Богоматерь во славе, гертген тот синт янс

Гертген тот Синт-Янс — Биография художника, известные произведения, выставки

Гертген тот Синт Янс, (Geertgen tot Sint Jans) (Лейден? 1460—1465 — Харлем? до 1495) — северо-нидерландский живописец.

Этот рано умерший художник, работавший в Харлеме, является одной из самых значительных фигур северо-нидерландской живописи конца XV в.

Для живописной манеры Гертгена характерны тонкая эмоциональность в трактовке религиозных сюжетов, внимание к явлениям повседневной жизни и вдумчивая, поэтически-одухотворённая проработка деталей.

Всё это получит развитие в реалистической голландской живописи последующих столетий.

Гертген тот Синт-Янса родился между 1460 и 1465 годами, вероятно, в Лейдене. Деятельность Гертгена тот Синт-Янса началась в Гарлеме в конце 15 в. до нас не дошло никаких документов о его жизни.

Место его рождения установлено по гравюре Теодора Матама (около 1625), воспроизводящей одну из картин Гертгена.

На этой гравюре имеется надпись, указывающая на Лейден — родину художника — «Гертген Лейденский».

В юности Гертген был учеником вышеупомянутого Альберта ван Оуватера в и во многих отношениях не только был равен своему учителю, но превосходил его, особенно же силою своих образов, композиций, красотой фигур и передачей чувств.

Затем некоторое время был в Брюгге. В списках гильдии миниатюристов этого города за 1475−1476 годы упоминается о «Гертгене Голландце».

Основной источник сведений о Гертгене — «Книга о художниках» ван Мандера, но сведений этих ничтожно мало.

Ван Мандер рассказывает, что Гертген тот Синт-Янс жил в монастыре кавалеров ордена св. Иоанна в Гаарлеме, почему и получил свое прозвище — «маленький Герард из Братства Св. Иоанна». В этом монастыре он жил и работал, не вступая, однако, в орден. Лучшие его работы выполнены по заказу братьев-иоаннитов.

Во всех своих произведениях, начиная с первых шагов творчества, Гертген тот Синт-Янс проявлял хорошее знание лучших достижений фламандской живописи. Вероятно, он познакомился с ее образцами еще до обучения у Оуватера. Судя по стилю, к ранним работам Гертгена относится «Семейство Христа в церкви» (ок. 1480, Амстердам, Риксмузей).

Интерьер собора, в котором происходит действие, симметричное расположение фигур, их некоторая застылость и многое другое напоминают «Воскрешение Лазаря» Оуватера.

Действующие лица празднично торжественны, но при всем этом сцена выглядит очень непосредственно — в ней есть что-то от повседневной жизни — обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность.

Главное и наиболее прославленное произведение художника — большой алтарь «Снятие со креста». К сожалению, дошел до нас только частично. Сохранилась лишь правая двусторонняя створка, разделенная теперь на две самостоятельные картины (Вена, Картинная галерея художественно-исторического музея).

На средней доске был изображен «Христос на кресте». Створки также были большого размера и расписаны с обеих сторон. Средняя доска и одна из створок погибли или во время религиозных смут или во время осады Гарлема. Внутренняя часть сохранившейся створки изображает «Оплакивание Христа».

Несимметричное расположение фигур, построение пространства по диагоналям, уходящим вглубь, напоминают картины Гуго ван дер Гуса. Фигуры близких Христа охвачены тихой скорбью., в то время как под крестами на голгофе царит беспокойное оживление.

Уродливые, кривляющиеся палачи с отталкивающей внешностью олицетворяют зло, жестокость и бесчеловечность, царящие на земле.

Такое же противопоставление имеет место в сцене «Сожжение останков Св. Иоанна Крестителя». Здесь сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами, бросающие в огонь кости святого.

Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве, изобразив на этой же работе портреты заказчиков братьев-иоаннитов. Тем самым были заложены основы жанра группового портрета, получившего большое распространение в 16−17 вв. Гертген наивно и просто соединяет вместе несколько индивидуальных портретов. Очень точно передает черты лиц.

Но одинаковые позы, повороты голов, скованные жесты рук, похожая монашеская одежда создают однообразие. От портретов Гертгена прямой путь ведет к первым светским портретам такого типа, возникшим в XVI столетии в Северных Нидерландах.

И хотя их создатели сделали большой шаг вперед, сумев преодолеть рамки церковного искусства, приемы трактовки человеческой личности и коллектива мало отличались от приемов Гертгена.

По-новому трактована Гертгеном и тема «Рождества» (Лондон, Национальная галерея) — один из первых «ноктюрнов», ночных сцен, в изобразительном искусстве Нидерландов. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Богоматери и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья.

Несколько позже написана небольшая замечательная картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне» (Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея). В Иоанне Крестителе в пустыне художник по иному решает проблему мыслящей личности, образ которой был в центре внимания индивидуалистов первой половины 15 века.

Мастер открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства — его интересует внутренний, духовный мир человека. В его искусстве сохранялось что-то от наивного и искреннего примитивизма. Его герои обладают особой духовной общностью, они простодушны и бесхитростны.

Излюбленные им лица строго овальны, необыкновенно объемны и лишены тонкостей. Но это еще более подчеркивает живые наблюдения художника и искренность чувств героев, герои которого одухотворены и трогательны.

В ряде случаев Гертген сознает утрату былой веры в идеальную гармоническую связь человека и окружающей среды.

В творчестве мастера особняком стоят картины, которые исследователи ставят в связь с предреформационными идеями, распространившимися в конце XV и в конце XVI столетия.

В одной из них, «Христос-мученик» (Утрехт, Музей Архиепископа), художник отказывается от пейзажа, вновь возражая средневековый золотой фон, на котором с потрясающей точностью, до осязаемости выпукло представлена обнаженная фигура Христа-мученика.

Нестерпимое страдание подчеркнуто многочисленными предметами, имеющими символическое значение. — орудиями страстей, которые несут плачущие ангелы.

Идеализированный облик Мадонны, одновременно возвышенный и очень человечный, изображен художником на картине «Мадонна с младенцем» (Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея). Миловидное овальное лицо, чуть раскосые глаза, небольшой рот выражают нежность, ласку, заботу. Все проникнуто теплотой материнского чувства.

Гертген тот Синт-Янс рано умер (в возрасте 28 лет), сумев за свою жизнь более чем другие сверстники, выявить в нидерландской живописи Раннего Возрождения собственно голландские черты.

Его искусство близко демократической атмосфере Северных Нидерландов, его живопись отмечена задушевной простотой и искренностью.

Он еще отчетливей выразил в своем искусстве чувство взаимодействия людей, но не утратил интереса к индивидуальному личному началу в человеке.

Гертген работал недолго, но чрезвычайно плодотворно. Он оставил много учеников и последователей. Гарлемские и не только гарлемские, мастера долгое время следовали его образцам.

Среди них несколько анонимных художников, имеющих условные имена Мастер Брауншвейгского диптиха, Мастер легенды о Св. Люции и другие. Они были непосредственными продолжателями дела Гертгена.

Влияние его сказалось и позже, в XVI веке, у Яна Мостарта, Якоба Корнелиса ван Остзаенена и некоторых других живописцев.

Влияние Гертгена обосновало национальное чувство природы, одновременно многообразное и глубоко серьезное, что с тех пор стало неотъемлемой чертой голландского искусства.

Источник: https://artchive.ru/artists/79~Gertgen_tot_SintJans

Читать

Официальный сайт музея: www.rijksmuseum.nl

Адрес музея: Postbus 74888,1070 DN Amsterdam.

Проезд: На машине: от Амстердамской кольцевой дороги, А10: соединение RAI (S109), на общественном транспорте: от Центральной станции — трамвай N 2,5 до остановки «Hobbemastraat», от станции «Zuid»/«WTC» — трамвай N 5 до остановки «Hobbemastraat», от станции «Sloterdijk» — трамвай N 12 до остановки «Concertgebouw», от станции «Amstel» — на метро до станции «Weesperplein», далее трамвай N 6, 7,10 до остановки «Spiegelgracht», от регионального автобусного вокзала — автобус N 26, 65, 66,170 или 10 минут пешком.

Читайте также:  Пейзаж с ацисом и галатеей, клод лоррен, 1657

Телефон: +31 (0) 20 6747000.

Часы работы: Ежедневно: 9:00–18:00.

Музей закрыт 1 января.

Кассы заканчивают свою работу за 30 минут до закрытия музея.

Пожалуйста, избегайте часа пик в разгар сезона (апрель — июнь), посещайте музей после 16:00.

Цены на билеты: Стоимость билета — 12.50 €.

Детям до 18 лет вход бесплатный.

Фото- и видеосъемка: В музее не разрешено делать фотографии и видеозаписи.

Информация для посетителей: На входе в музей осуществляется проверка безопасности с помощью металлоискателя, рентгена и досмотра вещей.

В здание нельзя проносить оружие, колюще-режущие предметы, взрывчатые, воспламеняющиеся, химические и токсичные вещества, полные или пустые бутылки (в том числе с водой).

При обнаружении сотрудниками охраны перечисленных предметов они будут конфискованы. Посещение музея в одежде, закрывающей лицо, запрещено.

Посетителям не разрешается брать с собой в залы экспозиции верхнюю одежду, сумки и рюкзаки размером больше, чем 55x35x25, зонты, переноски для ребенка на спине, детские коляски или другие большие предметы. Их необходимо оставлять в раздевалке или камере хранения.

Дети до 12 лет могут быть допущены в музей только в сопровождении взрослых. Родители и (или) учителя должны гарантировать, что дети или учащиеся, которых они привели в здание, ознакомлены с правилами поведения в музее и не будут касаться демонстрирующихся объектов. Группу из 5 учеников начальной или 10 средней школы должен сопровождать по крайней мере один наблюдатель.

Музей предлагает своим гостям три магазина, один из которых работает в сети Интернет, и 15 %-ную скидку на посещение уютного кафе, расположенного в 5 минутах ходьбы от здания.

Фасад музея

Интерьер музея

«Вы „Ночной дозор“ видели?» — но этот простой, как киносъемочная хлопушка, вопрос большинство наших молодых соотечественников радостно ответит: «А как же! Не только видели, но и читали!» Естественно, вспомнив при этом фильм Тимура Бекмамбетова и одноименный роман Сергея Лукьяненко.

Но мы-то с вами, люди образованные, знаем, что сначала был живописный шедевр Рембрандта «Ночной дозор» из амстердамского Рейксмузеума. Картина эта, кстати, дала название и голливудскому фильму с Пирсом Броснаном в главной роли, где, сами понимаете, все было решено в авантюрно-приключенческом ключе.

И раз уж речь зашла о кино, заметим, что еще об одном «обитателе» Рейксмузеума, великом голландце Франсе Халсе, многие узнали из советского детектива «Возвращение „Святого Луки“».

Что же это за музей такой? Здесь преобладает, естественно, голландское искусство его золотого, XVII века.

И все оно, от малых голландцев с их уютными домиками и двориками до сияющей вершины по имени Рембрандт, интересовалось земной жизнью в любых ее проявлениях.

Светского искусства в Рейксмузеуме больше, чем религиозного: утвердившаяся в Голландии протестантская религия, кальвинизм, отрицала украшение храмов, и художники направили свои силы на живописание окружавшей действительности, что называется, «пошли в народ».

А он после 1609, то есть победы буржуазной революции, десятилетий борьбы против иноземного владычества и поиска собственной веры был невероятно интересен. Об этом периоде в истории маленькой страны можно сказать словами Петра Чаадаева: «…люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние». В такой атмосфере, где жизнь играла всеми красками, не могло не возникнуть мощное искусство.

Живописцы, а их в Голландии того времени появилось множество, только успевали рисовать, спрос на их, как правило, небольшие картины был велик. Люди спешили украшать жилища видами и образами, которые каждый день были у них перед глазами.

Голландский обыватель, во-первых, был доволен и собой, и жизнью, поэтому желал увековечить свою комнату с винтовой лестницей, окнами с видом на канал, кувшином на столе и ночной вазой под кроватью, а также собственных домочадцев, занятых простыми делами.

А во-вторых — и это самое важное, — бюргер, мещанин, который сам, своими головой и руками отвоевал достойное существование и продолжал это делать, всегда был в душе идеалист.

Он понимал: нематериальное ценнее того, что можно потрогать и пересчитать в кошельке, любил искусство за то, что оно возвышает душу.

Интерьер музея

Результат этого искусства для обывателей: в Рейксмузеуме возле работы Питера де Хоха, на которой мать в полутемной комнатке расчесывает волосы ребенку, можно долго стоять, внутренне обливаться слезами умиления и обещать себе, что будешь любить близких только за то, что они есть. А глядя на «Синдиков» Рембрандта, понимаешь, что всякий человек, будь он обычный торговец сукном, — это огромный мир, устроенный добро и разумно, надо лишь уметь это видеть.

Сейчас Рейксмузеум заполнен шедеврами. Но чтобы вся эта живопись собралась в одном месте, должно было пройти время. Музей возник в начале XIX века, когда блестящая эпоха давно ушла в прошлое. В Голландии издавна бытовало частное собирательство, картины были рассредоточены по частным домам и общественным зданиям.

Большой коллекцией произведений искусства владели штатгальтеры, или статхаудеры — правители Республики Соединенных провинций Нидерландов из династии Оранских-Нассау. Основу их коллекции составляли фамильные портреты и украшавшие дворцы декоративные полотна, но последние статхаудеры, Вильгельм IV и его сын Вильгельм V, покупали разнообразную современную живопись.

Они-то и устроили в своем дворце «Кабинет искусств», из которого потом вырос знаменитый на весь мир музей.

Но тут в Нидерланды вторглись французские войска, они при горячей поддержке местного населения свергли статхаудера, и на территории страны была провозглашена Батавская республика.

В недолгий период ее демократических преобразований, а именно в 1800, в Гааге была создана Национальная художественная галерея.

Идея принадлежала Яну Александру Гогелю, решившему из произведений «Кабинета искусств», не вывезенных завоевателями, создать музей по образцу французских. На рубеже столетий он распахнул свои двери для публики.

Интерьер музея

Но затем Наполеон Бонапарт упразднил республику, и появилось королевство Голландия, во главе которого император поставил своего брата Людовика.

Поселился король в Амстердаме, как раз в бывшем здании городской ратуши, где среди прочих живописных полотен находился и «Ночной дозор» Рембрандта. Этой картине, под сенью которой воцарился новый правитель, впоследствии суждено было стать экспонатом номер один Рейксмузеума.

Читайте также:  Картина "дама с горностаем", леонардо да винчи - описание

Людовик приказал перевезти в свою резиденцию произведения, выставлявшиеся в Галерее, решив создать Королевский музей. В 1808 он открылся.

Потом Людовик отрекся от престола в пользу Наполеона, который в 1813 потерпел поражение в Битве народов. А в Нидерланды вернулся сын последнего статхаудера, ставший королем Вильгельмом I. Он решил перевезти коллекцию в другое здание, «Триппенхейс», построенное в XVII веке.

После переезда музей стал государственным, отсюда и возникло название «Рейксмузеум». Наконец, в 1880-х коллекция обосновалась в специально построенном архитектором Пьером Кейперсом здании, где и находится до сей поры.

За сто с лишним лет оно в результате переделок и перестроек сильно изменилось. Помещение вообще нуждалось в реконструкции, решение о которой правительство приняло в 2000.

Благодаря масштабным работам ему вернут первоначальный вид, очистят от позднейших добавлений, а главное — сделают идеально подходящим для крупного современного музея.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=545305&p=2

Святая ночь

Рождество – самый любимый праздник всех христиан. Приближение его рождает волнующее предчувствие обновления жизни, которое должно наступить после Рождественской ночи.

С ним связываются самые светлые мечты и смелые планы.

В Нидерландах XV века в русле религиозных переживаний одного из главных праздников христианской церкви, лучшие художники активно воплощали эти переживания в своих картинах.

    Нидерландские мастера, о чем уже говорилось в предыдущих сообщениях блога, в трактовке религиозных сюжетов исходили из метафизических постулатов пантеизма: Бог присутствует во всех явлениях материального мира.

Это и предопределило концепцию места рождения божественного младенца – в пещере, то есть в лоне сотворенного мира, на земле. Отсюда взгляд художника направлен не на единого младенца, а на всю землю. В XV веке художники уже создавали интерпретации христианских сюжетов.

Одно из самых известных произведений на тему Рождества принадлежит Роберу Кампену.

Робер Кампен. Рождество Христово

 Картинам Кампена присуща бюргерская простота, которая отличает его от аристократической элегантности Яна ван Эйка. Кампен также, как и ван Эйк, является замечательным мастером цвета.

Колорит его картин – холодноватый, с преобладанием красных и синих тонов. В сцене Рождества Христова сочетаются два евангельских сюжета. Младенец Иисус уже родился, и пастухи явились поклониться Ему.

Младенец лежит у ног матери, в ореоле божественного света. Иосиф держит над ним свечу, прикрывая ладонью пламя. 

Робер Кампен. Св. Иосиф со свечой

Зажженная свеча указывает на ночное время суток. Также свеча в руке мужа Марии имеет другое значение – Иосиф, отец-кормилец, охраняющий огонёк, который только что возгорел – Спаситель родился. Мария с великим почтением преклонила колени в позе молящейся.

Она переполнена божественной нежностью и сознанием того, что «произвела на свет Сына, от которого исходил несказанный свет и блеск…» Мария тут же принялась молиться, её голова склонилась и руки скрестились на груди. Мистицизмом проникнуты другие персонажи картины. У правого края изображены две богато одетые женщины в тюрбанах.

Это повитухи, приглашенные к роженице – Зелемия и Саломея. Согласно апокрифической легенде, одна из них, Зелемия, подтвердила, что Младенец родился без греха, а другая, Саломея, засомневалась и потребовала доказательств. Тогда рука её тотчас отсохла. Но едва она, перепуганная прикоснулась к Христу, то немедленно исцелилась.

Эта история изложена на белых лентах, которые женщины держат в руках. Вся сцена разворачивается перед хлевом, устроенным в пещере. Через разрушенную стену видны животные – бык и осёл, которые согревали Христа своим дыханием. У дверей на втором плане стоят три пастуха.Один из них держит в руках музыкальный инструмент – волынку.

Пастухи – не только свидетели богоявления. Они привели стада – символ народов, следующих за Добрым пастырем. Обратите внимание на прекрасно написанный пейзаж, голые ветви и сучья деревьев – он указывает на время года – Спаситель явился на свет зимой. И над всем этим земным миром горит звезда.

Она олицетворяет божественную сущность Младенца и указует место рождения Мессии и путь к Нему. На картине Робера Кампена звезда сияет над вершинами гор, однако знаком божественной сути Младенца в нидерландском искусстве является сияние, исходящее от Него самого.

    Осиянному золотым светом малютке Христу на картине Рогира ван дер Вейдена поклоняются волхвы.

Рогир ван дер Вейден.Поклонение волхвов

   Картина является центральной частью «Алтаря Колумба». Перед нами – развалины хлева. Мария держит младенца на коленях. Справа от неё – три волхва – Бальтазар, Каспар и Мельхиор. Крайний, роскошно одетый волхв, имеет портретное сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундии.

Рогир ван дер Вейден.Поклонение волхвов. Фрагмент.Портретное сходство волхва с Карлом Смелым

 В раннехристианском искусстве волхвы – это жрецы, владеющие земной мудростью. В отличие от них, пастухи – малые сего мира, но в тоже время, и те и другие равноценны. Однако статус волхвов с течением времени, рос.

Позднее их идентифицировали с древними царями Востока – Нимродом, Валаалом и Зороастром и ещё позднее, с XI столетия, с тремя королями Каспаром, Мельхиорои и Балтасаром, число которых соответствовало трем частям света, известным тогда – Европе, Азии и Африке. Каспара изображали чернокожим. Волхвы принесли Младенцу свои дары.

Золото – будущее царство Христа на Земле. Ладан — божественность. Смирна – крестные муки. Иосиф расположен слева от Марии. 

Рогир ван дер Вейден.Святой Иосиф

    Ещё левее его, заказчик алтаря с чётками, чьё имя осталось неизвестно. На первом плане – провал в земле, вероятно, погреб, в котором Мария родила Младенца. На заднем плане изображен город.

Вся эта роскошно написанная сцена с волхвами, одетыми по последней моде, напоминает приём при  Дворе Карла Смелого.

Читайте также:  Музей-заповедник "золочевский замок" - фото и описание, украина

Маленький Христос, окруженный сиянием, словно снисходит к обществу, позволяя находиться с ним рядом.

    А вот Гертген тот Синт Янс, мастер очаровательно-наивный и от того не менее восхитительный, я бы сказала, изящный, отыскал средства для впечатляющего изображения божественного сияния Младенца.

Им создано первое ночное изображение Рождества, с разработкой эффектов освещения в сие время суток. В Евангелии от Луки говорится о благовести пастухам так: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего».

Таким образом, время явления пастухам ангела перенесено на картину. «НОЧНОЕ РОЖДЕСТВО» Гертгена тот Синт Янса невольно вызывает умиление. 

Гертген тот Синт Янс.Ночное Рождество

    Младенец лежит в яслях полуразрушенного хлева, над ним склонились ангелы, Мария и животные, бык и осёл, согревающие своим дыханием малютку. Золотом светится маленькое тельце, освещая ангелов и Богоматерь. Его свет значительно сильнее света земного.

Облик Марии одновременно возвышен и просто человечен, скромен, в нем есть что-то трогательное, наивное. В отличие от Мадонн Рогира ван дер Вейдена в этой Богоматери нет божественной исключительности.

Младенец также изображен с подкупающей бесхитростностью в соответствии со вкусом нидерландского бюргерства XV века. 

Сияние, исходящее от Младенца Иисуса,высвечивает лица ангелов и руки Марии.На черном фоне проявляются головыживотных, согревающих новорожденногосвоим дыханием

    Поиски оптического единства Гертгена тот Синт Янса увенчались успехом. Среди непроглядного мрака ночи сияет фигурка Младенца. Ослепительный свет от неё распространяется во все стороны, выхватывает из мрака лицо Марии, фигуры ангелов. Их кукольные лица  наивны и простодушны. Все сосредоточенно молятся, и лишь один всплеснул руками, удивляясь чуду.

Герои картин Гертгена сохраняют близость к голландской деревянной скульптуре, которую можно видеть в церквях. Такая простота. благочестие и смирение, повторяю, были характерны для простых прихожан Северных Нидерландов XV века. Свет обретает формообразующую силу, создавая настроение тихой Святой ночи.

Художник усложнил задачу, введя в картину второй источник света: это за окном над землёй пролетает маленький сверкающий ангел, неся благовестие пастухам, которые, сидя у костра, со своими стадами, наблюдают за ним с восторгом, готовые вот-вот выступить и поклониться божественному Младенцу. Традиция писать ночное Рождество укрепилась в Нидерландах надолго.

Ей следовал в XVII столетии Рембрандт, создавая свои «ночные сцены».

    В заключение хочется ещё сказать, что замечательные мастера, представляющие Золотой век живописи Нидерландов,  достигли такого высокого уровня развития своего мастерства, что создали удивительные картины на канонические христианские сюжеты, наделив их живой красотой и эмоциональным строем.

ИСКУСНИЦА ЖЕЛАЕТ ВСЕМ СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА!

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/12/blog-post_23.html

Опять о редком… Свет и музыка

[]

Сюжет, может быть, и нередкий, но его трактовка определенно оригинальная.

Гертген тот Синт Янс (Geertgen tot Sint Jans) – это не имя, а прозвище, имя так и осталось неизвестным (1460/1465 – до 1495), нидерландский художник, мастер старонидерландской живописи, переходной от готики к Возрождению.

Художник не дожил и до тридцати лет, некоторое время работал в Брюгге, а также обитал в гарлемском монастыре святого Иоанна (Sint Jans), но монашеского сана не принял. От названия монастыря и произошло прозвище мастера – «Маленький Герард от святого Иоанна».  Творческое наследие Гертгена тот Синт Янса невелико, атрибутировано около 15 его картин.

Мне хотелось бы представить одну из них, ту, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.

Делюсь:

GEERTGEN tot Sint Jans
Богоматерь с младенцем
около 1480
Tемпера на доске, 26,8 x 20,5 cм
Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

В центре картины – маленькая хрупкая мадонна, которая как-то неудобно присела на полумесяце. Широкие одежды скрывают ее тщедушное тельце, а личико совершенно кукольное. Такие фигурки, скорее напоминающие фарфоровых кукол, чем персонажи священного Писания – отличительная черта живописи Гертгена.

Мария присела на полумесяце, ее же атрибуте, как символе женского начала, по луне ползет ящерица, символ, который в средневековье связывали с возможностью возрождения (ведь ящерица пробуждается весной после зимнего сна) и с солярной атрибутикой (греясь на солнце ящерица получает новые силы). Так воедино связываются Солнце (мужское начало, символ Христа) и Луна (женское начало, атрибут Богоматери).

В руках Мария держит худосочного Младенца, с тоненькими ножками, как же его образ контрастирует с его пухлыми современниками на полотнах итальянских художников.

Однако, при всей своей худосочности, Младенец ведет себя очень активно – в его руках колокольчики-бубенчики, которыми он энергично размахивает, да не просто размахивает, а дирижирует. 

Иисус Христос руководит огромным оркестром ангелов, которые как сиянием окружают фигуру Богоматери, заключая ее в три ореола. Ангелы первого, самого светлого круга, скорее не играют на музыкальных инструментах, а танцуют.

Во втором ореоле, более темном, представлены атрибуты Славы и Мук Иисуса Христа.

 В верхней части образа можно заметить три таблички со словами «Sanctus» (цифры 1), далее по кругу ангелы держат:

2 – крест; 3 – колонну; 4 – терновый венец и 5 – молоток и гвозди.

Ангелы третьего, внешнего круга играют на всевозможных музыкальных инструментах: виолах, лютнях, колокольчиках, трубах и многих других.

Да, Деву с младенцем окружает не только сияние света, но и музыка. Очень удачно художник сливает эти две стихии в одну – синтез ощущений получается.

Модернизм, ау, где ты? До тебя еще далеко? Бедный, нидерландский мальчик-художник, который мне представляется таким же тщедушным, мелким, яйцеголовым и бледным, как и его персонажи, в какой-то мере предвосхитил то, что займет чувства и умы человеков на рубеже 19-20 веков. Музыка – это свет, и живописи подвластно это передать.

Может быть кому-то Дева Мария и Младенец покажутся некрасивыми, но мне опять, в который раз подумалось, а в чем же красота? Во внешности, в правильных чертах лица? А что такое правильные черты лица? Эталон, штамп, к которому нас приучили?

Мне кажется, что мальчик-художник знал, что такое истинная красота, и сумел это передать.www.liveinternet.ru/community/2281209/post99923046

Источник: https://katoliki.livejournal.com/648987.html

Ссылка на основную публикацию