Биография и картины антонио каналетто

Каналетто АнтониоКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года.

Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755).

Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.

Темза и дома пригорода

Ричмонда, 1747, Частное собрание

Вестминстерское аббатство

и процессия рыцарей, 1749, Вестминстер

Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730, Музей, Хьюстон

Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.

Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в произведениях художника с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754).

Площадь в Пирне, 1754
Набережная Сан-Марко, около 1740
Площадь Сан-Марко, 1730

Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). В 1746 году художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. В 1755 году художник возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней.

В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало знаменитое “Каприччо с колоннадой”, поражающее своей искусной перспективой.

Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму “Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада” (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).

Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Мост Вестминстер

1746

Мост Риальто

с южной стороны, 1735

Возвращение Буччинторо

в праздник вознесения, 1732

Пьяццетта, 1735,

Галерея античного искусства, Рим

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.

В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.

Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти. Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто.

Источник: http://smallbay.ru/canaletto.html

Жанровые пейзажи Каналетто

Краткая биография и описание некоторых пейзажей художника.

Джованни Антонио Каналь

Каналетто (1697, Венеция – 1768, Венеция), настоящее имя Джованни Антонио Каналь, первоначально учился у своего отца — художника по театральным декорациям. Около 1719 поехал учиться в Рим.

Большое влияние на него оказали Джованни Паоло Паннини и, прежде всего, Лука Карлеварис, писавший городские пейзажи — так называемые ведуты. Для живописи Каналетто характерны академическое построение перспективы и реалистичное изображение природы.

В топографических видах городов он с точностью воспроизводит красоту архитектуры. Различные настроения природы передают игра света и тени, а также оттенки неба. Каналетто нередко вписывал в свои пейзажи жанровые сцены для оживления композиции.

Работая с 1746 по 1753 в Англии, он способствовал распространению венецианского городского пейзажа за пределами Италии.

Пейзажи

Скуола ди Сан Рокко, после 1730. Холст, масло, 47*80 см.
С помощью пронизанного лучами света Каналетто сознательно подчеркивает пространственную перспективу вокруг здания Скуолы Сан Рокко.

Он написал несколько эскизов, изображающих здание в разных ракурсах, а затем свел их в единую монументальную композицию.

Эта синтетическая манера изображения является достижением художника, принесшим живописцу всеевропейское признание.

Набережная Мендиканти, около 1723. Холст, масло, 143*200 см.
Венецианские пейзажисты эпохи барокко редко обращались к теме бедных кварталов. Их ведуты были ориентированы прежде всего на изображение прекрасного.

Поразительно также то, что Каналетто изобразил трущобы топографически верно и в подробностях, а приглушенная игра света и тени усиливает реалистический эффект картины, создающий интимное и таинственное настроение.

«Бученторо» у мола в день Вознесения, 1729. Холст, масло, 182*259 см.
Cогласно старому обычаю, в день Успения Девы Марии дож — глава города — выходил в море на своей роскошной галере «Бученторо» и бросал в воды лагуны кольцо, что символизировало обручение Венеции с морем.

Это торжественное событие не раз служило сюжетом для полотен Каналетто. Многочисленные подвижные фигуры и пышные декорации придавали им нарративный характер.

Передний план картины, погруженный в тень, переносит внимание зрителя на роскошную галеру в центре и одновременно расширяет перспективу.

Прием посланника императора во дворце дожа, 1729.
Холст, масло, 184*265 см. Возможно, что Каналетто написал эту картину, изображающую сцену передачи посланником дожу вверительной грамоты, по заказу графа Джузеппе ди Болоньи.

Реалистично, в праздничных тонах, передает художник этот акт государственной важности, при котором присутствуют представители различных сословий.

Так, в правом углу картины дворян и простолюдинов отличает не только одежда — они отделены друг от друга забором.

Мост Риальто, вид с юга, около 1737. Холст, масло, 68.5*92 см.
Городской пейзаж представляет панораму Большого канала и построенного в 1591 деревянного моста.

Скользящие по каналу гондолы играют в картине самостоятельную роль. Благодаря контрасту света и тени канал кажется очень узким.

Но это впечатление смягчается светящимся голубым небом, занимающим всю верхнюю половину картины, придающим произведению определенную торжественность.

Большой канал, от палаццо Бальби, напротив Риальто, около 1724.
Холст, масло, 144*207 см. В этом раннем произведении художник изобразил канал в его максимальной перспективе: вдали виден мост Риальто, а за ним — купола собора Санта Мария делла Салюте.

Картина содержит элементы театральной декорации, о чем свидетельствуют стиль изображения архитектурных сооружении и различная степень освещенности переднего и заднего планов.

В отличие от неторопливо текущих вод канала, на котором почти не видно гондол, затянутое облаками небо создает внутреннюю динамику полотна.

Источник: https://artrue.ru/articles/zhanrovye-pejzazhi-kanaletto.html

Великолепие Венеции и Лондона в картинах итальянского живописца Каналетто

Всем привет!

С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать об одном из самых знаменитых итальянских художников, мастере городских пейзажей Джованни Антонио Канале, больше известного под именем Каналетто.

Большой канал в Сан Вио

Живописец родился в 1697 году в Венеции. Его отец был театральным художником. Мальчик с детства был приобщен к искусству: часто помогал отцу в студии, вместе с братом участвовал в оформлении оперы “Алессандро Скарлатти” сначала в Венеции, а после в Риме.

Прозвище Каналетто художник получил еще в юном возрасте. По каким причинам, точно неизвестно, однако достоверно известно то, что это же имя носил также его племянник Бернардо Беллотто – не менее известный пейзажист.

Именно в Риме молодой человек начал увлекаться живописью. По мнению многих художественных аналитиков, этому поспособствовало знакомство с творчеством Джованни Паоло Панини. Вдохновленный его картинами, Каналетто стал пробовать писать панорамные виды Венеции. Причем делал он это сразу с натуры, без предварительных набросков и эскизов.

Работы достаточно быстро оценили по достоинству. В них преобладали яркие оттенки цветов, а также прослеживались линии театральной перспективы.

Речной пейзаж

Венеция, возвращение «Буччинторо», 1728 г.

Вид на собор Святого Марка и Дворец дожей в Венеции

Вскоре художник завоевал славу и в родном городе. Ему начало поступать огромное количество заказов, которые порой он даже не успевал выполнять. Некоторые произведения Каналетто копировал в нескольких экземплярах и отправлял в другие страны, чаще всего в Англию.

Со временем на почве продажи картин у мастера разгорелась даже ссора с друзьями.

Ранний период творчества художника отличался фотографически точным представлением городских видов.

Каналетто тщательно изучал физические явления, при написании картин пользовался камерой-обскурой, линза которой помогала создать правдоподобные, объемные образы.

Позже для этого также изобрел собственную механическую технологию с использованием линейки и циркуля. Каждое архитектурное здание и фигура изображались в соответствии с определенной формулой.

Вид на вход в арсенал

Некоторые искусствоведы уверяют, что для создания такого огромного количества произведений живописец открыл свою мастерскую. Однако официально эта информация не подтверждена.

Читайте также:  «небесный бой», николай константинович рерих — описание картины

Когда Джованни Антонио было 43 года, в Венеции началась война за австрийское наследство. Британцы стали редко приезжать в страну и численность местного населения намного сократилась, поэтому заказов у художника становилось все меньше и меньше.

Через 6 лет Каналетто отправился в Лондон, где его уже хорошо знали и любили. На протяжении девяти лет он писал виды местной архитектуры. Однако тут картины не пользовались особой популярностью, поскольку была заметна вторичность.

Вид на Темзу

По возращении в родной город живописец начал испытывать множество финансовых проблем. Вернуть уверенность в себе помогла лишь ниже представленная работа.

Перспектива

Благодаря этой картине Джованни Антонио избрали членом Венецианской академии художеств.

Умер художник в 1768 году в Венеции.

Источник изображений

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Каналетто
Каналетто Антонио. Картины и биография
Каналетто Джованни Антонио
Биография и картины Антонио Каналетто
Джованни Антонио Каналь Каналетто

Автор статьи — @annaart

Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус 🙂 Подарите себе и своим близким вдохновение!

Источник: https://golos.io/vp-painting/@vp-painting/ru-velikolepie-veneczii-i-londona-v-kartinakh-italxyanskogo-zhivopiscza-kanaletto

Джованни Антонио Каналь Каналетто (1697 — 1768)

22.07.2008

Публикации

С именем этого мастера связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты.

Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов.

Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города.

Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.

Церковь Санти Джованни э Паоло и Скуола ди Сан Марко. 1725

Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля.

В юношеские годы Каналетто испытал и влияние М. Риччи, работавшего в другом виде традиционного пейзажа — каприччо. Фантазия и пейзажное восприятие мира были объединены в нем с изысканным чувством декоративности и живописности. Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком.

Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах.

Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. В каприччо этого времени он использует зарисовки античных построек, сделанные во время путешествия в Рим.

Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Он был не просто подсобным материалом, из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля.

Регата на Большом канале. После 1735

С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды.

Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники.

В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу.

В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств.

В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.

Вид Мола от Бачино ди Сан Марко 1740-е

Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Полихромия ведут с изображением торжеств в картинах с изображением будничной жизни Венеции сменяется более приглушенными красками. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.

Вид церкви Санта Мария делла Салюте и Доганы от Большого канала 1728—1730

Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами художник варьирует силу тона, передавая тонко дифференцированные градации света и тени, смягчая этим четкость планового построения ведут.

Краски неба, воды, архитектуры, костюмов приведены в них к сплавленному тональному звучанию. Как поэтическое воспоминание о Венеции воскресают в памяти полотна Каналетто с изображением самых живописных уголков города — церкви Санта Мария делла Салюте на острове Джудекка или построенной Палладио церкви Сан Джорджо Маджоре.

Каналетто изображает их на фоне водного пространства с различных точек города, словно передвигаясь, находя все новые ракурсы и связанные с ними нюансы освещения. В видах 1740-х годов художник иногда объединяет венецианские и римские постройки, придавая этим воображаемым ведутам вид грандиозный театральной декорации.

Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо.

Вид Бачино ди Сан Марко. До 1745

Темза возле Сити. 1746—1747

Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756).

Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и неопалладианскими павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств.

Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты. Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.

Итонский пейзаж. Ок. 1754

По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам.

В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции.

На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=585

Каналетто, Панини

Картины венецианцев совсем не похожи на работы представителей миланской школы живописи. Полотна Алессандро Маньяско отличаются драматизмом, сложностью композиций и сюжетов, эмоциональным напряжением, трагедией героев – эти чувства возникали в непростое время контрреформации и пришедшей с ней   инквизиции.

Джованни Антонио Каналь Каналетто – современник Маньяско, представляет совсем другую, венецианскую школу живописи. Каналетто считается величайшим мастером ведуты. Веду́та (италь. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века.

Это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Настоящее имя художника было Каналь. Суффикс –етто – означает прозвище, сын такого-то. Отцом знаменитого мастера Джованни Антонио Каналетто был театральный художник Бернардо Каналь. По всей видимости Каналетто учился у отца, помогая ему рисовать театральные декорации.

Позже будущий мастер постигал азы искусства в Риме у художника Паоло Панини, который изображал интерьеры. Первая известная подписанная им самим работа датируется 1723 годом. Вскоре пришёл успех и появилось много заказчиков.

Каналетто пользовался известностью у англичан, они любили заказывать картины  у итальянского мастера. Художник имел возможность путешествовать, два раза он был в Лондоне.

В 60-х XVIII годах мастер поселился в Венеции, где и умер в 1768 году.

“Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей” Сюжет картины – праздник XVIII века, но его традиции уходят вглубь веков. Венеция существует с VI века.

Читайте также:  Тополя, клод моне, 1892 - описание картины

Земли здесь совершенно гиблые, совсем не приспособленные для жизни. Название страна получила от племени венетов, там поселившихся. В V-VI веке по Европе прошли орды варваров.

А на территорию Венеции никто не покушался, места там были глухие и племена варваров туда не добрались.

Любопытно, что Венеция никогда не была феодальным государством. Это была средневековая республика, где пожизненно избирали правителя – дожа. Дож жил во дворце. На заднем плане картины хорошо виден дворец дожа. Рядом – площадь святого Марка. Мы видим изображение праздненства, известного с XI века.

На Вознесение – этот праздник переходящий, зависит от Пасхи, в конце мая или начале июня, дож со свитой выходили в Адриатическое море и совершали молебен, просили море, чтобы оно было спокойное, тихое, не причиняло бед городу, чтобы вода не заливала набережные. Такая церемония проходила вплоть до XII века.

Римский папа Александр III в честь победы над императором священной Римской империи Фридрихом Барбароссой в битве при Леньяно в 1176 году решил наградить многие города. Венеции он предоставил право проводить церемонию обручения дожа с морем. Когда это проводилось впервые, Папа самолично снял с руки кольцо и бросил его в море. «Мы женимся на тебе, море», так обычно говорили, бросая в воду кольцо.

Для ежегодного праздника обручения дожа с морем специально строили корабль. Назывался он бучинторо. Это золотая ладья,изображённая на картине справа, она уже возвращается ко дворцу дожа. Название «бучинторо» было созвучно имени «букентавар» – то есть если кентавр – это помесь лошади и человека, то букентавр – это человеко-бык. Иными словами бучинторо означало тоже, что и букентавр.

За всю историю построили всего 5 бученторо. Их всегда строили как галеру, а не парусное судно.

На картине бученторо возвращается с церемонии обручения дожа с морем. В центре изображена маленькая ладья. Если приглядеться к ней внимательно, то мы разглядим французские символы в украшении носовой части.

Это лилии. В то время особенно подчёркивалась дружба с Францией. Да и к тому же заказал эту картину в 1726 году  французский посланник в Венеции граф де Жержи.

Поэтому именно французское судно  помещено в центре композиции.

Интересно, что в Эрмитаже есть парная к этому полотну картина, на тему приёма посла. Наша картина условно датируется 1728 годом, раньше она не могла быть написана из-за сложных дипломатических отношений между Францией и Венецией.

Художник уделяет большое внимание деталям. Вся церемония празднества, её участники, архитектура собора святого Марка, кампаниллы, библиотека со всеми деталями (арками, колоннами) воспроизведены очень точно. Даже сейчас эта часть города легко узнаваема на современных снимках.

Чтобы свет и воздух ощущался на полотне, Каналетто изображает много воды между лодками. Все архитектурные детали он чуть-чуть размывает, контуры делает не столь чёткими. Ведь если изобразить строгие линии, на картине нельзя почувствовать воздух.

Свет из-за размытых контуров становится мягким, рассеянным – настоящим. Вдали предметы не могут быть чёткими! Поэтому городской пейзаж на полотне выглядит очень «настоящим», жизненным. Пейзаж у Каналетто просторен и прекрасен.

Такую живопись можно сравнить с музыкой Вивальди, настолько она лёгкая и воздушная, но в то же время – очень глубокая.
Картина не просто изображает Венецию, она её отражает. Не упущены и детали во дворце дожа.

Мы видим, что на празднике присутствует множество народа, они наблюдают за происходящим с балконов. Но фигуры изображены буквально несколькими мазками, без подробной прописки детали. И поэтому мы не отвлекаемся на их рассматривание.

И всё в картине зыбко, подвижно, всё качается, как это должно быть. Возникает ощущение, что мы находимся на одной из лодок и наблюдаем за происходящим.

На картине художник подбирает сочетание ярких и нежных красок одновременно. Очень сложно написана вода.

И хотя у неё определённый цвет – цвет венецианской воды, но мастер использует столько разнообразных оттенков, что посчитать все  невозможно. Мало того, вода написана со всеми отражениями лодок, зданий и людей в ней.

Такая живопись очень близка к импрессионистической. Каналетто, бесспорно, оказал на художников-импрессионистов очень большое влияние.

Интересно рассмотреть странные костюмы в масках на одной из лодок. Карнавалы в Венеции были очень длинными. Случалось, что они продолжались до 300 дней в году. И маска очень важна для понимания жизни в Венеции. Это город призрак. Люди здесь могут быть кем угодно. Ведь маска преображала человека.

В карнавалах использовали всего несколько видов масок. То есть практически все люди выглядели одинаково. Маски делали таким образом, что она позволяла принимать пищу не снимая покров!  Носили её с прямоугольным плащом – домино. Покрой одежды скрывал пол человека.

Конструкция маски преображала голос и по этому признаку тоже нельзя было узнать человека. Одетый в маску человек таким образом напрочь терял индивидуальность – пол, возраст, сословие. Маски на картине напоминают те, что надевали доктора во время чумы, набивая их особыми травами и благовониями.

Считалось, что эти вещества препятствуют заражению, но это было не так. Именно маска в те времена была признаком карнавала и одновременно ассоциировалась со смертью. Поэтому художник был до конца честен, изображая персонажей в масках на своём полотне.

Эта картина поступила в собрание музея из НКВД когда арестовали её владелеца, композитора Венедиктова.

В собрании хранятся и два других полотна Каналетто. Первая из них: «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»

И парная к ней: «Вид на острова лагуны и арсенал от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло».

На двух картинах очень хорошо заметно, что это вид, выполненный практически с одной точки. Посмотрите на здание справа и вы увидите:  на выступе, рядом с парусом стоит цветок в горшке. И на первой картине «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»,

справа вы увидите угол, часть этого же жёлтого здания и тот же цветок в горшке. Здесь – другая Венеция. Спокойная и будничная.

Каналетто – мастер света. Свет у него контрастный, сложный. В его полотнах свет как будто вспыхивает редкими всплохами, освещая то одну, то другую часть картины.

В собрании музея находятся несколько произведений учителя Каналетто, Паоло Панини.

Ведута. Джованни Паоло Панини
“Внутренний вид церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме”. Из собрания Юсуповых. Базилика сан Джованни.

Все архитектурные детали прорисованы с удивительной тщательностью и подробностями. Но что бы это не получилось геометрическим чертежом, художник пишет человечков в пространство ведуты – это оживляет картину, делает её реальной, жизненной.
Джованни Паоло Панини «Внутренний вид церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме»

Художник мастерски работает со светом. Свет у него проникает внутрь сквозь окна. Он обволакивает внутреннее пространство и  играет на колоннах собора, как будто на гранях драгоценного камня.

Джованни Паоло Панини “Папа Бенедикт XIV посещает фонтан Треви”. Полотно происходит из коллекции Салтыкова. Художник точно воспроизводит архитектурный ансамбль площади.

Именно Панини оказал на Каналетто большое влияние, именно от своего учителя Каналетто научился в подробностях изображать архитектурные детали.

Картина Макеле Мариеске. “Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин.”

Возможно автор полотна был учеником Каналетто. Но это только предположение. Мариеске работал как театральный художник, и это всё, что мы о нём знаем. Он умер в 33 года.К этой картине тоже существует парная, она находится в Эрмитаже.

Здесь художник рисует совсем другую Венецию. Она сырая,   будничная, мрачная, даже трагическая. Тусклый закатный свет освещает ветхие сырые дома и отражается в тёмной воде. Нет в мире более сырого города, чем Венеция.

Стены домов очень часто покрыты плесенью, жителей Венеции одолевают болезни. Интересно, что если человек рождался в Венеции, то он часто здесь жил до глубокой старости.

А если он приезжал и решал остаться в Венеции, то  очень часто загадочно умирал.

Картины в коллекцию музея попадали разными путями. После декрета 1924 года о преобразовании ГМИИ из музея слепков в музей подлинников на Волхонку 12 начался приток картин. Работы прославленных мастеров поступали из Эрмитажа, из Румянцевского музея, из Первого музея Западной живописи и даже из НКВД после ареста владельцев картин.

В следующей части мы расскажем о работах Бернардо Беллотто.

Все снимки взяты с сайта ГМИИ.

(Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка…

Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-kanaletto-panini/

Джованни Антонио Каналетто часть первая | Сообщество любителей литературы

18 октября 1697 — 20 апреля 1768

         Подробной его биографии мы не знаем. Кое-какая информация сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена. Все остальное — его картины.

                    Каналетто никогда не был женат. Детьми он не обзавелся. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи. Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 18 октября 1697 года в семье театрального художника.

Читайте также:  Коронование девы марии - энгерран картон » музеи мира и картины известных художников

Каналетто (то есть «маленький Каналь») уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса.

Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Во многом картины двух художников этого времени похожи. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину!) и очень театральны по манере.

Но есть и серьезное расхождение: Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание.

         Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. Один из них — Оуэн Максуини. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию.

Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. В новом жанре приходилось работать более формально. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине — не ясно.

Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. «Этот капризный парень, — однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, — ежедневно меняет цены на свои картины».

«Этот ненасытный человек, — читаем в другом его письме, — пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник.

              С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию.

В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию.

В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры.

Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. 

         К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе бушевала война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы явно потеряли свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

               В 1746 году художник отправился в Лондон, где его преданно любили. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали другие.

Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали». В сущности, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции, — писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты заметно уступают видам родного города. Об этом громко говорили недоброжелатели живописца.

Но если отбросить эмоции, то, пожалуй, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь «срифмовать» Темзу с венецианским Большим каналом. Эта ассоциативность на корню уничтожала самобытность места.

Там, где Каналетто ее избегал, из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием, — такие, как великолепный «Старый Уолтонский мост» (1754).

               В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году). Домой он вернулся в 1755 году. Жизнь на родине не радовала. Денег хронически не хватало.

Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности. Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере.

В такой манере писал Франческо Гварди (1712-1793), он теперь и оказался на коне.

                 В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал только спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой.

Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).

Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались. Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой.

В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год».

        Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

 

 

 

 
                                                                                  
 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: http://maxpark.com/community/5487/content/3048090

Каналетто Джованни Антонио (Giovanni Antonio Canaletto)

Итальянский офортист и живописец эпохи классицизма Джованни Антонио Каналетто (Giovanni Antonio Canaletto) родился 28 октября 1697 года.

Его отец, который работал театральным художником, и научил искусству написания картин.

В основном художник работал в городе Венеции, однако в его творчестве также есть римский период (1719-1720 и 1740), а также лондонский период (1745-1755).

Каналетто прославился как настоящий профессионал архитектурного пейзажа. Большое количество его полотен изображают прекрасные панорамные венецианские виды, которые переплетены с эпизодами из городской жизни.

Абсолютно для всех его работ характерной являлась документальная точность рисунка, которая гармонично сочеталась со свежей цветовой гаммой и нарядной зрелищностью.

Самые известные картины Джованни Каналетто данного периода — это «Двор каменотеса» (1730), «Площадь Сан Марко» (1730), «Отъезд венецианского дожа на обучение с Адриатическим морем» (1740), «Набережная Сан Марко (1940) и многие другие.

В 1746 году живописец перебрался в Лондон, где на протяжении долго времени считался самым талантливым и успешным художником, который писал виды британской столицы и ее окрестностей. Именно в это время появились такие известные его работы, как «Лондон. Мост Венстминстер» (1746), «Вид Лондона» (1846) и «Старый Уолтонский мост (1754).

В 1755 году Каналетто вернулся в родную Венецию, где и проработал до конца своей жизни.

В 1763 году он был избран членом Венецианской академии, несмотря на то, что работу, которая была необходимым условием для вступления, он написал только через два года.

Ею стала одна из самых знаменитых картин живописца — «Каприччо с колоннадой» (1765). примерно в это же время появился на свет и «Портик дворца» (1765).

В 1766 году Джованни Каланетто написал свою последнюю работу, которая дошла до нашего времени.

Это был рисунок, выполненный тушью и пером, а сам живописец своей рукой внизу рисунка дописал: «Я сделал этот рисунок, который изображает певчих Собора Сан-Марко, в 68-летнем возрасте, вообще не пользуясь очками. 1766». Это было прекрасной иллюстрацией того, что, несмотря на возраст, рука художника оставалась крепкой.

Живописец умер и похоронен с почестями в 1768 году. Все самые известные картины Джованни Каналетто были приобретены английским королем Георгом III, вследствие чего и сейчас находятся в британской королевской коллекции.

Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье — выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/kanaletto-a/

Ссылка на основную публикацию