Веселая компания на веранде — ян стен » музеи мира и картины известных художников

Ян Стен-самый жизнерадостный и остроумный живописец Голландии.17век, (возможно кутила и пьяница) | Волшебная сила искусства

       Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.  Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.

     Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.

Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью  он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором . 

      Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы .
Риторики в окне 1662-1665

     Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте.

В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.

Жители Делфта, 1655

Рейксмузеум, Амстердам

Пекарь Аствард и его жена Катарина
1658, Рейксмузеум, Амстердам

Веселое общество 1660

Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага

Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага

Туалет женщины, 1660
Рейксмузеум, Амстердам

Беспутный дом 1661-1664

Больная и врач 1660-е

Веселье в семье художника 1663-1665

Школьный учитель 1663

                Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.

Ян Стен. Автопортрет.

(Судя по этому автопортрету,я склонна верить старинным биографам Стена.Видимо всё же он был кутила и пьяница)

Пьяницы.1660г.

 В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.

        Перечисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.

 
           Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

Аргумент в карточной игре,1660-е

Празднование крестин 1664

Мнимая больная девушка, 1665

Течение жизни 1665-1667

Веселая компания 1668

Клетка с попугаем 1670

Встреча с гуляками 1679

Игроки в трик-трак 1667

Гулянка в день рождения принца Вильгельма III

   Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

         У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1793923

Картины русских и зарубежных художников XV — XX века

Даже люди, далёкие от искусства, непременно будут в восторге, взглянув на великолепие и красочность картин известных художников. В них можно увидеть исторические оттенки и легенды, невиданные красоты прошлого и удивительные фантазии мастера, потрясающие архитектурные достопримечательности и поражающие воображение виды природы.

Можно с уверенностью сказать, что взгляд на любую картину великих художников облагораживает человека и затрагивает струнки искусствоведа в его душе.

А если вы являетесь поклонником живописи в целом или какого-то художника в частности, тогда взгляд на красочные картины мировых художников – это лучшее, что может быть для вас!

Онлайн–галерея

Однако далеко не всегда у нас есть возможность пойти в музей и посмотреть на картины лучших мировых мастеров. Чаще всего этому препятствует отсутствие достаточного количества времени у современных людей.

Также стоит отметить, что разные картины одного и того же художника вы можете встретить в различных уголках планеты, а некоторые и вовсе есть только в частных коллекциях. Для того, чтобы не лишаться возможности быть ближе к миру искусства, вы можете воспользоваться нашей онлайн-галереей.

Здесь вы сможете увидеть множество картин от ведущих мастеров художественного мира! Это и величественная «Буря» Айвазовского, и поэтичные труды Леонардо да Винчи, и красочные пейзажи Саврасова.

Пабло Пикассо в своих работах, помимо красок, использовал разные природные материалы, его картины до сих пор остаются загадкой. Такое видение мира – это неимоверный талант руки мастера.

Неповторимые работы мировых художников

Оцените непревзойдённые картины, выполненные акварелью, маслом и гуашью. Окунитесь в мир искусства, который доступен только для посетителей Эрмитажа и Третьяковской галереи.

Глядя на представленную репродукцию картин известных художников, вы сможете ощутить аромат цветов, созданных Пьером Огюстом Ренуаром, и женское изящество, изображённое Андерсом Зорном. Все работы представлены в своём настоящем размере, как для просмотра, так и для скачивания.

Вы можете детально рассмотреть картины ваших любимых и известных мировых художников, разгадывая тайну их написания.

Бесконечное великолепие

Наслаждаться любой из представленных в нашей галерее картин можно часами, изучать каждый мазок, восхищаться техникой и мастерством художника. При этом разные картины одного художника открывают новые грани его таланта. Художник Валентин Серов изображал в своих работах портреты разных людей и обыденные пейзажи того непростого времени.

Глядя на его работы, вы сможете догадаться, откуда маэстро черпал вдохновение для своих творений. Во множестве картин вы увидите грамотное сочетание прошлого и настоящего, реальности и фантазии, природы и человека.

Посмотрев на превосходные работы признанных миром художников, вы непременно сможете найти вдохновение для любого рода собственной деятельности, а также для повседневной жизни.

Творчеству нет предела

Большинство современных авторов ищут идеи для своих картин в творчестве художников прошлых лет.

Такой подход не является удивительным, ведь именно в таких работах можно найти средневековый романтизм, сказочный дух прошлого, а также очутиться в представленных мастером необычных местах и познакомиться с известными мировыми персонами.

Всем известно, что настоящее искусство не обесценивается со временем, а лишь становится популярнее, весомее и принимает большую значимость даже в жизни простых людей.

Такая востребованность искусства в наши дни и стала причиной создания этого великолепного музея, который вы можете посетить даже у вас дома. Причём оценить буйство красок и великолепие идеи художников вы можете в любое время, что позволит вам регулярно открывать для себя множество новых загадок, содержащихся в картинах лучших мировых мастеров, таких как: Пикассо, Суриков, Репин, Буше и многих других.

Источник: https://www.beesona.ru/museums/

Художник из Голландии. Ян Стен

Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Вскоре после этого, Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге. 3 октября 1649 Стен женился на дочери ван Гойена Маргрит, которая впоследствии родила ему восемь детей. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности, к какому жанру следует отнести живопись художника — к портрету или бытовому жанру.
Пекарь Аствард и его жена КатаринаПосле Делфта Стен жил с 1656 по 1660 в Вармонде, к северу от Лейдена, и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка.
Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену, и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов.
Гуляки
Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. В этой ироничной картине «Гуляки» Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Картина проникнута благодушным настроением и тонкой беззлобной иронией, свойственным многим работам художника. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины — заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей.Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей.

Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи.

Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.

Туалет женщины
В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет.

Живописец Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника.

Ян Стен был плодовитым художником, создав приблизительно 800 картин, из которых примерно 350 дошли до наших дней. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена.

Семейный праздник
Стен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором.

В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т.д.

Больная и врач
Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л.А Кроза де Тьера в 1772 году. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом.

Читайте также:  Портрет роберта батчера из уолтемстоу, т. гейнсборо, 1765

Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Но у католика Стена, одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, есть и множество других положительных качеств.

Помимо картин бытового жанра, он писал портреты, исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта.

Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.

Беспутный дом
Стен работал в различных городах — Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею.

Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, расточителем и мотом, но нет никаких известных и достоверных фактов в городских архивах, чтобы подтвердить такую репутацию.

На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья, но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника.

Риторики в окне
Кроме картин бытового жанра, «низкого» по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности.

Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист.

Его плавная обработка красного, словно мясо лосося, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.

Веселье в семье художника
Эту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно.

На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей.

От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.

Аргумент в карточной игре
В свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую иронию для достижения назидательно-нравственной цели.

Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т.п.

В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами.

По сути , Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, заинтересовывающее зрителя, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из повседневной жизни.

Школьный учитель
Ян Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это полотно из ирландской национальной галереи, в котором художнику удалось запечатлеть очень характерные выражения детских лиц. Здесь и боль, и отчаяние, и потаённая подленькая детская радость, и озабоченность, и равнодушие.

Празднование крестин
Гордый отец держит на руках своего новорожденного ребенка, а друзья и родные собрались вокруг, чтобы посудачить, полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, которое готовят три женщины справа у очага.

Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц — общеизвестный символ бренности.

Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.

Мнимая больная девушка
Эта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, значит,  у него были свои причины сделать это. Вполне вероятно, что Стен изобразил достоверный случай, историю о мнимой больной из жизни гаагских бюргеров (в этом городе в то время жил и работал художник).

Течение жизни
Эта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника совсем не очень крупных размеров.

Но удивляет, как тщательно прописаны Яном Стеном мельчайшие детали повседневного бюргерского бытия, начиная от приготовления устриц молоденькой служанкой и игры маленького мальчика с кошкой до выпивох в дальнем углу зала и рисунка персидского ковра.

Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца; «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической и библейской тематики, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, изображающие представителей зажиточного среднего класса, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска.Кошкины танцы 1679В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всехголландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степениоригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловнойправильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый игармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд ичеловеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны порисунку и суховаты по письму. Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и

тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

В таверне

Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯнСтен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцемГолландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаряюмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплойсердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художникрассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиеживописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3

февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Встреча с гуляками 1679
Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5037835.html

Великий рассказчик Ян Стен

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-11-01 18:21:00Вадим Алешин
vakin
2017-11-01 18:21:00Девушка с устрицамиКартины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре.

Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал.
Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно.

Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет.Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине.

Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления.

Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?
Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно «Девушка с устрицами» или «Мужчина», предлагающий устрицы даме вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным  средством для повышения потенции…

Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое…

…Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган… Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, — городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов.

Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

Танец яиц (ок.1674г.) —  Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.Суть ее состоит в следующем:   каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами  «гостиница с номерами». Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) — щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее…

дама колеблется, и мы &не можем суверенностью определить — войдет она в эту «обитель греха» или так и не отважится сделать это…

Сцена в кабачке

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.

Игра в трик-трак

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит.

Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666).

Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса.

Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти…

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего.

Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин.

А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» свои картины «на ходу». Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей.

Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком» (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его «занимательностью».

Читайте также:  «клод моне, работающий на опушке леса», джон сингер сарджент — описание картины

Биография

АвторпортретОколо 1670

Масло, холст, 73 см, 62 см. Государственный музей (Амстердам). Викисклад

Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Его темы — жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои — живые люди с их достоинствами и недостатками.Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.Стен, заканчивает Латинскую школу и в 1646 г, в возрасте 20 лет, поступает в Лейденский университет, но 1648 он вступает в Лейденское общество художников, в гильдию Святого Луки.Позже он работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена(Jan van Goyen), на дочери которого он женился.В 1654г Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 — в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи.Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670г Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до смерти (в 1679).Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.***Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн,— дочерью муниципального служащего. Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете. Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630—40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).Университетского курса он, надо думать, так и не одолел. Некоторые историки искусства высказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — сказать трудно. Мнения биографов на этот счет расходятся. Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку 3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.В 1652—54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». 12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет. Живописец возвратился в Лейден, а через некоторое время перебрался в Вармонд, небольшую деревушку в пригороде. Здесь, в Вармонде, он прожил с 1658 по 1660 год. До сих пор местные жители с удовольствием показывают любопытствующим путешественникам дом XVII века, где якобы жил Стен. В 1660 году художник перебрался в Харлем и в следующем году стал членом местной гильдии живописцев.«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь. В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу попросил городские власти взять на себя опеку над его детьми. Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить ее своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами. В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках. О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив приблизительно так: пиво нужно всем и всегда, а картины стабильногоВ скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город. Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные посты. Это дает нам основания говорить о том,что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений. А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время».В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной. Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — ее муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт. В 1674 году у четы родился сын и, следовательно, жить им стало еще труднее.Точная дата смерти художника неизвестна…

Источник —
www.artniderland.ru
www.artprojekt.ru
www.art-estetic.ru
www.essentialvermeer.com
www.liveinternet.ru

Источник: https://vakin.livejournal.com/2048015.html

10 художников, которые покорили цвет

Яркие пятна, брызги света, искрящийся воздух — эти художники видят мир трогательно красивым и восхитительно цветным.
AdMe.ru предлагает взглянуть на мир глазами этих волшебников. Вашему вниманию подборка картин современных импрессионистов, мастерски владеющих цветом и светом.

© Tzviatko Kinchev  

© Tzviatko Kinchev  

© Tzviatko Kinchev  

Работы болгарского художника Цвиатко Кинчева в стиле импрессионизма — это цифровая живопись: они выполнены на компьютере, в программе Photoshop. Невероятно сочные творения художника подчеркивают красоту и яркость окружающего мира.

© Willem Haenraets  

© Willem Haenraets  

© Willem Haenraets  

Голландский художник Вильям Хенритс работает акварелью, акрилом и пастелью. Его творения — это удивительная нежность, звенящий воздух, которым дышат его краски, его изящные линии. Работы Вильяма известны во всем мире в виде высококачественных постеров и литографий.

© Юрий Петренко  

© Юрий Петренко  

© Юрий Петренко  

Юрий Петренко родился в Сочи. Профессионально занимается живописью около 20 лет. Сочные цвета, милые домики, корабли и море. От его картин веет жарким солнцем и соленым ветерком. Работы находятся в частных коллекциях практически во всех странах мира.

© Овик Зограбян  

© Овик Зограбян  

© Овик Зограбян  

Армянский художник Овик Зограбян появился на свет в семье известного художника и скульптора Никогоса Зограбяна. За характерными для импрессионизма штрихами проступает уникальный стиль самого художника. Его уютные цветные города, яркие домики наполнены солнцем и счастьем.

© Linda Wilder  

© Linda Wilder  

© Linda Wilder  

Линда Вайлдер — канадская художница. Линда обожает писать пейзажи, а мастихин — один из любимых ее инструментов. Яркие, точные мазки, тонко подмеченные оттенки и линии — картины Линды есть в корпоративных и частных коллекциях в Канаде и по всему миру.

© Ken Hong Leung  

© Ken Hong Leung  

© Ken Hong Leung  

Китайско-американский художник Кен Хонг Лунг тонко чувствует цвет и умеет передать магию покоя. Его рыбацкие деревни и пейзажи берегов стали сенсацией в художественных кругах Гонконга. Кен считается одним из лучших мировых художников-неоимпрессионистов. Его называют хозяином заколдованных пейзажей, мечтательных настроений и магических отражений света и цвета.

© Johan Messely  

© Johan Messely  

© Johan Messely  

Йохан Мессели живет и работает в Бельгии. Его картины отражают уютный мир тенистых провинциальных двориков, старинных калиточек и добрых окошек. Йохан умеет передать небрежными штрихами умиротворение и тихое счастье. Работает художник маслом и пастелями.

© Jill Charuk  

© Jill Charuk  

© Jill Charuk  

Джилл Чарук — современная канадская художница. Двадцать лет творила в индустрии одежды и интерьера. Она обожает утрировать цвета, усиливать контрасты. Ее яркие картины получили международное признание, они есть в коллекциях современного искусства в Северной Америке, Мексике и Европе. Джилл пишет в основном маслом и акрилом.

© Леонид Афремов  

© Леонид Афремов  

© Леонид Афремов  

Леонид Афремов — всемирно признанный художник-импрессионист. Уроженец города Витебска, Республика Беларусь. Художник использует мастихин, работает в основном масляными красками. Вдохновение, по его собственным словам, черпает из многочисленных путешествий. Леонид видит мир ярким, сочным и умеет поделиться своим чудесным видением.

© E. J. Paprocki  

© E. J. Paprocki  

© E. J. Paprocki  

Эжен Джей Папроски родился в Чикаго. Большинство картин импрессиониста написаны на пленэре. Он любит быстро уловить суть, поймать настроение города и выплеснуть точно подмеченную эмоцию на холст. Некоторые картины художника находятся в стенах Белого дома, американских посольствах в Кувейте и Уругвае.

Фото на превью Willem Haenraets

  • 15 неловких ситуаций, из которых можно выйти с триумфом, используя простые детские отмазки
  • Девушка из России побывала в Гваделупе, и ей есть что рассказать об островах Карибского моря (Спойлер: овощи там лучше не есть)
  • 10 приемов, которые помогут продолжать худеть, если диета больше не работает
  • 10 крутых вещей, которые появились не от хорошей жизни
  • 30+ снимков, пробуждающих ностальгию по временам, которые мы не застали
  • 15 традиционных блюд Австралии, которыми стоит насладиться хотя бы раз в жизни
  • 15 фото о том, какие чувства порой прячутся за суровостью мужчин
  • 10 самых безумных поступков, которые когда-либо совершал человек (Например, прыжок из космоса)
  • 6 модных стрижек для разных типов волос, которые выглядят круто и не нуждаются в укладке
  • 12 комиксов о том, как изменились мужчины за последнее время
  • 20 человек, которые заслуживают того, чтобы быть выселенными с нашей планеты. И как можно дальше
  • 18 работников, которые когда-нибудь обязательно выложатся на 100 %, вот только не сегодня
  • Параллельные миры цифрового художника, в которых реальность превращается в сказку
  • Художник зашифровал в этой картинке отсылки к 25 сериалам. Сможете найти их все?
  • 10 трюков профессиональных визажистов, которые пригодятся любой девушке
  • 10 реакций тела, которыми на самом деле мы можем управлять (Спойлер: женщинам кое в чем повезло больше)
Читайте также:  Портрет мики морозова, серов, 1901

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-hudozhnikov-kotorye-pokorili-cvet-1259865/

Голландские художники. 8 великих мастеров «Золотого века» Нидерландов

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

1. Рембрандт

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

Из красочной густоты картины «Возвращение блудного сына» выступают фигуры, освещённые тусклым светом. Этого света достаточно только, чтобы разглядеть их переживания.

Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Обновлённый» Рембрандт совсем не вписывался в свою эпоху. В век, когда внешняя красота и натуралистичность были превыше всего, его глубокие картины были никому не нужны.

В Голландии не нашлось ни одного мецената, который бы оценил поздние работы мастера. Поэтому они так легко разлетелись по всему миру.

Для нас оно и лучше. Ведь Эрмитажу достался ещё один шедевр мастера. О нем читайте в статье «Даная Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине».

2. Франс Хальс

Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.

Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг. Лувр, Париж

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

3. Герард Терборх

Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.

Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

4. Ян Вермеер

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».

Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

О мастере читайте также в статье «Ян Вермеер. Делфтский сфинкс».

5. Питер де Хох

Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.

Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

6. Ян Стен

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.

Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.

Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Якобс Ван Рейсдал

Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.

Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.

Вот угрюмое и депрессивное «Еврейское кладбище». Не без доли надежды в виде радуги и кусочка просветленного неба.

Якобс Ван Рейсдал. Еврейское кладбище. 1657 г. Институт искусства, Детройт

А вот его знаменитое «Болото», хранящееся в Эрмитаже.

Могучие деревья борются за выживание у топкого болота. Но не всем везёт – зачахла береза, лежит ствол уже погибшего дерева.

Якоб Ван Рейсдал. Болото. 1660-ые гг. Государственный Эрмитаж.

Пейзаж – как аллегория жизни, полной препятствий. Когда не у всех есть шансы выжить. При этом «Болото» не навевает ужас. Светлое небо и милые кувшинки «смягчают» неприятные ощущения. Даже среди опасностей нашлось место красоте.

Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась абстрактная природа, стоили гораздо дороже.

Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В 19 веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.

8. Питер Клас

Питер Клас. Ванитас с автопортретом. 1628 г. Германский национальный музей в Нюрнберге

Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно – что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.

Все голландские нетюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.

Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими “завтраками”. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.

Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбо будет ветчина или краб.

Да и с другими художниками не боялись совпадать. Как говорится, найдите 10 отличий при сравнении «Завтраков» Питера Класа и его коллеги по цеху Виллема Хеда.

Виллем Хеда. Завтрак с рыбой. 1629 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

В заключение

В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.

Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.

И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.

Но именно поэтому мы их и помним…

Великие голландские художники жили не только в 17 веке. Читайте об их выдающемся предшественнике в статье «Картины Босха». А также об их достойном потомке – в статье «Картины Ван Гога».

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/gollandskie-hudozhniki/

Ссылка на основную публикацию