Аполлон и марсий, пьетро перуджино, 1495

Коллектив авторов — Лувр

На протяжении XIX–XX столетий собрание пополнялось как путем приобретения произведений искусства, так и в результате их дарения частными коллекционерами. Сделать подарок знаменитому музею сегодня может каждый: на официальном сайте Лувра (www.louvre.fr) есть специальный раздел для желающих внести свою финансовую лепту в его процветание.

В последние века Лувр живет размеренной жизнью: никаких переименований больше не совершают, а из более-менее недавних перестроек внимания заслуживает, пожалуй, одна.

В 1985–1989 по проекту знаменитого архитектора Йо Минг Пея была построена состоящая из стеклянных сегментов пирамида, которая обеспечивает наилучшее освещение обширного подземного холла музея. Она же — главный и самый знаменитый вход в Лувр.

Консерваторам придутся по душе другие входы, тем более что там не такие огромные очереди. Масштабная пирамида окружена фонтанами и тремя пирамидами поменьше. Большинство современных изображений Лувра включает в себя новые конструкции, а поначалу идею приняли не все.

Многие увидели в этом «авангардизме» угрозу историческому облику дворца. Потом, конечно, привыкли, как в свое время — к Эйфелевой башне и Центру Жоржа Помпиду.

Чего не могут простить администрации Лувра, так это расположения здесь, в оплоте французской и мировой культуры, «Макдоналдса», символа американского масскульта.

Еще многим не нравится, что Лувром будет называться новый музей, который скоро откроется в Абу-Даби. На это уже получено официальное разрешение.

Но ведь там будет совсем другой музей, который еще очень нескоро сможет сравниться по значимости и популярности с настоящим Лувром.

В зале Лувра

Крылатые быки (шеду) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 712–707 до н. э.

Египет Статуя писца 2620–2350 до н. э. Известняк. 53,7x44x35

Статуя писца была найдена в местах захоронений времен Древнего царства в Саккаре. Писец, личность которого не известна, должен был занимать высокое положение при дворе фараона.

Об этом свидетельствует тщательная проработка деталей скульптуры, внимание к лицу портретируемого, выражению его глаз, окаймленных медью. Это не рядовой «писчий»: в наиболее старых скульптурных изображениях писцов египетскими мастерами были увековечены видные государственные деятели.

Статуя привлекает оригинальными красками, а образ писца запоминается острым взглядом и интеллектуальным выражением лица.

Египет Портрет молодой девушки Около 161–180. Дерево, энкаустика. 20×33

Портрет молодой девушки относится к ранним фаюмским портретам — погребальным изображениям усопших, выполнявшимся в технике энкаустики (от греческого слова «ehkaio» — «выжигаю») — восковой живописи расплавленными красками.

Фаюмские портреты — это прекрасные реалистические живописные произведения, характерные для эллинистического периода истории Египта.

Они стали продолжением местной традиции изготовления погребальных масок, однако техника их создания и стилистические особенности относятся к эллинистической культуре: прежде египетское искусство не знало подобной передачи индивидуальных портретных черт.

Благодаря этой удивительно реалистической живописи, многие образцы которой прекрасно сохранились до наших дней, можно представить себе облик людей, моду на украшения и прически, бытовавшие в то далекое время.

Курос Около 540 до н. э. Мрамор. Высота 130

Курос — это скульптурное изображение юноши, не имеющее портретного сходства с каким-либо реальным человеком, но представляющее идеал мужской красоты древних греков периода архаики. Часто куросы служили надгробиями умершим.

Архаическое искусство характеризуется поиском верных пропорций человеческого тела. Эти скульптурные изображения монументальны, позы на них строго фронтальны.

Древние скульпторы пытались передать иллюзию движения фигуры, поэтому левая нога изображалась выдвинутой в шаге вперед, при этом в целом поза куроса оставалась неестественно напряженной и «неживой».

Стремясь придать лицу теплоту и эмоциональное выражение, греческие мастера оживляли его легкой улыбкой, получившей название архаической. Сегодня эта улыбка на непроницаемом каменном лице кажется неразгаданной тайной, столетиями хранимой мраморными куросами и корами (изваяниями девушек).

Лишь в следующем, классическом, периоде древнегреческого искусства скульптура освободится от подчинения форме каменного монолита, «освоится» в трехмерном пространстве, станет более реалистичной, обретет правильные пропорции и способность передавать человеческую фигуру в движении.

Греция Ника Самофракийская Около 190 до н. э. Мрамор. Высота 328

Статуя крылатой богини победы была создана жителями острова Родос в память о морской победе. Пьедесталом ей служило каменное изображение носа корабля, на который будто бы опустилась Ника, даруя морякам победу в сражении.

Статуя была найдена на другом греческом острове — Самофраки, где находилось святилище кабиров — древних греческих богов, избавлявших от опасностей и бед. Обнаружил скульптуру в 1863 французский археолог Шарль Шампуазо, который и привез ее во Францию.

Голова, руки и одно из великолепных орлиных крыльев статуи навечно утрачены, но сейчас за плечами Ники гордо подняты два крыла — второе воссоздали точной копией сохранившегося. Неоднократно предпринимались попытки воспроизвести руки Ники, однако все они оказались безуспешными, поскольку грубо разрушали гармонию образа.

Неизвестно, каким был ее оригинальный облик в целом, однако в том виде, в котором Ника Самофракийская дошла до наших дней, она стала одним из непревзойденных произведений греческого гения эллинистической эпохи.

Греция Венера Милосская Между 130 и 100 до н. э. Мрамор. Высота 202

Одно из величайших творений древнегреческого эллинистического искусства приписывается скульптору Агесандру. Скульптура Венеры Милосской была найдена в 1820 на острове Милос, откуда и происходит ее название.

В то время руки статуи еще не были утрачены, и Венера поддерживала спадающие одежды. Однако после обнаружения скульптуры произошел спор между французской и турецкой сторонами о праве ее вывоза с острова, и в результате этого руки Венеры были утеряны.

В следующем 1821 Венера Милосская была доставлена в Лувр и предстала публике «гением чистой красоты».

Читайте также:  Негритянка, репин - описание картины

Сандро Боттичелли. Мужской портрет. 1490-е. Мужской портрет. 1490-е

Чимабуэ (Пенни Ди Пепо) около 1240 — около 1302) Богоматерь с Младенцем на троне в окружении ангелов 1290–1295. Дерево, темпера. 424×276

Алтарный образ работы Чимабуэ из церкви Сан-Франческо в Пизе стал одной из жемчужин коллекции Лувра.

Манера письма Чимабуэ восходит к византийской, в которой узнается «иконный» стиль, однако в ней уже намечен переход к более живой и изящной живописи.

С этого пока еще робкого стремления к отходу от строгих канонов берет свое начало искусство эпохи Возрождения, первым этапом которого стал Проторенессанс.

Изображение сидящей на троне Богоматери с Младенцем на руках еще воспринимается иконой, то есть произведением религиозного искусства, объектом поклонения и молитв.

Однако в нем уже заложена трансформация иконы в картину, созданную для удовлетворения эстетической потребности человека в созерцании прекрасного.

Лики и композиция остаются иконно-строгими, но в трактовке одеяний художник позволяет себе вольность — великолепно выписывает струящиеся складки одежд и переливы цвета, давая зрителю возможность почувствовать легкость и красоту материи.

Источник: https://fanread.ru/book/13330043/?page=2

Великие художники, Часть 45, Пьетро Перуджино, 2003

Книги и учебники → Книги по искусствоведению

СкачатьЕще скачатьСмотретьКупить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Великие художники, Часть 45, Пьетро Перуджино, 2003.

   Захватывающее путешествие в мир живописи — яркое и насыщенное впечатлениями — вот что такое жизнь Пьетро Перуджино, смыслом которой являлось беззаветное служение искусству.   Когда родился Пьетpo Ваннуччи, по прозвищу Перуджино,— точно не известно.

Всезнающий Вазари утверждает, что это произошло в 1445 году, хотя друг Перуджино, Джованни Санти — отец великого Рафаэля — считает, что Пьетро появился на свет немного позже, около 1450 года, и с этим сегодня соглашается большинство историков искусства.

Недалеко от Перуджи, в маленьком умбрийском местечке Читта делла Пьеве, семейство Ваннучи владело большей частью недвижимости, а его глава, отец будущего художника, Кристофоро Ваннуччи был членом городского совета. Его жена, Лючия ди Нунцио Бетти, занималась воспитанием детей: в семье росли шесть дочерей и двое сыновей.

    Необходимо заметить, что факты биографии Перуджино, изложенные Вазари в его эпохальной работе „Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), мягко говоря, слегка грешат против истины.

Современник многих великих мастеров, признанный авторитет в области истории искусства, специалист, чьи суждения долгое время считались объективными, оценки — справедливыми, а сведения — безусловно правдивыми, на этот раз изменил себе. Вазари с упоением описывает страшную нужду, в которой прошло детство Перуджино, и делает вывод, что именно бедность сформировала его характер и наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

СОДЕРЖАНИЕ

ЖИЗНЬ ПЕРУДЖИНО стр. 3ТВОРЧЕСТВО стр. 6„Поклонение волхвов» — 1475 стр. 6„Передача ключей апостолу Петру» — 1481-1482 стр.8„Пьета»-1485 стр.10„Благовещение» — 1489 стр. 12„Видение святого Бернарда»— 1490 стр. 14„Портрет Франческо делле Опере» — 1494 стр. 16„Снятие с Креста» — 1495 стр. 18„Аполлон и Марсий» — 1495— 1500 стр. 20„Распятие»-1496 стр.

22„Богоматерь Справедливость» — 1501 стр. 24„Святой Иероним» —1512—1515 стр. 26ПЕРУДЖИНО И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ стр. 28ПЕРУДЖИНО В МУЗЕЯХ МИРА стр. 31
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Великие художники, Часть 45, Пьетро Перуджино, 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Великие художники, Часть 45, Пьетро Перуджино, 2003 — Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Великие художники, Часть 45, Пьетро Перуджино, 2003 — depositfiles.

Источник: https://nashol.com/2012062665772/velikie-hudojniki-chast-45-petro-perudjino-2003.html

Перуджино пьетро

Перуджино пьетро — итальянский живописец.

Мас­тер ум­брий­ской шко­лы. В творческом фор­ми­ро­ва­нии Перуджино зна­чительную роль сыг­ра­ло зна­ком­ст­во с ра­бо­та­ми Пье­ро дел­ла Фран­че­ски и го­ды, про­ве­дён­ные во Фло­рен­ции, где он по­се­щал мас­тер­скую А. дель Вер­рок­кьо (с конца 1460-х годов).

Его ран­ние ра­бо­ты — сце­ны из жи­тия святого Бер­нар­ди­но Си­ен­ско­го (1473 год), «По­кло­не­ние вол­хвов» (1475 год, все — Национальная га­ле­рея Ум­брии, Пе­руд­жа), фре­ски в ка­пел­ле Ма­гда­ли­ны при­ход­ской церк­ви в Чер­кве­то (1478 год, сохранились фраг­мен­тар­но), а так­же об­ра­зы «Ма­дон­ны с Мла­ден­цем» — от­ра­жа­ют влия­ние обо­их мас­те­ров. В 1472 году всту­пил в цех фло­рен­тий­ских ху­дож­ни­ков.

В пе­ри­од около 1479-1482 годов ра­бо­тал в Ри­ме, вы­пол­няя за­ка­зы римских пап, сре­ди ко­то­рых глав­ным ста­ла рос­пись стен Сик­стин­ской ка­пел­лы. Фак­ти­че­ски Перуджино воз­гла­вил ко­ман­ду ху­дож­ни­ков, ра­бо­тав­ших над фре­ска­ми в 1481-1482 годах (С. Бот­ти­чел­ли, Д. Гир­лан­дайо, К. Рос­сел­ли, Л.

Синь­о­рел­ли и др.).

Ис­пол­нен­ная им фре­ска «Пе­ре­да­ча клю­чей апо­сто­лу Пет­ру» (смотри ил­люстрации к статье Ка­то­ли­цизм) вы­де­ля­ет­ся чер­та­ми но­во­го ху­дожественного сти­ля, пред­вос­хи­щаю­щи­ми прин­ци­пы Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния: иде­аль­ным рав­но­ве­си­ем сим­метрич­ной ком­по­зи­ции с центральной пер­спек­ти­вой, обоб­щён­но­стью форм, ве­ли­че­ст­вен­ным ар­хитектурным фо­ном с цен­трическим хра­мом и дву­мя три­ум­фаль­ны­ми ар­ка­ми. К середине 1480-х годов из­вест­ность Перуджино воз­рос­ла на­столь­ко, что для ис­пол­не­ния за­ка­зов он со­дер­жал мас­тер­ские в Пе­руд­же и Фло­рен­ции, ра­бо­тая так­же и в других ком­му­нах Тос­ка­ны и Ум­брии и в Ри­ме. Ра­бо­ты это­го пе­рио­да ха­рак­те­ри­зу­ют­ся рас­се­ян­ным мяг­ким све­том, ли­рическими пей­за­жа­ми с тон­ки­ми си­лу­эта­ми де­ревь­ев и вол­ни­сты­ми ли­ния­ми хол­мов на го­ри­зон­те, де­ко­ра­тив­но­стью жи­во­пис­ных плос­ко­стей, ор­га­ни­зо­ван­ных пре­им. ли­ней­ны­ми сред­ст­ва­ми: трип­тих «Рас­пя­тие» (так называемый Го­ли­цин­ский трип­тих, около 1485 года, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон), «Апол­лон и Даф­нис» [«Апол­лон и Мар­сий» (?), около 1485 или 1495-1500 годы, Лувр, Па­риж], «Ма­дон­на со святой Ека­те­ри­ной и святой Ро­зой» (около 1483-1485 годы, Лувр), «Бла­го­ве­ще­ние» (1488 год, церковь Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва, Фа­но) и др.

Стиль Перуджино окон­ча­тель­но сло­жил­ся в ал­тар­ных ком­по­зи­ци­ях 1490-х годов и в даль­ней­шем уже не пре­тер­пе­вал су­ще­ст­венных из­ме­не­ний.

Читайте также:  Женщина, сидящая в нижней рубашке, андре дерен, 1920

Его от­ли­ча­ет бо­лее мону­мен­таль­ная, чем ра­нее, трак­тов­ка про­стран­ст­ва, яс­ная сим­мет­рия ар­хитектура ку­лис, скульп­тур­ность фи­гур, час­то вос­про­из­во­дя­щих кон­тра­пост ан­тич­ных ста­туй: «Ви­де­ние святого Бер­нар­да» (около 1491 года, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми» (1493 год, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на), «Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста» (1495 год, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция), «Трип­тих Аль­ба­ни» (1491 год, Вил­ла Аль­ба­ни, Рим), «Ма­дон­на со свя­ты­ми» (1493 год, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на; 1493 год, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), «Святой Се­ба­сть­ян» (около 1495 года, Лувр), «Воз­не­се­ние Бо­го­ма­те­ри» (ал­тар­ный об­раз из Вал­лом­бро­зы, 1498-1500 годы, Га­ле­рея Ака­де­мии, Фло­рен­ция) и др. Ре­лигиозные об­ра­зы, соз­дан­ные во Фло­рен­ции в 1490-х годах, под влия­ни­ем «но­во­го бла­го­чес­тия» Дж. Са­во­на­ро­лы, об­ре­та­ют чер­ты от­ре­шён­но­сти; со­зер­ца­тель­но-от­стра­нён­ные взгля­ды пер­со­на­жей из­бе­га­ют кон­так­та со зри­те­лем. В то же вре­мя по­сле по­се­ще­ния Ве­не­ции в 1494 году па­лит­ра Перуджино ста­но­вит­ся бо­лее яр­кой. В Пе­руд­же он рас­пи­сы­ва­ет Кол­лед­жо-дель-Кам­био (1496-1507 годы), где во­пло­ща­ет слож­ную гу­ма­ни­стическую про­грам­му; соз­да­ёт об­раз «Об­ру­че­ние Бо­го­ма­те­ри» (1501-1504 годы, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Кан, Ниж­няя Нор­ман­дия), ко­то­рый ста­нет об­раз­цом для од­но­им. кар­ти­ны Ра­фа­эля. По­сле 1500 года стиль Перуджино по­сте­пен­но на­чи­на­ет вос­при­ни­мать­ся как ар­ха­ич­ный (кар­ти­на «Бит­ва Люб­ви и Це­ло­муд­рия», ис­пол­не­на по за­ка­зу Иза­бел­лы д’Эсте, 1503 год, Лувр; не­окон­чен­ный по­лип­тих для церкви Сан­ти­си­ма-Ан­нун­циа­та во Фло­рен­ции, 1504-1507 годы; сце­ны «Сня­тие с Кре­ста», «Ас­сун­та» — в Га­ле­рее Ака­де­мии, Фло­рен­ция). Перуджино ра­бо­та­ет главным образом в про­винциальных цен­трах: «По­лип­тих Сант-Аго­сти­но» (1502-1512 годы, Националная га­ле­рея Ум­брии, Пе­руд­жа), «Па­ла Кид­жи» (около 1502-1506 годов, церковь Сант-Аго­сти­но, Сие­на), «Ма­дон­на ди Ло­ре­то» (1507 год, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон), фре­ски в церкви Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Спел­ло (1522 год), в церкви Ора­то­рио-делль’Аннунциата в Фон­тинь­я­но (1522 год) и др.

Перуджино при­над­ле­жит к по­ко­ле­нию мас­те­ров, за­вер­шаю­щих раз­ви­тие жи­во­пи­си Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Он ока­зал боль­шое влия­ние на творч. фор­ми­ро­ва­ние ра­бо­тав­ших с ним и, воз­мож­но, учив­ших­ся у не­го Пин­ту­рик­кьо и Ра­фа­эля.

Литература

  • Эли­ас­берг Н.Е. П. Пе­руд­жи­но. М., 1966
  • P. Van­nucci, il Perugino: Atti del convegno internazionale di studio… Perugia, 2004
  • The painting technique of P. Vannucci called il Perugino… Firenze, 2004
  • Garibaldi V. Pe­ru­gino. Mil., 2004
  • Perugino a Firenze: qualitа̀ e fortuna d’uno stile / A cura di R. C. Proto Pisani. Firenze, 2005

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pierudzhino

Перуджино · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Пьетро Перуджино (Пьетро ди Христофоро Вануччи; Perugino), ок. 1450–1523 гг. · знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля.

Пьетро Вануччи родился ок. 1450 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи – столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника – Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445–1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36–1488).

Умбрийская школа живописи отличалась декоративностью, изысканным изяществом формы. Под влиянием Флоренции умбрийские мастера большое внимание уделяли изображению человеческого тела и передаче глубины пространства и изображения пейзажа. Перуджино также прекрасно владел искусством монументальной живописи, был мастером четкой, гармоничной в своей ритмике композиции.

Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальной живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска «Святой Себастьян» (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого.

В 1481–1482 папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан С. Боттичелли (1445–1510), Д.Гирландайо (1449–1494), П.Перуджино, Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета.

В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал «Вознесение богоматери» в центре, «Рождество и Нахождение Моисея» по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534–1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475–1564) «Страшный суд» (1535–1541).

На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска «Передача ключей» (1481–1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием.

Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет.

Перуджино писал многих своих современников. Известны «Портрет Алессандро Брачези» (ок. 1494, Флоренция, Уффици), знаменитый «Портрет Франческо дель Опере» (1494, Флоренция, Уффици).

В 1491 он принял участие в жюри конкурсной комиссии по рассмотрению проектов украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1504 входил в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело «Давид».

В 1490-е у Перуджино множество заказов, есть ученики, две мастерские – в Перудже и во Флоренции. Самые значительные свои произведения он создал в эти годы.

Наиболее известным триптихом был «Мадонна со святыми» (1499, Лондон, Национальная галерея), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем, на левой створке – архангел Михаил, на правой – Товий и ангел.

Фоном центральной створки служит изящный пейзаж, выполненный в стиле умбрийских мастеров.

Тишиной и спокойствием наполнена его работа «Явление мадонны св. Бернарду» (ок. 1494, Мюнхен, Пинакотека). Строгостью композиционного построения отличается известная «Мадонна со святыми» (1493, Флоренция, Уффици): в центре мадонна с младенцем, справа – св. Себастьян, слева – Иоанн Креститель.

В 90-е были написаны две картины «Святой Себастьян», на одной художник дает погрудное изображение святого (ок. 1495, С.-Петербург, Эрмитаж), на другой – в полный рост (ок. 1494, Париж, Лувр). Также в двух вариантах было написано «Оплакивание» (ок. 1493, Париж, Лувр; другая: 1495, Флоренция, галерея Питти).

Одно из лучших станковых произведений Перуджино, «Мадонна с четырьмя святыми» (ок. 1498, Рим, Ватикан), дает замечательный пример строгой и торжественной трактовки образа мадонны.

Фреска «Распятие» (1496, Флоренция, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци) композиционно разделена на три части, написанные художником архитектурными деталями, которые и организуют композицию. Монументальность и торжественность придают фреске арки, стоящие на столбах с полуколоннами, за которыми виден прекрасный, типично умбрийский пейзаж.

В центре помещен крест с распятой фигурой Христа, рядом с которым коленопреклоненная Мария Магдалина. В правой части триптиха – святые Иоанн и Бенедикт, в левой – богоматерь и св. Бернард.

Читайте также:  Представляют трофеи, верещагин - описание картины

В 1496 совет Камбио (биржи) в Перудже решил расписать плафон и стены зала приемов и пригласил для этого Перуджино. Художник украсил плафон аллегорическими фигурами, символами планет, знаками зодиака.

На стене против входа он написал две фрески «Преображение» и «Рождество». Главными являются три фрески, на которых изображены герои античности, аллегорические фигуры, пророки, сивиллы.

Работа продолжалась с 1496 по 1500.

После 1500 его талант стал постепенно угасать, он начал повторяться в своих картинах. Перуджино умер в марте 1523 года от чумы, расписывая фрески церкви в Перудже; эта работа была завершена его учеником Рафаэлем.

Перуджино – художник, который, работая в эпоху высокого Возрождения, оставался на позициях кватроченто. В его творчестве отражено стремление к красоте и гармонии, поэтому в его произведениях видно стремление возвысить человека над повседневностью путем поэтизации изображаемых героев и сочетания лиричного пейзажа с архитектурными мотивами.

Источник: http://greekroman.ru/art_perugino.htm

Аполлон и марсий

Середина 1660-х

холст, масло

194 х 152 см

Инв.: 213

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

Сюжет: Овидий. Метам., 6, 382-400; Фасты 6, 703-708; Филострат Младший. Картины, 2.

Марсий, сатир из свиты Диониса, превосходно играл на флейте. Инструмент этот изобрела Афина, но выбросила его и прокляла из-за того, что при игре на нем ее лицо искажалось гримасой. Нашедший флейту Марсий стал невольной жертвой проклятия.

Научившись прекрасно играть на флейте, Марсий возгордился настолько, что вступил в состязание с Аполлоном. Победителю, которым стал игравший на лире Аполлон, предоставлялось право избрать наказание для побежденного.

Он привязал Марсия к сосне и с живого содрал кожу.

Тема состязания Аполлона и Марсия появляется в живописи XVI века. Искусство барокко чаще привлекал жестокий аспект сюжета — изображение самой сцены казни (Pigler 1974, II, S. 31ff.).

В собрании Юсупова, куда картина поступила еще до 1815 года, она вначале значилась под именем Луки Джордано, затем, в Описи 1831 года (возможно, ошибочно), была названа работой Сюблейра, а в Опись картин Дворца-музея Юсупова 1924 года включена под именем Риберы. В собрание ГМИИ поступила как произведение Луки Джордано.

Вариант композиции находится в Музее Бардини во Флоренции (Riccoboni 1951, p. 263). Сцены мученичества часто встречаются в творчестве Луки Джордано, особенно в ранний период, когда он опирался на традиции своего учителя Риберы.

Влияние испанского мастера проявляется в художественных приемах, в характере колорита и светотени, создающих настроение мрачной напряженности. Тем не менее, несмотря на внешнее сходство с манерой Риберы, Джордано чужд присущего испанскому мастеру натурализма.

В центре внимания оказывается красота пластического мотива и выразительность движений, формирующих драматургию произведения.

Картина из собрания ГМИИ не принадлежит, как долгое время полагали, раннему периоду творчества мастера. И в зрелые годы, выработав собственный художественный язык, отвечающий стилистике барокко, Джордано периодически возвращался к «темной» манере своего учителя.

Характер исполнения и сама живописная фактура сближают полотно из собрания ГМИИ с композицией Опьянение Ноя из Эскориала в Испании (Ferrari, Scavizzi 1992, fig. 266), что позволяет датировать его серединой 1660-х. Эта датировка была предложена автором каталога (Markova 1991, р.

142-144) и получила поддержку в последнем издании монографии Феррари и Скавицци (Ferrari, Scavizzi 1992).

Происхождение: до 1815 пост. в собр. князя Н.Б.Юсупова; в его московском дворце; 1837 перевезена в усадьбу Архангельское; после 1854 в Петербурге (Юсуповский дворец на Мойке); 1919-1924 Дворец-музей Юсуповых, Петроград; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись 1815, л. 1 Зоб., № 64 (С сатира сдирают кожу -Лука Джордано); Galerie de Moscou 1827, p. 101, № 1, Малая столовая; Опись Юсупова 1831, л. 2об.

, № 30, Большая столовая (Аполлон сдирает кожу с Сатира — Сюблейрас); Опись Юсупова 1837, II, л. 1, № 30, в Зале Теполовой; Опись Юсупова 1850 (Арх.), л. 4, № 30, в Зале Теполовой; Опись Юсуповых 1854, л. Зоб.

, № 30, в Зале Теполовой; Опись картин Юсупова 1924, л. 24об., № 559 (Рибейра); Список 1924-1925, л. 45об., № 9 (Лука Джордано).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 29; 2001-2002 Москва-Петербург. Кат., с. 135-136, №12.

Литература: Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 12, № 219 (здесь и далее — Лука Джордано); Романов 1926, с. 2; Путеводитель музея 1934, с. 66; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 109; Кат. ГМИИ 1948, с. 27; Кат. ГМИИ 1957, с. 51; Кат. ГМИИ 1961, с. 73; Либман 1962, с.

20-22; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 107; Виппер 1966, с. 130; Ferrari, Scavizzi 1966, П, р. 358; Кат. ГМИИ 1986, с. 71; Markova 1991, р. 142, 144, tav. XV; Маркова 1992, с. 294 ил.; Ferrari, Scavizzi 1992, p. 282, № А196; Кат. ГМИИ 1995, с. 152-153 ил.

; Свидерская 1999, с. 107.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/17-18_century/g/giordano_luca/apollo_and_marsyas.php

Ссылка на основную публикацию