Константин аполлонович савицкий, картины и биография

Константин Аполлонович Савицкий, картины и биография художника

Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 год, Таганрог, Российская Империя — 31 января [13 февраля] 1905 год, Пенза, Российская Империя) — русский художник-передвижник, известный в первую очередь картинами, в которых изобразил тяготы крестьянского быта и чаяния крестьян.

Особенности творчества художника Константина Савицкого: тщательно простроенная композиция, интерес к крестьянской теме, отображению тягот крестьянской жизни, умелое соединение множества персонажей в одной картине, тускловатый, сдержанный колорит.

В тех случаях, когда используются яркие, контрастные цвета, они у Савицкого работают на уравновешивание друг друга, а не усиление.

Известные картины Константина Савицкого: «Встреча иконы», «На войну», «Ремонтные работы на железной дороге». Не картина Савицкого, но вне всяких сомнений известная его работа — мишки в картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Савицкий родился в семье военного врача. Мальчик отличался слабым здоровьем, и за долгое время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось 15, когда он остался круглым сиротой. Дядя определил его в частный пансион в Лифляндии (сейчас — Латвия). К тому времени мальчик уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств.

Восемнадцати лет отроду он покинул пансион и поступил вольнослушателем в Академию. Столкновение надежд и реальности произошло очень быстро и оказалось весьма неприятным — Савицкий не был готов к обучению в Академии, и его перевели в классы рисования подготовительной «школы на Бирже».

Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих располагалась в таможенных зданиях на Бирже, отсюда и пошло название.

О своем обучении в этой школе Савицкий вспоминал, что, по сути, был предоставлен сам себе. Чтобы заработать на пропитание, писал по трафарету иконы. В это время он сблизился с братьями Жемчужниковыми, а их приятелей Льва Лагорио и Александра Бейдемана называл своими учителями.

В Академию он вернулся в 1867 году, причем за год сдал программу первого и второго класса и сразу перевелся в третий, натурный. В Академии Савицкий учился отлично, был отмечен пятью серебряными медалями. В 1871 году он получил малую золотую медаль академии за картину «Каин и Авель». Мечтал о большой золотой медали, дающей возможность стажировки в Европе.

Однако с этим не сложилось — по одной из версий, он был исключен из Академии из-за того, что слишком активно сотрудничал с Товариществом передвижных выставок, по другой — потому что не сдал вовремя экзамен. Вполне возможно, что обе версии соответствуют действительности, одна стала причиной, вторая послужила поводом. Прошение о восстановлении было отклонено.

Савицкий с головой погрузился в дела передвижников, близко сошелся с Шишкиным, Репиным, Крамским и Стасовым.

На Третьей передвижной выставке с большим успехом экспонировалась картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

Работу приобрел Павел Третьяков, благодаря чему художник получил вожделенную возможность выехать в Европу, где на тот момент в качестве стипендиатов Академии художеств находились хорошо ему знакомые Илья Репин и Василий Поленов. Во Франции же в этом, 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов.

Савицкому новое направление не было близко, он слишком передвижник, чтобы стать хоть немного импрессионистом, но окружение свое влияние оказывало. В его работах того периода заметно повышенное внимание к тонкостям передачи световоздушной среды.

Еще в 1870-м году, будучи студентом Академии, Савицкий женился на Екатерине Митрохиной, девушке прогрессивных взглядов. Увы, передовое мировоззрение не уберегло ее жизнь: Катерина очень ревновала мужа, и в 1875-м году в Париже жена Савицкого покончила жизнь самоубийством.

Неизвестно, были ли у нее основания для ревности, но известно, что художник очень тяжело переживал ее смерть. Из письма Ивану Крамскому: «Страшное, ужасное горе постигло меня, я лишился всего, что имел лучшего и дорогого в мире».

Савицкому было невыносимо оставаться во Франции, он вернулся в Россию и остановился у сестры в Динабурге (сегодня это Даугавпилс в Латвии). Там постепенно пришел в себя, даже изредка выбирался в Петербург и Париж. Динабургский четырехлетний период многие исследователи считают вершиной творчества Савицкого.

Его лучшие картины созданы в Динабурге. В эти годы он много писал, иллюстрировал журналы. Особенно ему удавались картины, изображающие нелегкую судьбу крестьян. Савицкого даже называли «Некрасовым в живописи».

В 1880 году он почувствовал, что исцелен в достаточной мере, чтобы вернуться в большой свет, и поселился в Петербурге. Художнику улыбнулось и личное счастье — в 42 года он женился на 19-летней Валерии Дюмулен. В этом браке родилось семеро детей, сын Георгий в будущем стал известным советским художником (а здесь он совсем юный и всерьез рассорившийся с мамой).

Товарищество передвижных выставок с самого момента создания занимало существенное место в жизни Константина Савицкого, и, перебравшись в 1891 году в Москву, он с головой погрузился в дела передвижников.

Вел и педагогическую деятельность — сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1897 года — в возглавленном им Художественном училище в Пензе.

Тогда же он получил в основательно реформированной к тому времени Академии художеств звание академика. В Пензе Савицкий трудился до самой своей смерти.

Нельзя не упомянуть в биографии Константина Савицкого один щекотливый момент. Сегодня его знают в том числе как автора знаменитых мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». По этому поводу ходят всевозможные слухи — подписи Савицкого на холсте-то нет.

Ее действительно нет, но вовсе не потому что Иван Шишкин пытался замять факт участия Савицкого в создании картины. Фамилию второго автора затер купивший «Утро» Павел Третьяков. Шишкин же честно отдал четвертую часть гонорара, то есть тысячу рублей, Савицкому.

С Шишкиным они были добрыми друзьями, и Савицкий даже крестил младшего сына Ивана Шишкина, Константина. Кстати, про мишек.

Сын Савицкого Георгий был одним из сильнейших анималистов своего времени, а сам Константин Аполлонович очень любил животных — одно время у него жили сразу две собаки и одиннадцать канареек.

Источник: https://artchive.ru/artists/1363~Konstantin_Apollonovich_Savitskij

Савицкий Константин Аполлонович — русский художник

Русский художник Савицкий Константин Аполлонович . Автор картин: Встреча иконы; Море в Нормандии; На войну; Ремонтные работы, на железной дороге; и многих других.

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению.

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений.

Читайте также:  Осада пскова польским королем стефаном баторием, брюллов

Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены.

Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.

Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность.

Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи.

После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов.

Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.

Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства.

Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний.

Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит.

«В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…» — писал В. В. Стасов.

Над картиной «На войну» Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания.

Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда.

В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ.

Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища.

Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Картины художника

Встреча иконы

Море в Нормандии

На войну

Ремонтные работы, на железной дороге

Источник: https://wearts.ru/ruartist/196

Константин Аполлонович Савицкий. Краткая биография Савицкого Константина

Яркий представитель жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий, родился в семье потомственного военного врача 25 мая 1844 года, проживавшей на то время в Таганроге. Глава семейства служил медиком в гимназии для мальчиков, в здании которой и прошло раннее детство маленького Кости.

Рисование увлекало мальчугана настолько сильно, что он начал делать зарисовки с натуры, будучи еще дошкольником.

Как гласит биография Константина Аполлоновича Савицкого, который частенько бывал с родителями на море и в степях Приазовья, красота родной природы всегда привлекала внимание великого в будущем художника.

С 10-летнего возраста Константин был прилежным гимназистом вплоть до пятого класса. Именно в эту пору один за другим умерли родители подростка, которого приютил у себя дядя по линии отца. Юный живописец отбыл в Латвию, где под опекой дядюшки и продолжил образование в частном пансионе.

В 1862 году биография Константина Савицкого ознаменовалась переездом юноши в Петербург и поступлением в Академию художеств, обучение в которой ему пришлось прервать на целых два года в связи с недостаточной подготовленностью к освоению профессии живописца.

Читайте также:  Описание картины "лунная ночь. купальня в феодосии", айвазовский, 1853

Продолжив обучение в академических стенах, Константин написал грандиозную выпускную работу «Каин и Авель», за которую удостоился малой золотой медали.

Уже в студенческие годы молодой художник примкнул к передвижникам, тесно сблизившись с художественной артелью Крамского, что не могло понравиться руководству академии.

Как только Константин принял участие в передвижной выставке картин, экспонируя на ней несколько своих картин, академический совет исключил его из рядов студентов.

С этого момента зародившееся в стенах родной академии творчество Савицкого стало набирать стремительные обороты, заявив о Константине Аполлоновиче как о серьезном мастере живописи.

Первое же его значительное полотно было приобретено Третьяковым для собственной галереи, что дало молодому человеку возможность побывать заграницей. Он тотчас отправился в турне по Европе, посетив Францию и Германию с целью более близкого знакомства с мировым искусством, а также яркими его представителями – русскими живописцами Репиным и Поленовым.

В 1876 году талантливый художник вернулся в Латвию, где написал несколько замечательных полотен, в частности «Встреча иконы», вызвавших у зрителя неоднозначные чувства.

Меткая характеристика сущности прототипов попа и дьячка, опухших от беспробудного пьянства и празднества, а также четко прописанное сочувствие к несчастным, коленопреклоненным крестьянам, вызвало нападки со стороны некоторых печатных изданий, усмотревших в сюжете картины некий вызов святой церкви.

Личная жизнь Савицкого сложилась не очень удачно из-за скоропостижной смерти супруги, с которой он обвенчался в 1873-м, и которая родила художнику замечательного сына Георгия.

Пребывая под впечатлением событий кровопролитной русско-турецкой войны, Константин Аполлонович в течение десяти лет писал грандиозное полотно на военную тему, попутно занимаясь педагогической деятельностью в петербургском училище технического образования.

С 1891 года художник проживал в Москве, преподавая живопись в училище ваяния и зодчества, а в 1897-м ему был пожалован титул академика с последующим назначением на пост директора Пензенского художественного училища.

В последний день января 1905 года завершился жизненный и творческий путь Константина Аполлоновича Савицкого, останки которого захоронены на Митрофановском кладбище города Пензы.

Главная >> Биографии художников >> Константин Аполлонович Савицкий. Биография Савицкого Константина

Источник: https://stud-time.ru/biografii-xudozhnikov/konstantin-apollonovich-savickij.html

Савицкий Константин Аполлонович. Биография художника

РегистрацияЗабыли парольПродажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников. Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.

Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.

Случайная работа

Сарычев Александр
«Чайки» 23:21
спасибо,олег
Оставил: Gerasimov 23:14
Чудесно! С такой любовью написана каждая деталь!
Оставил: alexeyakindinov 23:10
Красивая композиция, динамичный ритм движущегося поезда…
Оставил: alexeyakindinov 23:07
Владимир, большое спасибо!!!
Оставил: alexeyakindinov 23:06
Анна,спасибо
Оставил: Gerasimov

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
292 человек Художники online:
Ieronim Активные комментаторы:
Gerasimov Katy_ sarychev 196025 Menhir vettel juliauchanova sora lyulikova oksana_gnatyuk az sergik TARAS69 NinaIvanova Ljudmila burmin ibnemin klava2115 impressia1 pentalgin Временно забаненные:
сейчас нет на сайте mindraw.web.

ru
Научно-художественный Проект vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE artepuro.es
ArtePuro.es kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной yar-slav.com
Творчество Я.

Цико на официальном сайте художника Добавить сайт в рейтинг 9 апреля 2014
Участник проекта АртонлайнРу Лиза Радченко стала лауреатом VIII Международной премии «Филантроп-2014» в номинации Растущим надеждам! 17 марта 2014
Международный Конкурс Искусств Челси 14 марта 2014
ART COCKTAIL BRUGGE Second Edition 13 марта 2014
Открытие художественной выставки — «Весна 2014» 12 марта 2014
Галерея «Моховая-18» Выставка в рамках благотворительного проекта «Рисунок с известными людьми» Информер для вашего сайта
Виртуальные галереи Как купить картину Заказ репродукций Расширенный поиск Наши рекомендации Обсуждение работ Рейтинги работ Выставочные галереи Art-Новости Статьи об искусстве Энциклопедия Гостевая книга сайта Словарь Art-терминов Каталог Art-ресурсов FAQ Обратная связь О портале Реклама на сайте Для владельцев сайтов

  • Ефанов Павел
  • Шалаев Алексей
  • Сарычев Александр
  • Андерсен Роберт
  • Меркушев Виктор
  • Милюков Александр
  • Желнов Николай
  • Нестерчук Степан
  • Лаповок Владимир
  • Стародубов Александр
  • Карпикиоти Ирина
  • garde volodya
  • Зражевский Аркадий
  • Герасимов Владимир
  • Окунева Ольга
  • Пыхтин Сергей
  • Бурмин Виктор
  • Миргород Игорь
  • Величко Роман
  • Кудряшова (Фролова) Екатерина
  • Популярные теги

    абстракция акварель аэрография бижутерия богоматерь бронза бумага валаам вечер городской пейзаж девочка иллюстрация интерьер италии кольца крым купальщица ларец лес лессировка лирика лодка лошадь модель мороз натурщица обнаженная натура обнажённая натура огни осень отражение пиво планета птица русалка рыбки серьги символическая композиция собака собор сюр таллин фото франция фрукты храм цветы церковь чеканка шкатулка 5 августа 2014
    Регламентные работы по обслуживаниею сервера завершены 2 июня 2014
    Очередные изменения на сайте 10 апреля 2014
    Очередные изменения на сайте 2 апреля 2014
    Аннулирование начисления рейтинга за добавление комментариев под произведениям 26 марта 2014
    Портал АртонлайнРу расширил возможности по загрузке изображений

    Опросы

    Наши партнеры

    вулкан старс игровые автоматы дает определенный статус всем постоянным клиентам vseloto.com По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.

    Главная > Энциклопедия русских художников

    1844, Таганрог — 1905, Пенза

    Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению.          Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

    Читайте также:  Картина танец, анри матисс, 1910

    Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.          Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н.

    Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений.

    Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

    В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В.

    Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого пл ана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

             Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов.

    Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды.

    Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.          Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы.

    Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».          Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г.

    русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного». Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880-83).

    В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие.

    Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…» — писал В. В. Стасов.          Над картиной «На войну» Савицкий начал работать в 1880 г.

    , выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца.

    Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.          В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища.          Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

    Ремонтные работы, на железной дороге. 1874. Масло

    Встреча иконы. 1878. Масло

    На войну. 1888. Масло

      наверхCopyright 2005 — 2018 ArtOnline.ru
    Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на ArtOnline.ru

    * Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя «Обратную связь» наверх

    Источник: https://readtiger.com/www.artonline.ru/encyclopedia/541

    Ссылка на основную публикацию