Картина «бурлаки на волге», репин

«Бурлаки на Волге». Почему картина Репина стала культовой

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствие старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли  немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/burlaki-na-volge-repin/

Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге: Описание произведения

Картину «Бурлаки на Волге» Репин написал, не читая некрасовские «Размышления у парадного подъезда». Впрочем, когда прочел, то раскритиковал. У Некрасова:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..

Репин же уверял, что ни о каких песнопениях, даже подобных стону, бурлакам думать не приходится. «…никакого расположения петь у них я не встречал; даже в праздники, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедала их», – уверял Репин. И действительно, глядя на бурлаков на картине, мы не особо-то можем представить их поющими песню, будь то лирическую или обличительную.

Рамки жанровой, бытовой картины слишком тесны для Репина. Не получилась у него ни «бытовая», ни обличительная картина. Хотя изначально планы были именно такие.

Однажды, во время прогулки с друзьями по Неве, Репин увидел бурлаков, и его глубоко поразил контраст между ними и праздной аристократической толпой.

В 1870-м году с приятелями художник отправился в путешествие по Волге, в котором работал над эскизами к «Бурлакам» (1, 2, 3, 4, 5).

«Бурлаки» Репина монументальны, в этих тощих оборванных людях – кажется, сила и безысходность целого народа. Сияющая баржа за их спиной – не просто корабль с грузом, а тот самый мир, который через некоторое время уже не сможет жить по-старому. При этом символизмом как таковым Репин не увлекается. Его бурлаки – это именно бурлаки, изможденные тянущие лямку мужики. Да и тащат на своих плечах они отнюдь не аллегорию, а реальную баржу. При этом вышедшая из-под кисти художника картина значительно грандиознее, нежели изначальный его замысел.Сияющий, почти праздничный пейзаж: золотистый берег, ясное небо, на зеркальной поверхности воды вдали виден корабль. И, словно нечто чуждое – темная, выбивающая из пейзажа цепочка бурлаков. Они кажутся явлением вообще другого мира. Бурлаки из глубины холста движутся на зрителя. Их путь – и есть сюжет картины. Не видно, откуда они пришли – за ними только сияющий пейзаж, он же и впереди. И эта такая неуместная, странная и неловкая цепь изможденных людей движется сквозь слишком яркий, слишком праздничный для них мир.

«Однако что это там движется сюда? Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на солнце?» – описывал Репин свои впечатления от первой встречи с бурлаками. Он создавал свою картину практически одновременно с Саврасовым, писавшим «Волгу в окрестностях Юрьевца». Оба художника при этом независимо друг от друга вступили в диалог с «Бурлаками» Верещагина.  

Особенность картины Репина в том, что бурлаки в ней индивидуализированы, это отдельные люди со своей историей. Идущий впереди по центру написан с Канина – это поп-расстрига и любимая модель Репина на этом полотне.

Справа от него – огромный мужик, воплощающий в себе дикую неприрученную силу, слева – матрос, ненавидящим стеклянным взглядом смотрящий прямо на зрителя.

Читайте также:  Музей газеты, германия, аахен

Во второй тройке выделяется совсем юный мальчишка, кажется, он пытается снять с себя лямку.

 Один из конфликтов Репина состоял в том, что он был безусловно художником, выражающим общественные чаяния, художником с гражданской позицией и при этом время от времени пытался следовать идеям чистого искусства и протестовать против публицистичности художников-передвижников, которые норовят «проповедовать». В этом смысле «Бурлаки на Волге» Репина уникальны: они лишены дидактики, но и «искусством для искусства» их точно не назовешь.

«Бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего, – восхищался Достоевский. – Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»» Как удалось Репину изобразить не жалкую стилизацию, но плоть и кровь – и при этом обойтись без поучений? Единственный императив, который задает Репин: «Смотри!». Но уж от него не уклониться.

Репин представил картину на годичной академической выставке, и даже ради ее завершения отложил стажировку в Европе. «Бурлаки на Волге» вызвали горячий интерес и неоднозначную реакцию. Оценки колебались в диапазоне от «профанация искусства» до «величайшее произведение».

Источник: https://artchive.ru/artists/567~Ilja_Efimovich_Repin/works/25912~Burlaki_na_Volge

Бурлаки на Волге

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Холст, масло. С 1870 живописец работал над новым произведением, которое охотно показывал друзьям, но пока не решался представить на академической выставке, считая его незаконченным и периодически внося поправки.

Из-за этого художник попросил отсрочить пенсионерскую поездку, несмотря на то что его звал с собой Василий Поленов, который в тот же год окончил Академию художеств с большой золотой медалью и собирался за границу. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств.

Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи.

В картине «Бурлаки на Волге» Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями.

Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина.

Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги, – человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей.

А много лет спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.

Полотно «Бурлаки на Волге» было представлено на годичной выставке Академии и сразу получило неоднозначную оценку. В зале возле картины каждый день собиралась толпа людей – ее обсуждали, ругали, ею восторгались.

Об этой работе молодого Репина с жаром писали газеты, она очень заинтересовала Федора Достоевского и Василия Перова. Однако профессора Академии художеств приняли ее холодно, а ректор Федор Бруни и вовсе заявил, что «Бурлаки на Волге» – «величайшая профанация искусства».

Композиция произведения напоминает сюжет «Тройки» Перова. В ней точно так же изображено движение группы людей из глубины холста на зрителя. Но если работа Перова построена исключительно на чувстве сопереживания невыносимому перенапряжению и безнадежности, которые читаются в образах нищих детей, то у Репина все иначе.

По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин – невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах – выражение простодушия, доброты, печали.

По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку – в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя.

Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться.

Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.

Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги.

В картине нет интонации обличения, но есть некая философская просветленность. Поэтому, видимо, даже аристократическая часть общества восприняла полотно благосклонно. Некоторое время картина украшала бильярдную великого князя Владимира Александровича, а затем её отправили на Всемирную выставку в Вену.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_burlaki_na_volge.html

Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам.

По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу.

Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины.

После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица.

Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми.

Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд.

Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» — это стон русского народа.

На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина.

Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо.

Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет.

Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин.

Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица.

В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны.

Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них.

На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают.

Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-repina-burlaki-na-volge/

Репин Бурлаки на Волге 1870-1873 г

Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году.

Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте,

Читайте также:  "на террасе" или "две сестры", ренуар, 1881

подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным людям. Так оно и вышло, создав первый эскиз бурлаков написанный акварелью по задуманному плану, тянущие лямку изможденные и грязные бурлаки, супротив с веселящимися хорошо разодетой богатой публикой.

Такой сюжет сразу был раскритикован Федором Васильевым, как искусственно подделанная и бессмысленная работа. Конечно Репин осознавал композиция картины шла вразрез с мировоззрением, как в академических и в светских кругах.

Поэтому в дальнейшем Репин отказался от прямого обличительства сделав упор именно на бурлаков, стараясь показать непростую жизнь этих людей в своей будущей картине Бурлаки на Волге, показав тем самым характеры этих людей и не более.

В то же время в академии художеств у Репина были некоторые проблемы, не желая сдавать не интересные по его мнению экзамены по общеобразовательным предметам, художник решился подать заявление об увольнении, в котором ему было вежливо отказано. Видно в академии понимали уволив такого мастера, могло повлечь много неприятностей для самой академии.

В эти времена как раз набирало силу новое движение товарищество передвижников их идеология шла вразрез с академическими устоями. Вместо увольнения Репину предложили по стажироваться за границей, оплатив ему также турне по Волге от города Тверь до Саратова. Во время путешествия по Волге вместе со своими коллегами в числе которых был и Федор Васильев.

В 1870 году в селе Ширяево, что в полтора десятка километров от Самары, он создает небольшой карандашный эскиз, с помощью которого Репин пишет маслом также первую версию картины, небольшого размера около 23 на 50 см Первая экспозиция картины Репина с бурлаками была продемонстрирована в Санкт Петербурге, которая была награждена призом.

Во время работы с картиной Художник часто перерабатывал сюжет возвращаясь к эскизам, находясь среди бурлаков Репин, близко знакомится с ними. Один из героев картины Канин — бывший священник, яркая личность, человек с непростой судьбой.

В картине Бурлаки на волге, перед зрителем раскрывается бесконечно широкая река Волга, по которой плавают купеческие суда, на переднем плане извилистый песчаный берег, по которому артель бурлаков тянут за лямки купеческое судно, купчишка на судне пристально поглядывает за работой бурлаков. Наш главный герой картины бурлак Канин как вожак стаи ведет всю артель неудержимо вперед.

Среди персонажей картины заметно выделяется характер молодого паренька, его зовут Ларька.

Он значительно отличается от своих прожженных духом старших товарищей, своим по юношески нетерпеливым характером и не опытностью, супротив выносливого, мудрого Канина и кудрявого бородача, который справа от Канина терпеливо тянущие свои лямки. Измученный от невыносимой работы старик, что рядом с Ларькой еле плетет ноги.

В ватаге бурлаков Репин собрал характеры разных типов людей, разделяя их на разные группы характеров от самых сильных духом и мудрых по возрасту до измождённых и слабых, которые похоже не совсем способны исполнять такую тяжелую работу, в этом конечно и состоит весь колорит и контраст характеров бурлаков, например, Илька матрос с заметно озлобленным видом смотрящий на прямо зрителя, очень усердно тянет лямку, характер Ильки не простой он сможет громко матернуться ненавидя вся и все в окружающей его жизни.

В след за Каниным заметно выделяется в полсилы тянущий свою лямку высокий мужик с курительной трубкой и вытирающий пот со лба измождённый от работы старичок.

Из всей ватаги бурлаков значительно отличаются первые три персонажа на которых висит самая значительная тяговая сила относительно других нехотя тянущих свои лямки.

В образах бурлаков Репин старался показать разные характеры людей в которых есть и покорность своей не простой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие простых людей с непростой судьбой.

После многих эскизов и этюдов картина Бурлаки на Волге была наконец завершена Репиным в 1873 году, и была выставлена на выставке произведений живописи, со следующей отправкой работ для экспозиции на всемирную выставку в Вену.

Как и ожидалось у картины было много поклонников и тех кому работа не понравилась, были те кто очень жестко критиковали мастера, среди них был ярый академист Федор Бруни, он отрицательно откликнулся о картине, как о великой профанации в изобразительном искусстве.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и прогрессивно настроенные люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов.

Как о полном подлинном и правдивом произведении, положительно отозвался писатель Федор Достоевский.

Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена бронзовая медаль, полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно Бурлаки идущие вброд, 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее

Источник: http://www.art-portrets.ru/burlaki-na-volge.html

Тайна картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»!

Впервые бурлаков Илья Репин увидел на Неве, во время выезда на пленэр со своими товарищами. Контраст в обличье бурлаков и праздной дачной публики Санкт-Петербурга произвел на художника сильное впечатление, которое он стремился передать в эскизах. Но, что-то не ладилось. Однажды Ф.А. Васильев сделал замечание:

— А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев… Но знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, эскиз акварелью…

Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе…

Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу — вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее.

Летом 1870 года компания друзей отправилась в «неизвестную страну» — на Волгу.

— Лучше всего Жигули,— советовали все в один голос.

Выбор пал на село Ширяево (О том как Репина испугал Ставрополь можно прочитать ЗДЕСЬ). Именно здесь Илья Репин встретил прототипы своих будущих героев картины, в том числе любимого им Канина.

И при жизни художника, и после, многие критики предполагали, что своими «Бурлаками» Репин стремился выразить свое отношение к несправедливости, к неравенству, стремился изобличить нечто, а что именно, каждый предполагал свое.

Предполагали, что сюжет картины навеян стихотворением Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Но, сам Илья Ефимович откровенничает:

Репин художник и его пленили образы, сложенные сочетанием повязок, взгляда, цвета, мимики, позы… Он делал наброски, писал этюды, составлял композицию, стремясь акцентировать именно на этих типажах. Любимцем у него стал поп расстрига Канин.

В дальнейшем судьба картины сложилась причудливым образом. В Санкт-Петербург Репин вернулся с несколькими эскизами «Бурлаков», которые он считал неудачными.

Но случилось так, что зайдя в Академию художеств, по сути, доложить о возвращении из путешествия, Репин был поставлен перед фактом, что со дня на день Академию намерен посетить Великий князь Владимир Александрович и требуется срочно предоставить имеющиеся волжские эскизы и этюды, дабы было что показать Великому князю.

Заказ поступил. И поступил именно на ту композицию, что была в эскизе. И его надо было просто выполнить. Что Репин и сделал. С Великим князем ведь не поспоришь, да и желание клиента есть желание клиента. В последствии Репин долго не афишировал имя заказчика и не раскрывал тайны, почему картина получилась именно такой.

И еще Илья Репин вспоминает подобные эпизоды:

Вот и вся тайна картины «Бурлаки на Волге». Как всегда, все оказывается гораздо проще и прозаичнее, нежели рисуется нашим воображением. Человеку свойственно видеть то, что он хочет увидеть, а в дальнейшем убедить в своей воображаемой правоте.

Куда сходить в выходной?Идеи, которые легко реализовать!Анонсы экскурсий, фестивалей, выставок, скидки…Получайте на свой e-mail

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добро пожаловать
в мир МикроПутешествий!

Источник: http://www.volgatrip.ru/blog/115-tajna-kartiny-ili-repina-burlaki-na-volge.html

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге»

     

И.Е. Репин.  Автопортрет

   Но Илья Репин верил, что сумеет выразить своим полотном глубокие чувства и мысли, и с воодушевлением разрабатывал полюбившуюся тему.  Скоро он отказался от первого замысла, задуманного на резком контрасте богатства и нищеты.

Тогда, на невском берегу, он впервые видел бурлаков, и ничего не знал о жизни, быте и душах этих людей. Несчастны ли они на самом деле? Илье захотелось пожить с ними рядом, приглядеться, познакомиться.

Самым бурлацким краем в те годы была река Волга, и молодой живописец решил повидать великую русскую реку и познакомиться с бурлаками.

    Весной 1870 года  Илья Репин отправился дорогу с сотоварищами по учебе, Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и младшим братом Василием, музыкантом. В дорогу собирались основательно, собирались остановиться у какого-нибудь крестьянина на квартире на всё лето. Первый день ехали поездом, потом сели на пароход.

Молодых людей поразил волжский простор – ширь реки, безграничная даль берегов, бездонная голубизна неба. Они целый день проводили на палубе, делали зарисовки в альбомах. Будто по волшебству, на бумаге рождались сверкающая вода, отлогий песчаный берег и другой – высокий, гористый, домики и островерхие колокольни.

    Илья Репин внимательно всматривался в горизонт, не покажется ли вдали тёмная полоса – цепочка оборванных фигурок. Он в нетерпении ожидал встречи со своими героями — бурлаками. Мечтал сблизиться с ними, разговаривать, писать эти лица, задубевшие на жарком солнце и сухом ветру.

    Друзья поселились сначала в небольшом городке. Домик стоял на луговом берегу, напротив Жигулёвских гор, заросших лесом. Это было неприступное, обрывистое место, серые утёсы нависали отвесной стеной над Волгой. Репина больше всего манили неисхоженные места.

В поисках бурлаков конце июня художники покинули город, спустились вниз по реке и поселились в бедной деревеньке, Ширяеве, мимо которой часто проходила одна артель. Там они прожили до конца лета. Репин познакомился с бурлаками, написал много эскизов и выполнил карандашных зарисовок.

Всего их было одиннадцать человек, и какие это были люди! Илья сразу влюбился в человека по имени Канин. Он выходил навстречу ватаге и шёл в ногу с Каниным. Когда бурлаки обедали, он садился рядом и делал зарисовки, отмечая каждую мелочь. Каких только замечательных историй не наслушался художник. И он буквально заболел этими людьми.

Это были уже не мимолётные впечатления, а погружение в самую гущу бурлацкого быта, тесное общение с бурлацкой ватагой. Какие, оказывается, непохожие один на другого, типы, были связаны друг с другом общим трудом. Двигаясь вверх по реке, они тянули судно против течения до места, где надо было разгружать баржу.

И все вместе они, отнюдь, не представлялись Репину угрюмой ватагой, замученной непосильной работой. Это было настоящее товарищество! После того, как баржу разгружали, бурлаки спускались на ней вниз по течению, брали новый груз и снова впрягались в лямки. Уважение и любовь к этим людям теперь двигали Репиным.

    Острый карандаш художника запечатлевал, как запряженные в лямки, бурлаки тянут баржу на вершину холма, как вязнут в песке их ноги, каждый шаг даётся с великим трудом.  Крутой склон не позволил нарисовать всю ватагу, хорошо видны только трое передних. Художник лишь обозначил фигуры и заштриховал.

    Затем Репин взялся делать наброски всей картины. И карандашом, и красками.

    На рисунке артель бурлаков движется по песчаной отмели, а позади них расстилается река Волга. Простор реки помогает художнику передать силу и слаженность артели. Бурлаки идут не один за другим, а свободной, но точно построенной группой. Каждый герой картины должен быть хорошо виден. Студент Академии художеств уже замечательно овладел мастерством композиции.

Справа внизу подпись: И.Репин 187-73     Холст, масло 131х281

    По берегу Волги, под палящими лучами солнца, 11 бурлаков тянут против течения, тяжело груженную баржу. Усталые, измученные, движутся медленно. Ноги вязнут глубоко в песке. Яркое солнце нестерпимо палит им на головы, а они, шаг за шагом, тянут, каждый свою лямку. Бесконечно тяжел путь этой ватаги.

Читайте также:  Купание красного коня, к. с. петров-водкин, 1912

    Самое важное для  художника было – передать натуру, создать образ каждого бурлака.

Удивительный человек Канин

    Самый любимый репинский персонаж, «вершина бурлацкой эпопеи», по словам самого художника, Канин, виделся Репину античным философом, захваченным в рабство. Художник был недалёк от истины. Канин – бывший регент церковного хора. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие черты русского народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силу.

Его образ Репин сделал в картине центральным. Правда, ему не сразу удалось написать занятого своим трудом Канина, к тому же, тот отличался молчаливостью, постоянно о чем-то размышляя. Не в его характере было подшучивать над товарищами и обижаться в ответ.

Всегда погруженный в собственные мысли, он будто стремился ответить на все вопросы жизни, будто Сократ в поисках блага.

  «Только брови его всё выше поднимались да выцветшие серые глаза отражали небо» — вспоминал художник. Он с воодушевлением описывает своего любимого героя в книге воспоминаний «Далёкое близкое»: «Что-то в нём было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак». 

Канин

Вот лицо Канина, каким его запечатлел Репин на картине. Печальные, мудрые глаза, большой, умный лоб. Все движения – сдержанные, неторопливые, спешить некуда. Когда Канин двигался в лямке, ни одно движение, ни даже мимика лица не выдавала, насколько тяжела работа. Шагая рядом с Каниным, Репин не переставал восхищаться им, прибавляя себе ходу, чтобы не отстать.

    «Как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее…»

   Канин во главе бурлацкой артели

    Канин идёт во главе бурлацкой артели рядом с чернобородым, заросшим курчавым волосом, дочерна загоревшим, босоногим великаном, который сбоку смотрит на Канина.

Ох, должно быть, лихой мужик, вольнолюбивый русский богатырь. «Нижегородский боец», так прозвали этого героя картины. В самом деле, лямку тянет без устали, увлекая товарищей за собой. Вероятно, шутит, работая.

Повернулся к Канину и остальным, чтобы подбодрить их шуткой.

Илька-моряк

На рисунках и эскизах, есть бурлак, который идёт правее Канина, с головой, опущенной на грудь. От безысходности. От чего же боле? А среди рисунков есть портрет бурлака по имени Илька-моряк. Это человек с лицом мужественным и суровым.

Особенно поражает пристальный, острый взгляд. Этот образ Репин и поместил в картину. Самого покорного бурлака, задавленного тяжелой долей, художник превратил в самого непокорного.

А какая в его жилистых руках сила! Как яростно он налегает на лямку!

Бурлак с трубкой

    Немного позади, идёт высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком навалился на лямку и, кажется, ни о чем не думает. Привык. На его голове шляпа горшком, с узкими полями. Такие  шляп, называли  бурлацкими.

Канин, «нижегородский борец», Илька-моряк
 и бурлак с трубкой

Ларька – самый юный из ватаги

Ларька

В артели часто встречались мальчишки. Сначала одиннадцатилетних детей ставили кашеварами, а через три года и он должен был тянуть лямку. На рисунке карандашом Ларька получился спокойным и задумчивым, с волосами, перехваченными ремешком, а вот на картине он – сплошное нетерпение, решимость и непокорность.

Упрямый поворот головы. Смелый, устремлённый вперёд взгляд. Непокорные волосы бунтарски выбились из-под шапки. Горячий юноша весь в движении, вцепившись в хомут, он, кажется, готов разорвать его, выскочить из лямки.

Неужели это на всю жизнь — раскалённый песок, бесконечная вода, потемневшие от пота спины товарищей, мерно переступающие ноги?

Ларька, по сути, это молодой Канин. У них много общего. Пытливый ум, гордость, непокорность, собственное достоинство. Индивидуальные черты, того и другого, Репин раскрывает, противопоставляя молодость, юношескую чистоту, порывистость, нетерпение, неопытность и хрупкость Ларьки – мужеству, житейской мудрости, выносливости, выдержке и стойкости Канина.

<\p>

Ларька, Чахоточный, старик, набивающий трубку,
калмык, солдат. грек и обессилевший бурлак

Бурлацкая ватага собрана из людей самых различных характеров и судеб. Чахоточному мужику, отирающему со лба пот, недолго осталось тянуть лямку.

Старик набивает трубку табаком, ничуть не заботясь, что устроенный перерыв увеличивает нагрузку товарищей. Вроде бы, ему ничего и не надо, кроме этой трубочки с табаком. Прошли годы – притерпелся и к такой жизни. В этом мужике – своя сила, спокойная  уверенность, терпение. «Христос терпел и нам велел». Между Ларькой и стариком видна голова калмыка.

Его лицо скрывает картуз, но заметно, что это именно калмык с глазами, по словам самого Репина, «будто прорезанными осокой».  Далее – отставной солдат, один из всех, обутый в сапоги, одежда на нём поновее. Он ступает старательно, но пройдёт сотню-другую вёрст, и его одежда истреплется, он переобуется в лапти и, как говорится, «обвыкнет.

Предпоследний – высокий грек. Он похож на орла, с его красивым лицом и прямым носом. Грек сердито оглядывается на баржу, где находятся хозяева – «кровопийцы». Бредущий позади всех бурлак, совсем обессилел, отстаёт от других: обратите внимание, как бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, перед глазами зрителя только круг его фуражки.

Может, горе у него, а может, больше не в силах тянуть баржу. Одиннадцать человек. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Вместе они – товарищество, артель.

    В одних образах репинских бурлаков отражена покорность в судьбе, в других – протест и озлобление, в-третьих – невозмутимость, или привычка.

Только в образе Канина сливаются черты, присущие каждому в отдельности. Он не выглядит богатырём, скорее, среднего роста, складный, коренастый и, в то же время – самый значительный.

Как будто он знает больше остальных, но где она, где та самая лучшая доля и безоблачное счастье?

    «Бурлаки на Волге» — солнечная картина. Ватага бурлаков бредёт по берегу, утопая в золотом раскалённом песке. Жарким солнцем залито голубое небо, живое солнце пронизывает воду, золотит волжскую даль и парус проплывающей мимо барки.

Раскалённый песок,  нежная, чуть розоватая, дымка над водой, горячий воздух, дрожащий и, будто звенящий, от зноя, переносит зрителя в полуденное время. А какие краски! Репин выбирает жёлтый, голубой и розовый, цвета со множеством их оттенков. Вглядитесь, и вы увидите как меняется желтый цвет от золотого, до блёклого, коричневатого.

И бурлацкая артель, и отмель, вода, небо — написаны одними красками. Лохмотья бурлаков – голубого, желтого, розового цвета, но краски густые, мрачноватые, можно сказать, тревожные. Зато краски природы – ясные, лёгкие, радостные. В ясный, летний полдень бурлаки напоминают тёмную тучу, наползающую на золотой песок. Зато они полны силушки природной, будто отлиты из потемневшей бронзы.

Работая над колоритом картины, Репин каждому герою художник подходит отдельно, выбирая цвет его одежды. На Канине – неяркая, тёмная, рубаха, в тон его неторопливым, серьёзным думам. Рубаха Ильки-моряка – красновато-лиловая. Беспокойный цвет, такой же яростный и тревожный, как пронзительный взгляд самого Ильки. Зато, будто пламенем полыхает розовая рубаха непокорного Ларьки.

Как солнышко среди серых туч. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким румянцем на щеках не успевшего загореть паренька, рассказывает о его чистой, пылкой душе. Это самый пленительный образ репинской картины.

    Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в длину холст. Это позволило открыть бесконечные просторы воды и неба. Вокруг пустынно. Слева, у края воды, вниз по течению, плывёт барка под парусом. Справа дымит маленький пароходик.

  Артель движется по берегу навстречу зрителю. Бурлаки только что одолели  песчаную мель – перекат. На мгновение они сбились с общего дружного шага. Трое передних снова налегли на лямки грудью, но те, что идут за ними, распрямились, используя коротенькую передышку.

Это позволило Репину показать их лица и рассказать о каждом из них. Стоя перед картиной, зритель видит всех бурлаков вместе и каждого в отдельности. А когда вглядывается в одного, то видит его вместе со всеми.

Напоминает игру оркестра: где у каждого инструмента свой голос, но музыка звучит, когда их голоса сливаются воедино.

    Общество по-разному принимало картину молодого живописца. По возвращении в Петербург, Репин показал свои этюды академическому начальству. «Что это? Величайшая профанация искусства!» — заворчал ректор Академии художеств, профессор Бруни. Но в это время в конференц-зал зашёл Великий Князь Владимир Александрович, вице-президент Академии.

Эскизы будущей картины попали на глаза члену императорской фамилии. Удивительно, но нищие изможденные бурлаки, из последних сил тянущие тяжёлую баржу, заинтересовали высочайшую особу! Особенно один из набросков, не самый лучший. Сам Репин собирался превратить в картину совсем другой эскиз.

Но Великий Князь немедленно пожелал купить у него готовую картину, и работа закипела.

    Картина «Бурлаки на Волге» была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем, после второй поездки Репина на Волгу, в окончательном и значительно изменённом виде – на академической выставке в 1873 году. По мнению передовой русской интеллигенции, «Бурлаки» будили совесть, заставляли думать о судьбе народа.

    «Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их». Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта «бурлацкая» партия будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится», — выражал охватившие его чувства Ф. М. Достоевский.

    На академической выставке картина появилась только перед её закрытием, а потом она перешла в собственность Великого Князя и оказалась малодоступной для публики. В 1873 году «Бурлаков на Волге» отправили в Вену на Всемирную выставку.

Один из министров, не зная, что она принадлежит Великому князю, ополчился на художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? .. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нем не будет и помину.

А вы пишите картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, нищих лапотников».

    Господину министру не дано было понять, что перед ним не жалкие «лапотники», а могучая, пока никем не обнаруженная сила, которая сможет, когда-нибудь смести все преграды, веками стоящие на её пути.

      Большим поклонником Репина стал художественный и музыкальный критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. В молодом живописце, только что окончившем Академию, Стасов прозорливо увидел будушего великого мастера и гуманиста. Стасов и Репин  были близко связаны не только общностью идейных и художественных интересов, но и личной дружбой.

    «Картину «Бурлаки», пишет Стасов в статье, посвященной Репину, — я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас.

Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения.

Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие её… в Вене, на всемирной выставке.

И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли «Бурлаков» самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению – «самою солнечною картиной» целой всемирной выставки.

    И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы. Задумана и начата была картина ещё в Академии, в антракте между 2-ю и 1-ю золотою медалью».

    Ныне картина «Бурлаки на Волге» находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Приобрести её мечтал и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, для которого Репин создал другой вариант «Бурлаков».

    Читайте следующий рассказ

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2014/04/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию