Кто такие передвижники и почему их так называют ?

Кто такие художники-передвижники?

Передвижники – сокращенное названия объединения российских художников, которое появилось во второй половине девятнадцатого века. Основателями были Иван Крамский, Григорий Мясоедов, Николай Ге.

Главная цель создания общества – организация во всех городах художественных выставок. Делалось это для того, чтобы люди из провинций тоже имели возможность познакомиться с русским искусством. В 1870 году был создан устав, в котором прописывалось, какими делами товарищества заведует общее товарищество, какими способами решаются общие вопросы, связанные с работой организации.

Четырнадцать лучших выпускников «Императорской академии художеств» предпочли золотой медали свободу творчества. Они отказались писать картину на указанную тематику, считая ее слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему, на что получили отказ. Со временем они направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.

В 1863 году молодые живописцы под руководством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства объединение. Главной идеей стал реализм и социальная направленность вместо театральности и идеологии.

Художники принимали заказы на картины, давали уроки рисования, собирались для обсуждения насущных проблем. Самой большой проблемой стал финансовый вопрос и факт возобновления отдельными личностями общения с членами академии.

Крамский по этим причинам покинул общество.

Через семь лет на смену пришло товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило московских, петербургских живописцев. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Устав нового общества был утвержден в 1870 году.

  Первая выставка была открыта через год в Петербурге, за два месяца побывала в Москве, Киеве, Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена практически половина всех имеющихся картин и рисунков.

За время существования товарищества были проведены выставки:

  • В Москве;
  • Риге;
  • Курске;
  • Воронеже;
  • Полтаве;
  • Одессе и других городах.

Одним из учредителей был Алексей Саврасов. Художник-пейзажист прошел обучение вопреки воле отца. В основе его творчества находились работы немецких и английских живописцев. Был удостоен различных премий, но последние годы своей жизни художник жил в острой нужде.

Имена художников-передвижников были известны далеко за пределами нашего государства. Примерном является Иван Шишкин. С его творениями связана история русского пейзажа, а произведения искусства этого передвижника стали национальной классикой и приобрели популярность во всем мире.

Русские художники создали огромную портретную галерею. Возможно это стало благодаря Ивану Николаевичу Крамскому. Именно ему принадлежит известный во всем мире портрет Льва Толстого, написанный в 1873 году. На картине отчетливо видны не только внешние качества писателя, но и особенности его характера.

Одним из значимых явлений в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Илья Репин колоритно показал в ней образ простого народа. До этого художника данная тематика оставалась недоступной. С особой любовью он рисовал образы обычных крестьян. В 80-е годы 19 века художник обращается к портретному жанру, изображая различных известных деятелей той эпохи.

К художникам-передвижника относятся:

  • Василий Максимов;
  • Василий Перов;
  • Абрам Архипов.

Участники работали по разным художественным направлением, но объединяло их одно – идея народничества. Они противопоставляли свое творчество представителям официального академизма.

В 2008 году была зарегистрирована некоммерческая ассоциация деятелей искусства и культуры «Новые передвижники». Участники продолжают творческие традиции ранее сформированного товарищества. Они занимаются:

  • организацией выставок;
  • проведением мастер-классов;
  • изданием каталогов, альбомов;
  • популяризацией живописи.

В 2009-2017 годы проведено около 60 российских и международных выставок. Сегодня в проектах принимают участие больше 1000 художников разного направления. Основателем является генеральный директор, почетный член Союза художников России Олег Максименко.

Источники:

  • Кто такие художники передвижники?
  • Бунтари от живописи
  • Творческое объединение «НОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ»

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953751-kto-takie-hudozhniki-peredvizhniki

Кто такие художники передвижники?

  • В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

    Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.

    В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.

    Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа.

    Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе. Эта акция выпускников получила название Бунт четырнадцати.

    Именно эта дата стала считаться началом эпохи передвижников.

    Бунтовщики во главе с И.Крамским организовали Артель художников, которая явилась первым коммерческим предприятием людей искусства. Спустя 7 лет Артель развалилась, и на принципиально иных творческих основах было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. Членов Товарищества стали называть передвижники.

    В Товарищество объединялись русские художники реалистического направления. Русский реализм предполагал изображение современной жизни народа, страны, природы родного края.

    За время существования Товарищества было проведено 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани и других городах.

    Первая выставка передвижников открылась в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Представленные на ней картины поразили публику своей простотой и необыкновенной выразительностью.

    Не было пышных античных сюжетов, богатых одежд, ярких красок итальянской природы. Но были русские леса, сосны, березки, опушки в исполнении Ивана Шишкина, портреты Ивана Крамского. Большинство картин ныне составляют золотой фонд русской живописи.

    Среди них были: Охотники на привале Василия Перова (1871, холст, масло. 119х183 см)

    Грачи прилетели Алексея Саврасова (1871, холст, масло. 62?48,5 см)

    Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Николая Ге (1871. Холст, масло. 135,7 x 173см)

    Начиная с 1900-х годов деятельность Товарищества стала идти на спад, стало возникать много местечковых проблем между Санкт-Петербургом и Москвой, конфликтов старых членов с новыми. Так в 1901 году из Товарищества вышли сразу 11 художников.

    Последняя выставка была проведена в 1922 году, а в 1923 году Товарищество прекратило существование.

    За все время членами Товарищества были 109 человек. Полный список можно посмотреть тут.

    Основная заслуга в основании Товарищества принадлежит Ивану Николаевичу Крамскому.

    Наиболее известные члены Товарищества:

    • Брюллов Павел Александрович (племянник живописца Карла Брюллова)
    • Васнецов Аполлинарий Михайлович
    • Васнецов Виктор Михайлович
    • Ге Николай Николаевич (член-учредитель)
    • Каменев Лев Львович (член-учредитель)
    • Клодт Михаил Константинович (член-учредитель)
    • Клодт Михаил Петрович (член-учредитель, двоюродный брат Клодта М.К.)
    • Корзухин Алексей Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
    • Крамской Иван Николаевич (член-учредитель)
    • Кузнецов Николай Дмитриевич (одессит, наиболее яркий представитель украинских передвижников, один из основателей Товарищества южнорусских художников)
    • Куинджи Архип Иванович
    • Левитан Исаак Ильич
    • Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (член-учредитель)
    • Маковский Александр Владимирович (сын Маковского В.Е.)
    • Маковский Владимир Егорович (младший брат среди детей Маковского Е.И.)
    • Маковский Константин Егорович (член-учредитель, старший брат)
    • Маковский Николай Егорович (член-учредитель, средний брат)
    • Мясоедов Григорий Григорьевич (член-учредитель)
    • Перов Василий Григорьевич (член-учредитель)
    • Поленов Василий Дмитриевич
    • Прянишников Илларион Михайлович (член-учредитель)
    • Репин Илья Ефимович
    • Репин Юрий Ильич (сын от 1-го брака Репина И.Е.)
    • Савицкий Георгий Константинович (сын Савицкого К.А.)
    • Савицкий Константин Аполлонович
    • Саврасов Алексей Кондратьевич (член-учредитель)
    • Серов Валентин Александрович
    • Суриков Василий Иванович
    • Шишкин Иван Иванович (член-учредитель)
    • Якоби Валерий Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
    • Ярошенко Николай Александрович

    Особо следует сказать о Константине Коровине, который работал в разных жанрах и художественных направлениях: от реализма до импрессионизма.

    Он был частым гостем quot;передвижниковquot;, участвовал в выставках, сделал для развития русской художественной школы живописи, и в частности русского реализма, больше, чем многие члены Товарищества, хотя сам никогда членом Товарищества не был.

    Более подробно — тут.

    В 2008 году зарегистрировано Творческое объединение Новые передвижники — традиции возрождаются.

  • Передвижничество — это такая своеобразная субкультура в русской живописи середины — второй половины XIX века. Это объединение художников, которые считали своим долгом не просто писать картины, а нести искусство в массы, пропагандировать его. Передвижники считали, что искусство должно не просто прививать чувство красоты и обращать взор людей к прекрасному.

    Искусство для передвижников — это средство, с помощью которого можно затронуть важные общественные вопросы, так, чтобы это привлекло внимание равнодушной ко всему прочему общественности. Передвижники на своих полотнах стремились поднять острые социальные темы, показать проблемы и трагедии современного им общества, призвать нравственное понимание современников.

    Для того, чтобы как можно больше людей приобщились к искусству, пропитанному социальными переживаниями, художники устраивали передвижные выставки, от чего и получили свое название. Их передвижные выставки порой встречались не самым доброжелательным образом в темных уголках русской провинции.

    Но тем не мене художники продолжали свое дело, которое превратилось для них в миссию, долг перед своим народом.

    В.Пукирев. Неравный брак (пример социальной живописи передвижников)

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/kto-takie-hudozhniki-peredvizhniki/

    Передвижники

    ПодробностиКатегория: Искусство России XIX векаОпубликовано 28.07.2015 19:06Просмотров: 4853

    Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок. 

    Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
    Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность. 

    Основание общества

    Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.

    Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу.

    Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г.

    14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

    Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «…Просим позволения сказать перед Советом несколько слов…

    Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.

    Читайте также:  Распятие, андреа мантенья

    Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

    Идеология передвижников

    Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом.

    Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в.

    от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством.

    Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.

    В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

    Состав Товарищества передвижников

    В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

    Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г.

    , когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество.

    Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.

    Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент

    Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki

    Кто такие передвижники?

    Авторская статья<\p>

    528

    Создано 20 сентября 2016 года

    Товарищество передвижных художественных выставок — образованное в конце XIX века объединение российских художников.Основателями были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.

    Члены объединения писали в стиле реализма, противопоставляя себя академизму. Для их картин характерны социальная и классовая направленность и психологизм. Это «партикулярное», независимое от государства искусство.

    Почему «передвижники»?

    Все началось в 1863 году с «бунта четырнадцати»: демонстративного ухода нескольких выпускников из Академии художеств в знак протеста против запрета советом Академии писать конкурсную работу на свободную тему. Это противоречило идейной и экономической свободе творчества. Была учреждена «Санкт-Петербургская артель художников».

    В 1860-1870 х годах члены артели устраивали собственные выставки, независимые ни от Академии, ни от государства. Но постепенно деятельность артели сходила на нет из-за затухания энтузиазма внутри группы.

    В 1869 в «Артель» пришли новые люди, художники-москвичи Л.Л. Каменев, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов и В.О.Шервуд — их появление было спасительным: через год совместно организовали новое «Товарищество» и работа снова закипела.

    В том же году был утвержден устав «Товарищества передвижных художественных выставок».

    Что содержал в себе устав?

    Главной целью передвижников было «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах:

    1. доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;
    2. развития любви к искусству в обществе;
    3. облегчения для художников сбыта их произведений».

    Так как у группы не было постоянной площадки, где можно было бы проводить выставки, они вынуждены были передвигаться с места на место. Поэтому товарищество получило такое название, которое в народе сократили до «передвижников».

    Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.

    Источники:

    1

    Источник: https://helperia.ru/a/kto-takije-peredvizhniki

    Кто такие художники передвижники?

    В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

    Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.

    В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.

    Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа.

    Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе. Эта акция выпускников получила название «Бунт четырнадцати».

    Именно эта дата стала считаться началом эпохи «передвижников».

    «Бунтовщики» во главе с И.Крамским организовали «Артель художников», которая явилась первым коммерческим предприятием людей искусства. Спустя 7 лет Артель развалилась, и на принципиально иных творческих основах было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Членов «Товарищества» стали называть «передвижники».

    В «Товарищество» объединялись русские художники реалистического направления. Русский реализм предполагал изображение современной жизни народа, страны, природы родного края.

    За время существования «Товарищества» было проведено 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани и других городах.

    Первая выставка «передвижников» открылась в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Представленные на ней картины поразили публику своей простотой и необыкновенной выразительностью.

    Не было пышных античных сюжетов, богатых одежд, ярких красок итальянской природы. Но были русские леса, сосны, березки, опушки в исполнении Ивана Шишкина, портреты Ивана Крамского. Большинство картин ныне составляют золотой фонд русской живописи.

    Среди них были: «Охотники на привале» Василия Перова (1871, холст, масло. 119х183 см)

    «Грачи прилетели» Алексея Саврасова (1871, холст, масло. 62?48,5 см)

    «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге (1871. Холст, масло. 135,7 x 173см)

    Начиная с 1900-х годов деятельность «Товарищества» стала идти на спад, стало возникать много местечковых проблем между Санкт-Петербургом и Москвой, конфликтов старых членов с новыми. Так в 1901 году из «Товарищества» вышли сразу 11 художников.

    Последняя выставка была проведена в 1922 году, а в 1923 году «Товарищество» прекратило существование.

    За все время членами «Товарищества» были 109 человек. Полный список можно посмотреть тут.

    Основная заслуга в основании «Товарищества» принадлежит Ивану Николаевичу Крамскому.

    Наиболее известные члены «Товарищества»:

    • Брюллов Павел Александрович (племянник живописца Карла Брюллова)
    • Васнецов Аполлинарий Михайлович
    • Васнецов Виктор Михайлович
    • Ге Николай Николаевич (член-учредитель)
    • Каменев Лев Львович (член-учредитель)
    • Клодт Михаил Константинович (член-учредитель)
    • Клодт Михаил Петрович (член-учредитель, двоюродный брат Клодта М.К.)
    • Корзухин Алексей Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
    • Крамской Иван Николаевич (член-учредитель)
    • Кузнецов Николай Дмитриевич (одессит, наиболее яркий представитель украинских «передвижников», один из основателей Товарищества южнорусских художников)
    • Куинджи Архип Иванович
    • Левитан Исаак Ильич
    • Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (член-учредитель)
    • Маковский Александр Владимирович (сын Маковского В.Е.)
    • Маковский Владимир Егорович (младший брат среди детей Маковского Е.И.)
    • Маковский Константин Егорович (член-учредитель, старший брат)
    • Маковский Николай Егорович (член-учредитель, средний брат)
    • Мясоедов Григорий Григорьевич (член-учредитель)
    • Перов Василий Григорьевич (член-учредитель)
    • Поленов Василий Дмитриевич
    • Прянишников Илларион Михайлович (член-учредитель)
    • Репин Илья Ефимович
    • Репин Юрий Ильич (сын от 1-го брака Репина И.Е.)
    • Савицкий Георгий Константинович (сын Савицкого К.А.)
    • Савицкий Константин Аполлонович
    • Саврасов Алексей Кондратьевич (член-учредитель)
    • Серов Валентин Александрович
    • Суриков Василий Иванович
    • Шишкин Иван Иванович (член-учредитель)
    • Якоби Валерий Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
    • Ярошенко Николай Александрович

    Особо следует сказать о Константине Коровине, который работал в разных жанрах и художественных направлениях: от реализма до импрессионизма.

    Он был частым гостем «передвижников», участвовал в выставках, сделал для развития русской художественной школы живописи, и в частности русского реализма, больше, чем многие члены «Товарищества», хотя сам никогда членом «Товарищества» не был.

    Более подробно — тут.

    В 2008 году зарегистрировано Творческое объединение «Новые передвижники» — традиции возрождаются.

    Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/340628-kto-takie-hudozhniki-peredvizhniki.html

    ПЕРЕДВИЖНИКИ

    художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г.

    Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И.

    Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Прянишников, Г. Мясоедов, В. Васнецов, А. Куинджи, И. Левитан и др.

    Источник: Словарь исторических терминов

    художники, входившие в российское художественное объединение — «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова в противовес официальному центру искусства — Петербургской Академии художеств. И.Н.

    Крамской стал идейным вождем нового объединения. Передвижники находились под воздействием тенденциозных и вульгарных общественных и эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского.

    Читайте также:  Бобовый король, якоб йорданс, около 1638

    Освободившись от регламентации и опеки Академии художеств в создании, показе и реализации своих произведений, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность.

    С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и эстетикой академизма, искусство передвижников искало свой творческий метод.

    Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Служа своим творчеством интересам народа, они стремились прославлять его величие, силу, мудрость и красоту. Однако в изображении его жизни многие передвижники видели только темные стороны, не замечая духовного богатства православно-монархического мировоззрения.

    https://www.youtube.com/watch?v=qUwe3lyABTg

    Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет.

    В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов и др.

    Участниками выставок Товарищества были М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В.В. Стасов; П.М.

    Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку.

    Передвижники внесли большой вклад в русское искусство.

    Но этот вклад мог бы быть гораздо большим, если бы их мировоззрение не было замутнено социальной тенденциозностью, обличительством и вульгарной эстетикой, которые духовно обедняли талантливых русских художников, вымывая из-под них национальную почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а сами они постепенно становятся членами той самой Академии художеств, против которой ранее боролись.

    О. П.

    Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

    русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. Целью объединения, организованного в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н.

     Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. В ноябре 1870 г.

    был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Первая выставка состоялась в 1871 г.

    в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. города. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. городах. Объединение существовало до 1923 г.

    , когда была устроена последняя, 48-я выставка, но расцвет искусства передвижников пришелся на 1870–80-е гг.

    Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Это позволяло поддерживать материально нуждавшихся членов ТПХВ, помогая им сосредотачиваться целиком на творчестве.

    Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе.

    Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. 1880-х гг. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1890-х гг. многие видные члены Товарищества (И. Е.

     Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др.) вошли в состав Петербургской академии художеств.

    Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи».

    Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи.

    Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.

    Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83).

    Важную роль в становлении передвижничества сыграла собирательская деятельность купца и мецената П. М.

     Третьякова, основателя галереи русского искусства, сумевшего стать не только покупателем картин участников ТПХВ, но также подлинным другом и вдохновителем многих художников.

    Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М.

     Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Г. Г. Мясоедов. «Страдная пора», 1887; И. М. Прянишников. «Порожняки», 1872); портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин.

    «Мужичок из робких», 1878); пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А.

     К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится.

    В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). В монументальных полотнах В. И.

     Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.

    Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам.

    Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871; Ф. М. Достоевского, В. И. Даля; И. С. Тургенева; все – 1872), И. Н.

     Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева; все – 1871; Л. Н. Толстого, 1873; И. А. Гончарова, 1874; Н. А. Некрасова, 1877; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876; И. Е. Забелина, 1877) и др. Н. А.

    Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).

    Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др.

    художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. В 1880–90-е гг.

    цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приемы разнообразнее (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.).

    На протяжении нескольких десятилетий Товарищество объединяло почти всех наиболее талантливых русских художников. В его состав в разное время входили, помимо организаторов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А.

     Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, А. П. Рябушкин и др. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России.

    Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

    Источник: http://interpretive.ru/termin/peredvizhniki.html

    Как появились передвижники

    9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие — бунт, скандал — давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок».

    В тот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее столетию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле».

    Однако молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности.

    Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден».

    Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.

    Те самые «четырнадцать»

    На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей — сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Однако, до «Бунта четырнадцати» мало кто заявлял об этом в открытую.

    Фактически именно «Бунт четырнадцати» — срыв юбилейного конкурса Академии художеств — стал первой предпосылкой появления движения передвижников.

    Василий Перов. «Охотники на привале», 1871 год

    Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма и концепции «искусство ради искусства», как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия.

    Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

    Эти стремления были выражены в уставе товарищества:

    § 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):

    а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;

    б) развития любви к искусству в обществе;

    в) облегчения для художников сбыта их произведений.

    § 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков…

    Читайте также:  Золотые скульптуры: древние и современные изделия

    Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.

    Илларион Прянишников. «Порожняки», 1871

    Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов.

    Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник — и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом.

    Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша — все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.

    «Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок.

    Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще…

    », — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.

    Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу и в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов — 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».

    Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу — их дело процветало. К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.

    Василий Суриков . «Боярыня Морозова», 1887 год

    Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики.

    Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков.

    «Кто действительно прав покажет только время» — говорил он.. «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, — писал он Ивану Крамскому в 1879 году — Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!»

    Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.

    Исаак Левитан . «Тихая обитель», 1891 год

    Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет.

    К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт.

    К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.

    Вот как вспоминал об этом моменте в истории передвижничества живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым.

    Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом.

    Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал «экспонентам» официальный «циркуляр» с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо «желательных», с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет. Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», — быль, а не сказка-выдумка. Это исторический документ поздней стадии передвижничества».

    Источник: https://surfingbird.ru/surf/kak-poyavilis-peredvizhniki—vVzw568A7

    Товарищество передвижных художественных выставок

    Товарищество передвижных художественных выставок – объединение художников России конца 19 века.

    В ноябре 1863 года четырнадцать выпускников императорской Академии художеств отправили в Совет Академию просьбу, в которой просили заменить традиционное конкурсное задание, предоставив молодым художникам свободу в выборе темы. Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати».

    Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Членами ТПХВ в разные периоды были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.А. Серов, В.Д, Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, В.И.

    Суриков, И.И. Шишкин и многие другие. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века.

    Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории.

    В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм.

    Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.

    Принципы движения передвижников основывались не только на достижениях российского искусства, но и на опыте мировой живописи. Известно, что члены этого товарищества регулярно изучали произведения других художников, выезжая за границу.

    Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Но каждое произведение, независимо от выбранного жанра, обращалось к современности, отличалось социологической и психологической остротой.

    Первая выставка состоялась в  1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века.

    1917 год стал годом перемен и для художников-передвижников. Постепенно ТХПВ потеряло свою самостоятельность и к 1923 году окончательно слилось с Ассоциацией художников революционной России.

    Так же рекомендуем посмотреть:
    Сайт об импрессионистах. Лучшие картины, биографии на www.hudojnik-impressionist.ru.
    Русские художники-импрессионисты. Картины Коровина, биография и картины Борисова-Мусатова.

    Лучшие картины художников-передвижников

    Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/

    Что такое передвижничество

    Наследие, которое оставили после себя художники-передвижники, поистине велико и многогранно. Именно они начали изображать в своих картинах простых людей, их быт, нравы, переживания и эмоциональное состояние.

    На полотнах художников-передвижников также можно увидеть сюжеты из русской истории, олицетворяющие несгибаемую силу духа простого народа. Среди шедевров этой эпохи также встречаются портреты именитых людей и знати.

    Передвижничество — ср. Реалистическое направление русской живописи, основанное передвижниками. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.

    2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой передвижничество — передвижничество, передвижничества, передвижничества, передвижничеств, передвижничеству, передвижничествам, передвижничество, передвижничества, передвижничеством, передвижничествами, передвижничестве, передвижничествах (Источник: «Полная… …   Формы слов

    Подробнее: dic.academic.ru

    Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдания одного лица есть ничтожное в сравнении с тем духовным – если оно благо – воздействием которое произведет художественное произведение.

    ПЕРЕДВИ́ЖНИЧЕСТВО, передвижничества, мн. нет, ср. (иск.). Реалистическое направление русской живописи, возглавлявшееся передвижниками. Что такое ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО, ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО это, значение слова ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО, происхождение (этимология) ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО, синонимы к ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО, парадигма (формы слова) ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО в других словарях

    Подробнее: www.classes.ru

    ПЕРЕДВИ’ЖНИЧЕСТВО, а, мн. нет, ср. (искус.). Реалистическое направление русской живописи, возглавлявшееся передвижниками. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная

    библиотека

    В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства. Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.

    Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность. 

    Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой вБуква д встречается 1 раз. Слова с 1 буквой дБуква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами еБуква ж встречается 1 раз. Слова с 1 буквой жБуква и встречается 2 раза.

    Слова с 2 буквами иБуква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой кБуква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой нБуква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой пБуква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р Значения слова передвижник.

    Что такое передвижник? Передвижники

    ПЕРЕДВИЖНИКИтермин, обозначающий группу художников, отстаивавших традиции реализма, народности и демократических идеалов в искусстве, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок ( 1 8 7 0 — 1923). Идейные руководители: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин и др.

    Подробнее: interpretive.ru

    Значение слова «Передвижничество» в Толковом словаре Ушакова. Что такое передвижничество? Узнайте, что означает слово peredvijnichestvo — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. Передвижничество

    Передвижничество – ПЕРЕДВ'ИЖНИЧЕСТВО , передвижничества, мн. нет, ср. ( иск. ). Реалистическое направление русской живописи, возглавлявшееся передвижниками.

    Подробнее: ZnachenieSlova.ru

    Передвижники — сокращенное название объединения российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок», существовавшего в последней трети XIX века. Основателями «Товарищества» были Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге и Василий Перов.

    Еще по теме: Реал последние новости

    Источник: http://www.chsvu.ru/chto-takoe-peredvizhnichestvo/

    Ссылка на основную публикацию