Зала авроры, джованни франческо барбьери гверчино

Новости

  • Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение «Христос на кресте», автор которого Шарль де Лафосс был очень заметной фигурой в художественной жизни Франции второй половины XVII – начала XVIII веков. Этому способствовали не только одаренность художника и его официальная должность ректора Королевской академии, но и дружба с сильными мира сего: кредитором короля и меценатом Пьером Кроза, Шарлем Лебреном, Жан-Жаком Руссо, Антуаном Ватто и др. Самыми известными учениками Лафосса были баталист Шарль Парросель и его двоюродный племянник Антуан Пэн, со дня рождения которого исполнилось 335 лет.
  • Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т.д. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Подобный подход особенно продуктивен в отношении творчества старых мастеров, где сюжет, в силу его повторяемости, всегда менее интересен авторской манеры его изображения.
  • Помпео Джироламо Батони – итальянский художник, со дня рождения которого исполнилось 310 лет, интересен как родоначальник парадного портрета в стилистике классицизма, а также автор многочисленных аллегорических и мифологических картин. Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению.
  • Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков – важная часть истории материальной культуры, а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства – маринистику. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века – времени становления их как самостоятельного жанра. В их числе произведение Жана-Анри д'Арля, прозванного за подражание мэтру маринистики «Обезьяной Верне».
  • В МИА атрибутирована картина на сюжет передачи Девой Марией Младенца Иисуса Франциску Ассизскому. В Большое собрание изящных искусств ASG произведение поступило как работа ломбардской школы XVII века. В ходе искусствоведческого анализа установлен ее автор – Джованни Баттиста Креспи, итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор, более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения.
  • В июле 2018 года гостем редакции журнала «Мир искусств» стал художник, выпускник Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, участник множества российских и зарубежных выставочных проектов, преподаватель Рустем МИРХАСАНОВ. Темой беседы стали тайны «творческой кухни» старых мастеров, обеспечивающие высочайший художественный результат минимальными средствами. Сегодня знание технологий старых мастеров необходимо и для понимания замысла художника, и, особенно, при  реставрации картины.
  • В XVII веке путь женщины в изобразительное искусство был непрост: для этого нужно было не только иметь талант, но и родиться в семье художника, что подтверждают судьбы Мариэтты Тинторетто, Лавинии Фонтана, Артемизии Джентилески, мадам Виже-Лебрен и Анжелики Кауфман. Не была исключением и Элизабет-Софи Шерон, со дня рождения которой исполняется 370 лет.
  • Агостино Тасси, со дня рождения которого исполняется 440 лет, отличался такой бурной биографией, что на ее фоне меркнут жизнеописания его знаменитых соотечественников – Караваджо и Себастьяно Риччи. Жестокий, авантюрный, циничный Тасси воспринимается сегодня в первую очередь в связи с историей Артемизии Джентилески. Между тем он был талантливым художником, виртуозом-декоратором дворцов римской знати, доверенным лицом дома Медичи. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение художника, подтверждающее его талант пейзажиста и мариниста.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, атрибутированный французскими экспертами как работа Жана де Труа «Портрет дамы с золотой диадемой». Жан де Труа был сыном и учеником художника Антуана де Труа и отцом и первым учителем своего более знаменитого сына – Жана-Франсуа. Авторство произведений младших де Труа не всегда четко разделялось, что делает предположение о том, что портрет из БСИИ принадлежит кисти Жана-Франсуа, более основательным.
  • Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.
  • Сенокос и именинный обед, скотный двор и зеркальная зала, кавалькада в роще, купание в пруду и варка варенья на террасе – весь уклад усадебной жизни будет не только продемонстрирован во время фестиваля «Тайны усадьбы», но и на два дня станет реальностью для его участников. Фестиваль пройдет на территории усадьбы Скорняково-Архангельское (Липецкая область) 7-8 июля.
  • 6 июня в день рождения А.С. Пушкина на территории Лядского сада прошел V городской книжный фестиваль «Книга-фест-2018». Разнообразную культурно-просветительскую программу мероприятия объединил Лев Толстой, в честь 190-летия которого 2018 год указом Президента РТ Рустама Минниханова объявлен Годом Толстого. На фестивале был представлен научный проект – Путеводитель по историческому центру г. Казани: экскурсионный маршрут «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…», разработанный ученицей 2А класса гимназии №3 Вахитовского района Амалией Хайруллиной.
  • Многие французские художники, чьи работы хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG, являются обладателями Большой Римской премии – специальной стипендии, позволявшей в течение трех-пяти лет изучать античное искусство, живя в Риме за счет королевской казны. Премия была вожделенной наградой для каждого студента академии, известно, что Жак-Луи Давид, не выиграв премию три года подряд, подумывал о самоубийстве. История, как обычно, расставила все по своим местам: многие обладатели Большой Римской премии сегодня забыты, а их неудачливые соперники навсегда вошли в историю искусства.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.
  • Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.
  • 25 апреля Международный институт антиквариата был приглашен в Центр «Эрмитаж-Казань» на семинар-презентацию «Музей будущего». Основным содержанием его стало представление инновационных музейных технологий. Главный хранитель МИА Елена Власова обсудила с организатором мероприятия Максимом Махмутовым (г. Екатеринбург) проблемы и перспективы сосуществования традиционных и инновационных технологий в музейном пространстве.
  • Ломберный (то есть карточный) стол стал популярен в России при Екатерине II, поскольку еще при Елизавете Петровне играть в другие азартные карточные игры запретили. Ломбер придумали в Европе, Александр Дюма в своем романе «Габриель Ламбер» дает пояснение, что предшественником ломбера был буйот – азартная карточная игра, разновидность популярного в XVII–XVIII вв. брелана, запрещенного при Людовике XIV. Разрешение играть в ломбер на небольшие суммы сделало этот предмет мебели практически обязательным в каждом дворянском доме. В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация двух ломберных столов, о которой рассказали Валерий Ильин, Мударис Мутыгуллин и главный хранитель МИА Елена Власова.
  • В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.
  • История шпалер – это эволюция продуктов ковроткачества, создаваемых для утилитарных целей, в предмет символического потребления, а затем – объект коллекционирования элиты. На протяжении нескольких столетий шпалеры подчеркивали богатство и особый общественный вес их обладателей. Дошедшие до сегодняшнего дня шпалеры требуют неустанной заботы и больших средств не только для реставрации, но и простого поддержания сохранности, поэтому появление их на аукционах случается значительно реже, нежели других предметов прикладного искусства.
Читайте также:  «дочери художника, бегущие за бабочкой», томас гейнсборо — описание картины

Источник: http://int-ant.ru/news/art_k/guercino-means-cross-eyed/

Гверчино ФранческоКартины и биография

Гверчино (Guercino Giovanni Francesco) (1591–1666)
Итальянский художник эпохи барокко. Родился в Ченто близ Болоньи, крещен 8 февраля 1591 года. Его настоящее имя – Джованни Франческо Барбьери (Barbieri).

Франческо Гверчино как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, но непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался.

Ранние произведения – «Мученичество святого Петра» (1618–1619, Модена, Галерея Эстенсе), «Танкред и Эрминия» (1618–1619, Рим, Галерея Дориа-Памфили) исполнены с повышенной драматизацией света и тени. Этот прием лишь внешне напоминает манеру Караваджо, но заимствован от школ живописи Северной Италии – Феррары и Венеции.

На картине Гверчино – Иаков, получающий одежды своего любимого сына Иосифа, которого его ревнивые братья продали в рабство. Плащ Иосифа братья испачкали кровью козленка, чтобы отец подумал, что его сына растерзал хищный зверь. Иаков поднял свою правую руку и возвел глаза к небу, словно обращаясь к Богу.

Плащ лежит на мраморной балюстраде, которая напоминает могильную плиту. Изображенная на фоне сумрачного неба, мощная и монументальная фигура Иакова заполняет все пространство картины. По своему усиленному драматизму эта работа может считаться шедевром барочного духа.

В этом произведении, однако, художник Гверчино смягчил караваджистское драматичное освещение, чтобы усилить колористическое богатство картины.

С 1617 по 1621 Гверчино жил в Болонье, где написал самые выдающиеся свои произведения.

В огромных алтарных образах, таких, как «Мученичество святого Петра» (Модена, музей), «Возвращение Блудного сына» (Турин, музей), «Экстаз святого Франциска» (Париж, Лувр) и «Святой Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние» (Болонья, галерея), Гверчино выработал широкую, «живописную» барочную манеру.

Структура формы растворяется в потоках света, подчеркивающих выступающие части и оставляющих все другое погруженным в непроницаемую тень; движения направлены по диагонали в глубину ничем не ограниченного пространства картины; асимметричная композиция и богатый венецианский колорит усиливают общий драматический эффект.

В картинах проявилась фантазия художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси. Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре – кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений.

Считается в кругу специалистов, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период получили название»il vero Guercino» («подлинный Гверчино»). Примером подобной ранней манеры болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Это большой алтарный образ.

В нем сказалось влияния венецианской живописи 16 в., представленной широко в собраниях герцогов д'Эсте, изучение алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей.

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения Тинторетто и Якопо Бассано. В 1621 Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV.

Художник приехал в Рим и написал знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма. Однако римская классика оказывала сдерживающее влияние на барочную манеру Гверчино.

В этот период живописец резко изменил манеру, отойдя от рельефной лепки объемов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но менее драматизированные жесты.

Этот переход к классицизирующей манере характеризуют полотно «Явление Христа Марии» (1629, Ченто, Городская Пинакотека), гигантский алтарный образ «Погребение святой Петрониллы» (1623, Рим, Капитолийский музей).

В изображении евангельского эпизода художник еще использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц уже значительно более сдержанная.

В огромном алтарном образе Гверчино «Погребение святой Петрониллы» (Рим, Капитолийский музей) чувствуется большая уравновешенность и завершенность композиции.

Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621–1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари Авроры («Аврора») – стали продолжением традиций монументальной живописи Аннибале Карраччи, продемонстрировав незаурядный талант художника в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, унаследованных от мастеров Северной Италии.

В 1623 Гверчино вернулся в Ченто. Его палитра начала высветляться, а энергичная барочная манера изменилась в направлении классицизма, в особенности под влиянием болонского художника Гвидо Рени.

Одно из последних произведений художника Гверчино, исполненных в Риме – «Святой Ромуальдо» (1640–1641, Равенна, Пинакотека). По манере исполнения это наиболее классицистическое произведение живописца.

В центре изображен Святой Ромуальдо, защищаемый ангелом от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдает руку мастера болонской школы. Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещенная потоком света, кажется сама излучающей сияние.

После смерти Гвидо Рени Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. Стиль художника резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Мученичество Екатерины», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Агарь», 1657, Милан, Пинакотека Брера).

Манера поздних работ мастера стала более условной, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери святому Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).

В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, крупные фигуры, простонародные типажи.

Читайте также:  Похищение европы, мартен де вос, 1580

Будучи последователем Лудовико Карраччи, он активно использовал романтическое кьяроскуро, размывающее скульптурную четкость формы. Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера последующего времени.

Ранние произведения художника Гверчино оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П.Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи. Умер Гверчино в Болонье 22 декабря 1666 года.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/guercino.html

Картины Джованни Франческо Гверчино

Уроженец феррарской провинции, он был воспитан в традиции болонской школы.

Как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, но непосредственно не обучался в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи. В 1621 Гверчино был приглашён в Рим папой Григорием XV.

После смерти Гвидо Рени Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы.

Итальянский художник эпохи барокко. Родился в Ченто близ Болоньи, крещен 8 февраля 1591 года. Его настоящее имя — Джованни Франческо Барбьери (Barbieri).

Франческо Гверчино как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, но непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался.

Ранние произведения — «Мученичество святого Петра» (1618−1619, Модена, Галерея Эстенсе), «Танкред и Эрминия» (1618−1619, Рим, Галерея Дориа-Памфили) исполнены с повышенной драматизацией света и тени. Этот прием лишь внешне напоминает манеру Караваджо, но заимствован от школ живописи Северной Италии — Феррары и Венеции.

С 1617 по 1621 Гверчино жил в Болонье, где написал самые выдающиеся свои произведения.

В огромных алтарных образах, таких, как «Мученичество святого Петра» (Модена, музей), «Возвращение Блудного сына» (Турин, музей), «Экстаз святого Франциска» (Париж, Лувр) и «Святой Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние» (Болонья, галерея), Гверчино выработал широкую, «живописную» барочную манеру.

Структура формы растворяется в потоках света, подчеркивающих выступающие части и оставляющих все другое погруженным в непроницаемую тень; движения направлены по диагонали в глубину ничем не ограниченного пространства картины; асимметричная композиция и богатый венецианский колорит усиливают общий драматический эффект.

В картинах проявилась фантазия художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси. Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре — кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений.

Считается в кругу специалистов, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период получили название»il vero Guercino» («подлинный Гверчино»). Примером подобной ранней манеры болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Это большой алтарный образ.

В нем сказалось влияния венецианской живописи 16 в., представленной широко в собраниях герцогов д’Эсте, изучение алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей.

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения Тинторетто и Якопо Бассано. В 1621 Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV. Художник приехал в Рим и написал знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма.

Однако римская классика оказывала сдерживающее влияние на барочную манеру Гверчино. В этот период живописец резко изменил манеру, отойдя от рельефной лепки объемов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но менее драматизированные жесты.

Этот переход к классицизирующей манере характеризуют полотно «Явление Христа Марии» (1629, Ченто, Городская Пинакотека), гигантский алтарный образ «Погребение святой Петрониллы» (1623, Рим, Капитолийский музей).

В изображении евангельского эпизода художник еще использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц уже значительно более сдержанная.

В огромном алтарном образе Гверчино «Погребение святой Петрониллы» (Рим, Капитолийский музей) чувствуется большая уравновешенность и завершенность композиции.

Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621−1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари Авроры («Аврора») — стали продолжением традиций монументальной живописи Аннибале Карраччи, продемонстрировав незаурядный талант художника в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, унаследованных от мастеров Северной Италии.

В 1623 Гверчино вернулся в Ченто. Его палитра начала высветляться, а энергичная барочная манера изменилась в направлении классицизма, в особенности под влиянием болонского художника Гвидо Рени. Одно из последних произведений художника Гверчино, исполненных в Риме — «Святой Ромуальдо» (1640−1641, Равенна, Пинакотека).

По манере исполнения это наиболее классицистическое произведение живописца. В центре изображен Святой Ромуальдо, защищаемый ангелом от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдает руку мастера болонской школы.

Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещенная потоком света, кажется сама излучающей сияние.

После смерти Гвидо Рени Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы.

Стиль художника резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Мученичество Екатерины», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Агарь», 1657, Милан, Пинакотека Брера).

Манера поздних работ мастера стала более условной, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери святому Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).

В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, крупные фигуры, простонародные типажи.

Будучи последователем Лудовико Карраччи, он активно использовал романтическое кьяроскуро, размывающее скульптурную четкость формы. Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера последующего времени.

Ранние произведения художника Гверчино оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П. Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи. Умер Гверчино в Болонье 22 декабря 1666 года.

Источник: https://artchive.ru/artists/952~Dzhovanni_Franchesko_Gverchino

Аллегория веры

Около 1634 года

холст, масло

117 х 92 см

Инв.: 201

Холст плотный полотняного плетения, дублирован. В целом живопись в хорошем состоянии сохранности; наиболее обширная утрата авторской живописи на изображении белого рукава.

Реставрация: 1996 (ГМИИ, Г.М. Ерхова) — удаление позднего потемневшего загрязненного лака.

Вера (лат. Fides) — одна из трех важнейших христианских добродетелей наряду с Надеждой (Speranza) и Любовью (Милосердием, Caritas).

В соответствии с иконографической традицией представлена в облике женщины с традиционными атрибутами: в правой руке она держит чашу, над которой видна круглая облатка — символы святого причастия, а левой касается груди — жест, характерный для данного типа изображения.

Традиционно считалась произведением Гверчино и под его именем поступила в музей. В соответствии с предположением Либмана, картина одно время приписывалась Кристофано Аллори, что нашло отражение в каталоге выставки итальянской живописи 1961 года (1961 Москва). В 1966 году первоначальную атрибуцию подтвердил Мэхон (устно).

Авторство живописца подтверждается также надписью на офорте, исполненном с оригинала Гверчино в 1783 году Франческо Розаспиной (1762-1841): Fides/Ex Tabula Francisci Barbieri in/Aedibus Com. Sen. Hieronimi Ranuzzi (Alberghini 1991, № 151; Bernucci, Pasini 1995, p. 12, 13, fig. 3).

Из надписи следует, что картина из собрания ГМИИ с момента создания и по 1783 год находилась в доме сенатора Джироламо Рануцци в Болонье.

В «Книге счетов» (Libro dei conti) работа, совпадающая по названию с картиной ГМИИ, не встречается. Можно предположить, что она была записана как «картина с полуфигурным изображением» (un quadro di mezza figura) и в таком случае не поддается идентификации. Основываясь на стилистике произведения, Мэхон предложил датировать московское полотно около 1634 года.

Копия с картины из ГМИИ, исполненная И.Акимовым в 1776 году, находится в Художественном музее Синебрюхоф в Хельсинки (х., м. 104 х 79,5; Supinen 1988, р. 10, inv. A 1414). В каталоге музея она значится как копия с оригинала Аллори (без указания имени), находящегося в Эрмитаже.

Аналогичную композицию с женской фигурой Розаспина повторил в другом офорте, также исполненном в 1783 году; несколько изменив детали, он преобразовал ее в изображение Святой Лючии (Bernucci, Pasini 1995, fig. 4).

Происхождение: в XVII-XVIII веках собр. сенатора Джироламо Рануцци (Болонья); 1920 из собр. графов Воронцовых-Дашковых (Петроград) пост. в Эрмитаж; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1923 Петроград, зал I (Гверчино); 1961 Москва, с. 13 ил. (Кристофано Аллори); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 9 (Гверчино).

Литература: Жарновский 1924, с. 39 (везде — Гверчино); Маркова 1981, с. 286 ил., 287, 289; Кат. ГМИИ 1986, с. 52; Маркова 1992, с. 197 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 147 ил.

Читайте также:  Озеро цуг, уильям тернер, 1843

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/17-18_century/g/guercino/allegory_of_faith/index.php

Итальянская живопись

Итальянская живопись в собрании Павловского дворца занимает значительное место и представляет большой интерес с точки зрения истории изучения коллекционирования в России, так как отражает вкусы собирателей конца XVIII — начала XIX века, и, прежде всего, первых владельцев Павловска.

В коллекции представлены картины различных итальянских школ XVI, XVII и XVIII веков. Особенно популярными у коллекционеров XVIII века были болонские академисты, о чем свидетельствует подбор картин в убранстве кабинета «Фонарик».

Одно из важных звеньев в экспозиции картин занимает «Явление Мадонны с младенцем святому Алексею», которая была приобретена в подарок матери Марии Федоровне великим князем Михаилом Павловичем в 1819 году в Неаполе как работа знаменитого Аннибале Каррачи. В настоящее время считается, что картина вышла из близкого окружения А.

Каррачи (1560-1609), который являлся главой Болонской академии и основателем целого направления в искусстве XVII века.

Еще один образец болонского академизма — «Отдых на пути в Египет» Франческо Альбани (1578-1660) также был привезен Марии Федоровне Михаилом Павловичем из Италии. Святое семейство представлено среди величественного идеализированного пейзажа.

Одним из самых значительных последователей и учеников был Гвидо Рени (1575-1642), который представлен здесь же двумя работами — «Архангел Гавриил» и «Мадонна», образующими сцену Благовещения.

Это редкий ансамбль в творчестве художника, написанный в мягком серебристом колорите. Идеализированные лица исполнены духовной красоты. Картины были подарены Николаем I матери в 1827 году.

(Следует отметить, что центральный плафон Картинной галереи является копией с плафона «Аврора» в Палаццо Роспильози в Риме работы Г. Рени).

В «Фонарике» находится приобретенная Марией Федоровной во время путешествия картина «Святое семейство» Бартоломео Скедоне (1576-1615), на которого также оказало воздействие искусства А. Карраччи. Среди коллекционеров XVIII века большой популярностью пользовались работы художников Дольчи и Сальви.

Флорентийский художник Карло Дольчи (1616-1686) вдохновлялся искусством маньеристов, в частности Бронзино. В кабинете «Фонарик» находится картина Дольчи: «Кающаяся Мария Магдалина», приобретенная самой хозяйкой Павловска, другая картина — «Святой Себастьян» — представлена в копии XVIII века.

Оба произведения написаны гладко, локальными красками, святые отличаются подчеркнуто красивыми лицами. Джованни Батиста Сальви, прозванный Сассоферрато (1609-1685), работал в Риме и вдохновлялся произведениями художников Возрождения Перуджино и Рафаэля.

В кабинете «Фонарик» представлены две небольшие картины: «Мадонна с младенцем» и «Молящаяся Мадонна», которые являются копиями с Сассоферато и были приобретены из-за необычайной популярности художника, работы которого очень хотелось иметь в коллекции.

Этот подбор картин, где главным персонажем является мадонна, говорит об особых пристрастиях Марии Федоровны. Центральное место в Кабинете «Фонарик» отведено «Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино (1503-1572), одного из ярких представителей маньеризма XVI века.

Это один из главных шедевров живописи в коллекции музея. Произведения художников этого круга не пользовались популярностью у коллекционеров в XVIII веке.

Эта картина была приобретена Марией Федоровной в 1804 году благодаря президенту Академии художеств графу Александру Сергеевичу Строганову, у которого в коллекции было подобное произведение Бронзино (в настоящее время — в ГМИИ, Москва).

В коллекции музея имеется еще одно произведение XVI века — «Мадонна с младенцем, св. Екатериной и Иоанном Крестителем» работы неизвестного художника, который примыкал к кругу последователей Рафаэля.

Когда в 1797 году создается новый парадный зал — Картинная галерея — император Павел I отбирает в Императорском Эрмитаже ряд больших сюжетных композиций Понцоне и Турки.

Полотно Матео Понцоне (1583-после 1663) «Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем» по своим художественным достоинствам еще тяготеет к традициям эпохи Возрождения.

Однако при всей уравновешенности композиции и спокойствии персонажей, фон картины с грозовым небом создает настроение драматизма. Нарядные картины Алессандро Турки (1578-1649) «Вакх и Ариадна» и «Пан и нимфа Сиринга» тяготеют к принципам болонской школы.

Интерес представляет большое полотно школы Гверчино «Отречение Петра», где драматизм происходящего подчеркивается контрастами света и тени. (Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591-1666).

Следует упомянуть мастера Карло Франческо Нуволоне (1608-1665), который сформировался под влиянием творчества Гвидо Рени.

Его небольшая работа «Кефал и Прокрида» на сюжет из «Метаморфоз» Овидия находится в Желтой гостиной на экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века».

Неким особняком в коллекции итальянской живописи стоит картина миланского художника Франческо дель Кайро (1598-1674) «Святой Франциск Ассизский», отличающаяся несколько сумрачным колоритом, более свойственным испанской школе живописи (Картинная галерея). Итальянский пейзаж XVII века представлен архитектурным «Пейзажем с руинами» Вивиано Кодацци (1604-1672), который любил варьировать мотив полуразрушенного портика и аркады, тщательно прорисовывая архитектурные детали (Картинная галерея).

К эпохе барокко можно отнести картину «Венера и Амур» Пьетро Либери (1614-1687) и произведение его ученика Николо Бамбини (1651-1736) «Юпитер, Юнона и Ио». Черты переходного стиля от барокко к рококо несет на себе большое декоративное полотно художника неаполитанской школы Паоло де Маттейса (1662-1728) «Аполлон и Галатея» (1713 г.

, Картинная галерея). Она отличается перегруженностью композиции и пестротой колорита. Среди произведений итальянской живописи XVIII века особое место в коллекции занимают венецианские ведуты, которые входят в убранство интерьера Биллиардной.

В XVIII веке этот жанр был очень популярен, и огромный спрос на них вызвал поток подражаний и копий с картин таких ведущих мастеров как Каналетто и Мариески.

«Вид на Большой канал к мосту Риальто» и «Площадь святого Марка в сторону церкви Сан Джиминьяно» выполнены учеником и последователем Каналетто, его племянником Бернардо Беллотто (1720-1780), который хорошо владел манерой своего учителя.

«Вид на церковь Сан Джеремия» и «Вид на церковь Санта Мария дела Салюте» атрибутированы в настоящее время кисти известного пейзажиста Франческо Гварди (1712-1793). Это его ранние работы, выполненные по гравюрам Мариески. Другие виды серии, отличающиеся мастерством исполнения и яркой декоративностью, восходят к композициям Каналетто и выполнены его последователями.

Одним из ярких художников XVIII века, работавших в жанре архитектурного каприччио с руинами, являлся член Академии св.

Луки и Королевской академии в Париже Джованни-Паоло Паннини (1691/92-1765), представленный в коллекции картиной «Вид Колизея и арки Константина в Риме». Художник Доменико Роберти (1642-1707) писал руины в духе Паннини.

Среди пейзажистов следует отметить работы Андреа Локателли (1695-после1749) и Франческо Дзукарелли (1702-1788), создателя идиллических пейзажей.

Самый большой мастер XVIII века, представленный в коллекции музея — Помпео Джираламо Батони (1708-1787). Его работа «Блудный сын» (Картинная галерея) свидетельствует о канонах того времени следовать строгой простоте античного искусства.

Две другие работы художника являются копиями с Корреджо. Имеются также произведения малозначительных художников XVIII века: Дж. Ногари «Старуха с очками», а также «Мадонна с младенцем» последователя Дж.-Д. Тьеполо.

Последняя находится в Кабинете «Фонарик».

В XIX веке итальянская школа живописи теряет свое ведущее значение в Европе. В экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века» представлены городские пейзажи Флоренции Лоренцо Альяни (1825-1862) и «Любители рисунка» П. Джилярди (1837-1905), происходящие из императорских коллекций.

Источник: http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/collections/painting/italian_painting/

Ссылка на основную публикацию