Вид дворцовой набережной от петропавловской крепости, ф. я. алексеев, 1794 » музеи мира и картины известных художников

Федор Яковлевич Алексеев – основоположник русского ведутизма

Стиль ведута достиг своего рассвета Италии в первой половине XVIII века.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-1755 – 1824) был ярчайшим представителем достаточно экзотичного для России  живописного стиля «ведута» — veduta.

Федор Яковлевич Алексеев

В конце XVIII и в начале XIX веков популярность Ф.Я. Алексеева была настолько велика, что современники называли его «русским Каналетто».

Стиль ведута достиг своего рассвета Италии в первой половине XVIII века.  Ведутисты изображали городские пейзажи, стремясь предельно точно воспроизводить  архитектуру и повседневную жизнь городов.   Ярчайшими представителями этого художественного направления были Джованни Каналетто (Giovanni Canalett), Франческо Гварди (Francesco Guardi), Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto).

В  России  ведута  появилась благодаря творчеству художника и архитектора  Джакомо Кваренги, который исполнил в этом стиле виды Петербурга и  его окрестностей.

Федор  Яковлевич  Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой  своей  творческой деятельности.  Еще обучаясь в Академии Художеств, он три года провел в Венеции, где имел возможность  познакомиться с лучшими образцами венецианского ведутизма.

Благодаря его работам, удалось навсегда сохранить архитектурный облик и особый аромат  городской жизни  Петербурга, Москвы и других городов России на рубеже XVIII — XIX веков.

Работы Федора  Яковлевича  Алексеева  являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.

Напряженно-тревожное состояние вызывает его серия городских  пейзажей  Москвы, улицы которой пусты.  Апокалипсическое видение мира без людей  пробуждает понимание, что душа любого города  не только прекрасные здания и перспективы улиц – но  люди, наполняющие их жизнью.

Федор  Яковлевич  Алексеев  сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали.

Ф.Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции, 1776. Копия картины А. Канале (Каналетто)Ф. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля, 1800. С-ПетербургФ. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794. С-ПетербургФ. Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки, около 1800. С-ПетербургФ. Алексеев. Вид Казанского собора в Петербурге, 1811Ф. Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса, 1810. С-ПетербургФ. Алексеев. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, С-ПетербургФ. Алексеев. Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной. С-ПетербургФ. Алексеев. Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости, 1810. С-ПетербургФ. Алексеев. Красная площадь в Москве, 1801Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост в Москве, 1811Ф. Алексеев. Соборная площадь в Московском КремлеФ. Алексеев. Вид на Воспитательный дом в Москве.Ф. Алексеев. Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Николы в Сапожке, 1800-ее. МоскваФ. Алексеев. Кремль со стороны Каменного моста. МоскваНеизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Вид Москвы у Иверских ворот Кремля. Около 1800-1802Ф. Алексеев. Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле, 1810Ф. Алексеев. Никольские (Владимирские) ворота Китай-города, 1800-е годыФ. Алексеев. Вид Москвы от Троицких ворот Кремля, 1810-еФ. Алексеев. Вид от Лубянки на Владимирские ворота, 1800-е гг. МоскваФ. Алексеев. Благовещенский собор и Грановитая палата 1811, МоскваФ. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве, 1811. МоскваФ. Алексеев. Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая Николы Большой крес на Ильинке, 1800. МоскваФ. Алексеев. Вид на храм Василия Блаженного с ул. Варварка. МоскваФ. Алексеев. Вид Спасских ворот в Кремле, 1800-1802. МоскваФ. Алексеев. Вид города Николаева, 1799Ф. Алексеев. Вид города Бахчисарая, 1798Ф. Алексеев. Площадь в Херсоне, 1796

Источник: http://eaculture.ru/gallery/2271

Алексеев Федор Яковлевич — русский художник

Русский художник Алексеев Федор Яковлевич .

Автор картин: Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле; Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова; Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста; Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид Казанского собора в Петербурге; и многих других.

Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

Ф. Я. Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

 В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

 В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.

 По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).

Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех.

Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.

 Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г.

звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой.

Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью.

Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

 В 1800-х гг. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.

Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города.

Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность.

Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».

 Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

Картины художника

Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле

Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова

Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Вид Казанского собора в Петербурге

Вид Москвы около Иверских ворот Кремля

Вид Петропавловской препости и Дворцовой набережной

Вид города Бахчисарая

Вид города Николаева

Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве

Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге

Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции

Дворец Царицыно около Москвы

Красная площадь в Москве

Михайловский дворец в Петербурге

Площадь в Херсоне

Приютская больница в Москве

Соборная площадь в Московском Кремле

Троице-Сергиева лавра

Источник: https://wearts.ru/ruartist/5

Художник Федор Алексеев, мастер городского пейзажа. Биография, картины Алексеева

Красная площадь в Москве. 1801<\p>

Федор Яковлевич Алексеев [р. между 1753—55, Петербург, — умер 11(23).11.1824, там же], русский живописец-пейзажист. Первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

Федор Алексеев  был сыном сторожа Академии наук. Федор Алексеев В 1766-73 гг. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. В 1773 г. за  программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

В Венеции Федор Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Каналетто, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д.Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.

По возвращении на родину Федора Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А. Каналетто, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа.

Копии Федора Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Среди его работ 1790-х гг.

особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Федор Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.

Читайте также:  Египетский музей в мюнхене, германия

В 1800 г. император Павел I дает Федору Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой.

Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью.

Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

Праздник иконы Казанской Божьей матери на Красной площади

В 1800-х гг. Федор Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города.

Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность.

Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».

Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный жипописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

Соборная площадь в Московском Кремле <\p>

Панорамный вид Царицино<\p>

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г. Копия картины А. Канале (Каналетто)

Вид Храма Василия Блаженного от Московской улицы<\p>

Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости. 1810г.<\p>

Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста<\p>

Вид на воспитательный дом<\p>

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794<\p>

Вид города Николаева. 1799<\p>

Вид города Бахчисарая. 1798<\p>

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/894-alexeev.html

Истрия одной картины: “Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” Федора Алексеева

Федора Яковлевича Алексеева с полным правом можно считать создателем городского пейзажа в русской живописи.

Освоивший в Италии все секреты мастерства знаменитых своих современников, венецианских пейзажистов – Каналетто, Белотто и Гварди, молодой художник вернулся на родину и был очарован строгой и стройной красотой Петербурга.

Он сумел почувствовать масштаб столицы на Неве, и это сообщило его полотнам особую торжественность и приподнятость.

“Портрет художника и педагога Академии художеств Фёдора Яковлевича Алексеева”. Теребенев М.И. 1820

Неяркий северный свет, высокое бледное небо, и влажность воздуха определили изысканную серебристо-голубую гамму его лучших пейзажей. Но даже среди его мастерски выполненных картин пейзаж Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, выделяется своей тонкостью и поэтичностью, чем совершенно не мешает документальная точность  в изображении архитектуры.

За широким зеркалом полноводной Невы, по которой бесшумно  скользят лодки и плоты, выстроились вдоль набережной великолепные дворцы и продолжающая их ограда Летнего сада.

Четкость линий смягчается расстоянием, насыщенным влагой воздухом, а их отражения в реке дрожат и тают. Ощущение величия и одновременно изящества вызывает этот классический вид Петербурга.

 В Государственную Третьяковскую галерею поступила из собрания Александра Сергеевича Танеева.

“Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” 1794. Федор Алексеев. Третьяковская галерея

Картина: “Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости”

Художник: Федор Яковлевич Алексеев (1753/55 – 1824)

Дата написания картины: 1794 год

Размеры картины: 70Х108 см

Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 10, зал 6

“Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” в залах Третьяковской галереи

Об этой картине ныне хранящейся в Третьяковской галерее, поэт Константин Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!»

Федор Алексеев. “Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки”. Около 1800

Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости.

Обращаясь к городскому ландшафту, Федор Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж.

Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».

“Вид от Лубянки на Владимирские ворота”. Федор Алексеев Около 1800. Центральный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Академик Императорской академии художеств Федор Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.

С 1803 году и до конца жизни Федор Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были знаменитые художники и будущие именитые преподаватели М.Н. Воробьев, Ф.Ф. Щедрин, С.Ф. Щедрин.

“Красная площадь в Москве” Федор Алексеев. 1801. Третьяковская галерея

К сожалению конец жизни заслуженного мастера был печален. Он скончался в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра). Был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

Источник: https://wanderings.online/vid-dvortsovoj-naberezhnoj/

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) ноября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.

СОДЕРЖАНИЕ

Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе.

В 1767 в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и А. Перезинотти.

В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск).

В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика.

В 1802 году Алексеев становится главой класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.

Для «снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).

Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

В 1800 году по просьбе императора Павла I,  Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры.

Художник увлеченно изучает старинную русскую архитектуру.

Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.

В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).

Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Он умер в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств.

ТВОРЧЕСТВО

В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России.

Творчество Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи.

В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова.

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепостиВид Казанского собора в ПетербургеВид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса

Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.

И еще одна характерная особенность южных картин  —  появление стаффажа. Все детали  изображены весьма  живо, образуя занимательные жанровые сценки.

Они выполняют  функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.

Интересные факты из жизни художника

За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II. Путешествие длилось 2 года, и художник создал множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом.

Он был великолепным художником, упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Собко Н. Словарь русских художников с древнейших времён до наших дней (XI—XIX вв). В 3-з т. СПб., 1893
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Фёдор Яковлевич Алексеев. — М.: Искусство, 1955. — (Живопись. Скульптура. Графика). — 30 000 экз
  • Андросова М. И. Фёдор Алексеев, 1753—1824. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 56 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 30 000 экз

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , bibliotekar.ru, files.school-collection.edu.

ru

Фёдор Алексеев: картины художника

Фёдор Алексеев — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

5 (100%) 4 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/alekseev-fjodor.html

Ф.Я.Алексеев.Пейзажи.docx — Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Читайте также:  «офелия», джон эверетт милле — описание картины

2017АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧПЕЙЗАЖИ Алексеев Федор Яковлевич ­ первый в русской живописи мастер городского пейзажа.В 1766­ 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе «живописи цветов и

плодов», затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль

и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.«Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции»1776г.Копия картины А. Канале (Каналетто)В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф.

Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.

По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили

работать декоратором при театральном училище (1779­86). Оставить нелюбимую

службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех.

Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.Среди его работ 1790­х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии.

За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»1794Холст, масло 70 х 108Государственная Третьяковская галерея Москва В картине изображена панорама Дворцовой набережной Санкт­Петербурга. Поэт К.Н.

Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее!

…Как величественна и красива эта часть города!» На берегу Невы справа виден

Мраморный дворец со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец контр­адмирала Х. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с егознаменитой оградой. Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости.

Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж.

Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»1799.

Холст, масло 71,5 х 109Государственный Русский музейСанкт­Петербург В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов ­

Николаева, Херсона, Бахчисарая.

«Вид города Николаева»1799Холст, масло 197 х 178Государственная Третьяковская галереяМоскваПовторяя маршрут императрицы, Алексеев делал зарисовки и акварельные эскизы. Картины были им написаны уже после возвращения. Город Николаев – малороссийскийгород, морской и речной порт, основанный во время Русско­турецкой войны 1787–1791по повелению князя Г.А. Потемкина.

В 1788 здесь была построена верфь для строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных домов морского ведомства.

У воды расположены эллинги для хранения гребных судов.

Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы.

«Вид города Бахчисарая»1798г.Холст, масло. 197 x 178.5 смГосударственный Русский музейСанкт­Петербург

Россия

«Площадь в Херсоне»Бумага, акварель, итальянский карандаш1796 ­ 1797Холст, масло 23 х 40Государственная Третьяковская галереяМосква В 1800 году император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой.

Он пробыл в Москве больше года и выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен.

Привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ­ разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью.

Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи. «Красная площадь в Москве» 1801.Холст, масло. 81.3 x 110.5 смГосударственная

картинная галерея.

Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене.

В центре Красной площади – храм Василия Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни.

Художник не просто «перечисляет» многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать целостный, единый образ города.

Люди, заполняющие площадь, а также тщательно прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты, повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность.В Москве Алексеева интересует, прежде всего, старинная архитектура, своеобразный колорит города, складывавшийся веками.

Как истинный художник­классицист, к тому же театральный декоратор по образованию, Алексеев разворачивает перед зрителем величественную, но очень ясную, легко читаемую сцену, где древние здания выступают в качестве главных героев, а гуляющим москвичам отведена роль статистов.

Фигурки людей на первом плане крупнее, чем в «Виде на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810). В их облике и одежде художник подмечает патриархальные, еще напоминающие традиционный древнерусский уклад детали и черты, но с точки зрения петербургской моды кажущиеся архаичными.

Алексеев, петербургский мастер, прошедший выучку в Италии, смотрит на город глазами иностранца­европейца.Схожее отношение к Москве выразил современник художника поэт К.Н. Батюшков: «Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!»«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»Холст, масло. 63 x 103 см

Государственный Русский музей

Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай­города. 1800­е«Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве»1811Холст, масло 78 х 110,5

Государственная Третьяковская галерея Москва

Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней между проездами.

К воротам примыкает здание Главной аптеки, в котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней – часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII­XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы. Дар П.А.Бурышкина в 1917.

«Соборная площадь в Московском Кремле»Холст, масло 81,7 х 112Государственная Третьяковская галерея МоскваНа картине художник изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу XVI столетия.

В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа –комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста лет.

Непосредственно за колокольней видны Спасская и рядом Царская башня. Из­за стены выглядывают главы Покровского собора (храм Василия Блаженного). На первом плане слева изображено здание Грановитой палаты с Красным крыльцом, справа –

фрагмент западного фасада Архангельского собора.

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I. 1802
Вид от Лубянки на Владимирские ворота.1800­е

Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай­города. 1800­е
Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке

Колокольня Ивана Великого. 1800­е

Москворецкая улица с людьми. 1800­1802

Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади

«Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле»1810Холст, масло. 80.5 x 110.5 смГосударственная Третьяковская галерея

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле

Вид на Воспитательный дом. 1800­е
Боярская площадка в Московском Кремле. 1810­е

Вид Москвы от Троицких ворот Кремля. 1810­е
Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота

Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы
Страстная площадь

Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа ­ церковь Николы в Сапожке
Троице­Сергиева лавра

Вид МосквыВ 1800­х гг. Алексеев ­ уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.

Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.

Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность.

Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости»«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова»Холст, масло 53 х 72,5Государственный Русский музейСанкт­Петербург

Россия

«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»1810­еХолст, масло 138 х 178Государственный Русский музейСанкт­Петербург«Вид Казанского собора в Петербурге»1811г.Холст, масло 71 х 112,5Государственный Русский музейСанкт­Петербург

Россия

«Михайловский дворец в Петербурге»1800

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге Около 1800

«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»Около 1800Холст, масло. 156 x 185 смГосударственный Русский музейСанкт­ПетербургРоссияКартина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт­Петербурга.

Художник стремился представить столицу Российской империи образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Невеведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна.

За Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената (прежде дом А.П.Бестужева­Рюмина), Адмиралтейство с поднимающимися из­за него куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец.

Читайте также:  Городской рынок дрездена - бернардо беллотто (каналетто)

По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга,

скользит множество больших и малых судов.

«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»1810г.Холст, масло. 62 x 101 смГосударственная картинная галерея.Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип, сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком справа, и зеленовато­голубое открытое пространство в глубине.

Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.

Художник показывает Санкт­Петербург таким, каким его видели современники, как идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К.Н. Батюшков писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! Посмотрите на Васильевский остров, […] украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною […].

Как величественна и красива эта часть города! […] Теперь от биржи с каким удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух

набережных, единственных в мире!»

7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. 1824Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать

деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/kurs_lektsij_istoriya_kartin_alekseev_fedor_yakovlevich_pejzazhi_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva_dhsh-52113/62632

РЕСТАВРАЦИЯ

Алексеев Федор Яковлевич (1753(1754(?), Санкт-Петербург – 11.11.1824, там же).

Живописец; основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Педагог.

Краткая творческая биография.

1766-1773 – обучение в ИАХ

1773 – в качестве пенсионера ИАХ Алексеев прибыл в Венецию, где был определен к Дж.Моретти, перспективисту и декоратору.

Самовольно перешел к живописцу – П.Гаспари. Решил уехать из Венеции, но был остановлен. Самостоятельно обратился к работе в жанре ведуты; копировал картины А.Каналя (Каналетто). В ИАХ Алексеева считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.

1776 – «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. Копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765). За нее в 1794 году Алексеев получил звания назначенного.

Лето 1777 – возвращение в Петербург.

1779 – 1786 – работа в Дирекции императорских театров, в мастерской Ф.Градицци-сына.

1779-1797 – по заказу Екатерины II выполнил 12 копий с сохранившихся в ИЭ картин итальянских мастеров.

1794 – первый  городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Новаторство Алексеева заключалось в том, что изображен не документально снятый вид местности, а художественное преображенная реальность – «архитектура в пейзаже».

1794 – «Вид дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».

1795-1797 – путешествие по югу России и Крыму. В результате привез множество акварелей. На их основе были написаны пейзажи «Вид города Бахчисарая», парные одноименные «Вид города Николаева» и др.

В произведениях южного цикла происходит движение от перспективизма ранних работ к классицистической организации пространства. Живописная фактура сглаживается.

Появляется стаффаж, в дальнейшем обязательный для картин Алексеева.

1793, 1799 – «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»

1800 – парные «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Написаны по заказу Павла I.

1800 – командирован в Москву по приказу Сената с помощниками А.Кунавиным и Л.Мошковым «для снятия разных видов».

1802 – возвращение в Петербург с акварелями. Написание с них картин маслом.

Не ранее 1800 – «Площадь в Московском Кремле».

Между 1800 и 1810 – «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста».

1815 – «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки».

1800-е – «Соборная площадь в Московском Кремле»

1801 – «Красная площадь в Москве». Допущены масштабные просчёты и искажения.

1810 – 1811 – командировка в южные города России Орёл, Воронеж.

1810-е – начало второго петербургского периода. «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (два варианта), «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».

В петербургских пейзажах Алексеев ищет новое, более сложное решение пространства; горизонты раздвигаются, возникает ощущение реальных масштабов города. Изысканнее становится колорит, построенный на тончайших нюансах золотисто-коричневых, красновато-розовых, жемчужно-серых, зеленовато-голубоватых тонов.

Главные работы:

«Внутренный вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765), 1776, ГРМ)

«Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, ГТГ; вариант-повторение, после 1794 – ГРМ)

«Вид города Бахчисарая» (между1794 и 1800, ГРМ)

«Вид города Николаева» (между 1797 и 1800, ГРМ; парная одноименной картине, 1799. ГТГ)

«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793, Музей-усадьба «Архангельское»; вариант-повторение, 1794 – ГРМ)

«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», (парная картине «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге», 1800, ГРМ)

«Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (парная картине «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», 1800, ГРМ)

«Площадь в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

«Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

«Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811, ГТГ)

«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»(1800-е, ГРМ)

«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1800-е, ГРМ)

«Красная площадь в Москве» (ГТГ).

Литература: Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/razvitie_pejzazha_f_ja_alekseev/14-1-0-98

Алексеев Федор Яковлевич (1753 — 1824) — забытый русский художник

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук.

С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием «живопись цветов и плодов», а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было.

Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа.

Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.

Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.

Вид города Бахчисарай

Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.


Вид города Николаева.1799

Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.


Вид города Херсон

В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.


Царицыно. Москва

Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле

Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.

Красная площадь

Боярская площадка или постельное крыльцо и храм «Спаса за золотой решеткой» в Москве

Вид от Лубянки на Владимирские ворота

Приютская больница в Москве.1800

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглиный мост от Тверской улицы в Москве.1811

Немного позже художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга

Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной.1799

Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы

Вид на Михайловский замок и площадь Коннентабля в Петербурге.Около1800.

Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.

Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки.Около 1800.

В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости.1810.

В число этих работ входят «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» и другие произведения

Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса.1810.

Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова

С годами стареющий художник Алексеев был забыт своей публикой и умер 11 ноября 1824 года в состоянии крайней бедности, оставив многочисленное семейство. Деньги на его похороны были выделены Академией Художеств.
Источник информации:
http://www.my-art.biz/812-alekseev-fedor-jakovlevich.html

Вид Казанского собора в Петербурге

Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости.1794.

Внутренний вид двора с садом.Лоджия в Венеции,копия картины(Русский музей)

Источник: https://kovlam.livejournal.com/1674120.html

Ссылка на основную публикацию