Картина «чёрное море», айвазовский — описание

Черное море картина Айвазовского. 1881 г

Сюжет картины автор задумал довольно простой любимое им море и небо. Бросается в глаза Линия морского горизонта которая делит картину практически пополам, как бы уравновешивая обе стихии – воздуха и воды. Вот и все.

Собственно на этом описание этого сюжета можно бы и завершить, предоставив зрителю самостоятельно переживать чувства и эмоции, возникающие при просмотре, если бы не одно обстоятельство. Лишь едва угадываемый силуэт корабля вдали, на самом горизонте, уводящий воображение еще дальше.

Но и кораблик замечаешь не с первого взгляда, а после вниательного знакомства , когда взгляд сам по себе удаляется к горизонту, понимая и ощущая удалеющееся пространство.

Картина «Черное море» была создана маринистом И.К.Айвазовским в 1881 году. Размер полотна 149 на 208 см .

Говоря просто, маринист решил показать прекрасное в простом невероятное водное пространство с тяжелыми изумрудными волнами и облачное небо. Но в этом то изюминка и суть самого сюжета.

Конечно Иван Айвазовский – уникальный человек в своем роде , непревзойденный талант которого выявился по сути именно в отображении морских живописных видов.

Всё другое – корабли, здания, люди на его полотнах служат лишь для создания антуража или в качестве дополнения сюжета, дорисовывая его эмоциональные нюансы.

Но, рисуя море, он остается непревзойденным мастером уже больше сотни лет. Таким образом картина считается одной из самых лучших работ великого художника. Это – заметная ступень в морской энциклопедии К.И. Айвазовского, состоящей из более 4000 видов штормовых и бушующих морских произведений.

Он ее написал уже в творческой зрелости ему было 64 г. В этот период у Айвазовского сливается изобразительный талант и жизненная мудрость с осознанием истинного смысла бытия.

Именно такой смысл содержится в обыкновенном и простом на первый взгляд творении Черного моря. Холст повествует зрителю о начинающемся шторме, всю поверхность моря охватила судорожная рябь.

Волны, покрываясь пенными гребнями, начинают вырываться из темной непроглядной бездны.

Они уже в поисках себе подобных, чтобы, объединившись, вытянутся ввысь, прикоснуться к тяжелым грозовым облакам, что вот-вот, и затянут весь небосвод с одного фронта до другого. Но это будет возможно потом, а сейчас, вырванные ветром из пучины, и потому изумрудно-прозрачные в еще пронизывающем их свете, волны еще резвятся в предвкушении скорого спокойствя.

Мгновение назад здесь возможно был полный штиль, а в следующее мгновение здесь будет шторм, но ни то, ни другое состояние не раскрывает этого особенного чувства – радостного предвосхищения неизбежной страсти, повлиять на которую не в мощи кому либо.

Об этом говорит и угадываемый корабль на горизонте — одним небрежным мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией.

При создании, название картины было другим – «На Черном море начинает разыгрываться буря», но потом Айвазовский решил сократить название, убрав все подробности своего замысла.

Картина «Черное море» — это наивысшее проявление мастерства художника, и прежде всего, это изображение прозрачной, «мокрой» воды, вызывающее ощущение некой реальности окружающего нас.

Это фирменный стиль Айвазовского, определенная последовательность нескольких слоев полупрозрачных мазков, завершающаяся слоем белил, повторить который не могут многие живописцы любители этого мастера и матерые копиисты в наше время.

Эта картина стала пушечным выстрелом по претензиям критиков по поводу устаревшего и однообразного романтизма художника. Публичная демонстрация «Черного моря» сделала совершенно неуместными все сомнения в таланте Айвазовского.

При этом даже один из самых ярых и ревностных критиков его творчества, И.Н. Крамской, был восхищен этим полотном, что он даже использовал сей сюжет в качестве декораций в своей картине «Неутешное горе».

Впоследствии суровый противник отзывался о картине, как об одном из самых непревзойденных художественных произведений.

Картина «Черное море» демонстрируется в Третьяковской галерее.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/chernoe-more-kartina.html

Картина «Черное море». Айвазовский — виртуоз художественного мастерства :

Иван Константинович Айвазовский – один из самых известных художников-маринистов мира. Его полотна пропитаны любовью к жизни и благоговением перед силами природы.

Пейзажи живописца представляют собой мощь необузданной стихии, мрачные мысли о настоящем и тонкие намеки на светлое будущее.

Ярким примером психологической марины является картина «Черное море»: Айвазовский позволяет зрителю проникнуться атмосферой надвигающейся бури и предлагает всерьез задуматься о смысле жизни.

Творческий путь

И. Айвазовский родился в первой четверти девятнадцатого века в Феодосии – городе на берегу Черного моря. Любовь к искусству сделала свое дело, и в возрасте тридцати лет живописец становится профессором Санкт-Петербургской академии художеств.

В течение всей жизни Иван Айвазовский писал работы, посвященные морю, среди них «Девятый вал», «Чесменский бой» и «Ночь. Голубая волна». Не менее известной становится картина «Черное море»: Айвазовский изобразил на ней штормовые волны и еле видный корабль вдали.Увидеть подлинный шедевр можно в Третьяковской галерее.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Сюжет картины предельно прост. Поделив полотно на две равные части, художник изобразил хмурое небо и штормящее море.

Понять авторский замысел легче, если знать первое название марины: «На Черном море начинает разыгрываться буря».

Теперь становятся видны детали, в которых и скрывается психологизм сюжета: пенящиеся волны на переднем плане и маленькое, практически незаметное судно на горизонте.

Описывая характерные особенности творчества Ивана Константиновича, многие искусствоведы используют термин «волна Айвазовского», под которым понимают виртуозное изображение пенящихся гребней.

Именно они добавляют картине реализм, создают атмосферу тревожности, которая всегда преследует людей, столкнувшихся с необузданной стихией. Темные, набирающие силу волны на переднем плане вызывают чувство тревоги: кажется, что весь мир замер в ожидании чего-то неотвратимого.

Тусклый луч света здесь пробивается сквозь густые облака, приковывая внимание к бушующим водам.

Небо, как и вода, динамично: зритель буквально может увидеть, как сгущаются тучи. Светлый горизонт намекает на то, что некогда поверхность моря была озарена приветливым солнцем. Погода меняется на глазах – этим художник говорит об изменчивости жизни.

В большинстве полотен Айвазовского присутствуют суда. Они оживляют сюжет, приближают его к жизни реальных людей. Это подтверждает и картина «Черное море»: Айвазовский одним движением кисти сумел показать зрителю судьбу нескольких десятков людей.

Далекий корабль, который можно увидеть на горизонте, вышел в море совсем недавно. Шторм застал моряков врасплох, но поворачивать назад слишком поздно: им придется мужественно сражаться со стихией, чтобы сохранить жизнь себе и своим товарищам.

Психологизм картины «Черное море»

Истинный смысл пейзажа сложно понять без долгих размышлений, однако это не относится к произведению, которое написал Айвазовский, «Черное море». Анализ картины не требует особых навыков: мастер сумел донести замысел до каждого.

Атмосфера тревожности и предвкушения опасности олицетворяет человеческую жизнь. Далекий корабль – символ самого человека: он отправился в путь, не догадываясь о том, что его ждет впереди. Трудности, без которых не обходится ни одна жизненная история, — это волны.

Ситуация, вызвавшая шторм, для каждого человека будет своя.

Зритель не знает, что ждет корабль в будущем. Художник молчит об этом. Однако светлое небо на горизонте вселяет надежду на счастливый исход. «Жизнь трудна и опасна, но все получится» – вот о чем говорит зрителю картина «Черное море». Айвазовский написал ее в возрасте 64 лет, когда стал всерьез задумываться о смысле человеческого существования.

Морской пейзаж как смысл жизни

Несмотря на то что художник творил и городские пейзажи, основным и наиболее известным жанром живописи в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского является марина.

Наполненные размышлениями о долгом человеческом пути, картины мастера художественного слова пользуются заслуженной популярностью среди любителей искусства со всего мира.

Истинных ценителей морского пейзажа обрадует репродукция картины Айвазовского «Черное море», ведь размышлять о жизни, наслаждаясь видом на штормящие волны, никогда не надоест!

Источник: https://www.syl.ru/article/302336/kartina-chernoe-more-ayvazovskiy—virtuoz-hudojestvennogo-masterstva

Айвазовский. Чёрное море. Описание картины

Айвазовский Черное море писал всю жизнь. Его марины – прекрасные образцы романтического направления в русской живописи. Практически на всех морских картинах люди – лишь способ подчеркнуть мощь стихии. Это роднит Айвазовского с Тёрнером, для которого главными героями всегда были море, небо, стихия.

До конца дней своих – а он прожил долгую жизнь, 82 года, – Айвазовский не выпускал кисть из рук, живо откликался на все события, происходившие с флотом, написал тысячи видов моря и умудрялся оставаться актуальным, каждый раз удивляя критиков, которые вот только разразились очередным текстом на тему «Айвазовский устарел».

А текстов таких хватало… В конце века на первый план вышло реалистическое направление в живописи. Айвазовскому в вину ставили чрезмерную театральность, романтический надрыв его картин. Он парировал эти обвинения отнюдь не ответными речами.

Отвечал он картинами, после которых обвинителям оставалось лишь развести руками и признать, что списать Айвазовского со счетов им снова не светит.

Желаете реализм? Буйство красок сменяет практически монохром. Но стихийность, бездна чувств, скрытая за этой реалистичностью, – остается.

«Дух Божий, носящийся над бездною», – выдохнул скупой на похвалы идеолог передвижничества Иван Крамской, наконец обретя дар речи у этой картины. Крамский был так потрясен, что поместил «Черное море» на свое полотно «Неутешное горе». 

«На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», – восхищался Крамской. Собственно, вот и описан «сюжет картины».

В увлечении эффектами и излишней демонизации стихии в данном случае Айвазовского не смогли бы упрекнуть самые недоброжелательные критики.

Художник, ранее так умело заливающий солнечным светом небесную гладь, любовно изображающий многоцветие вод, представил практически 50 оттенков серого, но сколько же в них скрыто! Если всмотреться в эти оттенки, то богатство палитры поражает: здесь и изумрудные, и серебристые, и прозрачно-серые, и зеленые тона, и синева, почти переходящая в черноту.

Темное, сумрачное небо, тяжелые тучи, предвещающие скорую бурю. В просвет пробивается солнечный луч, отблески которого видны на воде. Это вообще особенность марин Айвазовского – в любом шторме при любой непогоде можно отыскать проблеск солнца. Не обнаружим мы его лишь в том случае, если изображена ночь, но тогда скорее всего будет лунный луч.

На первом плане – так называемая «волна Айвазовского». Так современники называли волны с гребешками пены на его картинах, которые он изображал так виртуозно, что, глядя на них, кажется, ощущаешь соленый вкус на губах.

Буря только начинается, стихия еще не разыгралась, барашки волн подобны поступи приближающегося шторма.

Линия горизонта разделяет две стихии и одновременно объединяет изображение в единое целое. Единственный знак присутствия человека на этой картине – виднеющийся на линии горизонта парусник.

Иногда это трактуют так: автор показывает «превосходство стихии над человеком». Хотя это спорный вопрос – не в том смысле, что автор показывает противоположное. Гораздо вероятнее, что он вообще не ставит так вопрос. Почему? Достаточно посмотреть на этот затерявшийся кораблик, чтобы понять, почему.

Человек и стихии – вообще несопоставимы для Айвазовского. Этот подход роднит его с великим британским маринистом Джозефом Мэллордом Уильямом Тёрнером. Но у Тёрнера это противоборство все же показывается.

Кто побеждает? Чтобы вопросов не осталось, достаточно посмотреть на картину «Переход Ганнибала через Альпы». Там вдалеке виден хобот слона, так на нем как раз величайший полководец и восседает…

Продолжением картины «Черное море» (не диптих, нет, отдельное произведение) можно считать огромное полотно «Среди волн», написанное в подобном стиле в 1898 году. Глядя на эти две картины, легко представить, что «среди волн» разыгралась буря, которую предсказывало «Черное море».

В 2015-м году в Третьяковской галерее побывал современный художник Аниш Капур.

Директор галереи Зельфира Трегулова, сопровождавшая его в экскурсии по галерее, рассказывает о том, какое впечатление произвело на него «Черное море»: «По дороге в зал иконописи — а он хотел посмотреть именно иконы — Капур остановился около «Черного моря» Айвазовского. Почти беспредметная картина, между прочим.

А на обратном пути просто встал как вкопанный, хотя уже опаздывал на собственное открытие в Еврейский музей. И когда я спросила: «Что вам в Айвазовском?» — он ответил: «Как же! Это абсолютная метафизика! Это то, что я делаю сегодня»».

А на следующий день Капур снова пришел в Третьяковку — уже на свидание с «Черным квадратом». Похоже, он не сомневается, что между этими двумя картинами — Айвазовского и Малевича — кровная связь. 

Читайте также:  «конец». последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии, кукрыниксы

Источник: https://artchive.ru/artists/13825~Ivan_Konstantinovich_Ajvazovskij/works/14187~Chernoe_more

Сочинение по картине Айвазовского Черное море

Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии, будто море на самом деле колышется на полотне художника.

При первом взгляде на картину сразу бросается в глаза разделение полотна на две части. Вода и воздух. Борьба стихий.

Бушующее и суровое море, которое кажется не успокаивается никогда, не смотря на то, что буря только начинается. Чарующее небо, которое белеет вдали и является символом спокойствия на картине.

Кажется, что они не могут быть соседями, но Айвазовский сопоставил эти две стихии вместе в гармоничном дуэте.

Вдали на полотне виднеется маленький корабль. В сопоставлении с общей картиной происходящего мы замечаем насколько мелок и ничтожен человек по сравнению с неприручимыми стихиями. Корабль в их абсолютной власти.

Конечно главным на полотне является бескрайнее море. Оно изображено в состоянии только начинающейся бури, но уже предвещающей серьезный шторм и беду для моряков, которые осмелились выйти в море, в такую погоду. Море выглядит как живое, настоящее и с душой. На картине мы может даже видеть порывы ветра, которые как специально подгоняют волны, ускоряя их.

Вся композиция написала в зеленовато-серых и свинцово серых оттенках, которые помогают нам погрузится в пучину морского волнения и полностью прочувствовать, как если бы мы с вами стояли на берегу и наблюдали данную картину своими глазами. Такая не сильно нагруженная картина оказывает серьезное эмоциональное воздействие на своих зрителей.

Только Айвазовский мог так тонко передавать истинную природу моря. Эта картина является собранием всего творческого опыта художника, который навсегда остался в истории лучшим в своем стиле. Даже для современных художников его стиль остается загадкой.

Описание 2

Наверное, нет такого человека, который бы не знал Айвазовского. У него имеются самые красивые картины, которыми восхищаются ценители искусства, а также обычные люди.

Такое же восхищение приносит картина «Черное море». Если долго присматриваться к этой картине, то можно представить, что волны движутся и шторм надвигается все сильнее и сильнее.

Каждую свою картину он пишет по памяти или по внутреннему видению.

За все время он написал огромное количество разных тематик, но практически все из них связаны с морем. Он мог написать морской штиль, большие горы, а внизу располагается море, на море непогода и лучше в такую погоду не выходить в море, но один кораблик оказался среди этой непогоды.

Когда бросаешь взгляд на картину, то она словно разделяется на две полосы. К первой половине относится море, а вот к другой половине относится небо. Здесь идет постоянная борьба между стихиями.

Море постоянно колышется и бушует и буря растет и растет. И оно никогда не успокоиться. А вот далеко вдали виднеется красивое синее небо и по нему бегут черные облака. Оно приносит спокойствие.

А может быть, ночью непогода усилиться и начнется гроза.

Где-то далеко еле виден маленький кораблик, который не знал о том, что будет буря и отправился в путешествие. Благодаря данной картине можно понять, что человеку никогда не обуздать стихию, которая изображена на картине. Даже кораблю с ней не справиться и все что ему остается, это двигаться к своему порту и не поддаваться шторму.

Первое что бросается в глаза, когда смотришь на картину это море. И по ней можно понять, что буря еще только начинается и последствия от нее могут быть ужасными, особенно для тех, кто находится в пути. На картине даже прослеживаются порывы ветра, который, то усиливается, то прекращается.

В картине присутствуют зеленовато-серые, а также свинцово-серые оттенки. Благодаря этому каждый человек может прочувствовать на себе погоду, которая царит здесь. На ней невозможно отыскать ни одного яркого цвета.

Только одному человеку удалось это все прочувствовать, а также и передать свои эмоции на картину. Не все современные художники понимают стиль, которым писал Айвазовский.

Сочинение описание картины Черное море Айвазовского 4, 6, 7, 9 класс

Иван Айвазовский – это один из известнейших отечественных живописцев, который писал в «морском» стиле. Именно его «страсть» к морскому пейзажу и позволила ценителям его неоспоримого таланта называть его маринистом.

Ивана Константиновича необходимо отнести к той группе художников, для которых стихия морская стала источником вдохновения.

Он черпал сюжеты на разную тематику, но всегда они тесно переплетались с морем.

Это могла быть тихая морская погода, горы, возвышающиеся над морем и подернутые дымкой, штормящее море, комки грязно-серой пены, корабль, терпящий бедствие или уже поверженный морской стихией.

Причем все вышеперечисленные вещи он описывал на своих полотнах с одинаковым талантом.

Среди целой плеяды полотен на морскую тематику нельзя не назвать картину с незамысловатым названием «Черное море». Это полотно не совсем вписывается в концепцию художника. На нем зритель не увидит так полюбившейся Айвазовскому «борения с волнами».

На названной картине само море – главный герой. Оно изображено по-особому. Волнуется черное море…. Причем Иван Константинович настолько мастерски изобразил бег волн, что невольно ловишь себя на мысли. Что это ты, зритель, находишься во власти морской стихии. Настолько завораживающе видеть немного пенные волны, увлекающие зрителя за собой вперед, в перспективу.

Если внимательно всмотреться в полотно, принадлежащее кисти Айвазовского, то нетрудно заметить, что он неуловимо передает переход от моря к небу. И небо на этом полотне занимает не последнее место.

В целом на небосводе изображены тучи. Но это не предвестники грозы. Это скорее просто вестники пасмурного дня. А что там будет ночью – это одному богу известно. Вполне возможно, что и шторм разыграется….

Предположим, что эти тучки перерастут в грозовые тучищи, которые закроют собой весь небосвод и будут они изрыгать молнии и громы, и дождь на бренную землю… Об этом помогает предположить зрителю краски, используемые художником, в левой части полотна.

Айвазовский не изменяет своей традиции художника. Море естественного зеленоватого оттенка. Небо голубое, причем голубизна передана с помощью игры красок.

В целом картина настраивает своего зрителя на философские размышления. Она немного не вписывается в каноны морского пейзажа Ивана Константиновича. Возможно, что на этой картине не хватает ярости стихии. Но все же она по праву является одной из лучших полотен художника.

10 предложений. 4, 6, 7, 9 класс

Описание настроения картины Черное море

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Крещение Руси ВаснецоваНа многих полотнах Виктора Васнецова отражены религиозные темы. Одной их таких картин, точнее фресок является «Крещение Руси».
  • Сочинение по картине Парк в Павловске Шишкина 7 классИван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.
  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый валАйвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
  • Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 классСвои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночьюКартину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/ajvazovskij/chernoe-more

Сочинение по картине Черное море Айвазовского

Айвазовский относится к художникам-маринистам, то есть тем, кто изображает на своих картинах по большей части морскую стихию. Этот жанр является весьма многогранным и глубоким, и Айвазовский только подчеркивает данный факт своими работами.

Море включает в себя множество разнообразных цветов и фактур, настроений и эмоций, оно действует различным образом. На картине «Черное море» поверхность водной глади практически полностью соответствует названию. Перед нами черное пространство, которое только изредка прореживается небольшими участками белой пены.

Мрачная атмосфера картины является как бы нагнетающей и немного пугающей. Зритель может только гадать, какие тайны скрываются в глубине пучины, а, как известно, неизвестность пугает больше всего. Именно этим фактом воспользовался художник для того чтобы умело нагнетать атмосферу.

Помимо этого картина и в целом является заполненной ощущением какого-то напряжения. Море будто готовится к шторму и волны только начинают раскачиваться и волноваться. Также мрачно и небо, которое, кажется, тоже готовится спустить струи резвой воды на морскую гладь под ним.

Характерной деталью является кораблик в самой дали, который подчеркивает масштабность стихии по сравнению с человеком. Айвазовский, который нередко воспевал именно величие морской стихии, пользуется таким типичным приемом, который прост, но от этого не становится банальным.

Конечно, также в этом есть и своеобразная метафора человеческого существования, которое, в целом, наполнено одиночеством и ничтожно по сравнению с грандиозностью всего остального мира.

Личность пребывает на своеобразном морском просторе и омывается различными водами и ветрами.

Тем не менее, парус на картине гордо возвышается над морской гладью, подобно тому как человек может возвыситься над всеми перипетиями этого мира.

Описание картины Айвазовского Черное море

Иван Константинович Айвазовский, пожалуй, самый выдающийся художник, который смог при помощи холста, кисти и красок обуздать самую непокорную стихию – море. Где бы ни бывал маринист, он всегда рисовал местные морские пейзажи. Но именно к Черному морю Айвазовский испытывал самые пылкие чувства.

Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?

Палитра, так мастерски подобранная художником, описывает настоящую суть морской стихии и сразу становится понятно происхождение названия моря – черное.

Насыщенные не яркие цвета с преобладанием темных красок — зеленовато-синие, гранитные, серые, молочные, розовато-пурпурные, бирюзовые, все они описывают настоящий характер Черного моря – дикий, вздорный, никому не подчиненный и такой властный.

В настоящее время полюбоваться во очи этим настоящим шедевром, поражающим своими размерами, можно, посетив Третьяковскую галерею. Проходя мимо картины, стоит всего лишь на пару минут задержать на ней свой взгляд, как перед Вами сразу открывается совершенно иной мир.

Создается впечатление, что на холсте изображено не просто море, а великое и бесконечное, как сама жизнь, противостояние добра и зла, света и тьмы. Гранитно-стальные волны похожи на гигантское морское чудище, затаившееся в ожидании очередной жертвы.

Небо как серебристо-белые птицы с мощными крыльями, сильными и очень острыми клювами и когтями, словно стражи добра и света, кружат над морской волной.

Вот вдалеке замелькал корабль. Такой крошечный, такой беззащитный… Морское чудище встрепенулось, волны, покрытые серебристой пеной, начинают бушевать – удача сама к нам плывет.

Но стражи небес тоже не дремлют – могучие белые птицы кружат над морским чудищем, стараются клюнуть его безжалостные щупальца, схватить своими стальными когтями.

Читайте также:  Музей изабеллы стюарт гарднер, бостон, сша

Сегодня они просто так не сдадутся — не одержит злое морское чудище сегодня победу, не бывать этому!

Ветер начинает потихоньку стихать, разгоняя бурю, стальные тяжелые тучи расходятся, уступая дорогу белым и таким чистым облакам — морское чудище останется ни с чем и человеческая жизнь на этот раз будет спасена.

6, 8, 9 класс

← Буря↑ Айвазовский И.К.Море. Лунная ночь →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-ajvazovskogo-i.kajvazovskij-i.k/chernoe-more

Описание картины «Черное море» И. Айвазовского

Образ моря в творчестве И. Айвазовского – это своеродный культ.

Да и мог ли по-другому относиться к водной стихии человек, выросший в Феодосии? На примере морской тематики об этом художнике можно узнать все – куда он путешествовал и как протекала его жизнь. Каждое изображение воды у Айвазовского имеет свой возраст.

Если ранние его работы отличались буйством красок и изображением штормов, то после 1870-х на смену им пришли мягкие и спокойные сочетания красок, умиротворяющая гладь и синева воды.

Под влияниям художников-передвижников Айвазовский смог придать своим полотнам не только реалистичную выразительность и содержательность, а и психологизм.

Одно из ключевых произведений в своем творчестве – картину «Черное море» художник написал в 1881 году. Эта работа отличается сдержанным напряжением и потрясающей эпической силой одновременно.

Полотно многие критики-искусствоведы, да и сами зрители считают вершиной творчества Айвазовского.

При одном взгляде на пейзаж у каждого зрителя возникает чувство присутствия в самой глубине пространства Черного моря. Такое явление вполне объяснимо: у Айвазовского море – живое существо, одушевленное и очеловеченное, несмотря на то, что на картине пасмурный день. Тем не менее, это не мешает волнам двигаться вперед и создавать особую атмосферу.

Краски для работы художник выбирал лаконичные, даже скупые: неяркий зеленый, черный и несколько оттенков синего. Однако, эта палитра как нельзя лучше раскрывает перед зрителями красоту и ритм морской стихии в сочетании с ее мощью.

Айвазовский, тем не менее, не отошел от своего главного приема – демонстрации света, по-особому подчеркивающему морскую воду.

Только Айвазовский мог изобразить волны моря такими, что они кажутся драгоценными камнями: тут и переливы изумруда, и сдержанный блеск топаза, и особая энергетика нефрита. Художнику удалось остановить мгновение, что случается очень редко.

Две стихии наполняют картину – небо и волна, и, несмотря на отсутствие человека, они вполне живые и самостоятельные, поскольку могут сделать из каждого человека непосредственного участника событий.

Тем более, что художник написал не просто гладь воды, а Черное море, на котором вот-вот разыграется буря, как он сам говорил. Правда, различные люди находили здесь подтекст, который адаптировали под собственное восприятие.

Одни видели в полотне зарождение стихийной революции, а другие отмечали эмоциональность душевных переживаний человека и некое беспокойство.

Тем не менее, такое разграничение композиционного решения словно разделяет мир на две части. В одной из них господствует небесное пространство, а другая отведена для моря.

Граница миров проходи как раз по линии горизонта, и словно демонстрирует зеркальное отражение. Облака в небе начинают темнеть лишь в правом углу и больше напоминают тучи.

С морем происходи то же: массивные гребни воды отражают белый свет этих облаков, а вдалеке зеленая вода принимает синий цвет.

Где-то вдалеке видна суша, правда, ее очень сложно разглядеть из-за туч. Едва уловимая полоска земли почти не дает зрителям возможность понять, что на картине есть еще и очертания парусника, который стремиться попасть домой.

Цветовая палитра картины – одна из самых лучших, которыми можно написать водную стихию. Море играет иссиня-зеленоватыми оттенками, небо поражает сочетанием молочного белого с матовым розовым, голубым, пурпурным, и даже бирюзово-синеватыми цветами.

Еще одна особенность «Черного моря» — это клин, который словно врезается в непогоду. Он раздвигает тучи и показывает зрителям чистое пространство голубого неба, а воде придает небесно-белое свечение. Облака в нижней части клина отдаленно напоминают торнадо, а вот верхняя часть его словно предоставляет возможность паруснику быстрее добраться к родным берегам.

Удивительно, но создать такую эпопею морской стихии Айвазовский смог, когда ему было 64! Именно тогда, он, наверно, осознал истинный смысл человеческой жизни, соединил свой талант с мудростью и, в итоге, получил то, что скрыто от зрителя при первом взгляде на «Черное море».

Поразительно то, как волны едины. Они ищут подобных себе, объединяются в желании дотронуться до грозовых облаков и перевернуть небесное пространство. Но это только перспектива их замысла, в настоящем они еще резвятся, словно рассказывая от том, что мгновение назад на море был штиль. Волны, как живые существа, предвкушают будущий шторм и чувствуют его неизбежность.

Маленький кораблик не презентует человеческое начало, он скорее игрушка для волн. Широкое по размеру полотно – два метра и мазок краской для изображения лодки: так Айвазовский раскрыл человеческие возможности в противостоянии с природной стихией.

Картина «Черное море», по словам многих искусствоведов, это не море, а настоящий океан, грандиозный в свое колыхающейся суровой бесконечности. И это мнение вполне справедливо: у Черного моря, написанного этим художником, нет берегов и границ.

«Черное море» — это то, что объединило в себе весь творческий опыт Айвазовского, все его достижения и оригинальные приемы. Только тут каждый зритель откроет для себя прозрачную воду и нереальность ее существования.

Авторский стиль художника – эта тщательная последовательность полупрозрачных мазков, завершенная слоем белил, до сих пор является загадкой для многих живописцев современности.

Возможно, художники-гиперреалисты и смогут нарисовать прозрачный полиэтиленовый пакет, но вот таинственное свечение морской воды – вряд ли.

Это полотно относится к одним из «хитов» Третьяковской галереи неспроста. Многих притягивает к себе сочетание изобразительной яркости и художественной точность, передачу впечатления от мерцающих черноморских волны, которое так просто наложить на музыку.

Айвазовский – единственный художник, который умел изобразить покой бури, причем делал это так, что у зрителя возникало только два пути: либо бороться со стихией, либо смириться с ее присутсвием.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-ajvazovskogo-chernoe-more/

Картина «Черное море»: Айвазовский и его извечный сюжет

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского.

Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны.

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа – Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах.

Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий.

Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях – в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины – «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части – снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием.

Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»).

На картинах художника морские волны поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»).

Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Источник: http://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/kartina-chernoe-more-ajvazovskij-i-ego-izvechnij-syuzhet

Айвазовский: какие моря писал, география по известным картинам

Вспоминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века.

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер — северо-восточный — борей, также юго-восточный — сирокко; юго-западный — сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano).

Читайте также:  Портрет роберта батчера из уолтемстоу, т. гейнсборо, 1765

Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом.

Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов….» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму.

Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали здесь.

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова.

«Крит» — одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э.

Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море — самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского.

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному — в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант — Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких — кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам — аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании.

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом — Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли — все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году — 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

Источник: https://www.culture.ru/materials/131420/dyuzhina-morei-ivana-aivazovskogo-geografiya-po-kartinam

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире.

Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением уловить изменчивый, капризный характер морской стихии.

Творчество Айвазовского отличается чувством грандиозного, величественного, чарующего. Всю свою жизнь художник посвятил созданию произведений, воспевающих мощь и величие, могучую силу моря.

Своеобразие его стиля заключалось в способности в романтической манере изобразить необъятные морские просторы, буйство огненных закатов, неповторимую красоту лунного света, играющего переливами на волнах.

В 1881 году мастер написал одно из самых значительных своих полотен — полную величия и силы картину «Черное море». Произведение довольно простое по сюжету и в то же время действительно неповторимое по силе и выразительности чувств. Крамской с огромным восторгом писал о «Черном море» Айвазовского: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю…»

Первоначальное название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». Но это название не могло удовлетворить ее создателя, так как говорило только о состоянии природы. А художник вкладывал в свое произведение более глубокий смысл — он стремился (и ему это удалось) создать многогранный, величественный образ Черного моря.

Художник всегда ощущал морскую стихию в тесной связи с жизнью людей. Потому на многих своих полотнах («Чесменский бой», «Наваринский бой», «Синопский бой», «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами» и многих других) он часто изображал выдающиеся морские сражения, воспевал героизм и мужество моряков.

На картине «Черное море» море изображено в сумрачный, серый, ветреный день. Все небо затянули тяжелые облака. Они низко нависают над морским простором, как будто небо хочет поспорить и помериться силами с морской стихией. А от самого горизонта мчатся, набирая силу и мощь, быстрые волны.

Они движутся одна за другой и своим мерным чередованием придают всей картине особый, величественный строй, говоря о том, что море готово принять вызов неба. Вот- вот грянет буря и две мощные силы столкнутся в равном бою! Небо и волны уже готовы слиться в этой свирепой битве.Мы словно ощущаем порывы стремительного ветра, налетающие с моря.

Но легкие лучи солнца, беспощадно закрытого неприступными тучами, кое-где бросают блики на гребни высоких волн. И где-то вдалеке горит яркая полоска, в которой, еле уловимой точкой, виднеется одинокий парус. И тут же приходят на ум знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

» Да и общая атмосфера картины перекликается с мятежным духом стихотворения великого русского поэта.

Какие страсти кипели в душе художника? Какие чувства вызывало бушующее море в его сердце? Восторг и преклонение перед этой непобедимой силой? Тревожное ощущение неминуемой бури? Или ожидание этой бури? А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой! Суровой простоте и величественной красоте содержания картины Айвазовского полностью отвечает цветовая гамма, построенная на сочетании теплых серовато-лиловых тонов неба и глубокого, зеленовато-синего цвета воды. Художник пользуется тонкими нюансами светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света.Картина «Черное море», как и многие другие произведения Айвазовского, свидетельствует о том, что художник умел видеть красоту близкой ему стихии не только в эффектных ее проявлениях, когда она бросала вызов мужеству и стойкости людей («Буря у мыса Айя», «Радуга», «Кораблекрушение», «Девятый вал»), но и в строгом ритме ее движения, в ее скрытой, потенциальной мощи. С особой изобразительной яркостью и художественной правдой мастер сумел передать в своей картине мерное чередование черноморских волн и сообщить ему неотъемлемое от этого образа впечатление, ассоциирующееся с музыкальным ритмом.

Значение творчества И. К. Айвазовского трудно переоценить. Его насыщенные, эмоциональные, по-настоящему живые картины многим из нас помогают глубже почувствовать море, помогают узнать и полюбить эту могучую стихию, учат глубже познавать природу.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/8-klass/2527-chernoe-more-sochinenie-po-kartine-i-k-ajvazovskogo

Ссылка на основную публикацию