«путь на голгофу», якопо бассано — описание картины

Путь на Голгофу

Сооружение креста. В. Котарбинский. Ок.1880 г. Холст, масло. 120х200.

Частное собрание, США 

***

Шествие Христа на распятие. Эскиз к росписи собора св. Владимира в Киеве. П. А. Сведомский. 1887. Холст, масло.

Пермская художественная галерея 

***

Повели на казнь.

В. Д. Поленов 

***

Не плачьте, дщери Иерусалимские! Николай Андреевич Кошелев. 1899 г. 200х350. Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского, Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим

Источник: Википедия

Несение креста. Николай Андреевич Кошелев. Нач. 1890-х гг. Бумага, акварель, белила. 31,6?21,2. Эскиз к картине «Симон несёт Крест Спасителя» (1900 г.) для церкви Александра Невского на Александровском подворье ИППО, Иерусалим.

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург 

***

Несение креста. Фёдор Антонович Моллер. 1869 г. Холст, масло.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Несение Креста. Мозаика по оригиналу Н. А. Майкова (1794-1873). 1870-е — 1880-е. Мозаика в иконостасе придела св. Александра Невского Исаакиевского собора исполнена П. С. Васильевым, Ф. Ф. Гартунгом, И. А. Лаверецким

Исаакиевский собор

***

Несение креста. Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.

Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма. 

***

Несение креста. Виктор Михайлович Васнецов. 1897 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва 

***

Несение креста. Виктор Васнецов. Ок.1899 г. Холст, масло. 35х25. Этюд для мозаики храма «Спас-на-водах». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Несение креста. Мозаика по эскизу В. М. Васнецова

Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы.

С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма. Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.

Спас-на-водах

***

Несение креста. Илья Репин. 1898 г. Бумага, граф. карандаш.

Частное собрание, Хельсинки 

***

Несение креста. М. В. Нестеров. 1912 г. Холст, масло. 143х143. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несение креста. М. В. Нестеров. 1912 г. Холст, масло. 143х143 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургНесение креста. М. В. Нестеров. 1924 г. Вариант-повторение одноименной композиции (1912, ГРМ) Холст, масло. 74х79,5 Государственная Третьяковская галерея Поступление: В 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова

Собрания, владельцы: П. М. Норцов и З. В. Норцова, Москва 

***

Крестный путь. Этюд. Н. А. Ярошенко. 1896 г. Холст, масло.

Частное собрание 

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/evangelie/str/7

Персональный сайт — Костомарово

Свято-Спасскую женскую обитель так и называют: Русская Палестина. Есть здесь и катакомбы, в которых издревле скрывались христианские подвижники, и пещерные храмы по образцу пещерных святилищ первых христиан.

Бытует версия, что пещеры начали рыть в меловой горе невдалеке от реки Дон еще при Андрее Первозванном. Наукой не доказано, был ли апостол Христа в Скифии (а тогда здесь была территория, подвластная скифам), но ведь не доказано и обратное. А потому красивая легенда имеет право на жизнь.

Официально принято считать, что первыми здесь в XII веке поселились монахи со святой горы Афон. Они привезли из Греции траву ладанку. Эта травка до сих пор растет на склонах Костомаровских гор (Костомарово — село рядом с монастырем, оно возникло намного позже).

Если травку растереть, от нее изливается удивительный аромат. А еще растет на склонах гор трава черногорка, тоже привезенная когда-то с Афона. Но рвать ее нельзя, как и все остальные растения Русской Палестины: монахини бдительно за этим следят.

И правильно: ежели каждый будет рвать — одна Лысая гора останется.

Пещерный храм Спаса в народе называют храмом Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. В нем одновременно могут молиться 2000 (!) человек.

Там же, в храме, усыпальница старцев Спасского скита (да революции монастырь был скитом) и места для их моления. Старцы стояли за углом стены внутри храма, слушая Литургию, и не показывались прихожанам и паломникам.

Они искали уединения да и отшельнический вид старцев мог отвлечь людей от молитвы.

В храме постоянная температура — 12 градусов — лишь в большие праздники от множества свечей она ненамного повышается. Среди святынь храма выделяются икона “Святое семейство”, которая постоянно обновляется и удивляет свежестью красок, и икона Валаамской Божьей Матери.

На последней иконе следы от пуль, шесть отверстий. Икона написана на металле и, что удивительно, сколки металла не ржавеют. Икона часто мироточит. Но в данный момент она плачет. Кровью. Капельки крови видел сам. Свидетельствую.

Монахиня, которая меня водила по пещерам, так и не смогла ответить, к добру это или нет.

Вообще Костомаровский монастырь живет в режиме “перманентного чуда”. Здесь постоянно происходят удивительные явления: например на фотографиях проявляются вдруг лики святых, либо что-то мироточит, либо появляются небесные знаки типа четырех радуг стразу или световых “столбов” над церквами. Здесь к чудесам относятся как к чему-то естественному. Но не обыденному.

Еще здесь почитается место, где являлась Божья Матерь. Подвизался в тогдашнем скиту один иеромонах, и однажды он тяжко согрешил (предание не сообщает, как). Он осознал свой грех, ему стало больно и он не знал, как ему жить дальше.

Монах рыдал и просил прощения у Бога. Долго просил. И вдруг из стены пещеры вышел огонь, появилась Царица Небесная. Она сказала, что грех его прощен. И на том месте в стене сохранилась трещина.

У нее теперь много молятся, и, как говорят, просьбы людские исполняются.

В одной из усыпальниц, где хранилась плащаница Божьей Матери (ее украли в богоборческие времена), постоянное благоухание. Монахини говорят, что это знак того, что Богородица не оставляет их.

Самое таинственное место — пещера Покаяния. Место действительно потрясающее, и восприятию не портит даже такой текст, почерпнутой мною в какой-то рекламе: “Вход по одному. Идем по пещере гуськом друг за другом в 30 метрах, держась правой рукой за стену.

Одновременно вспоминаем свои прегрешения и грехи, раскаиваемся, просим Господа о прошении. Затем оказываемся перед образом Святителя Николая с мечом в руках. Молимся, ставим свечи”. Верно это писал (а) бывший инструктор райкома. На самом деле пещера Покаяния — просто самое тихое место на свете.

Но разве не открывается Бог в безмолвии, когда ничто не мешает? Именно из-за этой пещеры в Костомарово несколько веков возили со всей России самых отчаянных грешников. Потому что человек в пещере Покаяния на остается наедине с собой. И с Богом. Это, поверьте, непросто, но это надо пройти.

Описывать пещеру Покаяния не буду. Потому что слова — лишь “кимвал звенящий” по сравнению с сутью.

Последний старец, отшельник Петр, живущий в пещере Покаяния, исчез в 1937 году. Народная молва говорит, что его расстреляли прямо там, в пещере, в момент, когда он принимал исповедь.

Большинство келий старцев устроены были так: каменные “мешки” имели связь с внешним миром только посредством маленьких оконцев — для воды, хлеба и для записок с просьбами помолиться. Внутри кельи имелось лишь каменное ложе.

Рядом с пещерами гора Фавор. Над ними — гора Голгофа. Как и положено, на Голгофе крест. По большим праздникам туда поднимаются крестными ходами. Есть Гефсиманский сад, причем никто не знает, кто и когда его высаживал.

При жизни старец Петр предсказал, что монастырь возродится дважды.

Так и случилось. В 1945 году власти разрешили в пещерном Спасском храме открыть приход. Страна лежала в разрухе и людям нужна было духовная помощь. Жил тогда в пещере юродивый, которого в народе звали Андрюшей. Он выполнял при церкви всякую черную работу и состоял сторожем. Зарплаты он не просил, и питался подаяниями.

В 50-м году по Черноземью расползлись слухи о ближайшей кончине мира. Когда блаженный Андрюша об этом услышал, он прямо в меловой горе стал рыть колодец. Среди верующих пронесся слух, что вода в колодце будет чудодейственной. Власть, узнав о том, что творится в Костомарове, приказала “пресечь”. Наряд милиции прибыл к храму чтобы арестовать блаженного но он исчез. Навсегда.

В отместку власти убрали приходского священника.

Читайте также:  Авиньонские девицы, пабло пикассо, 1907

А в 1958 году храм снова закрыли. “Строители хрущевского коммунизма” измывались над святыней почище гитлеровцев: они взрывали храм изнутри, громили церковную утварь. Именно тогда они расстреляли икну Божьей Матери, которая сейчас плачет кровью…

Говорят, богоборцев всех до одного постигла тяжелая участь. Кто-то покончил собой, кто-то сошел с ума, кого-то убили.

Второе возрождение обители началось в 1997-м. Тогда сюда приехали три сестры и поселились они в вагончике.

Теперь не только восстановлены пещеры (кроме глубоких ходов, которые не благословляют раскапывать предстоятели), но и построены наземный храм Богородицы “Взыскание погибших”, сестринский корпус, хозяйственный двор.

Количество сестер с 3-х увеличилось до 50-ти. И очень хочется верить, что третьего возрождения уже не будет…

Настоятельница обители матушка Серафима (Иванова) сказала загадочную фразу:

— И сейчас в пещерах, в затворе, — старцы. Их около десяти. Они молятся за весь мир…

Но дальше тему развивать не стала. Перевела на другое. Рассказала, что в селе Костомарове народ не слишком старается веровать. А еще в округе живет много нерусских людей, точнее выходцев с Кавказа. Само Костомарово в общем-то не русское село, там проживают украинцы, или по-местному “хохлы”, но по своему опыту я знаю, что украинцы более богобоязненны, чем русские. И это меня удивило.

Выяснилось вот, что грубо говоря, местные жители, в особенности вновь приехавшие с Кавказа занимаются потравой. Их скотина гуляет по заповедным горам, прямо над монастырем, и уничтожает уникальную святую флору.

Матушка одно время с ними (то есть с владельцами скотины) пыталась бороться, но те ей отвечали: “Ставьте забор!” А откуда у бедного монастыря деньги на забор в несколько километров? Тем более что места здесь такие: поставишь забор без охраны — украдут! Вон, в соседнем селе Колодежное восстановили водяную мельницу, прямо по-старинному образцу. И разворовали, растащили по бревнышкам. Районные власти второй раз ее восстановили… и второй снова разворовали!

Или взять туристов. Матушка искренне возмущается тем, что некоторые заезжают на Голгофу прямо на автомобилях. Или в автобусах (пешком-то лень). И стоят у Святого Креста, пиво тяну, курят… Монахини делают им замечание, а они: “Мы заплатили за экскурсию, чего вам еще…” Матушка Серафима говорит им: “Извините, в Царствие небесное на экскурсию не ездят…”

О нравах сегодняшнего времени спорить не будем. Старики всегда ругали новое поколение, со времен Вавилона, но мир еще не упал. А вот насчет национального вопроса…

Там, на Востоке, силен мусульманский фактор. Здесь… Матушка рассказала про чеченцев, турок, цыган (правда они — православные). Про них она не думает ничего хорошего (уж не буду передавать ее эмоциональные слова), но в последнее время приезжие притихли. Стали относиться уважительнее к православным святыням. И то слава Богу. На прощание матушка сказала:

— Да все можно с Божьей помощью перетерпеть. Тем более с нашими сестрами. У меня же молодежь, ничего не умеют, на все надо наставлять. Уедешь куда-нибудь — они тут как цыплята беспомощные…

Монашки в монастыре действительно молодые. Говорят, прямо со школьной скамьи приходят. Впрочем по монастырским правилом не дозволяется с ними разговаривать на жизненные темы. И даже фотографировать их нельзя без специального благословения, которое дается очень редко…

Для истины зашел в село. Красивое селение, частью Костомарова у берега Дона лежит, частью врезается в балку ручья Иордан. Географически монастырь — продолжение села. Духовно… не знаю, почему-то мирское и духовное не дружат.

Но я для другого пришел в село. Мне хотелось бы узнать, как здесь с мусульманами. Действительно ли есть проблемы.

Хохлы — народ общительный и первая же встречная костомаровка баба Зоя рассказала, что турки, дагестанцы и цыгане живут в соседних селах. Здесь, в Костомарове, живут чеченцы. Четыре семьи.

Хорошие люди, их детишки к ней частенько прибегают: “Баб Зой, дай водички испить!” Она им конечно конфеток дает, пирогов:

— Ну, дуже воны нас не трэвозять. У ных тольки одна семья не робыть, отстальные у колгоспу працюют. Вот взять Салмана и Салику: и они робять, и дэти ихние робять: Резван, Динара, Диана. Зимой девочки на хверме навоз очищают. И другая семья гарна. Арсен скот пасет, жинка его Сайда зараз с дэтишками маленькими сидит. Добрые они…

Ну, будем считать, в Русской Палестине нет никаких “факторов”. А то что мне “напели”, мол, якобы  кавказцы кому-то в лицо бросали: “Мы ждем приказа и будем вас резать…” Все сильно преувеличено. Или брехня?

Геннадий Михеев

Источник: http://genn-mikheev.narod.ru/index/0-163

Путь на Голгофу

ГОЛГОФА (череп, лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) — горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима, на которой был распят Господь Иисус Христос.

Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12). На этом месте обычно казнили путем распятия самых закоренелых преступников.

Схожесть возвышения с человеческим черепом и обнаруженные останки черепов ранее казненных преступников закрепило за этой возвышенностью название «череп».

Путь на Голгофу всегда был мучительным для осужденного: обреченный нес на себе деревянное распятие, достаточно тяжелое. Сгибаясь под тяжестью ноши, предварительно избитый плетями, под насмешки многочисленной толпы, приговоренный к распятию совершал свой последний крестный путь — восхождение на Голгофу.

Этот крестный путь прошел наш Спаситель, Иисус Христос, взявший на Себя вину за грех всего человечества, понесший на Себе все наши немощи и болезни, которые и пригвоздил навсегда телом Своим ко Кресту.

Нам нет уже необходимости нести на себе наши болезни и немощи всю свою жизнь. Их забрал на Себя Христос. Осуществление нашего исцеления происходит по непоколебимой вере в то, что говорит Библия: «Ранами Его мы исцелились…

«

Дорогой друг, ты можешь спросить: «К чему такая жертва потребовалась Богу? Неужели не было другого варианта по спасению человечества? Неужели человек не может своими силами, путем самосовершенствования, творения добрых дел заслужить милость у Господа и попасть на небо?..»

Библия исключает такую возможность спасения.

Вот некоторые выдержки из Слова Божьего:

Ис.64:6 «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.»

Рим 3:23 «потому что все согрешили и лишены славы Божией…»

Рим.6:23 «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.»

Человечество, произошедшее от падшего Адама, несет в себе первородный грех Адама и не в состоянии от него избавиться своими силами. Родившийся на свет младенец чист и не имеет еще приобретенного греха, но и он уже поражен первородным грехом. Какого дерево, таковы и плоды.

Подрастающий ребенок уже проявляет в себе этот грех: жадность, агрессия, хитрость, обман, манипуляция своими родителями, бабушками, дедушками. Откуда это, ведь  этому никто его не учил. Родители всегда стараются учить только доброму. Это и есть первородный грех, запечатанный в ДНК, во всю его духовную структуру.

Это изменить невозможно. И Бог это знает.

Как бы мы ни старались быть хорошими и добрыми, на нашей духовной одежде всегда найдутся пятна. А ничто не чистое не может войти в жилище Бога, так как Бог Свят — в Нем нет ни единого пятнышка, Он есть Свет. Только Он Свят и Праведен.

Голгофа — это замысел Божий по искуплению человечества от греховной природы Адама. Понимая  несостоятельность человечества по избавлению от греха своими силами, Бог послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа выполнить эту задачу.

Путь на Голгофу Сына человеческого — это путь искупления каждого человека от рабства греха и смерти.

Это выкуп у дьявола всех, пораженных грехом, людей, живших в прежних веках, живущих в наше время, и тех кто еще не родился путем пролития драгоценной крови Иисуса и смерти на Голгофском кресте.

Читайте также:  Музей естественной истории (естествознания) в лондоне

Это неравнозначный обмен: смерть Иисуса Христа и Самого Бога для того, чтобы мы, обреченные на вечную погибель, обрели в Сыне Божьем спасение и жизнь вечную.

Воскресение Иисуса Христа — это знак нашего оправдания в глазах Бога Отца, потому что кровь Иисуса, пролитая за нас на Голгофе, удовлетворила требованию Отца: «расплата за грех — смерть». Сын расплатился за все Своею кровью, поэтому в глазах Бога мы все уже чисты, и Он не судит нас, но все отдал в руки Своего Сына.

Для наглядности сказанного проиллюстрирую следующий пример:

У одного уважаемого в городе человека, занимающего должность судьи, был непутевый сын, который совершил кражу, был задержан и представлен перед судом. Судьей того процесса оказался его собственный отец.

Как разрывалось сердце того человека, когда он смотрел на своего любимого сына, стоящего с поникшей головой пред многими, находящимся в зале судебного заседания! Какие противоречивые мысли и чувства атаковали его разум! Он понимал, что его сын виновен и должен понести заслуженное наказание по закону, иначе невозможно.

Но он любил своего единственного сына, ставил на него большие надежды, мечтал о внуках… В нем боролись два чувства: чувство справедливости и чувство милосердия.

За совершенное преступление в соответствии с законом  этот судья назначил своему сыну наказание в виде выплаты штрафа в 50000 долларов, после чего встал пред всеми и заявил: «Я хочу заплатить  за этого человека всю сумму и освободить его от наказания…» Судья этим самым удовлетворил требованиям закона и закону милости.

Так и наш Бог Отец  милость Свою к нам, грешникам, поставил выше закона: отдал Своего единственного Сына на крестную смерть за наши грехи, тем самым удовлетворив закону справедливости, взамен подарив нам искупление от рабства греха и смерти, спасение и жизнь вечную через Иисуса Христа. Мог ли кто-то из нас отдать своего сына на смерть ради другого человека? Такое страшно даже представить! Вот как велика любовь Божья к нам, людям!!

Дорогой человек, если ты еще не знаешь лично Бога, если ты еще не примирился с ним, и у тебя нет уверенности, где ты будешь проводить вечность, то знай: Бог очень любит тебя, у Него есть чудесный план на твою жизнь, Он желает, чтобы ты процветал во всем, имел мир в сердце и любовь к ближним, чтобы ты мог по максимуму проявить свои дарования в жизни и принести много плода.

Если сердце твое готово принять то, что совершил на Голгофском кресте Сын Божий, если ты веришь в реального Иисуса, умершего 2000 лет назад и воскресшего на третий день, то для тебя есть возможность обрести Отца и Его бесконечную милость и любовь, и жизнь вечную.

Пройди по ссылке и там найдешь молитву покаяния, которую необходимо произнести вслух, искренно. Обратившись к Богу в этой молитве ты найдешь то, что искала душа твоя  все эти годы — мир, радость, любовь, прощение, искупление и, наконец, спасение и жизнь вечную.

Ты узришь своим сердцем это мучительное восхождение Сына человеческого Иисуса Христа с тяжелым крестом на Голгофу, где совершилось твое искупление.

 И пусть Голгофский крест всегда будет путеводителем в твоей жизни, указывающим на Христа распятого, потому что в Нем сила твоя.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте

С уважением, Вячеслав Ерогов

Источник: http://chydesa777.ru/put-na-golgofu/

Мореснет. Путь на Голгофу

Прошла католическая Пасха. Через неделю после неё наступает православная. Различие календарей не изменяет сущности религиозных событий. Пасха – главный праздник христианского мира. Во всех католических соборах существуют скульптурные или живописные изображения последовательности событий Крестного пути.

Иногда такие изображения можно видеть за пределами религиозных храмов в природе.<\p>

Всего лишь в 7 км от Ахена, почти на стыке границ трёх государств (Германии, Бельгии и Нидерландов), в начале прошлого века существовало самое маленькое государство Европы — Мореснет (Морне) или Нейтральный Мореснет (Нейтральное Морне).

Его можно было найти на картах Айфеля, изданных в период с 1816 по 1919 год. Теперь это государство входит в состав Бельгии.

Подробнее об этом государстве, истории его образования и исчезновения  я расскажу позднее в отдельном очерке.

Упомяну здесь только то, что вблизи  этого крохотного государства в небольшом бельгийском живописном местечке с одноимённым названием Мореснет расположена капелла Девы Марии, которую обычно посещают для молитвы европейские паломники на пути Св. Якоба в Сантьяго де Компостела. Около капеллы разбит ландшафтный парк Кальваненберг со скульптурными изображениями пути Иисуса Христа на Голгофу. Там показаны четырнадцать остановок на этом пути.

Капелла и сооружения парка (в переводе – «Кафедральный собор в зелени») были построены по инициативе настоятеля францисканской церкви Иоганнеса Руитера (1846-1915), о чём свидетельствует эта надпись на ограде парка.

Здание капеллы девы Марии.

Вид на главную улицу местечка Мореснет со стороны капеллы.

Горельеф, изображающий поклонение Мадонне из Мореснета.

Интерьер капеллы.

Икона «Мадонна из Мореснета».

Скульптура настоятеля Иоганнеса Руитера в помещении Капеллы.

Здание приюта для паломников.

Парк разбит в слегка всхолмленной местности, поросшей лиственными и хвойными деревьями.

«Осенняя пора, очей очарованье…»

По дороге к парку встречаются религиозные символы с назидательными текстами для паломников.

Дорога к храму. Слева  парк.

Ландшафтный парк осенью.

Парк Мореснета был открыт для посещения в 1904 году. В парке построены 14 гротов – станций (Station) с евангельскими картинами – горельефами, изображающими остановки (стояния) Иисуса при его восхождении на Голгофу и погребении. Здесь же воспроизведена сама Голгофа (XII станция).

Для сооружения стен гротов и Голгофы использовались вулканические (лавовые) породы. Горельефы евангельских картин вырезаны из мрамора.

В орнаменте картин и украшениях стен гротов широко использовалась природные сталактиты из Тюрингии, мозаика, стекло, резьба по песчанику. Автор горельефов немецкий скульптор Вильгельм Алберман (Wilhelm Albermann, 1835 – 1913).

Мимо этих гротов-станций на пути к Голгофе и месту погребения проложена аллея для паломников.

Станции крестного пути:

I: Иисуса осуждают на смерть

II: Иисус берёт крест на свои плечи

III: Иисус падает в первый раз.

IV: Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу

V: Симон Кириниянин помогает Христу нести крест.

VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу.

VII: Иисус падает второй раз.

VIII: Иисус Х утешает плачущих женщин.

IX: Иисус падает третий раз.

X: Иисуса обнажают.

XI: Иисуса прибивают к кресту.

XII: Иисус умирает на кресте.

XIII: Иисуса снимают с креста .

XIV: Погребение Иисуса Христа.

Каждое станция имеет название, написанное на трех языках.

Обычно богослужения на крестном пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. В Крестном пути в Страстную Пятницу — день распятия и смерти Иисуса Христа принимает участие большая торжественная процессия церковных иерархов, паломников, населения Мореснета и окрестных деревень.

Ниже я привожу фотографии скульптурных картин в парке Мореснет в порядке стояний на Крёстном пути.

I. Иисуса Христа осуждают на смерть.

II. Иисус берёт крест на свои плечи.

III. Иисус падает первый раз.

IV. Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу.

V. Симон Кириниянин помогает Иисусу нести крест.

VI. Св. Вероника отирает лицо Иисуса.

VII. Иисус падает во второй раз.

VIII. Иисус утешает плачущих женщин.

IX. Иисус падает в третий раз.

X. Иисуса Христа обнажают.

XI. Иисуса прибивают к кресту.

К сожалению, в ноябре прошлого года мы видели Голгофу только такой. Ниже, изображение Голгофы до последней реставрации.

XII. Иисус Христос умирает на кресте.

Распятый Иисус.

XIII. Иисуса снимают с креста.

XIV. Погребение Иисуса. Последнее стояние.

Так впечатляюще оформлено в Мореснете драматическое событие Евангелия — Крестный Путь.

                                  автор Маргарита Рупперт

Источник: http://travelreal.ru/europe/belgiya/moresnet-put-na-golgofu

Крестный путь Иисуса Христа (Виа Долороза)

Крестный путь Сына Божия в Иерусалиме — не просто достопримечательность или туристический объект. Это возможность лично и без всяких посредников прикоснуться к величайшим христианским святыням, увидеть своими глазами все то, о чем читал сотни раз в Евангелии, пережить все то, что переживали самые первые христиане Иерусалима.

Историки утверждают, что дорога Иисуса Христа от резиденции прокуратора Пилата до Голгофы — очень условное обозначение пути, который совершил Сын Божий перед смертью на кресте. За две тысячи лет Иерусалим был несколько раз практически полностью разрушен, а культурный слой навсегда скрыл от глаз людей те улицы, на которые ступала нога Спасителя.

Читайте также:  Картина гумно, алексей гаврилович венецианов

Ученые считают, что самая известная улица священного города христиан Виа Долороза — это не что иное, как попытка средневековых монахов-пилигримов воскресить далекое прошлое. А главная задача этой улицы — укрепление веры, визуальное воплощение главной христианской догмы о Великой жертве, призванной искупить людские грехи.

Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Сюда едут, чтобы услышать самого себя, чтобы забыть на время о хлопотах, проблемах, задачах и жизненных неурядицах. Потому что все людские проблемы и неурядицы здесь становятся мелкими, не стоящими внимания. Если попробовать сравнить их с той трагедией, с теми чудесами, что происходили здесь две тысячи лет назад.

Крестный путь Иисуса Христа — от дворца прокуратора Пилата до места распятия и Воскресения — Голгофы — занимает менее полутора километров. На этом пути отмечено 14 мест, связанных с самыми трагическими и триумфальными событиями, как описанными в Евангелии, так и бережно сохраненными сотнями поколений христиан в легендах и преданиях.

Сегодня на пути паломников, желающих пройти путем скорби и духовного триумфа, расположены церкви, монастыри, часовни, памятные знаки, арки. Все священные места (остановки Крестного пути) теперь принадлежат разным христианским Церквям, разным конфессиям.

Но доступ ко всем святыням открыт для всякого, кто хочет лично прикоснуться к величайшему событию, дающему надежду всякому христианину в самые трудные минуты жизни вот уже более двух тысячелетий.

Не заметить эти «остановки» нельзя, они обозначены специальными знаками, табличками с надписями и указателями.

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

  • Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
  • Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
  • Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
  • Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
  • Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование. Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
  • Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
  • Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

Голгофа

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей Храма Гроба Господня:

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель.

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей. Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон.

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен.

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Источник: http://yofi-tofi.ru/kulturnyj-otdyx/dostoprimechatelnosti-izrailya/333-krestnyi-put.html

Ссылка на основную публикацию