Любовное письмо — жан-оноре фрагонар

Жан Оноре Фрагонар, «Задвижка». Любовь или насилие?

Двое в комнате, он и она. Он почти раздет, она почти одета. Что происходит? И где происходит?

Слева у обреза картины — опрокинутый стул. Справа, почти в углу, — какой-то предмет, напоминающий украшение. За громадной красной занавеской — смятая кровать.

У двери молодой человек в нижнем белье правой рукой пытается закрыть задвижку, левой крепко прижимает к себе девушку. Девушка яростно сопротивляется, ее правая рука отворачивает лицо домогателя.

Комната небогатая: простейшая дверь, убранства практически никакого (яркокрасная занавеска — только для того, чтобы подчеркнуть тревожность момента).

Так кто они — герои картины? Можно предположить, что она — не прислуга (на ней — богатое платье), скорее — приживалка или компаньонка. Он — скорее всего, сын хозяина дома. Может быть, это кто-то из обслуги.

Как он проник к ней в комнату? Видимо, знал, что она вот-вот должна вернуться к себе. Может быть, комната была открыта, может быть, он сделал к ней ключ. Похоже, что он только ждал момента, когда она войдет, и настроился взять ее внезапной атакой.

Она, похоже, совершенно не готова к такому повороту. Ее ожесточенное сопротивление говорит о том, что она его не хочет, он ей сейчас не нужен. Что было до того — неизвестно, может быть, были какие-то намеки на сближение, но сейчас…

В итоге — перед нами сцена насилия. Вероятнее всего, он своего добьется. А что делать ей? Смириться? Ждать очередного насилия? А потом родить нежеланного ребенка? Или заявить на него в полицию и добиться осуждения?

Уголовное законодательство с древних времен предусматривает наказание за насилие, но жертва должна кричать, она должна быть услышана, а те, кто слышал ее крики, должны об этом свидетельствовать в суде. Скорее всего, в этом случае доказать вину насильника будет почти невозможно: дверь закрыта, криков никто не услышит.

А может быть, дело обстоит несколько иначе? Главная героиня романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи» (роман был опубликован в 1782 году) маркиза де Мертей рассказывает своему сообщнику и любовнику, как ей удалось унизить одного из поклонников. Чтобы было ясно до конца: маркиза — непревзойденная развратница, ее сообщник виконт де Вальмон — ей под пару.

Она назначает свидание, ждет свою жертву «в легком ночном туалете», открывает ему дверь: «Я была побеждена, совсем побеждена, не успела и слова сказать, чтобы остановить его и защититься. Затем он пожелал устроиться более удобным и подходящим к случаю образом. Он проклинал, свое одеяние, которое, как он уверял, отдаляло его от меня.»

И в этот момент она начинает звонить в колокольчик, являются слуги, которые с позором выдворяют полураздетого кавалера. На следующий день история получает огласку, репутация бравого бабника опорочена.

На картине Фрагонара ситуация полна драматизма. Но вариант такого развития событий не исключен. Картина появилась за шесть лет до публикации романа. Кто знает, может быть, романист видел картину, и она была для него толчком? Хотя автор пишет в предисловии, что переписка (роман в письмах) подлинная.

Женщина рвется из объятий, мужчина пытается добиться своего. Скорее всего — добьется…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@rochlenko/posts/73429/

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard). Стиль рококо в живописи

Галерея картин Фрагонара

«Качели» (Счастливые случайности качания на качелях)

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.

Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.

Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность.

За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии.

В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии.

Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.

На этих рисунках, выполненных бистром или сангиной, изображены тенистые аллеи, напоминающие своды соборов, величавые зонты пиний, целые каскады зелени, гроты, ступенчатые террасы с балюстрадами и статуями. Все это отличается архитектурной стройностью композиции и проникнуто почти космическим чувством природы, роднящим Фрагонара с мастерами XVII века. Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали…

На заметку: За работой на компьютере удобно слушать онлайн музыку с iPlayer.fm. Хорошо тонизирует. Там сделан удобный и быстрый поиск музыки. Сегодня слушал ремиксы 2013, пока готовил публикацию.

Читайте также:  Картина «американская готика», грант вуд — описание

Автопортрет

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.

Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства.

Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью.

Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»).

Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами. Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»).

Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота.

Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая».

В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом.

Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.

Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека.

В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто.

В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо.

После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места.

Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь.

Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала.

The Love Letter 1770

The lock 1776-79

Psyche and Her Two Sisters

The Fountain of Love.1785.Wallace Collection, London

A Young Scholar.1775-1778.Wallace Collection, London

Дени Дидро

Blind man's bluff game

Diana and Endymion, c. 1753-1755

Coresus Sacrificing himselt to Save Callirhoe.1765.Musйe du Louvre, Paris

Comite revolutionnaire

Читайте также:  Битва при ангиари, леонардо да винчи

Captured kiss

Adoration of the Shepherds.1775.

A Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, Washington

A Boy as Pierrot.1776-1780.Wallace Collection, London

The Fountain of Love 1785

Visite à la nourrice

The Faithful Dog

The Bathers.1772-1775.

Portrait of a Man called 'The Warrior'

Урок музыки

The Shady Walk

Мечтания 1768

Девушка, играющая с собачкой 1772

Девочка в постели, играющая с собачкой, Мюнхен,

Венец возлюбленному 1771-73

Танец сатиров Четвертый лист

Свидание 1771-73

Поцелуй украдкой

На заметку:

В преддверии Евро-2012 представляем стадионы Чемпионата Европы по футболу: Польша, Вроцлавский стадион  (город Вроцлав)

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/495-fragonar.html

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806)

studiaprizОригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post406591833

Жан Оноре Фрагонар – признанный любитель, импровизатор французского искусства XVIII века. Прославленный мастер живописи и гравюры, он смело экспериментировал и отступал от натиска классицизма. Внутренние повороты его жизненного пути нашли отражение в сотнях произведений.

Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, собрание Уоллес, Лондон; “Праздник в Сен-Клу”, 1775, Французский банк, Париж; “Поцелуй украдкой”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара — штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (“Свидание”, “Погоня”, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (“Задвижка!”, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето — воздушных эффектов.Ранее о художнике:http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post331240851http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post388207564

Ученье

Читающая молодая девушка

Читающая девушка

Письмо

 Мари-Мадлен Гимар (1743-1816), прима-балерина парижской оперы

Молодая брюнетка

Шарлотта-Франсуаза Бержере де Норинваль

 Портрет молодой дамы

Портрет молодой женщины, предположительно Мария-Тереза Коломб

Женщина с собачкой

Портрет молодой женщины (возможно Габриель де Караман, маркиза де ла Фар)

Певица с нотным листком

Любовное письмо

Портрет девушки

Юная ученица

Купальщицы, ок. 1772/75

Купальщица

Мари-Катрин Ромбоколи-Риджери Коломб в образе Амура

Щеколда, ок. 1778

Молодая прачка

 

Розы

Заботливая мать

Дама со служанкой, наказывающие спаниеля

Скажи пожалуйста

Заботливая мать

 Выигранный поцелуй

Дети фермера

Счастливое семейство

Источник: https://to-priz.livejournal.com/159857.html

Стиль рококо в живописи…Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) | Сообщество любителей изящных искусств

вторник, май 22, 2012

Жан Оноре Фрагонар (Fragonar)

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. 
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.

Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.

Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность.

За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.

Jeroboam Offering Sacrifice for the Idol,1752

Psyche Showing Her Sisters Her Gifts from Cupid,1753

После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах.

Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.

В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество.

Читайте также:  Золотые скульптуры: древние и современные изделия

Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени.

Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их.

«Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет».

Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами.

Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»). 

The Swing,1750-55

Diana and Endymion,1753-56

The Musical Contest,c. 1754

The Storm,c. 1759

Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота.

Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»).

Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». 

Ve,us and Cupid,c. 1760

The Cradle,1761-65

Match to Powderkeg (Le feu aux poudres),1763-64

Le petit parc,1764-65

Coresus Sacrificing himself to Save Callirhoe,1765

Mountain Landscape at Sunset,c. 1765

Night Scene,1765-68

The Swing,1767

Abbй de Saint-Non (Fanciful Figure),1769

Marie-Madeleine Guimard (Fanciful Figure),1769

Denis Diderot (Fanciful Figure),c. 1769

Monsieur de la Bretиche (Fanciful Figure),1769

Study (Fanciful Figure),1769

Music Lesson,1769

Young Woman Playing with a Dog,1765-72

В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве.

Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором.

В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.

 
Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).

Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека. 

The Shirt Withdrawn,c. 1770

The Progress of Love: The Pursuit,1773

The Progress of Love: The Meeting,1773

The Progress of Love: The Lover Crowned,1771-73

The Progress of Love: The Confession of Love,1771

Love as Folly,1773-76

Love asSentinel,1773-76

The Bathers,1772-75

Adoration of the Shepherds,c. 1775

A Young Girl Reading,c. 1770

The Happy Family,c. 1775

A Young Scholar,1775-78

The Visit to the Nursery,c. 1775

The Souvenir,1775-78

A Game of Horse and Rider,1775-80

A Game of Hot Cockles,1775-80

Blindman's Buff (detail),1775-80

The Swing,1775-80

A Boy as Pierrot,1776-80

The Bolt,c. 1777

The Love Letter,1770s

The Fountain of Love,1785

The Stolen Kiss,1787-89

В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто.

В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо.

После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места.

Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь.

Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала

Источник: https://www.baku.ru/blg-list.php?id=97857

Ссылка на основную публикацию