Картина «владимирка», левитан, 1892

«Владимирка» — картина Исаака Левитана

Исаак Левитан — мастер русской живописи XIX века. Его таланту мы обязаны способностью наслаждаться огромным количеством пейзажей российской природы. Одним из шедевров И. Левитана является картина «Владимирка», о которой и пойдет речь.

Живописец российской природы: становление

Родина автора картины «Владимирка» Исаака Ильича Левитана — небольшой литовский городок, расположенный возле границы с Польшей. Семья Левитанов была не очень обеспечена, и когда Исааку было около 13 лет, нужда заставила их покинуть родной город и переехать в поисках лучшей доли в Москву.

Юное дарование, которое с детства проявляло интерес и способности к рисованию, поступает в художественное училище.

Годы обучения были как насыщены яркими впечатлениями и новыми открытиями, так и осложнены еврейским происхождением, а также увлечением пейзажной живописью, не входившей в то время в перечень серьезных живописных жанров.

Однако благодаря особой чуткости и поддержке учителей, замечательных русских художников Саврасова, Перова и Поленова, учение в целом было плодотворным.

Особое влияние на развитие таланта Левитана оказали великий писатель Антон Павлович Чехов и коллекционер русской живописи Павел Третьяков, который одним из первых оценил юное дарование и приобрел для своей галереи несколько его полотен.

Однако статус художника Левитану по окончании училища присвоен не был. Он стал всего лишь учителем чистописания. Но сохранил свою верность красоте русской природы.

Живописец русской природы: восхождение

Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков.

Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость.

Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.

Вступление Левитана в общество «передвижников» нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.

Картина «Владимирка»

Полотно было написано И. И. Левитаном в период ссылки во Владимирскую губернию. Художник познакомился с печально известным Владимирским трактом, ведущим к каторжным работам в Сибири в 1892 году. Именно этому знакомству и посвящена картина Левитана «Владимирка».

Обратившись к биографии художника, узнаем, что полотно было задумано неподалеку от Городка (так называлась деревня) Владимирской губернии, что близ станции Болдино, когда Исаак Ильич брел по дороге с охоты. Путь «кандальных» в то время уже практически не использовался как пеший на каторгу. Развитие во второй половине XIX века сети железных дорог дало возможность отправлять осужденных по этапу эшелоном.

Тем не менее творческая натура не смогла не откликнуться на историческую память, заключенную в тракте. Шедевр живописи Левитана отражает его переживания о судьбе бесправного русского народа, о страданиях каторжан, тяготах их доли.

Отражение темы дороги в картине Левитана «Владимирка»

Куда ведет дорога? Откуда пришел в творчество художника этот символ?

Изображение дороги, уходящей вдаль, пришло в творчество Левитана из работ его учителя Василия Перова.

В описании картины Левитана «Владимирка» встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа «от веку и до веку».

Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути — ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек, и кажется, что ему нет конца.

А жизнь ярка и многообразна, но она — такая яркая и прекрасная — недосягаема и проходит мимо, оставляя «на обочине» осужденного на страдания человека. Изрытость и неровность разбитой телегами и каторжными башмаками дороги, трудность передвижения по этому забытому в глуши тракту — символ тягот пути.

Одинокий путник на обочине олицетворяет одиночество каторжника, оставшегося один на один с этими тяготами, его погруженность в себя, отрешенность от всего земного.

Бредущие в одной связке другие такие же — всего лишь безликая масса, сопровождающая в пути.

И лишь белеющая вдали церковь и голубое небо с прозрачно-белыми облаками — единственный лучик света в сером каторжном мире, маленькая, почти призрачная надежда на избавление и на помощь Всевышнего.

У дороги изображен верстовой столб. В искусстве такие столбы обычно символизируют какие-то путеводные вехи. В данном случае это может быть место отдохновения каторжников по пути к определенному для них месту. Возможно, это знак каких-то перемен в трудной доле осужденного. А может, символ поворота в мировоззрении, осмыслении своего жизненного пути.

Картина «Владимирка» написана маслом на холсте. Имеет небольшие размеры: 79 х 123 см. Экспонируется в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: http://fb.ru/article/323499/vladimirka—kartina-isaaka-levitana

Владимирка (картина Левитана) — это… Что такое Владимирка (картина Левитана)?

«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 79 × 123 см[1].

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых[2][3]. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.

В 1892 году из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. О том, как у него зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала его спутница, художница Софья Кувшинникова.

Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старую дорогу, и Левитан вспомнил, что это была Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь.

На следующий день Левитан вернулся к этой дороге с холстом и начал писать картину с натуры, окончив её за несколько сеансов[4].

Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды[4].

Известный искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана[2]:

«Владимирка» — замечательный, быть может единственный в русской живописи, столь яркий пример выражения социальных идей чисто пейзажными средствами. Такой пейзаж мог появиться только в атмосфере постоянных дум о судьбах России, которыми было проникнуто искусство передвижников.

А вот отрывок из воспоминаний Корнея Чуковского о выставке Левитана[5]:

Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь… Манящая, но куда. Понятно, куда может заманить Владимирка, — и нельзя ли этой Владимиркой символизировать все творчество славного художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?

См. также

  • Список картин Исаака Ильича Левитана

Примечания

  • «Владимирка (картина Левитана)» в базе данных Третьяковской галереи

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1769632

Исаак Ильич Левитан Владимирка: Описание произведения

Весной 1893-го года репортёр «Петербургской газеты», посетив Передвижную выставку, разразился бранной рецензией: «Темой для картин служит природа России. Выбраны самые неприглядные, «серые» мотивы. Что может быть скучнее «Владимирки – большой дороги» г.

Левитана…»

Но для русского социума рубежа XIX-XX веков «Владимирка» (или, как написано в углу картины рукой Левитана, «Володимирка») стала одним из главных художественных документов эпохи.

Как «Аппиева дорога при закате солнца» Александра Иванова подводила исторический итог империи Римской, так и дорога, написанная Левитаном, казалась многим революционно настроенным умам чем-то вроде отсроченного приговора другой империи – Российской.

В тот 1892-й год Исаак Левитан и Софья Кувшинникова проводили свой «этюдный период» в имении Сушнева Городок, неподалёку от «пушкинской» станции Болдино Нижегородской железной дороги. Это был уже шестой год, как они были вместе, и каждое лето ознаменовывалось обязательной экспедицией в те места средней полосы России, так любимой Левитаном, где можно было рассчитывать отыскать неизбитую натуру для пейзажей. У Левитана и Софьи Петровны сложился особый уклад кочевой жизни: она, со свойственным ей умением превращать в красоту тривиальные предметы, создавала уют, заботилась, чтобы в ранние зябкие утра Левитан был тепло одет, забиралась вместе с ним в самые отдалённые лесные уголки. Когда оба чувствовали, что работа пресытила их, они вспоминали еще об одной, помимо искусства, роднящей их страсти – охоте. И он, и она были заядлыми, страстными охотниками. Левитан мог провести с собакой и ружьём по нескольку дней без пищи в лесу, а Софья Петровна, с шиком носившая брюки и охотничьи сапоги, в выносливости даже превосходила Левитана. Вернувшись измотанные после охотничьего марафона, где они превращались из соратников в соперников, Левитан и Кувшинникова молча вытряхивали ягдташи и считали добычу – кто больше?В один из позднеавгустовских дней Левитан и Софья Петровна опять отправились на охоту. Альбомы, этюдники – всё это осталось дома: они собирались пострелять, и рисование не входило в их планы. Блуждая несколько часов в малознакомом лесу, Левитан и Кувшинникова, наконец, вышли из него и набрели на не знакомую им дорогу. День выдался тёплый, душный, бессолнечный и уже клонился к вечеру. Над огромной открытой равниной с убегающими вперёд колеями утоптанной дороги нависло серое небо, по цвету и рисунку которого трудно было судить – то ли сейчас хлынет дождь, то ли на краткий миг распогодится перед закатом. Нависшая над дорогой тишина казалась звенящей. Низкие кустарники и перелески уводили взгляд куда-то вдаль. Путники дошли до придорожного «голубца» – сбитого неизвестно кем и неизвестно когда деревянного столба с «домиком», скрывающим под своими сводами бумажную иконку. От времени она выцвела и затрепалась, и богомолка в чёрном, бредущая впереди художников, не стала останавливаться, а только быстро перекретилась и попылила дальше по дороге.Кувшинникова и Левитан дошли до покосившего «голубца» и присели отдохнуть. И тут художника осенило – да это же легендарная Владимирка! Тот проклятый тракт, по которому много десятилетий гнали колодников по этапу в Сибирь! Когда картина стала легендарной (а многие современники Левитана именно «Владимирку» называли его главной картиной, «вчитывая» в неё социально-обвинительный и едва ли не революционный подтекст), многие искусствоведы и просто зрители пытались отрефлексировать, что чувствовал и о чём думал в момент своего неожиданного прозрения Левитан. Быть может, он увидел воочию измученных людей, тяжело бредущих по Владимирскому тракту под нещадно палящим солнцем? Услышал кандальный звон, ругань жандармов и стоны несчастных? Представил, как у этого самого трухлявого «голубца» им позволяли недолгую должгожданную передышку?Биографов интересует даже такая, казалось бы, мелочь – а была ли у Левитана возможность тут же, прямо в этот же день и час, зафиксировать дорогу и своё впечатление от неё?

Читайте также:  Картина водоем, в. э. борисов-мусатов

«Исаак Ильич достал карандаш, – пытается представить этот момент писатель Иван Евдокимов, – бумаги не нашли в карманах ни Левитан, ни Кувшинникова.

– Разве вынуть из патрона и разгладить, – серьезно сказал Исаак Ильич. – Кажется, я делал пыжи из чистых клочков.
Софья Петровна засмеялась, подумала, просияла и полезла в сумочку с провиантом. Там оказался в продолговатой коробочке дамский надушенный носовой платок. Левитан нежно и благодарно взглянул на догадливую подругу. На двух сложенных вместе ягдташах с тетерками и утками Исаак Ильич разложил платок, Кувшинникова его подержала за концы, и карандаш быстро силуэтом зарисовал голубец».

Левитан стал торопить подругу: нужно как можно скорее найти дорогу назад и постараться пораньше лечь спать, а завтра с раннего утра он уже будет на этом месте с этюдником и бумагой.

«Владимирку» Левитан написал быстро, понадобилось лишь несколько сеансов. Они с Софьей Петровной попеременно тащили тяжелый габаритный холст и мольберт от Городка до Владимирского тракта и устанавливали его неподалёку от «голубца». Левитан не стал писать фигуры колодников – ему незачем было состязаться с репинскими «бурлаками». Гамма чувств от тихой грусти до глубокой скорби у Левитана выразилась через сумеречный предвечерний пейзаж, через почти монохромную, изысканно-скупую палитру с тончайшими цветовыми переходами, через безлюдное и щемяще-тоскливое серое шоссе, текущее в неизвестность, через тянущиеся навстречу зрителю облака, создающие интересный эффект возвратного движения.По легенде, дописывая «Владимирку», Иссак Левитан любил напевать «Вечерний звон» Ивана Козлова.
И всё же, несмотря на славу «самой социальной» картины Левитана, «Владимирка» не была политическим манифестом. Возможно, художник и согласился бы с Чеховым, писавшим: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей… виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого дела нет, неинтересно». Но по складу характера и характеру дарования Левитан был не публицист, он был пейзажист par excellence. «В нем было что-то мягкое и, пожалуй, сентиментальное, в непошлом смысле этого слова, – проницательно скажет о Левитане после его смерти Сергей Дягилев, – борцом, упорным проводителем «идей» он никогда не мог быть и этим особенно резко отличался от того художественного сообщества, с которым был связан почти всю жизнь и которое так часто и болезненно оскорбляло его чуткую натуру». Московский писатель Иван Белоусов (1863-1930) рассказывал, что эскиз для «Владимирки» Левитан презентовал младшему брату Антона Чехова – Михаилу Павловичу. Тот как раз учился на юридическом факультете, и Левитан, в духе принятой между ним и чеховским семейством иронии и насмешничества, как бы намекал Михаилу: вот по какой дороге ты, господин хороший, будешь отправлять людей, ежели станешь прокурором. Впрочем, в 1890-е годы Владимирка перестала быть пешим этапом: заключенных теперь довозили в Сибирь по железной дороге, но Россия не перестала быть страной с острейшими социальными противоречиями и отчуждённостью власти от народа.

По этой причине «Владимирку» даже поостерёгся покупать Третьяков, хотя уже несколько лет он стремился приобретать все значительные работы Левитана.

К тому моменту Павел Михайлович передал свою галерею во владение города, и откровенно-обличительный пафос, который легко было приписать «Владимирке», смутил его: не хотелось навлечь на свое детище неприятности со стороны власть предержащих. Тогда Левитан «пошёл ва-банк» – он сам подарил картину Третьяковской галерее.

11 марта 1894 года он отправил Третьякову письмо со словами: «Владимирка, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её, и успокойте этим и меня, и её». Отказать Третьяков не смог.

Источник: https://artchive.ru/artists/1168~Isaak_Ilich_Levitan/works/374425~Vladimirka

Описание картины «Владимирка» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения

Картина «Владимирка» И. Левитана

Картина «Владимирка» является одним из самых известных произведений выдающегося русского художника-пейзажиста И. И. Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Владимирка» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по картинам Левитана

Картина «Владимирка» И. И. Левитана была написана в 1892 году. Картина размером 79х123 см выполнена маслом на холсте.

Описание картины «Владимирка» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:


«Картина «Владимирка», или, как написал сам художник в правом нижнем углу этой работы, «Володимирка» (1892), была написана под впечатлением встречи летом 1892 года с этим печально известным трактом (по которому отправляли в Сибирь каторжан). Она, пожалуй, более наглядно отразила и остроту социальной отзывчивости живописца, и его невеселое знание о бесправии и вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле. Создание этого полотна имело для Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар Павлу Третьякову, которого считал «великим гражданином» и в собрании которого видел «колоссальное» общественное значение. Картина была задумана во время пребывания Левитана в пушкинском Болдине после того, как он вышел на этот тракст, возвращаясь с охоты близ Городка Владимирской губернии. Хотя за несколько лет до того «Володимирка» перестала быть дорогой, по которой вели по этапу в Сибирь каторжан (в 1890-е годы их стали отправлять по железной дороге), память о «звоне кандальном» определяет строй картины, более значительной по своему содержанию, чем работы иных художников, изображавших колодников и жандармов (например, картина Николая Скадовского «По Владимирке», 1891). Достигается эта значительность пейзажными образно-ассоциативными средствами, композиционным и цветотональным решением. Наследуя достижения Василия Перов, в работах которого… важную символическую роль играл мотив уходящего вдаль пути, Левитан выразил чувство скорби и грусти, вызванное у него созерцанием «дороги русской, бесконечной, как терпение людское» (слова Перова), «заунывности», с которой она, то спускаясь, то вновь поднимаясь по пологим склонам, уходит за сизый горизонт. Невеселые думы навевает пасмурное небо с плывущими серыми облаками, бросающими тусклые тени на обесцвеченную непогодой землю, просторы которой оживлены лишь фигурой странницы, с молитвой обратившейся к иконе на придорожном столбике-голубце. Но чувство тоску и одиночества не безраздельно господствует в образном строе картины. Левитан передает нам и свою любовь к этим полям и лесам, раскинувшимся под высоким небесным сводом. Пасмурный колорит при внимательном взгляде обнаруживает приглушенное серым тоном богатство и нежность цветовых оттенков. Светлую ноту вносит в образный строй картины и белеющая вдали церковь. Работа относится к редком типу полифонического «исторического пейзажа» и сопоставима в этом плане с «Аппиевой дорогой» Александра Иванова (1845). Владимирка…, избитая и истоптанная грубыми башмаками, колодками и скрипучими телегами арестантов, воспринимается как некий шрам, нанесенный историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли.» (из книги В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Описание картины «Владимирка» из книги И. И. Пикулева «Русское изобразительное искусство»:

«В… 1892 году Левитан исполнил «Владимирку», запечатлевшую Владимирский тракт, что служил кандальным путем для борцов за народное счастье, ссылавшихся в Сибирь. Современники оценили это произведение как исторический пейзаж. Подобную высокую оценку нужно принимать не столько в плане художественно-документального свидетельства, сколько в смысле глубины постижения эпохи. Высоко художественное совершенство полотна. В картине «Владимирка», собственно, нет ничего, что могло бы повествовательно раскрыть ее сюжет, как, например, в знаменитом полотне Саврасова, где о наступлении весны прежде всего сообщали суетливые грачи. Неуловимые колебания сумрачных красок, свойственных пасмурному дню, сразу же вселяют в смотрящего чувство острой, щемящей тоски. Перспектива огромного пространства, настойчиво вовлекающая зрителя в расстилающуюся унылую картину, доводит это чувство до предела, когда в поле внимания попадают узенькие тропки, отбегающие от Владимирского тракта, словно они хотят оторваться от его неумолимого движения и все же вынуждены снова, покорно приблизившись, слиться с ним. Гражданская скорбь, проникновенная дума о горе народном — такими словами можно выразить подтекст левитановской «Владимирки». О том же, что этот социальный мотив не был вымыслом критики, а сознательно внесен в пейзаж самим автором, свидетельствует рассказ художницы С. Н. Кувшинниковой: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющею полосой убегала среди перелесков в синюю даль… Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…» На другой же день Левитан с большим холстом был на этом месте и в несколько сеансов написал всю картину прямо с натуры» . Однако изображенный им пейзаж отнюдь не был копией натуры. Исчезла «тихая прелесть», изменено было время года — лето на начало осени, и все это живописец сделал в определенных, внутренне заданных смысловых целях. Он не остановился даже перед чисто литературным приемом, поместив на холсте надпись «Володимiрка», передававшую народное произношение названия дороги.»

Читайте также:  Картина "боярыня морозова", суриков


(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)



Описание картины из книги «История русской живописи в 12 томах»: «На… картине изображена дорога. Просто — дорога, широкий исхоженный тракт посреди широкой равнины под громадным облачным небом. Дорога течет за горизонт — и там, за горизонтом, будет тянуться еще сотни и сотни верст… до самой Сибири. Каждый российский житель, пришедший посмотреть на картину, знал, что по Владимирскому тракту гоняют арестантов этапом на сибирскую каторгу. У каждого вид этой пустынной дороги рождал свои горестные переживания. Да и мы, потомки тех людей, испытываем, глядя на нее, мучительную, щемящую тоску. Не зря ведь на Руси издавна бытует поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Сколько печальных народных песен создано об этой дороге; они и вдохновили художника на создание картины. И вот — небольшой штрих, очень многое говорящий о Левитане как человеке: когда «Владимирку» захотел купить П.М. Третьяков, художник подарил ему картину, не сочтя возможным взять за нее деньги.» (Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)



Описание картины «Владимирка» на сайте Третьяковской Галереи:


«Мотив дороги, характерный для русского искусства XIX века, становится у Левитана основой подлинно философского пейзажа. При работе над полотном ему было важно помнить, что Владимирский тракт – путь каторжан, однако многогранное содержание картины передается художником чисто живописными средствами.
Уходящая вдаль дорога с крестом-голубцом на обочине уводит взгляд в глубину картины, а облака, как бы выплывающие нам навстречу, задают возвратное движение, фиксируя плоскость холста. Повествование о мире переводится в план эмоционального переживания, предвосхищая поиски мастеров следующих поколений. Этому же способствуют и тончайшие цветовые переходы в написании земли и неба, мелкий трепетный мазок, одухотворяющий живописную поверхность. Движение и покой, краткость жизни и вечная красота мира – вот далеко не полный круг ассоциаций, которые вызывает картина. «

(статья о картине «Владимирка» Левитана, сайт Третьяковской Галереи)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/opisanie-vladimirka-levitan.html

Владимирские пейзажи Исаака Левитана

Владимирка — Картина художника Исаака Левитана

Кисти великого русского живописца Исаака Ильича Левитана принадлежит всем хорошо известное полотно «Владимирка». Однако лишь немногие знают, что кроме этого знаменитого шедевра русского исторического пейзажа, Левитан создал еще несколько картин, запечатлевших и другие живописные места нашего края.

Карта мест Владимирской области где рисовал И. Левитан

Большую исследовательскую работу по уточнению и выяснению фактов пребывания и творчества Левитана в нашей области проводили краеведы Н. П. Аксенов, В. Н. Маштафаров, Е. Д. Соловьев. Об их интересной работе рассказано В.

Пименовым на страницах «Комсомольской искры» (№ 34 от 20. III. 1966 г.).

Помещаем здесь опубликованный газетой перечень картин Левитана, написанных им во Владимирской губернии, и схему расположения мест, в которых художник делал свои зарисовки.

1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, созданных Левитаном в 1892 году во Владимирской губернии.Номер и направление зарисовки
Название Размер в см М естонахошдение
1 Шоссе осенью 37×58 Частное собрание
2 Влади ирка 129X176 Москва, Третьяковская галерея
3 Пруд 26×35 Киев, музей
4 Лесистый берег в сумерки 79X123 Калинин, галерея
5 Сосновый лес и речка 29×18 Орел, галерея
6 Сумрачный день 71×123 Пермь, галерея
7 Последние лучи 17X26 Частное собрание
8 Сумерки 50×74 Москва Третьяковская галерея
9 Деревня на берегу реки 60×74 Саратов, галерея
10 Июньский день 44×61 Частное собрание
11 Под вечер 30X40 Частное собрание
12 Дача в лунный вечер 29×45 Частное собрание
13 Осень 38X55 Частное собрание
14 Летний день 36×44 Частное собрание
15 Поезд в пути 59×76 Одесса, галерея
16 Лунная ночь в деревне 60×9 Ленинград, Русский музей
17 Озеро 46×69 Горький, музей

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Источник: http://book33.ru/vladimir-art-remeslo-literature/vladimirskie-pejzazhi-isaaka-levitana.html

Читать

Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке у железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного пункта Вержболово) в интеллигентной еврейской семье. Его дед был раввином.

Отец художника также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне просветительских и ассимиляционных стремлений, типичных для населения тех мест в «эпоху реформ» (вторая половина 1850-х — начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного служения.

Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

Несмотря на скудость средств (кроме Исаака, в семье были еще две дочери и сын), в доме Левитанов царила благоприятная для духовного развития детей атмосфера. Отец сам обучал их, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец.

Тем не менее родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель (Адольф), а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Исаак Ильич Левитан Фото. Вторая половина 1870-х

Алексей Кондратьевич Саврасов Фото. Конец 1860-х

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний. Впоследствии он писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. …Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу». В 1875 году умерла мать, два года спустя — отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни.

И все-таки уже в годы учения Исаак не только усвоил уроки учителей, но и сказал новое слово в русском искусстве.

Его склонность к изображению природы проявилась уже вскоре после поступления в училище, и, по некоторым сведениям, Алексей Саврасов, руководитель пейзажной мастерской, буквально «выпросил» его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе.

Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедствующего ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану, пожалуй, чаще других учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова. Но средств все равно не хватало.

На Москве-реке. 1877 Москва, частное собрание

Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров вспоминал, что «на редкость красивый, изящный мальчик-еврей», похожий на нищих детей-итальянцев, «с алым цветком в кудрявых волосах», «сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов… Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей „страшными привидениями“. Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным „Нечистая сила“, оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе».

Особая любовь к природе и чуткость к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать «какой-нибудь закат», а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город».

Но многое в его духовном облике определила и среда, в которой он формировался как художник.

Аполлинарий Васнецов имел основания утверждать, что Левитан — «продукт Москвы, воспитан Москвою», говоря, конечно, не о влиянии на художника современной ему «белокаменной» — большого фабрично-купеческого города, где наряду с древним благочестием было немало уродств и жестокости, а о душе, традициях московской культуры.

Здесь, в Москве, в конце XVIII столетия особенно по сердцу пришлись призывы Николая Карамзина и его круга к «сорадованию и сопечалованию», «сочувствованию» с природой как качествам «наиболее приличным человеческой натуре», широко развивалась культура пейзажных садов и парков. В Москве в конце 1840-х годов появились знаменитые записки о природе Сергея Аксакова, который призывал «чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы», слышать «ее голос, заглушенный суетней, хлопотней… и всею пошлостию».

Солнечный день. Весна. 1877 Частное собрание, Москва

Стремление к «врачующей» близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример — Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием «стужи чувств» солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Присуще было «сочувствие» с природой и московским живописцам, начиная с москвича по рождению Алексея Венецианова, который, по словам одного из критиков, первым в России «подсмотрел природу на месте …учился в поле, размышлял на гумне, …замечал изменения света в разные часы дня, в различную пору года, при различной погоде». Чувство связи души и судьбы человека с родной природой стало характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана — Перов и Саврасов.

Читайте также:  Музей «дом джульетты» » музеи мира и картины известных художников

Василий Григорьевич Перов, с начала 1870-х годов фактически возглавлявший училище и оказывавший на воспитанников большое влияние (по словам Нестерова, в училище «все дышало Перовым»), прославился как жанрист-обличитель и один из лучших русских портретистов. Но в его творчестве жило и лирическое пейзажное начало.

В фонах перовских работ выразителями драматических судеб и переживаний стали пейзажные мотивы: сельское кладбище, зимняя поземка, «скучная осень с неприветливыми до тоски дождями, холодными, как дыхание смерти, ветрами», «дороги русские, бесконечные, как терпение людское» (слова из рассказов, которые также писал художник).

Были у Перова и картины, на которых он с симпатией запечатлел людей, способных почувствовать себя, по его словам, «частью восторга и блаженства земного», находящих отраду на таинственной лесной опушке (Птицелов, 1870), среди скромных красок осенних полей (Охотники на привале, 1871), бережно прикасающихся к луговым травам (Ботаник, 1874), на фоне синего неба, с глазами, устремленными ввысь (Голубятник, 1874).

Обращались к пейзажу и «живущим в природе» персонажам и преподававшие в 1870-е годы в училище передвижники Владимир Маковский и Илларион Прянишников, не раз писавшие «охотничьи» картины. Но, конечно, главную роль в развитии московского пейзажа того времени с 1850-х годов играл Алексей Кондратьевич Саврасов.

Осень. Дорога в деревне. 1877 Государственная Третьяковская галерея, Москва

В пору, когда его учеником стал Левитан, творчество Саврасова достигло зенита, были написаны Грачи прилетели (1871), Проселок (1873), прекрасные волжские работы.

В 1870-е годы в русской живописи видное место занимали и пейзажи других мастеров: импульсивного Федора Васильева, «лесного богатыря» Ивана Шишкина, «художника света» Архипа Куинджи и многих других.

Но именно скромные полотна Саврасова обладали уникальным качеством: выражением сокровенного прикосновения души художника к «поющим силам природы» (Борис Асафьев).

Впоследствии Левитан в своем единственном выступлении в печати — некрологе Саврасова (1897) — назвал учителя «одним из самых глубоких русских живописцев», умевшим «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу… Посмотрите на лучшие из его картин, …какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=558843&p=13

5 шедевров Исаака Левитана

«Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха!» 

Появился будущий знаменитый живописец в Литве. В 1870-х отец перевез семью в Москву. В 13 лет Исаак поступил училище живописи, ваяния и зодчества. Молодому художнику повезло – его учителями были знаменитые Поленов и Перов. А самым любимым наставником Левитан считал Саврасова.

Через пять лет житья в столице умирает мать Исаака, а после тяжело заболевает отец. Семья находится на пороге нищеты и учебное заведение ввиду крайней нужды Левитана освобождает его от оплаты за занятия.

Художника выслали из столицы по указу Александра II о запрете жить евреям в «исконно русской столице».

Восемнадцатилетний юноша переехал на год в подмосковную Салтыковку (Балашихинский район Московской области).

Через некоторое время Левитан знакомится с Антоном Павловичем Чеховым. Художник организует выставку пятидесяти пейзажей.

Далее поездка на Волгу и остановка в Плёсе. За три лета в этом прекрасном маленьком городке художник написал около 200 работ.

Картины принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал популярен у пейзажистов. Картина «Над вечным покоем» кисти Левитана считается одной из лучших в его жизни и «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

Далее Левитан посещает Францию и Италию. Появляются его всем известные шедевры – «Осень», «У омута», «Лето» и «Октябрь», а также десятки других гениальных работ.

Голодное детство и в целом тяготы жизни, а также напряженная работа Левитана дали о себе знать. Художник болел долгие годы и 3 августа 1900 года скончался от заболевания сердца.

«Москвичка» вспомнила пять шедевров Исаака Левитана

1. Осенний день. Сокольники (1879)

Экспонируется в Третьяковской галерее. «Осенний день. Сокольники» — это единственный пейзаж Левитана, на котором присутствует фигура человека. Любопытно, что написал ее не сам художник, а его друг – барт Антона Чехова Николай.

2. «Владимирка» (1892)

Экспонируется в Третьяковской галерее. Владимирка — так называли в народе Владимирский тракт, дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, по которой с 18 века шли каторжане в Сибирь. Великий русский сказочник Корней Чуковский восхищался этой картиной:

«Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь… Манящая, но куда. Понятно, куда может заманить Владимирка, — и нельзя ли этой Владимиркой символизировать все творчество славного художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?

3. «Золотая осень» (1895)

Экспонируется в Третьяковской галерее. На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно (Тверская область). Осень, по словам самого художника, было его самым любимым временем года и осени он посвятил десятки своих работ.

4. «Над вечным покоем» (1894)

Одна из известнейших картин Исаака Левитана. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца».

«Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана.

5. «У омута» (1892)

Экспонируется в Третьяковской галерее. Одно из самых больших и мрачных полотен Левитана. Картина задумана и начата в 1891 году, когда художник жил в деревне Затишье в Тверской губернии.

Источник: http://moscvichka.ru/moscvichka/2013/08/30/5-shedevrov-isaaka-levitana-5794.html

Владимирка (картина Левитана). Левитан владимирка картина

Главная » Картины левитана » Левитан владимирка картина

«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 79×123 см.

  • 1 История и описание
  • 2 Отзывы
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.

В 1892 году из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. О том, как у него зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала его спутница, художница Софья Кувшинникова.

Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старую дорогу, и Левитан вспомнил, что это была Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь.

На следующий день Левитан вернулся к этой дороге с холстом и начал писать картину с натуры, окончив её за несколько сеансов.

Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды.

Отзывы

Известный искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана:

«Владимирка» — замечательный, быть может единственный в русской живописи, столь яркий пример выражения социальных идей чисто пейзажными средствами. Такой пейзаж мог появиться только в атмосфере постоянных дум о судьбах России, которыми было проникнуто искусство передвижников.

А вот отрывок из воспоминаний Корнея Чуковского о выставке Левитана:

Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь… Манящая, но куда. Понятно, куда может заманить Владимирка, — и нельзя ли этой Владимиркой символизировать все творчество славного художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?

См. также

  • Список картин Исаака Ильича Левитана

Примечания

  1. ↑ Левитан Исаак Ильич — Владимирка (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  2. ↑ 1 2 Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — Владимирка, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru.

    Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.

  3. ↑ Владимирка: История современной автомагистрали «Москва — Нижний Новгород» (HTML). Городской округ Балашиха, www.balashiha.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  4. ↑ 1 2 Д. К.

    Самин. 100 великих художников — Исаак Левитан (HTML). bibliotekar.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.

  5. ↑ Корней Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана, 1903 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 2 июля 2012.

    Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.

Ссылки

  • «Владимирка (картина Левитана)» в базе данных Третьяковской галереи
  Работы Исаака Левитана

Солнечный день. Весна (1876—1877) • Осень. Дорога в деревне (1877) • Вечер (1877) • Осенний день.

Сокольники (1879) • Берёзовая роща (1885—1889) • После дождя. Плёс (1889) • Вечер. Золотой Плёс (1889) • Тихая обитель (1890) • У омута (1892) • Владимирка (1892) • Вечерний звон (1892) • Над вечным покоем (1894) • Свежий ветер. Волга (1895) • Март (1895) • Золотая осень (1895) • Весна.

Большая вода (1897) • Озеро. Русь (1899—1900)

Владимирка (картина Левитана) Информация о

Владимирка (картина Левитана)Владимирка (картина Левитана)

Владимирка (картина Левитана) Информация Видео

Владимирка (картина Левитана) Просмотр темы.

Владимирка (картина Левитана) что, Владимирка (картина Левитана) кто, Владимирка (картина Левитана) объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-levitana/levitan-vladimirka-kartina.html

Ссылка на основную публикацию