Демон сидящий, михаил александрович врубель, 1890

Врубель «Демон сидящий» — описание картины, сюжет, история

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий» — это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.

Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет.

 Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.

Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби.

Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность.

А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.

» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром.

И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран.

Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее.

Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве.

Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым.

В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества.

Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон».

Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Автопортрет

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий».

В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля.

Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи.

Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства.

Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти.

Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Источник: http://surzhyk.org/kartina-demon-sidyashhij/

Картина Михаила Врубеля Демон сидящий , 1890 г.: история создания и интересные факты

Картина Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» — одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова.

Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова.

Но именно образ «духа изгнания» из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины «Демон сидящий». Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого «Анна Каренина». На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников.

В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии «Гамлет». Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью.

Работы Врубеля – «Ангел с кадилом», «Богоматерь с младенцем», «Пророк Моисей», «Царевна-лебедь».

Автор картины «Демон сидящий» — М. А. Врубель — был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон – но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже.

Картина называлась «Демон поверженный».

Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма – направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела.

Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку.

Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину «Демон поверженный». Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия.

Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и «Демон сидящий». Врубель написал эту картину в 1890 году.

«Демона поверженного» — спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами.

На написание «Демона сидящего» Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

«Демон» Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине «Сидящий демон». Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как «дух лукавый».

Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в «царицу мира».

В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля «Демон сидящий».

Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной «Демон сидящий» Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание «Демона сидящего» Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы.

Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику.

Работа живописца напоминает панно или витраж.

Читайте также:  «жених и невеста (пара)», амедео модильяни — описание картины

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин — инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля «Демон сидящий», невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три.

В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: «Демоном сидящим», описание которого представлено выше, и «Тамарой и Демоном». Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала «Золотое руно».

И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной «Демон сидящий».

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ «духа лукавого». В 1902 году он написал картину «Демон поверженный». Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее.

Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца.

Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину «Демон сидящий» Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина «Демон сидящий» (1890 г.

), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово «демон» в переводе с греческого означает «душа».

Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина «Демон сидящий» была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину «Демон поверженный», но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

«Демон поверженный»

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине «Демон поверженный».

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: «Как художник он здоров». У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь.

Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал.

Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей.

Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину — портрет поэта Брюсова — он так и не дописал.

Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его «демоны» получили мировое признание, он так и не узнал.

Источник: https://www.nastroy.net/post/kartina-mihaila-vrubelya-demon-sidyaschiy-g-istoriya-sozdaniya-i-interesnyie-faktyi

Демон (сидящий) — 1890 Михаил Врубель. Творчество

Январь 15, 2012

Наряду с древними мозаиками, камнями, коврами, старинными тканями Врубеля привлекала пластическая красота цветов, в которых художник видел живые драгоценности.

Демон (сидящий)

1890; 114х211 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в особняке Саввы Мамонтова, где была мастерская, которую хозяин дома предоставил художнику для работы.

Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова.

В понимании Врубеля, Демон — не черт и не дьявол, потому что «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «Демон» означает «душа».

Демон в картине 1890 года замер в позе ожидания и созерцания. Его фигура очень укрупнена, стиснута границами картинной плоскости, что делает ее похожей на сжатую пружину, обладающую огромной силой, не находящей выхода.

Врубель создает в картине равновесие между фигурой и окружением. Мощный торс Демона отделяет равновеликие части — огромные неземные цветы, занимающие справа всю плоскость полотна, и небесное пространство, открывающееся слева.

В колорите, построенном на контрасте теплых и холодных тонов, Блок справедливо усматривал аналогию лермонтовскому:

«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет»

Фон, то есть декоративное пространство, окружающее Демона, выполнен так, что живопись похожа на мозаику, — особенно это заметно в кристаллических цветах и в полосках заката.

Торс и голова Демона написаны пастозно; широкими мазками вылеплены руки, плечи, грудь и шея гиганта, густым мелким мазком написаны его лицо, волосы и светящиеся камни диадемы.

Такой крупный пастозный мазок был новшеством в русской живописи 1890-х годов.

Демон поверженный

1902; 139х387 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если «Демон (сидящий)» символизирует Вечер, то «Демон поверженный» является аллегорией Заката, где мотив обреченности сливается с идеей грандиозного великолепия.

Жена Врубеля, видевшая полотно в начале работы, говорила, что это не лермонтовский Демон, «а какой-то современный ницшеанец», а сам художник хотел дать картине название Ikone (икона).

Врубель продолжал переписывать картину, когда она уже экспонировалась на выставке «Мира искусства» в 1902 году в Петербурге. Черты и выражение лица, цветовое решение менялись на глазах публики.

Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в Демоне черты муки, отчаяния, «пыточной вывернутости».

Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого тела.

Бунтарский характер, непокорность «Поверженного» выражены в тусклом сверкании полных страдания и ненависти глаз, жесте заломленных рук, в разметавшихся крыльях.

В картине были применены металлические лаки со светящимся эффектом (они уцелели лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме), а в росписи павлиньих перьев — бронзовый порошок.

Публика и критика не приняли «Демона поверженного», а когда Врубеля поместили в лечебницу, в картине увидели символ его трагической судьбы. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый», — писал сам Врубель

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…что такое «ДЖИП»?

Название этих автомобилей произошло от английской аббревиатуры G.P. (Джи-Пи) — General Purpose, то есть, всего-навсего, «транспортное средство общего назначения». Написание «Jeep» появилось значительно позже.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/wrobel-demon-sidyaschiy.php

Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий»

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа.

Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба.

Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую.

Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний.

Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные.

Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих.

Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем.

Читайте также:  Геополитический младенец, дали, 1943

Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель.

Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник».

Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.

Источник: http://5sec.info/kartiny/vrubel-demon-sidyashhij/

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ. — презентация

1 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ<\p>

2 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. В эту картину был влюблён Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, Ни мрак, Ни свет. Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»<\p>

3 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Врубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет. Но, в сущности, в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций немаловажных тенденцийсовременной живописи – её обращение к литературе и, таким образом, её своеобразную «интерпритационность» «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый» М.А. Врубель<\p>

4 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Голова Демона срезана крем холста, и в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещается в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но, в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего Демона, предоставил ему полную свободу. Дух отрицания, дух сомнения<\p>

5 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Контрасты Колористическое решение этой работы построено на цветовых контрастах: этой работы построено на цветовых контрастах: преобладающий ( и это — совершенно определённый идеологический ход!) холодный лиловый цвет борется с «эпизодическим» «эпизодическим»оранжево-золотистым. Борется и побеждает. Дух отрицания, дух сомнения<\p>

6 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ цветы Так, как Врубель написал своего «Демона « в его время никто из его соотечественников (да, и пожалуй, вообще современников) не писал. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отграненных драгоценных камней. Дух отрицания, дух сомнения<\p>

7 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Руки В образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в нечто глубоко трагическое : с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. «Юношей в забытье «Скуки» » виделся ему врубелевкий герой. Дух отрицания, дух сомнения<\p>

8 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ телоМанера, в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. По собственному определению художника, он «землями катал» он «землями катал» это тело, это тело, всё составленное будто всё составленное будто из металлических из металлических прутьев. прутьев. Дух отрицания, дух сомнения<\p>

9 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Неподвижность Фон, на котором изображён Демон (только он здесь реалистичен), фантастичен, неподвижен и декоративен – Врубель как бы подчёркивает его театральность. Эта окаменелость перекликается с опустошённостью Души (именно так – с заглавной буквы), символом которой выступает главный герой. Врубель, если верить некоторым воспоминаниям, не однажды напоминал своим собеседникам, что «демон» по-гречески обозначает «душу». Дух отрицания, дух сомнения<\p>

10 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Контрасты цветы руки тело неподвижность<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/420003/

Картина Демон сидящий Врубель Михаил Александрович

КАРТИНА ДЕМОН СИДЯЩИЙ. ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ.Картина выполнена маслом на холсте, ее размер 211 см. х 114 см. Она находится в Третьяковской галерее, в Москве.Михаил Врубель (1856-1910) — русский художник, которого часто считают основателем стиля модерн в своей стране. Сам он, однако, сторонился какого-то конкретного описания его стиля, и при жизни он иногда рассматривался как художник, находящийся вне стандартных ярлыков. За свою жизнь, он прошел через периоды признания и немилости, но, в свое время, его картины стали рассматриваться как важная часть русской художественной культуры.Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Он отправился в Петербургский университет для изучения права, но по окончанию учебы, в 1880 году, он поступил в Академию художеств. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. В последние годы жизни, Врубель страдал от психического заболевания, его зрение ухудшилось и ему пришлось отказаться от живописи.Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Эта картина была названа некоторыми критиками отвратительной, а один из комментаторов зашел настолько далеко, что обвинил Врубеля в достижении в части “дикое уродство”. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Савва Мамонтов, известный меценат того времени, был настолько поражен “чарующей симфонией” Врубеля, что он открыто называл художника гением и нанял его, чтобы расписать интерьер его жилья и интерьеры особняков его друзей.Многие из наиболее известных работ Михаила Врубеля, были написаны в течение лет, которые он провел в Москве со своей женой. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Он неоднократно перерисовывал лицо демона, даже после того как произведение было представлено общественности. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год).Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Он был высококвалифицированным не только в рисовании, но также и во многих других видах художественного творчества. Они включали керамику, витраж, и даже производство театральных костюмов, декораций и реквизита. В свои более поздние годы, он предпочитал использовать, в фрагментарном составе, “незаконченное прикосновение”, как он сам это называл. Изначально, Врубель использовал довольно приглушенные тона, но после его работы по росписи в Киевской Кирилловской Церкви в 1880-х годах, он изменил свой стиль, стал включать более смелые и насыщенные цвета.Врубель был особенно увлечен процессом создания, иногда пренебрегая своими законченными произведениями. Из-за этого, не сохранились многие из его ранних картин, и даже некоторые его более поздние работы заметно ухудшились. «Демон сидящий» не исключение. Врубель хотел частично придать ему блеск, сверкающий внешний вид, он хотел достичь этого путем смешивания масла и мелких частичек бронзы. По прошествии многих лет, бронза исчезла, притупляя первоначально поразительный визуальный эффект.Для задумки сюжета этой картины послужил герой романтической поэмы Михаила Лермонтова с одноименным названием. Эта работа, написанная в конце 1830-х годов, рассказывает историю о том как демон полюбил грузинскую принцессу, которая умирает в результате его поцелуя. После этого она была спасена ангелами, в то время как он обречен провести вечность в одиночестве. Эта история идеально сочетается с романтическим темпераментом, и совершенно не подходит для художников реалистов. Врубель описывал демона так: демон — дух, который «объединяет в себе мужской и женский облик, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том, дух властный… величавый» и «олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа». Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.Рекомендуем к прочтению:Современное искусство.Картины Леонардо да Винчи. Фото с названями.Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/demon/seated.htm

Врубель михаил александрович (1856-1910). демон | интересные новости

17 марта 1856 года — 14 апреля 1910 года

                              С приходом в искусство Михаила Врубеля в русской живописи кончился XIX век с его патриархальным, каким-то уютным и домашним отношением к миру и человеку.

Началось что-то новое, небывалое, как будто в нем поселяются какая-то странная тоска и бесприютность. Действительно, не так много найдется художников, творчество которых вызывало бы столь противоречивые, а подчас и взаимоисключающие оценки.

Его называли великим исследователем, аналитиком предметной формы и визионером, а также творцом искусства, которое по природе своей было близко ночным сновидениям.

Михаила Врубеля поднимали на щит как великого борца со всей мировой пошлостью и отворачивались от него как от проводника салонности и банальности. Но он принадлежит к тем редким художникам, чье мироощущение концентрирует дух своего времени.

 Автопортрет

                  Творчество М. Врубеля можно уподобить взволнованной исповеди, и тем не менее оно полнее отображает сущность эпохи «рубежа веков», чем произведения любого бытописателя.

Говоря только о себе, не претендуя на роль духовного вождя времени, художник неоднократно повторял, что его поиски преимущественно лежат в области художественной техники. Но именно М.

Врубель стал одним из выразителей мироощущения эпохи «перевала», в которой причудливо переплелись черты вырождения и возрождения, мрачные апокалиптические предчувствия конца мира, конца света и мечты о вселенской гармонии.

                       Искусство начала XX века часто использовало мифы, обращался к ним и Врубель.

Его художественные образы-мифы не служат ироническому осмыслению современности, для художника это скорее способ ее романтизации, попытка выглянуть из неприглядной житейской прозы во имя истинной, духовной сущности.

Сопоставление себя с вечными прототипами было для М. Врубеля, может быть, средством гармонизации психики. Недаром его Гамлет, Фауст, Пророк и Демон наделены общими внешними чертами с художником. 

                                           «Демон сидящий»                                                  1890г.                                         Холст, масло 114 х 211                    Государственная Третьяковская галерея

                                                 Москва

                Михаил Врубель был одержим образом Демона. Тот, словно требуя своего воплощения, неотступно преследовал художника, манил неуловимостью облика, заставлял возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и художественные техники.

Это был такой образ, который все время был связан с Врубелем какими-то мистическими отношениями. Казалось, что не М. Врубель пишет Демона, а Демон приходит к художнику в особенную, самую нужную минуту и призывает его к себе.

                       В первый раз Демон явился мастеру еще в Киеве, во время работы М. Врубеля во Владимирском соборе. Христос и Демон — вот два образа, между которыми металась душа художника.

Христос — покой и уверенность в непогрешимости истины, Демон — смятение, протест, жажда красоты и безграничной свободы. И художник выбирает… второго. Этот роковой образ волновал М. Врубеля. Демон был любимым детищем фантазии художника, что не могло быть навеяно только лермонтовской поэмой.

Поэма о Демоне лишь подсказала М. Врубелю имя того, кто уже с детства был знаком ему, кто возникал в глубине его собственного сердца и жадно хотел воплотиться в творческих грезах. Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе. 

                Работу над ним он начал еще в Одессе, а через год были написаны серой краской голова и торс будущего «Демона». Для фона М. Врубель пользовался фотографией, которая в опрокинутом виде представляла удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или «пейзаж на Луне». Но тщетно работал художник, и в одну из минут усталости, разочарованный, он уничтожил его. 

Голова Демона на фоне гор. 1890                              Голова Демона2. 1890-1891

                     Для Кирилловской церкви в Киеве М. Врубель создал ряд монументальных фресок, превосходящих мастерством и лирическим истолкованием художественную иконографию фресок XII века.

Одна из них — «Ангелы с лабарами» — является воплощением демонических подсознательных сил, которые уже тогда под спудом тлели в душе художника. Даже голова пророка Моисея на хорах является каким-то прообразом будущего «Демона».

Огромные глаза скорбно и зловеще смотрят из-под властных бровей. 

Голова пророка                                                                                 Голова Иоанна Предтечи

                   М. Врубель верил, что «Демон» прославит его. Что бы ни писал он в эти годы, Демон всегда жил в нем и неизменно участвовал во всей его жизни. Часто этот образ менялся, исчезал и возникал снова, а прежние холсты записывались чем-нибудь другим. Духовная жизнь М.

Врубеля сделалась невыносимой, невозможной без Демона, но тот не показывал своего лица, был неуловим. Холсты с его изображениями переезжали вместе с художником с квартиры на квартиру, из одной мастерской в другую, но этот образ пока никак не давался М. Врубелю.

                    Впервые увидел он своего Демона в Москве, где думал провести несколько дней (по пути из Казани в Киев), а остался в ней почти до конца своей жизни. В доме С. И. Мамонтова Демон только на миг появился из своей туманности, но художник ясно увидел его. Демон был где-то далеко, на вершине горы, может быть, даже на другой планете.

Он сидел грустный в лучах заката или разноцветной радуги. Но М. Врубель чувствовал, что это все еще не тот монументальный Демон, которого он так долго искал.

Пока это было просто «нечто демоническое» — полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обхватив колени, и смотрит на цветную поляну, с которой ей протягивают ветви, гнущиеся под цветами. Художник поспешил воплотить в живописи это видение, этот образ еще не настоящего Демона, уверенный в том, что он все равно напишет свое заветное полотно. 

                 Уже в 1890 году в Москве М. Врубель пишет «Демона сидящего». Художник поставил тогда перед собой сложную и едва ли исполнимую задачу: изобразить средствами живописи то неуловимое и невидимое, что называется «настроением души». Здесь все строится на «чуть-чуть», на тончайшей и зыбкой грани.

Если сделать в этой картине цвета и формы хотя бы немного пореальнее и попредметнее, то хрупкий образ рассыплется. Вместо мечты и сказки предстанут лишь грубые декорации, все станет предметным и плоским.

Все странно в «Демоне сидящем», огромно и красиво, но какой-то беспокойной красотой: и лиловые сумрачные небеса, и диковинные цветы-кристаллы, и одинокая фигура печального Демона, и сумеречная таинственность безбрежных миров. 

  Демон сидящий

                               О чем думает и о чем скорбит «Демон сидящий»? Многие видели в нем юность и нерастраченный жар, лиричность и человечность, а также то, что в нем еще нет злобы и презрения. И сам М.

Врубель в 1890 году верил в то, что, поднявшись вместе со своим Демоном на такую высоту, оттуда можно будет видеть всю «скорбь мира, взятую вместе». Художник утверждал, что вид этой скорби необходим, потому что она подвигнет и принудит нас к сочувствию.

                 «Сидящий Демон» — печальный, тоскливый, по-микеланджеловски мощный, в глубоком раздумье бессильно охватил руками колени.

За ним простирается фантастически причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы, гармонично сросшееся скопление кристаллических камней и слитков, которым уподобляются формы самого Демона. На картине М.

Врубеля предстает как будто совсем иной, чужой нам план бытия — исполинский, почти устрашающий, на котором все земное углубляется в своем значении. Окруженный скалами, горящими, как самоцветы, Демон кажется слитым с ними, вырастающим из них и властвующим над миром.

Но нет торжества в этой властной фигуре, неизгладимая тоска сковывает его силы — тоска и во взгляде, и в наклоне головы, и в заломленных руках.                       М. Врубель сознательно выбирает «тесный» продолговатый формат холста, который неожиданно как бы придавливает, срезает сверху фигуру Демона и тем самым подчеркивает его скованность. Однако при этом художнику надо было подчеркнуть, что Демон для него — идеал прекрасного человека, и потому кристаллы граненых объемов заставляют сверкать голубые и синие тона одеяний Демона, но в рисунке мускулов и жесте рук уже ощущается бессилие. 

                            Михаил Александрович Врубель » Демон сидящий» 1890
                                        Мое фото в зале Врубеля Третьяковской галереи

                    Красота Демона не только в страдании, с каким он переживает свою судьбу изгоя, но и в тоске по истинному, когда-то отринутому им бытию. Он свободен, но он одинок, ибо покинут Богом и далек от людей.

Однако этот Страшный суд и мука от богооставленности не могут длиться вечно, и поэтому в позе и лице Демона нет ожесточения или отчаяния, а есть даже какоето странное для богоборца смирение.

                      При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление мира фантастического, сказочно прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего. Это впечатление помогает понять тоску Демона, его одиночество, его влечение в невидимую долину…                        Какое горькое томленье…

                         Жить для себя, скучать собой!               Выше уже говорилось, что «Демон сидящий» — это миф, созданный еще молодым М. Врубелем о самом себе, фантастический и вместе с тем подлинно вещий, как и все мифы. Лик Демона печален, но это печаль юности, он еще далек от отчаяния и полон гордой веры в мощь своих крыльев. 

               Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого М. Врубеля — это для него лишь преддверие, предчувствие Демона настоящего. Вслед за ним последовали картины «Демон летящий», которая осталась незавершенной, и «Демон поверженный». 

                                                    «Летящий Демон»                                                           1899г.                                                Холст, масло 138,5 х 430,5

                            Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

                    Демон поверженный

                       «Демон поверженный» — потерпевший крушение, но не сломленный и не убитый. Разбитое тело, жалкая и страшная гримаса потемневшего лица — вот финал героической схватки с Богом на фоне рассыпанных по скалам сказочных павлиньих перьев.

В каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы.

И вместе с тем есть что-то бесконечно гордое, непримиримое и дерзкое в фанатично горящих глазах Демона, какое-то мрачное упоение стихией борьбы. 

                     Демон поверженный

                     М. Врубеля так захватила эта тема, как будто не Демон, а он сам участвовал в схватке с Богом.

Художник работал по 24 часа в сутки, забыв обо всем на свете: жена, друзья, сын Савочка, весь привычный мир отодвинулись куда-то далеко, остались только он, Демон и упоение изнурительной, беспощадной борьбы.

Десятки раз художник что-то переделывал, менял, дописывал, и все равно ему казалось, что Демон выходит не таким, каким он видит его в своем воображении. В нетерпении художник залеплял куски непросохшей еще краски газетной бумагой и писал прямо по ней. 

                                  Демон поверженный 2. 1902                                        «Демон поверженный»                                              1902г.                                     Холст, масло 139 х 387

                 Государственная Третьяковская галерея. Москва

                         Даже когда «Демона поверженного» поместили уже в зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокоился: приходил к своему Демону и все время что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то злым, то страшным и все равно для художника бесконечно прекрасным. 

                           Врубель Михаил Александрович «Демон поверженный» 1902
                                            Мое фото в зале Врубеля Третьяковской галереи

                    Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.

Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

                  «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

Источник: http://maxpark.com/community/5652/content/6148365

Ссылка на основную публикацию