«офелия», джон эверетт милле — описание картины

Самое красивое самоубийство (часть 2)

elefant59December 11th, 2015

Кадр из сериала о братстве прерафаэлитов «Отчаянные романтики»

В современной фэшен-индустрии cмерть Офелии является самым растиражированным сюжетом, a самой подражаемой картиной на эту тему — работа Джона Миллe.
Для картины «Офелия» Джонy Милле позировала 22-летняя Элизабет Сиддал.

Лиззи была одной из любимейших моделей прерафаэлитов, и почти все члены братства запечатлили ее на своих полотнах. Она также хорошо рисовала — ее работы высоко ценил сам Джон Рёскин.

Пробовала себя в поэзии — ее стиль сравнивали с стихотворениями Кристины Россетти, сестрой художника Данте Габриэля Россетти.

Элизабет Сиддал, Данте Габриэль Россетти 1865 год

Милле долго искал место, соответствующее описанию природы Шекспиром, и нашел такой пейзаж на берегу реки Хогсмилл, в графстве Суррей.

Художник оставил полные юмора воспоминания о работе над пейзажем:

» В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.» Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом.Одна из ключевых идей прерафаэлитов состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому все растения на картине выписаны с ботанической точностью. Современная «Офелия» без Офелии была написана по мотивам работы Милле.

«Офелия» Эрик Оджик 2006 год.

Натурализм картины Джонa Миллe соседствует со сложным символизмом, полным намеков на судьбу Офелии. В соответствии с текстом «Гамлета» находится и выбор изображенных художником цветов, которые раздавала собравшимся героиня Шекспира перед тем как отправиться навстречу своей гибели.

Уильям Шекспир «Гамлет».

Сцена смерти Офелии:
«Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток.

Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти.»

«Офелия» или «Смерть Офелии» Джон Эверетт Милле 1852 год. ( Символика картины )

Белые розы на берегу.Розы — цветы любви, молодостии красоты, а также имя — «роза мая» — данное Лаэртом сестре.
Pозовые розы плавают около щеки Офелии и на её платье.
Лютики, на переднем плане картины, означают неблагодарность или детскость.
Плакучая ива, склонившаяся над Офелией, — символ отвергнутой любви.
Крапива, которая растет вокруг ветвей ивы, подразумевает боль.
Pомашки около правой руки означают невинность.
Фиолетовый вербейник в правом верхнем углу картины пришёл из пьесы: это те самые «персты покойников», северные орхидеи, из которых плела венок Офелия.
Гирлянда фиалок на шеи Офелии — из сцены, в которой она одаривает цветами королевскую чету и брата: «А еще я хотела подарить вам фиалки, но они увяли, когда умер мой отец. Говорят, у него была легкая смерть».Фиалки — символ чистоты и смерти в молодом возрасте.
Цветы таволги означают бесполезность смерти Офелии .
Светло-голубые незабудки на берегу реки подразумевают преданность.
Анютины глазки, о которых Офелия говорит «это для дум», плавают на её платье. Они также могут указывать нa думы о напрасной любови ( название происходит от французского, penses )
Печаль Офелии символизирует глаз фазана, плавающей рядом с анютиными глазками.
Венок в нижнем правом углу — скорбь. У многих народов существует традиция погребальных венков. В Европе их делали в первую очередь для умерших девушек.»Она свои венки Повесить думала на ветках ивы, Но ветвь сломилась. В плачущий поток С цветами бедная упала.»
Яркий красный мак с черными семенами обозначает сон и смерть.
Изображение дрозда заставляет вспомнить песенку Офелии: «Мой милый дрозд, единственная радость мне песенка веселая твоя».
Игра света и тени в листве или реальный череп в правом углу картины — memento mori.
Может, череп выглядел так?
Рама картины увита плющом. Плющ в викторианскую эпоху символизировал женское начало, которому нужен дуб (мужское начало), чтобы обвиваться вокруг него. Плющ также ассоциируется с меланхолией.

Поначалу картина была принята критиками весьма прохладно и только со временем получила заслуженное признание.

Рёскин назвал ее «cамым радостным английским пейзажем, населенным печалью», а Сальвадор Дали с пафосом написал в своей статье, что «прерафаэлиты дали нам ослепительных женщин, которые одновременно самые желанные и самые пугающие из всех», но самый большой комплимент был сделан профессором ботаники, который не имея возможности вывести класс на природу, провел занятие в ратуше перед работой Милле.

Из числа малоизвестных фактов — культ картины в Японии. Когда в 2008 году в Токио открылась выставка, посвященная прерафаэлитам, организатары не стали использовать образ Офелии в рекламных постерах, опасаясь волны самоубийств среди молодых девушек.

Подражение в музыке:

Кайли Миноуг в клипe к песне «Где растут дикие розы», автор клипа — фотограф Рокки Шенк 1995 год

«Где растут дикие розы» — песня из альбома «Баллады об убийствах» рок-группы «Ник Кейв и дурные семена»

В последний день я отвёл её туда, где растут дикие розы. Она лежала на берегу; ветерок был лёгок как вор. Я поцеловал её на прощание, сказал «Вся красота должна умереть». А потом наклонился и вложил ей между зубов розу.ГДЕ РАСТУТ ДИКИЕ РОЗЫ
(перевод Марины Новиковой) ПРИПЕВ:

Она

Меня называют Дикой Розой Хотя моё имя было Элайза Дэй Я не знаю, почему меня так называют Ведь моё имя было Элайза Дэй   

Он
С первой нашей встречи я знал что она — та, единственная

Она пристально посмотрела мне в глаза и улыбнулась И у губ её был цвет роз, Что растут вдоль берега реки, такие кроваво-красные и дикие   

Она
Когда он постучал в мою дверь и вошёл в мою комнату,

Моя дрожь утихла в его уверенных объятиях Он должен был стать моим первым мужчиной, и бережно рукой Он смахнул слезинки, что катились по моим щекам    

Он
Во второй день я принёс ей цветок

Она была прекраснее всех женщин, которых я когда-либо видел И я спросил её — «Ты знаешь, где растут дикие розы, такие нежные, алые и свободные?»   

Она
Во второй день он принёс мне одну красную розу

И сказал — «Отдашь мне все свои утраты и печали» Я кивнула, ложась на кровать, а он спросил — «Если я захочу показать тебе розы, пойдёшь со мной?»   

Она

На третий день он отвёл меня к реке Там он показал мне розы, и мы поцеловались И последнее, что я слышала, было что-то невнятное, что он сказал, Склонившись надо мной и сжимая в кулаке камень   

Он

В последний день я отвёл её туда, где растут дикие розы Она лежала на берегу; ветерок был лёгок как вор Я поцеловал её на прощание, сказал «Вся красота должна умереть»

А потом наклонился и вложил ей между зубов розу

Обложка третьего альбома Пи Джей Харви «To Bring You My Love», 1995 год.

(Пи Джей Харви была еще одной певицей, которая приняла участие в альбоме «Баллады об убийствах» и записала с Ником Кейвом песню «Генри Ли».)

Подражение в кино:

Постеры к фильмам Ларсa фон Три́ера

«Меланхолия» 2011 год»Антихрист» 2009 год»Догвиль» 2003 год»Медея» 1988 год»Элемент преступления» 1984 год

Подражение в глянцевых журналах:

Журнал W 1997 год, модель- Кейт Мосс, фотограф — Брюс ВеберrКорейский Vogue 2007 годЖурнал Vogue, реклама платья фирмы «Korlekie»Aмeриканский Vogue Ноябрь 2011 год, модель — Руни Мара, фотографы — Мэрт Алас и Маркус Пиготти

Aмeриканский Vogue Декабрь 2011 год,модель — Сирша Ронан, фотограф — Стивен Мейзел

Итальянский Vogue 2012 год, фотограф — Валерия Тразатти

                                                          * * *

Над лицом Офелии Милле работал долго и тщательно, о чём свидетельствует тонко проработанный эскиз.Лицо и поза шекспировской героини очень точно передают смысл происходящего. Раскинутые руки выражают высшую степень смирения, покорности, это поза моления.

Так часто изображали святых.»Офелия» считается лучшим портретом Элизабет Сиддал, когда-либо с нее написанным. Возможно, именно внутреннее сходство судеб литературного персонажа и модели объясняет как завораживающую силу картины, так и ее реализм.

Подражение в глянцевых журналах:

Итальянский Vogue, фотограф — Валерия ТразаттиИтальянский Vogue, фотограф — Валерия Тразатти

Фотограф — Трейси Тэйлор

                                                          * * *

Милле рисовал Офелию с модели, лежащей в ванне, вода в которой подогревалась снизу лампами. Однажды они погасли, но девушка продолжала позировать в холодной воде.

Это подорвало и без того слабое здоровье Элизабет Сиддал, и она заболела пневмонией, во время лечения которой стала принимать опиумную настойку – лауданум. В 19 веке это наркотическое вещество считалось относительно безвредным.

Рисунок иллюстратира журналов Мichael Mc Guinness

Тогда никто не мог предположить, что для хрупкой красавицы знакомство с этим лекарством закончится трагически. К концу жизни норма Элизабет составляла большую дозу – сотню капель на стакан бренди. В 32 года она умерла от передозировки лауданумом.

Tо ли самоубийство, то ли несчастный случай; cостояние близкое к сумасшествию. Элизабет ушла из жизни так же загадочно как и Офелия, в чьем образе она позировала 10 лет назад.

Кадры из сериала о братстве прерафаэлитов «Отчаянные романтики» 2009 год

Подражение в глянцевых журналах:

Журнал JPG, фотограф — Элеонор ХардвикЖурнал Marie Claire Turkey, фотограф — Айтен АлпанЖурнал Numero 2008 год, модель — Коко РошаЖурнал Vogue 2009 год, модель — Мариякарла Босконо, фотограф — Камилла Акранс

Живое представление

«Офелия», 2011 год США. Aктриса — Сюзен Ленц, флора — искусственные цветы для похорон
                                                          * * * Россетти, муж Элизабет Сиддал и идеолог братства прерафаэлитов, написал с нее множество картин, на нескольких она изображена в образе Офелии, чью судьбу мистически повторила.«Гамлет и Офелия» Данте Габриэль Россетти 1858 год

«Гамлет и Офелия» Данте Габриэль Россетти 1858 год ( при жнизни Элизабет)

«Первое сумашествие Офелии» Данте Габриэль Россетти 1864 год (после смерти Элизабет)

Офелия теряет отца, у Лиззи рождается мертвый ребенoк. Офелия от горя сходит с ума и поет странные песни. Лиззи качает пустую колыбель, призывая других не шуметь, чтобы не разбудить ребенка. Офелия утонула, Лиззи умерла от предозировки.

Офелию хоронят «так не по обряду», подозревая самоубийство. Про Лиззи ходят слухи, что она оставила мужу записку: «Позаботься о моем брате».

Гамлет прыгнул в могилу Офелии и прямо на гробу несчастной девушки устроил драку. Россетти, всех шокировав, дал разрешение на вскрытие могилы Лиззи.

Литография к «Гамлету», Эжена Делакруа 1843 годBиня себя в смерти жены, Россетти сделал романтический жест в духе прерафаэлитов — поклялся навсегда оставить поэзию и похоронил Элизабет вместе с рукописями своих стихов. Спустя семь лет он сильно об этом пожалел. Художник начал терять зрение и ему стало сложно писать картины.

Тогда «по совету друзей» он решил вернуться к поэзии и извлечь из могилы Сиддал свои сочинения, чтобы опубликовать их с новыми стихами. Реальный Хитклифф не присутствовал при эксгумации, тайно ночью это сделали доверенные люди.

По легенде тело Лиззи оказалось нетленным, а роскошные рыжие волосы продолжали расти после смерти и заполнили собой весь гроб.

Современные модные фотогрaфы до такого эффектного сюжета еще не добрались, но молодые художники уже пробуют свои силы в этом направлении — не для слабонервных цифровая картина Ровины Кай.

Читайте также:  Кабачок, эдуард мане, 1879

Семейный склеп семьи Россетти на Хайгейтском кладбище
Могила Элизабет Сиддал

Легенда о Лиззи-Рапунцель, стала известна со слов Чарльза Огастеса Хауэлла, арт-агентa Россетти и секретаря Рёскина, cамого ужасного человека Лондона, чей образ стал прототипом злодея в рассказe Конан Дойля «Конец Чарльза Огастеса Милвертона». Это он уговорил Россетти на эксгумацию и был ее главным исполнителем. ( Милвертон стал Магнуссеном в современном сериале «Шерлок» )

Вскрытие могилы держалось в строжайшем секрете — родители Элизабет так и умерли в неведении, но в ближний круг Россетти шокирующию правда просочилась и несколько друзей прекратили общение с художником.

В могилy с Элизабет позже были захоронены мать, сестра и брат Россетти.

Есть версия, что Брэм Стовер использовал эту историю в «Дракуле». Писатель посвятил свой роман другу детства Холлу Кейну, который был секретарем Россетти и после смерти патрона опубликовал «Воспоминания о Данте Габриэле Россетти», где описал этот случай.

Фильм Френсиса Капполы «Дракула» 1992
Рыжеволосая Люси Вестерна превратится в вампира и ее могилa будет вскрыта.

Трагическое и смешное всегда соседствуют рядом: в «Гамлете» были подвыпившие могильщики, философствующие за рытьем места последнего упокоения Офелии, а в истории с Элизабет Сиддал — черви, которые, к огромному разочарованию Россетти, съели его самую удачную поэму.

Автор переписал yцелевшие произведения, а оригиналы уничтожил. Cпасенные сочинения были изданы и даже при такой ауре имели некоторый успех. Любвeобильный художник каждой новой музе посвящaл что-нибудь стихотворное и в итоге оставил солидное литературное наследие.

Одна из дважды уцелевших страниц.

Россетти до конца дней винил себя, что лишил Элизабет счастья при жизни и покоя после смерти, и находил oблегчение в алкоголе и наркотиках.

Ему повсюду мерещилось присутствие жены, а ночные крики домашнего енота он принимал за стоны ее призрака.

Понимая, что умирает, велел похоронить себя не в семейном склепе семьи Россетти, где покоилась Сиддaл, а подальше от Хайгейта, внушавшего ему панический ужас.

Слава Данте Габриэля Россетти как поэта пришлась на эпоху символизма. По значимoсти его сонеты из сборника «Дом жизни», куда вошли стихи извлеченные из могилы жены, критики сравнивали с сонетами Уильямa Шекспирa.

«The House of Life» Dante Gabriel Rossetti, издание 1901 года

Литературные женские образы, как источники вдохновения для творчества прерафаэлитов.
Visual Representations of Hamlet, 1709-1900
Ophelia drowned
LizzieSiddal.com

Начало — Смерть ей к лицу, Самое красивое самоубийство (часть 1)

Злодеи в искусстве. Перечень постов

Источник: https://elefant59.livejournal.com/54459.html

О чем говорит мне эта картина? «офелия» джона эверетта миллеса

ФОТО Getty Images 

«Офелия» (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания) написана Миллесом между 1851 и 1852 годами по сюжету шекспировского «Гамлета». Художник буквально иллюстрирует слова, которые произносит Гертруда: безумная Офелия собиралась повесить цветочные гирлянды на ветви ивы и упала в поток воды.

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии.

Работая над картиной, Миллес по 11 часов делал зарисовки с натуры; в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника. Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение.

С их помощью Миллес рассказывает историю своей героини. Так, ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. Анютины глазки символизировали безответную любовь, фиалки, украшающие шею Офелии, считались символом верности, целомудрия, а также безвременной смерти.

Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками. Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам.

Но мне кажется, что еще больше Миллеса привлекала возможность красиво эту историю преподнести: он использовал новую технику живописи, что позволило ему добиться яркости красок. Думаю, его занимала идея написать платье под водой — это же крайне сложно. Вода ведь струится, искажая цвета и формы, придавая им блеск…

Миллес писал картину долго, сначала — пейзаж, затем, уже отдельно — Офелию. Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп. Однажды лампы погасли, но Миллес был так увлечен работой, что не заметил этого.

Элизабет заболела, и художнику пришлось оплачивать услуги доктора, чтобы продолжить работу.

Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. Нет его и на картине: время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет. Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти — эта красота вечна».

Андрей Россохин, психоаналитик: «Я вижу здесь буйство природы, цветение, что ассоциируется с весной и чем-то жизнеутверждающим. Но в то же время мой взгляд привлекает ручей. Вода в нем настолько темная, что создается ощущение невероятной глубины, бездны.

Эта деталь кажется противоестественной, ведь очевидно: маленький ручей не может быть настолько глубоким, Офелия не должна в нем утонуть. Но я вижу, как вода ее постепенно затягивает, и оттого возникает страх и тревожное предчувствие смерти. Мгновение между жизнью и смертью — таким может быть первое и довольно поверхностное прочтение картины.

Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца. В психоаналитической реальности каждый мужчина, завоевывая женщину, должен символически убить ее отца. То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце.

Если рассматривать события пьесы как театр внутренних, психических переживаний, то поступок Гамлета — это первый шаг к тому, чтобы завоевать ее сердце. И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной.

В ее теле, в раскрытых руках и особенно в лице, в полуоткрытом рте я вижу покорность и открытость. Но чему? Новому женскому опыту или смерти? Я ощущаю эротизм картины, что, в общем, закономерно: художнику на тот момент было всего 22 года, и поверить в то, что вид прекрасной натурщицы в ванной не пробуждал у него сексуальных фантазий, невозможно.

Но самое интересное не это. Художник не просто запечатлел переходный момент между девическим и женским состоянием. Я вижу в этой мизансцене ситуацию выбора: что предпочтет Офелия? Отдаться женскому влечению, перейти от любовных грез к реальным отношениям или отказаться от них?

Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине… в образе дерева. Казалось бы, ива — это женский символ, но здесь это корявое, грубое дерево, оно подобно друиду и выглядит очень брутально. Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить. У нее есть точка опоры.

Почему же Офелия этого не делает? Почему она не хватается за отношения с мужчиной? Почему между смертью и «маленькой смертью» (как по-французски называют оргазм) она выбирает первое? Одну причину я вижу в том, что друидный Гамлет пассивен: он поддержит ее, если Офелия сама протянет руки, но первым не предлагает помощь. А вторая причина — в смертоносном нарциссизме Офелии.

Мы видим контраст прекрасного гармоничного мира, который окружает Офелию, ее собственной идеальной красоты и страшного, корявого дерева, которое пугает и отталкивает своей грубой реалистичностью.

Она отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти — того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным.

Умирая, она стремится вернуться в рай, в материнскую вселенную (погружение в воду в нашем бессознательном и означает слияние с матерью), где будет законсервирована ее красота и нетронутость. И закругленные углы способствуют бессознательному восприятию картины как материнской утробы. Офелия словно погружается в материнское лоно, предпочитая неидеально-живому нарциссически идеальную вечность».

Джон Эверетт Миллес (John Everett Millais, 1829–1896), британский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов — общества художников, стремившихся вернуться к искренности и простоте искусства дорафаэлевской эпохи. Выставленная в 1852 году в Королевской Академии «Офелия» утвердила позиции Братства прерафаэлитов. До сих пор Миллес относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/o-chem-govorit-mne-eta-kartina-ofeliya-djona-everetta-millesa/

Афиша Город: От «Офелии» до «Гиласа и нимф» – Архив

Самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов — и не просто так.

Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе — Элизабет Сиддал, а Джон Милле, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел объединить черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы — мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время: Лиз Сиддал едва не утонула, позируя для «Офелии», а вследствие умерла молодой, подобно героине трагедии Шекспира.

Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть, и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой — не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивленной, немного испуганной, и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашенного, тайного.

Картина главенствует среди религиозных произведений Ханта. Поиски истины и смысла однажды неизбежно приводят человека к попытке понять духовное — такую линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идет в ночи и стучится к каждому в двери — кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?

Необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым, обыкновенным человеком, когда еще никто не знал о нем.

Милле изобразил символичный момент, когда мальчик Христос поранился в мастерской гвоздем, и алая рана его — как прообраз распятия, предвестие будущих страданий.

Он уже знает обо всем, что его ждет, и художник с поразительным чувством показал это. Взгляните в его лицо — простой ли он человек?

Полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с не меньшим психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподает один из последних уроков — и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.

Посмертный портрет Элизабет Сиддал, той самой, что позировала для «Офелии», и к тому времени ставшей супругой Данте Габриэля Россетти, основоположника «Братства прерафаэлитов».

Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею все свое творчество.

«Беата Беатрикс» — вершина и память этой грустной истории любви, написанная словно икона, но прославляющая реальную женщину.

«Апрельская любовь» относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились и стали узнаваемыми идеалы течения: душевная чистота в чертах лиц, поучительные сюжеты из античности, библейских времен и Средневековья — с точки зрения Викторианской эпохи. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто и не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьезны, — ведь здесь все ровно наоборот.

Настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идет на унижение, показываясь в городе обнаженной.

Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к ее поступку.

С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой.

Картина также относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал — здесь он показан наиболее многогранно и полно: все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен, как и сама суть искусства — увлекающего и манящего позабыть обо всем и сделать бесповоротный шаг.

Полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его, — вечная загадка, на которую нет ответа. Скоро она ускользнет, исчезнет навсегда, но сейчас она еще с ним. Дикси удалось поймать мимолетное, практически увековечить чудо.

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/ot-ofelii-do-gilasa-i-nimf/

О чем говорит мне эта картина? «офелия» джона эверетта миллеса — магистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

О чем говорит мне эта картина?  «Офелия» Джона Эверетта Миллеса

О чем говорит мне эта картина? 
Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Офелия» (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания) написана Миллесом между 1851 и 1852 годами по сюжету шекспировского «Гамлета». Художник буквально иллюстрирует слова, которые произносит Гертруда: безумная Офелия собиралась повесить цветочные гирлянды на ветви ивы и упала в поток воды.

«ЗДЕСЬ ПРОСТО ОСТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЯ»

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии. Работая над картиной, Миллес по 11 часов делал зарисовки с натуры; в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника. Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение. С их помощью Миллес рассказывает историю своей героини. Так, ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. Анютины глазки символизировали безответную любовь, фиалки, украшающие шею Офелии, считались символом верности, целомудрия, а также безвременной смерти. Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками. Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам.
Но мне кажется, что еще больше Миллеса привлекала возможность красиво эту историю преподнести: он использовал новую технику живописи, что позволило ему добиться яркости красок. Думаю, его занимала идея написать платье под водой – это же крайне сложно. Вода ведь струится, искажая цвета и формы, придавая им блеск… Миллес писал картину долго, сначала – пейзаж, затем, уже отдельно – Офелию. Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп. Однажды лампы погасли, но Миллес был так увлечен работой, что не заметил этого. Элизабет заболела, и художнику пришлось оплачивать услуги доктора, чтобы продолжить работу.
Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. Нет его и на картине: время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет. Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти – эта красота вечна».

Андрей Россохин, психоаналитик: «Я вижу здесь буйство природы, цветение, что ассоциируется с весной и чем-то жизнеутверждающим. Но в то же время мой взгляд привлекает ручей. Вода в нем настолько темная, что создается ощущение невероятной глубины, бездны.

Эта деталь кажется противоестественной, ведь очевидно: маленький ручей не может быть настолько глубоким, Офелия не должна в нем утонуть. Но я вижу, как вода ее постепенно затягивает, и оттого возникает страх и тревожное предчувствие смерти. Мгновение между жизнью и смертью – таким может быть первое и довольно поверхностное прочтение картины.

Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца. В психоаналитической реальности каждый мужчина, завоевывая женщину, должен символически убить ее отца. То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце.

Если рассматривать события пьесы как театр внутренних, психических переживаний, то поступок Гамлета – это первый шаг к тому, чтобы завоевать ее сердце. И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной.

В ее теле, в раскрытых руках и особенно в лице, в полуоткрытом рте я вижу покорность и открытость. Но чему? Новому женскому опыту или смерти? Я ощущаю эротизм картины, что, в общем, закономерно: художнику на тот момент было всего 22 года, и поверить в то, что вид прекрасной натурщицы в ванной не пробуждал у него сексуальных фантазий, невозможно.

Но самое интересное не это. Художник не просто запечатлел переходный момент между девическим и женским состоянием. Я вижу в этой мизансцене ситуацию выбора: что предпочтет Офелия? Отдаться женскому влечению, перейти от любовных грез к реальным отношениям или отказаться от них?

Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине… в образе дерева. Казалось бы, ива – это женский символ, но здесь это корявое, грубое дерево, оно подобно друиду и выглядит очень брутально. Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить. У нее есть точка опоры.

Почему же Офелия этого не делает? Почему она не хватается за отношения с мужчиной? Почему между смертью и «маленькой смертью» (как по-французски называют оргазм) она выбирает первое? Одну причину я вижу в том, что друидный Гамлет пассивен: он поддержит ее, если Офелия сама протянет руки, но первым не предлагает помощь.

А вторая причина – в смертоносном нарциссизме Офелии. Мы видим контраст прекрасного гармоничного мира, который окружает Офелию, ее собственной идеальной красоты и страшного, корявого дерева, которое пугает и отталкивает своей грубой реалистичностью.

Она отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти – того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным.

Умирая, она стремится вернуться в рай, в материнскую вселенную (погружение в воду в нашем бессознательном и означает слияние с матерью), где будет законсервирована ее красота и нетронутость. И закругленные углы способствуют бессознательному восприятию картины как материнской утробы. Офелия словно погружается в материнское лоно, предпочитая неидеально-живому нарциссически идеальную вечность».

Джон Эверетт Миллес (John Everett Millais, 1829–1896), британский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов – общества художников, стремившихся вернуться к искренности и простоте искусства дорафаэлевской эпохи.

Выставленная в 1852 году в Королевской Академии «Офелия» утвердила позиции Братства прерафаэлитов. До сих пор Миллес относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.

Оригинал статьи издания «Psychologies»:

.

Источник: https://www.hse.ru/ma/psyan/article/Psychologies/ofelia

Картина «Офелия» Милле: трагическая ирония судьбы. Интересно знать

Образ Офелии, персонажа шекспировской трагедии о Гамлете, вдохновлял многих художников, писателей, поэтов и музыкантов в разные эпохи.

Наиболее зрелищными, несомненно, являются картины, так как они дают представление о видении художником литературного образа.

Один из захватывающих и проникновенных сюжетов открывает картина «Офелия» английского прерафаэлита Джона Эверетта Милле.

По Шекспиру, дворянка Офелия была возлюбленной Гамлета, но из-за влияния брата и отца ее отношения с принцем датским складывались не самым лучшим образом. Когда Офелия узнала, что Гамлет убил ее отца Полония, она сошла с ума.

В трагедии о смерти Офелии объявляет королю и ее брату Лаэрту королева Гертруда. Девушка якобы хотела развесить на ветвях ивы у пруду венки, но ветка сломалась, и Офелия упала в воду.

Девушка не пыталась выплыть и даже пела обрывки песен, пока ее платье не напиталось водой и не увлекло ее под воду.

В самой трагедии высказывается предположение, что это была не случайная смерть, а самоубийство. Причины смерти Офелии разжигали споры в среде представителей искусства целых четыре века, так как одни были приверженцами версии случайной, трагической и бессмысленной смерти, а другие — самоубийства по причине безумия и несчастной любви.

Момент смерти Офелии мастерски изобразил выдающийся английский живописец Джон Эверетт Милле, который считается одним из основателей Братства прерафаэлитов.

Художники и живописцы этого направления второй половины XIX века боролись против бездумного подражания классическим образцам.

В их произведениях было много символизма, предпочтение отдавалось философскому смыслу сюжета, точному изображению подробностей, романтике и мистике.

На картине Милле мастерски изображен момент, когда Офелия упала в воду и находилась на грани между жизнью и смертью. Девушка при этом изображена совершенно спокойной и будто застывшей во времени. Этот трагический эпизод окружает невероятно яркая и красочная природа.

Характерная для прерафаэлитов и точная детализация деревьев, кустов, растений, даже цветы из венка Офелии изображены с полной ботанической точностью. Каждая деталь имеет свой символизм. Так, плачущая ива, что склонилась над Офелией, — символ отвергнутой любви, крапива означает боль, маргаритки и красный адонис у рук девушки — невинность и горе и др.

Известно, что художник работал над этой картиной по 11 часов в сутки. Он рисовал природу с натуры, поэтому изображение растительности вышло очень детализированным. Это полотно стало одним из самых известных у художника, при этом современники Милле не сразу оценили картину. Сегодня картина считается одной из знаковых в английской живописи.

Моделью для картины стала 19-летняя Элизабет Элеонор Сиддал, британская поэтесса, живописец и натурщица. Эта женщина оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов и присутствовала на картинах других представителей направления.

Для Милле Элизабет позировала в наполненной ванне. Несмотря на то что вода в ней подогревалась, на дворе как раз стояла зима, и девушка простудилась. Разгневанный отец Сиддал выставил позднее художнику внушительный счет за лечение дочери.

Для лечения болезни Элизабет прописали опиум, что было обычной врачебной практикой того времени.

Это сильно подорвало и без того слабое здоровье девушки, а через 10 лет после позирования для картины «Офелия», по иронии судьбы, Сиддал умерла от передозировки опиумом, хотя предполагали, что это было самоубийство.

Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1458

Знакомимся с полотнами Прерафаэлитов

Опубликовано пользователем сайта

КрасотаWhatever1Like 41 1 октября 2014, 21:15

Кто такие прерафаэлиты? Эти ребята были английскими художниками. В 1848 году несколько художников, учившихся в школах Королевской академии художеств, основали «Братство прерафаэлитов», основной обет которого гласил: изображать материальный мир с предельной достоверностью.

До них Британская художественная школа, давшая миру множество великих живописцев, пребывала в определённом застое — парадный портретизм, бытовой сентиментализм, неглубокий пейзажизм — вот и всё, чем может похвастаться Англия к середине 19 века.

Данте Габриэль Россетти, Уильям Холмэн Хант и Джон Эверетт Милле решили дать миру новое искусство и выступили против казавшихся незыблемыми канонов живописи.

«Братство прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал. Rafael — «Рафаэль» и англ. brotherhood — «братство»). 

Уильям Холмен Хант Автопортрет

Данте Габриэль Россетти

Джон Эверетт Милле Автопортрет 

Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия.

В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения.

Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. 

Все члены «Братства» обратились к искусству готики, где вместо привычной светотени царила игра цветовых плоскостей. Пользуясь яркими красками, они изображали натуру в реалистичной манере, но без рабского следования правилам классической композиции.

Своих натурщиков — обыкновенных людей — они писали со скрупулезной точностью, помещая их в естественный антураж. Чтобы ни на йоту не погрешить против природы, прерафаэлиты добивались абсолютной точности в каждой детали, для чего решили писать натуру только на пленэре, т. е. на открытом воздухе.

Уже одно это стало революционным шагом вперед, поскольку до них художники работали только в студии. 

Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников. 

Джон Эверетт Милле «Офелия» (1851 — 1852)

В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Милле создавал пейзаж у реки проводя у мольберта по 11 часов в день. Такая приверженность работе объясняется взглядами Милле, который ратовал за утверждение принципов прерафаэлитизма в искусстве.

Одна из ключевых идей состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому даже цветы на картине выписаны с ботанической точностью. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён.

Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которую Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Несмотря на то, что ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась.

Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов.

Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. 

Джон Эверетт Милле «Подружка невесты» (1851 г.)

Джон Эверетт Милле «Марианна» (1851 г.)

Джон Эверетт Милле «Воспоминание о Веласкесе» (1842 г.)

Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэля Россетти (названного в честь Данте Алигьери). 

Данте Габриэль Россетти «Возлюбленная» (1865-1866)

Все прерафаэлиты начали писать по белому грунту, получая чистые прозрачные цвета. Этот метод во многом напоминал технику фресковой живописи. Сначала на холст наносилась белая краска и тщательно просушивалась. По ней художник тушью прописывал контуры рисунка.

Поверх эскиза наносился тонкий слой белил почти без масла и лишь затем — красочный слой со скрупулезным соблюдением контуров рисунка. Все это требовало необычайной легкости мазка, чтобы краски не смешивались с влажным грунтом.

Более того, поверх положенных красок нельзя было наносить новых мазков, не теряя первозданной чистоты тонов (обычно в масляной живописи картина пишется фрагмент за фрагментом, и есть возможность исправить любую ошибку).

Этим методом писал Холмэн Хант, часто прибегал к нему и Миллес, однако данная техника требовала такой тщательности в работе, что даже самый прилежный художник не мог создавать больше двух картин в год.

Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Данте Габриэль Россетти «Венера»

Данте Габриэль Россетти «Леди Лилит» (1867)

Данте Габриэль Россетти «Пия из Толомеи» (1868)

Джон Уильям Уотерхаус — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.

Уотерхаус «Борей» (1903)

Уотерхаус «Гилас и нимфы» (1869)

Уотерхаус «Леди из Шалот» (1888)

Уотерхаус «Спящая красавица» (1849 — 1917)

Уотерхаус «Офелия» (1910)

Работы единомышленников Братства прерафаэлитов:

Лоуренс Альма-Тадема — был одним из самых богатых художников 19в. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки режиссёров).

Лоуренс Альма-Тадема «Розы Гелиогабала» (1888)

Лоуренс Альма-Тадема «Весна» (1894)

Лоуренс Альма-Тадема «Каракаллы и Геты» (1909)

В 1853 г. Братство прерафаэлитов распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства.

Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены.

Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.

Для тех кто заинтересовался творчеством Прерафаэлитов:

есть художественный телесериал BBC ( «Отчаянные романтики» 2009) в типичном для этого канала жанре «костюмных исторических фильмов». Звезд в главных ролях здесь нет. Юных бунтарей играют юные актеры, очаровательно выглядящие в сюртуках и с романтическими шевелюрами.

  Создатели фильма постарались снять не солидную биографию прославленных художников, а историю жизни и любви молодых гениев, проникнутую тем же духом выдумки и творческого вымысла, каким отличалось их собственное искусство.

В шесть серий единственного сезона вместили большой кусок их жизни – от встречи Россетти с «идеальной моделью» Элизабет Сиддал до брака Уильяма Морриса с натурщицей Джейн Берден. А также мужскую дружбу, борьбу с реакционным обществом и новые открытия в живописи.

.
 

Оставьте свой голос:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/99291_znakomimsya-s-polotnami-prerafaelitov

Центр современного искусства «Облака»

  • #ОблакаМнение: Алина Оразова7 Июня 2018Руководитель Волонтерского центра БГПУ им. М. Акмуллы Алина Оразова рассказывает о любимом городе »
  • Современное искусство: 10 правил восприятия5 Июня 2018Что такое современное искусство: понять, разобраться и полюбить»
  • #ОБЛАКАМНЕНИЕ: РАИС ГАБИТОВ4 Марта 2018Известный блогер рассказывает об особенностях Уфы»
  • #Облакамнение: Аким Лакеев27 Февраля 2018Аким Лакеев: «Главным отличием Уфы от других городов я считаю его расположение – в сердце Южного Урала»»
  • Аким Лакеев: «Индия – она настоящая»16 Февраля 201818 февраля в Центре современного искусства «Облака» состоится открытие выставки уфимского фотохудожника Акима Лакеева «Индия». В ожидании этого события мы взяли у автора интервью.»
  • Ко Дню всех влюбленных: поцелуй глазами художников12 Февраля 2018Климт, Мунка, Эрнст и другие художники, изобразившие поцелуй»
  • #ОБЛАКАМНЕНИЕ: ЕЛЕНА ЛЕЗИНА6 Февраля 2018Художник Елена Лезина: «В Уфе нет как такого центра»
  • Подпишись и узнаешь: русские художники в Instagram1 Февраля 2018Наверное, каждый, кто читает сейчас этот текст, признается, что социальные сети для него – незаменимая часть ежедневного быта. Пусть новостная лента станет ярче и познавательная, и этому поспособствует подборка аккаунтов современных российских художников, на которых, нам кажется, стоит подписаться всем любителям искусства.»
  • #ОБЛАКАМНЕНИЕ: МИРОСЛАВА БЕССОНОВА31 Января 2018Поэт Мирослава Бессонова: «Главным отличием Уфы от других городов я считаю самобытность и некую автономность»
  • Самуил Голдман: «Главное отличие Уфы от других городов – большое количество качественных музыкантов»29 Января 2018Видеоклип уфимского продюсера, музыканта и режиссера Самуила Голдмана возглавил мировой чарт. История композиции «South cat» разворачивается на территории ЦСИ «Облака». Мы решили узнать подробности съемочного процесса, поговорить о музыкальных особенностях Уфы и возможностях для начинающих исполнителях. Читайте эксклюзивное интервью с Самуилом Голдманом.»
  • #ОБЛАКАМНЕНИЕ: АЛИНА ГРЕБЕШКОВА24 Января 2018Алина Гребешкова: «Меня радует, что молодежь отдает предпочтение родному городу»
  • «Богатыри»: кого изобразил великий русский живописец19 Января 2018Картина «Богатыри», пожалуй, стала одним из знаковых произведений изобразительного искусства не только в творчестве Виктора Васнецова, коллекции Третьяковской галереи, но и российской живописи в целом. В этом году исполняется 120 лет с момента создания  масштабного полотна 3 на 4,5 метра. 23 апреля 1989 года мастер закончил работу над картиной, а уже через несколько дней ее приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи, где под творчество Васнецова после этого выделили отдельный зал.»
  • #ОБЛАКАМНЕНИЕ: АНДРЕЙ КОРОЛЕВ15 Января 2018Журналист Андрей Королев: «Уфа — это довольно ленивый хамелеон»
  • Данила Ткаченко: острый край современного фотоискусства11 Января 2018На большом поле современного фотоискусства России Данила Ткаченко – одинокая фигура, которая притягивает и пугает одновременно. Больше и глубже, чем просто фотограф. Режиссер? Да, наверное, Ткаченко смело можно назвать режиссером, выстраивающим кадр, продумывающим сценарий, ставящим сверхзадачу, ищущим ходы и наделенным своим выверенным почерком. Вы можете заметить, что такие определения подходят ко многим авторам. Но что же отличает творчество Данилы Ткаченко от других?»
  • #ОблакаМнение: Булат Бадамшин9 Января 2018Фотограф Булат Бадамшин о том, как тяжело в Уфе проявить пленку»
  • «Сказочные Миры: «Галактика Русь» — мультимедийный проект для всей семьи26 Декабря 2017В «Облаках» состоялась премьера мультимедийной новогодней сказки»
  • «Парк искусств»: Олег Киреев21 Декабря 2017Эфир программы «Парк искусств» от 19 декабря 2016 года»
  • #ОблакаМнение: Наталия Сергеева19 Декабря 2017Резидент ЦСИ «Облака» Наталия Сергеева рассказывает об отличительных особенностях Уфы »
  • «Парк искусств»: Айрат Терегулов18 Декабря 2017Эфир программы «Парк искусств» от 12 декабря 2016 года»
  • Фрида Кало: «Наиболее смешная вещь в мире — это трагедия»14 Декабря 2017Глубокомысленные высказывания великой художницы »

Источник: http://artoblaka.ru/blog/obraz-ofelii-v-mirovoj-zhivopisi-bezvinno-uto/

Pic of the Week: «Офелия», Джон Эверетт Милле

Каждое произведение искусство скрывает свою тайну. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах живописи. И сегодня речь пойдёт о картине «Офелия» английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле.

Год создания

1852

История создания

В основе сюжета картины, как нетрудно догадаться, сюжет из шекспировского «Гамлета». Согласно событиям пьесы, Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она покончила с собой, утопившись в реке.

Однако, Милле изобразил на полотне сцену, которую мать Гамлета, Королева, писала как о несчастный случай. На картине Офелия, будто только что упала в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы».

И художнику удивительно тонко удалось поймать миг между жизнью и смертью.

Интересно, что пейзаж на картине считается классическим воплощением английской природы, ведь Милле написал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, находясь за мольбертом по 11 часов в день.

Очевидно, художник так тщательно работал над пейзажем, исходя из ключевой идеи прерафаэлитов о том, что природа должна быть изображена максимально достоверно, поэтому даже цветы на полотне выписаны до мельчайших деталей.

При всём этом, примечательно, что сам образ Офелии Милле создал уже после создания пейзажа, что было не характерно для того периода, поскольку пейзажи считались не такими важными для картины и оставлялись на потом. В роли модели для картины выступила девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал.

В процессе работы Милле вынуждал девушку часами лежать в ванне с водой. И, хотя ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Элизабет серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не оплатит услуги врача. После этого Милле получил счёт от докторов на 50 фунтов.

Внимания также заслуживает и платье, в которое была одета модель и которое обошлось Милле в четыре фунта. Так, художник в марте 1852 года написал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в «Офелии»».

Интересные факты

Каждый цветок и растение на картине Милле наделены своим символизмом. Так, например, плакучая ива обозначает отвергнутую любовь, крапива символизирует боль, лютики — неблагодарность, а маргаритки — невинность, фиалки — верность, целомудрие, безвременную смерть, анютины глазки — безответная любовь, а мак обозначает саму смерть.

Источник: http://styleinsider.com.ua/2017/11/pic-of-the-week-ophelia-john-everett-millais/

Ссылка на основную публикацию