Красная танцовщица, кес ван донген, 1907

Пустая страница

В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. С сер.

Когда-то, еще до того как владелец превратил это здание в доходный дом, здесь находилась фабрика роялей.

Портреты работы Ван Донгена появились достаточно поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель («Утрилло», 1948, частное собрание «Бриджит Бардо», 1954, частное собрание).

Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание). Он является одним из основоположников нового направления в живописи — фовизма.

Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. Забавная картинка. В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». Являлся участником немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост».

Ван Донген, Кес – Красная танцовщица

Кес ван Донген умер в своем доме в Монте-Карло в 1968 году. музей современного искусства, Центр Помпиду серия ню, «Торс», 1905, частное собрание). В 1908 году вступил в группу немецких экспрессионистов «Мост». Именно так я думал о фовистах (диких) по их яркому представителю Анри Матиссу. 1908, там же). Парижские курочки заботились о Ван Донгене. 1918, Ницца, музей Шере).

Внутренняя динамика постепенно уходят из картин ван Донгена, Темпераментность, представленная в Осеннем салоне 1913 г., но они все более шокируют современников одна из была них, отклонена полицией за непристойность.

Вероятно, у Ван Донгена, современника Пикассо и Модильяни, это была прискорбная реакция на нищету. 1930, СенТропез, музей). Например, «все козлы», «всё плохо».

Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку.

Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais». иск-ва, Париж «Красная танцовщица», ок. музей). Не скажу, что мне понравилось у них абсолютно всё, но многое.

На картине изображена танцовщица Нини, выступавшая в кабаре «Фоли-Бержер». музей совре-менного искусства, Центр Помпиду).

В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы – своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. В. Д. Свои картины он выставлял на различных выставках.

Такое новаторское искусство сделало его одним из самых известных художников-экспрессионистов и фовистов своего времени. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. Однако выяснилось, что не все «дикие» одинаково дики.

Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание).

по Испании, Марокко (1910–11) иЕгипту (1913) явился ряд портретов и красочных декоративных композиций. Его привлекает скорее физическое обаяние модели, нежели ее психологическое своеобразие.

Танцовщица (Красная танцовщица)

Портреты Ван Донгена в легендарной коллекции ее изображений – отличные образцы арт-деко, который «был стилем роскошным и считается, что это роскошество— психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны».

Именно она ввела моду на Ван Донгена, сделав его не только знаменитым, но и богатым.

Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание).

Должно быть, он обладал особым даром. Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок.

1907, Эрмитаж, С. -Петербург «Дама в чёрной шляпе», ок. «Кричащий» оранжево-красный цвет, заливающий половину холста, придает ему особый эмоциональный настрой.

Особую известность заслужил благодаря своим портретам женщин.

Именно она ввела моду на Ван Донгена, сделав его не только знаменитым, но и богатым.

В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы – своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. музей совр. Свои портреты ему заказывали известные артисты, писатели и даже политические деятели. Именно здесь в 1905 году Пикассо написал своих «Авиньонских девиц», открыв эру кубизма.

  1. Кес Ван Донген : портрет художника между двумя войнами Или Буржуа от искусства
  2. Музей нового западного искусства

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Ван Донгену была присуждена премия. «Красная танцовщица» относится к лучшим образцам раннего творчества ван Донгена. тесно общаясь с Пабло Пикассо. В 1949 году переселился в Монако.

В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». В 1929 году получил французское гражданство. Результатом путешествий В. Д. В 1910 году совершил путешествие по Испании, Тунису и Марокко. В том числе иллюстрациями для журналов, 1897 в г. появляется в Париже вначале зарабатывает на жизнь разнообразными способами, например для «Асьет-о-бер».

решений («Уличный гимнаст», 1907–08, Нац. В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр.

В 1911 появляются декоративные композиции с большими красочными плоскостями («Красное и желтое», «Красное и синее», частное собрание) после путешествия в Египет (1913) художник тяготеет к иератическому, двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок.

Творчество художника стало своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского иной раз почти китчевого шика.

Недавно я лишний раз убедился в том, что нужно очень аккуратно обращаться со словами «все» и «всё».

Ищет собственный стиль, ориентируясь на Стейнлена, Форена, Тулуз-Лотрека. Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок.

Однако занимался Кес Ван Донген здесь не только академическими штудиями – молодого художника привлекала живая жизнь.

»анита в цветах», 1905 года (предварительная оценка – 1, 2-1, 8 миллиона фунтов) была написана Кесом ван Донгеном в тот период, когда художник присоединился к фовистам и изображает парижскую танцовщицу – модель, музу и, возможно, возлюбленную художника.

Произведения фовистов называли «дикими», такое впечатление на современников производил яркий, кричащий цвет, буквально вырывающийся с полотен. К 1920-м годам стал знаменитым портретистом, писал на заказ артистов, писателей, политических деятелей своего времени.

, характеризуются экзальтацией цвета, эксцентричностью композиц. Бернхейм-Жён (19091915).

Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России.

Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». музей).

Нидерландский художник Кес ван Донген большую часть жизни прожил во Франции. В Париже он пишет портреты известных людей. Также Кес ван Донген стал обладателем ордена Почетного Легиона и орденом Короны Бельгии.

Его картины отличаются броскими элементами, яркими и насыщенными мазками. Должно быть, ноты впитались в стены, подобно въедливой плесени. В 1897 г. появляется в Париже вначале зарабатывает на жизнь разнообразными способами, в том числе иллюстрациями для журналов, например для «Асьет-о-бер». (наст.

В 18921897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме. 1910-хгг. В 1908 Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост». 1930, СенТропез, музей). Писал также пейзажи и проникнутые гедонистич.

Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. Должно быть, он обладал особым даром.

Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais».

Кеес ван Донген родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах.

Он приобретает известность и заключает контракт с гал. В 1907 г. он заключил контракт с галереей Канвейлера, в 1908-м вступил в дрезденское объединение «Мост».

Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание).

В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр.

В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился. Персонаж размещается на переднем плане картины на фоне пустого пространства. Помимо этого, занимался созданием иллюстраций для парижского издания La Revue blanche.

Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. Где доминировали большие заказные портреты или символические картины, Творчество художника стало своего «авангардным салоном» рода или усредненным вариантом «ар деко» иной раз почти китчевого шика, полные великосветского. С 1906 по 1913 г. его живопись определяют чистые цвета.

Читайте также:  Музей люфтваффе в берлине

Участвовал в знаменитом Осеннем салоне 1905 года. В 16 лет поступил в Королевскую академию изящных искусств в Роттердаме. Портреты Ван Донгена в легендарной коллекции ее изображений – отличные образцы арт-деко, который «был стилем роскошным и считается, что это роскошество психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны».

Непризнанный широкой публикой в начале карьеры, в 1920-е ван Донген стал успешным художником.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/kes-van-dongen-krasnaya-tancovshica/

Большие глаза Ван Донгена

?imic (imic) wrote,
2011-01-05 15:02:00imic
imic
2011-01-05 15:02:00

С 18 сентября 2010 по 23 января 2011 в роттердамском музее Ван Бойманса (Museum Boijmans Van Beuningen) проходила выставка «Большие глаза Ван Донгена» (De grote ogen van Kees van Dongen).Выставка привлекла очень много посетителей, музей был открыт даже по выходным, в понедельник.Было представлено 60 картин ван Донгена в основном из иностранных музеев, многие — из частных коллекций.Kees van Dongen, Le doigt sur la joue (Палец на щеке), ca 1910. Специально для выставки была отреставрирована эта картина, которая находится в постоянной коллекции этого музея.Ван Донген родился 26 января 1877 года в небольшом портовом городке под Роттердамом и прославился в Париже, где он рисовал в основном женские портреты. Он рисовал женщин с большими глазами: стройных танцовщиц, девушек из экзотических стран, обнаженных женщин, женщин, одетых в платья знаменитого модельера Поля Пуаре (Paul Poiret), своих жен, подруг и любовниц. Для Ван Донгена женщины были красивее пейзажей. Он изобрел свой стиль. «Живопи­сец элегантных неврозов» — писал о нём литератор и критик Поль Гзель (Paul Gsell).Слава Ван Донгена связана с авангардным течением фовистов (хотя сам художник не любил «измов» и не причислял себя ни к одному стилю). Но прославился Ван Донген не только яркими, насыщенными цветами картинами, но и своим стилем жизни. Вечеринки и приемы в его ателье посещали знаменитые в 20-х и 30-х годах парижские политики, художники, кинозвезды. В 20-30 годах в Париже Ван Донген был тем, кем был в 60-х годах в Нью-Йорке был Энди Уорхол (Andy Warhol).Выставка начинается и заканчивается автопортретами Ван Донгена. Первый из них был написан, когда Ван Донгену было 18 лет, перед его отъездом из Роттердама в Париж. Позади юноши видны мачты, его дом стоял прямо у воды. Он был в то время увлечен идеями анархизма, его кумиром был Кропоткин. Недаром в Париже Ван Донген начинал с иллюстраций к анархисткой литературе.Kees van Dongen, Selfportrait (Автопортрет), 1895.Второй автопортрет сделан в его фовистский период. Ван Донген пытался выразить свою истинную суть.Kees van Dongen, Selfportrait (Автопортрет), 1906.Если обратить внимание на цветовую гамму: первый автопортрет сделан в голубых тонах, а второй в ярких с преобладаем красного.Цветовому символизму Ван Донген придавал большое значение. Если следовать смыслу цветов, то красный по Ван Донгену символизировал страсть, всё материальное. Синий — духовное, а желтый — надежду. В этом смысле интересна картина «Комод»:Kees van Dongen, La commode (Комод), 1910.Эта картина сделана именно в этих трёх цветах. Как потом будет видно, она отличается от других работ Ван Донгена тем, что в центре её нет женщины, нет центрального элемента. Таким элементом на картине может быть дверь, сулящая надежду. Или это не дверь, а пустой холст, ненаписанная картина.Ван Донген часто изображал на картинах свои же работы. Например, здесь над комодом висит портрет его первой жены, только в синих тонах (на оригинале красный фон и пурпурная шаль). Однако здесь Ван Донген решил, что красные цвета не гармонируют с данной картиной.Kees van Dongen, Augusta (Guus) Preitinger (Портрет первой жены, Аугусты (Гус) Прейтингер Augusta Preitinger), 1910.А вот другой пример использования своих (прошлогодних) работ на новых картинах:Kees van Dongen, Dans les Folies Bergeres (В «Фоли-Бержер»), 1914.На этой видна часть другой картины «Ожерелья, Зеркала и софы»:Она написана в духе Матисса, т.е. в ярких и контрастных цветах, упрощенные формы и без иллюзии трехмерного пространства.Ван Донген начал рисовать в 16 лет, брал вечерние уроки в Роттердамской Академии.В 20 уехал в Париж, где сначала делал иллюстрации для анархистских публикаций. Параллельно работал в цирке борцом (он был физически хорошо развит) и подсадным. Сохранилось много его ранних картин с портретами цирковых акробатов и зрителей.Kees van Dongen, Tightrope Dancer (Танцующая на канате), 1910.В это время у него была маленькая студия в одном с Пикассо здании (Bateau-Lavoir). С Пикассо они были близкими друзьями. Сохранилась фотография, где жена и дочь Ван Донгена изображены на фоне неоконченной картины Les Demoiselles d’Avignon. Значит, Пикассо, который 6 лет прятал от всех эту картину, делал исключение для своего друга.Ван Донген в это время написал несколько портретов Фернанды Оливье (Fernande Olivier), подруги Пикассо.Kees van Dongen, Portrait de Fernande Olivier (Фернанда Оливье), 1905.С неё началась целая серия женских портретов. Для Ван Донгена они красивее пейзажей. Он отправляется на поиски прекрасных моделей в Италию, Испанию, Марокко и Египет.Kees van Dongen, La danse indienne (Индийский танец), 1907. Здесь танцовщица как бы разрывает полотно картины и пространства.На его холстах предстают стройные танцовщицы, девушки, написанные в горячих тонах. Это триумф фовизма.Kees van Dongen, Anita la Bohemienne (Цыганка Анита), 1908. Идеальный пример ранних работ Ван Донгена, где он изображает груди женщины, как цветы в вазе её одежды.Характерным для Ван Донгена является использование легких зеленых тонов для изображения женских фигур. На одной картине это торс, на другой лицо, на третьей грудь.Kees van Dongen, La Jarretiere (Подвязка), 1906.Kees van Dongen, Nini la Parisienne (Парижанка Нини), 1910.Kees van Dongen, Les Amies (Любовницы), 1922.Kees van Dongen,La cuirasse d'or (Sur le divan) (Золотой корсет/На диване).Ван Донген смело, даже для того времени, пишет обнаженных женщин. Одна из его картин полуобнаженной жены была снята с выставки полицией.Kees van Dongen, Augusta Preitinger (Аугуста Прейтингер), 1913. По свидетельству дочери здесь рядом с женой Ван Донген изобразил себя.А на выставках в Амстердаме, и даже в родном Роттердаме была запрещена картина с подвязкой.Kees van Dongen, Anita (Анита), 1905.А эти картины считаются типичными примерами мужского взгляда на женщину.Kees van Dongen, Naked Girl (Девушка). 1907. Она показывает своё тело, как проститутка «товар». Однако, Ван Донген изобразил её с усталыми и безразличными глазами, а глаза у Ван Донгена всегда играют важную роль.Kees van Dongen, Jeune fille a la bottine (Девушка с ботинком). 1914. Здесь зрители выступают в роли вуайеристов, наблюдающих, как женщина начинает раздеваться в своей комнате.Ван Донген становится любимым художником дам, получает множество заказов. Его любимой моделью была маркиза Луиза Казати Marchesa Luisa Casati, с которой у него наверняка была любовная связь, о чем говорит центральный символ картины — ваза с цветами.Kees van Dongen, De bloemenvaas (Ваза с цветами), 1917.Луиза Казати была блестящей светской дамой, страстно увлекалась живопи­сью. Она устраивала экстравагантные вечеринки, где появлялась, либо ведя двух леопардов в поводу, либо одетая, как на этой картине. Сумасбродка, ведьма, горгона Медуза с волосами, «пропитанными икрой и шампанским», она — «аллегория тошнотворного величия» с рубиновыми когтями — отзывались о ней одни. Богиня, ослепительная Персефона, «живая метаморфоза», вечная муза — говорили другие.Став более известным, он переехал в большую студию и устраивал вечеринки для бомонда. Он говорил, что на таких вечеринках женщины должны быть красиво и едва одетыми, а мужчины — в строгих костюмах. Эту идею и отражает картина «Танго с архангелом».Kees van Dongen, Tango (Танго), 1930.Когда жена Ван Донгена, Аугуста уехала с дочерью в Голландию, он встреча­ет Жасмин (Jasmy Jacob, настоящее имя Леа Жакоб), у которой был свой Дом Высокой Моды. Они прожили вместе 10 лет. Именно она ввела его в высшее общество, сделала прославленным и богатым.Kees van Dongen, Jasmy Jacob (Жасмин Жакоб), 1925. Жасмин Жакоб, прозванная «Божественная». Она вывела Ван Донгена в высший свет, познакомила его со знаменитыми в Париже дизайнерами. И оставила его, выйдя замуж за американского генерала. Как-то утром, встретившись в холле роскошного отеля на улице Жюльет Ламбер, где они жили с 1922 года, Ван Донген спросил одетую в красивое платье Жасмин, уж не на свадьбу ли она нарядилась, а та ответила: да, на свою.Ван Донген делает вели­колепную карьеру светского портретиста. Он создает крупные портреты: герцогини Ноайль, президента Луи Барту, короля Леопольда III, Анатоля Франса. Но главные клиенты Ван Донгена — женщины бомонда. Он обожествляет их, делает более аристократичными.Kees van Dongen, La comtesse de Noailles (Герцогиня Ноайль), 1931.Этот портрет герцогини Ноайль доказывает, что Ван Донген рисовал женщин стройнее, чем на самом деле. «Самое существенное — удлинить женщин, и, самое главное, сделать их стройнее, — говорил художник. — После этого остается только увеличить их драгоценности». Однако, герцогиня Ноайль действительно была стройной красавицей в молодости (стоит только взглянуть на фотографию), и Ван Донген на портрете лишь увидел и вернул то время.Photo. Anna de Noailles. 1920s.Ван Донген был другом Поля Пуаре (Paul Poiret), легендарного дизайнера модной одежды, соперника Коко Шанель ().Работы Paul Poiret до сих пор вдохновляют Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier) и Джон Гальяно (John Galliano), арт-директор Дома Christian Dior. Поль Пуаре прославился в основном использованием мягких и блестящих тканей, экстравагантных аксессуаров и узоров. Ван Донген тоже следовал стилю Поля Пуаре, изображая плавные линии и босые ступни, юбки-брюки, цветные туфли и современную элегантность. Таким образом, Ван Донген оказался одним из первых художников 20 века, отобразившим самые свежие веяния моды.Kees van Dongen, Woman in green dress (Женщина в зеленом платье). 1920.Kees van Dongen, Venise no II (Венера Номер 2) 1925.Kees van Dongen, Actress Lily Damita (Актриса Лили Дамита). 1925.Kees van Dongen, Madame T (Мадам Т). 1929.Kees van Dongen, Anne Diriart. 1924.Kees van Dongen, Woman in black dress. 1927. Эта картина считается изображением одной из самых соблазнительных женщин за всю историю живописи, в самом основном значении слова «соблазнение». И это несмотря на то, что Ван Донген изобразил её полностью одетой, а единственный намек на её сексуальность — кусочек обнаженного плеча под слегка соскользнувшей накидкой.Kees van Dongen, Bridgette Bardot. 1954. К чести Ван Донгена надо отметить, что он изобразил Бардо не с искусственной маской «счастья» на лице, а с усталым выражением.Kees van Dongen, Le Coquelicot (Карамелька с маковым вкусом), 1919. Возможно, одна из самых знаменитых картин Ван Донгена. Ссылки:
Читайте также:  Картина плотогоны, николай иванович андронов

Источник: https://imic.livejournal.com/7904.html

Читать онлайн Государственный Эрмитаж страница 16. Большая и бесплатная библиотека

Огюст Роден (1840–1917) Ромео и Джульетта 1905. Мрамор. Высота 71

Великий французский скульптор Огюст Роден в попытке запечатлеть мгновение был близок к импрессионистам, однако его искусство вполне вписывается в стилистику модерна.

Эрмитажная скульптура «Ромео и Джульетта» выполнена в духе знаменитых роденовских работ — «Вечная весна» и «Поцелуй». Экспрессия фигур влюбленных сравнима с легкими барочными скульптурами итальянца Джованни Бернини.

Роден сумел зафиксировать момент, когда тела слившихся в прощальном поцелуе возлюбленных составляют одно целое. Еще секунда — и Ромео разорвет жаркие объятия, спрыгнет с балкона и скроется в ночной тьме. Скульптор не дает четкой границы формы, ясного перехода фигур.

Он создает впечатление обволакивающей группу воздушной среды. Поражает обработка мрамора — он кажется легким, невесомым и одновременно живым, что достигается сочетанием разнообразных техник отделки поверхности скульптуры.

Творчество Родена оказало значительное влияние на направление ар-нуво, предвосхитив его. Некоторые работы Рене Лалика в стекле навеяны шедеврами мастера.

Кес ван Донген (1877–1968) Красная танцовщица 1907. Холст, масло. 99,7×81

Нидерландский художник Кес ван Донген большую часть жизни прожил во Франции. Он является одним из основоположников нового направления в живописи — фовизма. Произведения фовистов называли «дикими», такое впечатление на современников производил яркий, кричащий цвет, буквально вырывающийся с полотен.

«Красная танцовщица» относится к лучшим образцам раннего творчества ван Донгена. На картине изображена танцовщица Нини, выступавшая в кабаре «Фоли-Бержер». «Кричащий» оранжево-красный цвет, заливающий половину холста, придает ему особый эмоциональный настрой. Разные по размеру и форме динамичные мазки широко и обобщенно передают вихрь закрутившейся юбки.

Небольшое зеленое пятнышко на белой подвязке усиливает воздействие локального красного цвета. Помимо кабаре персонажей многих своих полотен живописец находил в цирке Медрано на Монмартре. Непризнанный широкой публикой в начале карьеры, в 1920-е ван Донген стал успешным художником. Свои портреты ему заказывали известные артисты, писатели и даже политические деятели.

Шарль Герен (1875–1939) Обнаженная женщина. Около 1910. Холст, масло. 116×89

Ученик знаменитого художника-символиста Густава Моро, Шарль Герен оттачивал собственное умение, занимаясь копированием картин старых мастеров в Лувре. В своих произведениях он не отходит от узнаваемых форм, не экспериментирует. Живописец изображает моделей в спокойной, часто камерной обстановке, палитра его работ мягкая и гармоничная, в ней нет кричащих цветов.

Обнаженная модель на представленной картине спокойно позирует художнику, совершенно не смущаясь обстановки и полного отсутствия одежды, кроме большой черной шляпы. Контурная линия синего цвета подчеркивает и выделяет бело-розовую кожу натурщицы.

В этой работе Герена чувствуется влияние декоративных работ Мориса Дени, а цветовой строй полотна напоминает произведения Поля Сезанна с его изысканной сине-голубой тональностью. Известный любитель искусства С. И.

Щукин неоднократно приобретал картины Герена в свое собрание.

Анри Матисс (1869–1954) Красная комната 1908. Холст, масло. 180,5×221

Лидер течения фовистов, французский живописец и скульптор Анри Матисс в своих работах стремился через яркий цвет и упрощенную форму передать настоящие эмоции.

Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Оно было заказано для столовой московского особняка известного русского коллекционера и мецената Сергея Ивановича Щукина.

Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами.

Однако накануне осеннего Салона 1908 в Париже Матисс неожиданно кардинально переписал его, объяснив это тем, что оно показалось ему недостаточно декоративным и в красном цвете все выглядит значительно красивее.

Ткань красно-малинового тона с энергичными изгибами синего узора спускается со стены и овладевает плоскостью стола, образуя с ним единое целое. Чистый красный цвет поглощает пространство комнаты и женскую фигуру, плоскость холста превращается в декоративную поверхность. Но художник углубляет холст, вводя мотив окна, за которым открывается зеленый сад с цветущими деревьями.

Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Цвет для него является основным выразительным средством, красный на полотне словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.

Анри Матисс (1869–1954) Танец 1910. Холст, масло. 260×391

Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Перед отправкой в Россию оно выставлялось на осеннем Салоне и вызвало скандал: устроители и зрители называли художника сумасшедшим, досталось и заказчику, которого обвинили, что он собирает мусор. Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись».

Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». На картине изображен хоровод пяти обнаженных людей, которые, взявшись за руки, танцуют на вершине холма. Яркое звучание трех цветов — красного, синего и зеленого — усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики.

Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и передачи глубины пространства. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. Напор и мощь, заключенные в чистых красках, передают вырвавшиеся на поверхность чувства и страсти.

Мотив хоровода многократно повторялся в европейском искусстве, у Матисса же он становится воплощением ритма и экспрессии XX века.

Пьер Боннар (1867–1947) У Средиземного моря. Триптих 1911. Холст, масло. Центральная часть — 407×1 52, боковые — 407×152

Глава группы «Наби» («Пророки»), французский живописец Пьер Боннар любил писать средиземноморские и парижские пейзажи, натюрморты, бытовые сценки и интерьеры в мягких, лирических цветах.

Он выработал собственную манеру письма с ярко выраженной декоративностью, значительную роль в которой играет передача пространства, освещения и объема. В 1911 известный московский коллекционер И. А.

Морозов заказал Боннару серию панно для парадной лестницы своего особняка на Пречистенке. Триптих занимал торцовую стену лестницы.

Согласно замыслу художника, композиция делилась белыми полуколоннами на три части. Перед зрителем раскрывается сверкающий средиземноморский пейзаж, видимый словно сквозь античный портик. Композиция построена по классической схеме — с тремя планами.

Горячим ослепительным солнцем залита площадка перед виллой. Со всех сторон она окружена деревьями и лишь в глубине, в просвете между ними, виднеется лазурное море.

В тени деревьев, скрываясь от зноя, девочка в белом платье играет с котенком (левая створка триптиха), женщина на правой створке разговаривает с попугаем, двое малышей на центральной копошатся в песке.

Но фигуры не отвлекают внимания зрителя от главного героя — окружающей их роскошной и яркой южной природы. Большую часть композиции занимают громадные стволы и кроны деревьев, их буйная зелень салатных, желтых и серебристых тонов задает колорит триптиха. Работая над панно, художник обобщил цвет.

Боннар использует десятки оттенков зеленого и желтого, лилового и розового, коричневого и голубого, но избегает пестроты. Мелкие раздельные мазки создают впечатление вибрации света. Средиземноморский триптих показывает выдающийся живописный талант мастера и раскрывает его как изумительного колориста.

Андре Дерен (1880–1954) Пейзаж с лодкой у берега (Карьер-Сени-Денни). Около 1915. Холст, масло. 100×65

Французский живописец Андре Дерен начал свой творческий путь на рубеже двух столетий. Он был одним из наиболее инициативных членов группы фовистов, увлекался сезаннизмом, дружил с Матиссом и Пикассо, приобщившим его к кубизму. Дерен также черпал вдохновение в работах старых мастеров и самой природе.

В «Пейзаже с лодкой у берега» художник возвращается к классической простоте композиции. Картина весьма условно передает пейзаж, но вместе с тем она вдохновлена им. Дома, построенные из местного камня, деревья, прибитые к берегу лодки передают характер местности приморских Альп.

Художник специально уменьшил количество цветов на своей палитре, оставив лишь желтоватые, коричневые, серо-голубые и зеленые, чтобы воспроизвести гамму этой солнечной местности. В расположении домов, деревьев и даже травы чувствуется влияние кубизма.

Однако более всего в картине ощущается воздействие старых мастеров — примитивистов итальянской сиенской школы.

Источник: https://dom-knig.com/book/r/188631/16

Кес ван Донген (Kees van Dongen), 1877-1968. Нидерланды — Сборник №1

Кес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen; настоящее имя нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen; 26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама — 28 мая 1968, Монте-Карло) — нидерландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Читайте также:  Музей соломона гуггенхайма в нью йорке, сша

Родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах. Настоящее имя Корнелис Теодор Мария ван Донген (Cornelis Theodorus Maria van Dongen). В 1892—1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме.

Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад».

От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.

С 1899 года ван Донген обосновался в Париже, регулярно принимая участие в различных авангардных выставках. Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме.

Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах. В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.

С 1908 года являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост».

Сборник 2

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/05/kees-van-dongen-1877-1968-2.html

Сборник 3

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/05/kees-van-dongen-1877-1968-3.html

Сборник 4

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/07/kees-van-dongen-1877-1968-4.html

Сборник 5

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/07/kees-van-dongen-1877-1968-5.html

Сборник 6 (с биографией)

http://vechnost7.blogspot.com/2018/06/kees-van-dongen-1877-1968-6.html

1910_Испанка в мантилье (Espagnole a la mantille)_63.3 x 48.6_бумага, масло_Частное собрание

Кес ван Донген завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений, где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России.

Он также рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche. В 1926 иллюстрировал французское издание скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка» («La Garçonne»).

1905_Акробат (L'acrobate)_78.4 х 51.3_д.,м._Частное собрание

В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он продолжал писать как обнаженные фигуры, так и портреты.

В 1929 году Кес ван Донген получил французское гражданство.

Портрет мадемуазель Эрны Карис (Portrait de Mademoiselle Erna Carise)_146.2 x 97.4_х.,м._Частное собрание

В период между двумя мировым войнами стиль ван Донгена значительно изменился. Творчество художника стало своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика.

1955_Портрет миссис Аньели (Portrait De Mme Agnelli)_65.2 х 40.1_х.,м._Частное собрание

Молодой, талантливый и рано сформировавшийся, ван Донген с тридцатилетнего возраста был привержен экстравагантному стилю жизни, чему способствовал достигнутый им успех. Некоторые считают, что он нашел не лучшее применение своему огромному художественному таланту, когда стал писать портреты молодых женщин, сделавшиеся вскоре несколько поверхностными.

Поздние работы художника пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.

1908_Женжина в черной шляпе (Woman in a Black Hat)_100 x 81.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Пять картин ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Скончался Кес ван Донген 28 мая 1968 года в Монте-Карло.

1906_Антония Ла Кокинера (Antonia la Coquinera)_100 х 81_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1906_Обнаженная блондинка (Femme Nue Blonde)_114.9 х 146.1_х.,м._Частное собрание

1907_Красная танцовщица (Red Dancer)_99.7 x 81_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1908 (ок)_Девушка с крестом (Jeune Fille a la Croix)_61.2 х 50.1_х.,м._Частное собрание

1908_Анита как альма (египетская танцовщица) (Anita en almee)_194.9 x 113.8_х.,м._Частное собрание

1908_Весна (Spring)_81 х 100.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1910 (ок)_Женщина в зеленой шляпе (Femme Au Chapeau Vert)_92.3 х 73.5_х.,м._Частное собрание

1910 (ок)_Танцовщица на канате (La danseuse de corde)_34.2 х 25.4_х.,м._Частное собрание

1911_Люси и ее партнер (Lucie and Her Partner)_130 х 96.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1912_Женщина с кошками (La femme aux chats)_81.5 х 100.5_

1912_Пейзаж в лунном свете (Paysage au clair de lune)_38.3 x 46_х.,м._Частное собрание

1913_В Египетской пустыне ли восточная сцена (Au Desert Egyptien Ou Scene Orientale)_98 х 79_х.,м._Частное собрание

1915_Лейла (Leila)_195 х 130_х.,м._Частное собрание

1916_Портрет командира Эдварда Рекена (Portrait du commandant Edouard Requin)_73.4 х 60.2_х.,м._Частное собрание

1917_Женский портрет (Portrait de femme)_82 х 62_х.,м._Частное собрание

1919 (ок)_Розовая одежда (Ева Франсин) (La robe rose (Eve Francis))_146.5 х 114.3_х.,м._Частное собрание

1920 (ок)_Бюст обнаженной (Femme au buste nu)_64.8 x 49.5_д.,м._Частное собрание

1920 (ок)_Венеция (Venise)_55 x 33.1_х.,м._Частное собрание

1920-1923_Мадам ван дер Вельде (Madame Van Der Velde)_127 х 96.5_х.,м._Частное собрание

1921_Кафе Флориан, Венеция (Cafe Florian, Venise)_92.2 х 73.2_х.,м._Частное собрание

1922 (ок)_Радости жизни Довиля (Deauville Joie de Vivre)_54 х 65_х.,м._Частное собрание

1922 и 1932_Сирень (Lilas)_100.7 х 80.8_х.,м._Частное собрание

1923_Нил в Ассуане (Le Nil a Assouan)_38.1 x 54.9_х.,м._Частное собрание

1925 (ок)_Лилии и тюльпаны (Lilas Et Tulipes)_130 х 96_х.,м._Частное собрание

1925-1930_Сюзанна (Suzanne)_55.2 х 38.2_х.,м._Частное собрание

1925_Сестры Долли (Dolly Sisters)_92 х 73.3_х.,м._Частное собрание

1928-1931_Скачки на Клерфонтэн (Les Courses a Clairefontaine)_54 х 65_х.,м._Частное собрание

1930 (ок)_Розы в декабре для вас (Roses in December for you)_101 x 82_х.,м._Частное собрание

1930 (ок)_Элегантная дама в шляпе (L'elegante au chapeau)_73.9 x 50.3_х.,м._Частное собрание

1930-1940_Розы в вазе (Roses dans un vase)_46.1 x 27.5_х.,м._Частное собрание

1932 (ок)_Ваза с тюльпанами (Vase de Tulipes)_65 х 54_х.,м._Частное собрание

1945_Монсеньор Александр со своей собакой (Monsieur Alexandre Et Son Chien)_130.2 х 97.1_х.,м._Частное собрание

1946 (ок)_Павильон Лё пре Кателан вечером (Le Pavillon Du Pre Catelan Le Soir)_55 х 46_х.,м._Частное собрание

1948 (ок)_Зонтики Довиля (Parasols a Deauville)_33.2 x 41_х.,м._Частное собрание

1952_Зеленая шаль (L'echarpe verte)_61 х 46_х.,м._Частное собрание

Букет гортензий (Bouquet d'hortensias)_114.4 x 146.5_х.,м._Частное собрание

Букет цветов (Bouquet De Fleurs)_35 x 26.5_д.,м._Частное собрание

Бюст обнаженной (Nu en buste)_92.2 х 60.8_х.,м._Частное собрание

Всадники в лесу (Cavalieres au Bois)_65 х 54_х.,м._Частное собрание

Гондольер в Венеции (Gondolier a Venise)_24 х 19_д.,м._Частное собрание

Женский портрет (Portrait de Femme)_54.9 х 46_х.,м._Частное собрание

Женщина в белой блузке (Femme a La Blouse Blanche)_65.8 x 50.3_х.,м._Частное собрание

Лодки (Les Bateaux)_28.5 х 18.3_картон на дереве, масло_Частное собрание

Портрет мадам Флоы Лезье (Portrait de Madame Flore Lesieur)_111.8 x 92.3_х.,м._Частное собрание

Скачки (Les Courses)_38.2 х 55_х.,м._Частное собрание

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2016/05/kees-van-dongen-1877-1968.html?_escaped_fragment_

Донген КесКартины и биография

Кес ван Донген (Kees van Dongen) (1877 – 1968), голландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов и портретист. Родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах. Настоящее имя Корнелис Теодор Мария ван Донген (Cornelis Theodorus Maria van Dongen). В 1892 – 1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме.

Портрет Долли, 1907,

Музей искусств, Копенгаген

Танго с архангелом, 1935,

Национальный музей, Монако

Женщина на софе, 1930,

Музей изящных искусств, Монреаль

В 1890-е годы голландский художник зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.

С 1899 года ван Донген обосновался в Париже, регулярно принимая участие в различных авангардных выставках. Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме.

Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах. В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.

С 1908 года являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост».

Испанка,

1908

Портрет дамы в черной шляпе

1906, Музей Орсе, Париж

Красная танцовщица,

1907

Художник Кес ван Донген завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений.

К наиболее значительным ранним картинам ван Донгена относят полотна “Женщина в широкополой шляпе”, “Красная танцовщица”, “Дама в черных перчатках”, “Танцующая Кармен Винсент”, где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами.

Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России.

В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он продолжал писать как обнаженные фигуры, так и портреты. В 1929 году Кес ван Донген получил французское гражданство.

В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился.

Творчество художника стало в своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика (“Танго с архангелом” и другие).

Картина Кеса ван Донгена “Портрет Долли”.
Портрет дочери художника написан плоскими, декоративными пятнами яркого цвета. Красота ребенка предстает в несколько экзотической интерпретации.

Чувственный характер модели выражается в ее темных миндалевидных глазах и огненно-красных губах, которым вторит цвет ленты под шляпой. Ван Донген был мастером колорита, о чем можно судить, например, по нежно-зеленым тонам, использованным при моделировке лица Долли.

Молодой, талантливый и рано сформировавшийся, ван Донген с тридцатилетнего возраста был привержен экстравагантному стилю жизни, чему способствовал достигнутый им успех.

Некоторые считают, что он нашел не лучшее применение своему огромному художественному таланту, когда стал писать портреты молодых женщин, сделавшиеся вскоре несколько поверхностными.

Поздние работы художника (в частности, портрет Бриджит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Шесть работ художника Кеса ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скончался Кес ван Донген 28 мая 1968 года в Монте-Карло.

Источник: http://smallbay.ru/artholland/dongen.html

Ссылка на основную публикацию