинциальной Америке конца XIX века были связаны для Вуда прежде всего с родителями и их вещами.

6 Передник. Типичный элемент одежды фермерских жен из родной Вуду Анамосы, такие носила и мать художника. Кайму устаревшего фасона Нэн по просьбе Вуда нашила на передник, в котором позировала. «Эта тесьма вышла из моды, — вспоминала Нэн, — и в магазинах ее не было. Я спорола ее со старых маминых платьев…»

7 Брошь «Персефона». Стилизация под античную камею. Вуд купил это украшение для матери в Европе, поскольку девушка на ней, как считал художник, похожа на Нэн. Подобные камеи были популярным украшением в Викторианскую эпоху.

8 Локон. В письме от 1941 года Вуд заметил о своей героине: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».

9 Дом в стиле плотницкой готики. Здание, с которого Вуд его писал, построили в Элдоне, штат Айова, в 1881–1882 годах местные плотники Бьюзи и Гералд.

10 Бегония и щучий хвост. Любимые на Среднем Западе домашние растения олицетворяют женскую домовитость.

11 Шпиль церкви. Консервативные обитатели американской провинции, наследники пуритан-первопоселенцев, в большинстве своем были примерными прихожанами. Родители самого художника познакомились в пресвитерианской церкви: Хэтти Уивер в свободное от работы время была там органисткой, а Мервилл Вуд возглавлял воскресную школу.

12 Красный амбар. Этого строения не было рядом со зданием из Элдона, но его присутствие позади героя указывает на род занятий, так же как растения в горшках за плечом женщины.

Красный амбар был нарисован на кухонном шкафу, сделанном отцом Вуда, — единственном предмете мебели, который мать забрала с фермы, когда семья съезжала оттуда.

Для Вуда этот шкаф всегда был символом дома.

Грант Вуд, художник-регионалист, не особенно известный за пределами штата Айова, никак не ожидал резонанса, какой получила работа, присланная им на конкурс Чикагского института искусств осенью 1930 года.

Портрет провинциальной пары был написан в манере, сочетавшей старомодность и самобытность.

Мужчина с тяжелым взглядом как будто преграждает вилами зрителю подступы на свою территорию — к женщине и дому с наглухо запертым стрельчатым окном, навевающим смутные ассоциации с мрачными тайнами английского готического романа.

Картина стала не только призером конкурса, но и самым обсуждаемым в прессе Штатов произведением искусства, вызвала лавину писем и откликов. Кто-то воспринял «Американскую готику» как дань уважения сельским труженикам Среднего Запада, но чаще в ней усматривали зловещий подтекст или сатиру на провинциалов. Одна фермерша даже угрожала откусить художнику ухо.

Это изумляло Вуда, который и не помышлял о сатире. Сын сельских жителей, ранние годы он провел на ферме. Позже воспоминания о детстве в сельской глубинке и семейные альбомы с фотографиями в викторианском духе стали для него источником вдохновения.

В августе 1930 года в городке Элдон художник приметил деревянный дом с окном, напоминавшим о средневековых соборах Европы. Стиль, популярный на Среднем Западе в конце XIX века, называли плотницкой готикой: провинциальные мастера украшали здания неоготическими викторианскими мотивами.

Читайте также:  Музей современного искусства в берлине (гамбургский вокзал)

Вуду понравились вертикальные линии обшивки, рифмующиеся с линиями окна, и дух старины. Он сделал наброски и поехал домой воплощать замысел.

«Я не писал сатиру, — пояснял удивленный трактовками Вуд. — Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал». Хвалители и хулители картины сходились в одном: художник уловил нечто подлинно американское. Потому она и не оставила равнодушными стольких людей по всей стране.

К концу 1950-х картина фактически превратилась в то, что сейчас называют мемом: если нужно было высмеять или разрекламировать нечто типично американское — политиков, идею, еду, — сразу рисовали или снимали очередную пародию на это произведение искусства. Число пародий на картину Гранта Вуда растет и по сей день.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://obaldenno.com/article/5038/13-simvolov-zashifrovannyh-v-kartine-amerikanskaja-gotika

«Американская готика» Гордона Паркса

В Новом Манеже в рамках Фотобиеннале проходит выставка «Американская история» одного из классиков американской фотографии Гордона Паркса (1912—2006).

Гордон Паркс — афроамериканский фотограф, режиссер и писатель, чье искусство стало одним из первых шагов в борьбе за равные права для разных этнических групп в Соединенных Штатах Америки.

И он умел показать в своих фотографиях то, чего тогда не видели другие.

Его работы — это размышление об Америке середины ХХ столетия с использованием аристотелевской поэтики, согласно которой искусство служит для лучшего понимания реальности.

Гордон Паркс, «Американская готика», 1942© The Gordon Parks Foundation

В 1940-е годы, работая на Роя Страйкера, успешного экономиста и фотографа, Паркс создает свой первый шедевр — «Американскую готику».

Фотография представляет собой портрет темнокожей женщины на фоне флага США с веником в одной руке и шваброй — в другой. Ее звали Элла Уотсон.

На тот момент она была уборщицей в правительственной организации, и фотограф запечатлел ее на рабочем месте.

Когда Гордон Паркс поднимает проблему расовой дискриминации, он обращается к картине Гранта Вуда «Американская готика» (1930), которая уже стала иконическим образом.

Грант Вуд, «Американская готика», 1930

Паркс оставляет вертикальные линии композиции и заменяет мужскую фигуру шваброй. Интересно, что сама картина по своей композиции является пародией на американские фотографии конца XIX века и сатирой на сельскую жизнь небольших городов Среднего Запада.

Представленная Вудом сцена никогда не происходила в действительности. Художник писал отца и дочь по отдельности, а дом — типичный образец «плотницкой готики», скорее обобщенный образ, чем какое-то конкретное здание.

Картина стала одной из самых узнаваемых в мире и уверенно занимает высокую позицию среди «самых американских» произведений искусства.

Фотография Паркса оказывается действительно двойственным портретом. С одной стороны, в ней выражены реальные проблемы того времени — например, расизм или вопрос о неравенстве мужчин и женщин в трудовой сфере и в обществе в целом. Перед тем как сделать снимок, Паркс беседовал с Эллой Уотсон, расспрашивал ее о жизни, чтобы верно сопоставить внутреннее и внешнее.

Он представил реального человека в естественном для него месте, выразив тем самым реальность такой, какая она есть. Хотя, с другой стороны, эта же реальность скорректирована Парксом: он не просто вырезает фрагмент из пространства, но и заставляет смотреть на него с его собственной точки зрения.

Автор сам присутствует на этой фотографии, которая выражает его мнение, вплоть до того, что он же выбирает позу своей героини.

Гордон Паркс, «Кеннет Фонтенель делает домашнюю работу, Гарлем, Нью-Йорк», 1968© The Gordon Parks Foundation

Такой способ преподнесения реальности ставит эту фотографию в пограничное положение между документальностью и искусством.

Двойственность восприятия усиливается накладывающимися друг на друга отражениями: фотография Паркса — первая пародия на картину Вуда, картина же, в свою очередь, — сатира на фотоискусство конца предыдущего столетия и, с другой стороны, тоже репрезентация действительности, сделанная другим способом — при помощи вымысла.

Зеркальная галерея, выстроенная Парксом в этом снимке, выделяет и обособляет его от других из серии «Американская история».

В фотографиях Гордона Паркса отсутствует резкая и грубая однозначность, которая могла бы заранее настроить зрителя на определенное впечатление. Он словно сглаживал углы, обходил острые моменты стороной, но не отказывался от них полностью, моделируя их по-своему.

Гордон Паркс, «Мать следит за больным ребенком, Йеллоунайф, Канада», 1945© The Gordon Parks Foundation

Фотограф не обошел стороной и тему бедности, которая была частью его собственной биографии.

Он создает репортажные портреты, чья простота противоречит эмоциональному содержанию.

Сам Паркс предстает в них свидетелем и очевидцем действительности, показывает фрагменты повседневной жизни, а зритель невольно домысливает прошлое и будущее каждого из них.

Он не ограничивался социальными сюжетами. В его объектив попадали знаменитые спортсмены, голливудские звезды, общественные деятели: Барбара Стрейзанд, Мохаммед Али, Малкольм Икс и многие другие.

Даже работая в индустрии моды, Паркс сохранял индивидуальность и в этом жанре.

Фотографии объемны, внутри каждой есть пространство, динамика, естественность, что было необычном для фэшн-съемки того времени.

Гордон Паркс, «Модели с короткими стрижками, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк»© The Gordon Parks Foundation

Разносторонняя, но целостная фигура Гордона Паркса сама по себе является ракурсом, точкой обзора громких социальных явлений Америки в ХХ веке.

Это было эмоционально насыщенное столетие, причем не только в США, но также в Европе и России, и мы можем найти точки соприкосновения между различными переживаниями исторического опыта.

Мы все еще продолжаем переосмыслять события второй половины ХХ века, особенно в рамках российской действительности, где та же защита гражданских прав, если она происходит, касается скорее большинства, чем меньшинств, этнических или каких-либо еще. Мы можем найти много знакомого в тех сюжетах, которые показывает нам Паркс.

Гордон Паркс, «Мохаммед Али дает автографы юным фанатам, Майами, Флорида», 1970© The Gordon Parks FoundationПонравился материал?помоги сайту!

Источник: https://www.colta.ru/articles/art/2880

За что мир полюбил «Американскую готику» Гранта Вуда

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-11-21 14:22:00Вадим Алешин
vakin
2016-11-21 14:22:00
«Американская готика», 1930 годмасло. 74 × 62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

История

Пыльные боковые дороги. Редкие деревья. Дома — белые, низкие, далеко стоящие друг от друга. Неприбранные участки. Заросшее поле. Американский флаг.

Так выглядит Элдон, штат Айова — город в тысячу человек, где в 1930 году никому еще не известный Грант Вуд, приехав на мелкую провинциальную выставку, приметил в отдалении самый обычный сельский дом с неуместным остроконечным готическим окном на втором этаже.

Этот дом и это окно — единственная константа в набросках к картине, задачей которой было изобразить максимально стереотипных жителей американского Среднего Запада.Никто не знает, зачем первоначальные владельцы дома решили сделать верхнее окно в стиле церковной архитектуры. Возможно, чтобы вносить через него высокую мебель.

Но причина могла быть и сугубо декоративной: «плотницкая готика», как называют провинциальный архитектурный стиль в США второй половины XIX века, имела склонность к простым деревянным домам с парой дешевых бессмысленных украшений. И это именно то, как выглядит большая часть Штатов за городской чертой, куда бы вы ни поехали.
ТрактовкаСама картина незамысловата.

Две фигуры — пожилой фермер, сжимающий вилы, и его дочь, старая дева в пуританском платье, доставшемся, по-видимому, от матери. На заднем плане — известный дом и окно. Шторы задернуты — возможно, в честь траура, хотя на тот момент этой традиции уже не было.

Символизм вил не выяснен, но Вуд определенно подчеркивает его в линиях швов фермерского комбинезона (к тому же вилы — это перевернутое окно).Цветы, которых не было в первоначальных эскизах — герань и сансевиерия — традиционно обозначают меланхолию и глупость. Они появляются и в других картинах Вуда.Все это плюс прямая фронтальная композиция отсылает одновременно и к нарочито плоскому средневековому портрету, и к манере фотографов начала века снимать людей на фоне их домов — примерно с теми же стоическими лицами и немного непрямым взглядом.
Дом-прототип «Американской готики»

Реакция

В начале 30-х картина воспринималась как пародия на население Среднего Запада. В годы Великой депрессии стала иконой аутентичного духа американских первопроходцев. В 60-е снова стала пародией и продолжает ей быть по сей день. Но пародия — это жанр, изолированный во времени: он цепляется за актуальное и забывается вместе с ним.

Почему же картину все еще продолжают вспоминать?У Штатов сложные взаимоотношения с историей. В крупных метрополиях в исторической памяти существует, как правило, только несколько крупных событий относительно недавнего времени — так, например, в Нью-Йорке это будут прибытие иммигрантов на Ellis Island и 9/11. Даже Гудзона не вспоминают.

На фронтире, напротив, история везде — индейские племена, война за независимость, гражданская, этнические колонии, первые гужевые дороги, беглые миссионеры — и это единственные места, действительно насыщенные (пусть и короткой) историей.В серой области между фронтиром и метрополией нет ни истории, ни культуры.

Это второстепенные города, единственная функция которых состоит в том, чтобы быть населенными. Именно таким является и Элдон, штат Айова, — и именно поэтому Вуд изначально там оказался.

Выставка, на которую приехал художник, ставила себе целью нести искусство в самые что ни на есть народные массы, и город выбран был соответствующий — пустой, скучный, в стороне от всего, с одной улицей и одной церковью.И вот тут нужно вспомнить, что же такое готика.
Модели, изображенные Грантом Вудом, фотографируются у картины

Готика

Готика возникла в XII веке из желания одного аббата отреставрировать дорогую его сердцу старую церковь — в частности, наполнить ее дневным светом — и быстро покорила сердца архитекторов, позволяя строить выше, уже и при этом расходовать меньше камня.

С приходом Возрождения готический стиль ушел в тень аж до XIX века, где обрел второе дыхание на подъеме интереса к Средневековью и в пику промышленной революции.

Именно тогда мир успешно изобретал новые современные проблемы, последствия которых не решены до сих пор, и взгляд в прошлое пытался найти какую-то альтернативу — дав нам не только неоготику, но также прерафаэлитов, интерес к оккультным практикам и — пуританский консерватизм.Готика ведь не в камне. Готика — это мировидение.

В каноне позднего Средневековья она давала нужный повод для вдохновения. Ее мир был все еще не о человеке и не принадлежал человеку, но он все-таки был красив. И все эти витражи, колонны и арки тоже отдавали пусть холодной, пусть нечеловеческой, но все-таки красотой.

Памятник «Американской готике» в ЧикагоТак вот, пуританская мораль и плотницкий стиль как пророк ее — это фактически умаленная готика. Это взгляд на человека в линзе двойного предопределения, когда вопрос его спасения решен изначально, а определить это со стороны можно только по тому, застегивает ли он на себе самую верхнюю пуговицу.

Просто в Старом Свете у него, кроме этой пуговицы, все же была культура. А в Новом не было ничего, кроме картофеля и индейских могил. Только и остается что сделать у себя на втором этаже красивое готическое окно как единственный признак преемственности этой культуры, теперь редуцированной до пары крашеных брусьев, поставленных под прямым углом.

Пуританская мораль и плотницкий стиль — это фактически умаленная готика.Появление картины именно в 1930-х следует ровно тому же сценарию: обращение к старому портрету в пику всему происходящему в центральных точках цивилизации. А это и новая индустриализация, и избыточное изобилие 20-х, и движение актуального искусства в сторону абсолютной абстракции.

И в этом смысле Вуду пронзительно повезло. Живописец средней руки, он не написал ничего стоящего ни до «Американской готики», ни после нее. Его хватило ровно на одно открытие, масштабов которого он и сам, скорее всего, не понял. Но которое покрыло такое плотное пересечение культурных давлений, что его сколь угодно местечковая актуальность не исчерпана до сих пор. И не будет исчерпана ни в каком обозримом будущем.

Пародия на «Американскую готику»

Грант Деволсон Вуд

Американский художник. Изображал сельскую жизнь американского Среднего Запада. Его картина «Американская готика» (1930 год) — одно из наиболее узнаваемых и пародируемых произведений США ХХ века. Хранится в Чикагском институте искусств, где впервые была выставлена и где учился ее автор.

Автор Глеб Симонов
Источник — birdinflight.com

Источник: https://vakin.livejournal.com/1410799.html

Ссылка на основную публикацию