Франсиско де сурбаран, картины и биография

Франсиско де Сурбаран. Натюрморты и другие картины с названиями, биография художника

Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán), гений «золотого века» испанской живописи, имеет репутацию художника мистического и даже в некотором роде «зловещего».

Его часто называют «испанским Караваджо» — впрочем, не из-за бурной жизни, состоящей из приключений и преступлений, а из-за того, что довольно долгое время Сурбаран использовал караваджиевские резкие контрасты света и тени.

А еще говорят, что никто не сумел выразить особую, горячую и страстную испанскую религиозность с такой полнотой и силой, как это удалось Франсиско де Сурбарану.

Для гения такой величины о личности Сурбарана известно удивительно мало. Спорят даже о том, из какой семьи он был.

Расхожая легенда, которыми часто пересыпаны биографии художников, повествует, как маленький Франсиско, сын небогатого крестьянина Луиса Сурбарана, пас баранов на окраине деревушки Фуэнте де Кантос и от избытка свободного времени что-то рисовал на дереве. Мимо проезжал знатный сеньор, он заметил мальчишку и забрал его в Севилью учиться. Недаром-де впоследствии Сурбаран с такой фантастической материальной осязаемостью изображал ягнёнка («Агнец божий«).

Но мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода: вряд ли её муж мог быть крестьянином. С недавних пор популярна версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, и целая галерея написанных Франсиско христианских мучениц (Касильда, Доротея, Маргарита, Аполлония, Изабелла и другие) в великолепных платьях — не что иное, как реклама семейного бизнеса.

И ведь правда: святость в их облике едва ли просматривается, а вот роскошная фактура и разнообразие тканей не могут не вызывать восхищения. Неувязка лишь в том, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока и он давно покинул родительский кров.

Бесспорно одно: когда Франсиско исполнилось 15, отец отвёз его в столицу Андалусии, Севилью к своему приятелю по имени Педро Диас де Вильянуэва. Артель Вильянуэвы расписывала статуи, использовавшиеся для религиозных процессий.

Но Сурбаран рано понял: у Вильянуэвы ему учиться нечему и поступил в Академию, возглавляемую теоретиком искусства Франсиско Пачеко. Здесь он не только познавал основы мастерства, но и познакомился с двумя другими знаменитыми в будущем художниками — Алонсо Кано и Диего Веласкесом.

И если Кано впоследствии неизменно будет видеть в Сурбаране соперника и плести против него интриги, то Веласкес на долгие годы станет Сурбарану другом.

В 19 лет Сурбаран закончил курс обучения у Пачеко, однако поступил странно и для товарищей, и для своего учителя: отказавшись сдавать квалификационный экзамен, уехал из Андалусии на родину, в Эстремадуру, где поселился в небольшом городке Льерен.

О его творчестве в этот период ничего не известно. Зато известно, что Сурбаран поспешил жениться. Его избранницей стала молодая и небедная вдовушка Мария Перес Хименес, родившая художнику троих детей, но после шести лет брака скоропостижно скончавшаяся.

Через пару лет Сурбаран женится снова. И снова на богатой вдове. Беатрис де Моралес была старше его на целых восемь лет.

Увы, нам не суждено узнать, как выглядели эти женщины — в отличие от большинства художников, вдохновенно писавших своих возлюбленных, Сурбаран в свою интимную жизнь зрителей не допускал.

Портретов самого Сурбарана тоже не сохранилось. Должно быть, он полагал греховным или нескромным выпячивать собственное «я». Шум и блеск Севильи, а позднее — столичный лоск Мадрида остались чужды его сдержанному и суровому патриархальному нраву, сформировавшемуся в провинции.

Но есть мнение, что один автопортрет Сурбаран всё-таки написал. Множество раз за свою карьеру он будет повторять один и тот же живописный сюжет — «Распятие». На однородном черном фоне ярко выделяется деревянный крест с прибитой к нему освещённой фигурой.

Контраст света и тени настолько рельефно «вылепливает» складки ткани, мышцы тела, даже гвозди на кресте, что когда в 1627-м году первое из «Распятий» Сурбарана поместят в полутёмной нише одной из церквей, молящиеся будут думать, что это не картина, а скульптура.

А в «Распятии» конца 1630-х годов (его сейчас можно видеть в мадридском Прадо) у Сурбарана неожиданно возникнет еще один герой — евангелист и живописец Лука, стоящий, задрав горбоносый профиль, у креста. Некоторые искусствоведы полагают, что это и есть автопортрет Сурбарана.

Карьера Сурбарана по-настоящему началась около 1626-го года, когда, живя в провинции, он неожиданно получил крупный заказ из Севильи. Доминиканский монастырь Сан Пабло заказал ему серию из 21 картины, по завершении очень быстро сделавшую своего автора знаменитым.

Отмечают, что та моментальная известность, которую обрёл Сурбаран, встречается в истории живописи редко. Но очевидно, сдержанно-эмоциональный строй его полотен как нельзя лучше соответствовал феномену испанской религиозности.

После доминиканцев к Сурбарану обратился небедный орден мерседариев — для них были написаны картины из жизни местного святого Педро Ноласко.

Сурбаран не успел еще завершить работу для мерседариев, как его персоной заинтересовались францисканцы: от них художник получает заказ на выполнение 4-х полотен, посвященных жизни христианского мистика XII века Бонавентуры. Ну, а почти монохромные изображения самого св. Франциска (1, 2, 3, 4, 5) становятся, как сказали бы теперь, «визитной карточкой» Сурбарана.

«Ни одному из художников не удавалось изобразить человеческую веру столь убедительно», — утверждает современный британский арт-критик Вальдемар Янушчак.

Когда к 1630-му году художник, устав кочевать по городам, окончательно переехал жить в Севилью, власти города были до крайности удивлены, что он до сих пор не имеет официального статуса и дали Сурбарану титул «почетный живописец Севильи», чем, кстати, вызвали ревность Алонсо Кано. Теперь Сурбаран выполняет заказы городских властей, но также продолжает сотрудничество с монашескими орденами: знаменитое «Видение Алонсо Родригеса» написано для иезуитов, а «Апофеоз Фомы Аквинского» — для францисканцев.

Парадокс творческой манеры Сурбарана в сочетании масштабности и монументальности его работ с доходящей до аскетизма экономией выразительных средств, которые он использует. Историки искусства с восхищением пишут о Сурбаране: «Нельзя достичь большего эффекта, пользуясь столь незначительными средствами».

Это, кстати, касается не только религиозных композиций, но и немногочисленных натюрмортов, которыми также славен Сурбаран. «Натюрморт с четырьмя сосудами», «Натюрморт с лимонами и апельсинами» — их совершенство в простоте. В них нет ничего лишнего, никакой избыточности.

Испанская слава Сурбарана, между тем, растёт и доходит до Мадрида. Веласкес, работающий при дворе, приглашает друга юности работать над оформлением новой монаршей резиденции, дворца Буэн Ретиро.

Тут Сурбаран пробует себя в не свойственных ему жанрах — пишет батальную сцену «Оборона Кадиса» и особо понравившиеся королю Филиппу IV сцены подвигов Геракла (1, 2) — любимого у испанцев античного героя.

Но, очевидно, сам Сурбаран понимает, что это «не его», и возвращается в Севилью, несмотря на то, что король пытался удержать мастера в Мадриде, пожаловав ему титул придворного художника.

В 1640-е Севилья постепенно утрачивает значение культурной столицы, к тому же половину города выкашивает беспощадная эпидемия чумы. В 1639-м умерла вторая жена Сурбарана, а спустя лет 5 он снова женится, приобретя в новом браке еще шестерых детей, ни один из которых, увы, не доживет до зрелого возраста.

Сын Сурбарана по имени Хуан был единственным из детей своего отца, унаследовавших его ремесло.

Он также стал художником, писал натюрморты (на современных выставках они экспонируются вместе с работами его великого отца) и много помогал отцу в его мастерской, но ранняя смерть Хуана стала для Сурбарана огромным ударом.

В Севилье не осталось состоятельных заказчиков, которых интересовало бы искусство Сурбарана.

К тому же мода неуловимо изменилась: теперь в почёте были не его суровые и ясные композиции, а многоцветные и немного слащавые, в духе на два десятка лет младшего художника Бартоломе Эстебана Мурильо.

От отчаяния Сурбаран даже пытался ему подражать: колорит его последних работ стал значительно светлее, появилась неведомая прежде сентиментальность (1, 2). Но всё было напрасно: былую славу вернуть художнику не удалось.

Источник: https://artchive.ru/artists/772~Fransisko_de_Surbaran

Испанская живопись с XVI по XVII векVII — Франсиско Сурбаран

Сурбаран. Св. Гуго в трапезной. Музей в Севилье

Из всех испанских живописцев «самым испанским» представляется Франсиско Сурбаран37.

Характер­но, что именно его историк называет — с полным основанием — «испанским Караваджо»! Что уже сказалось в Ианьесе, в Греко и в Руеласе, к чему стремились Майно и Эррера, то самое в Сурба-ране достигает полного и самого убедительного выявления.

 От Риберы искусство Сурбарана отличается, с одной сто­роны, тем, что в основу своего натурализма этот «живописец мона­хов» не ставит нагого тела38, с другой стороны — тем, что все у него получает еще более «материальный» характер.

Курбе и Сезанн, два великих «поклонника материи», вещественности, корпусности, дол­жны были взирать на Сурбарана, как на идеал, и многому научились на его картинах — особенно первый, заставший еще в Париже бога­тейшую коллекцию испанских картин, собранных королем Людови­ком-Филиппом и впоследствии распроданных39.

Но Сурбаран превосходит и того и другого мастера XIX в. тем, что его «материализм» не представляет собою чего-то косного. При гениально точной передаче видимости и при особенной склонности изображать все самое убо­гое, обыденное, каждая картина Сурбарана есть, во-первых, вознося­щаяся к небу молитва; она открывает чуждое светской суеты влече­ние художника к миру души.

Читайте также:  Музей рериха в нью-йорке, сша

Сурбаран. Богородица с покрывалом. Музей в Севилье

Примечания

37 Francisco de Zurbaran (по-русски Сурбаран, Зурбаран или Цурбаран) был ро­дом из деревни Fuente de Cantos в Эстремадуре; он крещен 7 ноября 1598 г.; соглас­но Паломино, его первым учителем был один неизвестный ученик Моралеса; затем в 1614 г.

в Севилье Сурбаран поступает на три года к совершенно нам неизвестному Pedro Diaz de Villanuova; первой сохранившейся работой мастера является «Concepcion» в собрании доньи Долорес Муни-Сеперо в Севилье, помеченной еще годом, относящимся к ученическому периоду (1616); в 1625 г. Сурбаран исполняет большой, выдающий влияние Риберы и Эрреры, «Алтарь св.

Петра» для собора; около этого же времени он покидает Севилью и работает в Льерене, откуда его при­зывает монастырь «de la Merced» для исполнения серии портретов монахов и кар­тин из жизни св. Педро Ноласко (ныне в Прадо и в кондатурии Севильского собо­ра).

Успех этих работ приводит к тому, что Сурбарана назначают городским живо­писцем, что возбуждает зависть Алонсо Кано, вставшего во главе направленной против Сурбарана интриги; Кано даже добивается того, что от мастера потребова­ли испытания живописной корпорацией, но чем кончилась эта распря — неизвест­но. В 1629 г. Сурбаран работает вместе с Эррерой над «циклом св.

Бонавентуры» (ныне в Берлине, Дрездене, Лувре и в Генуе); к 1630 г. относятся обе картины Ака­демии Сан-Фернандо: «Блаженный Алонсо Родригес» и «Нерукотворный образ»; к 1632 г. относится один из шедевров мастера — «Торжество св. Фомы Аквинского» (ныне в Севильском музее); около 1633 г. и позже Сурбаран занят картинами для картухи S.

Maria de las Cuevas, близ Севильи (ныне в том же музее), и тогда же он работает для церкви S. Julian и для коллегии кармелитов S. Alberto; в 1636 г. испол­нен им грандиозный эрмитажный образ «Св. Лаврентий»; в 1638 г. он занят работа­ми для картухи в Хересе (ныне в музеях Кадиса и Гренобля); около этого же време­ни С.

награжден почетным званием королевского живописца, которое, вероятно, он получил за исполнение (с 1631 по 1637 гг., а не позже, как это обыкновенно считается) цикла картин для Salon de las Reynas в Буен-Ретиро («Деяния Геркуле­са» — ныне в Прадо); с 1638 по 1639 гг. Сурбаран работает для монастыря иерони-митов в Гвадалупе (эти шедевры мастера — среди них «Глорификация св.

Иеронима» — до сих пор на своих местах); 28 мая 1639 г. он хоронит свою первую жену в Севилье; позже С. женится на Leonor de Tordera, от которой имел дочь Франсиску, родившуюся в 1645 г.; 23 декабря 1658 г. мы застаем Сурбарана живущим уже седь­мой месяц в Мадриде, куда он был призван в качестве одного из свидетелей по делу о даровании Веласкесу ордена Сантьяго.

Последние из известных нам работ мастера относятся к 1661 г. (в Будапеште и в церкви S. Juan Bautista в Jadraque) и выдают влияние Мурильо. Год смерти великого мастера нам неизвестен; но еще в феврале 1664 г. он был жив и явился экспертом по оценке одной картины в Мадри­де. Паломино восхваляет натюрморты С, однако таковых не дошло до нас.

Кроме перечисленных работ мастера, назовем еще образа: св. Доминика, св. Григория, св. Иеронима, св. Луиса Бельтрана и блаженного Энрике Сузон в Севильском музее, парный к эрмитажному «Св. Лаврентию» образ св. Антония-аббата в собрании мар­киза де Каса-Торрес в Мадриде (оба из церкви мерсенариев), св.

Игнасия Лойолы у маркиза де Вега-Инклан в Мадриде; портреты «Юного гранда» (близкий к Велас­кесу) в Берлине и «Ученого» в Бостонском музее; относящиеся к началу 1630-х гг. картины, происходящие из Севильской картухи («Мадонна с покрывалом», «Св. Гуго у монахов» и «Св.

Бруно перед папой» — все три в Севильском музее); интересней­шую серию образов женских святых в севильском госпитале «de la Sangre» (подоб­ные же картины в Лувре, в Шартрском, в Страсбургском, в Генуэзском и в других музеях), образ св. Катерины Сиенской в собрании инфанты доньи Изабеллы де Бурбон в Мадриде и, наконец, «Взятие на небо св. Франциска» в Bowes Museum в Banard Castle.

Близко к мастеру (и к Рибере) стоят его ученики братья Miguel (умер в 1692 г.) и Francisco Polanco, которым принадлежит значительнейшая часть работы в ретабле церкви S. Esteban. См. Jose Cascales у Munoz «F. de Zurbaran, su epoca, su vida e sus obras», Madrid, 1911, и его же статья в «La Espana Moderna», XVII, 198; главу «F. de Zurbaran» в книге A. L. Mayer «Die Sevillaner Malerschule»; C. Justi «Z. und sein Ende» в «Zeitschrift f. В. К.», 1912, 2; P. Lefort «Z» в «Gazette des Beaux Arts», 1892; A. Sanchez «Nuevos datos para la biografia de Zurbaran» в «La Lectura», 1905, VI; сборник воспроизведений в серии «Los Grandes Maestros de la Pintura in Espana», Madrid, № 4.

38 Исключение в этом смысле составляют картины Сурбарана «Христос после би­чевания» в Хадраке, несколько «Распятий», «Св. Иоанн Креститель» в Кадисе, «Би­чевание св. Иеронима» в монастыре Гвадалупе, «Видение св.

Педро Ноласко» в Пра-до, а также серия «Подвигов Геркулеса», исполненная им для двора, вероятно, по заказу Веласкеса (ныне в Прадо).

Всего значительнее для затронутого вопроса были бы последние картины, однако нельзя быть вполне уверенным в том, что они дей­ствительно принадлежат ему (и, во всяком случае, писаны они, в значительной сте­пени, его помощниками.

39 Бесподобным собранием испанской живописи была частная коллекция коро­ля Людовика-Филиппа, выставленная для публики в Лувре до событий 1848 г. и в 1853 г. распроданная в Лондоне. В этой коллекции значились произведения Варга-са, Моралеса, Вильегаса Мармолехо, Санчеса Коэльо, Хуана де Хуанеса, Наварре-те, Сеспедеса, четыре картины Греко («Портрет дочери», «Автопортрет», «Портрет

Помпео Леони» и «Страшный суд»), восемь картин Орренте, две картины Рибаль-ты.

две картины и портрет Руеласа, одна картина Кахеса, четыре картины и один портрет Кардуччи, одна картина Агустина дель Кастильо, двенадцать — Хуана дель Кастильо, четыре — Антонио дель Кастильо, тринадцать картин Эрреры-старшего и две «младшего», две картины и один портрет Пачеко, шесть картин Тристана, одна — Эстебана Марча, четыре — Риберы, две — Франсиско Риси, семь —Сурба­рана, две Переды, одна — X. Леонардо, одна — Кольянтеса, две — Ириарте; шесть картин и один портрет Кано, две картины Парехи, две — Мойи, четыре картины (среди них большая «Сантьяго в битве с маврами») и три портрета Карреньо, шесть картин и два портрета Мурильо, несколько картин Кл. Коэльо, одна — Менезеса Осорио, одна — Боканегры; пять картин Сересо, две — Франсиско Антолинеса, две — Паломино, десять — Вальдеса Леаля; одна картина и четыре портрета (среди них герцогини Альба и Карла III) Гойи. Большинство этих картин разошлись после аукциона в Лондоне в 1853 г. по разным частным английским собраниям, однако за время, в течение которого эти картины стояли в Лувре, они успели в значительной степени перевоспитать живописный вкус французов.

Источник: http://www.benua-history.ru/391-Surbaran.html

Сурбаран Франсиско. Биография, названия, описание картин. Сурбаран картины

Главная » Картины » Сурбаран картины

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитСурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

Защита Кадиса от англичан (1634) (302 х 323 см) (Мадрид, Прадо)

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.

Читайте также:  Музей сыра в алкмаре, голландия

В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св.

Бонавентуры.

Распятие (ок.1630) (214 х 143,5 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца.

В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника.

После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

Благовещение (1650) (217.6 х 316.4 см) (Филадельфия, Музей искусства)

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Агнец Божий (1635-1640) (37,3 х 62 см) (Мадрид, Прадо)

Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (1637-1639) (335 х 191,1) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Видение святого Петра Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Детство Девы Марии (1632-1633) (116,8 х 94) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Детство Девы Марии (ок.1660) (73.5 х 53.5 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Знамение святого Иакова (1659-1660) (291 х 165) (Мадрид, Прадо)

Мадонна с младенцем (1658) (101 х 78 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1662) (169 х 127 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (1628-1629) (239 х 222 см) (Дрезден, Худож. галерея новых мастеров)

Мученичество святого Иакова (1640) (252 х 186) (Мадрид, Прадо)

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664) (35 х 40.5 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см) (Лондон, Нац. галерея)

Натюрморт с четырьмя сосудами (ок.1660) (46 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Непорочное зачатие (1632) (252 х 992.1 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Непорочное зачатие (ок.1630) (128 х 89 см) (Мадрид, Прадо)

Омофор Богоматери (1655) (Севилья, Музей изобр. искусств)

Портрет Диего Деза (ок.1630) (166.4 х 137.8 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано (193 х 107 см) (Частное собрание)

Портрет юриста (ок.1635) (195.5 х 104.5 см) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)

Распятие (ок.1655) (165.5 х 109 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Распятие с донатором (1640) (244 х 167,5 см) (Мадрид, Прадо)

Рождество Богородицы (1629) (141 х 109 см) (Пасадена, музей Нортона Саймона)

Сан Фернандо (1630-1634) (129 х 61 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (1640-1650) (264.2 х 192.4 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см) (Частное собрание)

Святая Евфимия (ок.1637) (83 х 73 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Португальская (1635) (184 х 98 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Тюрингская (1635-1640) (125 х 100.5 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Святая Касильда (1630-1635) (171 х 107 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

Святая Лючия (Луция) (1625-1630) (133.7 x 106 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см) (Генуя, музеи Страда-Нуова)

Святой Андрей (1631) (146.7 x 61 см)

Явление апостола Петра святому Петру Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Святой архангел Михаил (совм с мастерской) (224 х 126 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Святой Бенедикт (17 век) (188 х 103,5) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Святой Диего де Алькала (1658 — 1660) (93 х 99) (Мадрид, Прадо)

Святой Лаврентий (1636) (292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Святой Лука, как художник, перед распятием (1630-1639) (105 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Святой Франциск Ассизский по словам папы Николая V, Видение (ок.1640) (180.5 х 110.5 см) (Лионский музей изящных искусств)

Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святой Франциск на молитве (1639) (162 x 137 см) (Лондон, Нац. галерея)

Уснувшая юная Дева Мария (1630-1635) (110 х 93 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Христос-Вседержитель (1638) (100 х 72) (Мадрид, Прадо)

Христос-Младенец (1635-1640) (42 х 27 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с критским быком (1634) (133 х 152) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с Лернейской гидрой (1634) (133 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Борьба Геракла с Антеем (1634) (136 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл и Цербер (1634) (132 х 151) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл отделяет горы Кальпе и Абила (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл перегородил реку Алфей (1634) (133 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геркулес побеждает царя Гериона (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Смерть Геракла (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/surbaran-kartiny.html

Франсиско Сурбаран: биография, творчество и интересные факты

Искусство и развлечения 25 декабря 2017

Данная статья расскажет об испанском художнике Франсиско Сурбаране, который являлся представителем севильской школы и золотого века испанской живописи.

Современник и друг Веласкеса? Сурбаран славился своей религиозной живописью, которая обладала большой визуальной силой и глубокой мистикой. Но его представления о живописи отличаются от реализма Веласкеса.

Композиции художника характеризуются шикарными светотеневыми решениями, поражающими воображение.

Биография Франсиско Сурбарана

Будущий великий художник родился 7 ноября 1598 года в поселении Фуэнте-де-Кантосе в испанской провинции Эстремадура. Его отец, Луис Сурбаран, был богатым баскским торговцем, обосновавшимся ранее в этих местах.

Мать великого испанского художника звали Изабель Маркес. Родители Франсиско де Сурбарана поженилась в соседнем городе Монестерио 10 января 1588 года.

Кстати, еще два других известных живописца испанского золотого века родились немного позже Сурбарана: великий Веласкес (1599-1660) и Алонсо Кано (1601-1667).

Начало творческого пути

Вероятно, его путь как художника начался в школе изобразительного искусства Хуана де Роэласа в родном городе Фуэнте-де-Кантосе.

В 1614 году Франсиско Сурбарана приняли в мастерскую художника Педро Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) в Севилье, где он встретился с Алонсо Кано в 1616 году. Испанский художник, вероятно, также был знаком с Франсиско Пачеко, учителем живописи Веласкеса.

Помимо этого, на него оказал некоторое влияние художник Санчес Котан, как видно из натюрморта, который написал Сурбаран примерно в 1633 году.

Его ученичество было завершено в 1617 году, когда он женился на Марии Паес.

Картина «Непорочный», которая считается началом его профессиональной карьеры, предположительно была написана в 1616 году и на данный момент хранится в частной коллекции Пласидо Аранго.

Читайте также:  Жиль, антуан ватто - описание картины

Но специалисты считают, что фактическая дата написания этого полотна — 1656 год, поскольку здесь заметно влияние Тициана и Гвидо Рени, что было более характерно для последнего творческого периода художника.

Видео по теме

Семья Франсиско Сурбарана

В 1617 году он поселился в городе Лерене, провинция Эстремадура, где и родились его трое детей: Мария, Хуан, Изабель. Его единственный сын Хуан родился в 1620 году и стал художником, как и отец, он умер во время великой эпидемии чумы, которая произошла в Севилье в 1649 году. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес.

Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. В 1939 году Беатрис скончалась от тяжелого заболевания. В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. У них родилось шестеро детей.

Христианские мотивы в творчестве

В 1622 году он уже был признанным и влиятельным художником. Его наняли, чтобы разрисовать церковный алтарь в родном городе. В 1626 году в присутствии нотариуса он подписал новый контракт с обществом проповедников доминиканского ордена Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье.

За восемь месяцев ему пришлось нарисовать двадцать одну картину. В 1627 году он написал полотно «Христос на кресте», которым так восхищались его современники, что муниципальный совет Севильи официально предложил художнику в 1629 году обосноваться в их городе.

Фото картины представлено ниже.

На этом полотне изображено распятие Христа. Он пригвожден к грубому деревянному кресту. Белая ткань, опоясывающая его талию, задрапирована в стиле барокко. Она резко контрастирует с хорошо сформированными мышцами тела Христа.

Его лицо склонено к правому плечу. Страдание, которое невыносимо, все же уступает перед его последним желанием воскрешения, перед последней мыслью об обещанной жизни. Измученное тело Христа наглядно это демонстрирует.

Стиль этого произведения Франсиско де Сурбарана — барокко.

Как и у Веласкеса, ноги Христа на картине Сурбарана прибиты отдельно. В то время художники пытались воссоздать мучительность распятия. Но многие богословы считали, что тела Иисуса и Марии должны быть совершенными.

Сурбаран хорошо внял этим требованиям церкви, утвердив себя в качестве выдающегося мастера в 29 лет.

В 1631 году испанский живописец создал еще один шедевр — картину «Апофеоз Фомы Аквинского», которая поразила его современников.

Переезд в Севилью

Франсиско де Сурбаран считался живописцем образов, то есть религиозным художником, специализировавшимся на изображениях святых. В 1628 году Сурбаран подписал новый контракт с одним из севильских монастырей.

Он поселился в городе вместе со своей семьей и работниками его мастерской.

В этот период он написал картину «Сан-Серапио», изображающую одного из монахов-мучеников, умершего в 1240 году после пыток, которым его предположительно подвергли английские пираты.

Братья Ордена, к которому принадлежал Сан-Серапио, в дополнение к традиционным обетам целомудрия, нищеты и послушания объявляли обет искупления или крови.

В согласии с ним они обещали отдать свою жизнь в обмен на спасение пленников, которые боятся потерять свою веру. Сурбаран хотел выразить весь ужас пыток и смерти, но при этом избежать появления в композиции даже капли крови.

Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана.

Называя себя мастером-художником города Севильи, испанский живописец вызвал ревность своих коллег, например, презираемого им Алонсо Кано.

Сурбаран отказался сдавать экзамены, дававшие ему право использовать этот титул, потому что считал свою работу и признание великих художников более ценными, чем мнение гильдии живописцев Севильи, настроенных против него.

На Сурбарана буквально сыпались заказы как от членов благородных семей Испании ,так и от покровителей великих монастырей.

Расцвет карьеры

В 1634 году он совершил поездку в Мадрид. Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. Он встретил там своего друга Диего Веласкеса, с которым он анализировал собственные работы. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени.

В Мадриде он становится придворным художником. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана. Став придворным живописцем, он вернулся в Лерену, где бесплатно написал картину для церкви Богоматери Гранады, поскольку был предан Деве Марии. Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи.

Картина «Погребение мощей святого Бонавентуры»

В 1629 году Сурбаран пишет известную картину «Погребение мощей Святого Бонавентуры», которую эксперты считают венцом его творчества. Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Произведение написано маслом на холсте. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину.

На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Вокруг одра художник изобразил шесть францисканских монахов. Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский.

Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Композиция считается одной из самых рискованных и лучших в творчестве Франсиско де Сурбарана.

Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине.

Новый рынок

Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. Иногда коллекции полотен, изображавшие святых, содержали более десяти работ. В 1638 году он потребовал выплату суммы, которую южно-американские закупщики были ему должны.

Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки.

К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку.

Ниже вы видите картину «Святой Иероним с ангелами».

В 1647 году перуанский монастырь заказал ему тридцать восемь картин, двадцать четыре из которых должны были быть большого размера. На американский рынок он также продавал некоторые полотна, не касавшиеся религиозной тематики, например натюрморты. Они компенсировали уменьшение андалузской клиентуры.

Натюрморты

Картина «Лимоны, апельсины и роза» считается единственным натюрмортом Франсиско Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.

На холсте изображены желтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей в ней розой. Все эти предметы ярко выделяются на темном фоне позади них.

Многие эксперты считают, что данные фрукты и кухонная утварь являются религиозной метафорой Святой Троицы.

Ниже представлено фото данного произведения.

Натюрморт » Тарелка и чашка с розой» находится в Лондонской галерее. В Мадриде хранится картина «Четыре сосуда», которая считается самым известным произведением Сурбарана в данном жанре.

Снова для Южной Америки

Также Сурбаран заключил договор с покупателями из колоний, согласно которому он продал в Буэнос-Айрес пятнадцать картин мучеников, пятнадцать изображений королей и знаменитых людей, двадцать четыре картины, изображавшие святых и патриархов (все большого размера), а также девять голландских пейзажей.

Картина «Святой Доминго»- одна из них. Вы видите ее ниже.

Последние годы жизни живописца

Франсиско Сурбаран скончался в возрасте 65 лет. В последние годы он имел мало заказов и потерял свою популярность. Бытует миф, что великий художник скончался в нищете, однако это не так. После смерти он оставил хорошее наследство своим детям в сумме двадцать тысяч реалов. Его картины хранятся в музейных коллекциях по всему миру.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/265379/

Ссылка на основную публикацию