«девушка с креветками», уильям хогарт — описание картины

Хогарт Уильям (1697 — 1764)

Политический и экономический расцвет Англии начинается с 16-го века. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей.

Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировала в стране сильную буржуазию, и в 17-м веке в Англии произошла буржуазная революция.

В результате государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.

Таким образом, завоевания буржуазной революции пришли в Англию на столетие раньше Франции.

Союз буржуазии с дворянством способствовал расцвету английской культуры и эстетических вкусов. Теперь Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра.

Английское изобразительное искусство сложилось позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. В протестанской Англии почти не было религиозной живописи. В 17-м веке медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра.

Расцвет национальной английской живописи начинается с Уильяма Хогарта.

Этот художник помог сблизиться с передовой английской литературой и театром. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он изображает современную жизнь и делал предметом сатиры все ее отрицательные стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.д.

Хогарт создает целые серии живописных полотен: «История шлюхи», «История распутника», «Модный брак». В этих сериях художник рассказывает о судьбе простых людей.

Каждая из картин в сериях представляет собой как самостоятельное произведение живописи. Многие картины дошли до нас только в виде гравюр, т.к. живописные произведения погибли во время пожара.

Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.

Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами.

Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной, ясной форме.

На протяжении всей жизни Хогарт обращался и к портрету. Это и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.

Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.

Источник: http://cvetamira.ru/hogart-uilyam-1697-1764

Уильям Хогарт (1697 — 1764)

22.07.2008

Публикации

Для своих современников Хогарт был прежде всего автором сатирических гравюр, представлявших собой своеобразную социальную анатомию эпохи и имевших широкое хождение не только на Британских островах, но и повсеместно в Европе. Мало кому тогда было известно, что популярные серии созданы мастером на основе собственных живописных циклов.

Более того, его картины подвергались нападкам со стороны знатоков, так как яркостью и свежестью колорита, необычностью тем и композиций слишком отличались от темных полотен старых мастеров, столь ценимых ими.

Теперь же, с высоты времени, Хогарт предстает первым крупным колористом в истории английской живописи, новатором и реформатором изобразительного искусства, открывателем новых жанров в живописи и графике.

Бракосочетание Стивена Бекингема и Мери Кокс. 1729

Ранние живописные произведения мастера, которые он называл «разговорными картинами», представляют собой групповые портреты, в которых на смену чинному позированию пришел занимательный сюжет, объединяющий персонажей вокруг какого-либо действия: брачная церемония в «Бракосочетании Стивена Бекингема и Мери Кокс» (1729, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); прелестное представление, разыгранное детьми перед взрослыми в «Сцене из «Индейского императора, или Завоевания Мексики»» (1732—1735, собрание Галуэй); многочисленное общество в салоне, разбившееся на две группы вокруг чайного и карточного столов в «Семействе Вулстон» (1730, Лестер, Художественная галерея); наконец, групповой портрет известных английских актеров в ролях из знаменитого в то время спектакля «Опера нищего» (1728—1729, Лондон, Галерея Тейт).

Продолжив поиски голландских и французских живописцев (в частности Ватто) в жанре «собеседований», Хогарт превратил групповой портрет в разновидность бытовой сценки, сопровождаемой массой подробностей и предметов повседневной жизни, точно характеризующих персонажей.

В одних картинах больше уюта, в других — чопорности, некоторые окрашены мягким юмором, но в каждой царит особая индивидуальная атмосфера, точно характеризующая изображаемое общество.

Уже здесь Хогарт проявил себя подлинным мастером мизансцены, свободно владеющим позой, мимикой и жестом.

«Опера нищего». 1728—1729

По его собственному признанию, он стремился трактовать сюжеты как драматический писатель и зачастую выстраивал пространственную композицию картины подобно сценической коробке.

Карьера распутника. Он пирует. Ок. 1735

Словно многоактный спектакль разворачивает Хогарт историю отдельно взятой жизни в своих сатирических циклах. В них критический заряд сочетается с назидательностью, юмор и насмешка перерастают в трагедию. «Карьера распутника» (ок.

1735, восемь сцен, Лондон, Музей Соуна), промотавшего наследство, оканчивается в сумасшедшем доме, печально знаменитом «Бедламе»; легкомыслие и беспутство доводит до гибели сочетавшихся браком отпрыска аристократической фамилии и купеческую дочь в серии «Модный брак» (ок. 1743—1744, шесть сцен, Лондон, Национальная галерея).

Изящество чувств и манер, изысканность любовной игры героев в картинах Ватто и французских мастеров рококо уступает место грубости нравов, вульгарности поведения, откровенной развращенности завсегдатаев аристократических салонов.

Вместе с тем ясная выразительность и четкость мысли, яркость образов, заостренность формы в изображении основных персонажей сочетаются у Хогарта с изысканной красотой и свежестью палитры.

Модный брак. Будуар графини. Ок. 1743—1744

Модный брак. Вскоре после свадьбы Ок. 1743—1744

Сатиры Хогарта тесно связаны с идеями эпохи Просвещения, с ее стремлением к торжеству Разума, в том числе через исправление общественной и частной морали. Хогарт считал, что искусство, развлекая, должно развивать ум и душу. В этом его творчество тесно связано с литературой XVIII века, в частности, с наследием Дж. Свифта, Т.Дж. Смолетта, Г. Филдинга и С. Ричардсона.

Автопортрет с собакой. 1745

Силой характера и цельностью натуры отличаются герои станковых портретов Хогарта. Мастер практически не писал заказных вещей в этом жанре. Большинство моделей — близкие ему люди, связанные с ним родственными или дружескими узами. Их изображения полны искреннего чувства, окрашены особой симпатией и уважением художника к модели.

Даже женские и детские характеры у Хогарта — «Миссис Солтер» (1741 или 1744, Лондон, Галерея Тейт), «Дети семьи Грэм» (1742, там же), «Мери Эдвардс» (ок. 1740, Нью-Йорк, Коллекция Фрик) — лишены изнеженности рококо, отличаясь удивительной цельностью натуры, какой-то земной полнокровностью.

Как и в других жанрах искусства, Хогарт и здесь выступил подлинным новатором. Он смело экспериментировал с композицией, с колористическим решением, пробовал разные манеры наложения мазка.

Знаменитый «Автопортрет с собакой» (1745, Лондон, Галерея Тейт) построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение художника, расположенное на стопке книг.

На переднем плане, как бы в реальном пространстве композиции, помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, названной мастером линией красоты. Позже в трактате «Анализ красоты» (1753) он отвел ей основополагающее место.

Свое изображение в этом портрете Хогарт вылепил крупно, не смягчая некоторой тяжеловесности черт лица, подчеркивая открытость взгляда и волевое начало в характере по контрасту с простотой обыденного домашнего одеяния.

Именно в портретах палитра Хогарта обладает особой чистотой и светоносной силой, его кисть достигает необычайной виртуозности, мазок варьируется от плотно наложенных слоев пигмента, как бы гранящих объемы, до легких ударов жидкой прозрачной краской, передающих живую нежность лиц, мягкость пушистых волос, легкие ткани и кружева.

Особой непосредственности и свежести восприятия модели полны его наброски и незаконченные вещи, такие как «Бал» из цикла «Счастливый брак» (ок. 1745, Лондон, Галерея Тейт) и две знаменитые работы начала 1760-х годов — Портрет слуг и Девушка с креветками (обе — Лондон, Национальная галерея). Девушка, с легкостью, как роскошный головной убор, несущая корзину с креветками, написанная беглым мазком, полна неподдельной радости бытия. Ее улыбающееся лицо словно излучает внутренний свет. Колорит картины, сочетающий коричневатые, золотистые тона с рефлексами розового, что придает изображению живость и ощущение мимолетности впечатления, достигает необычайной красоты.

Девушка с креветками. 1760-е

Закладывая основы национальной школы живописи, Хогарт всю свою творческую жизнь отстаивал в острой полемике право художника отступать от общепризнанных канонов в искусстве.

Татьяна Воронина

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=586

Читать

Мудрость продается на горестном рынке.

Блэйк

В северной части лондонского Сити, в Смитфилде, до наших дней сохранилась древняя церковь святого Варфоломея Великого.

Именно здесь, в восьмиугольной купели, которую и сейчас охотно показывают любознательным посетителям, крестили 28 ноября 1697 года будущего мистера Хогарта, знаменитого живописца.

Как и множество других младенцев, родившихся в ту памятную осень, он получил имя Уильям, ибо не было тогда в городе Лондоне и во всей Англии более почитаемого и славного имени.

Оно гремело в благодарственных молитвах с церковных кафедр, чудилось в праздничном звоне колоколов, плескалось на шелковых, золотом шитых флагах, горело, рассыпая трескучие искры, в затейливых вензелях невиданной иллюминации.

Король Вильгельм III[1] только что вернулся в столицу, заключив долгожданный и почетный мир с Францией. Кровавая и дорогостоящая война на континенте счастливо окончилась. Приверженцы новой династии ликовали, посрамленные якобиты затаились, курс ценных бумаг стремительно подымался.

И родители, радуясь наступившему наконец миру, нарекали новорожденных в честь короля.

После крещения мистер Уильям Хогарт, ничем не замечательный младенец восемнадцати дней от роду, был отнесен в родительский дом на Сент-Джон-стрит в Клэркн-уэлл.

Слово «дом» не следует понимать буквально. Хогарты просто снимали квартиру, так как находились на той стадии благопристойной бедности, за которой следует вполне откровенная нищета. Мистер Хогарт-старший не имел ни состояния, ни доходов, ни даже службы; жизнь основательно его потрепала.

Сельский учитель из далекого Уэстморленда, фермер-латинист, Ричард Хогарт прибыл в Лондон с собственной, взлелеянной в буколической тиши педагогической системой и открыл школу на Нью-Гейт-стрит. Школа прогорела.

Судьба равнодушно проглотила то немногое, что было скоплено в Уэстморленде. Но думать о возвращении на ферму было поздно разум, воспламененный скромной ученостью, не мирился более с деревенской жизнью. К тому же Ричард женился на уроженке Лондона.

Так превратился он в столичного жителя.

Ни древние авторы, ни современные ученые и богословы, чьи труды прилежно изучал Хогарт-старший, не научили его обыденному практицизму. Он жил прескверно, иногда впроголодь. Правил корректуры для соседней типографии, сочинял проповеди ленивым пасторам, давал уроки.

В младенчестве Уилли Хогарт часто мерз. Лондонский муниципалитет обложил ввоз угля высоким налогом — нужны были деньги на великолепный портлендский камень, из которого зодчий сэр Кристофэр Рэн возводил новый собор святого Павла. На топливе приходилось экономить — цена угля поднялась до тридцати шиллингов за чолдрен[2]. Сам того не зная, ребенок страдал во имя искусства.

Малютка Уилли еще учился ходить, когда его колыбель перешла к новорожденной малютке Мэри.

Затем появилась малютка Энн.

Прибавления в семье Хогартов происходили с завидной регулярностью: с перерывом в два года и непременно осенью.

Мистер Хогарт-старший не оставлял ученых занятий.

Несмотря на окружающий его кавардак — ведь теперь уже трое маленьких Хогартов наполняли комнаты криком и топотом, — он ухитрился составить большой латинский словарь — внушительную рукопись в четыреста страниц ин-кварто, рукопись, так и не увидевшую света, но сохранявшуюся в семье долгие годы после смерти автора.

Кроме того, он сочинил своего рода самоучитель латинского языка и даже издал его в типографии Тейлора на Патерностер-роу, в той самой типографии, где несколькими годами позже был напечатан бессмертный «Робинзон Крузо». Но и этот труд не принес ни успеха, ни денег.

Так начиналось детство Уильяма Хогарта. К счастью, его воспоминания о первых годах сознательной жизни не ограничились гонкими ломтиками вареной баранины и капустными листьями на оловянных тарелках, дешевым разбавленным элем или тряпичными куклами сестер.

В доме, где щепотка чаю была роскошью, знание дарилось щедро. Отец учил сына со страстностью талантливого неудачника.

Еще мальчишкой Уилли недурно читал по-латыни, понимал греческий, мог с грехом пополам объясниться по-французски. Читая, он учился размышлять.

В нем появлялась постепенно легкая склонность к вольнодумству и умение смотреть на жизнь философски — в той мере, в какой это доступно было его возрасту.

В школе, однако, он учился прескверно. Лишнего узнавать не желал, а то, что его интересовало, уже знал от отца. На уроках Хогарт-младший обычно рисовал, что сильно его развлекало. К тому же приходские школы в царствование доброй королевы Анны были настолько жалкими учреждениями, что едва ли могли научить чему-нибудь мальчика, уже читавшего Горация. При первой возможности Уилли бросил школу.

Кроме школы и уроков отца, был Лондон.

Уильям Хогарт не видел других городов и не знал деревни. Лондон стоял у его колыбели, убаюкивал его глухим и грозным шумом, бросал в окна отблески пожаров и фейерверков, вползал в комнату липким морозным туманом или летней духотой, звонил в колокола, оповещая о казнях и торжественных процессиях.

Лондоном начинался и кончался мир. Все, что не относилось к Лондону, было просто географией.

Правда, существовал еще Вестминстер, где заседал парламент, и Сент-Джеймский дворец, где жила королева, если не отдыхала в Виндзоре или в Бате. Но Лондон позволял себе об этом не помнить.

Столица — здесь, у нее есть права, дающие не слишком обоснованное, но приятное чувство независимости. Даже королева была тут гостьей.

Лондонские мальчишки неясно, но гордо ощущали величие славного города. Какой позор не быть лондонцем! Провинциальный сквайр в парике из конского волоса вызывал презрение, он не был причастен столичных тайн, он был чужак.

Читайте также:  Портрет юноши в образе святого себастьяна, антонио больтраффио

Итак, Уильям Хогарт, подобно Тому Кэнти, жил в бедности, но не в невежестве. К тому же бедность способствовала раннему выбору профессии и, следовательно, накоплению знаний не только академических.

Не совсем понятно, как именно произошло приобщение Уилли к искусству. Имеются сведения, что в школьные годы он хаживал в гости к жившему по соседству художнику, чье имя для истории утрачено. Эти визиты в сочетании с природными наклонностями мальчика к рисованию и равнодушием его к науке толкнули мистера Ричарда Хогарта на решительный шаг. Он отдал сына в обучение к живописцу вывесок.

Не следует думать, что изготовление вывесок простое и непочтенное дело, доступное каждому. Пришлось старательно учиться рисовать красивые готические буквы, завитушки, зверей и рыцарей.

Впрочем, до рыцарей он, видимо, так и не добрался, так как через короткое время перешел в обучение к мистеру Элису Гэмблу, резчику по серебру, державшему мастерскую под вывеской «Золотой ангел» на Крэнборн-стрит в Лейстерфилде.

Тут как будто бы не обошлось без помощи родственных связей — есть предположение, что брат Ричарда Хогарта был женат на сестре мистера Гэмбла.

Английское серебро славится по всей Европе. Мастерская на Крэнборн-стрит — одна из самых уважаемых в Лондоне. От учеников, следовательно, требуется отменное владение ремеслом, уверенная, легкая точность руки — артистизм. Достигалось все это каторжным трудом. Писание вывесок было, оказывается, не самой тяжелой работой.

С этого примерно времени и начинается биография мистера Уильяма Хогарта. Он пробует поступать более или менее самостоятельно и вступает в первые споры с собственной судьбой.

Жизнь его однообразна. Как большинство лондонцев, он встает с зарею — в ту лору ценили дневной свет — и в шестом часу утра уже торопится в Лейстерфилд. Ничего фешенебельного не было тогда в этом районе Лондона, где ныне сияют огни грандиозных кинотеатров, ресторанов и кабаре, озаряя маленького бронзового Шекспира в центре Лейстер-сквер.

Лондон лишен счастливого качества многих великих городов, чьи даже нищие кварталы сохраняют своего рода живописность. Красота британской столицы неотделима от респектабельности и богатства, бедные улицы и дома угнетают однообразным убожеством.

Таков и старый Лейстерфилд, особенно мрачный ранним утром, когда ночь неохотно покидает узкие, как коридоры, затопленные помоями улицы.

Сквозь тяжелую вонь отбросов сочится горький аромат кофе из уже открытых кофейных домов, скрипят на ржавых кронштейнах бесчисленные «красные львы», «золотые орлы», «короли Ричарды» и прочие вывески кабаков и харчевен, яркие жестяные картины, изготовление которых чуть было не стало профессией Уильяма Хогарта.

Владельцы их гасят фонари, доверяя бледной заре освещение своей геральдики, хозяйки подымают оконные решетчатые рамы, проветривают перины и непринужденно выплескивают на мостовую содержимое ночных горшков. На углах собираются угрюмые оборванцы, нищие, бродяги; лондонские утра печальны, как сырые и ветреные рассветы над Темзой: слишком многим людям сулит горестные заботы новый день.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=224996&p=52

Уильям Хогарт:художник и гравер

Уильям Хогарт (англ.

 William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский гра­фик и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.

Прославился сатиричес­кими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта : серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карье­ра мота», «Выборы в парламент», гравюры «Ули­ца пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».

Биография Уильяма Хогарта

Учился Уильям Хогарт в Хёгле у гравера Э.Геймбла. С 1720 г. Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами художника были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера «Гудибрас» (1726).

Двумя годами позже Уильям Хогарт начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой.

В 1730—1731 гг. Уильям выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году.

Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии.

В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

Следующая серия гравюр Хогарта — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).

Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 г. Георг II назначил Уильяма Хогарта главным живописцем; в этой должности художник стал преемником Джеймса Торнхилла.

В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-ых годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта, об этом уже издалека сообщали яркие вывески.

Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине».

Уильям Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.

Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г.

он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету. Считается, что это лучшая работа художника.

Галерея картин Уильяма Хогарта

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43657096495

Хогарт УильямТворчество, картины и биография

Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth) (1697–1764).

Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями.

Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, и прежде всего с Фильдингом, который обличал пережитки феодального прошлого и уродства буржуазного уклада жизни. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.

Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни.

Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой.

Таковы «Карьера мота» (1732–1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743–1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени.

Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Распространенные в гравюрах художника, эти серии имели большой общественный резонанс.

Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше, который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных.

«Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен; это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения.

Открывает серию картина заключения брака, фактически уподобленного торговой сделке разорившегося графского сынка и дочери богатого торговца. Со скучающим видом отвернулись друг от друга молодые, в то время как их родственники оформляют брачный контракт.

Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома, из которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов.

Серию завершает трагическая развязка – гибель ее героев. С удивительным мастерством передает Хогарт последовательность хода событий, раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, нравы, привычки. По его картинам можно писать целые рассказы.

Каждая из картин – законченное самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Художник заостряет внимание на узловых моментах повествования, усиливая достоверность изображаемого воссозданием конкретного места действия. Он прибегает к неожиданно резким сопоставлениям и тяготеет к анализу.

Остро и насмешливо наблюденные детали позволяют угадывать события, предшествующие и последующие.

Утро в доме новобрачных, 1744

Национальная галерея, Лондон

Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных» (из серии «Модный брак»). Время около полудня, на полу валяется перевернутый стул, карты разбросаны по ковру, а сборщик долгов в раздражении закатывает глаза.

Бессонные ночи, отданные пьянству и игре в карты, чрезмерные траты денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине.

Хогарт подвергает критике не только нравы, но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки на камине, витиевато украшенные часы и мраморный бюст, более похожий на поросенка, чем на римского патриция. Поступив в обучение к Фавору, будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью.

Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю. Картины маслом переводились в гравюру, и их широкое распространение принесло художнику известность.

Гармония мягких розоватых, серебристых, оливковых тонов способствует передаче внешнего благосостояния внутренне опустошенного мира, обреченность которого находит выражение в суматошном ритме линий, пронизывающем композиции. Хотя картины Хогарта по времени и отчасти по манере живописи близки работам художников рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими.

Источник: http://smallbay.ru/article/culture_england_hogart.html

Записки о художниках

Уильям Хогарт (1697-1764) — английский художник, гравёр, иллюстратор, сатирик.

Автопортрет с собакой.   1745 год.

Портреты весьма почитались в Англии XVIII века, они висели в парадных залах родовых поместий и аристократических клубах.

Благотворительные приюты заказывали изображения своих покровителей, актеры любили, чтобы их запечатлевали в какой-либо роли.

Художники писали портреты чаще, чем композиции на темы библейской и античной истории, хотя этот вид живописи, называвшейся исторической, считался наиболее возвышенным.

Англия — островная страна. В ней все иначе, чем на Европейском континенте. И художественная жизнь не была исключением. Во Франции начала XVIII века, передовой стране в области искусства в то время, складывается новый стиль — рококо. Появляется мода создавать парки с регулярной планировкой.

Образцом служит величественный Версаль с остриженными боскетными кустами, прямыми аллеями и широким зеркалом водной глади с фонтанами. Англия же идет в искусстве своим путем. Здесь поклоняются античности и строят дворцы в классическом духе. Возникает свой национальный вариант парка — пейзажный.

Это природа, облагороженная руками садовника; деревья, заслоняющие красивый вид, убираются, русло ручейка немного отводится в сторону, насыпаются холмики, с которых можно обозревать зеленые лужайки с сочной травой. Именно в таких парках художники любили представлять изящных светских дам и кавалеров.

Однако в портретном жанре начала XVIII века Англия еще не имела высоких достижений Франции.

Все изменилось с появлением Уильяма Хогарта. Его знают как гравера и карикатуриста, забывая заслуги художника в портрете. Одной из распространенных разновидностей портрета были сцены собеседования. В парке или интерьере изображались члены какой-либо семьи, персонажи, занятые карточной игрой, разговором, чаепитием.

Именно с такого рода картин начинает Хогарт свое портретное творчество, выявляя социальную принадлежность и характер персонажей. Он раскрывает содержание произведения через жесты героев, окружающие предметы и создает своего рода миниатюрные театральные сценки. Между изображенными людьми возникает драматическая и психологическая взаимосвязь.

Таков портрет детей Грахём.

На картине — четыре персонажа. Девочки напоминают маленьких дам, которых развлекает кавалер-мальчик, играющий на шарманке. Они не обмениваются взглядами, но чувствуется, что их объединяет искренняя симпатия друг к другу.

Немного позже Хогарт создает знаменитый «Автопортрет с собакой». Ему 45 лет. Художник предстает в скромном обличье, без парика, в простой одежде. Перед нами прямой, открытый человек, трезво оценивающий себя и окружающих.

В картине много «говорящих» деталей: книги английских классиков Свифта, Шекспира и Мильтона, резец, палитра с надписью — «линия красоты». Тут же Хогарт изобразил любимую собаку, морда которой напоминает лицо хозяина.

Такой прием уподобления человека и животного имеет давнюю традицию, так, Микеланджело сравнивался с драконом, а Леонардо со львом.

Читайте также:  Портрет марии барончелли, ханс мемлинг

Развитие английского искусства в XVIII веке связано с общим подъемом культуры после буржуазной революции 1640—1660 годов. Художники обращались непосредственно к окружающей действительности и искали новые средства выражения.

Они создали кружок, члены которого собирались в кофейне Слотера. Кроме Хогарта, в это общество входили скульптор Рубильяк, французский гравер и иллюстратор Гравело, писатель Фильдинг и актер Гаррик. Того же года, что и автопортрет, портрет Гаррика в роли Ричарда III.

Эта роль сделала актера знаменитым и ознаменовала новые приемы театральной игры.

Слуги Хогарта.    1760-е годы.

В конце жизни Хогарт написал два, пожалуй, самых лучших портрета: «Слуги Хогарта» и «Девушка с креветками». В обоих главная задача состояла в том, чтобы раскрыть характеры людей.

Девушка с креветками.   1750-е годы.

«Девушка с креветками» напоминает по быстроте и легкости исполнения живописный этюд. Хогарт создает полнокровные реалистические образы простых людей.

Доминирующие в колорите холодные цвета естественно соединяются с теплыми — розового и коричневого оттенков.

Мгновенность впечатления от натуры передана мастером подвижными, гибкими, широкими мазками, которые делают его полотна необычайно живыми и непосредственными.

Е. Гагарина  Журнал «ЮХ»

Произведения Хогарта — настоящие книги… Другие картины мы рассматриваем — его картины мы читаем. Чарльз Лэм («О гении и характере Хогарта»).

Жизнь Уильяма Хогарта — знаменитого английского живописца, графика и теоретика искусства XVIII века — была неразрывно связана с Лондоном.

Этот город с колыбели был частью его души, здесь будущий художник, сын перебравшегося в столицу сельского учителя, в 17 лет приобщился к искусству, поступив учеником к граверу по серебру.

Урывками посещал школу художников Вандербенка и Шерона, а затем входившего тогда в славу Торнхилла. Здесь нашел личное счастье, женившись на дочери последнего, которую романтически похитил в 1729 году из отчего дома

. И Лондон же, город, в котором как в капле воды отражалась вся Англия первой половины XVIII века с ее небывалым экономическим подъемом и расцветом культуры, глубокими социальными противоречиями и разительными контрастами роскоши и нищеты, служил для Хогарта неисчерпаемым источником сюжетов его произведений…

Зима 1728 года. Лондонская публика, словно забыв о триумфах Королевского театра Друри Лейн, валом валила в Линколнс Инн Филдс, где 29 января с потрясающим успехом состоялась премьера «Оперы нищего» Джона Гэя. В первом же сезоне пьеса прошла шестьдесят два раза.

Огромной популярностью спектакль был обязан не столько блестящей игре актеров, сколько тому, что был довольно прозрачной сатирой на английские правящие круги.

Опера изображала эпизоды из жизни бродяг, проходимцев, бандитов, но в действующих лицах нетрудно было различить черты многих высокопоставленных особ, а в ситуациях пьесы — связь с английской реальностью.

«Опера нищего»  VI.   1729-1731 годы.

Хогарт любил театр, дружил с актерами, писал их портреты. «Опера нищего» покорила художника сразу. С 1728 по 1731 год он пишет шесть вариантов картины на этот сюжет.

Последний вариант сцены из III акта «Оперы нищего» наиболее удачный.

Динамичность композиции, умение передать сильное душевное движение главных героев пьесы, превосходная живопись делают картину лучшей из ранних произведений Хогарта.

В это же время Хогарт пишет довольно много небольших по размеру групповых семейных портретов, так называемых «разговорных сцен», и достигает известности. Но это занятие он скоро оставил.

«Я обратился, — вспоминал впоследствии художник, — к совсем новому жанру, а именно: к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы — области, еще вовсе не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Так появилась знаменитая сатирическая серия «История шлюхи» (1732). В шести сценах Хогарт запечатлел основные эпизоды из жизни приехавшей в Лондон деревенской девушки некой Мэри Хэкабаут.

Совершенно не подготовленная к тому, чтобы противостоять искушениям большого города, она попадает в руки старой сводни, становится содержанкой и оканчивает свою жизнь среди обитателе лондонского «дна».

Эти полотна погибли от пожара в 1755 году, но история Мэри дошла до нас в собственоручных гравюрах Хогарта.

Он пирует.   История распутника III.   Около 1733 года.

Вскоре художник пишет и гравирует новую серию из восьми картин. Это «История распутника» — повествование о беспечно прожитом наследстве. Жизнеописание распутника звучат менее убедительно, чем история шлюхи.

Но картина «Он пирует» — подлинный шедевр. Сцена ночного разнузданного пиршества героя серии Тома Рэйкуэлла «при всей ее безоттарности исполнена с художественным изяществом, она артистична, просто красива».

Так, вместе с писателями-просветителями первой половины XVIII века Хогарт высказал идеи Просвещения, вступил в борьбу за искоренение пороков современного ему общества.

В конце 30-х годов мастер создает замечательную серию картин «Четыре времени суток», рисующую британскую столицу в конкретный момент состояния природы, освещения. Бремени года и дня.

Особенно впечатляет картина «Утро», изображающая на заре, в легком зимнем тумане Ковент-Гарден — эту никогда не затихающую и не засыпающую площадь.

Через пятнадцать лет Хогарт покажет жизнь других лондонских улиц; он нарисует жуткую картину «Переулок Джина» — ужасающее пьянство, беспросветную нищету и задавленность до потери человеческого образа его обитателей.

Капитан Корэм.   1740 год.

1740-е годы — период творческой зрелости Хогарта. В это время он создает свои лучшие произведения и как портретист, и как сатирик.

Галерею портретов открывает знаменитый портрет капитана Томаса Корэма, близкого друга и единомышленника художника, мореплавателя и филантропа, прославившегося учреждением в Лондоне так называемого Дома найденышей (сиротского приюта).

Хогарт повторяет здесь схему парадного портрета, но делает это лишь для того, чтобы создать полотно, воплощающее общественное признание заслуг человека из «средних классов». Написанное с подлинной симпатией, открытое, такое «домашнее» лицо старого капитана, отнюдь не аристократическое, мало соответствует нарядному окружению.

Мэри Эдвардс.   1742 год.

Особое место в творчестве Хогарта занимают женские портреты. Прежде всего это глубоко психологический и художественно совершенный портрет Мэри Эдвардс, которая была поклонницей таланта художника и едва ли не единственным человеком, по-настоящему ему помогавшим.

Хогарт не льстит модели, но восхищается ею. Уверенной кистью пишет нервное, своеобразное лицо портретируемой, в котором странным образом соединились миловидность и неправильность черт. С не меньшим мастерством написано изящное платье и драгоценное украшение на груди.

Элизабет Солтер.   1744 год.

Один из самых знаменитых портретов 40-х годов — «Портрет Лавинии Фентон». Хогарт писал ее ранее в роли главной героини «Оперы нищего». Запечатленный более’ чем десять лет спустя, образ этой красивой, жизнерадостной молодой женщины замечателен по выразительности и психологической проникновенности, от него исходит какое-то тайное, постепенно раскрывающееся обаяние.

В 1745 году Хогарт пишет «Автопортрет». С овального холста на нас смотрит художник, по-домашнему одетый в халат, без парика, в теплой охотничьей шапке. Лицо с яркими синими глазами и шишковатым лбом передано с необычайной силой и глубиной. На переднем плане изображены палитра со ставшей позднее знаменитой змеевидной «линией красоты», его любимый пес Трамп и книги — Шекспир, Милтон, Свифт.

Выбор книг показателен. Свифт был особенно родствен Хогарту по природе своего дарования. Классика Милтона вдохновляла Хогарта на «высокую живопись», на создание таких картин, как «Сатана, Грех и Смерть», в которой впервые сказалось романтическое видение художника. Пьесы же Шекспира рождали у Хогарта желание «трактовать сюжеты как драматический писатель».

Свальба Стивена Бекингема с Мэри Хокс.   1740-е годы.

Сходство картин Хогарта с драматическими произведениями особенно ярко выражено в третьей, самой знаменитой сатирической серии, его шедевре «Брак a la mode».

Здесь с особым блеском проявилась острая наблюдательность Хогарта.

его смелое новаторство — способность показать драматические конфликты в самых «верхах» английского общества, талант рисовальшика и колориста, многому научившегося у французских мастеров.

Модный брак.   1745 год.  Гравюра.

Сюжет серии, состоящей из шести картин, — брак по расчету. Разорившийся аристократ женит недоросля-сына на дочери богатого буржуа, который стремится попасть в знать — явление весьма обычное для Англии того времени. О том. как происходит этот обдуманный мезальянс, Хогарт рассказал в полотне «Брачный контракт» — первой картине серии.

Вскоре после свадьбы.   Около 1743 года.

Утро в доме молодых.   Из серии модный брак.  1743-1745 годы.   Гравюра.

История, начавшаяся с заключения сделки, кончается трагической развязкой: смертью графа, заколотого любовником графини, попадающим за это на виселицу, и самоубийством графини.

Выборы в парламент  III.   Голосование.   1753-1754 годы.

Сатирическая живописная серия «Парламентские выборы» (1754) — еще один шедевр Хогарта. Вряд ли можно видеть в ней прямое осуждение политической системы Англии.

Художник лишь обнажает уродливые стороны английского парламентаризма.

Попойка во имя привлечения симпатий избирателей; подкуп; самый фарс выборов; мутный триумф избранных в парламент — вот четыре акта политической драмы, сыгранной на хогартовских холстах.

Серия «Выборов в парламент», итог современных нравственных сюжетов», стоит в ряду других высших достижений позднего Хогарта — «Портретом слуг» и «Девушкой с креветками». Эти портреты свидетельствуют об искусстве Хогарта видеть прекрасное в окружающей действительности, его ярко выраженных симпатиях и уважении к простым людям.

Сказанное прежде всего относится к «Девушке с креветками». Это вершина творчества художника. Написанный с необычайным блеском, свободными и стремительными мазками, жидкой, почти прозрачной краской, портрет сочетает в себе черты и натурного этюда, и законченной картины.

В одну общую гамму сливаются коричневые, серые и розовые тона, и из хаоса мазков возникает на полотне удивительно нежное, чуть обветренное улыбчивое лицо с сияющими глазами.

И этот образ продавщицы креветок, полный трепетной жизненности и выразительности, воспринимается как частица шумной лондонской толпы.

Деятельность Хогарта многогранна: он выпустил в свет трактат «Анализ красоты», где изложил свои взгляды на искусство; поддерживаемый другими художниками, добился реализации Парламентского акта о защите авторского права; стал инициатором первых общественных художественных выставок, руководил крупнейшей художественной школой.

Яркое самобытное искусство Хогарта во многом определило характер английской национальной школы.

Его сатирические картины, демократичность подхода к сюжетам, ясный и понятный язык проложили путь к широкому распространению жанрово-бы-товой живописи и бурному расцвету английской карикатуры конца XVIII века.

И не случайно, что искусство Хогарта нашло достойную оценку у великих его современников Свифта и Филдинга, а также Диккенса и Теккерея. Величайшим английским художником назвал Хогарта Уистлер. Искусство «великого Хогарта» изучал замечательный русский художник Федотов…

Англичане ценят свое культурное наследие, чтут имена тех, кто умножал его славу и составляет его гордость. Среди этих имен в ряду первых стоит имя Уильяма Хогарта.

На старой, заложенной еще в середине XVII века, любимой Хогартом Лейстер Филдс (ныне Лейстер Сквер), среди расположенных на площади роскошных кинотеатров, театральных залов, ресторанов и кафе мы видим галерею скульптур выдающихся деятелей науки и культуры Англии. Одна из них — памятник-бюст Хогарту. На высоком постаменте надпись: «Уильям Хогарт. Художник. 1697-1764. Придворный живописец короля Георга II. Жил на восточной стороне этой площади».

Б. Кудрявцев.   Журнал «ЮХ»

Источник: http://babanata.ru/?p=18836

Картины Уильяма Хогарта с описаниями и названиями

Хогарт, Уильям (1697–1764) – выдающийся английский гравер, живописец и теоретик искусства. Картины Уильяма Хогарта, выполненные в живом реалистическом стиле, раскрывали пороки современного ему общества.

Это циклы картин «Жизнь распутника», «Модный брак», «Счастливая свадьба», «Выборы». Кроме того, он написал много жанровых сцен, а также портретов. Ниже будет даны и другие картины с названиями Уильяма Хогарта.

Для начала мы представим самого художника в расцвете творчества.

«Автопортрет с собакой» (1745 год). Галерея Тейт, Лондон

Кроме этой картины Уильяма Хогарта с его любимым мопсом известен также автопортрет за мольбертом в парике. Но мы остановимся именно на полотне с собакой Трампом, поскольку художник собрал в нём всё, что ему дорого и мило. Во первых, любимый пёс, который был верным другом живописца.

Во вторых, три томика любимых книг, авторами которых были Мильтон, Шекспир и Свифт. Из произведений этих гениев черпал идеи своих картин Уильям Хогарт. Описание портрета, которое мы начали, будет продолжено ниже. Художник был очень дружен со Свифтом, который поддерживал стремление живописца сокрушить пороки общества сатирой.

Художник, который считал, что в это время ему не было равных в Англии, к своему портрету подошёл с иронией. Он не возвеличивает себя, а изображает в домашней одежде: без парика, с теплой шапкой и в домашнем халате. Его лицо абсолютно спокойно.

Этот волевой человек с довольно тяжеловесными чертами лица добился всего в жизни сам и законно гордится этим. Перед ним на переднем плане расположена палитра с волнистой линией, которую он назвал линией красоты. Глаза художника внимательно и открыто смотрят на зрителя. Он вглядывается в нас, изучая своих персонажей.

Композиция его очень необычна: картина в картине. Стиль этого автопортрета – натюрморт с элементами барокко, так как он заключен в овал, который широко использовался до конца XVII века.

«Девушка с креветками» (примерно 1760 е годы)

Невозможно пройти мимо этого холста, излучающего радость жизни. Изнутри этого портрета идёт свет. Здесь, как и в «Портретах слуг», живописец перестаёт быть сатириком. Он полон восхищения перед юной девушкой, которая, как корону, несёт на голове блюдо с креветками.

Читайте также:  Якопо бассано — биография и картины

Изображенная вполуоборот модель освещена солнечными лучами. Работа написана динамичными мощными мазками. В ней нет тонких цветовых переходов. Сложный колорит, который совмещает золотистые, коричневатые и розоватые тона, разложен на простые составляющие.

Поэтому появляется впечатление, что картина рождается сама собой на глазах у зрителя. Это моментальное впечатление художника – рывок через столетия к импрессионизму. В этой работе проявилась любовь к простому человеку из народа. Образ продавщицы чрезвычайно обаятелен.

Это – одна из самых известных картин художника, в которой он демонстрирует всем естественную основу человека, живущего без маски.

Портреты мастера

Как мужские, так и женские и детские портреты Хогарт почти никогда не писал по заказу. Его героями становятся близкие ему по духу люди. Это либо его родные, либо друзья. Поэтому они окрашены уважением и симпатией к моделям. В них мы не найдем изнеженности и жеманности рококо.

Напротив, нам открывается цельность натуры изображенного человека. Также Хогарт показывает их земную полнокровность.Примером могут послужить «Мисс Мери Эдвардс» (1740 г., частная коллекция, Нью Йорк), «Дети семьи Грэм» (1742), «Миссис Солтер» (≈ 1741 или 1744 годы).

Обе последние картины экспонируются в галерее Тейт (Лондон).

История создания сатирической серии

В 1743–1745 годах Хогарт написал цикл из шести картин. Они высмеивали высшее общество. Сын обедневшего аристократа решил жениться на дочери богатого буржуа и поправить своё материальное положение.

Картины Хогарта «Модный брак» – это пародия на high society, которое, забыв о чести и достоинстве, из стремления к материальным благам стремилось приблизиться к ним любым путем, даже неравным браком.

Каждая картина Уильяма Хогарта «Модный брак» тщательно и последовательно прослеживает его эволюцию вплоть до смерти всех главных героев. Им супружество не принесло не только счастья, но и разрушило надежды на нормальную человеческую жизнь.

Уильям Хогарт, «Модный брак»: описание картины

  • Начало серии – подписание брачного контракта, в котором заинтересованы только родители будущих супругов. Молодые даже не смотрят друг на друга. Жених рассматривает себя в зеркале, невеста заигрывает с адвокатом.
  • Картина вторая. Это позднее утро супругов, скорее день. Муж провел ночь не дома, а жена – за картами. Они сидят рядом, за одним столом, но не обращают внимания ни на себя, ни на свою половину.Жена, потягиваясь, безобразно, до неприличия расставила ноги. Муж в прострации развалился на стуле и еле держится на нем. Из кармана его камзола торчит женский чепчик, который пытается достать комнатная собачка. Символом неудачного брака стала картина с Амуром, у которого нет стрел любви.
  • Действие третье. Виконт со своей молоденькой любовницей приходят к врачу, чтобы вылечиться от венерической болезни. Судя по разыгравшемуся скандалу, предыдущее лечение пользы не принесло.
  • Четвёртый эпизод. В будуаре графини, заполненном скучающими гостями, совершается её утренний туалет. Она пытается копировать «большие выходы» французского короля. Здесь присутствует адвокат, который был на первой картине. В этом доме он – свой человек, которому благоволит графиня. Слуга негритёнок приносит статуэтку – олень с рогами. Это один из намёков на неверность жены, которых много на полотне.
  • Пятая картина. Муж застал жену с любовником, вызвал его на дуэль и получил смертельную рану.Полуголый амант убегает в окно. Графиня, стоя на коленях, вымаливает прощение у мужа.
  • Завершение цикла. Узнав из газеты, которая брошена на пол, о казни любовника, графиня принимает яд. К ней приносят проститься дочь, которая отмечена на лице пятном сифилиса. Других детей в семье не было. Это означает, что род графов вскоре прервётся.

Вот как Хогарт рассказал о нравах современного ему общества.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что живописец был новатором, который в духе Просвещения показывал изъяны и теневые стороны социума.

Источник: https://autogear.ru/article/362/426/kartinyi-uilyama-hogarta-s-opisaniyami-i-nazvaniyami/

Карьера проститутки.Уильям Хогарт. | Волшебная сила искусства

 Выбрала работы  художника Уильяма Хогарта (1697-1764г)по просьбе моего друга Гали Девяткиной.

Очень интересный художник, гравер и теоретик искусства, основоположник английской национальной школы живописи.

Получил признание и широкую известность как автор нравоучительных серий, живописующих «нравственные сюжеты, способствующие развлечению и совершенствованию ума», а также «служащие общественной пользе». 

Автопортрет, 1745.

             Хогарт изобразил себя с вызывающей непритязательностью: он одет по-домашнему, вместо парика на голове  теплая шапка. Курносое лицо со шрамом на лбу – след полученной в детстве травмы – выдает  решительность и уверенность в себе, присущую человеку, который добился всего благодаря собственным усилиям.

     Палитра помещена рядом с книгами любимых авторов Хогарта – Шекспира, Мильтона и Свифта. Почти столько же места, сколько собственному изображению,  художник отводит веселому приятелю – мопсу Трампу.

            Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер.

     Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

        Уильям Хогарт родился в Лондоне в семье сельского учителя латыни Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс. Был первым ребенком супругов. Бедность толкнула отца Хогарта переехать в Лондон, где он работал типографским корректором.

            Уильям с раннего детства проявил незаурядные способности к рисованию, был весьма наблюдателен и имел великолепную память на детали.

       В 1713 году Хогарт, не закончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо.

Замысел Компании Южных морей»

     В 1720 году он открывает собственную небольшую граверную мастерскую. Его первыми самостоятельными работами были графические сатиры о крахе акций Компании Южных морей.

    В 1730—1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. 

        Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин.

       В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна».

       В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине».

Сегодня мы познакомимся из серией его гравюр :

КАРЬЕРА ПРОСТИТУТКИ:

      Серия показывает историю молодой девушки Молл  Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего.

       В 2006 году на экраны вышел телевизионный фильм «Карьера продажной женщины» («A Harlot's Progress»), иллюстрирующий своеобразную версию создания серии

Картины этой серии не сохранились,только гравюры.

            ПРОСЬБА НЕ СПЕШИТЬ,РАССМАТРИВАЯ ГРАВЮРЫ,КАЖДАЯ ИЗ НИХ,КАК КНИГА РАСКРЫВАЮЩАЯ ЭТАПЫ ЖИЗНИ ПРОСТИТУТКИ.

    Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе, в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном.

1.             В ловушке у сводницы.

            Художник делит картину на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно.

С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст молодая проститутка. 

            В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» 

 2           Ссора с евреем покровителем.

            Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Она имеет богатый гардероб и прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка, а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем.

     Банки косметики, маска с маскарада, ее квартира украшена картинами, иллюстрирующими ее противоречивое сомнительное положение. Она опрокидывает стол, чтобы отвлечь внимание торговца, в то время как служанка помогает скрыться второму любовнику.

 3     Арест.

                Молл из содержанки стала обычной проституткой. Ее горничная теперь старая, больная сифилисом тетка.

Её кровать — её единственный главный предмет мебели, а поза кошки иллюстрирует настоящее положение Молл.

Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или черную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего,сексуальные игры  и садомазохизм.

                   Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтон, намекает на сексуальную связь Молл с преступником.

       Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы или парик, висящий на стене.

4            Сцена в БРАЙДВЕЛЛЕ.

               Молл в тюрьме Брайдвелл. Она отбивает пеньку для петель палача, в то время как тюремщик угрожает ей и заставляет работать. Служанка улыбается тому, что жена тюремщика отбирает у Молл платье, да и служанка, кажется, носит ботинки Молл.

           Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы.

        Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять.» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.

 5     Умирает,покадоктора спорят.

Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах.

       Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж.

     Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.

 6          Похороны.

              Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной.

Сын Молл беспечно играет, а пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её «воспитанницы» используют в качестве барной стойки. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя.

                     Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва.

             Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.

Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею. Пиратские копии гравюр скоро оказались на рынке, и Хогарт добился запрета бесконтрольного копирования авторских гравюр в 1734.

            Первоначальные картины серии «Карьера проститутки» были уничтожены огнем при пожаре в аббатстве Фонтхилл, доме Уильяма Бекфорда в Уилтшире, в 1755 году. Оригинальные пластины уцелели, и были проданы вдовой Хогарта Джейн Джону Бойделлу в 1789; позже они принадлежали Болдуину, Кредоку и Джою в 1818, и затем Генри Бону в 1835. Каждый владелец делал копии гравюр.

ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМИТЬСЯ ИЗ СЕРИЯМИ КАРТИН ХОГАРТА,СЛЕДУЮЩАЯ СЕРИЯ:

«МОДНЫЙ БРАК».

Источник: http://maxpark.com/community/5917/content/2157584

Ссылка на основную публикацию