Лютнист, микеланджело меризи да караваджо

“Лютнист” Караваджо. Загадки и символы картины

Насколько дурная была репутация у художника, настолько прекрасны были его произведения. Скандальный Караваджо оставил после себя шедевры, один из них хранится в крупнейшем российском музее – Эрмитаже.

Картина: “Лютнист”

Автор: Караваджо (полное имя художника -Микеланджело Меризи да Караваджо). Даты жизни художника 1573-1610 гг.

Дата создания: 1595 год

Размер полотна: 100 × 126,5 см

Место постоянного экспонирования: Эрмитаж (Санкт-Петербург)

“Лютнист” Караваджо. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

История картины

Картина «Лютнист» была написана Микеланджело Караваджо около 1595 года по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте. Позже ее купил друг дель Монте — антиквар и любитель искусства Винченцо Джустиниани.

К XIX веку род Джустиниани обеднел настолько, что собиравшаяся столетиями коллекция в 1808 году пошла с молотка.

Еще до начала торгов российский император Александр I лично попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа.

Фрагмент картины “Лютнист” Караваджо

Загадки и символы

Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка.

Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».

Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

Ниже звучит один из знаменитых мадригалов Якоба Аркадельта “Белый лебедь”, услышав ее, вы поймете, какая музыка вдохновила Караваджо на картину, наполненную музыкой.

Исследователи не могут четко классифицировать жанр «Лютниста».

Это одновременно и «картина-гармония», вдохновленная изысканностью искусства перебирать струны, и грусть по скоротечности жизни (звук лютни, едва возникнув, сразу исчезает), и «апология Христа»: в букете-загадке слева внизу полотна цветы подобраны в соответствии с их символическим значением, принятым в искусстве того времени для криптограммы земной жизни Иисуса.

“Александр I в 1814 году под Парижем”. Картина художника Франца Крюгера

Цветы, плоды и сосуд — символы Бога: он одновременно и цвет, и плод мироздания, и сосуд истины. По наполненности тайным смыслом это самая интересная часть полотна.

Во времена Караваджо широко распространилась мода на шифры. Издавались специальные книги с пространными толкованиями всевозможных символов. Известно, что Караваджо пользовался ими.

Каждый предмет имел сразу несколько значений, что еще больше расширяло смысловое пространство композиции.

Знаменитая картина в залах Эрмитажа

На картине “Лютнист” представлены следующие цветы:

  • Ирис — символизирует явление Христа, несущего мир на землю. Поскольку этот символ связан с явлением Бога в мир, ирис еще воспринимался как цветок Девы Марии и иногда изображался вместо лилии в сцене Благовещения
  • Роза — символ страстей и крови Иисуса. Встречаются картины, на которых венец Христа представлен в виде венца из роз. Часто этот цветок связывают и с Богородицей, но она держит розу без шипов
  • Жасмин — символ любви и всепрощения. Белый цвет напоминает о чистоте и непорочности Иисуса
  • Маргаритка — символизирует детство Христа: Мадонна, желая подарить младенцу Иисусу цветок зимой, не нашла ничего и сделала его сама из белого шелка — получилась маргаритка
  • Шиповник — один из символов тернового венца Иисуса. Его красные плоды ассоциируются с каплями крови Христа, которые стекали с его лба во время пути на Голгофу
  • Апельсин — символ вечной праведности Господа. Ассоциация возникла потому, что у этого дерева не опадают листья. Апельсин также представляет собой символ мира, и его может держать в своих руках Иисус. Одновременно белые цветы апельсина ассоциируются с непорочностью и потому традиционно украшают Богородицу или венок невесты. Плод апельсина воспринимался и как символ райской жизни
  • Инжир (смоковница) — символ крестной муки и воскресения, то есть Божьего милосердия к людям. В Евангелии от Луки приведена притча. Некто имел в винограднике смоковницу, но на ней не было плодов, и хозяин хотел срубить ее. Однако виноградарь предложил подождать еще год: если и через год смоковница не принесет плодов, то тогда следует ее срубить. Так же Господь откладывает судный срок земному миру, надеясь на исправление людей
  • Слива — считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, а красная представляет собой символ его милосердия. Белая говорит о его смирении
  • Груша — своей мягкостью и сладостью уподобляется мягкости и любви Бога к миру.

На картине Караваджо перед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши).

Картина “Лютнист” существует в трёх версиях. Самая удачная версия хранится в российском Эрмитаже.

Другие находятся в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус.

Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного.

О Караваджо

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером.

Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Портрет Караваджо. Автор- Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция.

Библиотека Маручеллиана

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

Ссылка на статью о картине Караваджо “Положение во гроб”, показанную  российской публике на выставке “Roma Aeterna. Шедевры Ватикана” расположена здесь.

Источник: https://wanderings.online/lyutnist-karavadzho/

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Оригинальность картин Караваджо и их несомненные художественные достоинства привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней» ).

На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие чёрные глаза под широкими бровями, полные губы… Чёрные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни… На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде…

Читайте также:  Музей духов "фрагонар", париж, франция

Юноша настраивает лютню и весь поглощён льющимися звуками, о чём говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя. Всё это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента.

Изображённый на картине лютнист — явно не аристократ; в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, изящные удлинённые пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемнённой стены фигура юноши видится особенно отчётливо.

Пышные складки белой рубашки подчёркивают ширину груди и плеч, столь же объёмно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щёки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой.

Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и тёмные полосы на кожуре груш.

Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, — Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твёрдость тонкого желтоватого листа бумаги, округлость светло-зелёного плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти».

Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки — всё это были приметы тщетности земной суеты, все говорило о бренности мира.

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.

Источник: http://dp-adilet.kz/opisanie-kartiny-karavadzho-lyutnist/

Картины Микеланджело Меризи де Караваджо, творчество (живопись) итальянского художника

Микеланджело Меризи де Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 29 сентября 1573, Ломбардия — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — известный итальянский живописец XVII века, который прославился своим реформаторским вкладом в искусство.

Он считается основателем реализма и бытового жанра в живописи. Обучался, жил и творил Микеланджело сначала в Италии, а затем переехал в Неаполь и на Мальту. Умер вследствие заболевания малярией, в возрасте 39 лет.

Особенности творчества Караваджо: искусствоведы признают новаторство его подхода к изобразительному искусству.

Реформаторский вклад художника в искусство XVII века заключается в совмещении церковной живописи и бытового реализма, в неподражаемом сочетании на холсте света и тени, а также в использовании техники графического искусства кьяроскуро.

Известные и самые значимые картины Караваджо: автопортрет «Больной Вакх» (1573−1610), мифологическая работа «Вакх» (1592−1593), портрет «Лютнист» (1595), бытовое полотно «Шулеры» (1596), «Корзина с фруктами» (1596), «Святой Матфей и ангел» из живописного цикла для капеллы (1599−1602), религиозная живопись «Положение во гроб» (1602−1604).

Микеланджело Меризи родился в не самой простой семье — его отец был архитектором. Впрочем, образованием и признанием при жизни художник Караваджо обязан не столько ему, сколько своим учителям. На разных этапах творчества его покровителями были разные люди — начиная со знатной семьи Колонна и заканчивая выдающимся учителем Симоне Петерцано.

Во время обучения в мастерской д’Арпино в своих работах будущий художник начинает следовать стилям да Винчи, Тициана, Беллини, Мантеньи.

Интересно, что при рентгеновском анализе картин, сохранившихся до наших времен, не обнаружено следов карандашных или угольных набросков.

Это косвенно подтверждает предположение искусствоведов, что образы художник переносил сразу на холст без предварительных эскизов.

На ранних этапах творчества Микеланджело давал волю своему гению, рисуя с натуры уличных мальчишек, бродяг, торговцев.

Так появилось полотно «Шулеры», которое современными искусствоведами считается первой ласточкой в жанре бытовой живописи.

Мастеру удалось потрясающим образом отобразить динамизм карточной игры, тщательно прорисовать характеры игроков, несмотря на небольшой опыт рисования. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

Картина «Корзина с фруктами» — еще одно знаковое произведение художника Караваджо, стремившегося выйти за привычные рамки. Принято считать, что она стала началом развития натюрмортной живописи в Европе.

Именно в этой картине Караваджо впервые продемонстрировал, как компенсировать кажущуюся бедность сюжета. Изображенным предметам — и корзине, и фруктам — автор придал небывалую монументальность и столь необходимую осязаемую объемность.

Микеланджело намеренно сдвигает корзину с края стола, чем приближает ее к зрителю. Игра света и тени наполняет фрукты и корзину реалистичностью и объемом.

Однако истинную славу живописцу принесли работы на библейские мотивы, где в ликах святых при внимательном рассмотрении можно было увидеть лица простых людей. Потому живописью Караваджо возмущались церковники и восхищались богатые вельможи.

В коллекциях знатных современников гения было немало его работ, и на религиозную тему в том числе.

Полотна с названиями «Отдых на пути в Египет», «Святой Матфей и ангел» и «Положение во гроб» — выдающиеся примеры того, как точно мастеру удавалось передать игру света и воздуха, сочетать скромные пейзажи с возвышенной красотой и героизмом отдельных персонажей.

Вместе с тем библейские герои у Микеланджело лишены какой-либо патетики и возвышенности, как это было популярно среди его современников. Это обычные, простые люди, однако красивые и с выразительными характерами.

Хотя к работе над украшением церквей итальянский художник Караваджо подходил с присущим для него новаторством, и не каждый его заказ принимался монахами сразу, но именно церковная роспись сделала его известным для широкой публики.

Впервые в таком виде работ он был задействован в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, где и сегодня находится одно из самых известных полотен художника «Святой Матфей и ангел».

Поклонники произведений Караваджо съезжаются в Сан-Луиджи-деи-Франчези со всего мира, чтобы полюбоваться этой легендарной работой.

Среди прочих заказчиков числились церкви Кьеза Нуово, Санта Мария делла Скала ин Трастевере, Сант-Агостино в Лорето, святой Лючии и другие.

На разных этапах своего творчества итальянский художник Караваджо создавал для них шедевр за шедевром, однако далеко не все его работы были одобрены заказчиками-монахами. Раскрывая свой гений в жанре реализма, живописец все больше отходил от церковных канонов того времени.

В некоторых персонажах его полотен и сейчас угадывается образ самого автора, в других он изображал своих моделей, среди которых числились даже куртизанки.

Среди картин Караваджо, написанных по заказу церкви, — всемирно известные «Ужин в Эммаусе» и «Неверие апостола Фомы», «Иоанн Креститель» и «Взятие Христа под стражу». Сегодня они находятся в частных галереях и публичных музеях, например, в галерее Дориа-Памфили и Капитолийском музее, где их могут посмотреть все желающие.

В личностях великих людей нередко сочетается «бес» и «гений». И Микеланджело — не исключение. Наряду с тем, что в юноше изначально легко было рассмотреть талант, в глаза бросался и его вздорный характер, и неотесанный внешний вид.

Отчасти двойственность его натуры и привлекала интерес публики.

Прежде чем стать известным во всей Италии, юному гению пришлось поскитаться с места на место, и даже побывать в изгнании.

Такие мытарства биографы живописца объясняют совершенными им преступлениями.

Будучи в бегах, мастер возобновил свою творческую деятельность, нашел новых заказчиков и даже был посвящен в рыцари. Но дурной нрав вновь проявил себя и, повздорив с очень солидным заказчиком, Микеланджело вновь попал в тюрьму и вновь пустился в бегство.

В XVII веке быть официально признанными в Риме художниками могли только члены Академии святого Луки. Чтобы получить этот статус, Микеланджело заручился положительными рекомендациями живописцев Орацио Джентилески и Просперо Орси, однако глава академии Федерико Цуккари во внимание их не принял.

Его не впечатлили даже сенсационные, собирающие восторженные толпы полотна в церкви Сан Луиджи деи Франчези.

Читайте также:  Портрет мики морозова, серов, 1901

Отметив в них отсутствие какой-либо новизны, за исключением влияния недооцененного на то время мастера Джорджоне, глава академии раз и навсегда отказал художнику Караваджо в столь необходимом членстве.

Историки и искусствоведы объясняют такое упрямство и несправедливость оценки обидой Федерико Цуккари на успех молодого мастера и внимание к нему нескольких богатых заказчиков.

Интересные факты о Караваджо связаны также с картинами на религиозную тематику. Например, история со «Святым Матфеем и ангелом». Работа была написана по заказу монахов, но отвергнута ими как чересчур приземленная.

Художник переписал полотно, однако оригинальный шедевр Караваджо выкупил уважаемый в знатных кругах коллекционер Винченцо Джустиани. Этот ценитель прекрасного за последующие годы знакомства с итальянским творцом приобрел у него около полутора десятка картин.

Примечательна эта история тем, что именно живопись Караваджо в начале XVII века стала достоянием, высоко оцененным светским обществом, а не церковью, хоть сюжеты живописец выбирал религиозные.

История об еще одной картине на религиозную тему — «Воскрешение Лазаря» — гласит, что стремясь к высочайшей степени реализма, автор писал Лазаря с только что выкопанного из могилы тела юноши. Творец силой принуждал нанятых натурщиков удерживать полуразлагающийся труп.

Где же сегодня можно посмотреть работы гения? Во-первых, полотнами итальянского реформатора украшены итальянские церквушки в преимущественно небольших городках — в Лорето, Ла Валетте, Палермо, Сиракузах и во многих других.

Во-вторых, некоторые произведения Караваджо выставлены в национальных музеях и галереях — Уффици во Флоренции, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Боргезе в Риме, Пинакотеке Амброзиана в Милане и прочих.

Фото работ итальянского творца доступны широкой общественности в интернете и в профильных изданиях.

Картины Караваджо при его жизни были оценены публикой только частично, как это часто бывает с по-настоящему талантливыми мастерами. Спустя столетия полотна мастера были признаны обществом гениальными и невероятно прогрессивными для того времени. Многие из них на сегодняшний день являются наиболее ценными экспонатами частных коллекций.

Работы Караваджо стали примером и вдохновением для целой плеяды последователей-караваджистов. Итальянцы сегодня, как и весь мир, небезосновательно влюблены в творчество великого гения.

Источник: https://artchive.ru/artists/1026~Mikelandzhelo_Merizi_de_Karavadzho

Караваджо. Лютнист

Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо. Лютнист

Караваджо. Лютнист

Здравствуйте, дорогие гости!  Выставка живописных произведений итальянского художника Караваджо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) продолжает работать.

  Сегодня мы посмотрим картину «Лютнист», которой нет на этой выставке, но я обещала вам рассказать о ней, потому что это единственная картина Караваджо, находящаяся в России.

Увидеть ее можно в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Вспомним о жизненных обстоятельствах, которые сложились у известного живописца после его ранения в ногу. Выйдя из больницы Микеланджело не вернулся в мастерскую Чезари из-за возникших между ними материальных разногласий.

Через какое-то время после тяжких бедствий он попадает на службу к могущественному и образованному венецианскому кардиналу Франческо Мария Дель Монте, который представлял в Риме интересы Великого герцогства Тосканского.

  Кардинал предлагает  Караваджо поселиться у него в палаццо Мадама и стать его личным художником.

Для живописца начинается новая жизнь. У него не только улучшается материальное положение, но он также общается с умными и образованными людьми, имеющими отношение к науке и искусству. У кардинала Караваджо знакомится с аристократами и состоятельными меценатами, которые живо интересуются искусством, особенно, музыкой. Многие становятся поклонниками художника.

Во дворце у кардинала часто устраивались домашние концерты. Именно на музыкальную тему Караваджо пишет картины, в частности, «Лютнист», которая известна в двух вариантах.

Один вариант Микеланджело написал для самого Дель Монте, а второй – для образованного генуэзского банкира Джустиниани.

Картина, созданная для Дель Монте, сейчас находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк), второе полотно «Лютнист» можно увидеть в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

На картине изображен юноша, играющий на лютне. Черты лица юноши очень нежны, и какое-то время предполагали, что на картине нарисована девушка. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка».

Существует предположение, что Караваджо нарисовал портрет миланского музыканта Галлуса, так как это имя написано в лежащей на столе тетради. В этой ранней работе  видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте.

Юноша обращается прямо к зрителю, и лютня как бы является связующим звеном между исполнителем и слушателями.

Санкт-Петербург, Государственный музей Эрмитаж

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-lyutnist

Лютнист караваджо

Микеланджело Меризи был прозван Караваджо по месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Будучи простым каменщиком, из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью.

Первоначальным приемам этого искусства он научился, растирая краски у плохих рисовальщиков фресок. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени.

Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль, в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах)

Талант Караваджо был смелый, пламенный, полный силы, хотя художника часто упрекали, что он ищет истину далеко от идеала.

Одаренному неудержимым воображением и в высшей степени владеющему живописной техникой, ему пророчили великое будущее, если бы он вникал в правила (до него уже открытые), если бы не обращался к безусловному копированию природы, если бы не впадал в тривиальность и частые анахронизмы, если бы он изучал произведения древних.

Этот художник не знал успокоенности ни в жизни, ни в творчестве. Караваджо осмелился отказаться от того, что было создано до него, и обратил внимание и взоры художников к самому великому учителю — Природе.

Он ввел в свои картины простых, обыкновенных людей, порой грубоватых, но прекрасных новой красотой — правдой жизни. Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».

Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры.

И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу» (картина «Гадалка»)

Бунтарь-Караваджо совершил переворот в живописи. Ему было 27 лет, когда его «Матфей» был отвергнут заказчиками за потрясение традиций и благопристойности, ибо апостола художник написал в облике простого рыбака. Порой его картины закрывали темно-зеленым сукном, чтобы зрители могли осмотреть остальные картины выставки, настолько его полотна ярко выделялись и поражали.

Это был гений великий, гений самостоятельный, хотя современников Караваджо поражали, а многим казались вульгарными сюжеты и модели его картин. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.

Оригинальность картин Караваджо и их несомненные художественные достоинства привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов.

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»).

Читайте также:  Храм святого семейства, барселона, испания - фото и адрес

В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры, зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. В нескольких полотнах Караваджо встречается образ лютниста — круглолицего, густобрового юноши, почти мальчика. Но, передавая натуру, Караваджо отбрасывает все случайное, повседневное и заботится только о выражении своей основной идеи.

На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы… Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни…

На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде… Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.

Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента.

Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ; в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо.

Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой.

Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш.

Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки — все это были приметы тщетности земной суеты, все говорило о бренности мира.

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.

Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. Одни исследователи видят в этом художественный прием, с помощью которого художник хочет усложнить образ.

Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой, изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой.

Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает. Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки.

«Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя.

Источник: http://historylib.org/historybooks/Nadezhda—Ionina_100-velikikh-kartin/27

Слушать и скачать H0 A NB 59 8 5 0 465 5 878 40 0 02046 5AB02 0F8O 2017 3 40

Lady Gaga, Bradley Cooper — I'll Never Love Again (A Star Is Born)

Shawn Mendes, Zedd — Lost In Japan (Original + Remix)

Sara Bareilles — Armor (Lyric Video)

XXXTENTACION & Lil Pump ft. Maluma & Swae Lee — «Arms Around You» (Official Lyrics Video)

Ariana Grande — get well soon (Audio)

The Chainsmokers, Aazar — Siren (Lyric Video)

Maddie Poppe — Keep On Movin' On (Audio Only)

P!nk, Willow Sage Hart (P!nk’s Daughter) — A Million Dreams / A Million Dreams (Reprise)

Cardi B — Money (Official Audio)

Lukas Graham — Promise [OFFICIAL LYRIC VIDEO]

Joji — NO FUN (Official Audio)

[Yule Log Audio] Hallelujah ft. The String Mob — Pentatonix

The Black Eyed Peas — DOPENESS ft. CL

Mumford & Sons — If I Say (Lyric Video)

Future, Juice WRLD — Realer N Realer

Ellie Goulding, Diplo, Swae Lee — Close To Me (Audio)

Ariana Grande — goodnight n go (Audio)

Lauren Jauregui — Expectations (Official Video)

Maggie Rogers — Light On

WALK THE MOON — Tiger Teeth (Official Video)

Major Lazer — Blow That Smoke (Feat. Tove Lo) (Official Music Video)

Ariana Grande — everytime (Audio)

Imagine Dragons — Zero (From the Original Motion Picture «Ralph Breaks The Internet»)

Justine Skye — Build ft. Arin Ray

Jason Derulo x David Guetta — Goodbye (feat. Nicki Minaj & Willy William) [OFFICIAL MUSIC VIDEO]

Bring Me The Horizon — wonderful life (Lyric Video) ft. Dani Filth

Zara Larsson — Ruin My Life

Paloma Faith — Loyal (Official Video)

Dua Lipa & BLACKPINK — Kiss and Make Up (Official Audio)

Fall On Me (From Disney's «The Nutcracker And The Four Realms» / English Version)

I Wonder As I Wander — Lindsey Stirling

Travis Scott — SICKO MODE ft. Drake

Kane Brown — Good as You

Martin Garrix & Pierce Fulton feat. Mike Shinoda — Waiting For Tomorrow (Official Video)

Ariana Grande — better off (Audio)

Lil Peep — Cry Alone (Official Video)

Brandi Carlile — Party Of One feat. Sam Smith (Official Video)

ZAYN — Fingers (Audio)

Post Malone, Swae Lee — Sunflower (Spider-Man: Into the Spider-Verse)

Rae Morris — Dancing With Character [Official Video]

Joyner Lucas — I Love (Official Video)

Billie Eilish — when the party's over (Audio)

Gemaine — Lil Miss (Audio)

Paloma Faith — Loyal (Lyric Video)

Future, Juice WRLD — WRLD On Drugs (Audio)

The Distance

Marshmello — Check This Out (Official Music Video)

Martin Garrix — Access (Official Video)

Maggie Rogers — Light On (Audio)

Maxwell — Shame (Official Video)

Источник: https://mp3itune.ru/songs/%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B0-%D1%81-%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8-%D0%B4%D0%B0-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE-%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2017-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/

Ссылка на основную публикацию