Автопортрет с семью пальцами, марк шагал

Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами». Описание картины

Формально эта картина считается исследователями парной к «Я и деревня».

Шагал представляет себя преуспевающим художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, изображенный в кубофутуристской манере, цветок в петлице и модный галстук.

За его спиной в окне виднеется Париж и светящаяся огнями Эйфелева башня. Перед ним на мольберте «Россия, ослы и другие», считавшаяся тогда его лучшей картиной, неизменным воспоминанием о родном Витебске. Он работает над картиной «семью пальцами» – идиома на идише, означающая «очень быстро». Также 7 пальцев могут быть соотнесены с библейскими 7 днями творения мира.

Справа от его головы из плывущего облачка выступает видение православной церкви. Впервые в творчестве Шагала появляется схематизированный пейзаж Витебска, он заключен в кругловидное обрамление, с маленьким зеленоглавым храмом в центре.

Надпись на стене на еврейском языке: слева – «Париж», справа – «Россия». Это одновременно и следование коллажной технике кубистов, и признание своей оторванности от корней.

Художник одновременно выражает чувство бесприютности, неприкаянности и подтверждает свою принадлежность к 3 культурам.

Под конструкцию верха мольберта замаскирован фрагмент «лестницы», это неслучайный символ восхождения от уровня внешнего восприятия на постижения сокровенного значения.

На палитре, которую художник держит в руке, множество красок – символ успеха и процветания. Нижняя часть лица изображенного живописца уподобляется, на манер кубистов, прямоугольнику картины. Как верно подметила 2 супруга М. Шагала В. Хаггард, «Марк схематично изобразил черты своего лица странным и прекрасным узором».

Разнородные элементы на картине как бы образуют некие психические планы, где в музыкальных созвучиях соединяются воедино навязчивые видения, всплывающие в сознании фрагменты жизни, создавая образную структуру изобразительных метафор.

Эту картину исследователи связывают с миром русской иконы: о ней напоминает статичная поза художника-демиурга, его «говорящие» атрибуты, ритмичность и плоскостность декоративно-нарядного изображения, применение обратной перспективы.

1913 г. Холст, масло. 128 x 107 см. Музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Марк Шагал. Картины

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. КартиныСлед. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-avtoportret-s-semyu-paltsami-opisanie-kartiny.html

О портрете марка шагала, написанном юделем пэном

Хотите верьте, хотите нет, но такая примета существует: если сфотографироваться рядом со знаменитым портретом работы Юделя Пэна, на котором изображен его ученик Марк Шагал, то в скором времени окажешься в Париже.

Возможно, именно из-за этого чудесного обстоятельства небольшой холст так долго прятали в музейных запасниках. Будь на этом полотне написан кто-то другой, то и не задерживались бы зрители, не улыбались, не задумывались.

Не стань он в скором времени великим художником, мы проходили бы мимо этого полотна, не останавливаясь перед ним надолго.

Мы глядим на этот портрет, зная будущее. Зная тысячи подробностей его биографии, сотни картин, рисунков, скульптур, росписей, витражей и мозаик… Зная его стихи. Но, ясное дело, мы знаем его имя и фамилию — Марк Шагал! Именно этим так притягивает наше внимание голубоглазый мужчина в шляпе, камзоле, перчатках.

Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Думаю, они наговорились вдоволь. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком.

Писался портрет несколько сеансов. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным. В Витебск он приехал не только повидать родных, но и встретиться с Беллой, в которую был влюблен.

Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.

Они были очень разными — учитель и ученик. Но то, что Пэн любил своего ученика, видно по работе. Также по этому небольшому портрету можно догадаться, каким он станет художником. Ведь уже были написаны “Скрипач”, “Автопортрет с семью пальцами”, “Посвящение моей невесте”, “Голгофа”, “Вид Парижа из окна”, “Понюшка табаку”, “Продавец скота”, “Я и деревня”…

Может быть, учитель и ученик во время сеансов спорили об искусстве. Может быть, умудренный жизненным опытом Пэн уговаривал Марка вернуться к реализму. Шагал слушал учителя, улыбался. Он знал, что никогда не будет таким, как учитель. Он уже парил над миром вместе со своей Беллой и другими.

На этом маленьком портрете изображен сказочный художник, к тому же влюбленный. Через год он женится на своей Белле, уедет из родного Витебска в Петроград, но вернется и откроет зимой 1919 года Витебское художественное училище, где будет преподавать его учитель Юдель Пэн…

Осенью 1923 года Шагал с семьей уедет из Берлина в Париж. Уедет навсегда. Многие биографы считают, что Шагал поступил мудро, покинув родину.

Ах да, вспомнил. Фотографироваться рядом с портретом голубо-глазого влюбленного мужчины надо в такой же шляпе, как у Шагала. И тогда все непременно сбудется!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Источник: https://www.sb.by/articles/portret-vlyublennogo-muzhchiny.html

Марина Бессонова — Избранные труды (сборник)

Марк Шагал. Автопортрет с семью пальцами. 1912.

Стеделийк-музеум, Амстердам

Делоне считает важным показать Шагала в Берлине не у простого организатора выставок, а у писателя, композитора, критика и издателя Герварта Вальдена. Вальден уже вступил в среду близких Делоне авангардных художников «Синего всадника».

Он понял все жесты авангардистов, он одобряет их выбор и разделяет все последние увлечения. Стоит рискнуть и познакомить его с Шагалом.

Для молодого художника из Витебска эта встреча в 1913 году с Вальденом оказалась одной из самых важных в его творческой судьбе.

Герварт Вальден (его настоящее имя Георг Левин) родился в 1878 году в Берлине, в респектабельной еврейской семье врача. Он почти ровесник Уде. Окончил гимназию в Берлине, где особенное внимание уделял музыкальным занятиям, брал уроки у известного в Берлине пианиста.

Получил стипендию Ференца Листа и в 1897–1898 годах жил во Флоренции (одновременно с Уде), где совершенствовался в игре на фортепиано, давал концерты и написал свои первые музыкальные партитуры. Увлекался музыкой Бетховена, Вагнера, о котором писал статьи, затем музыкой Р.

Штрауса, а в начале века – Арнольда Шёнберга (что и сблизило его около 1910 года с Кандинским). В 1902-м основал Общество поощрения искусств, куда входили архитекторы Петер Беренс и Адольф Лооз, А. Ван де Вельде, а также немецкие писатели, в их числе Генрих и Томас Манны, Р.

-М. Рильке.

В 1899 году он встретил немецкую еврейскую поэтессу Эльбу Ласкер-Шулер, представительницу ортодоксальной еврейской семьи: ее прадедушка – великий рабби земли Рейн – Вестфалия, а мать происходила из рода сефардов. В 1901 году Эльза, уже разведенная со своим первым мужем, выходит замуж за Вальдена.

Она старше его почти на десять лет, яркая, сильная, эксцентричная натура анархического склада, живущая только творчеством и превращающая будничную жизнь в театральный перформанс. Эльза увлечена экспрессионизмом и сама делает фантастические рисунки к своим поэтическим сборникам.

Она оказывает сильное влияние на Вальдена, разделяет его музыкальные интересы, окружает его новыми, тянущимися к ней людьми. Среди них – Макс Брод (друг и издатель Кафки), австрийский поэт-сатирик, памфлетист Карл Краус, вскоре – первый редактор журнала «Штурм».

Ласкер-Шулер называла себя то «Принц Юсуф из Фив», то «Принцесса Тино из Багдада», но за всей этой травестией скрывалась пламенная набожная иудейка, воспевавшая в стихах образ ветхозаветного еврея, интересовавшаяся корнями идишистской культуры и хасидскими раввинами-мистиками.

Эльза подтолкнула Вальдена к созданию нового журнала, в котором бы отражались новейшие взрывные течения в современном искусстве, и даже придумала ему название «Штурм». Она была увлечена творчеством Оскара Кокошки, который стал художником первых номеров журнала. Экспрессионисты обожали Эльзу Ласкер-Шулер. Ф. Марк в 1912 году подарил ей свои стихи с посвящением. В 1913-м, то есть как раз в год приезда в Берлин Шагала, вышел ее поэтический сборник «Еврейские баллады».

Встреча Шагала с Вальденом и Эльзой Ласкер-Шулер оказалась для художника настоящим чудом.

Лидеры «Штурма» не только приняли наивизм, или примитивизм, Шагала, который они поддерживали как ведущую художественную тенденцию (в феврале 1913 года Вальдена посетил Аполлинер, приехавший в Берлин вместе с Делоне на открытие выставки последнего в «Штурме»).

В лице Вальдена, Эльзы Ласкер-Шулер и окружавших их адептов возрождения еврейской культуры Шагал нашел зрителей, способных прочитать скрытый идишистский смысл большинства его картин 1911–1912 годов, разделить проблемы экзистенциального выбора, так явно воплощенного в картинах Я и моя деревня, Автопортрет с семью пальцами, Небесный возница, Понюшка табаку, солидаризироваться с Шагалом на мучительном пути идентификации. За короткий промежуток времени (около календарного года) Берлин стал для Шагала не менее, если не более, важным местом, чем Париж. Вальден сразу предложил Шагалу устроить на следующий год персональную выставку в Берлине. Она включала свыше сорока полотен и рисунки – практически почти все, что было создано Шагалом в первые парижские годы. На ней фигурировала и знаменитая картина Адам и Ева. В честь Аполлинера, исполненная не ранее конца 1913 и начала 1914 года, с характерным только для Шагала тех лет и возникшим после встречи с Вальденом и Эльзой Ласкер-Шулер мидрашистским толкованием Грехопадения, выраженным в цифрах на круглом циферблате. На той же картине записано признание в любви четырем личностям, способствовавшим эволюции Шагала-художника, – имена Аполлинера, Сандрара, Канудо (в 1913 году он устроил выставку Шагала в редакции издаваемой им газеты «Монжуа») и Вальдена.

Читайте также:  Художник никола пуссен - картины, биография

Марк Шагал. Я и моя деревня. 1911

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Уже по возвращении в Витебск, на белом незакрашенном фоне картины 1915 года Еврей в красном, изображающей еврея – вечного странника с мешком в руке, с которым олицетворяет себя художник, Шагал записал имена живописцев, играющих существенную роль в его творческой судьбе: среди них Чимабуэ, Эль Греко, Шарден, Фуке, Тинторетто, Рембрандт (его имя записано на идише), Брейгель Мужицкий, а из современных художников только три – Пикассо, Сезанн и Руссо.

Судьбы Уде и Вальдена во многом схожи: у одного – печальная, у другого – трагическая. Коллекции Уде, в которых были картины Руссо, Серафины из Санлиса, Брака, Дюфи и др., дважды уничтожались.

Первый раз, попав под секвестр и распродажу по окончании Первой мировой войны, во время которой Уде как представитель вражеского государства был выслан из Франции в Германию; а второй раз – разграблены нацистами.

Уде давно попал в «черный список» нацистов, еще после Первой мировой войны, из-за своих антишовинистических статей и пассажей в защиту евреев. В 1938 году в Германии вышла его книга воспоминаний «От Бисмарка к Пикассо», которая раскрыла его германское подданство, – Уде был тотчас же интернирован в Германию.

Он вернулся в Париж в 1944-м и снова восстановил остатки своей коллекции. За несколько месяцев до смерти он написал письмо-завещание тогдашнему директору Национального музея современного искусства в Пале Токио Жану Кассу, полностью разделявшему увлечения Уде и Руссо, и Пикассо.

Уде предлагал свою коллекцию музеям Франции с единственным желанием, чтобы она была выставлена в отдельном светлом зале. Это завещание было частично выполнено в 1988 году. Зал Вильгельма Уде был торжественно открыт на несколько месяцев в Музее наивного искусства Анатоля Яковского в Ницце.

Вальден в 1932 году принял роковое для себя решение уехать в СССР. Повлияла давняя любовь к русской культуре, и особенно к художникам-авангардистам из России, создателям нового революционного искусства. В 1920-х годах Вальден много работал в Берлине с Лисицким.

Романтическая вера в чистую духовную революцию нового искусства в России погубила одного из самых верных и ярких пропагандистов как литературного, так и пластического авангарда. Вальден был отрезан от друзей, от нового искусства, без которого не мыслил творческой жизни.

Он не знал русского языка и одно время преподавал в немецкой школе города Энгельса русскую литературу.

Из знакомых в Москве в 1930-е годы оставался только дружественный дом Лили Брик, с которой Вальден встречался в начале 1920-х годов в Берлине; с ней можно было обо всем поговорить по-немецки. После русско-немецкого пакта Вальден понял, что обречен, и покорно ждал ареста, невольно разделив обряд жертвоприношения, трагическую участь своего народа во время Катастрофы.

Ужасы Первой мировой и трагедии Второй мировой войны стали шоком для европейского авангарда, от которого он уже не смог оправиться, вступив в свои последующие апофатические, негативные фазы. В каком-то смысле судьбу авангарда разделило и наивное искусство, или искусство примитивов.

Высокий пафос оценки его гениальных представителей у Уде и Вальдена сменился специфической этнографической или социологической его трактовкой. Так появились на Западе художники «Воскресного дня», а у нас, в советской России, – самодеятельность.

Только в 1980-е годы начался пересмотр так называемой самодеятельной, дилетантской или низовой культуры и вычленение отдельных талантливых или гениальных художников.

При этом нужно помнить, что первые открытия авангарда были неразрывно связаны и в большой мере обусловлены философско-романтической, феноменологической трактовкой уникальных явлений инстинктивного искусства в книгах, статьях и экспозициях Вильгельма Уде, Василия Кандинского и Герварта Вальдена.

В своих оценках творчества Руссо или раннего Шагала эти представители старшего поколения авангардистов и теоретиков занимались не утопиями, но закладывали основы авангардной традиции, неотделимой от критериев высокого качества, чистого сердца и духовных прозрений.

Источник: https://profilib.org/chtenie/127737/marina-bessonova-izbrannye-trudy-sbornik-8.php

6 интересных фактов о Марке Шагале

Какую смерть нагадала художнику цыганка и в каком «воровском» рейтинге лидирует Шагал

Цветы в день 30-летия со дня смерти принесли витебские поклонники творчества Шагала (2015 год). Фото Анастасия Вереск

28 марта 1985 года умер Марк Шагал — витражист, декоратор, скульптор, график, один из самых ярких представителей художественного авангарда XX века, автор более десяти тысяч произведений изобразительного искусства. Художник прожил долгую жизнь, полную не только волнующих теплых лирических дней, но и стал свидетелем чудовищных событий мирового значения — жестоких революций и двух мировых войн.

В 31 годовщину со дня смерти великого художника мы собрали для вас несколько интересных фактов о его жизни.

Автопортрет с семью пальцами. источник avangardism.ru

Факт №1

Старший из 10 детей приказчика Хацкеля Шагала, Мойше Шагал, родился 7 июля 1887 года на окраине Витебска. Когда он появился на свет, в городе бушевал огромный пожар, и кровать, в которой лежали мать с младенцем, все время переносили с места на место, чтобы спасти их. Поэтому в течение всей жизни художник испытывал тягу к перемене мест и изображал пощадивший его огонь в виде петуха.

Факт №2

Шагал получил традиционное еврейское образование на дому: изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Когда он бывал не в духе, то рисовал библейские сцены или цветы. При этом последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.

Желтое распятие. Фото avangardism.ru

Факт №3

Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы — всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Факт №4

Марк Шагал — единственный живописец, который вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его работы на мировой преступной арене уступает в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро — пропавшими числятся более полутысячи картин Шагала.

Фрагмент работы Марка Шагала «Пейзане», украденной 6 лет назад, и обнаруженной в Лос-Анджелесе. Фото dailymail.co.uk

Факт №5

Ряд европейских и общемировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении всей жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции — Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, прошла выставка в честь здравствующего Шагала (по случаю его 90-летнего юбилея).

Факт №6

Есть предание, что когда−то цыганка нагадала Шагалу, что он проживет долгую и невероятно насыщенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И предсказание сбылось — 28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.

Источник: https://vkurier.by/52085

Марк Шагал. Хасидский авангардизм из Парижа

В отличие от Ива Кляйна – героя предыдущего текста – Марк Шагал (1887-1985) прожил длинную, но яркую жизнь в искусстве. Марком Шагалом он стал не сразу, а сначала был Мойшей Хацкелевичем Сегалом, потому что родился в семье Хацкеля Давидовича Сегала, грузчика в рыбном магазине. Магазин находился в Витебске, а семья была бедной, но хасидской.

Естественно, родители хотели видеть Мойшу более прочно стоящим на земле, чем они сами. Для этого вполне годились такие основательные профессии, как приказчик, бухгалтер или, на худой конец, фотограф. Но Мойша таки принес в дом проблему – он, видишь ли, любил рисовать.

И он нашел в Витебске, где было всего 60 тыс. жителей (52,4% — евреи), 60 синагог и 30 церквей – «Школу живописи и рисунка художника Пэна». Выпускника Академии художеств, между прочим. И упросил родителей дать ему денег на занятия в этой школе.

И получил эти деньги, и стал учиться, и было ему хорошо.

Быстро взяв у Пэна все, что тот мог дать, молодой Сегал опять попросил денег у папы – теперь на Петербург. Папа покрутил пальцем у виска, но дал 27 рублей – больше не было. В Петербурге Сегал учился у Рериха и Бакста, бедствовал, жил без положенного для евреев разрешения, голодал, иногда снимал даже не угол, а полкровати и писал такие вот картинки:

Смерть

Рождение

Они еще темные по колориту, традиционные по композиции, но кое-что шагаловское в них уже видно – появляется трогательная смесь веселого бытового анекдота с житейским трагизмом или высокой библейской символикой.

В 1911 году Сегал получает стипендию у Максима Винавера, депутата Государственной Думы 1905 года и мецената, едет в Париж, поселяется в знаменитом комплексе дешевых мастерских «Улей», знакомится с Модильяни, Леже, Пикассо, Аполлинером и становится Марком Шагалом. На французский манер, а как же.

Живопись Шагала быстро и кардинально меняется. Бакст, работавший в Париже на дягилевских сезонах, посетил его мастерскую, офигел и сказал: «Теперь ваши краски поют». Парижские картинки выглядят так:

Читайте также:  «прекрасная кухарка», франсуа буше — описание картины

Я и деревня

Поэт или половина четвертого

А ведь прошел всего год. Шагал не примкнул ни к одному течению, но из каждого кое-что взял. От футуризма – совмещения планов вроде коровы и доярки на щеке большой коровы.

Впрочем, у Шагала это совмещение носит другой смысл – это либо прошлое, либо будущее коровы, некое ее знание о себе и мире. У футуристов-то такие совмещения получались из-за стремления передать время как перемещение в пространстве.

От кубизма здесь – сложное построение пространства, наличие в нем неких силовых линий и нескольких точек зрения. От фовизма – богатство палитры и, действительно, поющие краски.

Адам и Ева

Шагал, конечно, опять привычно бедствовал, но работал упорно. В результате приобрел некоторую известность и даже был приглашен с персоналкой в Берлин. Оттуда, летом 1914 года, он поехал на свидание с Родиной и невестой Бэллой. Непродолжительное, как он предполагал. Ну, тут и началось. Война, революции… О Париже пришлось забыть.

От фронта Шагала отмазал родственник – Шагал служил в Военно-промышленном комитете*. Этот второй российский период был, несмотря ни на что, предельно насыщен, Шагал создал кучу своих знаменитых работ.

День рождения

Над городом (Прогулка)

После октябрьской революции Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.

На этом посту он отметился страстным желанием «привить здесь Искусство, превратить простые дома в музеи, а простых людей — в творцов» — программа вполне в духе умеренного русского авангарда – и празднованием первой годовщины революции.

Для проведения этого мероприятия Шагал собрал всех изготовителей вывесок, и они по его эскизам расписали дома летающими коровами, козами и тетками с кошелками. В праздничной демонстрации участвовали девушки на ходулях.

В общем, власти это все не понравилось – летучие тетки с кошелками никоим образом не соотносились, с ее точки зрения, с победой пролетариата. С ней, с одной стороны, хорошо соотносились два жутких гипсовых бюста Маркса, установленных в центре Витебска неподалеку друг от друга и пугающих даже кучеров. А с другой – супрематизм под управлением Малевича, пока, во всяком случае. В общем, скоро Шагала из Витебска выперли.

Шагал уехал в Москву и стал работать главным художником Еврейского камерного театра. Там он делал все – от дизайна интерьеров до декораций и костюмов.

Введение в еврейский театр

О его перфекционизме – а Шагал был ярый перфекционист —  говорит такой случай. Уже шел спектакль, а Шагал дорисовывал на костюме одного из персонажей мельчайшие ивритские буковки, совершенно не видные из зала.

Это похоже на то, как готические скульпторы обрабатывали заднюю часть храмовых скульптур с той же степенью тщательности, что и переднюю.

Хотя никто никогда этой задней части увидеть не мог – скульптуры стояли на большой высоте и возле стены. Или вообще в нише.

Но и на этом посту Шагала достала партийная критика – за традиционализм.

В общем, поработал Шагал еще маленько в детской колонии для беспризорников «III Интернационал» в Малаховке, и выбил разрешение на выезд за границу – в 1922 году это еще было возможно — «Россия представлялась мне теперь корзиной, болтающейся под воздушным шаром. Баллон-груша остывал, сдувался и медленно опускался с каждым годом все ниже. Примерно то же думал я и о русском искусстве вообще».

В Европе Шагал узнает, что стал знаменит. Он с семьей – Беллой и дочерью – селится во Франции, где со временем получает гражданство. После оккупации Франции им приходится в 1941 году уехать в США – мало того, что они — евреи, так еще шагаловские работы участвовали в выставке «Дегенеративное искусство» и публично сжигались после нее.

В 1944, уже после освобождения Парижа и за несколько дней до отплытия во Францию, умерла Белла. Девять месяцев Шагал жил в трансе, не прикасаясь к кистям. Когда, наконец, прикоснулся, написал вот эту картинку – реквием по Белле:

Свадебные огни

После войны Шагал превращается в признанного патриарха авангардизма вроде Пикассо, Дерена, Вламинка. Расписывает по заказу президента де Голля плафон Гранд Опера в Париже.

Плафон Парижской оперы

Делает росписи и витражи для кучи синагог, католических и протестантских храмов.

Витраж для собора всех святых в Тудли, Англия

Оформляет израильский парламент и университет в Иерусалиме

Витраж для Иерусалимского университета

и много что еще делает престижное и монументальное. Шагала много награждают, всюду приглашают – даже в СССР в 1973 году. Считают за честь устроить его выставку. Впрочем, все это нормально – чтобы достичь такого успеха, нужно всего лишь быть очень талантливым, много работать и долго жить.

Наверное, Шагал умер последним из тех, кто в начале века голодным работал в нищей парижской мастерской. Он умер, поднимаясь в лифте – в полете, как и предсказала ему когда-то цыганка.

Теперь несколько необременительных общих соображений об искусстве Шагала. Ведь не только у комиссаров в 1918 году возникают вопросы – с чего вдруг у него летают люди и прочие млекопитающие. Или, на крайний случай, сидят на крыше и чего-то там играют на скрипочке. Или стоят вверх ногами.

Художник над Витебском

Тут все дело в хасидизме. Сам-то Шагал особо религиозен не был, а вот родственники его и знакомые – все были хасидами. Хасидизм же, если его редуцировать до полной неразложимости, можно свести к радости, любви и чуду. Ну, и к Богу, конечно.

Причем, отношения с Богом у хасидов очень домашние и близкие – в конце концов, Бог – это еврейский Бог, это же они его придумали. Поэтому, скажем, на Песах хасиды оставляют дверь открытыми, а на праздничный стол ставят лишний прибор – есть подозрение, что именно в этот вечер пророк Элийяху (Илия) – посланник Бога — спустится на землю.

А тут уже все для него готово – поесть-то пророку надо. Эта представление о Боге как о ком-то близком проявляется в молитве юного Шагала: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника…».

Вот из такой ожидаемости чуда**, готовности к тому, что спустившийся с небес пророк зайдет к вам в дом поужинать, а из-за угла сапожникова дома выглянет Бог, и вылетают в небо над Витебском коровы, козы, художники и тетки с кошелками. Ведь все может случиться на этом свете.

Пьяница

Что же касается людей, стоящих вверх ногами или сидящих на крыше – это еще проще. Это все непосредственные детские шагаловские впечатления. Хасиды молились очень экстатично, совершая массу странных движений, иногда вставали на голову.

А однажды вся шагаловская семья искала его дядю, вполне солидного мужчину в возрасте. Найден дядя был на крыше – он сидел возле трубы, смотрел в небо и кушал морковку.

По причине присутствия подобного абсурда в работах Шагала его даже звали к себе сюрреалисты.

Автопортрет с семью пальцами

Ну, про хасидские радость и любовь в творчестве Шагала, думаю, говорить излишне – его картинки полны и тем, и другим.

Скрипач 20

Ночью

Еще один вопрос – почему у Шагала, что бы он не писал, все равно получается Витебск?

Париж из окна

Так опять же из-за хасидизма этого. Из-за категорий этих — радости, любви, чуда. Это же еще и детские категории. А детство у Шагала – это Витебск. Именно поэтому, когда он был в СССР, он не поехал туда – не хотел разрушать свое детское представление о нем.

Художник над городом

Одна из последних работ Шагала.

* Я понимаю, что это еще один мощный аргумент для сторонников конспирологической теории о неизвестном солдате Рабиновиче. Так вот – и хорошо, что Шагала отмазали.

Конечно, еще лучше, если бы всех отмазали – с какой стати народ должен расплачиваться за бездарную политику властей. А воевать неизвестные солдаты рабиновичи воевали. С тех пор, как их стали призывать в армию – сначала, как кантонистов, потом — просто как евреев.

Первый раз еврейские солдаты участвовали в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Скобелев их хвалил.

** Хасидский анекдот. Встречаются два хасида, каждый хвалит своего цадика (цадики – хасидские святые-мудрецы, склонны к совершению чудес). Первый: «Представляешь, наш цадик такой сильный. Идет как-то по полю, вдруг – дождь.

Он махнул рукой: справа идет дождь, слева идет дождь, а посередине – вёдро». Второй: «Наш цадик тоже как-то в субботу шел по полю, видит – кошелек (евреям в субботу нельзя трогать деньги).

Так он махнул рукой: справа – суббота, слева – суббота, а посередине – пятница».

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/03/30/88083.phtml

10 выставок, которые стоит посетить этой весной

Шедевры Иеронима Босха и Ганса Гольбейна Младшего, Марка Шагала и Казимира Малевича, Анри Руссо и Фердинанда Ходлера, Хоакина Сорольи и Михаила Ларионова, Фернана Кнопфа и Джулио Аристида Сарторио, Эндрю Уайета и Гелия Коржева на главных художественных выставках этой весны в европейских музеях.

Читайте также:  Минералогический музей в москве им. а. е. ферсмана

Русский авангард от Шагала до Малевича

Вена, АвстрияAlbertina26 февраля — 26 июня 2016 года

www.albertina.at

Грандиозная выставка русского искусства начала ХХ века. Достаточно просто перечислить имена: Марк Шагал, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Натан Альтман.

Почти полторы сотни хрестоматийных шедевров из Русского музея и некоторых других собраний. Знаменитый «Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала, например, привезли из Амстердама. Очень обстоятельный рассказ об основных течениях в русском искусстве начала XX века.

Творчество Казимира Малевича представлено в диапазоне от ранних футуристических работ до поздней «Красной конницы», плюс сразу два квадрата — черный и красный.Павел Филонов «Пир королей», 1913, Русский Музей, Санкт-Петербург.Наталия Гончарова «Велосипедист», 1913, Русский Музей, Санкт-Петербург.

Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами», 1912–1913, Музей Стеделийк, Амстердам.Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой», 1914, Русский Музей, Санкт-Петербург.Борис Григорьев «Портрет Всеволода Мейерхольда», 1916, Русский Музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич «Усовершенствованный портрет строителя» («Портрет Ивана Клюна»), 1913, Русский Музей, Санкт-Петербург.Казимир Малевич «Скачет красная конница», 1928–1932, Русский Музей, Санкт-Петербург.Кузьма Петров-Водкин «Полдень», 1917, Русский Музей, Санкт-Петербург.

Искусство революции

Будапешт, ВенгрияMagyar Nemzeti Galéria29 января — 1 мая 2016 года

www.mng.hu

Екатеринбургский музей изобразительных искусств располагает одной из лучших в мире коллекций русского авангарда. Причем в самом Екатеринбурге застать эти картины практически невозможно — они постоянно путешествуют по свету.

Сейчас богатейшее собрание выставлено в Венгерской национальной галерее, так что поездка в Будапешт может стать отличным дополнением к выставке русского искусства в соседней Вене.Михаил Ларионов «Еврейская Венера», 1912, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.Казимир Малевич «Супрематизм», 1915, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Наталия Гончарова «Косари», 1911, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.Ольга Розанова «Абстрактная композиция», 1916, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Хоакин Соролья

Мюнхен, ГерманияKunsthalle München4 марта — 3 июля 2016 года

www.kunsthalle-muc.de

Главный представитель импрессионизма в испанском искусстве и, пожалуй, вообще самый выдающийся испанский художник в промежутке между Гойей и Пикассо. На первой ретроспективной выставке Хоакина Сорольи в Германии покажут сразу 120 его полотен, собранных по музеям и частным собраниям со всего мира. Если вы никогда раньше не слышали это имя, вас ждет совершенно невероятное открытие.

Хоакин Соролья «Маленькие амфибии», 1903, Художественный музей Филадельфии.Хоакин Соролья «Возвращение с рыбалки», 1894, Музей Орсэ, Париж.Хоакин Соролья «Мать», 1895-1900, Музей Хоакина Сорольи, Мадрид.Хоакин Соролья «Несчастное наследство», 1899, собрание Bancaja Foundation.Хоакин Соролья «Рыбаки из Валенсии», 1895, собрание Broere Charitable Foundation.

Искусство символизма

Милан, ИталияPalazo Reale3 февраля — 5 июня 2016 года

www.palazzorealemilano.it

Выставка пытается проследить развитие символизма от его истоков до начала Первой мировой. Всего полторы сотни произведений живописи и графики.

Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран — от швейцарца Фердинанда Ходлера и француза Густава Моро до бельгийца Фернана Кнопфа и немца Франца фон Штука.

Польский символизм представляет потрясающий Яцек Малькевич, чешский — естественно, ранний Франтишек Купка.Фернан Кнопф «Нежность сфинкса» («Искусство»), 1896, Королевский музей изящных искусств, Брюссель.Фердинанд Ходлер «Избранный», 1903, Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген.

Джулио Аристид Сарторио «Сирена» («Зелёная бездна»), 1893, Галерея современного искусства, Турин.Джулио Аристид Сарторио «Любовь», 1906-1907, Галерея современного искусства, Венеция.Витторио Цеккин «Принцесса в саду», 1914, Галерея современного искусства, Венеция.

Иероним Босх

Хертогенбос, НидерландыNoordbrabants Museum13 февраля — 8 мая 2016 года

boschexpo.hetnoordbrabantsmuseum.nl

В этом году исполняется 500 лет со смерти Иеронима Босха. По случаю круглой даты в его родном городе Хертогенбос удалось собрать вместе сразу 20 работ гения, включая такие шедевры как «Корабль дураков» и триптих «Воз сена». Плюс еще почти два десятка рисунков, в том числе знаменитый автопортрет Босха.

Выставке предшествовали многолетние исследования, в рамках которых многие работы были заново атрибутированы и отреставрированы. Теперь их впервые покажут вместе после реставрации.

Впрочем, ехать в Нидерланды стоит только в том случае, если летом никак не получится попасть в Мадрид, потому что на аналогичной юбилейной выставке Босха в музее Прадо будет показано уже полсотни его работ, в том числе почти все триптихи.

Это беспрецедентно много, никогда в истории столько шедевров Босха не собиралось вместе, так что предстоящая выставка небезосновательно именуется выставкой столетия.

Апдейт: Появились подозрения, что на самом деле в Хертогенбосе будет всего 12 работ Босха, потому что двусторонние доски они посчитали как две отдельные работы, но это пока мои предположения.Иероним Босх «Воз сена», 1510–1516, Музей Прадо, Мадрид.Иероним Босх «Корабль дурков», около 1500–1510, Лувр, Париж.Иероним Босх «Иоанн Креститель», около 1490–1495, Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид.Иероним Босх «Страшный суд», около 1495–1505, Музей Грунинге, Брюгге.

Анри Руссо

Париж, ФранцияMusée d'Orsay22 марта — 17 июля 2016 года

www.musee-orsay.fr

Большая ретроспективная выставка одного из основоположников примитивизма и наивного искусства. Планируется показать вместе все основные работы Анри Руссо, разбросанные сегодня по музеям и частным собраниям.

Например, последнюю большую картину Руссо «Сон», которая была впервые выставлена на Салоне независимых всего за несколько месяцев до смерти художника, привезут из Нью-Йорка. После парижского Орсэ ретроспектива Анри Руссо в несколько урезанном виде перебазируется в Прагу.Анри Руссо «Сон», 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Анри Руссо «Автопортрет с палитрой», 1890, Национальная галерея, Прага.Анри Руссо «Заклинательница змей», 1907, Музей Орсэ, Париж.

Ганс Гольбейн Младший

Берлин, ГерманияBode Museum21 января — 8 мая 2016 года

www.smb.museum

Главным экспонатом выставки стала знаменитая «Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего. Один из ключевых шедевров немецкого Ренессанса обычно выставлен под мутноватым бронированным стеклом в музее крошечного немецкого городка Швебиш-Халль, куда доберется только самый неленивый ценитель живописи.

Ближайшие три месяца алтарный образ можно увидеть в Берлине в окружении работ Гольбейна из местного собрания.Ганс Гольбейн Младший «Дармштадтская мадонна» («Мадонна бургомистра Мейера»), 1526–1528, собрание Райнхольда Вюрта.Ганс Гольбейн Младший «Портрет купца Георга Гисце», 1532, Государственные музеи, Берлин.

Чешские коронационные регалии

Прага, ЧехияPražský Hrad15—29 мая 2016 года

www.hrad.cz

В этом году исполняется 700 лет со дня рождения чешского короля и императора Священной Римской империи Карла IV. По случаю юбилея решено было внепланово выставить чешские коронационные регалии. В том числе средневековую корону святого Вацлава, которой Карл IV венчался на чешский престол.

Обычно чешские коронационные регалии хранятся под семью замками в соборе святого Вита в Пражском Граде и выставляются только раз в пять лет по случаю избрания нового президента.

Последняя выставка проходила три года назад и запомнилась, главным образом, загадочным вирусом, который президент Земан подхватил на банкете в российском посольстве. На этот раз коронационные драгоценности выставят всего на 15 дней. Желающим увидеть сокровища стоит приготовиться к многочасовым очередям.

Одновременно пражская Национальная галерея откроет большую выставку, посвященную Карлу IV. Она продлится до конца сентября и обещает быть весьма интересной.

Чешские коронационные регалии на выставке в Пражском граде в 2013 году.Вотивный образ архиепископа Яна Очко, около 1371 года, Национальная галерея, Прага.

Эндрю Уайет

Мадрид, ИспанияMuseo Thyssen-Bornemisza1 марта — 19 июня 2016 года

www.museothyssen.org

Классик американского искусства XX века никогда раньше не удостаивался персональной выставки в странах Западной Европы. При этом в европейских музеях хранится всего пара его картин. Нынешняя ретроспектива дает отличные шанс познакомиться с творчеством Эндрю Уайета, не перелетая через океан.

Всего 60 работ, многие из которых происходят из частных коллекций и никогда раньше не экспонировались на публике. Тактически правильно отложить поездку в Мадрид на начало июня, когда в музее Прадо через дорогу откроется грандиозная выставка Иеронима Босха.Эндрю Уайет «Вдали от дома» («Портрет сына»), 1952, собрание семьи художника.

Эндрю Уайет «Истоптанные сорняки», 1951, собрание семьи художника.Эндрю Уайет «Ночь», 1979, собрание семьи художника.

Гелий Коржев

Москва, РоссияТретьяковская галерея24 марта — 14 июня 2016 года

www.tretyakovgallery.ru

Полотна классика советского искусства и одного из основоположников Сурового стиля Третьяковка покажет в тех же залах, где недавно с оглушительным успехом прошла выставка Валентина Серова.

Вряд ли Гелий Коржев вызовет такой же ажиотаж, однако его творчество, как минимум, принадлежит к тому лучшему, что было в русском и советском искусстве во второй половине XX века.Гелий Коржев «Егорка-летун», 1976-1980, Третьяковская галерея, Москва.Гелий Коржев «Мать», 1964-1967, Третьяковская галерея, Москва.

Перечень выставок отражает мои личные предпочтения и не претендует на объективность. То есть это выставки, на которые я сам либо точно собираюсь поехать посмотреть, либо очень хотел бы поехать. Текст проиллюстрирован исключительно произведениями, которые представлены на упомянутых выставках (хотя ошибки, разумеется, возможны).

  • Шедевры Иеронима Босха и Караваджо, Жана Тэнгли и Веласкеса, Эль Греко и Мурильо, Мастера Теодорика и Жоржа Девалье, Анри Руссо и Пауля Клее, Хоакина…

  • Шедевры Казимира Малевича, Густава Климта, Александра Родченко, Сандро Боттичелли, Ганса Гольбейна Младшего, Франсиско де Сурбарана, Лукаса Кранаха…

  • Мало кто знает, что на территории Чехии хранится самая большая коллекция русской живописи за пределами бывшей Российской Империи. Некоторые картины…

Источник: https://ffeztromop.livejournal.com/162064.html

Ссылка на основную публикацию