«мария с младенцем», луис де моралес — описание картины

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом.

На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

«Мадонна Альба» (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке.

Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами.

Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/134%D0%BFny-rafajelja

Conspirology

«Фиона Макларен говорит, что её отец считал, будто на картине изображены Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем. Однако она, потратив десять лет на изучение этой работы, пришла к выводу, что на ней изображена не Дева Мария с младенцем Иисусом, а Мария Магдалина и её сын»

Продолжение. Читать начало.

Строго говоря, уже в 2000-х годах не раз объявлялось об обнаружении очередной, неизвестной доселе, картины Леонардо да Винчи.

Но вслед за громким известием не менее громкого продолжения (о признании обнаруженной картины принадлежащей кисти Леонардо) не следовало. Понятно, что работы таких мастеров, как да Винчи стоят колоссальных денег.

А рынок произведений искусства и антиквариата уже давно стал весьма доходным бизнесом, в том числе – по части выгодного вложения денег.

Но в случае с «шотландским» да Винчи есть не совсем обычное обстоятельство – сюжет картины. Попробуем разобраться с тем, что же на ней изображено и может ли, на самом деле, эта картина была быть написанной Леонардо да Винчи.

УКАЗАНИЯ НА АВТОРСТВО ЛЕОНАРДО: ВЕРСИЯ «DAILYMAIL»

Как уже было сказано в первой части публикации, в числе СМИ, которые одними из первых сообщили об удивительной находке, было английское издание «Daily Mail».

Эта ежедневная газета с тиражом порядка 2 миллионов экземпляров является второй по тиражности в Великобритании после таблоида «The Sun». 5 августа 2012 года на интернет-сайте «Daily Mail» была размещена статья Фила Уинтера (Phil Vinter) «.

Стоит ли 100 миллионов фунтов стерлингов картина мастера, обнаруженная на стене одного из домов в Шотландии?».

В этой публикации, в частности, было приведено фото «шотландского» да Винчи с указанием моментов, которые могут указывать на авторство Леонардо. Процитируем эти 6 признаков, а потом попытаемся в них разобраться.

№ 1: сходство между двумя детьми аналогично тому, что Леонардо да Винчи изобразил на своём знаменитом полотне «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте»; 1483-1486 г., Лувр).

№ 2: «V»-образная выемка в проборе волос женщины характерно для школы Леонардо да Винчи: она аналогична той, что имеется на миланской фреске Леонардо – «Тайная вечеря».

№ 3: за затылком младенца, которого держит на руках женщина, мы видим Флер-де-Лис (Fleur-de-Lis; геральдическую лилию – И.О.), что, как пишет автор газеты «Daily Mail», по мнению многих исследователей, является скрытой эмблемой тайной организации, известной под названием «Приорат Сиона».

№ 4: часть рабочей площади картины (выше правого плеча женщины, если смотреть со стороны зрителя) не завершена, что также распространено в работах да Винчи.

№ 5: если сравнить фигуру на фреске Леонардо «Тайная вечеря», то мы увидим, что её контур точно соответствует контуру женщины на картине, найденной в Шотландии (о фигуре в «Тайной вечере» скажем далее – И.О.).

№ 6: второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина, длиннее, чем большой палец – ещё одна типичная для школы Леонардо да Винчи особенность.

Как и ранее процитированная мною статья из журнала , публикация в «Daily Mail» приводит слова нынешней владелицы картины – Фионы Макларен, – которая говорит, что её отец считал, будто на картине изображены Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем. Однако она, потратив десять лет на изучение этой работы, пришла к выводу, что на ней изображена не Дева Мария с младенцем Иисусом, а Мария Магдалина и её сын.

Далее газета вновь приводит соображения Фионы Макларен, которая уверена в том, что истинный смысл этой картины, безусловно, должен был быть надёжно сокрыт, ибо верная трактовка её сюжета, безусловно, была бы признана Римско-католической церковью откровенно еретической.

Читайте также:  Лютнист, микеланджело меризи да караваджо

Кроме того, «Daily Mail» напомнила своим читателям, что папа Римский в своё время издал буллу, которая регламентировала выбор цветовой гамы: Деву Марию следовало всегда изображать в синих одеяниях, в то время как Марию Магдалину – в красных.

АРГУМЕНТЫ «DAILYMAIL»: №№ 1, 4, 6

Если внимательно приглядеться к изображениям младенцев на картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483-1486, Париж, Лувр) и на «шотландском» да Винчи, то, пожалуй, это сходство и в самом деле можно обнаружить.

Фрагмент картины «Мадонна в скалах» (Лувр). Считается, что слева изображён Иоанн Креститель, справа – Иисус Христос. Определённое сходство
между ними, пожалуй, есть.

Фрагмент «шотландской» картины да Винчи. По версии её владелицы, младенец слева – Иоанн Креститель, справа – сын Марии Магдалины. Известную степень сходства в их изображениях обнаружить, в принципе, можно.

Тот факт, что часть рабочей площади картины (выше правого плеча женщины, если смотреть со стороны зрителя) не завершена, и это можно рассматривать как один из признаков принадлежности найденной в Шотландии картины кисти Леонардо, по большому счёту, не является таким уж убедительным. По той простой причине, что в истории мировой живописи не сложно обнаружить по несколько работ у других известных авторов, которые они по тем или иным причинам до конца не завершали.

А вот что касается аргумента № 6, он и в самом деле не только легко проверяем, но и виден, что называется, невооружённым взглядом. Действительно, второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина на «шотландском» да Винчи, чуть длиннее, чем большой.

Фрагмент «шотландской» картины да Винчи: второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина, длиннее, чем большой.

Тот же признак мы можем видеть ещё на двух работах, которые относительно авторства Леонардо да Винчи сомнению давно не подвергаются. Первая из них – это уже упоминавшаяся выше картина «Мадонна в скалах».

Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483-1486, Париж, Лувр): хорошо видимый нам второй палец на левой ноге младенца Иисуса
длиннее, чем большой.

Наконец, этот признак можно проверить ещё по одной работе Леонардо да Винчи. Это – хранящаяся ныне в санкт-петербургском «Эрмитаже» картина «Мадонна Литта». Датировку написания картины ныне относят в 1490-1491 году. Искусствоведы полагают, что в создании этой работы принимал участие один из учеников Леонардо – Больтраффио (по другим данным – Амброджо де Предис).

«Мадонна Литта».

Источник: http://www.conspirology.ru/2012/08/mariya-magdalina-i-eyo-suprug-iisus-xristos-chast-2.htm

Мария в живописи

Гвидо Рени.
«Юность Девы Марии».
1640-1642.

Лоренцо Коста.
«Благовещение (Читающая Мария)».

Алессо Бальдовинетти.
«Благовещение Марии».

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь трёх волхвов. «Благовещение Марии».

Василий Иванович Суриков.
«Голова Марии».
1913-1914.

Альбрехт Дюрер.
«Встреча Марии и Елизаветы».
1502-1505.

Мариотто Альбертинелли.
«Встреча Марии и Елизаветы».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Мастер Жизни Богоматери.
«Встреча Девы Марии и Елисаветы с предстоящим донатором».
1460-1480.

Доменико Беккафуми.
«Обручение Марии с Иосифом».
Фреска в капелле св. Бенедикта в Сиене.

Рогир ван дер Вейден.
«Евангелист Лука пишет образ Марии».

Адольф Вильям Бугро.
«Мария с Младенцем и ангелами».

Альбрехт Альтдорфер.
«Мадонна (Прекрасная Мария из Регенсбурга)».
1519-1522.

Альбрехт Альтдорфер.
«Мария с благословляющим Младенцем».

Альбрехт Альтдорфер.
«Мария с Младенцем».

Ян ван Эйк.
Алтарь Девы Марии.

Итальянский художник, работавший около 1500 года.
«Мария с младенцем».

Квентин Массейс.
«Мария с младенцем».
1529.

Сандро Ботичелли.
Мадонна «Magnificat». Мария с младенцем Христом и пятью ангелами.

Винченцо Фоппа.
«Мария с книгой и благославляющим мальчиком-Христом».

Виттор Карпаччо.
«Мария и Иоанн Креститель, поклоняющиеся младенцу Христу».

Леонардо да Винчи.
«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем».
Около 1500.
Национальная галерея, Лондон.

Леонардо да Винчи.
«Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

Альбрехт Альтдорфер.
«Мария, ищущая своего сына в синагоге».
Около 1519-1520.

Бернхард Штригель.
«Прощание Христа с Марией».

Альбрехт Альтдорфер.
«Распятие.  Христос на кресте, Мария и Иоанн».
1515-1516.
Кассельская картинная галерея, Кассель.

Пьетро Перуджино.
Голицынский триптих.
«Распятие с Марией и евангелистом Иоанном».

Фра Анджелико.
«Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама».

Аньоло Бронзино.
«Пьета или Оплакивание. Умерший Христос, Мария и Мария Магдалина».

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Смерть Марии».
1639.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Marija/1.html

Женщины-художники

?agritura (agritura) wrote,
2014-01-07 16:31:00agritura
agritura
2014-01-07 16:31:00

Джованна Гарцони, Портрет Виктора Амадея, герцога Савойского. 1635

Этот пост был бы более уместен 8 марта, но не ждать же мне, в конце-то концов, два месяца, раз сейчас руки зачесались! Хочу я рассказать вам о таком необычном и мало изученном явлении, как женщины-художницы 16-17 веков.

Все документы и свидетельства того времени явно говорят о том, что особого места в общественной жизни для женщины не было:  дети, кухня, на костре еще могли сжечь для разнообразия. Ремесленники, ученые, художники – всё эти интересные и полезные профессии освоили мужчины, не оставив места своим прекрасным половинам.

Так, во всяком случае, принято считать. А может, мы просто мало знаем?

Софонисба Ангиссола (1532- 1625)

Начнем с самой, пожалуй, известной. Об этой чудесной итальянской художнице я уже писала ЗДЕСЬ. Как известно, она была придворным живописцем испанского двора и написала множество портретов членов королевской семьи и других патрициев. У нее было две сестры, обе тоже были художницами. О ее насыщенной событиями жизни давно пора снять фильм. Я же просто покажу ее картины.

Софонисба Ангиссола. Автопортрет (прим. 25 лет)
Софонисба Ангиссола. Портрет матери, Бьянки Понзони
Софонисба Ангиссола. Инфанта Изабелла Клара Евгения.
Софонисба Ангиссола. Автопортрет в возрасте 80 лет

Клара Петерс

(1594—1657).Если вы решили сесть на диету, рассматривать натюрморты  Клары не стоит – уж очень аппетитные у нее они получались. Запихнули женщину на кухню – нате, получите! Она вас просто завалит изобильной снедью! О ней до обидного мало известно. Родилась в Антверпене, была замужем. Первая сохранившаяся картина была написана ею в 13 летнем возрасте. Вроде бы, из небедной семьи – посуда на полотнах изображена дорогая. Не известно, состояла ли Клара в гильдиях художников – не известно, документов не сохранилось. Точной даты смерти мы не знаем, только предполагаем по времени написания последней картины, может быть, Клара прожила намного дольше, просто поздние ее картины не сохранились, либо их авторство приписали другому художнику – а случалось это не редко.  Посмотрите ее работы и запомните их – она не заслуживает забвения!
Клара Петерс. Автопортрет
Клара Петерс
Клара Петерс
Клара Петерс

Юдит Лейстер (1609-1660).

Эта художница наряду с мужчинами состояла в Гильдии художников Харлема. Она, похоже, подражала Хальсу  — все герои на ее картинах смеются или улыбаются. Большинство ее картин написаны в короткий период —  1629—1635 годы. Известно, что она родила пятерых детей, наверное, это слегка отвлекло ее от работы.

  Некоторые ее картины очень необычны для ее времени – она изображала женщин за домашней работой. А вообще, судя по автопортрету, Юдит была человек веселый и симпатичный.
Юдит Лейстер. Автопортрет
Юдит Лейстер. Кутящая пара
Юдит Лейстер. Натюрморт
Юдит Лейстер.

Предложение

Артемизия Дженилески (1593-1653).

Она, пожалуй, не менее знаменита, чем Ангиссола. Помимо прекрасных картин история сохранила и скандальную историю, связанную с ее именем.  Отец и пять братьев Артемизии были, как и она,  художниками, и только она по причине своего пола не могла учиться в академии. Отец нанял ей учителя – художника Агостино Тасси.

Девушке было 19 лет, когда учитель изнасиловал ее. Так, во всяком случае, она утверждала на суде. В суд она подала почти через год после случившегося. Именно это смутило судей. Они предположили, что все произошло по обоюдному согласию, просто Тасси обещал жениться на ученице, но не сделал этого – он уже был женат.

Суд длился долгих 7 месяцев, Артемизия прошла через множество унизительных допросов и осмотров, но не смогла добиться достойного наказания своего обидчика – его посадили в тюрьму, но скоро выпустили.

Девушке вскоре удалось выйти замуж, но злость на мужчин осталась на всю жизнь, это видно по сюжетам ее картин: Сюзанна и старцы, Юдифь, обезглавливающая Олоферона и т.д.
Артемизия Дженилески. Автопортрет
Артемизия Дженилески. Святая Цицилия
Артемизия Дженилески.

Юдифь и Олоферон (здесь очевидно влияние Караваджо)
Артемизия Джентилески. Юдифь и Олоферон

Лаура Бернаскони

Сохранилось немного ее работ, а о ней самой почти ничего не известно. Даже дат рождения и смерти нет – 17 век, Рим.
Лаура Бернаскони. Натюрморт
Лаура Бернаскони. Натюрморт
Лаура Бернаскони. Натюрморт

Катарина Йкенс  (1608 – около 1666).

Еще одна малоизвестная художница. Жила в Антверпене, рисовала натюрморты, в т.ч. гирлянды. Фамилия Йкенс – в замужестве, девичья – Флоке.
Катарина Йкенс. Натюрморт
Катарина Йкенс. Натюрморт
Катарина Йкенс. Натюрморт
Катарина Йкенс. Натюрморт

Джованна Гарцони (ЗДЕСЬ много ее)

Итальянская художница (1600-1670). Рисовала чудесные светлые натюрморты, очень своеобразные и натуралистичные, ими и прославилась.

Но неплохо ей удавались и портреты, например, она написала портрет герцога Савойского.
Джованна Гарцони. Натюрморт
Джованна Гарцони. Натюрморт
Джованна Гарцони.

Натюрморт
Джованна Гарцони. Натюрморт

Галиция Феде (1578- 1630)

Итальянская художница была дочерью художника-миниатюриста, он же ее и учил. Галиция была настоящим вундеркиндом, знатоки хвалили ее работы, написанные еще в 12-летнем возрасте.

Она писала замечательные портреты своих современников, но кроме портретов ей прекрасно удавались натюрморты, а ведь до нее в Италии никто серьезно не занимался этим жанром, первенство держали голландцы. Ее художественную карьеру можно считать успешной, ее работы хорошо продавались. Художница никогда не была замужем, умерла от чумы в 52 года в Милане.

Галиция Феде. Автопортрет в образе Юдифи
Галиция Феде. Натюрморт
Галиция Феде. Натюрморт
Галиция Феде. Портрет врача

Барбара Лонги (1552 — 1638)

Дочь итальянского художника Луки Лонги.  Поначалу помогала отцу и позировала ему, а затем стала писать сама. Писала портреты на заказ, но они, к сожалению, не сохранились до наших дней. Дошли до нас картины религиозного содержания – Мадонны, святые.

О ее личной жизни известно мало – мы даже не знаем, была ли она замужем. Прожила она долгую жизнь – 86 лет, умерла в Равенне.
Барбара Лонги. Автопортрет
Барбара Лонги. Дама с единорогом
Барбара Лонги. Мария с младенцем
Барбара Лонги.

Мария с младенцем

Мария Сибилла Мериан (1647-1717).

Немецкая художница, гравер, энтомолог, натуралист, книжный иллюстратор. Дочь швейцарского гравера, жвишего в Германии. Путешественница, посетила Суринам. Выпустила несколько иллюстрированных книг. Замужем была тоже за художником. Замечательная женщина!
Мария Сибилла Мериан
Мария Сибилла Мериан
Мария Сибилла Мериан

Мариетта Робусти (1554 –1590)

Дочь знаменитого Тинторетто. Как и брат-художник, следовала манере  отца, поэтому некоторые их неподписанные работы путают. Вышла замуж за ювелира. Всю жизнь прожила в Венеции.
Мариетта Робусти. Автопортрет
Мариетта Робусти. Портрет Оттавио Страда
Мариетта Робусти. Портрет Дамы
Мариетта Робусти

Элизабетта Сирани. (1638 — 1665)

Дочь художника, училась в его мастерской, а потом и возглавила ее, когда  отец отошел от дел. Уже в 17 лет была вполне зрелым мастером. Одна из немногих женщин была принята в Академию святого Луки, сама открыла художественную школу для женщин. Очень плодотворная художница, работала молниеносно быстро.

Ее работы охотно покупали члены семейства Медичи. Прожила до обидного мало – всего 27 лет, умерла от прободной язвы. Поговаривали, что ее отравила служанка.
Элизабетта Сирани
Элизабетта Сирани. Мария с младенцем
Элизабетта Сирани. Тимоклея
Элизабетта Сирани.

Юдифь

Катарина ван Хемессон (1528 —1587)

Дочь фламандского художника Яна ван Хемессена, который, как водится, был и ее учителем. Ей покровительствовала Мария Австрийская, Катарина жила при ее дворе. Замужем была за гравером.

Катарина ван Хемессон. Автопортрет
Катарина ван Хемессон. Портрет дамы
Катарина ван Хемессон. Портрет дамы
Катарина ван Хемессон.

Женский портрет

Рахель Рейсх (1664 – 1750)

Поразительная голландская дама! Родила 10 детей, но при этом не оставляла живопись никогда! Была весьма искусной натюрмортисткой. На этот раз внучка художника, а не дочка – ее отец был профессором, хотя иногда рисовал – хобби у него было такое.

Художником был и муж Рахели. Семья талантливых художников была приближена ко двору короля. Картины Рахель были так популярны, что за них в свое время платили в несколько раз больше, чем за полотна Ремранда! Ну, вот такая тогда была мода на натюрморты.

Прожила она долгую жизнь и написала более 250 картин. Правда, до нашего времени дошло чуть более 100. Кстати, ее сестра тоже была неплохой художницей.
Рахель Рейсх. Натюрморт
Рахель Рейсх. Натюрморт
Рахель Рейсх. Натюрморт
Рахель Рейсх.

Натюрморт

Мэри Бил (1633 — 1699)

Эта женщина, англичанка, одна из немногих художниц, которая сама «выбилась в люди».  Дочь священника, жена торговца тканями. И муж, и отец, правда, рисовали понемногу для забавы, но только Мэри удалось стать профессиональной художницей, которая зарабатывала на жизнь своим ремеслом.

И зарабатывала неплохо! Самые знатные люди Англии заказывали у нее портреты.  К сожалению, сразу после смерти ее работы вышли из моды и были быстро забыты.
Мэри Бил. Автопортрет
Мэри Бил. Портрет врача
Мэри Бил. Портрет маркиза Галифакса
Мэри Бил.

Портрет Мэри Визер

Лавиния Фонтана

(1552-1614)Талантливая итальянская художница  из Болоньи тоже добилась самого высокого признания. Постичь азы мастерства в юности ей помог отец-художник. Портреты ей заказывали самые знатные люди Италии, сам папа Климент Восьмой делал ей заказы. Лавиния вышла замуж за художника из знатной семьи. Она родила целых 11 детей, правда, до взрослого возраста дожили только трое. Муж признавал талант супруги, и, когда пришло время, ради него поступился своей карьерой.
Лавиния Фонтана. Автопортрет
Лавиния Фонтана. Дама с собачкой
Лавиния Фонтана. Папа Григорий 13
Лавиния Фонтана. Юная дама

Источник: https://agritura.livejournal.com/123731.html

Исцеляющий младенец Иисус в базилике Санта Мария ин Аракоэли

Я давно собиралась посетить эту церковь. Она будоражила мое воображение еще с самой первой экскурсии по Риму. Ее суровый фасад совершенно не вписывается ни в античные руины Императорских форумов, ни тем более в нарядный ансамбль Капитолийских дворцов, среди которых стоит эта церковь.

Теперь, когда я чаще приезжаю в Рим из Абруццо, нежели из России, я не перестаю удивляться тому, как эта величественный романский храм мог сохраниться в Риме. Подобная церковь совершенно естественно смотрелась бы в горной деревушке или средневековом городе на склоне холма.

Очень похожую церковь, тоже посвященную Деве Марии, я видела среди вековых олив в местечке Москуфо (Абруццо).

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с капитолийской лестницы

Базилика Санта Мария ин Аракоэли находится на Капитолийском холме рядом с дворцами Капитолия. Ее центральный фасад смотрит на площадь Aracoeli. И это один из самых красивых видов в Риме. С площади на Капитолийский холм можно подняться по двум лестницам.

Справа 124 крутые ступени из мрамора ведут к базилике, а слева пологая лестница, созданная по проекту Микеланджело, приведет нас к Капитолийским дворцам. Говорят, что если преодолеть эти 124 ступени на коленях, все грехи будут отпущены. В различных источниках упоминается разное количество ступеней 122 или 124.

Дело в том, что с левой стороны лестницы их меньше, чем с правой. Когда смотришь на лестницу снизу вверх, то в голову невольно приходят мысль, что надо быть очень большим грешником или наоборот истово верующим праведником, чтобы решиться на такой подвиг.

Поскольку, мы с другом начали свою прогулку по Капитолию с посещения музея, то поднялись по правой пологой лестнице, а после похода в музей вошли в базилику с бокового входа.

Путь на Капитолий

Хотя базилика не входит в список великих базилик Рима, обязательных для паломничества, она занимает особое место среди римских храмов, поскольку является «титульной», т.е. официальной церковью Городского совета Рима, который по старинному обычаю называется Senatus Populusque Romanus.Церковь была построена на основании древнего языческого храма, посвященного Юноне Монета. С возведением церкви связана красивая легенда. В первом веке до нашей эры Мессианские идеи буквально носились в воздухе. Пришествие Спасителя ожидали не только в Иудее, где ветхозаветные пророки предсказали появление Мессии, но и по всей Римской империи распространялись тайные знаки и пророчества, возвещающие рождение Спасителя мира.Однажды император Октавиан Август пришел за предсказанием к Тибуртинской сивилле, которая обитала на Капитолийском холме. Сивилла ответила, что видит «явные знаки наступления справедливости. Скоро с неба сойдет Царь всех времен». Когда она произнесла это пророчество, императору явилось видение Девы с младенцем на руках, которая стояла в алтаре, залитом ослепительным светом. Затем он услышал голос, который произнес: «Это алтарь перворожденного сына Божьего».

Император простерся ниц перед чудесным видением и приказал создать на этом месте императорский алтарь.

Этот алтарь назывался Ara primogeniti Dei или Ara Coeli (Алтарь небес) и был посвящен будущему божественному младенцу, который, согласно пророчеству, должен был родиться во время правления императора Августа.

Император Октавиан Август и Тибуртинская сивилла изображены в арке над главным алтарем базилики Санта Мария ин Аракоэли.

В IV веке на этом месте была возведена маленькая церковь, а лестница со 124 крутыми ступенями была построена в 1378 году в благодарность за избавление народа Рима от чумы, которую в Европе называли Черной смертью.

Фасад церкви был построен в XIII веке, раньше он был украшен фресками и мозаиками, которые были утрачены. Единственными сохранившимися фрагментами наружного декора являются фреска в люнете над главным входом и маленькое окно-розетка высоко под крышей.

Фасад базилики Санта Мария ин Аракоэли

В Средние века базилика была центром религиозной и светской жизни, и особенно во времена республиканского правления в XIV веке. В 1571 году Санта Мария ин Аракоэли стала местом триумфального чествования Марка Антония Колонны по случаю его победы над турецким флотом в битве при Лепанто. В ознаменование этой победы кессонный потолок церкви был покрыт позолотой и украшен морской символикой.

Однако в 1797 году базилика была подвергнута секуляризации, т.е. лишилась церковного статуса и мало того, была превращена в … конюшню. О времена, о нравы! После Объединения Италии здесь располагался полицейский участок.Уму непостижимо, как после подобного кощунства базилика сохранила великолепное внутреннее убранство и совершенно неповторимую ауру.

Когда мы вошли в базилику, меня охватило неизъяснимое чувство защищенности и покоя, как будто я вернулась в материнское лоно. Я никогда прежде не испытывала подобного чувства. Мы долго сидели на скамье в центре базилики и медленно созерцали ее великолепие.

Мне хотелось как можно дольше находиться в базилике и впитывать всеми фибрами души это блаженное состояние абсолютного взаимного приятия между атмосферой базилики и моей душой. Но время бежало, нужно было осмотреть все достопримечательности и сделать фотографии пока зимнее солнце еще освещало пространство храма.

Церковь имеет характерную для базилик планировку и разделена на три нефа 22 античными колоннами. Среди нет и двух одинаковых потому, что они были взяты из руин различных римских зданий. Третья колонна северного нефа происходит из дворца императора Августа. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся на ней. Рядом с ней находится совершенно необыкновенная колонна.

Когда я прочитала в путеводителе, что на четвертой колонне находится фреска с изображением Мадонны, я долго не могла ее найти. Оказалось, что колонна заключена в изящный алтарь, в центре которого находится образ Мадонны с младенцем.

Фреска на колонне базилики Санта Мария ин Аракоэли

Золоченный кессонный потолок поблескивал в лучах заходящего солнца, струившихся из окон верхнего яруса. Под ногами расстилался причудливый ковер из мраморной мозаики в стиле косматеско.

Надгробие рыцаря

Когда я разглядывала каменные узоры на полу бокового нефа, мое внимание привлекли полустертые барельефы, изображающие рыцарей, священников и прекрасных дам. Я поняла, что хожу по могильным плитам людей, захороненным в соборе.

Надгробие дамы

Признак ли этой великой гордыни или великого смирения быть похороненным в базилике, где на протяжении веков тысячи и тысячи людей ступают по надгробию?! Средневековая душа для меня поистине потемки! Как писал Осип Мандельштам, «души готической рассудочная пропасть…».

Главный алтарь базилики

В главном алтаре хранится очень древняя византийская икона Девы Марии. Перед главным алтарем церкви находится небольшая ажурная часовенка, содержащая порфировую урну с мощами святой Елены, матери императора Константина и одной из первых великих христианок. Урна установлена на древнем жертвеннике, где императору Августу явилась Дева Мария с младенцем Иисусом.

Мощи святой Елены

Базилика похожа на волшебный ларец с самоцветами. Смешение эпох и стилей, нескончаемый запас шедевров и реликвий позволяет каждому посетителю базилики найти то, что ему нужно именно в этот момент. Я хочу завершить свой пост рассказом о самом трогательном сокровище базилики.

Слева от главного алтаря в сакристии хранится деревянная статуя младенца Иисуса, которого итальянцы любовно называют Bambino Gesu. Надо сказать, что в Италии очень сильно развит культ младенца Иисуса, который наиболее ревностно исповедовал святой Антоний. Если вы встретите в церкви изображение молодого священника с младенцем Иисусом на руках, значит перед вами Сан Антонио.

Bambino Gesu, который хранится в Санта Мария ин Аракоэли, обладает чудесными целительными свойствами. Многие века Бамбино по несколько раз в день направлялся в нарядных носилках к постели смертельно больных людей. Народная молва приписывает чудесному младенцу множество исцелений неизлечимо больных людей. В благодарность за исцеление люди щедро дарили младенцу ценные подарки.

Его платье снизу доверху расшито золотом и драгоценными камнями. Во времена стихийных бедствий, эпидемий или голода Бамбино, в свою очередь, щедро жертвовал свои украшения на помощь нуждающимся. Однажды у Бамбино украли все драгоценности, но на другой день к вечеру его почитатели с лихвой возместили утраченное. Врачебная практика Бамбино закончилась сравнительно недавно.

Возможно, это связано с тем, что подлинного Бамбино похитили в 1994 году, и сейчас в базилике находится его копия, которая также сделана из гефсиманской оливы. Но по-прежнему платье Бамбино щедро украшено драгоценностями. В этом я убедилась собственными глазами.

Когда я подошла к сакристии, где обычно хранится Бамбино, к двери был прикреплен лист бумаги, где было написано, что Бамбино находится в капелле Рождества. Я поспешила туда.

Торжественное шествие в канун Рождества

Во время полуночной мессы в канун Рождества Бамбино торжественно выносят из сакристии и помещают на трон перед главным алтарем.

Под звуки песнопения «Слава в вышних Богу» с младенца снимают покровы  и переносят в капеллу северного нефа, где он находится до Эпифании.

Только в этот период с 25 декабря по 6 января можно полюбоваться рождественской композицией с Бамбино в главной роли.

Святой Бамбино

Согласно легенде, фигуру Бамбино вырезали ангелы из дерева оливы, росшей в Гефсиманском саду. Более правдоподобная версия гласит, что ее вырезал в XV веке францисканский монах, а ангелы только раскрасили ее. Чарльз Диккенс («Картинки из Италии») и Генри Мортон («Прогулки по Риму») довольно иронично отзывались о внешности Бамбино и его целительных способностях.

На меня Бамбино произвел незабываемое впечатление. Он не похож на канонического пухлого младенца, спокойно сидящего на коленях Девы Марии. Его темные глаза заглядывают в душу с недетской пристальностью и проницательностью.

Глядя на него, начинаешь верить, что его создание не обошлось без помощи ангелов …

Рождественская композиция в базилике Санта Мария ин Аракоэли

Рождественская композиция, в центре которой находился Бамбино, показалась мне самой красивой из виденных нами во время нашего паломничества по святым местам Рима. Пресепе настолько органично вписано в интерьер капеллы, что образует с ней одно целое.

В центре рождественской сцены находится святой Бамбино, который не лежит в люльке,  как обычно, а стоит в полный рост. На его голове сверкает корона, а на драгоценном платье вышита монограмма GHS – Иисус Христос Спаситель. Дева Мария в пышных белых одеждах и голубом покрывале наклоняется к нему с умилением и благоговением.

Святой Иосиф  стоит за колыбелью. Их окружают пастухи и животные (бык, ослик, овцы). Над этой сценой нависает облако, в центре которого находится парящий Бог Отец, посылающий младенцу Иисусу свое благословление. А на облаке расположился целый сонм ангелов.

По обеим сторонам облака выстроились ангелы постарше, играющие на музыкальных инструментах, и архангелы. Все это великолепие и благолепие венчает узорчатый купол капеллы.

Капелла Рождества

Переполненные впечатлениями мы вышли из базилики и оказались на смотровой площадке. Перед нами открывалась панорама Рима. Я сфотографировала базилику в несколько необычном ракурсе. Мы очень обрадовались, когда увидели лифт, в котором мы спустились в вестибюль Дворца Венеции.

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с балкона Дворца Венеции

Источник: https://santatiana.livejournal.com/30914.html

Мадонны Рафаэля

 Мадонна с младенцем

«Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. «>

 Святое семейство с агнцем  

«Святое семейство с агнцем» 1507, находится в мадридском музее Прадо. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.  

 Мадонна с розой  

Картина «Мадонна с розой» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.  

Мадонна днль Пополо (Мадонна с вуалью)

«Мадонна днль Пополо» (Мадонна с вуалью, Мадонна Лорета) — одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо в Риме, поэтому она и приобрела такле название. Картина висела напротив рафаэлевского портрета заказчика. Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».  

 Прогулка Мадонны  

«Прогулка Мадонны» 1516-1518, находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф.  

 Святое семейство под дубом  

Картина «Святое семейство под дубом» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель  

Святое семейство Франциска I  

Картина «Святое семейство Франциска I» 1518, названа в честь владельца короля Франции Франциска I, сейчас находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Позади фигуры двух ангелов.  

 Мадонна с безбородым Иосифом  

Сюжетом картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» (1505 год, Эрмитаж, Санкт-Петер­бург), послужило традиционное изображение Марии, младенца Христа и Иосифа, получившее широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Рафаэль сознательно отказывается от изображения конкретной обстановки и бытовых подробностей. Он стремится прежде всего к передаче внутренней гармонии и идеального настроения, соответствующего этому сюжету.  

Святое семейство под пальмой

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» 1506, находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Как и на предыдущей картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой).  

 Мадонна Пасадина  

«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.  

 Мадонна Диоталлеви  

«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.  

 Мадонна Солли  

«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.  

 Мадонна с младенцем и святыми  

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.  

 Мадонна Конестабиле  

«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умб­рийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле.

Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом.

Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.  

 Мадонна Купер (Малая)  

«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.

На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный.

Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.  

 Мадонна Купер (Большая)  

«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.  

 Мадонна дель Грандука  

«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии.

Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).  

 Мадонна Темпи  

«Мадонна Темпи» 1508, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене в Старой пинакотеке. «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. На картине Мария с тихой радостью прижимает ребенка к своей груди, готовясь осыпать его поцелуями .  

 Мадонна на троне  

На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке  

 Мадонна в голубой диадеме  

«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя  

 Мадонна с гвоздиками  

«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.  

 Мадонна Орлеанская  

«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадон­ны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.

В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена.

Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке.

Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.  

 Мадонна Колонна  

«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.  

 Мадонна Алдобрандини  

«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.  

 Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)  

Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения.

В «Мадонне делла Се­дия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.

«Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью.

Герои картины принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением.

Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.  

 Мадонна в шатре (Мадонна делла Тенда)  

width=»820″

Название картине «Мадонна в шатре» 1513-1514, дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.  

 Мадонна под балдахином  

На картине «Мадонна под балдахином» справа от Богоматери, то есть на самом главном месте, стоят Святой Бернар, которому посвящена капелла, но который был еще и дедом Пьеро, и апостол Петр, чье имя носил заказчик.

Мадонна ди Фолиньо

«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II.

Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи — «Сикстинской мадонне».

Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.

Мадонна дель Импаннато

«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель.

Картина свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.Картина находится в галерее Палатина во Флоренции.

Мадонна Бельведерская (Мадонна в зелени)

«Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена) выделяется красотой идеального типа Марии.

Мадонна (Прекрасная садовница)

«Мадонна-садовница» (1507, Лувр, Париж).

Мадонна со щегленком

«Мадонна со щегленком» (1506, галерея Уффици, Флоренция) — одна из любимых картин Вазари: «Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».

Мадонна Террануова

Название картина «Мадонна Террануова» 1504-1505 получила по одному из владельцев, итальянскому герцогу Террануова. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Эстерхази

«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств.

На последней флорентийской картине мастера изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель.

Картина не закончена, но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля: его мастерства композиции, соотношения масс, пластичности и ритмики движений, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма.

Мадонна Альба

«Мадонна Альба» — одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил; тем же годом датирована его «Афинская школа».

Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции.

В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.

Бриджуотерская мадонна

Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина хранится Эдинбурге в Национальной галерее Шотландии.

Мадонна с рыбой

«Мадонна с рыбой» 1514, находится мадридском Музее Прадо. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу).

Сикстинская мадонна

«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи».

Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему.

Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.

Малое святое семейство

Картина «Малое святое семейство» 1518-1519, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Мадонна на троне (Мадонна Ансидеи)

«Мадонна Ансидей» 1505-1507, изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство (La Perla)

Картина «Святое семейство (La Perla)» 1518 хранится в мадридском музее Prado. Это произведение Рафаэлю заказал граф Каноссы. Художник успел сделать только несколько набросков и нарисовать головку женщины. Рафаэль скончался, и доделывать полотно пришлось одному из рафаэлитов — Джулио Романо.

Мадонна делла Торре

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство Каниджани

Картина «Святое семейство Каниджиани» 1507, находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Она написана Рафаэлем по случаю бракосочетания благородного флорентийца Доменико Каниджани с Лукрецией Фрескобальди в 1507 году и, возможно, украшала супружескую спальню, либо домашнюю капеллу флорентийского дворца, поныне сохранившегося в квартале Санто Спирито. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом.

Мадонна с канделябрами

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/15320150.html

Ссылка на основную публикацию