«пророк елисей», джорджо вазари — описание картины

Флоренция. Уффици. Зал №18 (Трибуна) Часть 1

В зале № 18 (называемый Трибуна) 31 полотно, три из них принадлежит Джорджо Вазари.

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного

Написан в 1533/34 году.темпера по дереву, размер 90*72 В Уффици с 1784 годаПортрет создан Вазари через  несколько десятилетий  после смерти Лоренцо. Лоренцо ушел из жизни в возрасте 43 лет.

Произведение действительно прекрасное.

Худое лицо Великолепного флорентинца – это лицо человека уставшего, изможденного погоней за мгновением («Лови мгновенье!»). Об усталости говорит и поза, согбенность широких плеч, наклон головы. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата.

В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к корпорации.

Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей».

Рассматривая портрет, надо постоянно помнить, что он не прижизненный. Он не фиксация внешности человека. Вазари представил нам образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция…

Отсюда : http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11443/

Джорджо Вазари. Пророк Елисей.

1566 год. Размер 40*29, темпера по дереву.В Уффици с 1773 года. Кто же такой этот Елисей и чем он знаменит?

Вот что рассказывается о нем на сайте http://days.pravoslavie.ru/Life/life1300.htm

  Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Илией.    Перед тем, как вознестись, Илия спросил, чего бы хотел Елисей. И тот ответил пророку, что хотел бы получить его силу.   Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса).  Пророк Елисей творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес.   На картине Вазари изобразил Елисея коленопреклоненным. Его фигура подчеркнута красным цветом, более интенсивным, чем остальные красные оттенки, и как бы освещена. Эти она притягивает к себе взгляд зрителя.   Сюжет, изображенныена картине: пророк Елисей превращает дикие травы в съедобные, спасая народ от голода. Катина была написана для часовни Сакраменто в церкви Сан-Пьетро в Перудже.

Джорджо Вазари. Аллегория непорочного зачатия.

1541 год. Дерево. Масло. размер 39*58 см. В Уффици с 1771 года.   Работа выполнена для церкви Санти Апостоли во Флоренции.

ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма, родился в Ареццо 30 июля 1511. Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело.

После поездки в Рим Вазари вернулся во Флоренцию на службу к герцогам Медичи. В 1562 он основал Академию рисунка. Главная его постройка – ансамбль Уффици во Флоренции (1560–1585). Вазари является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571–1573).

Вазари придумал термин «Возрождение». Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574.

   Стиль живописи и архитектуры мастера, который можно назвать маньеристическим, сформировался под влиянием Микеланджело.

Вазари не был выдающимся художником, но, будучи человеком широких культурных интересов, внес огромный вклад в историю искусства как создатель Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550, 1568) – книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.

  Использованные материалы:

http://www.peoples.ru/art/painter/vasari/

http://shkolazhizni.ru/img/content/i24/24890_or.jpg
http://www.arthistory.ru/vazari.htm

Источник: https://liorasun55.livejournal.com/46220.html

Джорджо Вазари: картины, биография основоположника искусствознания

Автопортрет

Художественное творчество Джорджо Вазари, флорентийского архитектора, живописца, историка искусства и писателя, относится к очень сложному периоду в истории Италии. По-прежнему раздробленная страна ведет бесконечные войны, попадая в зависимость от могущественных королевств Европы — Испании и Франции.

Эти войны разоряли страну, разрушали ее экономический потенциал. Кроме того, усиливается реакционная власть папы римского, утвердившего в 1540 году орден иезуитов, восстановившего инквизицию, издавшего «индекс запрещенных книг».

Вместе с тем итальянцы не могли забыть гениальных творений мастеров Возрождения, они жили в окружении произведений «божественного» Леонардо, Рафаэля, еще создавали свои, полные трагического пафоса, скульптуры и картины Микеланджело и Тициан.

Художники жадно изучают принципы великого искусства, на основе которого каждый вырабатывает свою «манеру» изображения, как говорили в то время, — отсюда возник и термин «маньеризм». Дж. Вазари был одним из крупнейших художников этого направления в искусстве Италии.

Большую часть своей жизни он провел при дворе тосканского герцога Козимо I Медичи. Вазари был постоянным советником герцога по вопросам искусства, консультантом флорентийской Академии рисунка. Кроме того, у него было много архитектурных и живописных заказов.

Вазари родился в Ареццо, его отец был художником. Учился он у Микеланджело, который стал его кумиром на всю жизнь, потом перешел в мастерскую Андреа дель Сарто. Помимо этого, днем и ночью он копировал фрески и картины великих мастеров — позднее художник часто обращался к этим рисункам.

В 16—17 лет Вазари получил свои первые заказы и сразу же образовался круг его постоянных заказчиков, среди которых был Алессандро Медичи.

Его портрет Вазари написал в 1534 году: «И вот на картине в три локтя высотой я изобразил с натуры самого герцога Алессандро в полном вооружении, но с замыслом необычным, посадив его на седалище, состоящее из прикованных друг к другу пленников, и со всякими другими фантазиями.

И я помню, что помимо самого портрета, который вышел похожим, я чуть с ума не сошел, пытаясь передать блеск доспехов с их белизной, бликами и всем, что им свойственно». Герцог остался доволен портретом. Вазари всегда умел тонко польстить заказчикам.

Когда художник украшал фресками палаццо Веккио, он исполнил портрет Козимо I. Как щедрый меценат сидит флорентийский герцог среди худож­ников, которые протягивают ему свои произведения. Вся композиция, при парадной репрезентативности, отличается продуманной сдержанностью.

Портрет — один из наиболее популярных жанров в искусстве маньеризма, в котором ху­дожники добились значительных результатов. Не уступает портрету и монументальная живопись. В течение всего XVI века заново украшаются старые дворцы и возводимые новые палаццо.

В 1546 году, в Риме во дворце Канчеллерия, Вазари укра­шает фресками зал Ста дней. Заказчиком был кардинал Фарнезе, который хотел, чтобы фрески были выполнены в течение ста дней (отсюда и название зала). Они были выполнены в срок, но Вазари пришлось привлечь к работе всех своих учеников, о чем позднее он сожалел — эти фрески не стали удачей мастера.

В этом дворце находилась канцелярия папы Павла III, и весь цикл фресок прославляет его деятельность. На двух торцовых стенах было написано по одному сюжету, а на продольных — два.

В центре каждой сцены — изображение Павла III, его окружает многочисленная свита, где много портретов реальных политических деятелей этого времени. Папа принимает послов, благословляет Добродетель, уста­навливает мир в Европе, приведя к соглашению императора Карла V с королем Франциском.

Но слишком подчеркнутая монументальность и репрезентативность композиции не соответствуют их внутренней значительности. Здесь слишком много внешних эффектов.

Для монументальной живописи маньеризма характерна еще одна черта — противоречие между реальным и созданным пространством, поэтому исче­зает архитектоническая согласованность декоративного ан­самбля Возрождения. Эти же черты отличают фрески Вазари в палаццо Веккио во Флоренции, прославляющие дом Ме­дичи.

В 50-е годы XVI столетия Вазари принимал участие в строительстве виллы «Джулия» для папы Юлия III вместе с Виньолой и Амманати, ведущими зодчими этого времени. Лучшим созданием Вазари в архитектуре стала улица Уффици во Флоренции, соединяющая площадь Синьории с набережной реки Арно.

Уффици находится между двумя параллельными зданиями, в которых помещались пра­вительственные учреждения. У набережной они соеди­няются переходным корпусом с аркой-лоджией в первом этаже. Еще в XV веке мечтали зодчие о создании города, который был бы разумно распланирован, где были бы широкие свободные улицы, украшенные величественными здания­ми.

И поэтому улица, построенная Вазари, имела очень важное значение для решения градостроительных задач.

В 1546 году на ужине у кардинала Алессандро Фарнезе писатель Пасло Джовио, автор жизнеописаний знаменитых людей, создатель галереи исторических портретов, предложил Вазари продолжить его работу и написать биографии художников.

И уже в 1550 году вышло первое издание этого труда Вазари проделал колоссальную работу, собрав и обработав огромный материал. Как худож­ник он хорошо понимал все особенности творчества, просле­дил эволюцию пластических искусств с середины XIII века, от Чимабуэ до середины XVI века, кончая собственной биографией.

Читайте также:  Пейзаж с потоком, монахами и прачками - марко риччи

Внимательно анализирует он выдающиеся про­изведения и называет имена художников, о которых без него не было бы ничего известно. Во время сбора материала он изучает памятники искусства, пытаясь выявить законо­мерности в смене стилей, отличительные особенности каж­дой школы, их влияние друг на друга.

Каждая биография, рассказанная Вазари, это не только факты, но еще и ма­ленькая новелла о художнике, его привычках, друзьях и врагах.

Первое издание разошлось моментально. Через 18 лет выходит второе издание, которое было дополнено теорети­ческим трактатом. Здесь впервые был введен термин «Воз­рождение».

Вазари, так же как его современники, средне­вековое искусство считал глубоким упадком, в котором культура находилась почти тысячу лет, а свою эпоху, которая обратилась к светлым идеалам античности, — возрождением искусства.

Античность была высочайшей, но вполне достижимой нормой и идеалом, античные мастера «учились у природы», поэтому художники должны учиться у нее.

В своей деятельности Вазари знал и неудачи и успех. Он создал много произведений: монументальные фрески и картины на аллегорические и религиозные сюжеты, строил дворцы, организовывал улицы, но самым великим его творением остались жизнеописания художников.

Труд Вазари:

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1—5.

Галерея картин Джорджо Вазари

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2826-vazari.html

Джорджио Вазари

Джорджо Вазари — один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура.

Вазари оказался талантлив не только в этой сфере, и в наши дни у широкой публики он более известен как автор «Жизнеописаний» — монументального труда, в который попали биографии множества знаменитых и талантливых людей. Точные даты и подробности их жизни нам известны благодаря титанической работе Вазари, который посвятил ей практически всю свою жизнь.

Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе, изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов.

Год рождения: 30 июля 1511

Дата смерти: 27 июня 1574

Страна: Италия

Вазари любил представляться выходцем из Ареццо в Тоскане, поэтому за ним закрепилось прозвище Аретино. Там он родился в 1511 году и вырос. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром.

Близость Флоренции, тогдашнего крупного центра искусств и политической жизни, сыграла свою роль, и юный Вазари уже через год стал учиться у великого Микеланджело, Андреа дель Сарто и Бандинелли.

Покровительство представителей рода Медичи внезапно закончилось, когда им пришлось бежать из Флоренции, и Вазари вернулся в родной Ареццо. Здесь ему пришлось довольно туго — отец скончался, и художник был вынужден один содержать большую семью.

Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мастер Россо, фактически давший юному Вазари средства к пропитанию и пару дельных советов, стал первым художником, получившим описание своих трудов и достижений в будущей знаменитой книге.

Из-за осады Флоренции в 1529 году Вазари вынужден был бежать и путешествовать по стране в поисках работы и покровителя. Он побывал в Пизе и других местах, а затем встретился с Ипполито Медичи, забравшего его в Рим. Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.

С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.

Живопись Вазари — это впечатляющий образчик тосканского маньеризма. Он предпочитал многофигурные броские композиции, холодную цветовую гамму, пользовался услугами подмастерий, благодаря чему даже масштабные полотна создавались очень быстро. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».

В архитектуре он преуспел намного меньше, но в ту эпоху титанов сделать это было достаточно сложно. С перестройкой нескольких строений он не справился, а вот возведение новых зданий по своим чертежам показали своеобразное видение пространства и индивидуальность Вазари. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».

Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.

Лоренцо Великолепный 1533 г

Мученичество Стефана 1560 г

1570-1572 г Палаццо Веккьо Персей и Андромеда

Благовещение 1564-67 г Благовещение Лувр

Святой Лука пишет портрет Богородицы примерно 1565 г

Пророк Елисей 1566 г галерея Уффици

Осада Сан-Лео 1556-1560 палаццо Веккьо

Аллегория правосудия 1560 г

Портрет Алессандро Медичи 1534 г палаццо Питти

Кузница Гефеста 1564 галерея Уффици

Павел 3 Фарнезе 1546 дворец Канчеллерия Рим

Студия художника 1563 г

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43603727106

В италии проходят выставки, посвященные 500-летию со дня рождения джорджо вазари

Также 3 сентября, на родине Вазари, в тосканском городе Ареццо, открывается выставка, на которой представленно 40 полотен его работы.

РИМ.

К 500-летию со дня рождения итальянского художника Джорджо Вазари (30 июля 1511 — 27 июня 1574) на его родине, в тосканском городе Ареццо, 3 сентября в открывается большая выставка, сообщило агентство KNA.

Она организована в местном мунициальном музее, где представлены 40 известных полотен, преимущественно религиозной тематики. Другая выставка работ Джорджо Вазари до конца октября проходит и в галерее Уффици во Флоренции.

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532). В Болонье он создал полотно «Трапеза св.

Григория», которая по сюжету и по исполнению считается одной из лучших его работ.

Вазари — автор многих живописных полотен и фресок: «Авраам и три Ангела», «Пророк Елисей», «Страшный суд» ( деталь купола Дуомо — 1572-1579), «Мученичество святого Стефана», «Аллеогрия Непорочного Зачатия», и других.

Джорджо Вазари считается основоположником искусствознания благодаря созданию монументального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), в котором собран богатейший фактический материал о жизни и творчестве итальянских художников эпохи Возрождения. Считается, что именно Джорджо Вазари впервые охарактеризовал эпоху термином «Возрождение».

Как архитектор Вазари работал более успешно, чем в качестве художника, считают эксперты. В 1560 году Джорджо Вазари начал создание своего главного архитектурного творения — ансамбля Уффици во Флоренции. Ансамбль был завершен после смерти Вазари архитектором Буонталенти в 1585 году.

К другим известным архитектурным памятникам работы Вазари относятся Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562), Палаццо делле Лодже (1573-1581) в Ареццо.

В 1562 Вазари построил восьмиугольный купол базилики Богоматери Смирение в Пистоя, который является важным примером высокой архитектуры эпохи Возрождения.

Жизнь художника тесно связана с Флоренцией, куда в юношеском возрасте он был направлен на учебу по настоянию кардинала Сильви Пассерини.

После его смерти во Флоренции 27 июня 1574, остался обширный архив, имеющий высокую историко-художественную ценность. Архив состоит из 31 папки и содержит переписку с папами Павлом III, Юлием III, Павлом IV, Пием IV и Пием V. Кроме того, архив включает также 17 неизданных рукописей Микеланджело.

Источник: http://www.sedmitza.ru/text/2435545.html

Вазари ДжорджоКартины и биография. Картины вазари

ГлавнаяКартиныКартины вазари

Вазари Джорджо (Vasari Giorgio) (1511–1574) Итальянский архитектор, живописец, историк искусства. В 1562 основал во Флоренции академию рисунка.

В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке — ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.

Буонталенти) — Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Вазари — автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550; 2 изд.

, 1568; в русском переводе тома 1–4, 1956–1970; 2 изд., с 1993), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.

Собственно, самой большой заслугой художника Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен автором в 1550 году.

Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге подробно повествует о собственном творчеством и не стесняется отдавать должное своему таланту живописца и архитектора.

Читайте также:  Картина танец, анри матисс, 1910

Более поздние издания, снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за прошедшие десятилетия.

Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию.

Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию.

Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении.

Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях.

Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет.

Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение».

В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория».

По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге.

Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Вазари не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны.

Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта.

Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей святого Стефана в Пизе и многое другое.

smallbay.ru

Джорджо Вазари — Биография художника, известные произведения, выставки

Парадоксально, но Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), написавший знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», сам себя осознавал не литератором, а художником: «Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной».

Учителем и другом Вазари был великий Микеланджело. Заказчиками — правители Флоренции и сменявшие друг друга римские Папы. И как художник, и как писатель Вазари был необычайно удачлив и чрезвычайно плодовит.

Родился Вазари 30 июля 1511 года в городе Ареццо, в Тоскане. В семье, которая из поколения в поколение занималась гончарным делом.

Нет ничего удивительного, что отец рано заметил, как хорошо рисует его старший сын Джорджо, и всячески его поощрял: и рисунок, и живопись, и гончарное, и ювелирное дело — всё это воспринималось как вещи одного порядка, ремесленного.

Интересно, что именно Вазари своими «Жизнеописаниями» окончательно закрепит переход живописи из статуса ремесла в ранг искусства. Ну, а само прозвище «Vasari», со временем превратившееся в фамилию, означает «гончар», «горшёчник». Такая вот ирония судьбы.

В 12 лет Вазари впервые попадает во Флоренцию, в школу Андреа дель Сарто. Там он получает универсальное гуманитарное образование, а пластические искусства ему преподает Микеланджело Буонарроти.

Они будут общаться и в дальнейшем: Вазари станет постоянно искать советов Микеланджело при выполнении своих архитектурных проектов, последний навсегда останется для ученика не только вершиной ренессансного искусства (о чем с большим чувством говорится в «Жизнеописаниях»), но и просто идеалом человека. А памятник Микеланджело станет одной из известнейших работ Вазари-художника.

Ранняя смерть отца переложила на плечи Джорджо заботу о младших Вазари — двух братьях и трех сёстрах. В XVI веке существовало всего два источника доходов для художника. Первый — заказы от соборов и монастырей. Второй — патронат влиятельного синьора. И обе возможности Вазари использовал сполна.

Кардинал Ипполито Медичи, проезжая через Ареццо, забрал юного Вазари, подвизавшегося на росписях местных церквей, в Рим и дал ему необременительную работу. Начинающих художников, молодых да ранних, при дворе Ипполито было множество.

Глядя, как легко они идут вгору, добиваясь ошеломительных успехов, Вазари вдруг понял о себе, что чертовски честолюбив. К счастью, честолюбие не уступало его трудоспособности.

С товарищем Франческо Сальвиати они с утра до ночи зарисовывали древние и новые произведения искусства в разных концах Рима. А чтобы сэкономить время, ночами копировали друг у друга то, что успели зарисовать за день.

Потом Вазари будет вспоминать, что не осталось в Риме ни единого незарисованного шедевра и они с Сальвиати были настолько поглощены этим занятием, что «чаще всего закусывали не иначе как стоя».

Скоро Вазари удалось угодить своему патрону. Медичи заказал ему изобразить в натуральную величину Венеру и граций, занятых туалетом богини.

Вазари на этом не остановился — он стал фантазировать и изобретать новых персонажей: «Я в числе прочего вздумал изобразить на ней сладострастного сатира, который, спрятавшись за какие-то кустики, веселился и наслаждался при виде голой Венеры и голых граций, это так понравилось кардиналу, что, одев меня с иголочки, он приказал мне написать на картине еще большего размера, но тоже маслом, сражение сатиров в окружении фавнов, сильванов и путтов так, чтобы получилось нечто вроде вакханалии».

Конечно, всё это весьма специфическим образом характеризует вкусы кардинала. Но и о творческом методе Вазари тоже многое говорит: в дальнейшем он всегда будет предпочитать композиции многофигурные и несколько избыточные. И, кстати, признается, что никогда не любил писать портреты.

А античная Венера останется с Вазари навсегда: он умудрится поместить её даже рядом с христианским аскетом Иеронимом.Но и в Риме Вазари не задержался. Кляня местный климат и уверяя, что даже слёг от римской жары, возвратился в Ареццо. А уже оттуда направился во Флоренцию.

Там его берёт под свое крыло Оттавиано деи Медичи, заменивший ему отца.

Получив первые серьёзные деньги, Вазари займётся устройством судьбы сестёр: одну отдаст замуж, а вторую — в монастырь, снабдив в качестве приданого собственными работами на религиозные темы.

Одна из ранних сохранившихся работ художника — портрет младшего из Медичи, Алессандро. Он вышел похожим, но Вазари чуть не лишился рассудка, пытаясь достоверно передать блики и блеск доспехов Алессандро.

Вконец отчаявшись, он призвал на помощь одного из художников, кого очень уважал, — Якопо Понтормо. Тот сжалился над Вазари и объяснил: «Сын мой, блеск на картине никогда не будет казаться тебе настоящим, пока рядом сияют на солнце настоящие доспехи.

Убери их с глаз, и сразу поймёшь, что твоё изображение не так уж плохо!»

Несмотря на налёт цивилизации и культуры, острые вопросы в Италии по-прежнему решались с помощью кинжала или яда. В 1537-м в результате заговора гибнет Алессандро Медичи. Потерявший покровителя Вазари понимает, что рассчитывать следует только на себя. Но он уже успел сделать себе имя и заказы из разных уголков Италии стекаются к нему рекой.

Коммуникабельность, покладистый характер и умение угодить сильным мира сего очень быстро выдвигают Вазари в число первых итальянских художников, назло многочисленным конкурентам — не исключено, что более одарённым, но гораздо менее удачливым.

«Я имел много соперников и желание завоевать себе имя», — комментирует мотивы своих поступков Вазари.

Привечают его во многих частях Италии — от Болоньи до Флоренции и от Тосканы до Рима. Особняком стоит разве что Венеция и её корифей Тициан, чьё творчество навсегда останется Вазари чуждым.

Читайте также:  «на горах», михаил васильевич нестеров — описание картины

Венеция ценит исключительно колорит, художники здесь часто пренебрегают рисунком. А для Вазари рисунок — сердце искусства, его основа основ.

В год смерти Микеланджело Вазари станет одним из основателей Академии рисунка — прообраза нынешних европейских художественных академий.

Получая многочисленные предложения работы (расписать алтарь, декорировать трапезную, оформить убранство богатого дома и т. п.

), Вазари всё время кочует с места на место и везде находит друзей, почитателей и, главное, влиятельных патронов.

Об этих поездках, заказчиках и даже размерах гонораров («за это я получил 300 скудо золотом») он подробнейше отчитывается в главе «Жизнеописаний», посвящённой себе самому.

Ему удивительно везло с покровителями. Например, будущий папа Юлий, еще будучи кардиналом, уведомил Вазари: «Джорджо, я предчувствую, что со дня на день буду избран Папой. Как только услышите об этом — немедленно отправляйтесь в Рим».

Но и сам Вазари верноподданным был что надо — честным и благодарным. Вот уже скоро пять столетий, как его не перестают ругать за те самоуничижительные челобитные и высочайшие восхваления, которые он шлёт Козимо Медичи во введении к «Жизнеописаниям».

Для папы Юлия Вазари стал разрабатывать проект его резиденции — виллы Джулия (сейчас там размещается Музей этрусского искусства), но через некоторое время настолько устал от постоянно меняющихся причуд святейшего, что передоверил дело другим.

Был и еще способ для художника выразить признательность патрону.

Если средние века помещали на картину или икону персонажей Писания, то Возрождение предложило смелую пиар-технологию: в сюжет, взятый из Библии, свободно «монтировались» современные герои — так, как будто именно им, этим незаурядным людям, выпала честь поучаствовать в Священной Истории. Однажды Вазари пригласили в Болонью для росписи одного из храмов. Его просят изобразить св. Григория в момент, когда тот трапезничает с нищими и вдруг узнаёт среди них Христа. Вазари берётся за работу: святого (который, на счастье, жил намного раньше) рисует в обличье своего покойного покровителя Папы Климента VII. Другому благодетелю Вазари, герцогу Алессандро, тоже находится место на фреске. Основание? Да просто «в память о благодеяниях и милостях, которые я от него получил», пояснял художник.

Когда Вазари разбогател и благополучно устроил всех своих родственников, он купил для себя в Ареццо большое поместье. А дом расписал в соответствии с собственными представлениями о прекрасном.

На каждой из стен он изобразил итальянские города, где ему случалось работать. Каждый город подносил аретинцу ту или иную дань. Вазари был искренне уверен, что своим искусством в каждом из этих городов «разбудил местные таланты».

Впрочем, возможно, он просто ублажал своё непомерное честолюбие.

И всё же едва ли его живописное творчество пережило бы собственную эпоху, а имя стало столь широко известным за пределами Италии, если бы в середине 1640-х годов Вазари волею случая не взялся бы за «Жизнеописания». Как и при каких обстоятельствах это произошло и к чему привело, можно прочитать здесь.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-vazari.html

Вазари Джорджо — художник, архитектор, историк искусства

Вазари Джорджо – итальянский архитектор, живописец, историк искусства.

В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке — ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) — Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма.

Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. Многие были в не менее значительной галерее Питти, но практически никто не видел тайный коридор Вазари. Это 750-метровый надземный крытый переход, соединяющий дворцы Палаццо Веккьо и Палаццо Питти в историческом центре Флоренции.

С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи.

Там же, в коридоре, экспонируется богатейшая коллекция автопортретов художников 19-20 веков, в том числе Рубенса, Сальватора Розы, Делакруа. Коридор был построен в 1565 году художником, архитектором и писателем Джорджо Вазари по заказу герцога Франческо I Медичи. По коридору герцог мог пересекать исторический центр Флоренции и реку Арно, не выходя на улицу.

Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме «Ангелы и демоны». Группа частных инвесторов потратит пять миллионов евро на ремонт и реставрацию коридора Вазари и, возможно, к 2013 году он откроется для посетителей. Предлагаемый фильм является частью фильма «Gli Uffizi.

Storia e visita della galleria» длиною 140 минут, который у нас никогда не показывался и не издавался. Весь фильм не выкладываю, т.к. русского перевода нет, а в этой части перевод не требуется — в оригинале только звук шагов.

Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573).

В 1562 основал во Флоренции академию рисунка.

Вазари — автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.

«Терпение.» 1542

Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию.

Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию.

Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении.

Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях.

Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Рождение Венеры. 1556-1558

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет.

Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

«Пророк Елисей» 1560

Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи.

Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки.

«Благовещение» 1570-71

В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

«Св. Лука, рисующий мадонну» после 1565

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория».

По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге.

Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

В Гефсиманском саду. 1570

Самой большой заслугой Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568.

“Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”

I

Вазари написал свою историю искусства, как Колумб открыл Америку: ненароком, едучи к другой цели. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению.

Во втором издании прославившегося труда он уже обставил свое невольно приобретенное звание первого историка искусства материалами и положениями, подобающими ученому специалисту. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое.

Он наложил на них вазариевские швы, на которые был такой несравненный мастер, – и они обманывали ученую проницательность Европы в течение трех столетий.

Источник: https://russlink-art.livejournal.com/165894.html

Ссылка на основную публикацию