Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, франсиско де сурбаран — описание картины

Галина Дятлева — Мастера натюрморта

Х. Санчес-Котан. «Натюрморт», ок. 1600–1610, частное собрание

Став монахом, художник начал создавать произведения, посвященные исключительно святой обители. Один из главных шедевров мастера — цикл из восьми больших композиций, рассказывающих об основании ордена Св. Бруно и преследовании английских католиков протестантами.

Кроме того, в картезианском монастыре в Гранаде Санчес-Котан выполнил фрески для зала капитула, трапезной и нескольких капелл. Стены монастырских келий он расписал образами Мадонны с гирляндами цветов и пейзажами с фигурами отшельников.

Большинство работ Санчес-Котана хранится в монастыре и музее Гранады. Несмотря на присутствующие в них черты архаического искусства, они показывают интерес художника к такой проблеме, как передача освещения и перспективы.

В некоторых работах чувствуется влияние итальянского мастера Камбьязо, с творчеством которого Санчес-Котан, вероятно, познакомился в Эскориале («Мадонна, будящая младенца Христа», Музей изобразительных искусств, Гранада).

Поразительно, с каким искренним чувством и трогательной наивностью художник трактует религиозные сюжеты и сцены христианского мученичества.

Санчес-Котан оказал значительное воздействие на многих испанских художников.

Прежде чем написать большой цикл алтарных композиций, Кардучо специально приезжал к Санчес-Котану из Мадрида, чтобы познакомиться с его творчеством.

Есть свидетельства, что монаха-живописца навещал и великий Сурбаран. Натюрморты-бодегоны Санчес-Котана повлияли и на таких испанских мастеров, как Фелипе Рамирес и Блас де Лелеема.

Франсиско Сурбаран отразил в своей созерцательной живописи важнейшую для испанского искусства XVII века тему монастырской жизни.

Заказчиками художника были представители доминиканского ордена, францисканцы, картезианцы, иеронимиты.

Наряду с многочисленными алтарными композициями и сценами из жизни святых, Сурбаран написал целый ряд натюрмортов, свидетельствующих о глубоком интересе художника к окружающему миру.

Испанский живописец Франсиско Сурбаран родился в Эстремадуре, в городке Фуэнте де Кантос. В 1614 году его отец, небогатый торговец, определил сына в мастерскую севильского художника П. де Вильянуэве, занимавшегося раскраской статуй из дерева.

Живя в Севилье, Сурбаран сблизился с Д. Веласкесом, с которым познакомился в ателье художника Ф. Пачеко. Значительное влияние на молодого живописца оказало творчество Караваджо.

Вся жизнь Сурбарана прошла в Испании. В 1617–1618 годах он жил в Эстремадуре, в маленьком городке Льеренне, а в 1629 году поселился в Севилье, где вскоре получил известность.

Он выполнил целый ряд крупных заказов для монастырей Севильи.

Работы Сурбарана пришлись по душе заказчикам, и городской совет предложил живописцу навсегда остаться в городе, что вызвало протесты со стороны севильской корпорации художников, недовольной успехом провинциального мастера.

Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция

В 1634 году Сурбаран приехал в Мадрид, где изучал картины в Королевском собрании живописи и создавал полотна для дворца Буэн-Ретиро. Вскоре он вернулся в Севилью и продолжил трудиться над заказами для монастырей в Испании и в испанских колониях в Южной Америке («Св.

Лаврентий», 1636, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Рождество», «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Обрезание», все — в 1638–1639, Музей изящных искусств, Гренобль; «Чудо с падре Сальмероном», «Искушение св. Иеронима», «Бичевание св.

Иеронима», 1638–1645, капелла монастыря, Гваделупа, близ Касереса; «Мастерская в Назарете», 1630-е, Музей искусств, Кливленд; «Св. Касильда», Прадо, Мадрид; «Св. Доротея», 1635–1645; «Св. Инесса», 1635–1645, обе — в Музее изящных искусств, Севилья; «Св.

Марина», 1635–1645, Национальная галерея, Лондон)

Ф. Сурбаран. «Детство Мадонны», Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В 1650-х годах художник переживал творческий спад, что, возможно, было связано со стремлением подражать молодому испанскому живописцу Б. Э. Мурильо.

Значительное место в наследии Сурбарана занимают натюрморты, показывающие любовное внимание мастера к вещам, окружающим человека. Создавая свои натюрморты, художник использует те же приемы, что и в сюжетных композициях.

Выстраивая предметы в одной фронтальной плоскости, Сурбаран наделяет их предельной объемностью. Строгая пластика форм делает изображение реальным и убедительным.

Лаконичные по своему композиционному строю, эти картины восхищают почти музыкальной ритмичностью, гармонией цветового решения и общей целостностью («Натюрморт с мельницей для шоколада», Музей западного и восточного искусства, Киев).

Одни натюрморты Сурбарана поражают своей кажущейся простотой, причастностью к обыденной жизни («Натюрморт», ок. 1634, Прадо, Мадрид), другие, красочные и монументальные, вызывают ощущение праздничной торжественности («Натюрморт», 1633, Музей Нортон Саймон, Пасадена, США).

Интерес к миру вещей хорошо заметен не только в натюрмортах Сурбарана, но и в его композициях с человеческими фигурами.

Такова картина «Детство Мадонны» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), в которой вещи, окружающие юную Марию, помогают создать удивительно живой и лиричный образ.

Художник не только очень убедительно передает фактуру каждого предмета, изображенного на полотне, но и стремится одухотворить его.

Белые лилии и розы в большой вазе и меленькие голубые и желтые маргаритки, рассыпанные по полу, корзинка с рукодельем, книга и ножницы на столе, вышивка с воткнутой в нее иглой — в каждом атрибуте сокрыт глубокий символический смысл. В 1658 году Сурбаран вернулся в Мадрид. Его слава осталась в прошлом, и заказчики забыли о когда-то знаменитом художнике. Умер Сурбаран в глубокой бедности.

Многие картины Антонио де Переды, будь то натюрморты или аллегорические композиции, напоминают зрителю о бренности всего земного, быстротечности жизни и неотвратимости смерти.

На полотне «Сон рыцаря» («Жизнь есть сон»), хранящейся в мадридской Академии Сан-Фернандо, ангел, вознесенный над спящим юношей, держит ленту, на которой можно прочитать латинское изречение: «Земное подобно стреле, оно летит быстро и убивает».

Испанский живописец Антонио де Переда родился в Вальядолиде, в семье провинциального художника. Образование он получил в Мадриде, в мастерской П. Куэваса. Манера письма Переды сформировалась под влиянием искусства Хусепе де Риберы и Диего Веласкеса. Жил и работал художник в Мадриде.

В творческом наследии Переды — множество картин на религиозные и исторические сюжеты («Взятие Генуи маркизом Санта-Крус», 1634, Прадо, Мадрид; «Благовещение», 1637, «Освобождение апостола Петра из темницы», «Св. Иероним», все — в Музее Серральбо, Мадрид).

Огромный интерес к миру вещей побудил художника обратиться к жанру натюрморта, в котором он стал непревзойденным мастером. На его полотнах мы видим множество дорогих и красивых предметов, соединенных в тесные группы.

Здесь блестящие металлические блюда, ковшики, стеклянные сосуды, изящные керамические кувшины и вазочки, украшенные цветочным орнаментом.

Такова картина «Натюрморт с поставцом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), где выразительность и нарядность создается с помощью сопоставления оттенков: бордовой скатерти, темного сундучка-поставца и многочисленных вещей на столе, окрашенных в светлые тона.

А. де Переда. «Натюрморт с часами», 1652, ГМИИ, Москва

А. де Переда. «Натюрморт с поставцом», ок. 1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Переда внимателен к каждому предмету, он тщательно передает даже самые мелкие детали: щербинки на краях бокала и бело-синего кувшина, складочки на скатерти и отражение оконного проема в круглом стеклянном сосуде, наполненном водой.

Как и другие испанские художники, Переда не раз обращался к жанру vanitas.

В таком стиле исполнен «Натюрморт с часами» (1652, ГМИИ, Москва), изображающий часы — символ неумолимого времени, морские раковины, воплощающие внешнюю оболочку, из-под которой давно ушла жизнь.

К этому же типу натюрморта принадлежит и полотно, получившее название «Vanitas» («Аллегория бренности», ок.

Читайте также:  Распятие, андреа мантенья

1650–1651, Художественно-исторический музей, Вена), где фигура крылатого ангела окружена вещами, символизирующими власть, богатство, знания, удовольствия и развлечения (монеты, книги, оружие, игральные карты и т. д), и предметами, указывающими на быстротечность жизни (черепа, песочные часы, погасшая свеча). Здесь Переда, как и во многих других своих картинах, помещает латинскую назидательную надпись «Nil omne» — «Все ничто».

Источник: https://profilib.org/chtenie/155797/galina-dyatleva-mastera-natyurmorta-19.php

Испанская живопись франсиско сурбаран. франсиско де сурбаран (15981664) франсиско де сурбаран родился в 1598 г. в небольшом андалусском селении в семье. — презентация

1 ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ Франсиско Сурбаран<\p>

2 Франсиско де Сурбаран ( ) Франсиско де Сурбаран родился в 1598 г. в небольшом андалусском селении в семье крестьянина. В 15-тилетнем возрасте Франсиско начинает обучение живописи. Стиль и характер творчества Сурбарана определились уже в его ранней юности. Заказчиками его были, главным образом, богатые монастыри. К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на те или иные религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи. Ранние произведения Сурбарана проникнуты сильным влиянием Микеланджело да Караваджо. В конце 1620-х гг. к Сурбарану приходит громкая слава; он становится главным художником города Севильи и персональным живописцем монастырей. В 1626 г. Сурбаран подписывает свой первый крупный контракт с доминиканским монастырем Сан-Пабло Эль Реаль в Севилье, для которого он написал цикл из 21 композиции. В гг. мастер получает два заказа, очень значительных для молодого живописца. По одному из них Сурбаран сделал двадцать две картины из жизни основателя ордена мерседариев Педро Ноласко, освобождавшего христиан из мавританского плена. Другой заказ, выполненный совместно с Эррерой Старшим, заключался в написании серии картин из жизни св. Бонавентуры. К началу 1630-х гг. Сурбаран сложился как неповторимый живописец религиозных сцен. Наряду с картинами на традиционные религиозные сюжеты («Апостол Андрей», «Спаситель», «Поклонение пастухов») Сурбаран живописует сцены из жизни монастырей, заимствует сюжеты для своих картин из монастырских легенд, изображает прославленных и канонизированных монахов. Сурбаран работал также и в светских жанрах. Светских портретов у художника всего несколько. Наиболее известен из них «Портрет доктора прав» (собрание Гарднер, Бостон). По манере эти портреты напоминают стиль Веласкеса, с которым художник был очень дружен. Но излюбленным светским жанром художника был натюрморт. Как естественная составная часть картины натюрморт появляется уже в раннем творчестве Сурбарана, а в 1630-е гг. он выделяется в отдельный жанр. Однако, получая заказы, главным образом, от монастырей, Сурбаран писал преимущественно на религиозные темы. Ф.Сурбаран. Автопортрет<\p>

3 Видение апостола Петра св. Петру из Ноласко, Музей Прадо. Мадрид Художник писал своих героев с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.<\p>

4 Моление св. Бонавентуры перед избранием Папы. Дрезденская галерея, Германия. В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Св.Бонавентура, молодой южанин-испанец с открытым одухотворенным лицом, жил в 12 веке. Сурбарана интересовала прежде всего тайна мистического общения человека с Богом. Картина «Молитва Святого Бонавентуры» (1629 г.) посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания Папы Римского и указал им достойного кандидата. Главной темой здесь стал диалог молящегося Бонавентуры с ангелом, который открывает ему имя избранника. Свет от фигуры ангела широкими полосами ложится на тёмное одеяние святого, обволакивает его одухотворённое лицо, наделяет мягким сиянием сомкнутые руки. Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) и перекличка двух красочных пятен красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно.<\p>

5 Мадонна с младенцем, 1658 музей им. А.С.Пушкина, Москва Ведущую роль в произведениях Сурбарана играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо- коричневых тонов.<\p>

6 Святой Франциск, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия. Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.<\p>

7 Отрочестве Марии, ок. 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились мягкость, теплота, нежность. В «Отрочестве Марии» запечатлена скромная девочка, рукодельница воплощение кротости и душевной чистоты.<\p>

8 Прославление св. Фомы Аквинского Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.<\p>

9 Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано е гг. Парадный портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано, священнослужителя и профессора университета Сеговии.<\p>

10 Защита Кадиса от английского вторжения, 1634, Музей Прадо. Мадрид.<\p>

11 Дом в Назарете, Художественный музей г. Кливленда.<\p>

12 Натюрморт с четырьмя сосудами, музей Прадо. Мадрид. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, Музей Нортон Саймон. в г. Пасадена, США. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта. Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, ритмическая организация композиции, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Благодаря тонкой игре цветных бликов картины наполнены жизнью. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью. Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом, соотношение форм, фактуры, сочных красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое. Живописец изображал, как правило, простые и изящные вещи вазочки, кувшинчики, металлические блюда, фрукты и цветы. В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/925845/

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.

В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».

В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

Творчество франциско де сурбарана

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи.

В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов.

В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр.

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским».

Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего.

Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.

Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

Смерть Св. Бонавентуры 1629Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650Св. Бонавентура. 1640-1650Св. Бонавентура.

1640-1650

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях.

Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле.

Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.

ОТРОЧЕСТВО МАДОННЫ

В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью. Перед нами — испанская девочка с милыми чертами лица, но в образе Марии художник передал что-то отличающее ее от простого ребенка.

Трогательная кротость, с которой она устремила глаза в небо, и лицо, озаренное сверху светом, говорят об ее избранности и покорности будущим испытаниям. Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев.

Сюжет, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

Создавая «отвлечённый» образ Девы Марии, великий испанец Франсиско де Сурбаран, будучи истинным католиком, стремился к простоте и выразительности, естественности и недвусмысленности, не забывая об эстетической составляющей.

Замысел мастера прост и многозначен одновременно — перед нами Мария, будущая мать Христа Спасителя, но с внешним обликом простой испанской девочки, немного угловатой и скромной.

Одежда Марии также проста и целомудренна, что соответствует образу девочки, чудо рождения которой, и вся её последующая жизнь, безраздельно посвящены Богу.

Художник отходит от привычного сюжета Благовещенья и изображает только лишь Вечную Деву, парящую над землёй, окруженную мерцающими звёздами и сверхъестественным, неземным, золотистым светом. От Духа Святого нисходит на землю Спаситель Мира и начинает свой земной путь.

Композиция полотна проста и уравновешена: фигура девы Марии в самом его центре и лишь немного наклонена вправо и вниз, как бы охватывает взглядом землю. Мастерски выписанный передний план с резкими границами света и тени, создаёт у зрителя ощущение сопричастности к происходящему.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. 1598–1664. М., 1963

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , smallbay.ru, muzei-mira.com, krugosvet.ru

Франсиско де Сурбаран: картины художника

Франсиско де Сурбаран — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/surbaran-fransisko-de.html

Севильская живопись XVII века

18 04 2013      гид       1 комментарий

Франциско Пачеко

Расцвет натюрморта, а вместе с ним и бытового жанра (так называемых «бодегонес» – кухонных сцен), наблюдается в живописи Севильи в первой половине XVII столетия, когда там учился и работал Франсиско Сурбаран.

Севилья – многоязычный город, населенный разноплеменными купцами, матросами, грузчиками, рыбаками; большой торговый порт, который пропускал через себя богатства Востока и Запада.

В Севилье меньше, чем в других городах Испании, ощущался религиозный фанатизм и давление со стороны родовой аристократии.

<\p>

Гуманизм и образование находили тут благодатную почву, в искусстве же, в частности в живописи, преобладали демократические и реалистические тенденции.

Франсиско Сурбаран много писал на религиозную тему, однако в его религиозных сюжетах реалистично изображены современники художника. Его герои благородны, сдержаны и красивы, а натюрморты реалистичны и лаконичны.

Франсиско Сурбаран Христос де ла Крус

Франсиско Сурбаран Видение Алонсо Родригеса

Франсиско Сурбаран Святой Франциск

Франсиско Сурбаран Святая Касильда

Франсиско Сурбаран Детство Девы

Франсиско Сурбаран Пресвятая Богородица с младенцем и юным святым Иоанном Крестителем

Франсиско Сурбаран Дома в Назарете

Натюрморты Сурбарана особенные. Суровая простота и правдивость изображаемого доведены в них до патетического звучания. Словно их освещает и вызывает из темноты один луч света

Франсиско Сурбаран Чаша воды и роза на серебряном блюде

Франсиско Сурбаран Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой

Франсиско Сурбаран Натюрморт с глиняными флягами

Примечательным является и то, что официальным цензором инквизиции в Севилье был не служитель церкви, не знатный чиновник, а живописец, писатель и педагог – Франсиско Пачеко.Он сам являлся глубоко религиозным человеком и академичным художником, основателем испанского натурализма в искусстве

Франсиско Пачеко Сон святого Иосифа

Франсиско Пачеко Страшный Суд

В  мастерской Франческо Пачеко учились и Сурбаран, и будущий зять Пачеко – Диего Веласкес.  Он тоже родился в Севилье. Тут  научился видеть и правдиво изображать красоту реального мира. Со временем, будучи уже первым живописцем мадридского двора, Веласкес ни разу не изменил правде своего искусства.

Диего Веласкес Водонос

Диего Веласкес Трое мужчин за столом

Диего Веласкес Трактирщик

Диего Веласкес Старая кухарка

Колорит и тональное решение севильских «бодегонес» (по-испански “бодегон” – “харчевня”) Веласкеса свидетельствуют о безусловном влиянии Караваджо, от которого мастер со временем освобождается – отходит от искусственного освещения и контрастной светотени, его палитра обогащается и становится все более светлой.

Изучение венецианской живописи открыло для него неисчерпаемые возможности цвета, – именно тончайшими оттенками цвета виртуозно гравирует он форму.

О портретах Веласкеса и Карреньо в истории севильской живописи XVII века речь пойдет в следующей статье о знаменитых портретах Габсбургов…

Источник: http://museumdoma.ru/sewilya-zhiwopis/

Сурбаран Франсиско (Francisco de Zurbarán)

Родился Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarn) в 1598 году, в Фуэнте-де-Кантос. Его родителями были простые крестьяне. Когда художнику исполнилось 15 лет, он начинает обучаться в мастерской ни  кому неизвестного художника Севильи  — Педро Вильянуэва, который раскрашивал скульптуры из дерева для монастырей.

Еще в ранней юности, творчество Сурбарана  отличалось  определенным  характером и стилем. В основном он работал с заказами богатых монастырей.  Картины Франсиско Сурбарана в основном воссоздают религиозные темы, а позировали ему  сами монахи.

Когда Франсиско Сурбарану исполнилось 19, он женился на Марии Паэс, дочери коновала. Их брак, продлился недолго, всего семь лет, Мария умирает, оставив Сурбарану сына и двух дочерей.

В 1625 году, Франсиско снова женится на дочери Беатриче де Моралеса. В этот же период Сурбаран выполняет первые заказы Севильи.

В 1620 году, к художнику приходит громкая известность, Сурбарана назначают главным живописцем монастырей и города Севильи.

Работал Сурбаран и в светском жанре. Но, светских портретов художник написал совсем немного.

Наиболее известный из них « Портрет доктора прав», который написан в стиле, напоминающем Веласкеса, с которым Франсиско был в дружеских отношениях.

В 1630 году, Франсиско Сурбаран приезжает в Мадрид, где состоялось его знакомство с коллекциями при дворе короля. В 1634 году, Сурбаран рисует серию работ « Подвиги Геракла».

Самым любимым светским жанром Сурбарана является натюрморт, который присутствует в раннем творчестве художника. В 1630 году, картины Франсиско Сурбарана « Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» и « Натюрморт с четырьмя сосудами»  выделяются в отдельный жанр.

В 1639 году, Франсиско снова остается вдовцом. В 1644 году, он снова женится на дочери мастера Тордера. Новая жена рожает ему шестеро детей.

Чтобы обеспечить свою большую семью Сурбаран выполняет огромные объемы заказов монастырей различных городов Южной Америки.

В последующие годы, в творчестве Сурбарана наблюдается душевность и некоторая интимность: « Отрочество Богоматери», « Непорочное зачатие», « Отдых на пути в Египет».

В 1658 году, Франсиско Сурбаран переезжает в Мадрид, у него финансовые проблемы и он рассчитывает получить поддержку Веласкеса и заказы аристократов. Но, его надежды не оправдались,  и до самой смерти Сурбаран живет всеми забытый в нищете.

Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье — выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/surbaran/

Ссылка на основную публикацию