«вечер», исаак ильич левитан — описание картины

Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan

Исаак Ильич Левитан выдающийся основоположник пейзажной живописи 19 века.

Среди многих своих коллег пейзажистов Левитан выделяется, как одухотворенный мастер создающий поэтический образ природы, с ее глубокой эмоциональностью цветовых оттенков, что заставляет зрителя чувствовать в картине художника прекрасное состояние русской природы, во всем ее великолепии и умиротворенности.

Его работы очень восторженно были оценены современниками, считавшие картины художника пейзажами настроения с удивительно правдивой достоверностью. За все время творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов, и его работы с полной уверенностью можно считать эталоном в пейзажной живописи.

Художник Левитан биография и творчество, описание картин Левитан родился в Литве, Ковенской губернии ) 30 августа 1860 г в небольшом городишке под названием Кибарты, в небогатой, даже можно сказать бедной и многодетной еврейской семье, тем не менее родители Исаака были образованными и порядочными людьми. В связи с трудным материальным положением, семья решилась на переезд в Москву.

Старший брат Исаака также имел художественные наклонности и в Москве он первый поступает на учебу в училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 году, параллельно помогая развитию живописных навыков Исааку, который вместе с ним ходит на этюды и получает некоторые познания работы с красками и понимания красоты природы.

Спустя 2 года после вступления его брата в училище поступает и Исаак Левитан, которому очень повезло, его учителями были известные мастера живописи это Саврасов, Перов и художник Поленов, от которых молодой художник получал необходимые познания живописных приемов.

Но в 1875 году в семье Левитана произошли не приятные события, умирает его мать, с трудом перенося утрату супруги заболевает его отец, который был уже не в силах полноценно обеспечивать семью материально, поэтому глядя на такое положение в училище решили частично помогать семье Левитана, освободив способных в учебе братьев от оплаты за обучение.

Но жизненные неудачи продолжались в 1877 году от болезни умирает его отец, оставшиеся без родителей он с братом и сестрами оказывается фактически в очень трудном финансовом положении. Смотря на бедственное положение в котором оказался Левитан со своей семьей, художник Саврасов предлагает ему учебу в его пейзажном классе и под присмотром Саврасова молодой художник упорно работает.

В конце 70-х годов Левитан заводит дружбу писателем с Антоном Павловичем Чеховых, с которым по жизни дружили и по товарищески помогали друг другу, конечно, как и бывает у друзей и без сор дело не обходилось.

Благодаря учебе у Саврасова Левитан создает несколько замечательных картин, 2 из них выставляются на выставке, за что молодой художник награждается малой серебряной медалью и денежной премией в 220 рублей, что соответственно было очень кстати. Но трудности с этим закончились, как мы помним Исаак Левитан был евреем и казалось бы все ничего.

В 1879 году некий А. Соловьев устроил покушение на самого царя, кто то пустил слух.

что он был еврей, как оказалось в последствии это было не так, тем не менее царь издал грозный указ: Всем евреям запрещено постоянное проживание в Москве.

Семья Левитана была вынуждена переехать в Балашихинский район Подмосковья, где они обосновались в небольшом домике в Салтыковке. Там же художник занимается творчеством пишет картину Вечер после дождя.

Позднее через год на заработанные от продажи картин деньги, художник снимает квартиру на Лубянке. Окрыленный некоторыми успехами он продолжает работать, много пишет с натуры, создает картину в 1880 году Дубовая роща.

Осень, Дуб, Полустанок, Сосны, Последний снег. Саввинская слобода и другие.

В 1885 году Исаак Левитан заканчивает училище, но то ли по еврейским делам того времени в звании художника ему было отказано, вместо этого ему вручают диплом учителя по чистописанию.

От всех этих жизненных передряг у художника пошатывается его здоровье, он едет в Крым и там создает серию своих работ а по возвращению устраивает выставку.

В 1887 году художник посещает Волгу, но пасмурное погода в окрестностях Волги в то время его не устроила. И только через год он решается опять посетить Волгу, вместе с коллегами они выбрали прекрасное место для этюдов, в окрестностях города Плес.

Здесь они задержались на долго с 1888 по 1890 годы, за это время Левитан создал огромное количество картин, которые шокировали общественность России.

На данном периоде биографии Левитан становится известным пейзажистом поправляя свое финансовое положение он едет за границу посещая такие страны Европы, как Францию и Италию, где знакомится с искусством европейских художников, посещая галереи импрессионистов он убеждается в правильности выбранного им ранее направления живописи.

В 1891 году в марте месяце Исаак Левитан вступает в ряды художников передвижников, где часто демонстрирует свои работы и знакомится с меценатом Сергеем Морозовым. который страстно увлекался живописными работами.

Морозов устраивает Левитану хорошую мастерскую в Трёхсвятительском переулке, что соответственно было мечтой любого художника.

В 1892 г. он пишет картины: Осень, У омута, Лето, Октябрь, Вечерний звон которые были экспонированы на 20-й передвижной выставке.

Но опять наступили смутные времена для художника, в 1892 году был приказ о выселении всех евреев из Москвы в течении 24 часов. Левитан переезжает в провинцию и живет то в Тверской, то Владимирской волостях.

Возвращению Левитана в Москву поспособствовали его многочисленные друзья и меценаты.

Вернувшись снова в Москву с собой из временной «ссылки» художник привозит картину Владимирка.

Портрет Левитана, что вы видите на этой странице в 1893 годубыл написан его коллегой портретистом Серовым.

В 1894 году в Тверской губернии Левитан пишет картину Над вечным покоем. Не смотря на то что Левитан был еврей, картина Над вечным покоем была признана истинно русским произведением среди работ других художников.

В 1895 году в имении Турчановой в Горке Левитан создает известную нынче картину Март и несколько работ: Ненюфары, очередной шедевром была знаменитая картина Золотая осень и картина Свежий ветер. Волга.

Художник часто переезжает из одного города в другой в 1896 г Одессе он устраивает с коллегами художниками выставку, затем посещает Финляндию, там пишет ряд своих работ картины Крепость. Финляндия, Скалы, Финляндия, Остатки былого. Сумерки. Финляндия и др.

За все эти времена у Левитана накапливается большой опыт им создано великое количество работ и в 1898 году ему присваивается почетное звание академика за заслуги в пейзажной живописи.

В 1899 году были проблемы со здоровьем и Левитану предложили лечение в городе Ялта, где он встретился со своим другом Чеховым.

Но в Ялте он пробыл не долго, так, как, не было улучшение здоровья и художник ходил с палочкой и его душил кашель.

Так и не выздоровев в Крыму Левитан вернулся в Москву в 1900 году, где его больного навещал опять писатель Чехов. в 1900 году 3 августа Художник Левитан скончался.

Источник: http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_levitan.html

Исаак Левитан в Плёсе

Дом-музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана в Плесе, один из наиболее популярных музеев на Волге, был открыт 25 августа 1972 года в доме, принадлежавшем до революции купцу П. Солодовникову. В этом доме художник жил и работал летом 1888 – 1889 гг. вместе со своими друзьями, художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой.

 Автопортрет

 Дом-музей И.И. Левитана. Был открыт в 1972 году. Первый этаж дома (где раньше была купеческая лавка) полностью засыпан, из-за поднятия уровня воды в Волге. Здесь останавливался И.И. Левитан с друзями летом в 1888 и 1889 годах. На экспозиции можно увидеть подлинные работы художника

 Памятник И.И. Левитану. Скульптор Н.В. Дыдыкин. Установлен в 1984 году у Дома-музея художника.

Волге и Плесу принадлежит особое место в творческой биографии Левитана. Месяцы, которые он провел здесь в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Здесь художник написал около 200 работ: картин, этюдов, рисунков, набросков. Среди них — более 20 известных пейзажей, многие из которых можно увидеть, гуляя по Плесу, под открытым небом. Волжская природа не только обогатила творчество Левитана новыми пейзажными сюжетами, но помогла в создании больших социально и философски украшенных картинных композиций.

 Дом-музей И.И. Левитана. I зал экспозиции

 Дом-музей И.И. Левитана. II зал экспозиции

 Дом-музей И.И. Левитана. Комната С.П. Кувшинниковой в мезонине

В первом зале экспозиции можно увидеть репродукции и фотографии, которые рассказывают о жизни и творчестве Левитана.

Во втором зале представлены подлинные картины и этюды, подаренные музею, или приобретенные в частных собраниях , в основном, московских коллекционеров, большую часть которых нашла Алла Павловна Вавилова, возглавлявшая музей в течении 35 лет. Здесь же можно увидеть и подлинные работы спутников Левитана — А.С. Степанова и С.П. Кувшинниковой.

В мезонине дома — две мемориальные комнаты, где жил художник и его друзья. Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома, внучки купца Солодовникова. В интерьере конца 19 века – личные вещи Левитана – мольберт, этюдник, ягдташ.

Хронология жизни Исаака Левитана. Даты и события в жизни художника

1860 — родился 18 августа 1860 года, в посаде Кибарты (ныне Кибартай, Литва), близ станции Вержболово, Сувалкской губернии, в семье железнодорожного служащего. 1860-е годы — получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын). 1870 — семья Левитанов переезжает в Москву.

1873 — Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый «оригинальный» класс. 1874 — переведен во 2-ой, «головной» класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым. 1875 — умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым. 1877 — умирает отец Левитана.

На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана — «Вечер» и «Солнечный день. Весна». 1877 — 6 апреля — первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня — получает «малую серебряную медаль» за этюд маслянными красками. 1879 — на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж «Вид Симонова монастыря», который бользуется большим вниманием.

Совет преподавателей училища зачисляет Левитанана стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого. 1880 — январь — П.Третьяков приобретает картину Левитана «Осенниий день. Сокольники». 1880-1883 — Левитан живет под Москвой в Останкино и дешевых московских гостиницах. 1883 — вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде.

1884 — принят в число экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). 1885 — совет преподавателей исключает Левитана из училища «за непосещение классов», предлагая ему получить диплом неклассного художника. 1885 — учавствует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского «Русалка». В апреле совершает неудачную попытку самоубийства.

Пишет пейзаж «Река Истра» и дарит его Чехову. 1886-1889 — живет в Москве, в номерах «Англия» на Тверской улице. 1886 — первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой. 1887 — первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая. 1888-1889 — вторая и третья поездки на Волгу.

В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров. 1890 — получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину «Тишь». 1890 — П.Третьяков приобретает картины Левитана «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес». Первая поездка за границу (Берлин, Париж, Ницца, Бордигера, Ментона, Венеция, Флоренция). Лето вместе с С.П.

Кувшиникой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма). 1891 — принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана «Тихая обитель» пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.

1892 — создает знаменитую мрачную трилогию — «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем». Направляет для русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго знаменитую картину «Вечерний звон» («Вид монастыря накануне праздника»). Зимой Валентин Серов пишет в его мастерской его портрет. 1893 — живет и работает под Вышним Волочком, близ озера Удомля.

1894 — дарит Павлу Третьякову картину «Владимирка». Вторая поездка за границу (Вена, Ницца, озеро Комо, Париж). 1895 — создает ряд шедевров яркого, праздничного характера — «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень». 1896 — в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках «мотива для новой песни».

На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде экспонируются картины Левитана. 1897 — тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину «Весна. Большая вода». Третья поездка за границу (Вена, Северная Италия, Швейцария, Германия). В ноябре избран действительным членом мюнхенского Сецессиона.

1898 — 23 августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. Май-июнь — четвертая поездка за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж). 1 сентября — начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1900 — по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана. 1900 — умирает 22 июля 1900 года в Москве…

Читайте также:  Явление, гюстав моро - описание картины

Использованы материалы официального сайта о И.И. Левитане — isaak-levitan.ru

Источник: http://ples-volga.ru/levitan.html

Левитан Исаак Ильич — Школьные сочинения по картинам

    Уже много лет неизменным мастером пейзажа считается Левитан Исаака Ильич.Значительное место среди полотен Исаака Ильича Левитана занимают пейзажи с изображенными церквями. В этих произведениях он находил покой и смирение.Благодаря известной картине художника Исаака Ильича Левитана «Март» многие художники впоследствии начали приделять большое внимание ранней весне.В каждой картине известного художника Левитана Исаака Ильича чувствуется его отношение к природе. Его пейзажи пропитаны любовью, восторгом, загадочностью и притягательностью.Любоваться прекрасными картинами Левитана Исаака Ильича одно удовольствие. В каждой существует некий рассказ, целая история, которая раскрывается взору зрителя.Среди большого разнообразия, как красочности, так и тусклости пейзажей Левитана Исаака Ильича можно выделить еще одну особенность.Одним из самых знаменитых полотен Исаака Ильича Левитана есть картина «Тихая обитель». Это полотно относится к так называемому церковному пейзажу.Среди незабываемых и величественных работ художника Исаака Ильича Левитана очень выделяется картина «Свежий ветер. Волга».Картина Левитана Исаака Ильича «Сумерки. Стога» была нарисована на одном дыхании и за один сеанс. Эту картин автор нарисовал в дар своему больному друг А.П. Чехову.Изучив творчество Исаака Ильича Левитана, бесспорно, можно сказать, что свое вдохновение он черпал в природе. Но больше всего он любил осень.Исаак Ильич Левитан известный русский художник-пейзажист. Все его произведения посвящены исключительно природе и ее красоте.Рассматривая полотно известного художника Исаака Ильича Левитана «Озеро. Русь» мало кто верит в то, что это последняя не оконченная автором работа.Среди множества прекрасных, ярких и красочных полотен Левитана Исаака Ильича, есть такие произведения, которые раскрывают душу художника.Каждый свой пейзаж великий мастер Левитан Исаак Ильич превращал в лирическую новеллу. Его картины наделены внутренним содержанием. Каждый невзрачный вид он наполняет жизнью и красками.Среди последних работ талантливого художника Левитана Исаака Ильича есть картина «Летний вечер».Что может быть прекрасней русской природы. Пышные вековые сосны, игривые белокурые березки, непроглядные поля, радостные и солнечные поляны, разноцветные полевые цветы.По картинам художника можно определить, в чем он находит вдохновение, и изображение чего приносит ему радость.Известность к Левитану Исааку Ильичу пришла еще в юношеские годы. Он был очень талантливым, и его пейзажи поражали и волновали зрителя. Но также они передавали состояние его души.С большой чувственностью и скорбью удавалось известно художнику Исааку Ильичу Левитану передавать на своих полотнах исторические моменты, затрагивающие жизни простого народа.Есть в мире такие художники, при воспоминании которых, перед глазами проплывает полотно, поразившее до глубины души.Исаак Ильич Левитан любимый художник многих людей. Его картины – это настоящие шедевры искусства.Многие творческие люди относятся к осенней теме по-особенному. Они видят в этом времени года не только слякоть, грязь, частые перемены погоды и настроения, но и ее прекрасную палитру.

Источник: https://pokartine.ru/levitan/

Исаак Ильич Левитан. Картины. Русская живопись

Вечерний звон. 1892

Исаак Ильич Левитан (1861—1900) — выдающийся русский художник, член товарищества передвижнических выставок. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1884 г Левитан стал выступать на выставках московского общества любителей художеств. В 1886 г. выставляет впервые у передвижников «Весну», а с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает участие в выставке «Русских и финляндских художников», устроенной С. Дягилевым. С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). Левитан работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния.

Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.

Самые знаменитые картины Левитана: «Осенний день. Сокольники», «Владимирка», « Берёзовая роща», «Сумерки. Стога», « Свежий ветер. Волга», «Вечерний звон», «У омута», «Над вечным покоем», «Озеро». Творчество Левитана составило целую эпоху в развитии русской пейзажной живописи.

Март. 1895

Над вечным покоем. 1894

Осенний день. Сокольники. 1879

После дождя. Плёс. 1889

Владимирка. 1892

Вечер. Золотой Плёс2. 1889

Весна. Большая вода. 1897

Волга. 1889

Дворик

Дорожка. 1890-е

Дуб. 1880

Избушка на лугу. 1880-е

Июньский день (Лето). 1890-е

Канал в Венеции. 1890

Корниш. Юг Франции. 1895

Лесистый берег. Сумерки. 1892

Луг на опушке леса. 1898

Мостик. Саввинская слобода. 1884

На Волге. 1887-1888

Октябрь (Осень). 1891

Осень. Охотник. 1880

Осень. 1896

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884

Тихая обитель. 1890

Солнечный день. Весна. 1876-1877

Пчельник. 1880-е

Пасмурный день. 1890

Осень. Дорога в деревне. 1877

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е

Озеро. Серый день. 1895

На севере. 1896

Крымский пейзаж. 1887

Дуб на берегу реки. 1887

Дорога. 1898

Домик с ракитами. Первая половина 1880-х

Волга. Баржи. 1890-е

Вечер на Волге 2. 1888

Вечер на Волге 1. 1888

Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890

Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890

В парке. 1880

В начале марта. 1900

В лесу осенью. 1894

В крымских горах. 1886

Бульвар зимой. 1883

Близ Бордигеры. На севере Италии2. 1890

Березовая роща. 1885-1889

Аллея. Останкино. 1880-е

Церковь в Плёсе. 1888

Тишина. 1898

У омута. 1892

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888

Портрет С.П.Кувшинниковой. 1894

Любимцы. 1882

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/03/blog-post_72.html

Исаак Левитан — Евреи

«Исаак Левитан, 1884»

Об Исааке Левитане российский писатель Григорий Горин как-то заметил: «Исаак Левитан был великим русским художником. И сам о себе так и говорил… Когда ему говорили: но ты же еврей! Он говорил: да, я еврей. И что? И ничего. Умные люди соглашались, что он — великий русский художник и еврей!»

Исаак Ильич Левитан — один из крупнейших художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русского «пейзажа настроения», родился 18(30) августа 1860 г., в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в бедной еврейской семье железнодорожного служащего. Несмотря на бедность, дед Левитана был уважаемым раввином селения Кибарты.

В начале 1870-х гг. Исаак вместе семьей переехал в Москву. В выборе жизненного пути Исаака решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Д. Поленова и А.К. Саврасова.

Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Исаака с братом и двумя сестрами «на улице».

Несмотря на то что в Училище живописи ваяния и зодчества Саврасов прочил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака — братья Коровины и Николай Чехов — всякий раз затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа, жить в Москве было трудно и одиноко юному художнику.

Ночевал Левитан в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась там от сторожа по прозвищу «Нечистая сила». Сестра, жившая по чужим людям, изредка подкармливала его.

В 1879 г. полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в первопрестольной русской столице. В ту пору Левитану было 18 лет. Он очень был беден, практически нищ.

Этой же осенью Левитан пишет «Осенний день. Сокольники». Это была первая его картина и единственный пейзаж художника, где присутствует человек, да и то женскую фигуру написал Николай Чехов. И после этой картины люди ни разу не появлялись на его полотнах.

«…По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном… Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день в Сокольниках» первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце…

» — так писал о творчестве Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

Левитан, как Пушкин и Тютчев, всегда ждал осени как самого дорогого для него времени года. Даже весна на его полотнах своим настроением часто напоминала осенний день. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, написанные им; Левитан создал около ста «осенних» картин, не, считая этюдов.

Картина «Осенний день.

«Март, 1895»

Сокольники» экспонировалась на московской выставке и была куплена П.М. Третьяковым для его галереи. В то время Левитан еще учился и было ему 19 лет.

Годы учения в Училище живописи ваяния и зодчества заканчивались. В 1885 г. Левитан написал последнюю, дипломную работу — облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Саврасов, взглянув на картину, написал мелом на изнанке: «Большая серебряная медаль».

Преподаватели училища не любили и побаивались Саврасова. Вечно полупьяный и задиристый, напившись, он ниспровергал всех и вся, кричал о бесталанности большинства признанных художников. Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили и на его любимого ученика — Левитана.

К тому же еврей, по мнению многих преподавателей, не должен и касаться русского пейзажа — это дело коренных русских художников. Картину признали недостойной медали.

Левитан даже не получил звания художника, ему дали диплом учителя рисования, что, впрочем, не помешало ему внести существенный вклад не только в российскую, но в мировую художественную культуру.

Левитан совершенно преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти еще сохранившиеся у его современников художников-«передвижников».

Левитановский «пейзаж настроения» при всей его натурной достоверности (Левитан всегда бережно сохранял исходный мотив и вносил в него лишь отдельные коррективы) обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия. И эти тайны отчетливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы.

Отзываясь о лучших русских пейзажистах, художник Игорь Грабарь особо выделял творчество Левитана: «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже.

Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским».

Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист. На его картинах все кажется погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.

Левитан называл это «нечто» воздухом. Мы дышим им, чувствуем его запах, холод, теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое и придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

В очерке «По поводу смерти А.К. Саврасова» (1897) Левитан так сформулировал свое творческое кредо: отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Читайте также:  Пергамский музей (пергамон), берлин, германия

Одна из существенных страниц биографии Левитана — его дружба с А.П.

«Работа ВалентинаСерова. ПортретЛевитана»

Чеховым. Антон Чехов и Исаак Левитан — ровесники. Судьбы их во многом схожи, они оба приехали в Москву из провинции. Сдружившись с художником Николаем Чеховым, братом писателя, Левитан затем подружился с Антоном Чеховым и со всей чеховской семьей, прожив три лета рядом с нею в бывшем курятнике.

«Когда я узнала Левитана, — вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, — он жил на гроши, как и мой брат Николай… Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой… С утра до вечера Левитан и брат были за работой…

Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этюдов… Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность… Искусство было для него чем-то даже святым…

Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты».

С Антоном Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

В те годы Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около Нового Иерусалима. Семья Чеховых была талантливой и шумной. Шуткам и насмешкам не было конца. С раннего утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот, который не затихал до вечера.

И больше всего шутили над Левитаном. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнес обвинительную речь, Николай Чехов изображал дурака-свидетеля.

Александр Чехов — защитник — пропел высокопарную актерскую речь.

Особо подшучивали над Левитаном за его красивое еврейское лицо. В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. «Я приеду к вам, красивый, как Левитан», — писал он. «Он был томный, как Левитан».

Однако имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, — одни были более левитанистыми, чем другие.

Черты личности художника проступают в чеховском рассказе «Попрыгунья», (где отражен роман Левитана с художницей С.П. Кувшинниковой) и в «Чайке», где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника.

Левитан жестоко обиделся на Чехова за рассказ «Попрыгунья». Ведь Кувшинникова — наивная и непосредственная — трогательно любила Левитана. Дружба с Чеховым была прекращена, а примирение шло долго и мучительно. И до конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого рассказа.

Искусство Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой пейзажный мотив в образ природы всей России, достигает своего расцвета в «Березовой роще» (1885-1889).

«У омута, 1892»

Та же сила обобщения возвышает произведения так называемого волжского периода художника: «Вечер на Волге» (1888); «Вечер. Золотой Плес» (1889); «После дождя. Плес» (1889); и тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга» (1891-1895). Все эти картины сегодня находятся в Третьяковской галерее.

Левитан создал и классические, непревзойденные образцы так называемого церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение, как, например, «Вечерний звон» (1892). Летом 1890 г.

Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря.

Так рождается одна из лучших картин художника «Тихая обитель», где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражают глубокие размышления художника о жизни. Эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.

Глубокая гражданская скорбь звучит в картине «Владимирка» (1892), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, едва видна одинокая фигурка странника. Владимирка — это большая дорога Владимирской губернии, ведущая на восток страны.

И название картины — «Владимирка» — у людей того времени вызывало социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. Картину «Владимирка» в 1894 г. Левитан принес в дар П.М. Третьякову для его галереи.

Большую роль в творчестве Левитана играют музыкальные, поэтические и философские ассоциации (он любил учение А. Шопенгауэра), но все же главное значение имели его личностная чувственность, влюбчивость и склонность к приступам черной меланхолии.

Левитан очень остро переживал и собственное нездоровье (у него был врожденный порок сердца), и весь драматизм положения евреев в России.

Поэтому, отчасти восприняв новации импрессионизма, Левитан редко отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Так, напоминая о бренности всего земного, внушает затаенную тревогу картина «Над вечным покоем» (1893-1894), которая была по духу особенна близка Левитану.

«Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще…

Какой ужас, какой страх!» «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине художник.

В картине «Над вечным покоем» с огромной силой выражена поэзия ненастного дня. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой бескрайние дали российского ненастья и человеческой тоски.

Левитан не был женат, у него не было детей.

«Импозантный Левитан»

Слишком часто он был очень безрадостен, как безрадостна была история его народа и его предков. Иногда тяжелые мысли о своем народе целиком завладевали им, тогда у него наступали приступы болезненной депрессии — хандры, которая усиливалась от недовольства своими работами.

Во время хандры Левитан бежал от людей. Они все казались ему врагами. Левитан становился груб, дерзок, нетерпим. Он со злобой соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам. В такие дни одна природа заменяла ему родного человека.

Два раза во время припадков депрессии Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза спасал его Чехов. Но хандра проходила, и Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока не настигал его новый удар депрессии. Чехов временами считал, что левитановская тоска была началом психической болезни, но он, конечно, ошибался.

Жизнь Левитана была относительно небогата событиями; путешествовать за границей он не любил. Он любил только среднюю Россию. Поездки же за границу, куда его отсылали врачи лечиться, Левитан считал напрасной тратой времени.

Жил Левитан преимущественно в Москве, работал также в Останкино (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Но граниты Финляндии, ее черная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску.

«Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы». В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор для Левитана ничем не отличался от видов крикливо размалеванных картонных макетов. В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рожденных тусклыми лагунами.

В Париже Левитан увидел картины Монэ, правда, не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов и понял, что он сам отчасти был их русским предшественником, и впервые с признанием упомянул их имена.

Бесправие преследовало Левитана всю жизнь. В 1892 г. его вторично выселили из Москвы, несмотря на то что он уже был художником со всероссийской славой. Ему пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья не добились отмены высылки.

В Москве какое-то время Левитан жил в меблированных комнатах «Англия» на Тверской, опять, как в юности, ненадолго вернулась нужда. Хозяйке за комнату он иногда платил не деньгами, а этюдами. Хозяйке его пейзажи часто не нравились.

Ей хотелось увидеть на лугу породистую корову, а под липой парочку сидящих влюбленных, что было бы приятно для глаза.

Некоторые критики о Левитане писали примерно то же самое, требуя, чтобы художник оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но остался жив.

Тяжелая сердечная болезнь Левитана из года в год все прогрессировала, но ни он, ни близкие ему люди не знали об этом, пока она не дала первой бурной вспышки.

Левитан не хотел лечиться, боялся идти к врачам, чтобы не услышать смертный приговор.

Незадолго до смерти он тосковал еще больше, чем в молодые годы. Все чаще он уходил в леса — жил он в лето перед смертью около Звенигорода, — и там его часто находили плачущим и растерянным. Он знал, что ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступленно любимая им природа уже не могли отдалить приближавшийся конец.

Однако приблизительно за пять лет до смерти у Левитана произошла вспышка радостного мироощущения. В дневнике А. Чехова есть запись, помеченная декабрем 1896 г.: «У Левитана расширены аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: «Март» (1895), «Весна, большая вода» (1897), достигая апогея жизнелюбия в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895). И последняя, неоконченная картина «Озеро.

Русь» (1900) наперекор смертельной болезни является едва ли не самым мажорным произведением художника.

В 1898 г. Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

В его пейзажной мастерской почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как на лесной поляне. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.

Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

Зимой 1899 г. врачи послали Левитана в Ялту. В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчужденными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, все говорил о своей близкой смерти. Он ее откровенно боялся и не скрывал этого, сердце болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 22 июля (4 августа) 1900 г. Исаак Левитан умер.

Всего Левитан написал около 1000 картин и этюдов, лучшие из них находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

Источник: http://the100.ru/jew/isaac-levitan.html

Левитан Исаак ИльичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Левитан Исаак Ильич (Levitan Isaac Ilyich), русский художник, выдающийся мастер лирического пейзажа. Родился в гордке Кибарты Сувалкской губернии Российской Империи (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 года в еврейской семье железнодорожного служащего.

В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов; окончил училище в 1885 году. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкино (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890).

Читайте также:  Старая и новая пинакотека, пинакотека современности, мюнхен, германия

Был членом «Товарищества передвижников».

Солнечный день. Весна, 1876-1877
Осенний пейзаж, 1880
Саввинская слобода, 1884

«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души.

Восприняв новации импрессионизма, Исаак Ильич Левитан, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.

Уже ранние работы художника удивительно лиричны («Осенний день. Сокольники», 1879, «Мостик. Саввинская слобода», 1883).

Березовая роща, 1885-1889
Вечер. Золотой Плес, 1889
Весна. Большая вода, 1897

Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной «Березовая роща» (1885–1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; «Свежий ветер. Волга», 1891–1895).

Тихая обитель, 1890
У омута, 1892
Вечерний звон, 1892

Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893–1894, «У омута», 1892, либо в знаменитой «Владимирке», 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.

Над вечным покоем, 1893
Лилии. Ненюфары, 1895
Март, 1895

Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание («Март», 1895; «Золотая осень», 1895; «Весна – большая вода», 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением.

Умер Исаак Ильич Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900 года. Большинство картин художника находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, некоторые полотна хранятся в музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, а также в других картинных галереях и музеях.

В Плесе существует дом-музей Левитана.

Владимирка, 1892
Золотая осень, 1895
После дождя. Плес, 1889

Источник: http://smallbay.ru/levitan.html

Левитан Исаак Ильич

Левитан родом из интеллигентной еврейской семьи, его дел был равином. Отец художника, Илья Абрамович, должен был стать равином, но предпочёл светскую службу на железной дороге, выполняя обязанности переводчика, контролёра, кассира. Позднее он стал учителем.

Всего в семье было четверо детей и родители, чтобы дать им достойное образование, отправились в 1970 году в Москву. В Москве семью постигли материальные трудности. В этих условиях отец поддерживал увлечение двух своих сыновей, старшего сына Адольфа (Авеля) и младшего Исаака, живописью.

Так в 1873 году Левитан вместе с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

с этого времени биография художника хорошо известна из рассказов знавших его людей. О детстве Левитан не говорил, письма был уничтожены после его смерти.

  Московское училище живописи, ваяния и зодчества воспитывало художников под руководством передвижников, что давало возможность юным дарованиям отойти от классицизма и академизма, насаждаемых в Академии художеств. С 1874 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А.

Саврасова, который видел в своём ученике огромное дарование. Левитан много пил, что стало причиной его ухода из училища. С 1882 года русский художник берёт уроки уже у нового учителя – В. Поленова.

В 1875 году художник потерял мать, а спустя два года – отца. Его жизнь становится тяжёлой, у него нет денег не только на краски (училище выдавало ему их), ему приходится голодать.  В 1879 году Левитану назначают стипендию генерал-губернатора Москвы, а П. Третьяков за сто рублей купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники».

Когда художник нашёл средства на жизнь, его постигло новое несчастье – после соловьёвского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на «чугунке». Выгоняли Левитана из Москвы и в 1892 году, в это время он был уже не учеником, а известным художником.

Тогда друзья помогли ему вернуться.

Лето в Подмосковье было счастливым временем для художника. Художник влюбился в природу, подарив нам целую серию великолепных пейзажей. В 1875-76 годах он находился в Бабкине, недалеко от Нового Иерусалима. Там же жило семейство Чеховых. Долгой дружбой с А.П. Чеховым Левитан обязан брату Чехова – Николаю, с которым вместе учился в училище.

В 1884 году Левитан оставил училище, получив диплом неклассного  художника, что давало ему лишь возможность быть учителем рисования.

Левитан знакомится с Савой Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка.

Здесь, для открывшейся Частной оперы мецената, Левитан выполнил декорации к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них по эскизам Поленова и Васнецова). На заработанные деньги русский художник совершил в 1886 году поездку в Крым, после чего в его живописи зазвучали новые краски.

С 1887 года Левитан осваивает Волжский край. Четыре лета подряд он ездит на Волгу. Вместе с Левитаном ездила С.П. Кувшинникова – художница, музыкантша, актриса и просто экстравагантная женщина. Восемь лет длились романтические отношения художника с Кувшинниковой. Чехов отразил их отношения в своём рассказе «Попрыгунья».

За годы, проведённые с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли знаменитого русского живописца. В 1894 году он расстался с Софьей Петровной, бросившись с головой в новый роман – с А.Н. Турчаниновой. Дочь её была страстно влюблена в Левитана. Всё кончилось тем, что в 1895 году Левитан стрелялся.

Это была не первая попытка художника свести счёты с жизнью, таков был у него характер – легко впадал в гнев, в отчаяние, в страшную хандру, в раскаяние.

Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса.

И. Левитан.

Слава Левитана росла. П. Третьяков покупал картины художника. В 1891 году Левитан – член Товарищества передвижников. В 1897 году – член мюнхенского Сецессиона. В 1898 году Левитан стал академиком живописи и преподавателем родного Училища живописи и зодчества.

В 1890-х Левитан совершил несколько путешествий по Европе. Он внимательно следил за всем новым, что происходило в мире художественного искусства, сблизился с лидерами новорождённого «Мира искусства» — С. Дягилевым и А. Бенуа.

Жизни ему не хватило, сердце отказывалось служить.

Известные произведения Левитана Исаака Ильича

Картина «Берёзовая роща» написана в период с 1885 по 1889 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Хотя картина была задумана гораздо раньше, Левитан закончил её под впечатлением Плеса на Волге.

В этой картине ярко выражен импрессионистский стиль письма, Левитан к концу своей жизни почувствовал себя первым русским импрессионистом, к чему привело увлечение живописью барбизонцев и К. Коро.

Динамичности картины художник добился путём использования свободного мазка. Эта техника отвечает общей взволнованности творца, его влюблённости в то, что он видит перед собой.

Я никогда ещё так не любил природу.

И. Левитан в письме А.П. Чехову.

Ещё один приём импрессионистской техники в исполнении этой картины – обрезанность деревьев границами картины. Деревья объединены в отдельные группы, разбросанные в пространстве картины, что делает берёзовую рощу необыкновенно живой. Оживляет изображение и игра света и тени, колорит же напротив – сдержанный.

Картина «Вечерний звон» исполнена в 1892 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Год написания этой картины был счастливым в жизни Левитана. Стиль картины можно отнести к «церковному пейзажу», таких картин у художника несколько.

Модель картины – Кривозёрский монастырь на Волге, не далеко от города Юрьевца. Двумя годами раньше Левитан исполнил этот же монастырь в своей картине «Тихая обитель». В новой картине Левитан уходит от излишней символизации, приблизившись к живой жизни.

На картине изображена высокая колокольня, взметнувшаяся над лесом, обозначает метафизическую вертикаль написанной художником жизни: от земли – к небу, от греховности – к святости.

Как и во многих других картинах Левитана, небо, в розовых плывущих облаках, удваивается, благодаря отражению в тихой воде. В картине царит гармония, пронизанная тихим осенним светом, не нарушенная какими-либо контрастными сочетаниями.

  Редко в каких картинах Левитана найдёшь людей, здесь же мы видим паром с паломниками, это придаёт картине реалистические черты. Композиция построена так, что река ведёт взгляд зрителя.

Картина «Владимирка» исполнена художником в 1892 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина считается единственным социальным произведением художника. У неё достаточно интересная история. Левитана и С. Кувшинникову объединяла ещё и любовь к охоте. Однажды, во время охоты, проплутав по лесу весь день, они вышли на дорогу.

Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!

И. Левитан.

Так родился замысел картины. С одной стороны она имеет революлюционную подоплёку, а с другой, она остаётся пронзительным образом русской земли.

Голубцы ставили безвестные мастера у дорог, чтобы прохожие могли сотворить у них молитву. Свинцовое непрозрачное небо с нависшими над дорогой тучами, грозящими близким ненастьем, задаёт скорбный мотив этой картины.

Сама дорога, выписанная подробно и зримо, с массой вьющихся параллельно ей, исхоженных сотнями ног тропочками, с вбитой в неё навечно пылью, хранит в своей памяти многозвучный кандальный звон.

Один из музыкальных элементов картины – среднерусский пейзаж с теряющимся вдали бесконечным горизонтом.

Картина «У омута» написана Левитаном также в 1892 году. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение её дяди – Н.П. Панфилова.

Поблизости располагалось Берновво, имение Вульфов, друзей Пушкина. Здесь бывал Пушкин. Он услышал рассказ о дочери мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты.

Так была создана знаменитая пушкинская «Русалка», а Левитан был полон решимости писать омут мельника. Левитан написал этюд. Для написания картины ему выделили большой зал в особняке. Картина получилась задумчивой, дышащей загадкой. Омут – сквозной образ русской культуры.

С ним всегда связана какая-то тайна – несчастная любовь, а может ужасное преступление или же что-то ещё, недоступное нашему пониманию.

У каждого в жизни был свой омут.

И. Левитан.

Небо в картине Левитана наполнено тревогой, оно светится глубоким светом в разрывах облаков. Тёмные отражения в воде усиливают «мистическое» звучание картины. Как жизнь противостоит смерти, так сопоставляются –  застывшая гладь воды в правой части картины с бурлящей слева.

Шедевр Левитана И.И. – картина «Над вечным покоем»

Картина написана в 1894 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Это одно из самых глубоких философски насыщенных произведений Левитана. В 1894 году, близ озера Уломан, где Левитан вместе с С.

Кувшинниковой проводили лето, художник и задумал своё произведение. Древняя церквушка взята с этюда, сделанного в Плесе.

Картина представляет зрителю противоположность торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержимым.

И. Левитан в письме П. Третьякову о картине.

Пока Левитан писал картину, С. Кувшинникова играла ему Героическую симфонию Бетховена.

Передвижники воспели русский пейзаж, задвинутый до сели на второй план в живописи. Жанр пейзажа показывает пронзительную красоту не громкой русской природы.

Появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…

И. Левитан о своём учителе – С. Соврасове.

На картине остров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью, теряющий свой смысл среди вечного безмолвия бесконечных пространств.

Три стихии представлены на холсте – тёмная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой работы. Насквозь промокшие луга, протянувшиеся  до горизонта, добавляют бесприютности.

  Старое кладбище с валящимися во все стороны крестами напоминает о бренности человеческой жизни. В окне старой церкви примостился огонёк, указывающий на путь к вечности.

Источник: http://rus-artist.ru/2013-09-11-17-54-00.html

Ссылка на основную публикацию