«повар», джузеппе арчимбольдо — описание картины

Джузеппе Арчимбольдо

?Борис Вас (u_b_2006) wrote,
2007-11-30 16:35:00Борис Вас
u_b_2006
2007-11-30 16:35:00

В венском Музее Истории Искусств мое внимание привлекла картина, размещенная чуть в стороне от главных шедевров. Кругом 16-й век, а здесь — прямо сегодняшний день. Признаюсь, в живописи я не очень. Художник — Джузеппе Арчимбольдо. Было выставлено две картины, и скажу честно — сразили наповал. Уже дома нашел в инете большое количество информации, и статьи, и картины, куча фирм предлагают постеры этого художника. Вот и подумал я, что для тех, кто знаком с его творчеством — неплохо будет вспомнить, а для тех, кто не видел — обязательно нужно познакомиться. Поэтому и появился этот пост.

Четыре стихии — огонь, вода, земля, воздух. Кто-где легко поймете сами.
Времена года. Зима, Весна, Осень. Лето уже было.
Здесь склеены обычное и перевернутое (вот только какое настоящее?!) изображение.Огородник. Садовник.
Рудольф II в образе Вертемнуса(бог смены времен года у римлян). Флора. Четыре времени года.
Еще один красавчик-перевертыш!Повар.
А вот тоже «лучшие по профессии» — официант, библиотекарь и юрист
Eve and the Apple, with CounterpartЕва с яблоком и — ее аналог? — ее дополнение?- ее оппонент?
Еще одна вариация из цикла «Времена года» (Лето?). Реалистичные Анна Арчимбольде (жена?) и Автопортрет. Кстати, с 15 сентября 2007 по 13 января 2008 в Musee du Luxemburg в Париже проходит выставка, на которой представлены более 40 картин, рисунков и иллюстраций Джузеппе Арчимбольдо.Написанию поста несомненно способствовало чтение дивных статей, посвященных искусству, в журнале michletistka.Если у вас в загашнике есть картинки лучшего качества, а также те, которые здесь отсутствуют — не сочтите за труд, дайте ссылочку.Использованы материалы ресурсов:ВикипедияOlga's GalleryВарварская галереяhttp://www.intelligent.lv

Источник: https://u-b-2006.livejournal.com/43428.html

Фотограф и повар сделали портреты в стиле картин Джузеппе Арчимбольдо

Фотограф Роберт Гаррисон и повар Робби Постма из амстердамского рекламного агентства J. Walter Thompson придумали художественный проект, для которого понадобились умения обоих: серию портретов из еды, напоминающих картины Джузеппе Арчимбольдо.

Постма отбирал ингредиенты и служил моделью, Гаррисон снимал. «Можно сказать, что мы деконструировали традиционное меню, а затем заново собрали его элементы воедино на моем лице», — объяснил повар.

«Лента.ру» посмотрела, что у них получилось.

Сладости

На кадре про сладости лицо Робби Постма покрыто двумя видами шоколада, а во рту он держит малину. В интервью Vice повар рассказал, что ему здорово помог кулинарный опыт. «Я точно знал, как выстроить меню и что делать с ингредиентами, — объясняет он.

 — Как порезать овощи потоньше, вывернуть присоски осьминога, отобрать разные злаки, которые будут интересно смотреться вместе. Это вещи, которые тебе известны только как повару. К тому же я сервирую блюда уже 20 лет, так что кое-что понимаю в композиции.

Не на собственном лице, правда, — это у меня в первый раз».

Дары моря

Для снимка про дары моря понадобились омар, скумбрия, присоски и чернила осьминога, морской еж и морской черенок. По словам фотографа Роберта Гаррисона, чтобы закрепить элементы на лице, они используют специальный театральный клей.

«Когда снимали первый раз, немного боялись повредить Робби брови, поэтому старались держаться подальше от этой части лица», — рассказал он. Опасения были напрасны: брови уцелели, хотя и стали потоньше.

Осьминожьи чернила во рту оказались неприятнее.

Вино

Бокал красного вина во рту, осколки — на голове. «Наша фишка в том, что все фотографии выглядят так, как были сняты, никакого фотошопа, — говорит Роберт Гаррисон. — В некоторых сценах это ограничивает количество снимков, которые мы можем сделать. Например, к концу съемки про вино у нас было только семь кадров, потому что клей не держался, когда вино пoпaдало на осколки на лице Робби».

Специи

Для роли Ганнибала Лектера повару понадобились ваниль, каменная соль, анис, семена кориандра, мускат, мускатный цвет, белый и красный перец, корица, кардамон и порошок карри.

«Кадр про специи не производит особого впечатления, когда смотришь на него на экране, но если это изображение распечатать в крупном формате, становится видно, как все это приготовлено, а также технические детали фотографии», — объясняет Роберт Гаррисон.

Мясо

По словам фотографа, он пытался создать нечто мрачное и пугающее, но в то же время прекрасное. «Да, я хотел сделать кадр нутряным и провокативным, чтобы было о чем поговорить», — говорит Роберт Гаррисон.

Кофе

В этой работе использованы кофейные бобы шести разных степеней прожарки. Каждая фотография серии тщательно спланирована. Как правило, съемка занимает шесть часов, но однажды затянулась на все девять.

Овощи

На овощном снимке лицо украшено разными видами моркови и редиса, а также молодыми кабачками. Поначалу авторы решили, что у них ничего не вышло. «Нам не особенно нравились цвета, которые мы видели на экране камеры, — вспоминает фотограф. — Казалось, что кадр не производит того эффекта, который мы пытались достичь. Но на следующий день открыли его на большом экране и были немало удивлены».

Злаки

По словам Робби Постмы, эта работа демонстрирует его любовь к своему ремеслу. Тут шесть видов зерен: черный рис, белый рис, желтый горошек, фасоль борлотти, киноа и пшеница.

«Мы хотим, чтобы зрители поняли: за вкусным ресторанным меню скрываются часы, потраченные на готовку, страсть, преданность делу, — и легкого пути нет, — говорит повар.

— Это не просто последовательность блюд, а тщательно продуманное и сбалансированное меню».

Фотографии © Robert Harrison

Источник: http://BraveDefender.ru/fotograf-i-povar-sdelali-portrety-v-stile-kartin-dzhuzeppe-archimboldo/

Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню XVI века

Джузеппе Арчимбольдо — художник, которого можно запросто принять за нашего современника, или, как минимум, за представителя авангарда начала ХХ века. Однако, Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году…

на фото: автопортрет Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году в Милане, в семье художника. В ранний период творчества занимался разработкой эскизов для витражей Миланского собора, а также выполнил целый ряд картонов для шпалерной мастерской.

Джузеппе Арчимбольдо — «Арт-директор» и «event manager» из XVI века

В 1562 году Арчимбольдо перебрался в Вену, где поступил на службу в качестве придворного художника при дворе императора Максимилиана II. В последующие годы служил при пражском дворе его преемника, Рудольфа II, императора из династии Габсбургов.

Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.

Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий, разрабатывал и создавал прекрасные фонтаны, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных праздников для аристократии, учёных и художников.

Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.

Однако, главной обязанностью Арчимбольдо было писание королевских портретов, а также приведение в порядок и украшение знаменитого «Кабинета», в котором размещалась коллекция картин и всевозможных редкостей или, как их называли в те времена, курьёзов.

Один из современников, видевший это собрание, слывшее лучшим в Европе, упоминает «вазы в виде животных и драконов, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, корень мандрагоры».

Возможно, именно в «Кабинете» черпал Арчимбольдо своё вдохновение.

Символические портреты и картины-перевёртыши

До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги.

Особый интерес представляют картины-перевертыши, меняющие при повороте на 180 градусов не только жанр, но и смысл изображения: бравый повар оборачивается запеченной мясной снедью, а толстый добродушный садовник – миской с овощами.

Лица стилизованы, искусное размещение элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени.

на фото: картина «Овощи в миске или садовник» (также «Овощной садовник»), 1587-1590, Городской музей Ала Понцоне, Кремона, Италия

Большинство полотен Арчимбольдо — ярчайшее воплощение маньеризма, когда форма подчас намного затейливее содержания.

Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ, и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж.

Из самых разных предметов — плодов, цветов, овощей, дичи, книг и множества других — он составляет аллегорические образы стихий, времён года, профессий.

В его картинах образ человека сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части — и, наоборот, из разрозненных предметов составляется очень отчетливая внешность и иногда даже характер. Этот калейдоскоп увлекателен и в то же время немного пугает. Почему? Возможно, потому, что лица эти часто гротескны, может, потому, что, по словам Ж. Ф. Гийу, возникает ощущение

Есть разные гипотезы насчет того, были ли эти фантастические портреты иллюстрацией идей натурфилософии, популярных в то время при дворе, или же они — всего лишь плод воображения художника. Как бы то ни было, а портреты-аллегории Арчимбольдо пользовались у современников столь большим успехом, что породили множество подражаний, получивших название «арчимбольдесок».

на фото: картина «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590, Замок Скоклостер, Стокгольм

В 1587 году, после одиннадцати лет службы при дворе Рудольфа II, Арчимбольдо возвратился в родной Милан, однако его связь с императором не прервалась.

В 1592 году он послал своему бывшему патрону его портрет в виде Вертумна – античного бога плодородия и перемен, который привел Рудольфа в восторг.

Портрет был выполнен все в том же аллегорическом стиле: весь образ был собран из даров природы: плодов, цветов и злаков. «Вертумн» − последняя работа художника, дошедшая до нас: год спустя его не стало.

Временное забвение и новый виток славы

При жизни успешный и знаменитый художник, Арчимбольдо был практически забыт сразу после своей смерти.

О нем вновь заговорили только в конце XIX столетия, а шумный успех и признание вновь вернулись к нему лишь в 1930-1940 годы на волне скандального интереса к творчеству сюрреалистов, провозгласивших его своим предтечей наряду с Иеронимом Босхом. Кроме того, одна из его картин («Библиотекарь») считается триумфом абстрактного искусства XVI столетия.

на фото: картина «Библиотекарь», 1566, Замок Скоклостер, Стокгольм

Сегодня его работы можно увидеть в Парижском Лувре, в Замке Скоклостер в Стокгольме, а также в Музее истории искусств в Вене, в других музеях. Некоторые из них украшают частные собрания Швейцарии, Франции и Австрии.

автор: Юлия Каминская, галерист

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Archimboldo-Dzhuzeppe-prazdnichnoe-menyu-xvi-veka.aspx?ID=123

Великий чудак джузеппе арчимбольдо

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Великий чудак джузеппе арчимбольдо

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

« Великий чудак Джузеппе Арчимбольдо» Дракина Мария Студентка 1 курса Группа:16-Д-24 Сочинский филиал РУДН

2 слайд Описание слайда:

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо, символ раннего этапа маньеризма. (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593)

3 слайд Описание слайда:

МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения.

Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.

Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

4 слайд Описание слайда:

«Я в образе горы, и это мой портрет, Природа, выраженная искусством Арчимбольдо» Так гласит надпись на старинной гравюре, считающейся автопортретом итальянского мастера, якобы принадлежащая самому художнику

5 слайд Описание слайда:

В виде античного бога Vertumnus — бога садов, метаморфоз и времён года — Арчимбольдо изобразил своего первого августейшего покровителя, австрийского императора Рудольфа II, пригласившего его в Вену в 1562 году. «Вертумн»

6 слайд Описание слайда:

«Вертумн» Арчимбольдо – некий астральный двойник императора Рудольфа II, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.

7 слайд Описание слайда:

В 1588г в Милане была написана одна из самых знаменитых его работ – «Флора».

8 слайд Описание слайда:

Времена года: Весна Лето

9 слайд Описание слайда:

Времена года: Осень Зима

10 слайд Описание слайда:

Так гласит надпись на старинной гравюре, считающейся автопортретом итальянского мастера, якобы принадлежащая самому художнику Цикл « Стихии» «Огонь» «Воздух»

11 слайд Описание слайда:

«Юрист» «Библиотекарь»

12 слайд Описание слайда:

Поворот на 180 градусов приводит к тому, что безобидный натюрморт превращается в плотоядное лицо «Повара». Употребившего для своего лица невинно убиенных поросенка и курицу. «Повар» «Ваза с овощами»

13 слайд Описание слайда:

Наше сознание, стремится расчленить все на составляющие, а затем сложить общую картину. А в картинах Арчимбольдо перед нами предстает хаос нерасчлененности.

14 слайд Описание слайда:

До сих пор его называют магом, шутником и авантюристом одновременно. Как и многие мастера своего времени, он практиковался в разных областях — от живописи, до инженерии.

Он был не только организатором придворных праздников, но и конструировал для них хитроумные сценические механизмы. Он выступал при дворе Рудольфа II как водный инженер и даже как создатель музыкальных автоматов.

Однако в историю Джузеппе Арчимбольдо вошёл, прежде всего, как живописец, на несколько столетий опередивший опусы сюрреалистов.

15 слайд Описание слайда:

Источники информации: http://www.ikleiner.ru/lib/encyclopedia/miracle-0001.shtml http://www.artwall.ru/products/poster_2737 http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.artchive.

com%2Fweb_gallery%2Freproductions%2F222501-223000%2F222654%2Fsize1.

jpg&text=%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%90%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE&spsite=fake-054-7122549.ru&p=83

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/velikiy-chudak-dzhuzeppe-archimboldo-1928573.html

Метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо

В качестве Посвящения:Тем, кто, забуриваясь в детали, не перестаёт видеть общее целое.

В качестве Эпиграфа:
— Я — милиционер.- В фуражке?- Нет, в галстуке.

— Погоны?- Я их не вижу, как собственных ушей,  но знаю, что капитан. — Оборотень?- Закон для меня — не дышло. Я — правильный милиционер.- Надо же, еще неделю назад в моём сне мы вместе прятали труп на антресоли…

                                             О' Блинидий «Метаморфозы»

Giuseppe Arcimboldo

В качестве Пролога

Francesco Melzi after Leonardo da Vinci,

Two Grotesque Heads

В качестве Главы Первой:

Начало
Миланский Собор, работа под чутким руководством отца-художника: эскизы к витражам, работа над фресками и  геральдическими знаками. Собор в Монзе: фрески.Кафедральный Собор в городе Комо: эскизы  декоративной лепнины.Ничего, за исключением нескольких витражей, не сохранилось, равно как не сложилось ни малейшего представления о стиле Арчимбольдо.

До сих пор остаётся непонятным, чем же он так прославился к 1562 году, когда его назначили придворным художником императора Священной Римской Империи Максимиллиана II.

В качестве Главы Второй:Великолепный  Прибыв ко двору, Арчимбольдо принялся за карикатуру   организацию игр, свадеб,  турниров, ярмарок, ну и заодно музея искусств ( Kunstkammer ).Монарх и венский двор в восхищении:  выдумщик, инженер-конструктор, декоратор,

театральный постановщик,  художник. Его прозвали Великолепным.


Вице-канцлер  ( Ulrich Zasius )

Библиотекарь ( Wolfgang Lazius )

В качестве Главы Третьей:

Времена Года

Время великих открытий. Венский двор  представляет собой научный  центр, объединяющий лучшие европейские умы. Ботанические и зоологические сады — настоящая сенсация тех лет. Судя по сохранившимся письмам, Максимилиан, как ребёнок, с нетерпением ожидал доставки в Вену новых видов растений и животных. Тут же рисовался  «портрет» вновь прибывшего. 

Через год после своего появления при дворе Габсбургов, Арчимбольдо приступает к серии картин Времена Года.

Из четырёх картин, осталось три оригинала —   Зима, Лето и Весна. Осень была утеряна, но известна, благодаря копии, выполненной самим Арчимбольдо.Копии  слегка отличаются от оригиналов, например, «рамкой» вокруг профиля.

Весна

В качестве Главы Четвёртой:

Четыре СтихииСезоны сменились Стихиями.Та же участь: одна из картин, а именно Воздух, известна лишь по  копии.Обе серии картин являлись любимой частью коллекции Максимиллиана в его Kunstkammer или, как он называл, в «архиве мудрости «.

Огонь


В качестве Главы Пятой:

ПеревёртышиКартины-перевёртыши известны  с античных времен. Плутарх упоминает художника Пaусона ( Pauson ), преподнёсшего вельможному заказчику картину с изображением лошади в кувырке. Художник смеялся последним, когда, перевернув картину, вышедший из себя вельможа увидел не кувыркающуюся, а заказанную им галлопирующую лошадь.

Садовник

 

Повар


В качестве Главы Шестой:
Король умер. Да здравствует король!

Изобразив всех членов венского двора, Арчмбольдо принялся за пражский:

сын Максимиллиана II Рудольф II,  унаследовав империю и Арчимбольдо после смерти своего отца, перенёс столицу Империи в Прагу.
Портрет Рудольфа II: Император представлен в образе древнеримского бога   Вертумна.


В качестве Главы Седьмой:

Последний штрихГоворят, одна голова — хорошо, а две лучше. Опровержение досужего мнения — последняя работа художника. Четыре времени года в одной, отдельно взятой, голове.В качестве Эпилога: Бретон, сюр и другие Забытый сразу же после своей смерти, Арчимбольдо был признан основоположником сюрреализма самим основоположником сюрреализма.Мэн Рэй, Зима, 1944

Макс Эрнст, Эвклид, 1945

Boldo

— персонаж мультфильма  «The Tale of Despereaux», 2008

Обложка альбома Bonfires on the Heath британской группы

The Clientele, 2009

Филип Хаас, Зима, 2010



В качестве Сносок

Источник: https://blin-chick.livejournal.com/40496.html

Лариса Тананаева. «Джузеппе Арчимбольдо»

Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].

«Загадочность чревата истиной,
глубоко скрытой и таинственной»

Б.Граспан

      Он жил и писал свои необыкновенные картины во второй половине XVI века: итальянец, родом из Милана, он провёл большую часть своей жизни при дворе императоров Священной Римской империи, Максимилиана II и Рудольфа II Габсбургов.

Его искусство, на первый взгляд абсолютно фантастическое, прочно связано со средой, в которой и для которой оно создавалось, но одновременно оно может послужить доказательством того, что никакая программа не может связать полностью большого мастера.

Арчимбольдо нашел свою, совершенно оригинальную формулу для воплощения того обширного натурфилософского содержания, в котором, если можно так сказать, «увязали» менее сильные мастера, превращая свои картины в умозрительные ребусы или равнодушные аллегории.

Его же картины, пусть далеко не во всём нам понятные, часто так и остающиеся зашифрованными, обладают искренней поэтичностью и жадным интересом ко всему творимому миру, тогда лишь открывавшемуся европейцу.

      Однако надо сказать, что очень большую роль в кристаллизации его оригинального взгляда на мир сыграла как раз та придворная среда, с которой он был связан тесно и неразрывно, хотя под конец жизни всё же уехал на родину и умер в Милане, окружённый поклонниками.

      Маньеризм, символом которого является Арчимбольдо, в ранний период своего развития связан был с Италией, а позже развивался преимущественно как стиль больших придворных центров.

      Ко двору Максимилиана II Арчимбольдо был приглашен в 1562 г.

      Искусство было вечной любовью и сына Максимилиана — Рудольфа II, он отдал под мастерские часть дворца и способствовал тому, что в Праге сложилось тесное сообщество художников, получивших впоследствии название «рудольфинцы». Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа.

Он кажется на первый взгляд не очень соответствующим представлению об императорском величии и парадном искусстве. Маньеризм — всегда искусство высокой игры. И никогда не сводится к простому соответствию зримого и сущего.

Это искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук. Не кто иной, как Арчимбольдо, изобрёл клавесин, игра на котором вызывала различные цветовые эффекты.

Это искусство искало синтеза, но так и не обрело его. Оно предлагало смелые решения, но порой заходило в тупик.

      Арчимбольдо стал настоящим символом этого искусства и этого двора. Художник прославился прежде всего как портретист: он писал сначала обычные парадные портреты. Но одновременно много занимался устройством придворных празднеств, придумывал костюмы, сценографию.

Уже в них появлялись странные растительные узоры, стилизованные плоды, прихотливый орнамент. В сохранившихся рисунках и эскизах варьируется тема растительного и животного мира, используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом.

Однако славу у современников и интерес потомков он заслужил своими портретами, фантастическими «коллажами», говоря нашим языком. Они составлены, кажется, изо всех существующих на свете предметов, из живой и мертвой натуры, и их одушевляет особая, загадочная и призрачная жизнь.

Арчимбольдо же всегда имеет перед собой более высокую задачу, в духе рудольфинской натурфилософской учености, и этот тайный смысл, даже если мы не умеем его расшифровать, всё же придает картине оттенок внутренней серьёзности, значительности.

      Обычно, как исходный пункт арчимбольдовской программы, исследователи указывают на Аристотеля, по мысли которого «элементы» в сумме с «временами года» составляют весь Универсум, символизируя связь микрокосмоса и макрокосмоса.

То есть могут быть в своём сочетании истолкованы как символ высшего единства, наконец — вечности.

Вплетённая в круговорот этих символических обозначений, персона императора Максимилиана из серии «Времена года» в её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрах своих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлением о том, что «зима — голова года», как считали римляне) утверждает идею постоянства и высшей, природной естественности императорской власти, священной империи Габсбургов. А то, что профиль императора сливается с силуэтом корявого старого пня, одновременно напоминающего облик старого крестьянина, относится к специфической театральности, игре парадоксами, к «кончетто» художника.

      Арчимбольдо применяет в своих циклах один и тот же приём: на глухом чёрном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из нагромождённых друг на друга предметов. Они написаны с абсолютной зрительной адекватностью; красочные, на свой лад одушевлённые, они обладают какой-то сюрреалистической навязчивостью.

С изумительной изобретательностью импровизирует Арчимбольдо свои композиции, в которых горы фруктов, цветов, живых существ складываются в причудливые полуфигуры и, не переставая быть сами собой, тут же оборачиваются нарядными, празднично одетыми современниками художника.

Персонажи Арчимбольдо — это умозрительные конструкции, но они удивительно декоративны, изящны, хотя иной раз впечатление, которое они рождают, осложнено гротеском. Иногда необходим зрительный поворот изображения на 180 градусов, что-бы из хаоса вещей «проявилось» чьё-то лицо.

Миска с овощами в особом ракурсе скрывает лицо «Огородника», страшный «Повар» составлен из жареного поросёнка и обезглавленной курицы «они выглядят здесь как невинноубиенные существа, над которыми вершит свой суд неумолимый рок).

      Зато «Весна» рождается из цветов, её аналог из второй серии «Воздух» — из птиц. «Огонь» — он же «Лето», он же «Марс», победитель, т.е. аллегория императора.

Он украшен орденом Золотого Руна, плоды неожиданно сочетаются с пушками: это намёк на победные войны Габсбургов с турками, а Золотое Руно — родовой орден, знак принадлежности к австрийскому дому.

Голова «Марса» — «Лета» охвачена сиянием — аллюзия, касающаяся солярных знаков императора. «Лето» жарко сверкает, всё здесь — огонь и золото.

      Характерно, что обе серии объединяет портрет Рудольфа II в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости — Вертумна. Его скрытый смысл состоит в том, что Вертумн равно царствует во все времена года, определяя их смену, проникает во всё, всё связывает.

      Но рядом со всей этой имперской символикой существует живой, даже простодушный интерес ко всему тварному миру — ко всему, что живёт, бегает, плавает, — выражающийся в страсти портретировать с полной точностью и тюленя, и спрута, и ветку корралов. Каждый портрет Арчимбольдо — это еще и живая кунсткамера, которые появились именно тогда. Недаром он сам ездил в 1582 году в Германию закупать редкости для двора, в том числе редких животных.

      Душой творчества Арчимбольдо всегда остаётся идея метаморфозы. Фиктивность целого — и натурализм детали. Торжество иллюзии при соблюдении самой тщательной точности. И в конце концов иллюзией оказывается весь мир.

      Арчимбольдо играет в рудольфинском искусстве роль пролога и программы. Одни художники в дальнейшем избрали реальность, другие последовали по иному пути, всё время скользя по краю всеобъемлющей иллюзии, утопии, фантастики. Но продолжать традицию Арчимбольдо не стал никто: он её создал, он же её завершил.

Лариса Тананаева

Giuseppe Arcimboldo — Wikipedia
Джузеппе Арчимбольдо — Википедия

                                         

Источник: http://ava-3.narod.ru/txt/art/archimb/archi01.htm

Ссылка на основную публикацию