Болото. фрагмент, якоб исакс ван рейсдал

Болото. Фрагмент — Якоб Исакс ван Рейсдал. 1665-1669. Холст, масло. 72,5х99

Рейсдал (1628/29-1682) был крупнейшим художником-пейзажистом своего времени. В голландской пейзажной школе есть самые разнообразные изображения природы, и всегда в них присутствуют люди.

Маленькие шустрые фигурки нагружают или разгружают корабли, охотятся в лесах, наполняют собой улицы городов и деревень. Но есть и другие произведения пейзажной живописи, заключающие в себе момент философского обобщения.

К числу таких полотен и относится «Болото».

На картине изображена пустынная часть леса, залитая водой. Мощные, немного скривленные деревья устремляют к небу свои пышные кроны, но часть этих гигантов — уже умершие стволы, лишенные листьев.

Таков мощный, некогда прекрасный дуб, упавший в болото в правой части холста, еще пытается сопротивляться судьбе его сосед, а вокруг них развивается крепкая поросль. Темные воды болота неподвижны, но почти вся их поверхность покрыта светлой зеленью цветов водяных лилий.

Только шумное семейство дикой утки нарушает спокойствие и тишину в старом лесу. Солнечные лучи едва проникают в сырую чащу, и лишь небольшие блики света играют на поверхности воды. Древние дубы и молодые деревья воплощают в себе отходящее, обреченное старое и нарождающееся новое поколение.

Картина, таким образом, приобретает скрытый символический смысл, в котором и заключается ее философское содержание.

Больная и врач (ок. 1660)

Сердечная слабость
Один из любимых сюжетов Стена — визит доктора к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью». До нас дошла около 20 стеновских картин на эту тему. На них всегда присутствует бледная молодая женщина, изнемогающая от любовной болезни, лекарь-весельчак и — очень часто — служанка.

Время от времени Стен находил нужным пояснить полотно надписью — например, такого рода: «Ни один доктор не излечит от любви». Отметим, что слабость к «сердечной слабости» питал не только Стен, но и многие современные ему живописцы и писатели, а также медики, всерьез обсуждавшие возможность такой болезни и пути ее лечения.

Наш герой был настроен не столь серьезно, как эскулапы. Достаточно взглянуть на его полотно «Визит врача», 1661-70 (на след. стр.), чтобы понять, что он откровенно насмехается и над «сердечной слабостью», и над врачами-шарлатанами. Не менее колоритна работа «Больная и врач».

Хитрая рожица мальчика, подглядывающего из-за дверей, сразу же дает нам понять, что перед нами не настоящая, а мнимая больная.

Ян Стен

Смутное время

Жизнь Яна Стена тесно связана с судьбой его родины. В XVII веке Голландская республика участвовала в нескольких войнах, что привело экономику страны в полный упадок. Не имея возможности зарабатывать на жизнь живописью, художник весь свой век провел в жестокой борьбе за существование.

Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.

Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн, — дочерью муниципального служащего.

Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете.

Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630-40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.

В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).

Университетского курса он, надо думать, так и не одолел.

Некоторые историки искусства вы сказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).

Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — сказать трудно.

Мнения биографов на этот счет расходятся. Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена.

По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку

3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении».

И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают.

Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.

После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя.

Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности.

В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив приблизительно так: пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного существования обеспечить не могут. В сущности, он был прав.

В 1652-54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.

Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами».

12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта).

Читайте также:  Софонисба принимает чашу с ядом, рембрандт, 1634

Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.

В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя «бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет.

Живописец возвратился в Лейден, а через некоторое время перебрался в Вармонд, небольшую деревушку в пригороде. Здесь, в Вармонде, он прожил с 1658 по 1660 год.

До сих пор местные жители с удовольствием показывают любопытствующим путешественникам дом XVII века, где якобы жил Стен. В 1660 году художник перебрался в Харлем и в следующем году стал членом местной гильдии живописцев.

«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь.

В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу, подписал обращение в местный муниципалитет, где просил городские власти взять на себя опеку над его детьми.

Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить ее своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.

В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами.

В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках.

О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.

В скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город.

Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные посты.

Это дает нам основания говорить о том, что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений.

А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.

Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время».

В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной.

Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — ее муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт.

В 1674 году у четы родился сын и, следовательно, жить им стало еще труднее.

Умер Ян Стен в начале 1679 года. Точная дата его кончины неизвестна. Мы знаем лишь, что он был похоронен 3 февраля на кладбище при церкви святого Петра.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-111635.html

Якоб ван Рейсдал (1628/1629 — 1682)

Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.

Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж — изображение отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли. 

В первой половине XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, ее полноводные реки, каналы, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду , другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.

Две водяные мельницы и открытый шлюз близ Сингратена. Ок. 1650—1652

 Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Он родился в Харлеме, около 1656 года поселился в Амстердаме, где и работал до самой смерти.

Лесной вид

 Многие голландские мастера не могли просуществовать, занимаясь только живописью. Примечательно, что Рейсдал имел серьезную профессию.

В 1676 году он получил степень доктора медицины и в том же голу был включен в список амстердамских врачей.

Однако ни эта специальность, ни создание замечательных картин не принесли ему богатства и процветания. Художник умер в нищете, в амстердамской богадельне.

Вид на Харлем с северо-запада. Ок. 1670

Рейсдал был тесно связан с традицией старших современников, пейзажистов, работавших в Харлеме. Он учился, по-видимому, у своего дяди Саломона ван Рейсдала (1600 — 1670), известного живописца, развивавшего в своих небольших мастерски исполненных полотнах общую для голландского пейзажа проблему световоздушной среды и единого тонального колорита.

Пейзаж с кустом

Рейсдал в основном датировал только ранние работы, поэтому уточнение этапов его творчества затруднено.

  Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. 

Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога, идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Все пронизано движением света. Под кистью Рейсдала голландская природа приобретает значительность, наполняется внутренней жизнью.

Известно, что в 1650-е годы Рейсдал предпринял путешествие по Голландии и Германии в компании живописца и гравера Николаса Берхема. Это был интересный спутник, любитель путешествий, несколько приукрашено изображавший итальянскую природу.

В чем-то, возможно, он способствовал расширению кругозора молодого голландца.

Читайте также:  Музеи луцкого замка и их описание, украина

Но главным было само путешествие, особенно по западу Германии, обогатившее Рейсдала новыми впечатлениями от невиданной горной природы, обширных лесных массивов, средневековой архитектуры.

Морской берег в Схевенингене. Конец 1660-х — начало 1670-х

 Лучшие произведения Рейсдала созданы между серединой 1650-х и концом 1660-х годов.

Он продолжал обращаться к привычным для его соотечественников мотивам, изображая широкие голландские равнины, морской берег в ясную и бурную погоду, лесные чащи и болота.

Художник избегал повторять схожие мотивы, картины его разнообразны. Природа у Рейсдала полна величия, драматической изменчивости, формы пластически осязательны

Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде. Ок. 1670

 Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора («Морской берег Схевенингене», конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна («Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде», ок. 1670, Амстердам, Рейксмузеум); в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники («Лесная речка», Киев, Музей западного и восточного искусства).

Болото. 1660-е

 Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. 

Пронеся через века своего существования могучую силу, причудливую красоту форм, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, рушатся, гниют в стоячей воде болот. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.

Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления.

В приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, решительно встает на переднем плане резкий силуэт голой высохшей березы.

Зимний пейзаж. 1670

 Необычны и тревожны зимние вечера в заснеженных, скованных холодом селениях со смятенным небом, покрытом темными облаками.

Царит запустение, неприглядность, нищета («Зимний пейзаж», 1670, Амстердам, Рейксмузеум).

Плоское розовое освещенное пятно фасада складского здания с провалами окон и входа концентрирует в себе эмоциональную и цветовую выразительность пейзажа. Как и башенка замка, оно держит всю композицию.

Еврейское кладбище. 1655—1660

 Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).

Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл.

Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое дерево на фоне темной зелени, сзади виднеются руины когда-то богатого здания, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).

Водопад в Норвегии. Нач. 1670-х

Произведения последних лет жизни Рейсдала, изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами, сменившими лесные ручьи, полны размаха и величия. Искусство Рейсдала, рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие и философское осмысление образов, при его жизни большим успехом не пользовалось. Его оценил только Рембрандт. 

 Abraham Bosse-( 1604 — 1676). Графика.

 Тому, кто любит «мушкетерскую» эпоху и эпоху Людовика 14, будет интересно.

Источник: http://utahch.blogspot.com/2012/01/16281682-xvii.html

Рейсдал ЯкобКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме.

Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия.

Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.

Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство.

Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону.

Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант – в Институте искусств, Детройт).

В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.

Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой.

Пейзаж на закате, 1682
Замок Бентхайм, 1680-е
Площадь в Амстердаме, 1670

Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов голландского живописца очень широк – это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.

Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.

Вид Амстердама, 1660-е
Пейзаж с водопадом, 1665
Пейзаж с мельницей, 1661
Водопад, 1665-1670
Зимний вечер, 1670
Водопад в лесу, 1660-1670

Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Две водяные мельницы, 1650-е
Большой дуб, 1652
Дорога в дюнах, 1655

Притягательность работ нидерландского художника заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.

Читайте также:  Музей кошек в амстердаме

Творчество Якоба ван Рейсдала →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/ruysdael.html

Читать

В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад.

Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей.

Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в XXI–XX веках до н. э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.

Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями «Куропатки в скалах».

«Морской порт», I в., роспись из Стабий

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска «Морской порт», представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир.

Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

К сожалению, рамки нашего издания не позволяют рассказать подробно о пейзажистах Китая и Японии — это тема для отдельной книги.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы.

В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского.

Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

П. де Лимбург. «Месяц март», XV в., из «Роскошного часослова герцога Беррийского»

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения.

И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно «Шествие волхвов» (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.

Стефано ди Джованни. «Шествие волхвов», первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность — берег Женевского озера.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру.

Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. «Джоконда», ок. 1503, Лувр, Париж

Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед «Джокондой».

За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах нидерландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

А. Альтдорфер. «Дунайский пейзаж», ок. 1520–1525, Старая пинакотека, Мюнхен

Многие исследователи именно Альбрехта Альтдорфера считают родоначальником немецкой пейзажной живописи. Маленькие человеческие фигурки на его полотне «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди могучих стволов деревьев, мощные кроны которых заслоняют землю от солнечного света.

Написанные позднее «Дунайский пейзаж» (ок. 1520–1525, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Пейзаж с замком Верт» (ок. 1522–1530, Старая пинакотека, Мюнхен) свидетельствуют о том, что теперь изображение природы — главная и, наверно, единственная задача художника.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины «Гроза» (ок.

1506–1507, Галерея Академии, Венеция). Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. «Гроза» предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам.

На первый план в картине выходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению в поэтический мир, созданный мастером.

Огромное впечатление производит колорит картины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенки неба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178480&p=8

Ссылка на основную публикацию