Мадонна луговая, джованни (джамбеллино) беллини

«Мадонны» Джованни Беллини | РУСКАТОЛИК.РФ

На образы Девы Марии, созданные венецианским художником Джованни Беллини, можно смотреть бесконечно.

Что-то есть в них чарующее, какое-то завораживающее, удивительно равновесное состояние между явью и сном.

Разные по композициям, по количеству сопровождающих персонажей, по наличию или отсутствию пейзажного фона, все эти произведения Беллини объединяет задумчивый, печальный, погруженный в себя образ Богородицы.

Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи.

Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций.

В ранних его произведениях прослеживается влияние византийской живописи с ее величавостью, одухотворенностью и каноничностью, фламандской живописи с ее натурализмом и вниманием к деталям, а также влияние Андреа Мантеньи с его жесткими архитектоническими композициями и линеарной манерой письма.

Но Беллини даже уже в свои первые работы привносит элемент нежного взаимоотношения матери и ребенка, создавая живые, поэтические образы. Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини.

Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко.

«Джованни Беллини стал смотреть на все окружающее другими глазами; в отличие от линеарной и пластической я назову его манеру видения — живописной, — писал известный историк искусства начала XXстолетия Бернард Беренсон. — Произошло это потому, что Беллини  постиг неисчерпаемые возможности цвета.

До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения.

Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный».

Первые образы Мадонны Беллини пишет в 50 — 60-е годы XV века. Шедевр раннего творчества — «Греческая Мадонна» из Галереи Брера (Милан).

Джованни Беллини. Греческая Мадонна. 1450-1460. Гелерея Брера. Милан

Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии.

Отстраненность, бесстрастность, одухотворенная величественность лика Святой Марии на картине Беллини — несомненное влияние византийского наследия. Достаточно вспомнить удивительный мозаичный византийский образ Мадонны Одигитрии из апсиды собора Санта-Мария-Ассунта на венецианском острове Торчелло.

А четкость рисунка, изломанные складки драпировок, жесткая архитектоничность композиции, холодное цветовое решение — это отголоски творчества Андреа Мантеньи, родственника Джованни Беллини.

В 1478 — 1480-х годах Беллини пишет «Мадонну с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Святого Иова. Этот алтарный образ Сан-Джоббе в настоящий момент находится в Галерее Академии Венеции.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем и шестью святыми. 1478-1480. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. Галерея Академии, Венеция

Францисканский храм заказал Беллини образ, прославляющий Святую Марию — заступницу Венеции, в знак избавления города от чумы. У трона с восседающей Мадонной художник изобразил святого Франциска, Иоанна Крестителя, Святого Иова, Святого Доминика, Святого Себастьяна и Святого Людовика Тулузского. Внизу, у подножия трона, три ангела играют на музыкальных инструментах.

Джованни Беллини. Ангелы у трона. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. 1478-1480. Галерея Академии, Венеция

Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства.

Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Святые объединены общим действом, общим чувством. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности.

Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Фигуры величественны и монументальны, и в то же время проникновенно человечны.

Эта лиричность, появившаяся в искусстве Беллини, связана с отходом от сухой, линеарной живописи Мантеньи, использованием цвета, как главного средства формообразования. В результате чего появляется мягкость и плавность контуров, и фигуры словно окутываются дымкой.

Особым умиротворением отличается «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная мастером в 1483 году.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Академия Каррара, Бергамо

В этом произведении и следа уже нет от византийских образов воинственной, несокрушимой Богоматери-заступницы. Перед нами поэтический образ женщины-матери, сочетающей земную красоту с одухотворенным целомудрием. Кроме того, в картине появляется лирический пейзаж с открывающимися далями и пленительными подробностями человеческой жизни.

Поиски способов передачи глубины и создания иллюзии расширяющегося пространства находят свое отражение в триптихе из венецианской церкви Санта-Мария-дей-Фрари, созданном художником в 1488 году.

Джованни Беллини. Триптих. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

В центре композиции — Мадонна с младенцем на троне, у подножия которого играют на музыкальных инструментах два ангелочка, слева и справа в отдельных створках триптиха — Святой Николай, Святой Петр, Святой Марк и Святой Бенедикт.

Художник изобразил Деву Марию в нише, на золотом своде которой написаны слова: «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Часть триптиха. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

Благодаря изображению архитектурных элементов, приемам живописного построения светотени и особому колористическому решению создается ощущение глубины, иллюзия трехмерного пространства.

Переломный этап в творчестве Джованни Беллини — «Мадонна с младенцем, Святым Марком, Святым Августином и преклоненным Агостино Барбариго» 1488 года из церкви Сан-Пьетро-Мартире (Мурано).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго. 1488. Церковь Сан Пьетро Мартире, Мурано

Здесь, во-первых, к традиционной композиции Святого собеседования добавляется лирический пейзаж. Во-вторых, это одно из первых произведений, где мастер работает в области тональной живописи, основанной на тончайших переходах цвета.

Постепенным накладыванием тона на тон достигается пластический эффект и мягкий переход от фигур персонажей к миру, их окружающему.

Цвет в полной мере становится не только элементом, образующим объемы, но и средством формирования пространства.

Какой поэтичностью и удивительной нежностью отличается картина «Мадонна на лугу»! Она была написана в 1505 году, и в настоящий момент находится в Национальной галерее Лондона.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. 1505. Национальная галерея, Лондон

Изображение Мадонны с младенцем посреди природы у Беллини — символ материнства, олицетворение новой жизни. Золотистым мягким ровным светом пронизан пейзаж — поле с пасущимся скотом, город с башнями, распускающиеся деревья, бескрайнее небо с белыми облаками, вершины гор на горизонте.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. Детали. 1505. Национальная галерея, Лондон

Безмятежность, тишина и спокойствие этого мира согласуется с задумчивой меланхолией, лирической созерцательностью Девы Марии. Абсолютно чарующий образ!

Вершина творчества Джованни Беллини — алтарная картина из церкви Сан-Дзаккария в Венеции 1505 года. Наполеон был настолько заворожен этой картиной, что в 1797 году увез её с собой в Париж. Спустя десятилетия это произведение Беллини вернулось в Венецию. Картина действительно изумительна! Композиция повторяет в общих чертах знаменитый алтарный образ Сан-Джоббе.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция

Читайте также:  Портрет актрисы антонии сарате, франсиско де гойя

Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима. Апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и святыми, визуально продолжает пространство храма.

На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.

Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. Деталь. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция.

Богородица представляет младенца зрителям с каким-то умиротворенным любованием.  Мать и сын не смотрят друг на друга. Но их взаимосвязь подчеркнута жестами. Ладонь левой руки Мадонны следует за стопой младенца, но не касается ножки, оставляя между рукой и пальчиками стопы крошечный зазор. Это едва различимое пространство создает магическое поле невероятной нежности и любви.

Живописные поэтические образы Святой Марии с младенцем Иисусом великого венецианца Джованни Беллини — это такие своего рода «окна в вечность», постигая метафорический язык которых, погружаешься в удивительно равновесное состояние созерцательной молитвенности.

Анастасия Татарникова

Источник: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/bellini/

Джованни Беллини — Биография художника, известные произведения, выставки

Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Обучался сначала у отца — Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. В начале 1470-х гг.

Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской.

По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где познакомился с искусством Пьеро делла Франчески.

В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.

Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Он родился и вырос в семье крупного венецианского живописца, имевшего в городе процветающую художественную мастерскую. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.

Джованни -младший сын Якопо Беллини, младший брат Джентиле Беллини, прозванный Джамбеллино. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.

Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.

Стиль его творчества оттачивался на протяжении долгой карьеры и превратился в нечто уникально индивидуальное.

Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений.

Решающую роль в творческом формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца, а также художественной среды Падуи 1440-х годов, где в то время работал Якопо, и особенно флорентийского скульптора Донателло.

Обучался Джованни сначала у отца — Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи. Андреа Мантенья был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре. Начиная с 1460 года, молодой художник начинает помогать отцу и старшему брату в исполнении художественных заказов.

Из искусства Донателло и Мантеньи художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля, интерес к линейной перспективе и археологии. Этот строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни Беллини; его характерным примером может служить картина «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу»

(ок. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет.

Особенно известны некоторые его специфического типа композиции на религиозную тематику, серия больших алтарных образов Мадонны с Младенцем и святых. Бесспорный талант портретиста подтверждается созданием им ряда изумительных образов.

Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины «Моление о чаше» (видимо, в начале 1460-х годов; обе — в Национальной галерее в Лондоне). В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини.

Около 1480 Беллини написал большую картину «Святой Франциск» (Нью-Йорк, собрание Фрик). Главный персонаж картины находится внутри пейзажа, а не на его фоне; природа является здесь свидетельством тайны Божественного Творения.

С 1475 года Джованни Беллини работает вместе с отцом и братом над украшением венецианского Дворца дожей. А когда в 1479 году старший брат художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни официально назначают вместо него руководителем работ.

Возвращение из Нидерландов в Венецию в 1475—1476 году Антонелло де Мессины, привезшего в Италию секреты масляной живописи, помогло многим венецианским живописцам познакомиться с этой техникой.

Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности, и он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись.

Однако интерес Беллини к колористическим и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием Пьеро делла Франческа и других мастеров.

К еще более раннему времени относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой. В дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов.

В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской республики. Он был очень известен и почитаем в городе, имел большую мастерскую, где учились почти все ставшие затем известными венецианские живописцы, в том числе и великие Джорджоне и Тициан. Джованни Беллини недаром называли «отцом зенецианской живописи».

В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Это — одна из первых работ Беллини, написанная только маслом.

Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре.

Наряду с большими алтарными композициями, предназначенными для украшения церквей, Джованни Беллини начиная с 1450-х годов писал образы Богоматери с Младенцем по частным заказам.

На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Как правило, это изображения молодых людей.

В целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев: слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека, находящегося на государственной службе.

Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты.

От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории.

Одна из последних и самых знаменитых работ художника — «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо д''Эсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре.

Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.

Источник: https://artchive.ru/artists/1238~Dzhovanni_Bellini

Джованни Беллини — Художники

«Джованни Беллини»

Джованни Беллини (ок. 1433-1516) — выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.

«В течение пятидесяти лет, — писал Бернсон в 1916 году, — Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе.

Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры».

Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».

Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат — Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432-1433 годы.

Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.

«Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, — считает М. Оливари. — Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».

Читайте также:  Красная танцовщица, кес ван донген, 1907

Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».

По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе.

«Джованни Беллини»

Эта картина, к сожалению, не сохранилась.

В шестидесятые годы для церкви Санта-Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами.

К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности.

Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей.

В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью.

С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476; «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А.Б. Краснова).

В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.

Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.

Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.

В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок.

«Джованни Беллини»

1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».

«Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, — пишет П. Муратов. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты.

Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.

Все это было, все это видано — хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.

Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».

Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).

Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.

Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст.

Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки.

Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа — позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».

Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».

Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», — считает М. Оливари.

Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.

Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.

Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини…

очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи».

Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога д′Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.

Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино».

В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец… прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».

Источник: http://the100.ru/painter/giovanni-bellini.html

Джованни Беллини Озерная Мадонна

Мы никогда не узнаем, о чем эта картина.

Потому, что художник чудовищно перемудрил с образами, и в единую картинку они не складываются. Мы снова видим пример того, что стопятьсотый уровень понимания произведения ничто, если развалился первый.

Но я честно попробую угадать все, что смогу. А все, что придумается позже, буду писать по ходу придумывания под новообразованным тегом «Подумать о Ренессансе».

Я не знаю, где происходит действие, и не знаю когда, но я узнаю двух персонажей — Мадонну (она на троне под омбреллоне — зонтом папы римского) и святого Себастьяна (он в трусах и со стрелами).Больше пока никто однозначно не узнается.

Будем решать задачу в лоб, то есть применять все известные нам методы, пока не получим чего-нибудь новое.Отразим картину зеркально:Стало лучше. Начинает казаться, что Мадонна собирается отплыть на том странном сооружении со ступеньками, на котором сидит.

Интернет охотно подскажет, что омбреллоне использовался как символ папской власти не в Риме, а на выезде и в путешествиях.Водитель странного сооружения — человек в чеченской одежде. В прямом изображении он просто идет по берегу.Мужчины в трусах и дамы по бокам трона провожают Марию в путешествие.

Поробуем теперь сориентироваться по сторонам света. Мы (зрители) находимся на этом свете, а на дальнем плане, судя по кентавру:виден тот. Мария со товарищи посередине. (Весь Ренессанс в том, чтобы нарисовать на одной картине Мадонну и кентавра и вообще не париться по поводу противоречий.

)Дети в центре кажутся вставным эпизодом, никак с основными событиями не связанным.Если в прямом варианте все остальные персонажи стоят вокруг детей, то в обратном дети явно мешают отплытию (очень жизненно, надо сказать).

Если их вырезать, картинка приобретет некоторую целостность и осмысленность:Сократоподобного лысого мужчину мы тоже отрезали, он никого не провожает и явно относится к пространству с детьми.А кстати дети, их сколько?

Почему-то мне кажется, что здесь нарисован один мальчик. Но в разное время, разумеется. Он берет яблоко (наш мир?), рассматривает его, прижимает к сердцу. Четвертый мальчик — тоже он. Дерево, понятно, из яблока. Оно мировое древо, земная ос, вокрюг каторий крютится наш кишлак, но языческому символу необходимо дать христианскую трактовку.

Читайте также:  Музей атенеум, финляндия, хельсинки

Это дерево, из которого будет потом сделан крест. Пример поклонения ему вот http://arabena.livejournal.com/16964.html.

Соответственно, теперь мы знаем, кто этот мальчик.Соответственно, теперь мы знаем, кто этот мужчина. Похоже, это Иосиф.Таким образом, общий смысл происходящего на картине можно собрать так: Мария и группа святых благоговеют перед символически изображенными деяниями Христа.

Смысл картины в зеркальном отражении — второй уровень, и я пройду его позже.

Источник: https://arabena.livejournal.com/23721.html

Итальянский художник Джованни Беллини (1433-1516) Часть 2

Цитата сообщения Булгакова_ТатьянаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Биография

Беллини — знаменитая семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции.

Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.

Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж

(так называемая “Озерная мадонна”, 1490-е годы, Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны” (“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон; портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).

Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло.

Вся культура Венеции претерпела глубочайшие изменения последствия, которых отразились в первую очередь в искусстве Мантенья а также в творчестве самого Джованни Беллини.

Он начал писать около 1449 года, испытав влияние отца, и уже в 1459 году возглавил мастерскую в Венеции.

С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация святого Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик; «Святой Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также — «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна»; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.

Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом.

Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья).

Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Святой Иероним» (Флоренция, Палаццо Питти) и «Стигматизация святого Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений.

В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи, итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих «Мадоннах»).

Особая тема искусства Беллини — его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин.

Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.

Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).

Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия.

Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).

Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — «Портрет мальчика» (около 1490, частное собрание, Бирмингем), «Портрет молодого человека в красном» (1490, Национальная галерея, Вашингтон), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт).

Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.

В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция «Пиршество богов» для «camerino» Альфонсо д'Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).

Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности.

В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин «Опьянение Ноя» художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования.

Картиной «Фра Теодоро да Урбино» живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.

Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.

Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.   http://www.peoples.ru/art/painter/giovanni_bellini/http://www.peoples.ru/art/painter/giovanni_bellini/

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/5982837.html

Ссылка на основную публикацию