«великий постриг», нестеров — описание картины

Михаил Нестеров. На горах. Великий постриг. Описание картин | Русские художники. Russian Artists

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.

Этот замысел складывался постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте он предполагал создание пяти полотен.

Первым произведением цикла стала картина «На горах». В ней художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки, написанной с Ю. Н.

Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье, веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви.

Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.

Во второй «главе романа» художник хотел изобразить встречу героини со своим возлюбленным в монастыре, куда они приехали на богомолье. Это намерение, однако, осталось неисполненным.

1905. Холст, масло. 136 x 132. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.

«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.

Главная сайта         Главная         На страницу «Нестеров»         «Три шедевра»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov2more.html

Великий постриг

Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским».  Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того. Вглядываясь написанные Нестеровым в дореволюционную пору,  замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские.

Там, где Нестеров стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален. В картинах «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «Лисичка» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси».

Исключение из этого ряда, пожалуй, «Пустынник», более  непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути. 

В таких произведениях, как «Под благовест» (1895), художника  выручает почти  натурная,  притом сознательно заостренная характерность персонажей. В споре между героями картины «За Волгой» Нестеров на стороне героини.

Образ купца, единственный в его творчестве, оказался психологически однозначным, почти плакатным. Выходец из купеческой семьи, Нестеров не мог не отдать должное «широте натуры» своего удалого молодца, но сердце его более чутко прислушивается к думам печально склонившей голову девицы.

Характеры, живущие не по расчету и умыслу, а по велению сердца, были ближе натуре художника. Песнь его души естественнее и непринужденнее «ложилась» именно на женский голос.

Стоит вспомнить «Христову невесту», 1887 и 1913 годов, «Великий постриг» (1897—1898), «Думы» (1900), «Лето» (1905), «Родину Аксаковых» и другие работы, чтобы убедиться: женские образы Нестерова глубже, полнокровнее и поэтичнее мужских. По сравнению с ними, мужские кажутся вымученными и предвзятыми.

 Можно  сказать,  что первые — в творчестве художника — более эмоциональны,  вторые более рассудочны. Любопытно, что отрок Варфоломей написан Нестеровым с девочки. В Русском музее хранится этюд девушки для «Юности преподобного Сергия».

Думается, это различие не случайно. Не выражает ли оно противоречие между проповедью художника и его живой натурой?

Ни на одном из своих автопортретов Нестеров не напоминает благостного отшельника — созерцателя, отрешенного от жизни. Напротив, он зезде внутренне активен, горд, страстен. Исследователи уже отмечали, что по характеру художник не похож на своих героев. Друг художника А. А.

Турыгин писал о Нестерове: «В обыкновенной, повседневной жизни он человек чрезвычайно энергичный, до крайности подвижной, зеегда бодрый, умеющий быть и серьезным и веселым…». В своих письмах Нестеров отнюдь не предстает отрешенным от мира и его суеты.

Он жаден до новостей и неустанно просит сообщать ему «про войну и мир, управу государей». Особенно его интересуют области «подведомственные 9 музам». Он весьма небезразличен к тому, что думают о нем его друзья и недруги! Он практически расчетлив и хорошо знает законы художественного рынка.

Он человек страстный и пристрастный, ироничный и острый на язык, словом, человек достаточно земной и грешный.

Приняв в своем искусстве на себя роль проповедника, Нестеров был предан избранной идее. Но значит ли это, что его служение всегда совпадало с его влечением? Рассудок художника был более «дисциплинированным», и его легче было убедить, чем чувство. И то, к чему влекло его чувство, подчас не вполне согласовывалось с проповедью благостного умиления и отрешенности от жизни.

Как это ни парадоксально, мужчины в нестеровских произведениях смиреннее женщин. В последних больше внутренней страсти, душевной смуты, мятежного духа. Героини Нестерова словно бы менее «послушны» ему, нежели его герои. И пустынник, и мечтатели — в одноименных произведениях, и старцы в картине «Лисичка» уже обрели мир своей души.

Монахи из картины «Под благовест» находят путеводную нить: один — в духе, другой — в букве христианского учения. Сергий в «Юности преподобного Сергия» также уже узрел свой идеал и своим житием лишь утверждает его для других.

Но ни Христова невеста (в работе 1887 года), с тихим омутом ее души, слепо бредущая неизвестно куда, ни героиня в картине «На горах», истомленная своей мукой и не находящая себе места, ни блуждающие женские души в картинах «Думы», «Фленушка», «Родина Аксакова» не нашли себя, не обрели желанного мира и покоя.

Смута земных страстей не дает душевного покоя Христовой невесте в одноименной картине 1913 года. В «Святой Руси» старцы и нищие странники пришли к Христу, принесли ему свои беды и печали. Но женщина, стоящая в центре картины, ни к кому не пришла. Да и разве может она отдать кому бы то ни было свою печаль?

Читайте также:  Зеленый скрипач, марк шагал - описание картины

Ее «родную сестру» мы узнаем в центральной фигуре картины «Великий постриг». Несмотря на название картины, сама постригаемая отодвинута художником на задний план. Она изображена во второй тройке, ее поддерживают старухи. Основное внимание в печально торжественной процессии привлекают фигуры двух красивых женщин-послушниц.

Их выделяют белые, расшитые голубыми цветами накидки. Одна из них, идущая впереди, грустно склонила голову. В ее облике — умиротворенная покорность, чистота юной голубицы. По контрасту с ее плавной «склоненностью» подчеркнуто выпрямлена фигура женщины, изображенной в центре.

Ее холодно-бледное лицо, алые, чуть приоткрытые губы говорят о несмиренной страстности натуры.

Похожее сопоставление характеров мы находим в картине «Думы». Близок к центральным образам «Великого пострига» и «Святой Руси» образ старшей женщины в картине «Лето».

Итак, Нестеров повторяет и варьирует один и тот же тип, отводя ему в своих картинах центральное место.

Это обстоятельство немаловажно, если учесть, что некоторые дореволюционные исследователи Нестерова видели идеал художника в «кротости» и «согбенности». Нельзя сказать, что женщины, о которых только что шла речь, «согбенны».

Они несут свою муку с высоко поднятой головой. В их смирении читается не кротость, а гордость. Их неприступно окаменелые лица таят грозную душевную драму.

Как известно, Нестеровым был задуман целый цикл произведений, посвященных трагической женской судьбе. Он представляет собой как бы роман в нескольких картинах. Первая картина — «На горах». Женщина, не находящая выхода своей душевной смуте, одиноко бродит над Волгой.

Вторая, неосуществленная картина должна была изображать встречу тоскующей женщины с героем романа. Третья картина — «За Волгой» — обнаруживала наметившийся разрыв между героями. В четвертой картине женщина ищет спасения в монастыре («Великий постриг»). Пятая — эпилог романа.

Ни уход от мира, ни бог не принесли успокоения измученной душе. Героиня кончает с собой, бросаясь с высокого берега в Волгу. Несмотря на то что эта картина осталась ненаписанной, она показывает направление мысли автора.

Очевидно, неумолимая логика жизни влекла Нестерова-художника именно к трагическому разрешению коллизии. И тут уж Нестеров-проповедник ничего не мог поделать.

Разумеется, такой финал «романа» никак не укладывался в схему христианской проповеди смирения и покорности судьбе. Смерть героини, конечно, же, «бунт», пусть не вылившийся наружу и оставшийся лишь в душе Нестерова.

Видимо, чувство художника было менее правоверным христианином, чем его рассудок. Но зато оно оказывалось и безошибочнее. Обмануть его было труднее.

Рассудок легче поддавался обману, будь то обман воспитания, эпохи или самообман.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/nesterov_mihail_vasil_evich_1862/velikiy_postrig/

Великий постриг

Описание картины Михаила Нестерова «Великий постриг»

Пытаясь найти выражение своим чувствам и переживаниям, Михаил Нестеров часто обращался к «вечным» образам, в том числе и религиозным, как на своем полотне «Великий постриг».

За этим религиозным сюжетом стоит личная трагедия художника. Чтобы лучше разобраться в значении картины, необходимо знать историю его любви. Это было первое серьезное чувство, которому, казалось, уже ничего не сможет помешать. Однако перед самым бракосочетанием, юного влюбленного ждет ужасное разочарование – письмо с отказом и прекращение отношений.

Именно это безответное чувство, которое художнику пришлось спрятать глубоко в себе, он воплотил в образе монахинь. Его любовь оказалась такой же сокрытой от всего мира, от всех людей.

Те девушки, на которых надет белый платок, еще не являются монахинями. Самая первая такая девушка из процессии, однако, сильно выделяется от остальных. Ее образ кажется наиболее одухотворенным, она, как никто другой из процессии, сильно погружена в молитвы.

Позади нее можно увидеть совершенно противоположный образ, это выделено даже более светлыми тонами лица. Во взгляде этой девушки ощущается непокорность, даже гордость. Создается ощущение, что она еще не готова на жертвенность и принятие монашества. И как противопоставление ей – женщина с девочкой, покорившаяся судьбе.

На полотне можно также отметить традиционные фигуры обряда, например, игуменью.

Но природа остается безучастным свидетелем, и весна идет полным ходом, как контрастный фон к происходящему на картине.

Тем не менее, тематику картины можно считать все же трагичной, если до конца осознавать, какими сильными любовными потрясениями она навеяна. Ведь она стоит в творчестве М.Нестерова, как заупокойная месса по счастливой любви, которой так неожиданно пришел конец.

Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.

В её глазах художник читал такую проникновенную печаль, которая манила его с каждым днем все сильней. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.

Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Главная героиня — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески — кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.

Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или что-то совсем иное.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Velikiy_postrig/

Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание :

Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.

Становление художника

В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.

Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи.

И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки.

Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.

Религиозная направленность в живописи

У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.

Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный.

Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение.

Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.

Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год.

Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им.

Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».

Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.

Читайте также:  Абрамцево. летний пейзаж, репин - описание картины

Известные картины

Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера.

Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников.

Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.

После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности.

Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом.

Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев.

Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».

Другие течения в живописи Нестерова

Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности.

В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе.

Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.

Михаил Нестеров — художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а «повествующие» композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова — картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.

Источник: https://www.syl.ru/article/304632/tvorchestvo-mihaila-nesterova-kartinyi-stil-priznanie

Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи

Видение отроку Варфоломею

Михаил Васильевич Нестеров — (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе.

  Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы  в храме Св.

Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова

Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо извест­на по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмиде­сятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию.

Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зод­чества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Пряниш­никова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в ка­честве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чи­стякова в Академии художеств (1881 —1884).

Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

В начале своего творческого пути  Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва прия­телей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и порт­рете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается рели­гиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, со­гласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилис­тически эти произведения располагаются в русле стиля мо­дерн.

Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в па­норамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Виде­ние отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие.

Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические икон­ные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонеж­ский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897).

Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «жи­тийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 го­ду Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову испол­нить запрестольный образ собора «Рождество Христово».

Пос­ле этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и ру­ководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но.

несмотря на увлеченность худож­ника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

В существовавшем в начале века размежевании художни­ков по различного вида творческим корпорациям место Нес­терова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения).

С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тон­кий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник.

Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утра­ченной полноте бытия. Тихая женственность модели в соче­тании с внутренней силой рождает ассоциации с передвиж­ническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко.

Перед нами обобщенный образ русской девушки — пря­мой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный от­тенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отны­не единственной точкой приложения он выбирает портрет.

В самом выборе портретных моделей виден интерес худож­ника к творческой личности, «пойманной» в порыве сози­дательного вдохновения.

Излюбленная мастером динами­ческая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой ста­туэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лек­цию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской.

Герои Нестерова — активные натуры, утверждаю­щие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, дина­мичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов.

Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу моде­ли; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живо­писную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд.

Читайте также:  Музей духов "фрагонар", париж, франция

Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концеп­ция творчества, художнического бытия, обладающая убеж­дающей силой.

Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атри­бутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

Молчание

Преподобный Сергий Радонежский

Святая Русь

Всадники

Соловки

Под Благовест

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Моление о Чаше

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Старец – раб Божий

Девушки на берегу

За приворотным зельем

Портрет Виктора Васнецова

На Руси

Скит

Весна. Абрамцево

Родина Аксакова

Два лада

Троица ветхозаветная

Читайте интересную историю о Михаиле Нестерове

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/155-mikhail-nesterov.html

Сочинение по картине Нестерова “Великий постриг”

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью “главу” – картину “За Волгой” (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая “глава” – “Великий постриг” – была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье “в миру” и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную…

поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы.

Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой – “чистая голубица”, как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду.

Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа – одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины – реквием по несбывшемуся счастью.

“Великий постриг” стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, “глава” романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма “Великого пострига” такая развязка могла бы показаться чересчур “литературной”, надуманной и даже пошлой.

(Пока оценок нет)
Loading…Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Нестерова “Великий постриг”Сочинение на тему “Миниатюра” »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-velikij-postrig/

Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье.

Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве.

Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Выбор царской невесты, 1887-1888, Музейное объединение, Архангельск
За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей
Пустынник, 1888-1889, Государственная Третьяковская галерея

Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея, Москва; «Выбор царской невесты.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской», 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888–1889, Третьяковская галерея).

Видение отроку Варфоломею, 1890, Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с Младенцем, 1890, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
Великомученица Варвара, 1894, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж.

Михаил Васильевич Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (дочь художника Ольга Михайловна Нестерова, или так называемая «Амазонка», 1906; Екатерина Петровна Нестерова в старорусском костюме, 1906; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или «Философы», 1917, Государственная Третьяковская галерея).

Святая Ольга, 1892, Эскиз образа иконостаса южного придела Владимирского собора
Под Благовест, 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На горах, 1896 год, Киевский музей русского искусства, Украина

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1898; «Святая Русь», 1901–1906). Самое большое полотно мастера – «На Руси. Душа народа.

» (первоначальное название «Христиане» 1914-1916) – включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.

Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина «Молчание», 1903).

Труды преподобного Сергия, 1897, ГТГ
Великий постриг, 1898, ГТГ
Царевич Дмитрий, 1899, ГРМ

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер.

В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И.

Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.

Сергий Радонежский, 1899, ГРМ
Павлов Иван Петрович, 1930-е, ГТГ
Мухина Вера Игнатьевна, 1940, ГТГ
За Волгой, 1905, Астраханская художественная галерея
Ольга Михайловна, дочь художника, 1905, Третьяковская галерея
Екатерина Петровна, жена художника, 1905, Третьяковская галерея
Святая Русь, 1901-1906, Государственный Русский музей
Нестерова Екатерина Петровна в старорусском костюме, 1906 год
Дочь художника Наташа Нестерова на садовой скамейке, 1914 год
Лисичка, 1914, Государственная Третьяковская галерея
Сестры, 1916, Киевский музей русского искусства, Украина
Душа народа. Христиане, 1914-1916 годы, Третьяковская галерея
Философы, 1917, Государственная Третьяковская галерея
Сказание о невидимом граде Китеже, 1917-1922, Нижегородский музей
Путник, 1921, Тверская областная картинная галерея
Послушницы на берегу реки, 1920-е, частное собрание
Монахини и странник у реки, 1922, частное собрание
Девушка у пруда. Наталья Михайловна Нестерова, 1923 год
Два лада, 1905, Нижегородский художественный музей
Зима в скиту, 1904, Башкирский художественный музей, Уфа
Отцы-пустынники и жены непорочны, 1932, Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/nesterov.html

Ссылка на основную публикацию