Посещение царевной женского монастыря, суриков, 1912

Кто изображен на картине В.Сурикова Посещение царевной женского монастыря?

Картина относится к позднему периоду творчества художника. Смысл её — критическое отношение художника к церковным обычаям православной Руси допетровского периода. Якобы только православные могли сочетаться браком на Руси, в том числе и цари. И если с царями было проще — они устраивали кастинги и выбирали себе лучших их лучших соотечественных дворянок,

то с царевнами было сложнее. Якобы они изначально были обречены на монастырь ибо не могли выйти за иностранца-иноверца и за русского боярина (слугу царя).

На самом деле это не совсем так.

Известно, что все три дочери Ярослава Мудрого вышли за иностранцев. Елизавета за норвежского принца Гарольда, став впоследствии королевой Норвегии, а потом и Дании (во втором замужестве). Анастасия Ярославна стала королевой Венгрии. А всем известная Анна — за французского короля Генриха I.

Ближе к Петру I был Иван III. Дочь его Елена от Софьи Палеолог вышла замуж за великого князя Литовского Александра. Бракосочетание проводилось по православному и католическому обряду. Она отказалась от королевского звания не желая принимать католицизм.

Царь Михаил Фёдорович в 1640 году реально хотел выдать царевну Ирину за Вальдемара, графа Шлезвиг-Голштинского, сына датского короля Кристиана IV.

И даже удерживал его в Москве силой настаивая на принятии им православия. Но тот оказался кремнем. Ирина так и не вышла замуж, но и в монастырь не ушла, но деньги на Успенсую обитель выделяла.

Сестра её Татьяна так же в монастырь не пошла.

Борис Годунов дочь Ксению вообще предлагал кому не попадя:

  1. Принц Густав Шведский, сын шведского короля Эрика XIV (не подошёл. Приехал с любовницей).
  2. Максимилиан, брат императора Рудольфа II. (не захотел жить в России).
  3. эрцгерцог Максимилиан Эрнст Австрийский, сын Карла II Австрийского (вопросы веры).
  4. принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский брат датского короля Христиана IV (согласился, но умер).

5 и 6 Хозрой, грузинский царевич и какой то из братьев датского короля Христиана IV (смута помешала)

У Василия III от двух браков дочерей не было. Только трое сыновей.

Единственная дочь Фёдора 1 скончалась в возрасте 2 года.

И как то незаметно можно подойти в выводу, что возможно на картине изображена одна из дочерей Ивана Грозного или вообще вымышленный персонаж.

Дело в том, что замысел картины у Сурикова проявился после чтения Правил Домостроя, но никак не биографий каких то конкретных царевен. Больше известно про натурщиц (в хорошем понимании смысла) художника.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2442650-kto-izobrazhen-na-kartine-vsurikova-poseschenie-carevnoj-zhenskogo-monastyrja.html

Галина Дятлева, Кристина Ляхова — Мастера исторической живописи

В. И. Суриков. «Посещение царевной женского монастыря», 1912, Третьяковская галерея, Москва

Героев для своей картины Суриков брал из реальной жизни. Первоначально для образа боярыни Морозовой был написан этюд с его тетки, Авдотьи Васильевны.

Но эта работа не удовлетворила художника, и он написал портрет уральской начетчицы Анастасии Михайловны. Именно она стала моделью для Морозовой.

Одну из девушек в толпе Суриков написал с готовящейся в монашки Сперанской. Позировали ему и женщины-старообрядки.

В поисках натуры для образа юродивого живописец бродил по московским рынкам, где и обнаружил подходящего человека. Позднее мастер вспоминал: «В начале зимы было. Я его на снегу так и писал.

Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал».

«Боярыню Морозову», представленную на XV Передвижной выставке, приобрел П. М. Третьяков.

В 1888 году умерла жена художника, и Суриков впал в глубокую депрессию, забросив живопись. Приглушить горе ему помогла поездка в Сибирь (1889–1890), после которой была создана картина «Взятие снежного городка» (1891, Третьяковская галерея, Москва). В этом произведении Суриков попытался создать обобщенный образ русского народа, показать его силу, удаль, веселье.

Одной из лучших исторических картин Сурикова, прославляющих народную мощь и мужество, стало полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Третьяковская галерея, Москва).

Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется монолитным и сплоченным, в рядах противника — смятение и разрозненность. Рядом с суровыми воинами-татарами мечутся местные жители: остяки, вогулы. Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории.

Напряженность борьбы передает сдержанный колорит картины, выдержанный в коричнево-серых тонах. Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна. Подвиг русского народа воспевает и композиция «Переход Суворова через Альпы в 1799» (Третьяковская галерея, Москва), написанная Суриковым в 1899 году.

Следующее произведение исторического жанра — «Степан Разин» (Русский музей, Санкт-Петербург) — было создано в 1907 году.

Последней крупной работой художника стала картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея, Москва), замечательно передающая особенности быта старой Руси.

Произведение интересно также своим глубоким психологизмом, где автор стремится показать различие человеческих характеров. Темы русской истории не переставали волновать Сурикова и в последний период его жизни.

В эти годы он работал над эскизами с изображением княгини Ольги, встречающей тело своего убитого супруга, князя Игоря.

Помимо картин на исторические сюжеты, художник создавал портреты, в которых проявился интерес к внутреннему миру модели (портреты Т. К. Доможиловой, 1891, Третьяковская галерея, Москва; А. Д. Езерского, ок. 1910, частное собрание).

Глубоко патриотичное творчество Сурикова, воспевающее духовные силы народа, стало новым этапом не только в русской, но и в мировой истории живописи. Многие его живописные открытия и достижения были подхвачены другими художниками.

В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели.

Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из поступающих и небрежный взгляд преподавателя он воспринял как намек: нарисовано очень плохо. Васнецов ушел, не дождавшись результатов, и поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

И только спустя год, придя в академию, чтобы вновь держать экзамен, он узнал, что в прошлом году его рисунок был оценен положительно, и комиссия зачислила молодого человека в академию.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии. Отец его был священником. Мальчик, обладавший прекрасной памятью и воображением, очень рано проявил способности к рисованию. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми.

По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Иногда в гостеприимном доме сельского священника останавливались на ночь странники, и будущий художник, затаив дыхание, слушал их интересные рассказы.

Васнецовы могли дать своим детям только бесплатное образование в духовном учебном заведении, и в 1858 году десятилетний Витя поступил в Вятское духовное училище, а спустя несколько лет — в семинарию. Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Каждую свободную минуту Васнецов рисовал, и вскоре способного юношу заметили.

Петербургский живописец Эльвиро Андриолли, сосланный в Вятку за участие в дуэли, предложил Васнецову помочь ему в росписях нового храма.

Вскоре по совету Андриолли ректор семинарии предложил Васнецову отправиться в Петербург, в Академию художеств. В 1868 году Виктор начал учиться в академии.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880, Третьяковская галерея, Москва

Чтобы заработать себе на жизнь, молодой художник делал гравюры для различных иллюстрированных журналов («Нива», «Семья и школа», «Всемирная иллюстрация», «Пчела»).

В 1874 году Васнецов впервые выставил свою картину «Чаепитие в харчевне» на III Передвижной выставке. Полотно было удостоено похвалы таких известных мастеров, как И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Художник, тративший все свое время на создание картин и работу для иллюстрированных журналов, совсем забросил учебу. В 1875 году Виктору пришлось оставить академию.

Вскоре Васнецов стал известен как мастер жанровой картины («С квартиры на квартиру», 1876; «Книжная лавочка», 1876 — обе в Третьяковской галерее, Москва).

Но уже в эти годы в его душе, пока еще смутно, родился замысел создания большого полотна о русских богатырях.

Интерес к истории проявился еще в самых ранних, академических рисунках, среди которых самым удачным стала «Княжеская иконописная мастерская».

В 1876 году Васнецов отправился в Париж, где уже находились многие русские живописцы: В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др. Вместе с Поленовым и Репиным Васнецов посещал Лувр, парижский Салон, любовался старинными архитектурными памятниками. Вечерами художники собирались в доме А. П. Боголюбова, сплотившего вокруг себя живших в Париже представителей русского искусства.

В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». Последняя была написана под впечатлением от концерта бродячих артистов, зашедших в Медону, где в то время жил художник. Жизнь в Париже разочаровала мастера.

Его притягивало все родное, русское. В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья — Репин и Поленов.

После чужого Парижа и чопорного, слишком западного по духу Петербурга Москва показалась живописцу родной и очень близкой.

В. М. Васнецов. «Витязь на распутье», 1882, Русский музей, Санкт-Петербург

Завершила первый период творчества художника картина «Преферанс» (1879, Третьяковская галерея, Москва). С начала 1880-х годов живопись Васнецова приобрела иной характер, и главное, другими стали темы его работ.

Читайте также:  Новый музей старинной техники открылся в нижнем новгороде

В Москве Васнецов познакомился с П. М. Третьяковым и известным российским предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым и стал часто бывать у них дома. Особую роль в изменении направления творчества художника сыграли члены абрамцевского кружка (в Абрамцево, имении Мамонтова, собирались лучшие представители московской интеллигенции).

В этот период многие художники проявили интерес к русской истории. Среди них были В. И. Суриков, завершивший в 1881 году знаменитое «Утро стрелецкой казни», и И. Е. Репин, двумя годами ранее написавший «Царевну Софью».

Для Васнецова русская история — это былинные богатыри, мужественно защищавшие свою родину от захватчиков. В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве».

Посвященная героическому прошлому России, эта композиция перекликается с современностью: она появилась после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с беспощадной правдивостью показанной в своих произведениях баталистом В. В. Верещагиным.

У Васнецова же тема приобрела совершенно иное звучание.

Художник изобразил бескрайние степные просторы России. Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины. На картине нет крови и ужасных ран, как на полотнах Верещагина, русские воины кажутся спящими, их лица не искажены муками боли и агонией смерти, а кажутся спокойными и прекрасными.

Печальную картину озаряет огромная луна. Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). Среди убитых русичей — тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя.

Источник: https://profilib.org/chtenie/121202/galina-dyatleva-mastera-istoricheskoy-zhivopisi-48.php

10 неизвестных: русская история в картинах Василия Сурикова

Василий Суриков «Боярыня Морозова», 1887

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

19 марта исполнилось 100 лет со дня смерти великого русского художника, мастера масштабных исторических полотен Василия Ивановича Сурикова.

Максимилиан Волошин, составивший биографию художника еще при его жизни, писал о его живописи так: «В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории».

В силу этой особенности его произведения служат прекрасными иллюстрациями для учебников: можно даже не знать имя Василия Сурикова, но картины «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» не представлять практически невозможно.

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881

Фотогалерея

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске.

В 21 год поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств в класс к профессору Чистякову, у которого учились все главные художники того времени, а через какое-то время переехал в Москву для работы над четырьмя монументальными росписями в Храме Христа Спасителя.

Здесь он начинает работу над полотнами на историческую тему, которые впоследствии станут визитной карточкой художника. Картина «Утро стрелецкой казни», написанная в 1881 году, стала первым крупным произведением, посвященным событиям истории Руси.

После Суриков рассказывал: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина». После ее создания художник вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Суриков вспоминал, как Репин зашел к нему в мастерскую в 1880, когда картина была уже вся прописана и, в основном, решена. Репину она очень понравилась, он только спросил Сурикова, почему тот не повесил нескольких стрельцов на виселицах видневшихся вдали, по спуску вдоль Кремлевской стены. Суриков замялся сказав, что ему это казалось излишним и дешевым.

«А я бы непременно повесил двух-трех, а то какая же казнь, если никто еще не повешен?» – сказал Илья Ефимович. Суриков попробовал на другой день начертить мелом по масляной живописи несколько висящих фигур. Когда он окончил, в комнату вошла старуха няня. «Увидев картину, она грохнулась на пол», – закончил Суриков.

– Тут я и понял, что был прав я, а не Репин: искусство не так должно действовать…»

Василий Суриков «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича», 1881

Василий Суриков «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича», 1881

Эскиз «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» – тоже типично московское произведение, созданное в те же годы, что и «Утро стрелецкой казни».

Суриков много и упорно работал над композиционным построением каждой фигуры и отдельных групп, меняя ракурсы и повороты. Художник говорил, что композиция – это математика, и поэтому точно просчитывал расположение всех элементов на холсте.

В Третьяковской галерее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Художественном музее имени В. И.

Сурикова хранится огромное количество эскизов к его картинам: к «Боярыне Морозовой» в общей сложности сохранилось 35 эскизов, к «Покорению Ермаком Сибири» – 11, к «Степану Разину» – 10. Некоторые замыслы художника, как образ царевны Ксении у портрета умершего жениха, так и остались в формате этюдов, не перейдя на большой холст.

Василий Суриков «Меншиков в Березове», 1883

Фотогалерея

Исторические сюжеты, которые ложились в основу картин Сурикова, зачастую рождались совершенно случайно, из повседневных событий.

Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным с его слов: «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно.

И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. …А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит.

Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и «Казнь стрельцов» точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами».

В 1883 году Павел Третьяков приобрел картину «Меншиков в Берёзове» у Сурикова, а художник на полученные деньги отправился в путешествие по Европе, побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра и привез из поездки бесчисленное множество удивительных акварельных эскизов.

Василий Суриков «Боярыня Морозова», 1887

Фотогалерея

Одно из главных программных произведений Василия Сурикова «Боярыня Морозова» было написано в 1887 году. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье,» – говорил художник.

Сибирское происхождение многое объясняет в творчестве художника, и в частности тот факт, что Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи. Так или иначе, а у него, как ни у кого другого, много произведений с заснеженным фоном.

Это не только «Боярыня Морозова», но и «Взятие снежного городка», и «Переход Суворова через Альпы» из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.

Илья Репин писал о нем так: «Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников».

Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку.

Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок. Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы.

Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.

Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери – Ольга и Елена.

Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из ключевых мастеров русской живописи начала XX века.

Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати.

Из художников у Гиршмана бывали москвичи – члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других – Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин.

Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками.

Приезжавшие из Петербурга художники – Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст – также бывали завсегдатаями «гиршмановских вечеров», на которые съезжались и все главные московские коллекционеры».

Читайте также:  «польский всадник», рембрандт — описание картины

Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895 (авторская копия)

Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895 (авторская копия)

Оригинал картины «Покорение Сибири Ермаком» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В том же 1895 году, когда Суриков закончил это историческое полотно, он сделал уменьшенную копию, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Это было посвящение личной истории, истории семьи художника: род Суриковых происходил из донского казачества, которое отправилось покорять Сибирь вместе с Ермаком в 1622 году, и так и осело на бескрайних просторах.

Волошин, описывая его внешность, подчеркивал казацкие черты его внешности: «В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая: скован он был по-северному, по-казацки». «Этот кряжистый, насквозь русский человек, – вспоминал о Сурикове А.Я.

Головин, – был так же монументален и величав в своем характере, как величава его глубоко содержательная и поучительная живопись».

Василий Суриков «Портрет доктора А.Д. Езерского», 1900-е

Василий Суриков «Портрет доктора А.Д. Езерского», 1900-е

Суриков создал огромное количество живописных портретов своих современников.

Некоторые из них он впоследствии использовал в качестве эскизов для своих исторических полотен: родственники и друзья художника становились стрельцами, казаками, крестьянами или солдатами.

В этих этюдах и портретах Суриков огромное внимание уделял не только позе модели, ее внешнему облику и характеру, но и окружающим деталям, узорам на тканях, элементам одежды.

Василий Суриков «Портрет Александры Емельяновой», 1900-е

Василий Суриков «Портрет Александры Емельяновой», 1900-е

Художник Александр Яковлевич Головин писал: «Суриков и Репин сделали нечто аналогичное тому, чего добились во Франции импрессионисты.

Картины Сурикова, написанные грязновато и, пожалуй, грубо, зажигали художественную молодежь своей страстностью, своим вдохновением и размахом. Не говорю уже о глубоко национальном значении Сурикова.

Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно он был ее современником, ее очевидцем».

Василий Суриков «Посещение царевной женского монастыря», 1912

Фотогалерея

Суриков никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, а его герои становились его современниками, поэтому картины получались не сказочными, как, к примеру, у Виктора Васнецова, а реалистичными и живыми. Максимилиан Волошин говорил, что «он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра».

Василий Суриков «Иллюминация Московского Кремля», 1883

Василий Суриков «Иллюминация Московского Кремля», 1883

Последние слова великого художника были: «Я исчезаю». Он скончался 19 марта 1916 года в Москве.

Художник Василий Васильевич Рождественский вспоминал: «В небольшой церкви около Тверской улицы, окруженный родными, почитателями, лежал в гробу великий художник – воинствующий реалист, проникавший своим острым взглядом в глубь веков, вскрывший там могучий героизм русского народа и его всегдашнее стремление к свободе».

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/100420

Посещение царевной женского монастыря

Работать над картиной Суриков начал в 1908 году, писал ее в 1910—1911 годах и экспонировал в декабре 1912 года на X выставке «Союза русских художников» в Москве.

В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова.

В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя.

Но дочери царской семьи — царевны Древней Руси — в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж.

Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей, им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами; выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство.

Поскольку замужество для царевен в допетровской Руси было невозможно, другого пути, кроме монастыря, для них не было. Зная это, царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, постройках, убранстве монастыря, в котором им предстояло жить до конца своих дней, посещали его.

Момент такого посещения и изобразил Суриков, показав контраст между исполненной светлой, наивной веры молодой красавицей царевной, в сияющем драгоценностями наряде входящей под своды древнего монастыря, и встречающими ее игуменьей и монашенками в черных одеяниях, рассматривающими царевну испытующе, с любопытством, завистью, злорадством либо с апатией.

Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов.

В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах, игуменьях, говоря: «Фальшивые все».

Вспомним, что в 1890—1900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, теософия, богоискательство, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной суеты, пряная атмосфера монастырей. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери.

Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».

Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре, и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю „поэзией» монастырской жизни». С Аси Добринской, своей любимицы, Суриков сделал ряд этюдов для царевны, входящей в монастырь, и, создавая образ, перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской.

Главная роль в композиции отведена царевне. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Лицо царевны озарено искренней верой, внутренней чистотой и какой-то светлой, детской мечтательностью. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни.

Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос, излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, — это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками.

И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Справа за царевной пожилая боярыня — мамка — в меховой шапке и пестром узорном платке. Она внимательно смотрит вправо — все ли идет так, как положено, по заведенному порядку.

Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, — какой контраст с детской наивностью царевны! Образ мамки — типичный образ старой Руси — очень убедителен.

За мамкой — молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав.

За ней, в глубине картины, — разбитная прислужница, постельница либо златошвея, словом, представительница челяди терема. Все лица, сопровождающие царевну, охарактеризованы художником точно и именно так, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях.

Войдя под своды монастыря, красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, благолепию темноликих икон, мерцанию горящих свечей и лампад и со всей непосредственностью отдалась охватившему ее религиозному чувству.

Но удивительное дело — среди всех присутствующих в монастыре молится она одна! Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам; это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц.

Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, возможно настоятельница, и испытующе, с земным раздумьем смотрит на царевну. Рядом с ней, за старым подсвечником, — молодая монахиня в черном куколе.

Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. На ее совсем еще молодом красивом лице — особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных».

Этот образ молодой монашенки, почти сверстницы царевны, важен еще и потому, что в нем приоткрывается будущее, ожидающее царевну после пострижения, когда она, светлая, поэтически прекрасная, сияющая молодостью и красотой, будет неизбежно поглощена утробой монастыря; ее сказочно прекрасный наряд сменит черная монашеская ряса; ее щеки поблекнут, взгляд станет тусклым и равнодушным, ее охватит та страшная апатия, которая есть признак медленного умирания и отпечаток которой уже виден на прелестном лице молодой склонившейся монашенки.

Читайте также:  Технический музей, берлин, германия - описание и фото экспонатов

«Посещение царевной женского монастыря» — последняя историческая картина Сурикова.

Источник: http://super-vostok135.narod.ru/images/top6/page11.html

Сочинение по картине Василия Сурикова «Посещение царицей женского монастыря»

Написанная в 1912 году известным русским художником Василием Суриковым картина «Посещение царицей женского монастыря», была последней значительной работой художника и именно она фактически ознаменовала собой последний этап в творчестве Сурикова, когда художник, по сути, достиг вершины своего творческого развития.

Специфика картина весьма интересна, поскольку на ней изображена типичная сцена из жизни высших, привилегированных слоев населения в допетровской России, а именно царской семьи.

Учитывая тот факт, что добровольное замужество для царевны было делом невозможным, то единственной дорогой для нее был уход в монастырь, если она до определенного возраста не вышла замуж или если не захотела выходить замуж сама.

Как раз тот момент, когда царевна входит в монастырь, и описывает Суриков в своей картине.

Главное место в картине традиционно отведено царевне, которая входит в монастырь, причем особое внимание к себе сразу же привлекает богатый наряд царицы, который включает в себя венец, на котором можно увидеть большое количество драгоценных камней, а также богатый наряд, на котором явственно заметны элементы золота и серебра.

На заднем плане видна пожилая боярыня, которая внимательно следит за царицей, а также за тем, все ли соответствует порядку и самой традиции данной церемонии.

Атмосфера помещения приобретает некую таинственность также из-за присутствия придворных и монашек, которые склонились перед царицей, демонстрируя ей свое уважение и преклонение перед ее величием.

Не менее удачно изобразил художник и саму фигуру, а также лицо царицы, которое является олицетворением чистоты и даже какой-то детской невинности, сформированной воспитанием девушки. И эти невинность и чистота видна практически во всех ее чертах, начиная от глаз, и заканчивая самой походкой царевны.

Еще одной заметной идеей, которую Суриков вложил в эту картину, является противопоставление этой самой детской невинности и веселости тем самым перспективам мрачной и лишенной любых позитивных моментов жизни монашек, которые уже не ждут в своей жизни ничего позитивного. При этом драматизм этой идеи также явственно проступает в по отношению к царевне, которую такая жизни в скором будущем также ожидает.

Картина воистину поражает своей энергетикой светлой и живой жизни, которую можно увидеть в чертах лица царицы, и той мрачной составляющей, которая видна на лицах монашек, склонившихся перед ней в мерцающем свете свечей. По сути своей, это своего рода философская картина, в которой два разных мира встречаются друг с другом и эта встреча имеет ореол таинственности и величия.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vasiliya-surikova-poseshhenie-caricej-zhenskogo-monastyrya.html

Василий cуриков

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ CУРИКОВ (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева.

В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и Д.Веласкеса.

Илья Репин — «Портрет художника Сурикова» Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж «Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, Русский музей, Петербург).

Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Гном» (инструментовка М.Равеля, орестр Е.

Светланова»Кацухито Ямашито — Мусоргский «Картинки с выставки» — «Быдло»В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех Вселенских Соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).

«Первый Вселенский Никейский Собор» 1876″Второй Вселенский Констан тинопольский Собор» 1876″Третий Вселенский Эфесский Собор.

Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа» 1876″Четвертый Вселенский Халкидонский Собор» 1876 Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра «Утро стрелецкой казни», завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).

Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.

«Утро стрелецкой казни» 1881

При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.

Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове» (1883)

«Меншиков в Березове» 1883 и «Боярыня Морозова» (1887; обе картины – там же),

«Боярыня Морозова» 1887

тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.

Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры («Посещение царевной женского монастыря», 1912, Третьяковская галерея;

«Посещение царевной женского монастыря» 1912 и картина «Благовещение», 1914, (Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.»Благовещение» 1914
«Голова Марии» 1913-1914

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.

О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913 и 1915 годов. Третьяковская галерея; и др.).

«Автопортрет» 1913″Человек с больной рукой» 1913
«Автопортрет» 1915

Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

«Искушение Христа» 1872″Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» 1888″Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» 1875″Борьба добрых духов со злыми» 1875″Богач и Лазарь. 1873″Сибирская красавица. Портрет Е.А.

Рачковской» 1891″Взятие снежного городка» 1891″Степан Разин» 1903–1907″Переход Суворова через Альпы» 1898″Переход Суворова через Альпы в 1799 году» 1899″А. И. Суриков в шубе» 1889-1890″Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком» 1894″Старшая дочь Меншикова.

Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре» 1882″Автопортрет» 1879″Автопортрет» 1883-1884″Анфиса» 1900-е»Боярыня Морозова» 1881-1884″Боярыня Морозова» 1881-1884″Боярыня Морозова» 1881″Голова боярыни Морозовой» 1886″Рука боярыни Морозовой»»Боярышня в синей шубке» 1887″Юродивый, сидящий на снегу.

Этюд» 1885″Боярыня Морозова» 1884-1885″Боярыня Морозова» 1885″Боярышня со скрещенными на груди руками»»Голова женщины в черном платке» 1886″Голова боярышни» 1890″Боярышня» 1886″Голова монахини»»Женские фигуры, странник, юродивый» 1881-1887″Изба» 1873″Вечер в Петербурге» 1871″Вид на Кремль зимой» 1876″Венеция. Собор Св.

Марка» 1884″Букет» 1884″Вид Красноярска» 1887″Вид на Красноярск с сопки» 1890-е»Голова девушки»»Голова казака» 1891″Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица» 1882″Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф.

Ромодановского» 1900″Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей» 1900″Миланский собор» 1884″Колизей» 1884″Неаполь.

Везувий» 1884″Собор Святого Петра в Риме» 1884″Снежные горы» 1897″Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора» 1876″Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году» 1872″Автопортрет» 1910″Пугачев» 1911″Палач» 1891″Гребец в лодке» 1912″Казак с ружьем» 1901″Казак в красной рубахе»»Женский портрет» 1885″Голова солдата-барабанщика» 1898″Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской» 1910″Голова Суворова» 1898″Голова крестящегося солдата» 1897″Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер» 1902″Монах» 1900-е»Женский портрет (Наталья Матвеева)»Неаполитанская девушка с цветами в волосах» 1883-1884″Казаки»»Казаки в лодке»»Изгнание Христом торгующих из храма» 1873″Пир Валтасара» 1874″Портрет А. В. Суворова» 1907″Портрет А. И. Емельяновой» 1903″Портрет доктора А.Д.Езерского» 1910″Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве» 1888″Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника» 1888″С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной» 1882″Под дождем в дилижансе на Черную речку» 1871″Портрет И. С. Остроухова» 1884″Портрет есаула в летней форме»»Самовар» 1876″Портрет боярышни»»Портрет И.Е.Крачковского» 1884″Портрет А. А. Добринской» 1911″Портрет Л.Т.Маториной. Казачка» 1892″Итальянка» 1884″Старуха в узорчатом платке» 1886″Женский портрет» 1902″Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург» 1914″Портрет Е.А.Суриковой» до 1888″Портрет молодой женщины» 1911″Портрет юноши Леонида Чернышова» 1889-1890″Голова смеющейся девушки» 1890″Автопортрет» 1902 Модест Мусоргский — «Где ты, звёздочка?»

Ссылка на оригинал

Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=153635

Ссылка на основную публикацию