Воздвижение креста, питер пауль рубенс — описание картины

Рубенс в Соборе Богоматери Антверпена

Для того чтобы увидеть шедевры Рубенса, которые были созданы по возвращении из Италии и изумили тогда весь Антверпен, а затем и всех, кто имел возможность, приехав в город, их видеть, необходимо от  дома Рубенса направиться по широкой Мейр к Антверпенскому собору.

В соборе Богоматери находятся четыре алтарные картины: знаменитые «Водружение креста» и «Снятие со креста», «Бичевание Христа» и «Успение богоматери».

Обе первые вышеназванные картины представляют собой огромные триптихи, расположенные в трансепте собора по обеим его сторонам, примыкающим к хору.

Все три части алтарной композиции «Водружение креста» (1609—1610) охвачены единством сюжета, что придает ей особую цельность и грандиозность. Немногими персонажами Рубенс достигает впечатления большой толпы, массовой сцены.

Это происходит оттого, что все действующие лица предельно активны, поражают патетической жестикуляцией, полнотой эмоционального содержания отдельного образа. Вся композиция пронизана бурным, стремительным движением.

Располагая крупные фигуры близко на переднем плане, Рубенс хотел создать полную иллюзию события, совершающегося на глазах зрителя. Кажется, что фигура палача, обращенного к зрителю спиной, входит в реальное пространство. Поднимаемый по диагонали крест с распятым Христом должен также выйти за пределы картинной плоскости.

Таким образом, Рубенс стремился воздействовать на воображение, требуя от зрителя предельно активного восприятия, быстрого ввода в эмоциональную структуру произведения. В напряжении форм человеческих тел, пропорциях и рисунке чувствуется отголосок изучения творений Микеланджело.

Перед нами героическая сцена, когда в страданиях и муках человек, испытывая свое мужество и волю, оказывается победителем. Несомненно, в таком решении образа сказались стоические убеждения художника.

Духовная сила Христа противостоит и утверждает себя в противовес грубой физической мощи палачей, слепых орудий в руках Провидения. Человеческие страсти одновременно сопрягаются с грозовым состоянием природы. Эта глубокая неразрывная связь человека с миром, сплетенность судеб и вместе с тем непрекращающаяся борьба станут одним из лейтмотивов творчества художника.

Другое большое монументальное произведение Рубенса «Снятие со креста» (1610—1614) исполнено высокого трагического пафоса. В глубоком сумраке ночи, объявшем небо и землю, в час,, когда у края горизонта видна лишь полоса кроваво-красной зари, в скорбном молчании святые жены и ученики снимают с креста тело своего распятого учителя.

Измученное страданиями, но прекрасное даже в смерти, оно безвольно скользит по ослепительно белому савану, бережно поддерживаемое любящими руками учеников. Смерть лишила его жизни, но не величия. Образ погибшего Христа стал для Рубенса воплощением героического мужества перед лицом смерти, самопожертвования и любви к людям, которые, в свою очередь, воздают ему хвалу.

Умершего оплакивают ученики и друзья. В их благородной скорби есть стоическое понимание высокого смысла и значения совершившейся трагедии и поэтому их горе не выплескивается в отчаянии. Напротив, все чувства предельно сдержанны.

Особенно запоминается образ молодого Иоанна, принявшего на себя всю тяжесть тела своего учителя и не согнувшегося под нею, а как бы скорбно представляющего героя зрителю.

Искусство Фландрии еще не знало такой органической свободы пластических решений, такого мощного выразительного языка форм, такого сплава монументальности и жизненной правды.

Композиция строго соединяет элементы статики и движения. Диагональ композиционного построения уравновешивается вертикалью креста и фигурой Иоанна.

Все движения направлены к центру, к залитой светом фигуре Христа, образуя законченное ритмическое единство многофигурной группы. Картина звучит как торжественный реквием павшему герою.

В ней воплощено все преклонение художника перед душевным величием человека.

Чтобы видеть Рубенса в Бельгии, необходимо посетить церкви не только в Антверпене, но и в других городах, особенно в Малине, где находится известный алтарный триптих «Чудесный улов», но лучше всего творчество великого фламандца представлено в Королевском музее изящных искусств Антверпена.

Groenplaats 21, 2000 Antwerpen

Тел +323 213 99 51

Время работы

Понедельник пятница с 10:00 до 17:00 Суббота с 10:00 до 15:00

Воскресенье с 13:00 до 16:00

Посещение собора возможно во время экскурсии в Антверпене Русский гид в Антверпене Феликс

viber & tel +32488813100

Источник: http://belgium-art.org/antwerp/olv

Картина «Снятие с креста»

Дата создания: 1612–14 годы. Тип: масло, дуб.

Расположение: Антверпен.

Снятие с креста

Вместе с итальянским художником Караваджо, Питер Пауль Рубенс был одним из ведущих фигур в живописи барокко. Оба мастера выразили драму и тайны, лежащие в основе католической догмы, а так же были экспертами в светотени и моделировании форм. Но в то время, когда Караваджо известен неприукрашенным натурализмом, Рубенс придерживается более традиционных правил.

«Снятие с креста» является центральной панелью триптиха, который Рубенс написал для собора Богоматери в Антверпене. Это был второй запрестольный образ завершенный художником.

Первый же «Воздвижение креста», датируется 1610 годом. Кроме того, он написал две другие вариации на тему снятия.

Одну в 1616–1617, которая теперь находится Музее Изобразительных Искусств (Лилль, Франция), другую в 1617–1618 (Эрмитаж, Россия).

Воздвижение креста

Холст был заказан в 1611 году главой гильдии Антверпена, по совместительству хорошим другом Рубенса.

Анализ произведения

Живописец приступил к работе сразу после длительного визита в Италию, где занимался изучением алтарей, нового стиля Караваджизма, а так же анатомическое строение (посредством скульптур ренессанса). «Спуск с креста» полон методов и приемов, почерпнутых мастером после путешествия.

Композиция центральной части триптиха основана на эмоциональном взаимодействии группы фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Спасителя. По диагонали картины расположено бледное и мускулистое тело Иисуса и его медленное снятие.

Расположенные на вершине двух лестниц, на верхней части холста, двое рабочих начали процесс опускания с помощью бандажа.

Они помогают святому Иоанну (в красном плаще) у подножья креста, Иосифу Аримафейскому (стоит по середине левой лестницы) и Никодиму (расположен по середине правой лестницы).

Триптих Рубенса

Ниже располагаются три Марии: Дева одета в спокойный синий и поднимает руки к мертвому сыну; ниже изображена приседающая на колени её сестра (не доказано) — Мария Клеопова; Магдалина же с любовью держит левую ногу Спасителя.

На земле справа мы можем видеть медное блюдо, в котором лежит терновый венец и гвозди, оставшиеся после распятия. Блюдо наполнено застывшей кровью. Композиция значительно отличается от аналога Караваджо.

Положение во гроб. Караваджо.

Масштабы картины (420,5*320 см), согласно руководящим принципам католического совета, должны были стимулировать благочестие и воображение зрителя, ведь учение иезуитов акцентировало особое внимание на необходимость развития способности верующего представлять библейские сцены так, будто они были абсолютно реальны. Распятие и его последствия — важный элемент христианского богословия и по сей день.

Две другие работы Рубенса на эту тему в равной степени драматичны и мастерски выполнены. Некоторые искусствоведы считают, что версия из Эрмитажа предлагает самую тяжелую и монументальную трактовку событий, благодаря небольшому количеству фигур и отсутствию фона. Шедевр из Антверпена принято рассматривать как самый «барочный» из трех.

Картина «Снятие с креста» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/rubens/kartina-snyatie-s-kresta.html

Снятие с Креста — 1612-1614 Рубенс

Ноябрь 22, 2012

Снятие с креста

центральная часть: 420х310 см; боковые створки: 420х150 смдерево, масло

Церковь Онзе Ливе Враувекерк, Антверпен

Начиная с 1610 года Рубенс пишет картины преимущественно на религиозные темы, что было весьма актуально в эпоху Контрреформации, сторонники которой прославляли художника как «певца истинных католических ценностей». К этому периоду творчества мастера относятся известные триптихи «Воздвижение Креста» и «Снятие с Креста», исполненные им для кафедрального собора Антверпена.

Триптих «Воздвижение Креста» был создан вскоре после возвращения Рубенса из Италии.

Поэтому неудивительно, что в картине явно прослеживаются черты итальянского искусства и, в особенности, живописной манеры Караваджо, с творчеством которого художник познакомился в Риме.

Кроме того, здесь можно заметить следы влияния стиля Якопо Тинторетто, с его подчеркнутой театральностью, а также Микеланджело — если обратить внимание на монументальность фигур и тщательную проработку каждой группы мышц.

Триптих «Снятие с Креста» знаменует собой начало освобождения Рубенса от «итальянской зависимости».

Читайте также:  Музей ибсена в осло: шляпы, очки и драматургия

Исследователи отмечают «эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи: на самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах».

И хотя влияние Караваджо еще проявляется в резких светотеневых контрастах, а также в исключительном реализме представления сцены, сама композиция, по сравнению с работой «Воздвижение Креста», уже не настолько «драматизирована», в ней нет «ни аффектированных жестов, ни криков, ни испуга, ни даже слез» (Фромантен).

Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа. «Это одна из самых прекрасных его фигур, — писал знаменитый английский живописец Джошуа Рейнольдс (1723-1792) сто лет спустя после создания этого триптиха. — Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».

И хотя здесь действительно изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется.

Рубенс виртуозно передает то мгновение, когда, с трудом удерживая равновесие на шаткой лестнице и ухватившись левой рукой за конец савана, один из учеников Христа, Никодим, протягивает вторую руку к мертвому телу, буквально сползающему в раскрытые объятия святого Иоанна, а стоящая на коленях Мария Магдалина пытается поддержать ступни мертвого Иисуса.

Пока еще никто из персонажей не принял на себя Его тела полностью — это тот самый критический момент, схваченная художником доля секунды перед тем, как оно окажется на протянутых к нему руках. «Снятие с Креста» считается самым великим творением мастера из всех, созданных в тот период, и одним из наиболее значительных во всем его творческом наследии.

(1577-1640) Рубенс

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/063-rubens/s-kresta.php

Картина Воздвижение Креста (Рубенс)

Кто автор: Питер Пауль Рубенс

Как называется картина: Воздвижение Креста Господня

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1610
  • Оригинальное название картины на английском: Kruisoprichting
  • Холст, масло Собор Антверпенской Богоматери

Описание картины «Воздвижение Креста (Рубенс)»

«Воздвижение Креста Господня» либо «Водружение Креста» — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по неким данным также сообщается, что он был окончен сначала 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии. В работе находятся очевидные черты итальянского ренессанса и барокко, и а именно таких живописцев, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение меж обилием низких атлетичных парней, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, нестерпимой тяжестью тела Христова.

Воздвижение Креста Господня. Полное изображение триптиха

Обычно живописцы изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя очевидцем экзекуции. Палачи с гневным усилием поднимают крест.

Лица их практически не заметны, а напряжённые мускулы тел, железные латы, тускло-красные одежки соединяются воедино. И кажется, как будто не они, а жива волна схватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный мученик, а государь Собственной судьбы.

На полотне изображено в общей трудности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некие бойцы, и двое малышей. Любая панель триптиха имеет свою свою доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие дамы совместно с Марией и Иосифом. Средняя панель, очевидно, посвящена полностью и на сто процентов Иисусу.

Сразу в средней и правой панели изображена подготовка экзекуции 2-ух преступников, их также аккомпанирует группа из нескольких боец.

Приятный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их массивного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель на искосок, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

На обеих картинах показывается движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в главный момент деяния. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, место и время проиллюстрированы в сравнении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело употребляет динамику цвета и светотени, — стиль, который с течением времени приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон деяния. Но движение нужно находить не в кропотливо проработанных позах либо в капризных складках одежки, а в неподражаемой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением собственного времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Договор на живопись был заключен в 1609 году, негоциантом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Сначало картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена царем в Париж совместно с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х. С 1815 года и до настоящего времени работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) вместе с другими известными произведениями Рубенса.

Установлена на одной из алтарных стенок.

См. также

Воздвижение Креста Господня Снятие с креста (Рубенс) Иисус Христос Собор Антверпенской Богоматери Барокко в живописи

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-vozdvizhenie-kresta-rubens.html

Автопортрет Питера Пауля Рубенса

Живопись эпохи барокко
Автопортрет фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Размер портрета 101 х 74 см, холст, масло. В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж.

Вслед за маньеризмом из Италии во Фландрию проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской школы живописи и течения караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко.

Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 столетия стал фламандский город Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

В автопортрете Питера Пауля Рубенса – поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка – все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

Знаменитый фламандский живописец Питер Пауль Рубенс происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала Ян Рубенс поселился в Кёльне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки Рубенсу был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьею 1573–1578 годы, и где, вероятно, 29 июня 1577 года родился будущий великий живописец.

Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 году, после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Общее образование Рубенс получил в иезуитском колледже, после чего служил пажом у графини Лалэнг. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано.

Его учителями в изобразительном искусстве были Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт и Отто ван Веениус, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.

В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию святого Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное образование в Италию.

Читайте также:  Музей леси украинки в ялте, украина

В 1601 году Рубенс состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

По поручению герцога, Рубенс посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других художников, можно предполагать, что в эту пору Рубенс побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

В итальянский период своей деятельности Питер Пауль Рубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые ему наиболее нравились.

В это время Рубенсом было исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать картины: «Крещение», «Увенчание терновым венцом», «Воздвижение Креста», «Распятие», «Преображение», «Двенадцать апостолов», «Гераклит», «Демокрит», «Герцог Лерма», «Святая Троица», «Святой Григорий», три картины, изображающие Пресвятую Деву Марию, с предстоящими ей святыми, и некоторые другие картины.

История искусства периода барокко. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rubens_00.html

Петер Пауль Рубенс «Воздвижение креста»

«Король художников, художник королей», образованнейший человек, Владевший помимо родного фламандского языка ещё пятью, всегда считавшийся красивым, образец светского человека, дипломат по натуре, а в конце жизни — и по профессии… В молодости он всегда мог рассчитывать на поддержку богатой матери, но очень быстро научился получать выгодные заказы от богатых клиентов и никогда не знал нужды. Баловень судьбы — Петер Пауль Рубенс.

Его жизнь прошла на фоне великих и ужасных событий — Контрреформация, борьба Нидерландов за независимость, Тридцатилетняя война, охота на ведьм. И не сказать, чтобы все эти события обошли его стороной… Родился ОН, как сейчас бы сказали, в семье беженцев.

  За девять лет до его рождения отец и мать, жившие во Фландрии, были заподозрены инквизицией в сочувствии к протестантскому движению Жана Кальвина и были вынуждены бежать в германский Кёльн, ко двору Вильгельма Оранского.

Вскоре отец Петера Ян Рубенс попал в тюрьму и ему даже угрожала смертная казнь, и лишь благодаря усилиям жены Марии он был помилован, но им пришлось переехать из Кёльна в крошечный Зиген. Здесь в 1577 году и родился Петер Пауль Рубенс.

Только через два года семье разрешили вернуться в Кёльн, а в 1583 году глава семейства получил, наконец, Окончательное прощение. Но все эти беды прошли для маленького Петера почти незамеченными. Благодаря матери, Марии Рубенс, Петер всегда вспоминал свой детские годы с благодарностью и любовью.

Уже после смерти отца, который успел привить своим сыновьям любовь к наукам и искусствам, Мария Рубенс сумела полностью примириться с католической церковью и получила разрешение вернуться на родину, в Антверпен. Здесь, благодаря усилиям матери, Петер учится живописи у Лучших фламандских мастеров и в то же время получает место пажа у графини Маргариты де Линь.

И хотя пажом Петер Рубенс пробыл не очень долго, внешность, умение поддержать светский разговор и хорошие манеры обратили на него внимание при дворе, и начало придворной карьере было положено.

Дальше была долгая и счастливая жизнь, великолепные картины, путешествия, дипломатическая служба, богатство, крупнейшая в Европе живописная мастерская, и — работа, работа, работа…

Может быть, именно недостаток острых ощущений в своей устроенной жизни Рубенс компенсировал колоссальным избытком жизненной энергии, которую буквально излучают его картины. Особенно наглядно это проявилось в прекрасном полотне «Воздвижение креста» (1610).

Эта картина была первой, которую Рубенс написал после долгого путешествия по Италии. Великолепная школа живописи, полученная у лучших фламандских мастеров, получила там окончательную отделку, и гений Рубенса заблистал всеми своими гранями. «Воздвижение креста» означало не просто конец ученичества.

Этой картиной он сразу и бесповоротно утвердил за собой право называться главой школы.

На картине «Воздвижение креста» изображён момент казни приговорённого к распятию Иисуса Христа. Для усиления желаемого эффекта Рубенс задумал полотно огромного размера — 6,5 метров в длину и более 4 метров в высоту, таковы общие размеры этой двустворчатой картины.

На правой створке мы видим двух конных римских легионеров, которые символизируют суровость и непреклонность Власти даже не к преступнику, а просто к человеку, ставящему под сомнение её законы.

Они хладнокровно наблюдают за усилиями палачей, которые, напрягая все свои силы, поднимают крест с уже распятым Христом.

Здесь ярко проявилось своеобразие творческого метода Рубенса, любившего и умевшего показать человеческое тело в момент высшего физического напряжения, даже если в данный момент такое усилие и не нужно.

Ведь палачей целых девять! Девять могучих, атлетически сложённых мужчин, и чтобы поставить вертикально деревянный крест с измождённым человеком, от них не требуется ни таких перекошенных лиц, ни напряжённых мускулов.

Но надо же помнить и о том, кто пригвождён к кресту и какую на самом деле непосильную ношу поднимают эти люди! Христос умирает, но озарён светом, отблески которого падают и на палачей, и на всадников, как бы напоминая, что он принял муки и за них также.

На левой створке мы видим группу женщин, бессильно смотрящих на муки Спасителя. Динамизм картины значительно усиливается согнутым под напором ветра деревом, стоящим неподалёку от места казни.

«Воздвижение креста» было написано для антверпенской церкви СинтВалбург. Сейчас эта картина находится в Соборе Богоматери, там же, в Антверпене. Великая картина, принесшая славу великому художнику.

Источник: http://www.webmechta.com/history/645-vozdvizhenie-kresta

Питер Пауль Рубенс — Воздвижение Креста Триптих

Триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по некоторым данным также сообщается, что он был окончен в начале 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии.

В работе присутствуют явные черты итальянского ренессанса и барокко, и в частности таких художников, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение между множеством низкорослых атлетичных мужчин, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, невыносимой тяжестью тела Христова.

Воздвижение Креста Господня. Полное изображение триптиха

Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест.

Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

На полотне изображено в общей сложности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некоторые солдаты, и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель, разумеется, посвящена целиком и полностью Иисусу.

Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат.

Наглядный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их мощного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель по диагонали, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

Читайте также:  Пон-дю-гар. римский акведук через реку гар - юбер робер

На обеих картинах демонстрируется движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в ключевой момент действия. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, пространство и время проиллюстрированы в сопоставлении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело использует динамику цвета и светотени, — стиль, который со временем приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон действия. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды, а в неповторимой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением своего времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Контракт на живопись был заключен в 1609 году, купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Первоначально картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена императором в Париж вместе с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х. С 1815 года и по сей день работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) наряду с другими известными произведениями Рубенса.

Установлена на одной из алтарных стен.

Источник: http://art-pictorial.blogspot.com/2015/11/Piter-Paul-Rubens-Vozdvizhenie-Kresta-Triptih.html

Питер Пауль Рубенс. К 435 — летию со дня рождения

Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картин
Автопортрет с Изабеллой Брант                                                                                                                                                                          
28 июня празднуется 435-летие со дня рождения Питера Пауля 

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (28 июня, Зиген -1577– 30 мая 1640, Антверпен), –  великий фламандский художник и дипломат.

Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Особенности творчества РубенсаРубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенноТициану с Брейгелем. Первое десятилетие  творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.

Благодаря такому подходу  Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг.

Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.  Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
 Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван ДейкЯ.Йорданс и  Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

Достижения Рубенса  В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом.

Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.

Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Союз Земли и Воды

Туалет Венеры 1612-1615

Суд Париса

Поклонение пастухов

Похищение дочерей Левкиппа

Симон и Перо

Drunken Silenus

Rubens. Marie de Medici. Queen of France

Rubens. Leda and the Swan.

Rubens. Lamentation of Christ.

Head Of Medusa

Head of a Franciscan Friar

Four Studies of the Head of a Negro

Duke of Lerma

Снятие с креста

Christoffel Plantin

Christ on the Cross. 1627

Boy with Bird

Assumption of the Virgin

Assumption of the Virgin

Персей и Андромеда

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме

Охота на крокодила и гиппопотама

Пьяный Силен

Распятие

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.

Шубка

Автопортрет в кругу друзей

Уверение Фомы

Четыре континента

Автопортрет Рубенса

Воздвижение креста

Суд Париса

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/584-rubens.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42459046783/page

Ссылка на основную публикацию