Возвращение блудного сына, рембрандт, около 1668

Сочинение по картине Возвращение блудного сына Рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» была написана в 1668 году, ее основополагающим сюжетом является притча из библии о блудном сыне, который ушел из семьи в долгие поиски лучшей жизни.

На самой картине повествуется  финальная часть рассказа, когда сын, вернулся домой, но уже совсем другим человеком. Художник неспроста выбрал этот момент, в нем заключается основное содержание притчи и конец истории.

Как мне кажется Рембрандт, хотел сразу перейти к основной идеи, но лишь на одной картине выразил все свои мысли.

Действительно, только посмотрев на произведение, мы видим трогательную и долгожданную встречу, сына со своим отцом. Нельзя не заметить порыв раскаяния, блудного сына, как он склонился перед своим родителем и так сильно прижался к нему.

Художник умело выразил, плачевное состояние сына, это особенно заметно на фоне контраста цветов. Каждый персонаж картины, одет в довольно приличную одежду, яркого цвета, в отличие от главного героя, который одет в простую крестьянскую рубаху, серого цвета.

Но как мы знаем из притчи, сын уехал из дома довольно обеспеченный.

Помимо всего, стоит обратить внимание на отца, чей образ придает картине мягкость и доброту. На этот раз мы можем четко рассмотреть лицо героя, оно наполнено спокойствие и некой жалостью, цветовая гамма отличается мягкими и теплыми оттенками. Стоит отметить фигуру отца она широкая и полная, в целом он похож на доброго толстячка.

Основная сцена залита белым светом, идущим с левой стороны, можно предположить там находиться дверь, через которую вошел блудный отпрыск. Остальное окружающее пространство, выполнено в негативных тонах, заметна некая комбинация, черного и красного цвета, что приносит очень негативные ощущения.

Мне кажется, автор использовал данную схему для создания контраста между основным событие и окружающем пространстве.

Подводя к итогу наш анализ, хочется сказать, что лично мне картина понравилась не особо. Скорее всего, это из за того, что произведение выполнено, в довольно темных оттенках. Но мастерство великого художника здесь заметно на лицо, не зря же, это произведение искусства,  написанное в 1668 году, до сих пор поражает своим великолепием.

Описание картины Рембрандта Возвращение блудного сына

Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии, а в России всегда придерживались строгой духовности.

Рембрандт – голландский художник, он пишет много красивых работ, некоторые мне известны и практически везде удивительно переданы эмоции людей и также удивительно отображаются тени. На самом деле не многие художники могут так писать свет и тень, но Рембрандту удавалось. На этом полотне эти факты тоже заметны, тут есть и отличные тени и много эмоций.

Конечно, притча о блудном сыне – полностью символическая. Иисус рассказал простую историю о том, как сын ушел из дома, но потом вернулся и отец принял его, несмотря ни на какие недостатки. В этой притче отец – Господь Вседержитель, а сын – собирательный образ человека (или даже грешника) который раскаивается и возвращается к истинной вере.

На картине голландского живописца представляется завершение этой истории. Раскаявшийся сын стоит на коленях, а отец прижимает его, обнимает и немного склонил голову. Эти позы и выражение лиц говорят о глубоких и довольно светлых эмоциях: прощение, милосердие, искренность.

На заднем фоне мы видим какую-то домашнюю челядь и, возможно, других родственников главного героя. Эти люди устремляют свои взгляды к главному герою – раскаявшемуся юноше и эти взгляды полны сострадания и доброты.

Кстати, благодаря этим взглядам Рембрандт достигает интересного объема и композиционного эффекта, лучи внимания героев картины как бы сходятся на главном герое и зритель тоже приводит свой взгляд именно к нему.

Хотя в целом эта картина говорит о доброте и прощении, мне композиция и цветовое решение кажется каким-то мрачным и немного суровым. Тем более, глубокая символика из притчи Христа тут переводится в какую-то банальную обывательскую историю.

Описание настроения картины Рембрандт — Возвращение блудного сына

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 классОт картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.
  • Сочинение по картине Левитана ТишинаПейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам
  • Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 классПочти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома — тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.
  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. МаковскогоЕсли несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
  • Сочинение по картине Баулина Храм Покрова на Нерли 8 классНа первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/vozvrashchenie-bludnogo-syna-rembrandta-ehsse-6-7-9-11-klass

Возвращение блудного сына

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». Размер картины 262 x 205 см, холст, масло. Из парижского собрания герцога Антуана д'Ансезюна в 1766 году.

Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с её поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с её антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью. Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.

Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования.

(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами).

В картине господствует «только одна фигура – отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына.

Этот же, изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.

Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности, изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок.

От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд… Группа опрокидывается в её вершине.

Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его…

Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир…» (Рихард Гаманн).

По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно, и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух.

Всё здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догарающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.

История искусства периода барокко. Далее →

Читайте также:  Купание красного коня, к. с. петров-водкин, 1912

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_42.html

Рембрандт: «Возвращение блудного сына»

XVII век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался…

Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира.

Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.

«Возвращение блудного сына» — это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.

Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богатым  домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам.

Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.

Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна.

Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению.

Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.

Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.

Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев.

Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал.

Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.

Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.

Рембрандт

Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.

Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами.

Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии.

Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.

Интересно и то, что самого мастера кисти не считают набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» — иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.

Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.

Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия.

Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

… Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия.

Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.

Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.

Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

Источник: https://ansari75.livejournal.com/996809.html

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз

Возвращение блудного сына, ок. 1666-69

«Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

— Лк.15:11-32

Сюжет картины

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Читайте также:  Картина сторожка в лесу, и. и. шишкин

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи — встречи отца и сына и прощении. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.

В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.

«Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений». Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении.

Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.

Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана.

Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик»».

Второстепенные персонажи

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог».

Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры.

Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом.

Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник.

Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец.

Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи. В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

Обстоятельства создания

Офорт 1636 года

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году — рисунок (музей Тейлера в Харлеме).

Рисунок 1642 года

В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.

Автопортрет с Саскией на коленяхДобавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/galereja_iskusstv/vozvrashhenie_bludnogo_syna_rembrandta_van_rejna_bolshe_chem_vidit_glaz/127-1-0-4876

Описание картины художника рембрандта возвращение блудного сына — философия

Сибарит и коллекционер, любивший роскошную  жизнь и женщин, к старости художник Рембрандт ван Рейн лишился почти всех своих родных, обнищал и до смерти работал только на погашение долгов.

  Его картины вышли из моды, реалистичная манера письма и темные краски более не прельщали заказчиков.

Перенесенные страдания и болезни подтачивали здоровье состарившегося живописца, однако не сломили его дух, а переосмысление перипетий своей несчастливой судьбы обогатило его внутренний мир.

В конце своей жизни он работает над созданием картины Возвращение блудного сына (1668-1669), апогея его творчества.

Многие исследователи творческого наследия гениального нидерландского художника усматривали в этой работе особый смысл, согласно которому   художник воплотил на полотне себя в разных ипостасях в определенные моменты жизни. Другие же считали картину просто иллюстрацией сюжета библейской притчи.

Однако все сходились во мнении, что, показывающая великую человеческую драму в ее разрешении, картина художника Рембрандта Возвращение блудного сына – шедевр,  олицетворяющий главные христианские ценности: любовь, сострадание и всепрощение.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Описание картины Возвращение блудного сына Рембрандта

Как и в других своих работах, работая над религиозными сюжетами, живописец следовал своей реалистичной манере и избегал красивостей и слащавости. Главный персонаж на картине Рембрандта Возвращение блудного сына – композиционная группа, состоящая из слитых воедино отце и сыне.

Картина Блудный сын вызывает глубокое сострадание и своим нищенским одеянием, и явным раскаянием, с которым он приник к коленям отца. Его несчастный вид вызывает в воображении все страдания, через которые ему пришлось пройти из-за необдуманных поступков в прошлом.

  Благородный отец безоговорочно прощает некогда горячо любимого сына, по которому в горе выплаканы все глаза, и теперь он, не видя, может только прижимать его к себе. Старший сын с осуждением смотрит на брата, сидящий мытарь своим видом напоминает о неминуемом наказании за ошибки.

Теплом проникнуты фигуры отца в красном одеянии и блудного сына в рубище, вокруг них как бы разлито сияние. Акцент на этой группе, как обычно на полотнах Рембрандта, создается  освещением, все остальные персонажи как бы размыты, нечетки, утопают в сумеречной воздушной глубине картины.

Известное полотно художника Рембрандта Возвращение блудного сына — одна из самых драматичных и человечных из его наследия.

Смотреть на видео про картину Возвращение блудного сына художника Рембрандта

Источник: http://filosofia.ru/opisanie-kartiny-xudozhnika-rembrandta-vozvrashhenie-bludnogo-syna/

«Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына.

Читайте также:  Порыв ветра, жан-батист камиль коро - описание картины

Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая. Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын — лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие.

Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».

Автопортрет Рембрандт Хармес ван Рейн (ок. 1665)

Из книги Надежды Иониной «100 великих картин»

Во время работы над картиной «Ночной дозор» умерла любимая жена Рембрандта Саския. Родственники покойной стали преследовать художника тяжбами из-за наследства, стремясь вырвать часть приданого, завещанного Рембрандту Саскией. Но не только родственники преследовали Рембрандта.

Он всегда был осаждаем кредиторами, которые накидывались на великого художника, как жадная свора. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали.

И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники — самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки.

Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Сейчас в амстердамском доме, в котором более 20 лет прожил великий Рембрандт, расположился Музей. А когда-то этот дом был продан за долги.

Сам Рембрандт сидел тогда на заседании суда с таким равнодушным видом, как будто это дело его вовсе не касалось. Он не слышал речей судьи и выкриков кредиторов.

Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом.

Настала очередь выступить ван дер Питу — адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи.

Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: «Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим! Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его… равных Шекспиру! Подумайте все, находящиеся здесь — нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли!»…

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына» Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все же наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил.

Возвращение блудного сына Рембрандт Харменс ван Рейн 1669

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище.

Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы.

Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине (например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения).

Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием.

В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни.

Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает.

Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын.

Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца.

Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий.

А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук.

Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания.

Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие.

Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента.

С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он — едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны.

Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался.

Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/vozvrashhenie-bludnogo-syna-proshhalnaya-kartina-rembrandta.html

Ссылка на основную публикацию