Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна оньисанти), джотто — описание

Ognissanti Madonna

Мадонна на троне, также известный как Ognissanti Мадонна, является картина итальянского позднего средневековья художника Джотто ди Бондоне, который находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия. Как правило, датируется примерно 1310.

Картина имеет традиционную христианскую тему, представляющую Девы Марии и Младенца Христа, сидящего на коленях, со святыми, окружающих два.

Это часто отмечается как первый живописи эпохи Возрождения в связи с его новообретенной натурализма и бегство от ограничений готического искусства.

В то время как историки были проблемы с поиском конкретной информации для бесспорно приписывая многие из работ Джотто художника, Мадонна на троне одна часть, для которой есть несколько документы, подтверждающие его создание Джотто.

Есть много источников, которые показывают он провел много лет живет и создания во Флоренции. Тем не менее, основным источником, что документы Мадонна на троне специально это автобиография художника Лоренцо Гиберти, в Я Commentarii (1447).

Ранее документ Рукопись 1418 также атрибуты картину к Джотто, но это автобиография Гиберти, что обеспечивает наиболее веские доказательства. [1]

Один из более поздних работах Джотто, Мадонна на троне была завершена во Флоренции, по возвращении художника в город. Первоначально он был написан для церкви Ognissanti францисканского во Флоренции.

Создан для Humiliati, небольшой религиозного ордена в то время, церковь имела много приветствуемые картины, предназначенные для этого.

В частности, Джотто Мадонна на троне был разработан для главного алтаря.

Предметом этой картине является традиционным, религиозным, с Девой Марией, или Мадонна, держа Младенца Христа на коленях. Святые и ангелы окружают Мадонну со всех сторон. Данный представление Богородицы называется Maesta, народное представительство в то время.

Влияния

The Мадонна на троне показать многочисленные стили искусства, которые повлияли Джотто.

Как в золотой окраски используется по всему искусства и сплющенной золотом фоне, искусство Джотто продолжали традиционную итало-византийском стиле настолько популярным в период времени прото-ренессанса.

Алтарь представляет собой формализованный представление иконы, сохраняя жесткость византийского искусства, и Джотто сохранил иерархию масштабе, делая централизованная Мадонна и младенец Христос намного больше по размеру, чем окружающие святых и религиозных деятелей.

Цифры Джотто однако избежать границы византийского искусства. Его данные строг и напоминают трехмерных скульптур, таких как, что в классической римской скульптуры.

Затейливо украшены Трон Мадонны, которая сама по себе является итальянский готическом стиле, имеет очень конкретного использования цветного мрамора в качестве поверхностного украшения.

Это использование мрамора был стиль, который закончился в ранний период христианской времени, и таким образом дает ключ, что Джотто был хорошо осведомлен искусства этого периода времени. [2]

Источник: http://vv-travel.ru/tarticlle/ognissanti-madonna

Джотто – символ Проторенессанса/Классики/Дом Художников

художник: Джотто ди Бондоне
годы жизни: 1267-1276(предположительно) – 1337
виды изобразительного искусства: живопись, фрески, резьба по дереву, проект колокольни
стиль: проторенессанс

Дученто или Проторенессанс, охватывающий конец XIII века и начало XIV века, был важнейшим этапом в истории итальянской культуры, который подготовил почву для искусства Возрождения. В этот период Возрождение было чисто итальянским явлением.

 Джотто ди Бондоне

Проторенессанс, сложившийся главным образом в Тоскане, побудил интерес к античному наследию, стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурных форм, к эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм.

В этот период тенденции Проторенессанса часто уживались с традициями готики и итало-византийскими традициями плоскостного письма, что прослеживается в творчестве крупнейшего живописца дученто – Ченни ди Пепо, прозванного Чимабуэ.

 Крупнейший живописец дученто – Ченни ди Пепо, прозванный Чимабуэ

Именно этот период подготовил пробуждение ренессансного искусства. Впервые человек стал изображаться сознательной и мыслящей личностью, с высоким моральным содержанием.

С 1290 годов подъём проторенессансной живописи прослеживается сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Каваллини был пионером в применении световой моделировки и средств передачи пространства.

Джотто воспринял у Каваллини и приёмы световой моделировки, и понимание пространства, и торжественную манеру римской живописи.

Это помогло ему порвать с византийскими канонами и создать свой благородный стиль.

Джотто ди Бондоне: творчество

Натуралистическая манера Джотто была невиданной новостью в его время. Человеческие фигуры на его картинах стали вполне земными, их позы и жесты отражали эмоции, а пространство приобрело перспективу. Таким образом, всем своим творчеством Джотто заложил основы новейшей живописи. Он стал символом Проторенессанса. Сам тип “ренессансного человека” берёт в нём начало.

Джотто ди Бондоне – или просто Джотто – родился в 1267 году предположительно недалеко от города Виккьо, расположенного к Востоку от Флоренции, в деревне Калле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года.

Вазари, написавший “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев – ваятелей и зодчих” (1550 год) утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Не стоит удивляться этим неточностям: особенно их много в биографиях мастеров, живших задолго до Вазари.

Вазари писал, что отец будущего художника был крестьянином и носил имя Бондоне.

По другой версии, Джотто родился во Флоренции, и отец его был кузнецом.

По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Однако документально это никак не подтверждено. Рассказ Лоренцо Тиберти о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу на камне и восхитился его талантом, сейчас считается литературной легендой.

Хотя, вполне возможно, что Тиберти описал истинное происшествие. Во всяком случае, Джотто был подмастерьем у Чимабуэ, который всегда подбирал себе в помощники талантливую молодёжь. Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником. В ученики к Чимабуэ он попал примерно в 1280 году.

Трудно ответить на вопрос, как сложилась жизнь Джотто следующие 20 лет – согласно самой распространённой версии, он работал во Флоренции. Вазари предполагает, что Джотто работал в Ассизи, Авиньоне, Неаполе, Риме, Падуе, Равенне, Вероне, где он будто бы писал, выполняя местные заказы.

К сожалению, ни одна из работ этого времени до нас не дошла.

 Церковь Санта Мария Новелла сегодня

Джотто ди Бондоне: фрески, живопись, проект колокольни

Самыми ранними из произведений Джотто считаются выполненные им фрески для капеллы дель Арена в Падуе.

Закончив свои труды в Падуе, в 1307 году Джотто перебирается во Флоренцию. Здесь он проживёт ещё 15 лет.

В 1311 году он становится членом Флорентийской гильдии художников. Этот период стал пиком художественного развития мастера. Произведения этого периода выражают суть всего творчества Джотто.

Самая известная (и единственная сохранившаяся) алтарная картина Джотто – “Мадонна Оньисанти”. По своему иконографическому типу – это “Маэста”, то есть изображение Мадонны с благословляющим младенцем.

Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ и Дуччо (знаменитая “Мадонна Ручелаи”). Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от “Мадонны Оньисанти”, изменилось многое.

Возвышенные и печальные Мадонны эпохи дученто уступили место человеческой матери семейства со светлым и открытым лицом.

Джотто ди Бондоне. “Мадонна Оньисанти”

Среди работ, приписываемых Джотто, называют три больших распятия. Это вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Так, например, “Расписной крест” около шести метров в высоту, был создан для Флорентийской церкви Санта Мария Новелла и вскоре стал образцом для подражания.

 Джотто ди Бондоне. Расписной крест

В 1328-1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. К сожалению, не сохранились многие работы художника – в том числе и “светские картины” этого периода. Вазари упоминает в своих “Жизнеописаниях”, что Джотто создал для короля Роберто портреты многих известных людей того времени, включая свой автопортрет.

Социальный статус Джотто был высок. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника; комнаты Джотто были рядом с покоями короля, у него было солидное жалование и право иметь слуг.

Весной 1334 года Джотто возвращается во Флоренцию. Городской совет назначил его главным архитектором города и руководителем строительства собора Санта-Мария дель Фьоре, с высоким годовым доходом в сто злотых.

В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника. До этого Джотто никогда не занимался архитектурой, однако в те времена считалось, что хороший художник справится и с такого рода работой. Художник спроектировал кампанилу (колокольню) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре.

К моменту смерти художника был возведён только первый этаж. Строительство девяностометровой красавицы-башни было завершено в 1359 году.

В процессе работы в первоначальный проект были внесены серьёзные изменения, и современная колокольня сильно отличается от проекта Джотто, но, несмотря на это, её продолжают называть “башней Джотто”.

 “Башня Джотто” — кампанила (колокольня) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре

Умер Джотто в январе 1337 года, в возрасте примерно 70 лет. Похоронили художника в его детище – кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре, что по тем временам означало признание его величайших заслуг перед городом.

 Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре сегодня
Читайте также:  Купание красного коня, к. с. петров-водкин, 1912

Натуралистическая манера Джотто оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие итальянской живописи. Несмотря на то, что вошедший в моду готический стиль в конце XIV века начал вытеснять Джотто, XV век подарил ему достойных последователей – флорентийского мастера Мазаччо, а через несколько десятилетий – Микеланджело.

Место Джотто в истории мировой живописи определяется званием “родоначальник”. Оно никогда не устареет, оно вне веяний моды, потому что как сказал Петрарка: “Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения”.

 Джотто ди Бондоне. “Мадонна Ручелаи”

“Джотто перевёл искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным” – а так описал вклад Джотто в развитие искусства Ченнино Ченнини, флорентийский живописец.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: wikipaintings.org, en.firenze-online.com, newikis.com, lurlodimunch.files.wordpress.com, arch.mcgill.ca, tredytours.com, it.wahooart.com

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Джотто ди Бондоне: картины, фрески, творчество, фото работ, биография – на портале 2queens.ru!

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Dzhotto—simvol-Protorenessansa.aspx?ID=831

Самые известные картины Джотто :

Среди великих мастеров эпохи Возрождения особое место отводится гению Джотто ди Бондоне. Оставленное им миру гениальное художественное наследие до сих пор привлекает и восхищает знатоков живописи из всех уголков мира в музеи, где хранятся эти сокровища. В этой статье мы представим лишь некоторые картины Джотто с названиями.

Джотто — один из..

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Особенности творческого наследия

Основным направлением творчества Джотто ди Бондоне становятся фресковые росписи церквей Ассизи, Падуи и Флоренции на библейские и евангелийские сюжеты. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры.

Активное использование аллегорий позволило живописцу говорить на такие вечные темы, как добросердечие, терпение, терпимость, взаимопонимание, коварство, предательство, любовь, преданность, смирение, кротость.

Картины художника Джотто по сравнению с полотнами современников выделялись особым драматическим накалом и психологичностью.

Новаторство Джотто

Впервые, благодаря Джотто, в культовой живописи появляется объемное изображение, пришедшее на смену плоскостному или обратной перспективе. Интересен и прием, с помощью которого мастером достигался нужный эффект — использование поэтапного обесцвечивания основного цвета.

Еще одна находка живописца — концентрация внимания зрителя на тщательности прорисовки персонажей, их колоритности за счет условности изображения фона, заднего плана картины: Джотто ди Бондоне заменяет пейзажи неким подобием холмов или архитектурных элементов.

Сюжет, начиная с произведений Джотто, перестает быть статичным, появляется повествовательность, развитие.

Кроме монументального культового наследия «отец итальянского Возрождения» создавал значимые произведения в жанре «дереянных досок», писал станковые картины. Скульптурность и пластичность персонажей Джотто гармонично дополняется архитектурностью решения композиции и пространства. И здесь важную роль играет несомненный архитектурный талант мастера.

Санта-Мария дель Фьоре

Доминантой исторического центра Флоренции стала знаменитая колокольня главного флорентийского собора — базилики Санта-Мария дель Фьоре, расположенной на центральной площади города. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано.

И хотя проект строительства кампаниллы принадлежал Арнольфо ди Кампио, сооружение получило название по имени Джотто, отвечавшего за возвдение первого яруса.

После смерти ди Камбио Джотто усовершенствовал проект, но весь свой талант направил в основном на решение оформления внутреннего пространства базилики.

Что касается фасадов кампаниллы, Джотто выполнил их в стиле всего собора, декорировав панелями из мрамора раличных цветов и красными плитами с белым контрастным рисунком.

Сюжет и описание картины Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»

Это — одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. Они отправились вслед за звездой.

Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема. Рядом была его мать — Мария. Волхвы принесли младенцу богатые дары.

И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому — капеллы дель Арена) в Падуе, Италия.

Интересно, что в произведении художника каждый персонаж проработан тщательно, будто бы является единственным или главным. Даже два ослика написаны так, что являются активными действующими лицами происходящих событий.

Одна из самых известных картин Джотто ди Бондоне построена на цветовых контрастах. Особенно ярко выделяются синее небо, находящаяся в нем комета Галлея и белоснежные одежды ангела.

«Поцелуй Иуды»

Это еще одно знаменитое произведение работы Джотто. Фреска также написана для капеллы Падуи. Именно в них живописец впервые стал использовать свтотень, уйдя от средневекового цветосвечения. Фигуры его произведений приобретают объемность, а пространство — глубину.

Интересно, что свои фрески Джотто впервые стал располагать ярусами в членениях, на которые были разделены стены собора. Как и картины, их обрамляют рамы. Именно благодаря такому решению зародился в творчестве мастера новый вид живописи — монументальное панно.

В панно «Поцелуй Иуды» Джотто вновь обращается к тексту Евангелия и рассказывает историю страшного предательства одного из учеников Христа — Иуды Искариота, который выдал его страже, поцеловав в полумраке. Об этом предательстве Иисус знал заранее и дал возможность Иуде отказаться от намерения предать, сообщив о грядущем в беседе с апостолами. Но Иуда не воспользовался шансом.

Молчаливый диалог между Учителем и одним из его учеников и изображает Джотто во всей его психологической напряженности. Он противоставляет образ чистого и прекрасного ликом Иисуса предателю Иуде, почти что уроду с точки зрения изображенной внешности. По сути, живописец представляет здесь извечное противостояние в мире Добра и Зла.

Среди прочих картин этого цикла картина Джотто «Поцелуй Иуды» занимает особое место и поднимает проблемы, волнующие людей всех эпох и народов.

Джотто ди Бондоне: «Распятие»

Для капеллы дель Арена было создано и живописное панно «Распятие». Оно выполнено в технике нанесения краски на влажную оштукатуренную поверхность, что дает крепкое сцепление красителей с поверхностью стены и делает произведение более прочным и долговечным.

На плоскости в самом центре и почти во всю ее высоту изображен крест, на котором распят Иисус Христос. Мы почти не видим следов крови на его ладонях и стопах. Голову уже осеняет нимб святости.

Он как бы отделяет фигуру от крестовой основы, и кажется, будто тело Христово вот-вот — и вознесется на Небо, где парят ангелы с лампадками в руках, будто бы освещая Иисусу путь. Вместе с тем, свет от лампад освещает и земных персонажей.

Все они тяжело переживают смерть Мессии, их лица полны скорби и надежды.

К сюжету распятия Иисуа Христа Джотто ди Бондоне за весь творческий путь обращался неоднократно. Менялись персонажи и композиция, цветовая гамма и особенности светотени, но то важное, что объединяло произведения — психологизм происходящего, чувства и переживания героев.

Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме.

Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие.

В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

Мадонна для Санта-Кроче

Одной из самых известных картин Джотто считается «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами».

Она написана в стиле полиптиха темперой на деревянной основе. Вытянутый по горизонтали прямоугольник условно разделен на пять частей, выполненных в форме стрельчатых готических арок, причем центральная часть самая крупная, а размеры прочих к краям уменьшаются.

В «арках» изображены ангелы, присутствующие на короновании Христом Марии, поющие и играющие на музыкальных инструментах. Над ними вверх уходят ряды святых, разделяющих торжество. Главные персонажи располагаются в центре средней «арки» и явно выделяются размерами.

Сверху между панелями, выполненными Джотто, располагаются фигурки «красных херувимов», авторство в изображении которых приписывают другому мастеру. Резное обрамление панно также было создано гораздо позже и другим мастером.

Читайте также:  Описание картины «взятие снежного городка», суриков, 1891

Франциск Ассизский в творчестве Джотто

Особое место в творчестве Джотто ди Бондоне занимает образ Франциска Ассизского — основателя монашеского ордена францисканцев. История этого святого и человека настолько впечатлила Джотто, что он создал целый цикл фресковых росписей, ему посвященных.

Франциск (в миру Франческо) родился в Италии в области Умбрия в семье купца. Имея много странностей, был причислен к сумасшедшим. Отец от него отказался.

После юношеских лет, полных веселья и мотовства, юноша вдруг в корне изменил принципы своей жизни. Он стал спать на голой земле, отказался не только от роскоши, но и от элементарных вещей, делающих быт человека устроенным.

Он одевался в нищенское платье и много путешествовал. Жил милостыней и подаяниями.

В своих странствованиях он не только проповедовал христианское учение как его понимал, но и смог обзавестись подражателями и сподвижниками. Франциск создал нищенскую общину из присоединившихся к нему, с разрешения папы Иннокентия III создал монашеский орден и разработал его устав.

Во время крестовых походов отправлялся в миссионерские поездки и поддерживал миссионерское движение среди братьев ордена. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. В Иерусалиме Франциск основал еще один монастырь своего ордена, целью которого была охрана Гроба Господня.

Он читал не очень логичные, но заразительные в своей страстности и преданности вероучению проповеди, оплакивал человеческие грехи, в результате чего ослеп и со временем умер от общего истощения.

Этот трагический момент кончины и последовавшего за ней вознесения стал одним из сюжетов цикла картин Джотто для церкви Святого Франческо в Ассизи. В прочих фресках изображены сцены из жизни святого.

Наследие Джотто и формирование живописных школ

В статье невозможно перечислить все картины Джотто ди Бондоне с названиями, так как закончивший творческий и жизненный путь в 1337 году во Флоренции, художник оставил своим последователям богатое творческое наследие.

Мастера, работавшие в последствии во Флоренции, Сиене и Падуе, опирались в своем творчестве на принципы живописи, разработанные мастером, и постепенно в этих центрах искусства итальянского Возрождения сформировались крупные живописные школы.

На основе его разработок творили такие мастера Ренессанса как Микеланджело, Рафаэль, Мазаччо и даже сам Леонардо.

Источник: https://www.syl.ru/article/360128/samyie-izvestnyie-kartinyi-djotto

Джотто ди Бондоне [1266 — 1337]

28.06.2008

Публикации

Джотто жил в эпоху, переломную для Италии, опередившей в своем развитии другие страны Западной Европы.

Это время, когда в ряде итальянских городов складывается новое общественное устройство, формируется новый тип человека, свободного от уз феодальной иерархии, осознавшего свою значительность, стремящегося стать хозяином своей судьбы.

С именем Джотто и его великих современников — Данте Алигьери, скульпторов Николо и Джованни Пизано, архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио — связано начало нового этапа в истории итальянской культуры, называемого Проторенессансом (т. е. Предвозрождением).

Джотто пользовался огромной прижизненной славой и даже стал персонажем нескольких новелл XIV века. Значительная часть его некогда обширного наследия не сохранилась; в частности, до нас не дошли упомянутые в «Жизнеописаниях» Вазари циклы «Знаменитые люди».

Ученик Чимабуэ, крупнейшего мастера флорентийской школы последней трети XIII века, он работал во Флоренции, Риме, Падуе, Милане и других городах Италии. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы).

С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу.

Оплакивание. Ок. 1305—1308

Проследить творческое формирование Джотто невозможно. Первая дошедшая до нас полностью достоверная его работа — цикл росписей капеллы дельи Скровеньи в Падуе выполнены зрелым мастером, уже достигшим своего сорокалетия. Его учитель Чимабуэ еще был тесно связан с византийскими традициями и не мог оказать на него заметного влияния.

Вероятно, большое значение для его творческого формирования имело знакомство с работами его старших современников — великих тосканских скульпторов Николо Пизано, Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. В 1300 году он побывал в Риме, где должен был видеть работы своего прямого предшественника — римского живописца Пьетро Каваллини.

Возможно, он побывал в Ассизи, где в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо, одной из главных христианских святынь Италии, с конца восьмидесятых годов XIII века велись обширные живописные работы, в которых участвовал учитель Джотто — Чимабуэ, мастера римской школы и другие художники.

Ряд исследователей считает Джотто автором самого большого живописного цикла, украшающего эту церковь — Истории Святого Франциска, включающего 28 больших композиций и написанного в конце XIII — начале XIV веков.

Однако многие историки искусства сомневаются в этом, подчеркивая, что при всем стилистическом сходстве с манерой и излюбленными мотивами Джотто, эти композиции, написанные всего за 5—6 лет до фресок Капеллы дельи Скровеньи, несравненно более архаичны по стилю, хотя к началу XIV века стиль Джотто уже должен был полностью сформироваться.

И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как «Чудесное открытие источника» (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником.

Христос перед Каиафой. Ок. 1305—1308

Таким образом, первой и самой значительной из дошедших до нас работ Джотто является обширный фресковый цикл в капелле дельи Скровеньи в Падуе (ок. 1305—1308).

Капелла была построена на средства богатого падуанского откупщика Энрико Скровеньи.

Она сооружена на том месте, где некогда находилась арена древнеримского амфитеатра (руины внешних стен которого сохранились до наших дней); отсюда и ее второе название — капелла дель Арена.

Распятие. Ок. 1305—1308

Церковное здание, построенное по проекту Джотто, заказчик назвал капеллой, видимо, из христианского смирения. В действительности это довольно большая однонефная церковь, перекрытая коробовым сводом.

Шествие на Голгофу. Ок. 1305—1308

Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах.

Евангельский цикл продолжен и на алтарной стене, где справа и слева от алтарной ниши предстают архангел Гавриил и внимающая благой вести коленопреклоненная Мария, а ниже — еще две евангельские сцены — «Встреча Марии и Елизаветы» и «Иуда», получающий серебряники.

В верхней части алтарной стены предстает «Саваоф в окружении ангелов», а входную, западную стену капеллы целиком заполняет огромная композиция «Страшный Суд».

Декор капеллы завершает роспись коробового свода, имитирующая синее небо с золотыми звездами, украшенное круглыми медальонами с изображениями Мадонны, Христа и святых, и роспись цокольной части стен, где в технике гризайли изображены фигуры Добродетелей и Пороков.

Сон Иоакима. Ок. 1305—1308

Сравнительно небольшие сцены из жизни Марии и Христа предстают на стенах капеллы в очень нарядном орнаментальном обрамлении, представление о котором может дать часть росписи левой стены с композициями Брак в Кане и Оплакивание Христа, где композиции разделяют по горизонтали узкие декоративные полосы, имитирующие узоры мозаики, а по вертикали — широкие полосы с узорами мозаики, геометрическими и растительными мотивами, живописными вставками. Эти декоративные полосы не только создают нарядное обрамление сюжетных композиций, но и сообщают всему интерьеру с его огромными, не расчлененными какими бы то ни было архитектурными деталями плоскостями стен четкую и стройную ритмическую структуру и, в то же время, выделяют каждую отдельную композицию как нечто обособленное, законченное, значимое.

Росписи капеллы Скровеньи: Воскрешение Лазаря, Noli me tangere (Не прикасайся ко мне), Брак в Кане, Оплакивание. Ок. 1305—1308

Заключенные в нарядное орнаментальное обрамление композиции Джотто сияют чистотой и праздничностью красок — ультрамарина неба, красно-розовых, охристо-желтых, густо-синих, голубых, фисташково-зеленых тонов одежд, белизной небольших нарядных зданий.

Полнозвучность этой красочной гаммы усиливает то, что Джотто почти не применяет светотеневую моделировку. Эффект объемности тяжелых массивных форм, лепка рельефа складок одежд передается у него не светотенью, а градациями цвета.

Ченнино Ченнини, автор первого трактата о живописи, написанного в конце XIV века, передает со слов художников, учившихся у учеников Джотто, что последний прописывал какой-то определенной краской самые затемненные части той или иной формы, затем, разбавляя ее в определенной пропорции белилами, прописывал более светлые места, и, еще раз добавив белил, писал самые освещенные части. Эта лепка формы градациями цвета придает всему изображенному в фресках Джотто не меньшую наполненность, пластическую энергию, чем если бы он использовал градации светотени.

Читайте также:  Охота, аннибале карраччи

Возвращение Иоакима к пастухам. Ок. 1305—1308

Бегство в Египет. Ок. 1305—1308

Сияющий праздничной чистотой своих красок мир в фресках капеллы дель Арена величественен, наделен почти библейской первозданностью и патриархальной простотой. Его приметы скупо обозначены скалистыми горками, небольшими очень простой формы постройками, ограничивающими место действия неглубокой площадкой на первом плане.

Его персонажи — коренастые, широколицые, в одеждах простого кроя из тяжелой ткани, падающей крупными складками, неторопливы, сдержанны в эмоциях, естественны и полны достоинства.

Таким предстает престарелый Иоаким, будущий отец Девы Марии, отвергнутый первосвященником за бездетность, в композиции «Возвращение Иоакима к пастухам»; только наклон головы выражает скорбь патриарха, а сочувствие пастухов выдает лишь взгляд одного из них, обращенный к товарищу.

Таково «Бегство в Египет», полное спокойствия и торжественности, где величественно восседающая на сером ослике Мария предстает на фоне устремленной к небу скалы. Неспешность шествия, торжественная поза Мадонны, изысканность и праздничность красочной гаммы придают этой композиции, при всей простоте и патриархальности изображенного в ней мира, оттенок триумфальности.

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Ок. 1305—1308

Неторопливое развитие событий чередуется в фресках капеллы Скровеньи с более эмоционально решенными сценами.

Таково «Воскрешение Лазаря»: торжественный и властный жест Христа как бы приводит в движение собравшуюся у отверстой гробницы толпу — взволнованно припадают к ногам Христа женщины, полон недоумения один из поддерживающих тело Лазаря старцев, стремительно движение юноши, взволнованно и почти испуганно вглядывающегося в мертвое лицо Лазаря.

Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — «Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды)», где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Замечательной находкой Джотто является немой диалог Христа и Иуды, смотрящих друг другу в глаза посреди обступившей их толпы равнодушных, любопытных, злобствующих, над головами которых перекрещиваются копья, факелы, палки.

Праздник четок (Сошествие Святого Духа)

Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. Это росписи двух небольших капелл, принадлежавших знатным флорентийским семьям Барди и Перуцци в алтарной части одной из самых больших церквей Флоренции — базилики Санта Кроче (ок. 1318—1325). Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века.

Они очень пострадали от периодических разливов реки Арно — квартал Санта Кроче расположен очень низко, и во время больших наводнений вода заливает здания до шестиметровой высоты. Росписи капеллы Барди посвящены Святому Франциску Ассизскому, фрески капеллы Перуцци — Иоанну Крестителю.

В каждой из капелл композиции располагаются в три регистра на боковых стенах, занимая их во всю длину.

Росписи капеллы Барди. Стигматизация Святого Франциска Ок. 1318—1325

Росписи капеллы Барди. Погребение Святого Франциска. Ок. 1318—1325

Фрески капелл Барди и Перуцци значительно уступают падуанским росписям Джотто в своей образной силе. Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. В то же время он успешно решает новые, более сложные, чем в падуанских фресках, композиционные задачи.

В каждой из капелл фрески располагаются в три регистра на длинных продольных стенах, причем в каждом регистре — всего одна композиция занимает стену во всю длину.

Организующим началом в этих композициях становится архитектура: в каждой из фресок фон заполняет одна, строго симметричная постройка, придающая стройную организованность неглубокому пространству, где происходит действие, построенному по правилам так называемой античной перспективы.

Такова, например, сцена «Погребение Святого Франциска» (Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди). Однако, разрабатывая новые композиционные формулы и методы построения пространства и тем самым предвосхитив проблемы, к которым впоследствии обратятся мастера Возрождения, Джотто стал более холодным, рационалистичным, его искусство отчасти утратило ту первозданную мощь, которая отличала падуанские фрески.

Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти). Ок. 1310

С именем Джотто связывают ряд алтарных картин, из которых самой достоверной является «Мадонна на троне», написанная для флорентийской церкви Оньисанти (ок. 1410, Флоренция, Галерея Уффици).

Статная, широколицая Мадонна Джотто сидит на троне прямо и торжественно, окружающие ее ангелы спокойны и степенны, энергично вылеплен объем тяжелых складок.

Она принадлежит тому же величественному и конкретному миру, что и персонажи фресок Джотто.

Страшный Суд. Ок. 1305—1308

Искусство Джотто произвело глубочайшее впечатление на его современников и их ближайших потомков. Данте горделиво сравнивал свое место в литературе с местом, которое занял Джотто в живописи.

Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». Искусство Джотто определило весь ход развития флорентийской живописи XIV века и оказало огромное влияние на другие итальянские школы этого времени.

Многие поколения флорентийских молодых живописцев собирались в расписанных Джотто капеллах Барди и Перуцци базилики Санта Кроче, копируя фрески, срисовывая отдельные фигуры и споря об искусстве.

В конце XV века одним из таких постоянных посетителей этих небольших капелл был юный Микеланджело, среди рисунков которого есть и зарисовки фигур из фресок Джотто.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=494

Мадонна с младенцем и двумя ангелами — Джотто. Галерея Уффици. Флоренция

Естественно, о Джотто Ди Бондони я знаю достаточно давно, с тех пор, как еще в школьные годы стала интересоваться итальянскими художниками.

И так же естественно, приехав во Флоренцию и попав в знаменитую Галерею Уффици, я некоторое время любовалась одной из самых известных работ Джотто Ди Бондони «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Эта работа находится буквально в первых залах Галереи и не отпускает… Она не дает себя забыть.

Ее невозможно забыть. Возде этой работы всегда стоит толпа туристов. Среди них и художники, и искусствоведы, и студенты, и такие же, как и я, любители искусства.

Джотто Ди Бондони. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» или «Мадонна Оньисанти»

Примерно 1310 год

Галерея Уффици, Флоренция

Знаменитое изображение Мадонны, сидящей на троне, было написано во Флоренции искусным живописцем Джотто Ди Бондони. Как установили историки, работа над фреской была завершена примерно в 1310 году. Художник изготовил ее специально для францисканской церкви.

Создавая «Мадонну Оньисанти» автор придерживался традиционных иконописных канонов в создании ее образа. Облик и поза младенца также были схожи с подобными изображениями. Но единственное отступление от иконографии тех времен все же было.

Святые люди и ангелы, расположившиеся вокруг трона, изображены с лицами, повернутыми в профиль. Благодаря такому приему композиция больше не напоминала моленное изображение. В нее добавилась действенность и драматичность.

На фреске Святая богородица изображена сидящей к зрителю в пол оборота. Величественную фигуру подчеркивают глубокие складки ее одеяния. Ее образ наполнен весомостью и реалистичностью. Он говорит о том, что Мадонна – это, в первую очередь, земная женщина из плоти и крови, а не обитательн6ица поднебесья.

На левом колене у нее находится младенец Иисус – будущий Спаситель человечества. Мать и дитя восседают на золотом троне, символизирующем божественное царство.

Этот трон окружен множеством второстепенных персонажей. Среди них небесные ангелы и святые. По плотности и масштабам их фигуры значительно уступают Богородице. Одежды их более легкие и светлые, чем у нее. Героев, окружающих Мадонну, объединяет одно. Их лица преисполнены благоговейными чувствами. Они с надеждой обратили свои взоры на деву Марию и ее дитя.

Фреска «Мадонна Оньисанти» является одной из самых красивых и величественных работ автора. Он смог совместить в ней тонкую божественную энергию с плотностью мира материального. Каждый изображенный герой здесь имеет объем и энергию, что является редкостью для иконографии тех времен.

Информация частично взята на сайте opisanie-kartin.com

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone)

(Виккьо, июль 1266 — Флоренция 8 января 1337) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Джотто родился в июле 1266 года в городке Веспигниано, ныне Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции в семье кузнеца Бондоне.

Ещё по одной версии, Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто, но также возможно, что это самостоятельное имя художника

Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

  • Путешествие
  • Европа
  • Впечатления
  • Факты

Источник: https://cont.ws/post/631019

Ссылка на основную публикацию