«на горах», михаил васильевич нестеров — описание картины

Михаил Нестеров. На горах. Великий постриг. Описание картин | Русские художники. Russian Artists

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.

Этот замысел складывался постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте он предполагал создание пяти полотен.

Первым произведением цикла стала картина «На горах». В ней художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки, написанной с Ю. Н.

Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье, веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви.

Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.

Во второй «главе романа» художник хотел изобразить встречу героини со своим возлюбленным в монастыре, куда они приехали на богомолье. Это намерение, однако, осталось неисполненным.

1905. Холст, масло. 136 x 132. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.

«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.

Главная сайта         Главная         На страницу «Нестеров»         «Три шедевра»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov2more.html

Нестеров Михаил Васильевич

Биографии известных русских художников

Михаил Васильевич Нестеров в своих воспоминаниях пишет: «В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года, в Уфе, в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет божий новый член семьи.

Этим новым членом нестеровской семьи и был я. Меня назвали Михаилом в честь деда Михаила Михайловича Ростовцева. Родился я десятым.

Было еще двое и после меня, но, кроме сестры и меня, все дети умерли в раннем детстве.

Род наш был старинный, купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы — с юга, из Ельца… Отец умер глубоким стариком — восьмидесяти шести лет. Я благодарен ему, что он доверился опытному глазу К.П.

Воскресенского и не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти отец мог убедиться, что я не обманул его доверия. Из меня вышел художник.

При нем был пройден весь главный мой путь до Абастумана включительно. К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости…

Время шло. Отец и мать стали поговаривать о том, что пора отдать меня в гимназию. Мысль эта явилась тогда, когда родители убедились, что купца из меня не выйдет, что никаких способностей к торговому делу у меня нет…

Осенью 1872 года я все же поступил в приготовительный класс гимназии. В гимназии пробыл я недолго, учился плохо, шалил много…

Родители скоро увидали, что большого толка из моего учения в гимназии не будет, и решили, не затягивая дела, отвезти меня в Москву, отдать в чужие руки, чтобы не баловался…

Вот настал и день экзаменов. Выдержал я из закона божьего, рисования и чистописания, из остальных — провалился. Отцу посоветовали отдать меня на год в Реальное училище К.П. Воскресенского, с гарантией, что через год поступлю в Техническое…

Рисование с каждым днем захватывало меня все больше и больше. Я явно стал пренебрегать другими предметами, и все это как-то сходило с рук. Я начал становиться местною известностью своим художеством и отчаянными шалостями. За последние меня прозвали «Пугачевым». Я и был атаманом, коноводом во всех шалостях и озорствах».

Молчание

Директор реального училища заметил страсть Нестерова к рисованию и уговорил его отца в 1877 году отдать мальчика в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где определяющую роль играли крупнейшие художники-реалисты — Перов, Саврасов, Прянишников. Особенно любили студенты Перова. Его уроки все они надолго сохранили в памяти. «Яркая, страстная личность Перова налагала свой резкий отпечаток на жизнь нашей школы, ее пульс бился ускоренно», — вспоминал Нестеров.

В 1881 году Нестеров уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Ему казалось, что там он сможет получить более серьезную профессиональную подготовку. Но в академии Нестеров не нашел того, к чему стремился. Весной следующего года Михаил возвратился в Москву.

В последние годы пребывания в училище начал проявлять серьезный интерес к историческим темам.

И здесь проявилось растущее мастерство молодого художника, в картинах появились отдельные колористические находки, но общий тон по-прежнему оставался темным: «Шутовской кафтан» (1885), «Избрание Михаила Федоровича на царство» (1886).

Преподобный Сергий Радонежский

Большое значение для дальнейшего развития Нестерова сыграла картина «До государя челобитчики» (1886), за которую он получил звание классного художника и Большую серебряную медаль. Сам Нестеров считал главным эмоциональным содержанием картины «таинственную величавость».

В 1885 году Нестеров женится на Марии Ивановне Мартыновской: «18 августа 1885 года мы обвенчались с Марией Ивановной, и для меня началась новая жизнь, жизнь радостей художественных и семейных. Свадьба была донельзя скромная, денег было мало. В церковь и обратно шли пешком.

Во время венчания набралось поглазеть в церковь разного народа. Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения. Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю до сих пор лица…

Цветущая, сияющая внутренним сиянием, стройная, высокая — загляденье! А рядом я — маленький, неуклюжий, с бритой после болезни головой, в каком-то «семинарском» длинном сюртуке — куда был неказист.

И вот во время венчания слышу справа от себя соболезнования какой-то праздно глазеющей старухи: «А, ба-а-тюшки, какая она-то красавица, а он-то — ай, ай, какой страховитый!»

Святая Русь

После венца мы собрались все у сестры жены. Стали обедать. И в самый оживленный момент нашего веселого пирования бывшего на свадьбе доктора-акушера вызвали из-за стола к больной. Вскоре он вернулся — опоздал, больная уже умерла… Все это тогда на нас произвело самое тяжелое впечатление, конечно, ненадолго, но хорошая, веселая минута была отравлена. В душу закралось что-то тревожное…»

22 мая 1886 года родилась дочь Ольга, а через семь дней Мария умерла. Потрясенный художник задумывает картины, посвященные ее памяти. Сам Михаил Васильевич многое в своем творчестве склонен объяснять этим трагическим событием.

Под старость он писал: «Все пережитое мною тогда было моим духовным перерождением, оно в свое время вызвало появление таких картин, как «Пустынник», «Отрок Варфоломей» и целый ряд последующих, создавших из меня художника, каким остался я на всю последующую жизнь».

Всадники

В 1888-1889 годах Нестеров создает «Пустынника». По безлюдному берегу, опираясь на резную палку, медленно, осторожно переступая обутыми в лапти ногами, идет согбенный годами старичок. Поздняя северная осень. Вокруг разлита тишина. Спокойна светлая гладь воды, отражающая дальний, подернутый дымкой лес.

А здесь, впереди — одинокая иглистая елочка, ветка покрасневшей рябины, да нежно-зеленые запоздалые травинки, которые кое-где пробиваются сквозь побуревший покров топкого берега. Картина эта ясно говорила о появлении в русской живописи нового, интересного, значительного, своеобразного мастера.

Нестеров отправил картину на XVII передвижную выставку, где он впервые участвовал в качестве экспонента, но еще до вернисажа картину приобрел Третьяков.

На вырученные за картину деньги в мае 1889 года Нестеров едет за границу, изучает великих мастеров прошлого в городах Италии, а также в Париже и Дрездене.

Читайте также:  Явление, гюстав моро - описание картины

Сильное впечатление произвели на него итальянские мастера XV века: Фра Беато Анжелико, Сандро Боттичелли, Филиппе Липпи. Его поразила прежде всего их необыкновенная духовность: «Сила их — есть сила внутренняя…

Внешний же вид настолько первобытен и прост, что разве и поражает чем — это необыкновенной наивностью».

Соловки

Вернувшись, он поселяется в деревне недалеко от Абрамцева и приступает к работе над новой картиной — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).

«Видение отроку Варфоломею» при своем появлении на передвижной выставке 1890 года вызвало самые противоречивые суждения.

Мнения о ней резко разделились, одни горячо ее приветствовали, но многие из «старших членов Товарищества», к которым примкнул и Стасов, высказывались против картины, усмотрев в ней отступление от реалистических методов изображения.

В девяностые годы Нестеров создал еще несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому. Но все они гораздо слабее первого.

История жизни Михаила Васильевича Нестерова 

С начала девяностых годов начинается длительный период, когда Нестеров в основном занимался храмовой живописью. Пятнадцать лет провел художник на лесах различных церквей и соборов.

По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В.М.

Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911).

Эти декоративные ансамбли — образцы не только православной эстетической традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В.В. Розанова, «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу».

Сам Нестеров довольно критически оценивал свои церковные росписи: «Может, мои образа и впрямь меня съели, быть может, мое «призвание» не образа, а картины — живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом — «опоэтизированный реализм».

Под Благовест

Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его собственным словам, «написать красками роман, роман в картинах».

Художник написал три из пяти задуманных «глав» романа — картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897-1898) и «На Волге» (1905).

В дальнейшем, не желая расставаться с темой души, Нестеров создал ряд небольших картин, пронизанных чисто русской «любовью-жалостью» к их героиням, — «Думы», «Усталые», «Лето».

25 сентября 1898 года художник был избран академиком живописи. В июле 1902 года Нестеров вступает во второй брак. Его избранницей становится Екатерина Петровна Васильева. Жениху — сорок лет, невесте — двадцать два.

«Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна, по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек», — писал о ней Михаил Васильевич. В 1904 году рождается дочь Анастасия, прожившая совсем недолго.

В 1907 году у Нестеровых появляется сын Алексей.

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

1900-1910-е годы — один из самых ярких, интересных и в то же время противоречивых периодов в творчестве Нестерова.

В его произведениях появились новые черты, которые станут характерными для дальнейшего искусства художника: он все чаще обращался к крупнофигурным композициям, стремился к монументальности и обобщенности форм.

Изменился и эмоциональный настрой полотен. В них усилились тревожные ноты, мотивы одиночества, страдания.

Усилился интерес Нестерова к религиозно-философским исканиям. Оторванность от жизни нестеровской философии привела художника к крупному творческому поражению, которым явилась картина «Святая Русь» (1901-1905). Русский народ художник изобразил в качестве народа-богоискателя. Очень верную оценку дал картине Л.Н. Толстой, назвав ее «панихидой русского православия».

Моление о Чаше

В 1905-1906 годах был создан первый портретный цикл художника, принесший ему славу одного из самых серьезных своеобразных портретистов начала века, куда вошли портрет жены художника («Портрет Е.П. Нестеровой», 1905), портрет его дочери («Портрет О.М. Нестеровой», 1905), «Амазонка» (1906) и другие картины.

После 1907 года художник возвращается к старым мотивам, в его произведениях снова появляется образ человека, ушедшего от мирской суеты, посвятившего свою жизнь религии: «Схимник» (1910); «Лисичка» (1914). В 1917 году он пишет картину «Философы», которую впоследствии считал одной из лучших своих работ.

Нестеров изобразил двух крупных религиозных мыслителей того времени — П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. К «Философам» примыкает по глубине и остроте характеристики написанный несколько ранее «Автопортрет» (1915) и полотно «Архиепископ» (1917). Этими произведениями завершается дореволюционный период творчества художника.

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Гражданская война надолго отрезала Нестерова от Москвы, он был в Уфе, тяжело болел в эти годы и не мог заниматься любимым делом в полную силу. Только в 1920 году художник перебрался в Москву.

Нелегким было его материальное положение. В ту пору он писал Турыгину: «Не работается, ни к чему. Повторять себя надоело, а новых мыслей нет, а те, что есть, около печки сидя, не напишешь».

Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно.

С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой — работает в условиях строгой цензуры.

Христианские сюжеты (в которых он часто варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.

Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим драматическим напряжением и образной сложностью.

Девушки на берегу

Портрет Виктора Васнецова 

Люди искусства и науки (к примеру, «Художники П.Д. и А.Д. Корины», 1930; «Скульптор И.Д. Шадр», 1934; «Хирург С.С. Юдин», 1935; «Скульптор В.И. Мухина», 1940) выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы, которая продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему.

Таким же подвижником творчества выглядит и сам Нестеров в «Автопортрете» 1928 года. Ритмический изыск композиции и рисунка, экспрессивная звучность цвета, продуманность символических деталей — все это блестяще работает на образ в «Портрете академика И.П.

Павлова» (1935), наиболее известном из произведений этого цикла». 

Умер Нестеров 18 октября 1942 года.

Источник: http://tunnel.ru/post-nesterov-mikhail-vasilevich

Презентация «Художник Нестеров Михаил Васильевич»

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация «Художник Нестеров Михаил Васильевич»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Портрет работы Виктора Васнецова Дата рождения 31 мая 1862 Место рождения Уфа Дата смерти 18 октября 1942 Новодевичье кладбище Место смерти Москва Гражданство Российская империя, СССР Жанр художник, живописец Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Академия художеств

2 слайд Описание слайда:

Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. Михаил Нестеров Весна. Абрамцево

3 слайд Описание слайда:

Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых.

Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.

К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплое, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. До 12 лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии.

Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе.

4 слайд Описание слайда:

Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.

Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

5 слайд Описание слайда:

В мае 1886 г. у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 г. им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной. Христова невеста, 1904

6 слайд Описание слайда:

М.В. Нестеров. Этюд к картине ''Невеста Христова'‘, ныне прославленная  Церковью преподобномученица Великая Княгиня Елизавета В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел «Христову невесту» на периодической выставке в Москве.

Картина поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным.

После смерти Великого Князя  в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия.  Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров (1907).

  Замечательное сотрудничество закончилось написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен  уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

7 слайд Описание слайда:

Росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. Воскресение Христа Отечество

8 слайд Описание слайда:

Душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины раскрывает картина «За приворотным зельем»(1888). В основе тема неразделенной любви. На полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.

9 слайд Описание слайда:

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Читайте также:  Картина "владимирка", левитан, 1892

«Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Еще до открытия выставки «Пустынник» был приобретен П. М.

 Третьяковым.

10 слайд Описание слайда:

На полученные за картину «Пустынник» деньги в 1889 г. Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Терраса на Капри

11 слайд Описание слайда:

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убежден в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.

12 слайд Описание слайда:

Преподобный Сергий Радонежский Днесь, доколе Русь под мутью тленной И покуда вы в ленивых снах, Аз, убогий Сергий, раб смиренный, Паки есмь в дозоре и трудах . (Н.Рерих) За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою – Сергию Радонежскому. Труды Сергия Радонежского

13 слайд Описание слайда:

В 1890 г. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Церковным росписям и иконам Нестеров отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

«Святая Варвара» (позировала дочь Прахова), Киев

14 слайд Описание слайда:

В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5- 6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

По объему работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвел большое впечатление на современников. Путь ко Христу. Храм Александра Невского.

Абастумани, Грузия

15 слайд 16 слайд Описание слайда:

Под благовест, 1895 В 1895 г. была создана картина «Под благовест» («Монахи»).

Два монаха: первый — молодой и высокий, будущий книжник и догматик в плохом смысле этого слова, заботящийся не о спасении своей души, а о монастырской карьере, и второй — сгорбленный старец, чуждый всякого честолюбия, всецело углублённый в Священную книгу, полный детского восторга и радости бытия. На Передвижной выставке Нестерова приняли в члены Товарищества передвижников.

17 слайд Описание слайда:

Всадники 1898–1899. Выставляет «Чудо», «Под благовест» на художественной выставке в Мюнхене. Избран академиком живописи (по представлению Репина, Поленова и Васнецова).

18 слайд Описание слайда:

В 1901 г., желая углубить свое знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Соловки

19 слайд Описание слайда:

Молчание, 1903

20 слайд Описание слайда:

«Лисичка», 1914 1900–1901 — Встреча с Горьким (в Ялте), начало их дружбы. Работа над этюдами к «Святой Руси». Поездка на Белое море, в Соловецкий монастырь. Портретный этюд Горького. Знакомство с Художественным театром, сближение с Шаляпиным.

21 слайд Описание слайда:

«Святая Русь», 1901-06 «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы» С Киевским показом законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

22 слайд Описание слайда:

На Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. «На горах» (1896) «На Волге» (1905) «Думы» (1901)

23 слайд Описание слайда:

Зимой в скиту. 1904. Холст, масло. 62×75,8

24 слайд Описание слайда:

Девушки на берегу

25 слайд Описание слайда:

«Великий постриг»,(1897 −1898) «Две сестры» Ты песню грустную затянешь – Плач без начала и конца – В тоске своей прекрасной станешь И тень отступит от лица. Тогда прольется свет небесный С недостижимой высоты… И вновь художник неизвестный Достанет краски и холсты. Он назовет тебя Марией, Восторгом творческим дыша, Ведь в этом имени – Россия – Молитва, счастье и душа. (С.Дубровская)

26 слайд Описание слайда:

В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки Нестерова, имевшие исключительный успех.

В целом экспонировалось 85 произведений (картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899). «По народному поверью, души усопших десять дней пребывают на земле, не покидая близких своих».

Дмитрий на полотне изображён мёртвым, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом.

Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословящий Царевича. «Дмитрий Царевич убиенный»(1899)

27 слайд Описание слайда:

Два лада. Большая персональная выставка в Петербурге и Москве, 1907

28 слайд Описание слайда:

1909 -Участвует в Международной художественной выставке в Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она составила основу музея, открытого в 1920 г.). Моление о чаше Музей Нестерова М.В. В Уфе

29 слайд Описание слайда:

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной. Шесть великолепных образов – Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, — над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи.

30 слайд Описание слайда:

Революция 1917 г. стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г.

художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916) Страстная седмица. 1933 г Старец – раб Божий

31 слайд Описание слайда:

Крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г.

внизу с левой стороны картины. «У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…» На Руси. Душа народа.

1914—1916, холст, масло, 206х484 см

32 слайд Описание слайда:

В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве к портрету. В девяностые годы и в начале XX века портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины. Портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923) Портрет дочери Ольги «Амазонка» (1906)

33 слайд Описание слайда:

Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: ученый Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники браться Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И.

Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.

Портрет Виктора Васнецова Портрет академика физиолога И.П. Павлова

34 слайд Описание слайда:

Портрет скульптора Веры Мухиной Портрет хирурга С. С. Юдина Портрет жены Е.П.Нестеровой Портрет И. Ильина, «Мыслитель» Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский) Нестеров М.В., 90-е годы

35 слайд Описание слайда:

В 1938 году М.В. Нестеров был арестован и провел две недели в бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н. Шретер был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника, О.М. Нестерова была отправлена в ссылку в Джамбул. Жены-мироносицы

36 слайд Описание слайда:

1926 — Празднование 40-летия творческой деятельности Нестерова в Государственной академии художественных наук. Начинает писать воспоминания («Давние дни»). 1936 -Празднование 50-летия творческой деятельности. 1941 — Получает Государственную премию первой степени за портрет И.П. Павлова (1935).

1942 — Выходит из печати книга Нестерова «Давние дни». Чествование Нестерова в связи с его 80-летием. Награждение его орденом Трудового Красного Знамени и присвоение ему звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Последняя картина — пейзаж «Осень в деревне». Осень в деревне. 1942 г. Холст, масло. 76 × 79.

Государственная Третьяковская галерея

37 слайд Описание слайда:

Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября 1942 г. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_hudozhnik_nesterov_mihail_vasilyevich-382245.htm

Ю.Маслова. Старообрядческая Русь Михаила Нестерова — 10 Августа 2013 — Самарское староверие

В Третьяковке завершается выставочный проект «Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения».

Читайте также:  Вавилонская башня, питер брейгель старший, 1563

Аннотация к выставке говорит, что на ней представлено более 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций.

Как и все крупные проекты Третьяковки, выставку сопровождает большое количество пояснительных текстов, документальный фильм, объемный каталог работ М.В.Нестерова.

Михаил Нестеров с дочерью. Фото из книги «Следы во времени»

Однако меня всегда волновала не столько биография художника, сколько та внутренняя, духовная жизнь, которая прорывается в наш материальный мир через его произведение. Нестеров много занимался росписями храмов, писал иконы, портреты. Портреты у него замечательные, чего не могу сказать о религиозной живописи.

У святых и ангелов, изображенных художником, как мне кажется, слишком театральные лица и позы, а «вокруг чудесных, задумчивых, быть может, печальных, измученных глаз – темные круги…» (как писал художник о глазах М.К.Заньковецкой). Староверам, воспитанным на древнерусской живописи, странно смотреть на такие иконы.

Поэтому из девяти разделов экспозиции сильнее всего интересовал один – «Роман в красках» – изображающий старообрядческую Русь.

70-80-е годы XIX века были отмечены особым интересом в образованных кругах российского  общества к истории допетровской Руси, к древнерусскому искусству, фольклору, старообрядчеству.

Историческое направление было представлено бытовой живописью, чему способствовали труды известного историка и археолога И.Е.Забелина. Добавлю, что свою роль сыграли и труды А.П.Щапова, и отмена крепостного права.

Старообрядчество перестало быть «совершенно секретной» темой для историков и художников.

В сознании любого, даже не подготовленного зрителя, есть две знаковые картины русской живописи, которые безоговорочно ассоциируются со староверием: «Боярыня Морозова» и «Великий постриг».

Рассказывая про свою работу «Государевы челобитчики», Нестеров не без иронии сообщал другу А.А.Турыгину: «Не больше как через месяца полтора ты, как и многие другие счастливые смертные, увидят чудо искусства.

Ты думаешь, я хочу сказать про картину Сурикова «Боярыня Морозова»? — ошибаешься, хотя правда и то, что слова Поленова о вышесказанной картине позволяют ее считать чудом: привожу эти слова во всей их неприкосновенности: «Я видел много у нас и на Западе сильных вещей, но драматичней того, что я увидел на картине Сурикова — я не видал!»» Не менее драматичной в истории русской живописи стала картина Нестерова «Великий постриг».

Мастер русской пейзажной и жанровой живописи В.Н.

Бакшеев в воспоминаниях о годах, проведенных в Московском Училище живописи, рассказывал, что Левитан, Нестеров и Архипов буквально зачитывались романами Мельникова-Печерского, восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта.

Несмотря на то, что название интересующего раздела выставки – «Роман в красках» – обращает зрителя к дилогии Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», картины художника – отнюдь не иллюстрации к книге. В 1898 году Нестеров готовится к выставке.

«На предстоящей Передвижной выставке будут две новые мои картины: «Великий постриг» (навеянный когда-то романом А. Печерского, но не иллюстрация к нему) и «Благовещение». Обе картины в характере лирическом, тихом», – сообщает он М.П.Соловьеву из Киева.

Мотив личной святости человека для Нестерова – это не просто «тема», это особый настрой души художника. Он не был старовером, и не происходил из староверческой среды, хотя был родом из купцов. Однажды Нестеров гостил в Ясной Поляне, писал портрет Льва Толстого. Тот возьми, да спроси художника о его вере.

Михаил Васильевич так пишет об этом А.А. Турыгину: «Вчера вечером завязалась беседа о монастырях, монахах, путешествиях его по монастырям, все интересно, ярко и живо. Как-то врасплох спрашивает: какой я веры? — то есть «православный» и проч.

, я ответил утвердительно, от «исповеди» же уклонился очень ловко, что и было оценено».

Михаил Нестеров. Юность Сергия

Многие отмечали молчаливость Нестерова. Михаил Васильевич, безусловно, был необычным человеком. Вот как его характеризовал Александр Бенуа: «Этот господин, весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой… и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах…

Хорошо изучил свое дело, т. е. византийскую богомазь. Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. Говорит мало – но метко, иногда зло… Я думаю, что это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но и с червем сомнения, подтачивающим ее.

Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало его веру? Или он сам слишком много «думал» о Боге?.. Он борется – с чем? Не знаю! Быть может, он вдобавок и честолюбив».

Убийственная характеристика, не правда ли? В одном письме Нестеров признается, что его творчество имеет в себе «нечто болезненное»: «поэзия моих произведений – поэзия одиночества, страстного искания счастья, душевной тишины и покоя».

Михаил Нестеров. Христова невеста

Картину «Великий постриг» по времени предваряло полотно «Христова невеста» из жизни Керженского старообрядчества. В ней отразились и общественный интерес к староверию, и личная драма художника – ранняя смерть жены. Кстати, это печальное событие очень сблизило Нестерова с Суриковым, тоже потерявшим супругу.

В одном из писем сестре Нестеров сообщает: «Как-то был у Василия Сурикова, просидел с 6 вечера до 2 ч. ночи. Много говорили и читали Иоанна Златоуста, Василия Великого и т.п. Интересный он человек. Недавно вышел в «Севере» мой рисунок, конечно, изуродован, тем не менее он Сурикову очень нравится, название – «Созерцатель»».

Нестеров и сам был таким «созерцателем».

Раздел выставки «Роман в красках» поражает своей эмоциональной сдержанностью, молчаливостью персонажей, а порой грустью, что отвечает духовному настрою гонимого, укрывавшегося в лесах старообрядчества. На полотнах печальные девушки в сарафанах и платках изображены на фоне скромной русской природы.

На серьезных и сосредоточенных лицах лежит печать Христова образа, доставшаяся сокровенной Руси в вечное наследство. Биограф Нестерова И.И.

Никонова справедливо заметила, что старообрядцы, считающие себя истинными хранителями национального прошлого, явились для художника реальными выразителями народного духа, начала которого – в истории допетровской Руси.

На полотне «Великий постриг» изображен лесной старообрядческий скит и юная девушка, идущая на предстоящий постриг в сопровождении процессии монахинь.

Еще одна «Христова невеста»… Друг художника Сергей Дурылин считал, что «Великий постриг» не апология женского иночества, а лирическая элегия женского несбывшегося счастья.

По замыслу художника, у «романа в красках» должна быть еще одна, завершающая часть: героиня должна была найти покой там же, где нашла сестра по духу и судьбе – Катерина Островского – в пучине Волги. Картина эта, слава Богу, не была написана.

Михаил Нестеров. Великий постриг

«Великий постриг» создавался в Киеве, в 1897 году. В июне этого года художник был в Нижнем Новгороде, но в старообрядческие скиты не заезжал, а лишь ограничился тем, что «купил кое-какие фотографии из раскольнической обстановки» (письмо к О.М.Нестеровой 10 июня 1897 года).

Старообрядцы впоследствии отказывались верить, что Нестеров не бывал в их скитах: так глубоко было проникновение художника во внешний уклад и во внутренний дух старой веры. Ни одна репродукция «Великого пострига» не может передать того чувства надмирности, которое присутствует в живописной картине. Ты понимаешь, что видишь инобытие. Тоски здесь нет.

Есть тихое смирение, даже в природе. Вспомнился Николай Клюев:

В златотканные дни сентября Мнится папертью бора опушка. Сосны молятся, ладан куря,

Над твоей опустелой избушкой.

Мне впервые довелось разглядеть заплаканное лицо девушки, которая несет свечу странноватого сине-зеленого цвета. Слева на полотне изображена группа берез. Об их значимости, как символа России, даже не буду и говорить.

Меня поразила кора. На коре белоствольной березы есть темные черточки. Их научное название «чечевички».

Так вот, «чечевички» нестеровских берез написаны не черным и не коричневым цветом, а серо-синим, зеленоватым, серым, – импрессионизм!

В феврале 1915 года М.В.Нестеров пишет А.А.Турыгину: «Ваш Петроград на меня на этот раз подействовал целебно. Возвратившись на Донскую, я принялся за новую картинку… Серый, тихий день, берег Волги; вдали леса – Заволжье, а тут, на горах, скит.

По двору скита идут две «сестрицы», сестрицы кровные, а «души» у них разные; у одной душа радостная, вольная, а другой – она сумрачная, черная. Вот и все». Глядя на эту картину на выставке, я никак не могла отделаться от впечатления, что две сестры-скитницы – это две ветви староверия, – поповство и беспоповство.

Сестра, символизирующая беспоповцев (пессимистичную ветвь староверия, поверившую в царство духовного антихриста), одета в белый платок и темный сарафан. Она тянет сестру к себе, устремив взгляд, исполненный грусти, в землю.

Сестра, символизирующая поповцев (более оптимистичную, на мой взгляд, ветвь староверия), одета в красный, цвета пасхальной радости, платок и сарафан. Она улыбается и машет букетом полевых цветов, приветствуя невидимого зрителю человека. А, может, прощается с кем? Сестры кровные, а «души» – разные…

Михаил Нестеров. В скиту. Сестры

Но самое удивительное в картинах Нестерова – это даже не обращение к сложной теме старообрядчества. Я видела на полотнах знакомые лица! Художник уловил «архетип старообрядца», возникающий в новых поколениях приверженцев старой веры. В письме к С.Н.

Дурылину в декабре 1941 года Нестеров сообщает: «Здоровье мое то так, то эдак. В бомбоубежище не ходим, мне носить туда свои восемьдесят лет трудно. Много читаю, сейчас занят чтением некоего Исаака Массы, голландца, описывающего XVII век до конца царствования Грозного, Федора Иоанновича, Бориса и Самозванца.

Во веки веков мы были те же, что сейчас. Прелюбопытный народ…»

Ю.Маслова

Другие статьи и рецензии Ю.В.Масловой — на ее страничке в Книжнице

Источник: http://samstar.ucoz.ru/news/ju_maslova_staroobrjadcheskaja_rus_mikhaila_nesterova/2013-08-10-5948

Ссылка на основную публикацию