Биография анри матисса, список картин

Анри Матисс. Биография и картины

Анри Матисс (1869 – 1954 г.) Французский художник, лидер фовизма.

Творчество Анри Матисса представило совершенно новую неожиданную трактовку цвета – немыслимые сочетания оттенков и колеров, абсолютно чуждое, будто случайное их соединение на холсте, грубые крупные мазки…и, несмотря на всё это «безобразие» (с точки зрения художественной эстетики прошлых эпох) невероятная гармония законченного полотна с ярко выраженной  тональностью, экспрессией и динамизмом. Если бы Матисса не было, его определенно стоило придумать.

Самый «дикий» среди фовистов, смелый, и, пожалуй, самый одарённый, начинал свой творческий путь с совсем другими кумирами, и это были импрессионисты. Поэтому неудивительно, что первые его работы относят к импрессионизму и постимпрессионизму.

Этому молодому адвокату было предначертано прожить совсем другую жизнь, подчинённую серьёзной профессии юриста. Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения.

Начав свой творческий путь с уроков рисунка, Матисс решительно отверг стезю, насаждаемую его родителями, чтобы придаться не столь обеспеченному, но такому любимому делу – живописи. Затем последовало обучение у разных мастеров, поступление в парижскую Академию художеств, посещение Школы изящных искусств и непрестанный поиск самого себя и своего места на небосклоне изобразительного искусства.

 «Импрессионизм – газета души»

Это высказывание принадлежит Матиссу, для которого импрессионизм стал отправной точкой, стартом на пути формирования авторского стиля.

Да и как было не увлечься Моне, Мане, Ренуаром и прочей «впечатлительной» братией, которые перевернули с ног на голову все устои живописи, вдохнув в полотна новую жизнь, движение и световоздушную прозрачность.

Гонимые, осмеянные, они писали такими красками, какими хотели, и так как хотели, и, в конце концов, стали победителями, создав новое искусство!

Кумирами для Матисса были Ван Гог и особенно Поль Гоген, и действительно, как и в его ранних, так и в зрелых работах, представленных уже на выставке фовистов, ясно читается влияние знаменитого «гаитянина». Однако есть у Матисса и картины, напоминающие нам письмо Ренуара и Мане, такие как «Фрукты и кофейник» (1898) или же «Бель-Иль» (1896).

Не чужд был Матиссу и Сезанн с его характерной драпировкой и грубоватой трактовкой элементов, достаточно взглянуть на «Голубой горшок и лимон» (1899).

Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс  с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Таким для него явился Поль Гоген.

Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами.

Нестеснённый ничем, далёкий от предрассудков, и свободный от какой бы то ни было критики, Гоген ежемесячно отправляет морем свои работы, которые шокируют публику дикими цветовыми решениями и откровенными экспозициями.

Матисс с восхищением принимает искусство Гогена и перенимает у него и выразительность резких контрастов, и отказ от полутонов, и использование чётких контуров, и упрощение форм. Примерами таких работ могут служить  «Натурщик» (1900), «Ваза с фруктами» (1901), «Блюда и фрукты» (1906).

В 1904 году известный меценат и коллекционер Амбруаз Воллар, открывший миру глаза на многих даровитых художников (в том числе и Пикассо), подготовил персональную выставку Анри Матисса, которая имела грандиозный успех.

Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики.

Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т.д.

А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство.

Экспрессионизм Матисса на сайте expressionists.ru. Описание картины Анри Матисса «Танец»

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/anri-matisse-biografiya-i-kartiny.htm

Анри Матисс: картины, биография художника, представителя фовизма

Анри Матисс является одним из крупнейших представи­телей французской живописи XX века.

Гуманистические идеалы, столь непопулярные в совре­менном обществе, никогда не теряли для него своей ценности. Именно их пытался он утверждать, созда­вая свои солнечные полотна. «Я хочу,— писал он,— чтобы усталый надорванный, изнуренный человек перед моей жи­вописью вкусил покой и отдых».

На своем творческом пути Матисс испытал множество различных влияний. Его имя не раз ставили во главе но­вейших направлений в искусстве. Но рамки отдельных школ и группировок всегда оказывались слишком тесными для Матисса. В его живописи жила особая будоражащая энергия, он пытался возродить традиции великих эпох в монументально-декоративных росписях, его поиски были обращены к человеку.

Матисс родился на севере Франции в городе Лe-Като в семье хлеботорговца. После окончания лицея он год провел на юридическом факультете. Потом, уже работая клерком, начал посещать художественную школу, «а в 1892 году по­ступил в Парижскую Академию.

Первым учителем его был слащавый модный живописец Бугре, затем он перешел в мастерскую Гюстава Моро, где занимался в течение четырех лет. В те годы Матисс преклонялся перед старыми мастера­ми, после занятий копировал в Лувре картины классиков живописи и сам писал в «музейных тонах».

Но скоро на­ступило разочарование в академическом искусстве. Пример­но на десятилетие им полностью завладевает импрессио­низм. Тогда-то и начались поиски чистого спектрального цвета, декоративных эффектов, звучности гаммы. Матисс сближается с главой неоимпрессионистов Полем Синьяком, работает в пуантиллистической технике.

Его вещи начинают пользоваться успехом. В 1907 году он даже открывает собственную школу, но через три года его стали раздра­жать пишущие «под Матисса» ученики.

Следующий этап в творчестве художника связан с фовизмом. Фовисты («дикие») оперировали сдвинутыми форма­ми, произвольными пропорциями, резкими красочными со­четаниями, утверждая «свободное», не подчиненное натуре творчество. Матисса все это перестало удовлетворять до­вольно скоро.

Вот только тяга «диких» к огромным полот­нам, плоскостям стен, заполненным мощным декоративным ритмом, была взята им на вооружение. В 1911 году Матисс побывал в России. Огромное впечатление произвело на него древнерусское искусство. «Русские и не подозревают, какими сокровищами они владеют…

художники должны ездить учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше», — говорил он. Поиски, впечатления, идеи формировали собственный стиль Матисса, проникнутый глубочайшим чувством жизни, питаемый постоянным вос­торгом перед прекрасной и вечной (природой.

О произведениях Матисса ваш зритель может судить по коллек­циям московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ленинградского Эрмитажа.

Это, прежде всего, «Семейный портрет» (1908), «Испанка с бубном» (1909), «Красные рыбки» (1911), два живописных панно — «Танец» и «Музыка», ряд вещей, написанных во время по­ездки в Марокко в 1911—1912 годах («Марокканское ка­фе», «Зора на террасе», «Вход в Казба в Танжере», «Тан­жер из окна»). Сам художник называл эти картины «наи­более характерными из всех, которые находятся в музеях».

В 1917 году Матисс переезжает в Ниццу, где обосновы­вается навсегда. В 20-х годах к нему приходит мировая из­вестность.

Он пишет в это время преимущественно гедони­стические картины, воспевающие радости жизни (цикл «Одалиски»). В 1933 году Матисс приехал в Америку.

Здесь для института Варнеса в Филадельфии он исполнил фреску «Танец», на примере которой можно судить о его стремле­нии к дальнейшему упрощению и синтезу форм.

Матисс был блестящим мастером рисунка, меткость, ком­позиционная острота, декоративная игра линий и пятен придают его графическим работам особую прелесть. Он за­нимался и скульптурой, а в последние годы жизни увлекся цветной аппликацией.

Художник прожил долгую жизнь. На его глазах менялся мир, полный борьбы, катастроф, революций. И в этом мире он выбрал сторону баррикады. Матисс принимал участие во многих прогрессивных начинаниях.

В годы оккупации фа­шистами Франции он был связан с движением Сопротивле­ния. После войны стал членом Всемирного Совета мира.

Че­ловек и человечность — вот те идеалы, которым художник сохранял верность до конца своих дней.

Картины Матисса

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1692-matiss.html

Анри Матисс: известные картины с названиями, творчество, фото работ французского художника

В то время как авангардисты стремились лишить зрителя спокойствия, разбудить его, оторвать от созерцания салонных слащавых херувимчиков и вывести в неприукрашенную действительность, французский художник Анри Матисс заявил: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».

Неужели кому-то еще есть дело до человека, честно говоря, отчаянно уставшего от этого «прекрасного и яростного мира»? И неужто кто-то захочет подарить ему «роскошь, покой и наслаждение», не скатываясь в банальные заигрывания в духе салонной живописи? Да, кое-кто захочет и сделает это так, как, пожалуй, не удавалось никому ни до ни после. Анри Матисс.

Сыну торговца зерном и модистки прочили карьеру юриста. Мало ли, что ему рисовать нравится — всем что-нибудь да нравится, а заниматься следует делом, от которого толк будет. Такова позиция отца, и Анри нечего было ей противопоставить. Случай вмешался в виде… аппендицита, который Матиссу удалили в 21 год.

Операцию он перенес не очень хорошо, долго восстанавливался. Чтобы развлечь сына, мать принесла ему коробку красок и альбом. «Когда я начал рисовать, мне казалось, что я попал в какой-то рай», — вспоминал позже Матисс.

Да и отец неожиданно смягчился — кто-то подсказал ему, что сына можно отдать учиться к самому Бугро!

Салонный живописец казался Эмилю Матиссу олимпийским небожителем, поэтому он снабдил отпрыска средствами для переезда в Париж, где Анри должен был готовиться к поступлению в Школу изящных искусств в мастерской Вильяма Бугро.

«Жирным бордосцем, розовым, как поросенок» называет Бугро Раймон Эсколье, автор монографии об Анри Матиссе. У Бугро с Матиссом с первой же встречи возникла взаимная антипатия. К великому разочарования папеньки Анри ушел из мастерской и продолжил подготовку в Школе декоративных искусств.

Впрочем, в святая святых, Школу изящных искусств, его не приняли, зато Анри обрел первого настоящего учителя — Гюстава Моро. Тот отправлял своих учеников в Лувр — копировать классиков, нарабатывать технику, говорил: «о цвете нужно мечтать», и предсказывал Матиссу, что тот «упростит живопись».

В 1898 году в жизни художника произошло сразу несколько знаменательных событий. Умер его учитель Гюстав Морро — Матисс сразу же ушел из Школы.

Читайте также:  «девушка с креветками», уильям хогарт — описание картины

Он женился на красавице Амели Парейр и отправился в свадебное путешествие в Лондон.

Почему Лондон? Ну как же, чтобы смотреть Тёрнера! В Лувре Матисс знакомился с классиками, теперь пришла пора поближе узнать того, кто стал мостом между классикой и импрессионизмом.

Импрессионизм (скорее, неоимпрессионизм) — важный этап становления мастера. Он осваивает цвет, пробует технику пуантилизма. Но в этом направлении Матисс надолго не задержится.

Ему предстоит дать цвету абсолютную свободу, вывести его на главную роль, отбросив детали.

Это произойдет в 1905 году, поворотная картина Анри Матисса, наделавшая много шума и знаменовавшая рождения искусства «диких» — «Женщина в шляпе».

«Дикими» (фр. fauve) работы молодых французских художников назвал критик Луи Воксель и вошел в историю как автор названия «фовизм» для арт-течения, ставящего цвет и декоративность изображения во главу угла. Вместе с Матиссом на том Осеннем салоне выставлялись Дерен и Вламинк.

Известность Матисс приобрел быстро, а вот его финансовое положение оставалось стесненным. И только знакомство с русскими меценатами и коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым позволит ему выйти из бедности — уже навсегда.

В 1908 году тонкий ценитель искусства Сергей Щукин заказал ему два панно, которыми намеревался украсить свой московский особняк. Именно тогда появилась первая картина с названием «Танец» Анри Матисса. Щукин пригласил французского художника в Россию, где мастер был совершенно потрясен русскими иконами.

Одалиски, арабески и другие восточные мотивы — результат проведенных в Марокко зим 1911−1913 годов. Одалиски Матисса сопоставимы с одалисками Энгра. На Востоке художник превзошел рамки фовизма, хотя приверженцем основных его положений остался навсегда. Но теперь картины Анри Матисса стали менее кричащими и демонстративными, взамен пришла глубина и тонкость.

В конце 1917 года мастер приезжает в Ниццу. Многим ли удается изобразить лики счастья посредством хоть какого искусства, при этом не скатываясь в слащавость? А Матисс сумел. Ницца, любовь к которой французский художник сохранит на всю жизнь, увековечена сияющим цветом и светом, синевой бездонного неба и бесконечными и знаменитыми «открытыми окнами».

По следам Гогена Матисс отправляется в Океанию. Он хочет тоже отыскать таитянский рай… Безуспешно. В Океании он проведет три месяца, насыщаясь экваториальным светом («Он совсем золотой, а у нас он серебряный…») и понимая, что писать здесь невозможно, Таити и работа — антонимы. Анри Матисс приходит к выводу, что рай на земле может создать только художник на своих картинах.

После Океании он отправился в США. Доктор Альбер Барнс, известный коллекционер, заказал для своего центра в Мерионе огромное панно. Выбор тематики он предоставил самому художнику.

Матисс остался верен себе и снова пожелал изобразить танец.

В работе над 13-метровым панно он впервые применил технику декупажа — вырезанные из цветной бумаги фигуры перемещал по холсту до тех пор, пока не возникало ощущение завершенности.

Об отдыхе для усталого человека

Матисс был далек от снобизма, свойственного как академикам, так и многим авангардистам. Он не из тех, кто предъявляет потенциальному зрителю длинный перечень, в котором каждое предложение начинается словом «должен». Он считал, что это как раз искусство «должно» быть понятно и доступно любому человеку.

Редкое отношение художника к потенциальному зрителю, не так ли? «Искусство не должно беспокоить и смущать. У меня нет никакой теории». Подарить отдохновение усталому человеку — вот достойная задача. Тот, кто умел писать счастье и изображал его в каждой своей картине, имел право так говорить: таким художником был Анри Матисс.
Брак мастера был заключен по большой любви. И его можно описать словами «Амели очень старалась». У Матиссов было двое сыновей. Кроме того, внебрачная дочь французского художника Маргарет, которую до встречи с Амели родила одна из его натурщиц, тоже жила в семье. Амели мечтала помогать мужу во всем, быть с ним рядом, она хотела, чтобы и в творчестве Анри Матисса, и в их доме звучало «мы». Но если в начале их брака так и было, то со временем она поняла, что не сможет занять в сердце мужа место хотя бы такое же, какое занимает живопись. А уж если у него что-то не ладилось в работе, то мало не показывалось никому… Увлечения Матисса «одалисками» тоже брак не укрепляли.

Когда в 1932 году порог их дома переступила претендентка на роль помощницы и секретаря, русская эмигрантка Лидия Делекторская, мадам Матисс оставалась совершенно спокойна — светловолосая голубоглазая Лидия совсем не в его вкусе.

Художник всегда предпочитал брюнеток, такой была и сама Амели, и многочисленные «одалиски». Когда через некоторое время мадам Матисс понадобилась компаньонка и сиделка, она сама вспомнила об этой русской.

Лидия за ней ухаживала, а Амели жаловалась на разлад отношений с мужем. Однажды Матисс зашел в комнату жены, что-то говорил, о чем-то спрашивал, взгляд его привычно скользнул по Лидии, и вдруг… «Не двигайтесь!» Вышел за альбомом и начал рисовать.

Он словно впервые увидел ее, а мадам Матисс — впервые ощутила опасность от присутствия этой голубоглазой красавицы.

…Жена художника долго, очень долго молча смотрела на портрет Лидии. Затем тихо сказала: «Или я, или она». Анри Матисс выбрал семью. Лидия ушла. А художник обнаружил, что без нее уже не может.

Лидия вернулась, и тогда ушла Амели. В 1940 году они развелись. Лидия была рядом до последнего его дня. Она вспоминала: «На протяжении 20 лет я была светом его очей, а он — смыслом моей жизни…».

На момент их знакомства Лидии исполнилось 22 года, Матиссу — 62.

Капелла Четок и что ей предшествовало

Передавая на картинах исключительно радость, в жизни французский художник Анри Матисс сталкивался с болью и физической, и душевной. Во время Второй мировой войны его дочь Маргарита как участница французского Сопротивления были угнана в концентрационный лагерь в Германию, мадам Матисс за печать листовок приговорена к шести месяцам тюрьмы. Сам Анри во время войны жил в Вансе и сходил с ума от беспокойства за родных. Все они остались живы.

В 1941 году французский художник перенес тяжелейшую операцию, у него обнаружился рак кишечника. Как выяснилось после — шансов на удачный исход было крайне мало. Матисс просил доктора подарить ему еще года 3−4 — столько планов хотелось реализовать! Он прожил еще 13 лет.

Во время болезни за ним ухаживала монахиня, которая и попросила подправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок в Вансе. Матисс увидел в этом предзнаменование и разработал полностью оформление капеллы. «Верю ли я в бога? Да, когда работаю!», — заявил он.

Когда состояние здоровья более не позволило вставать к холсту, он прикреплял уголь к палке и работал таким образом. Оформление капеллы он считал своим главным достижением и сбывшейся мечтой.

1 ноября 1954 года у французского художника случился микроинсульт. А на следующий, предпоследний день его жизни, Лидия Делекторская, свет очей его, пришла к нему в высоком тюрбане и, глядя на осунувшегося Матисса, с грустью и бесконечной нежностью пошутила: «В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу». Мастер улыбнулся и велел: «Давайте карандаш и бумагу».

Источник: https://artchive.ru/artists/1541~Anri_Matiss

Анри Матисс биография кратко и интересные факты

Анри Матисс краткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.

 Анри Матисс краткая биография

Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като. Получал знания во многих заведениях – сначала обучался в Париже с 1891 года в академии Жюлиана, потом в 1893 году в Школе декоративных искусств и, наконец, в Школе изящных искусств в период 1895— 1899 годов.

Сначала он, как многие ученики живописца того периода, занимался копированием произведений старых голландских и французских мастеров. В своем творчестве он испытал огромное влияние неоимпрессионизма (вдохновившись работами Синьяка), искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусской иконописи.

В период с 1905 – 1907 годов Анри возглавляет новое художественное направление – фовизм.

В начале ХХ века в работах художника прослеживается воздействие кубизма, а вот с 1920-х годов они отличаются колористическим многообразием, непосредственностью и мягкостью письма.

Начиная с 1930-тых годов, Матисс сочетает декоративность фовизма с четким аналитическим построением композиции и тонко цветовым нюансированным строем.

Во второй половине ХХ столетия Матисс нашел свой стиль в художественном искусстве — лаконичный рисунок, контрастное сочетание цветовых зон или преимущество на полотне оттенков основного одного тона, а также тона, которые не скрывают фактуру холста. Он четко прослеживается в его панно «Музыка», «Мастерская художника» и «Танец».

В его творчестве преобладают следующие мотивы — идиллические сцены, танец, узоры тканей и ковров, статуэтки, вазы и плоды («Красные рыбы «и «Натюрморт с раковиной»). Отличительная черта Матисса – оперирование линией. Он делает это достаточно тонко, прерывисто, иногда линия долгая, круглящиеся, прорезывающая черный или белый фон («Темы и вариации», «Стихи», «Пасифае», «Стихи о любви»).

Его последней работой было  оформление витражей доминиканской капеллы Четок около Ниццы в 1953 году. Умер художник 3 ноября 1954 года.

Анри Матисс интересные факты

  • Когда Матиссу было 20 лет, он перенес операцию по удалению аппендицита. Это событие способствовало тому, что Анри начал интересоваться живописью. Когда он лежал в палате, его мать принесла сыну краски, чтобы тот не скучал. После того как Матисс выздоровел, жить без живописи он уже не мог.
  • Отец Матисса хотел, чтобы сын стал адвокатом. Анри даже выучился в Париже на юридическом факультете и работал одно время клерком. Но желание рисовать победило в нем все.
  • Дружил с Пикассо. Они долгое время следили за работами друг друга, давали им одинаковые названия.
  • Был женат на русской эмигрантке Лидии Делекторской, в браке с которой он прожил 22 года. Она была его моделью и помощницей. В браке родилась дочь Маргарита и сын Пьер.
  • Последние годы своей жизни художник Матисс провел в инвалидном кресле и постели. Когда он длительное время не мог стоять, то начал создавать шедевры при помощи цветной бумаги и ножниц. Когда его желание рисовать преодолевало, то он привязывал к длинной палке карандаш и рисовал в кровати.

Источник: https://kratkoe.com/anri-matiss-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/

Матисс Анри

Другие известные художники

«Нужно уметь находить радость во всем в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», — писал французский художник Анри Матисс. 

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. Его мать увлекалась росписью керамики. 

В 1882-1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать. 

Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно он в свободное время посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. 

Читайте также:  Портрет юноши в образе святого себастьяна, антонио больтраффио

В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. С 1892 года Анри учится в Париже в Академии Жюлиана у А.В. Бугро — метра салонного искусства. В 1893-1898 годах он работает в мастерской Г.

Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно высоко оценивая его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов.

Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. 

В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. 

Испанка с бубном

По совету К. Писсарро Анри едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями Тёрнера. Художник в эти годы много разъезжает много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе. 

Наряду с работой над картинами Матисс посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья на рубеже двух веков у художника рождаются два сына — Жан и Пьер.

В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.

 

1901-1904 годы — период интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году.

«Представление о наиболее ранних пейзажах Матисса дают картины «Булонский лес» и «Люксембургский сад», датируемые, очевидно, 1902 годом, — пишет Н.Н. Калитина.

— В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний.

В «Люксембургском саду», например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть что-то импрессионистическое. А зеленые, красные, сине-фиолетовые деревья, написанные крупными мазками, вызывают ассоциации с Гогеном.

Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж — настолько здесь звучны краски и щедра растительность. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры».

 

Фрукты и бронза

В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка художника у А. Воллара. Летом того же года вместе с художниками-неоимпрессионистами — П. Синьяком и Э. Кроссом — Матисс едет на юг Франции, в Сен-Тропез. Он начинает работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. 

На выставке 1905 года в «Осеннем салоне» Матисс выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эти произведения и картины его друзей произвели фурор. Так появилось новое направление в авангардном искусстве, получившее название фовизм (от французского «дикий»). 

В 1907 году Матисс отправляется в путешествие по Италии — посещает Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену. В следующем году в «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».

Тогда же художник едет в Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его творчества. Восточное искусство оказало большое влияние на художника. Отсюда преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов в его работах. 
Матисс открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней.

Правда, через некоторое время он отходит от педагогической деятельности, чтобы целиком посвятить себя творчеству. 

Настурции. Панно Танец

Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер С.И. Щукин. В 1908 году он заказывает художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Третье панно — «Купание, или Медитация» — осталось лишь в набросках, а два других — «Танец» и «Музыка» — вскоре приобрели мировую известность.

В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии — огонь, землю, воздух.

Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. 
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву. 

Отвечая на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России, он говорил «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию.

Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души». На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам Щукину и И.А.

Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. 

История жизни Анри Матисса

В зимние месяцы с 1911 по 1913 год художник посещает Танжер (Марокко). Под впечатлением поездки Матисс создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912), приобретенный И.А. Морозовым.

Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм». 

«Переход был необходим, потому что Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма, — отмечает М. Бессонова. — Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.

Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Свет господствует в замечательном холсте «Открытое окно с видом на бухту в Танжере».

Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, «съело» все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.

Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Краски сильно разбавлены, и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью.

Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике…

» 

После 1914 года Матисс продолжал иногда писать пейзажи, но отметить в них можно, пожалуй, лишь сдержанность колорита «Дорога в Кламаре» (1916-1917), «Монтальбан» (1918). 

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку.

Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма. Под влиянием живописи О. Ренуара он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях, и появляется цикл «Одалиски».

В 1920 году Матисс работает над эскизами декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей». 

Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Кельне, Лондоне, Берлине, Копенгагене и других городах. В июле 1925 года А.

Матисс получает звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году он получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы».

В 1930 году Матисс едет на Таити, где работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса. 

Уголок мастерской

В 30-40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики.

Это позволяет усилить впечатление движения. Он порывает с налетом светскости, изнеженности, создавая монументальные полотна «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940), «Натюрморт с устрицами» — одно из самых совершенных его созданий.

В картинах все больше появляется асимметрии. Матисс отказывается от экзотики Востока. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами («Желтое платье и шотландка», «Королевский табак», «Отдых танцовщицы»). 

Художник продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления. Работа — самое главное в жизни мастера, мысли о ней не покидают его.

В письме к известному писателю Л. Арагону от 1 сентября 1942 года художник пишет «Я думаю только о работе…» 22 августа 1943 года он снова пишет тому же адресату «В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни — и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз…

» 

Натюрморт. Раковина на черном мраморе

В сороковые годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), в которой исполнена серия «Джаз» (1944-1947). 

В 1947 году художник удостаивается высшей степени ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на ХХУ Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса.

В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена он работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, своеобразный синтез многих предшествующих его исканий.

 

Читайте также:  Женщина, сидящая в нижней рубашке, андре дерен, 1920

Несмотря на тяжелую болезнь, почти все его произведения последних лет светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелой бессонницы, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска. 

Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и похоронен там же.

Источник: http://tunnel.ru/post-matiss-anri

Матисс Анри. Картины и биография. Matisse Henri

Матисс Анри Картины и биография Анри МатиссаАнри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.

В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.

В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).

В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.

Площадь в Сен-Тропе, 1904 Музей искусств, КопенгагенОкно, 1916 Институт искусства, ДетройтКрасные рыбки, 1911 Музей им. А.

С.Пушкина, МоскваПоднятое колено 1922, Частное собрание В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.

В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках.

Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.

В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И.

А. Морозовым.

Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Радость жизни 1905-1906Очертания Нотр-Дам ночью, 1902Сидящая женщина 1903Женщина в шляпе 1905Голубая обнаженная 1907Танец 1909Обнаженная спина 1918Ивонна Ландсберг 1916Уголок мастерской 1911Красная комната 1912Семейный портрет 1914Итальянка 1916Сидящий Риффиан 1913Портрет Делекторской 1934Мастерская художника 1911Одалиска в красных шароварах, 1917Урок музыки 1917Разговор 1909Портрет жены художника 1905Одалиски 1928 После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).

Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.

Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.

Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э.

Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду).

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св.

Доминика и Девы Марии.

Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика.

Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.

Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Салфетки для декупажа

Источник: http://www.nitpa.org/matiss-anri-kartiny-i-biografiya-matisse-henri/

Краткая биография Матисса

>> Все биографии >> Художники из Франции

Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869— 1954), французский живописец, график и скульптор.

Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като (Пикардия), умер 3 ноября 1954 г. в Симьезе близ Ниццы.

Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895— 1899 гг.) у Г. Моро.

Как и большинство учеников живописца того времени, копировал произведения старых французских и голландских мастеров.

Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства Арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 г. посетил Москву).

В 1905—1907 гг. Матисс становится лидером нового художественного направления — фовизма. Начиная со второй половины 1900-х гг.

он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С. И. Щукина в Москве, оба 1910 г.

) или богат оттенками одного основного тона, полупрозрачными и не скрывающими фактуру холста («Мастерская художника», 1911 г.).

В работах Матисса второй половины 10-х гг. заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916— 1917 гг.); произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).

В 30—40-х гг. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931—1932 гг.) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г.).

Постоянные мотивы в его творчестве — танец, идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1911г.; «Натюрморт с раковиной», 1940 г., и др.).

Матисс предпочитает оперировать линией — тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г.; иллюстрации к «Стихам» С.

Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара).

В 40-х гг. художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944— 1947 гг.). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20— 30-х гг. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г.).

Его последняя работа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г.).

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-matissa

Ссылка на основную публикацию